Бронхит: симптомы и лечение у детей

Особенности протекания и лечения бронхита у детей

Эликсир КОДЕЛАК ® БРОНХО С ЧАБРЕЦОМ подходит для лечения кашля с затрудненным отхождением мокроты как у взрослых, так и у детей с 2 лет.

Подробнее о КОДЕЛАК ® БРОНХО.
Имеются противопоказания. Необходимо получить консультацию специалиста.

При покупке средств от кашля для ребенка необходимо обращать внимание на возрастные ограничения. Современные противокашлевые препараты в разных формах выпуска и дозировках предназначены для детей разных возрастных групп.

Для облегчения сухого кашля у детей в зависимости от их возраста используют противокашлевые препараты в разных лекарственных формах выпуска — капли, сироп или таблетки.

При лечении влажного кашля у детей целесообразно использовать средства не только уменьшающие вязкость мокроты, но и обладающие отхаркивающим действием.

Узнать подробнее об эликсире КОДЕЛАК ® БРОНХО С ЧАБРЕЦОМ.
Имеются противопоказания. Необходимо получить консультацию специалиста.

Сухой и влажный кашель имеют разные причины возникновения и механизмы развития, поэтому для лечения разных видов кашля используют разные лекарственные препараты.

Для удобства применения и точности дозирования препараты от кашля для детей обычно комплектуются мерной ложечкой или мерным колпачком.

Надсадный лающий кашель у детей является частым признаком поражения верхних дыхательных путей при простуде, а также при ряде инфекционных заболеваний, в том числе при коклюше.

Препарат КОДЕЛАК ® БРОНХО С ЧАБРЕЦОМ удачно сочетает изученные свойства синтетических молекул и целебные свойства лекарственных трав.

Подробнее о КОДЕЛАК ® БРОНХО.
Имеются противопоказания. Необходимо получить консультацию специалиста.

Бронхит — распространенное заболевание дыхательных путей. У детей чаще всего болезнь протекает остро, имеет инфекционную природу, что обусловлено воздействием респираторных вирусов на слизистую, покрывающую бронхи изнутри. Как и для всех респираторных заболеваний, для вирусного бронхита характерен сезонный рост заболеваемости, с пиком в осенне-зимний период. Следует отметить, что поражение бронхов более типично именно для детей, нежели для взрослых.

Как вылечить острый бронхит у ребенка и при этом не навредить малышу? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Бронхит и его симптомы у детей

Как следует уже из названия заболевания, для него характерно воспаление бронхов, слизистой оболочки или всей толщи стенок бронхов. Причиной воспалительного процесса могут быть инфекционные агенты, аллергены, а также негативное воздействие факторов внешней среды — смог, частички пыли, выхлопы автомобилей, вдыхание паров химических веществ и многое другое.

В зависимости от причины, вызвавшей развитие заболевания, выделяют инфекционный и неинфекционный бронхит.

  • В подавляющем большинстве случаев причиной острого инфекционного бронхита являются респираторные вирусы — вирусы гриппа и ОРВИ. Значительно реже острый бронхит имеет бактериальную или смешанную вирусно-бактериальную природу. Как правило, бактериальный, или гнойный, бронхит является вторичным. Развивается он на фоне первичной вирусной природы заболевания и, по сути, является его осложнением при неадекватном или несвоевременном лечении.
  • Разновидностью неинфекционного бронхита является аллергический, а также обусловленный химическими или физическими факторами.

По продолжительности и цикличности возникающего в бронхах воспалительного процесса бронхит может быть острым или хроническим.

  • Для острого типичны «грудной» кашель с возможным периодическим отхождением сгустков мокроты. Также могут быть общие симптомы, свойственные простудным заболеваниям: повышенная температура тела, слабость, недомогание, астения и другие проявления интоксикации. Как правило, продолжительность острого бронхита не превышает 2–3 недель.
  • Для хронического бронхита типичны периодически повторяющиеся эпизоды обострений в течение года.

Помимо прочего, вследствие хронического воспалительного процесса происходят вторичные изменения структуры бронхов и формируются нарушения дыхательной функции легких. Обострения бронхита при такой форме болезни повторяются с частотой не менее 3 раз в год [1] .

Среди всех болезней органов дыхания у детей на долю острого бронхита приходится около 20% [2] . При этом у детей раннего и младшего дошкольного возраста этот показатель еще выше и достигает 30–40% [3] . Например, у детей в возрасте до 4 лет случаи заболевания острым бронхитом встречаются в 2–4 раза чаще, чем у детей более старших возрастных групп (7–15 лет) [4] .

Локальный иммунитет верхних дыхательных путей у детей до 6 лет еще не до конца сформирован, секреторный иммуноглобулин А и противовоспалительные цитокины синтезируются в недостаточном количестве. Поэтому инфекция у детей из носоглотки и горла легко «спускается» в нижние дыхательные пути и вызывает воспаление [5] . Особенно опасен острый бронхит в первые 18 месяцев жизни ребенка. Именно в этот период в его легких происходят формирование бронхиол и альвеол, становление местного иммунитета [6] .

Почти в 90% случаев острый бронхит вызывают именно вирусы [7] . Поэтому шанс заболеть значительно повышается осенью и зимой, в период активности гриппа и других ОРВИ [8] .

Когда инфекционный агент попадает на слизистую бронхов, начинается воспалительный процесс. Организм вырабатывает большое количество биологически активных веществ, цитокинов и медиаторов воспаления [11] . Воспаленная слизистая отекает, увеличиваясь в толщине. Как следствие — сужается внутренний просвет бронхов, что может приводить к нарушению вентиляции легких и затрудненному дыханию. Этому аспекту необходимо уделять повышенное внимание, особенно у детей младшего возраста. Даже незначительное воспаление слизистой бронхов может стать причиной дыхательной недостаточности.

Параллельно под влиянием раздражающего действия вирусов и формирующегося воспалительного процесса начинает активнее вырабатываться слизистый секрет бронхов. С его помощью в нормальных условиях бронхи самостоятельно очищают себя изнутри от чужеродных агентов, попавших на их поверхность. Однако при воспалении эвакуационная работа слизистой бронхов нарушается, и выведение секрета становится затруднительным. Как следствие, слизь скапливается в просвете бронхов, затаивается, становится густой и вязкой. Так формируется патологическая мокрота, состоящая из слизистого секрета, отмерших клеток слизистой бронхов, микробов и продуктов их жизнедеятельности. Мокрота служит хорошей питательной средой и субстратом для размножения бактерий. Поэтому застой мокроты в бронхах грозит риском развития вторичных бактериальных осложнений, таких как гнойный бронхит или пневмония.

В связи с этим при лечении бронхита у детей комплекс лечебных действий должен быть направлен на скорейшую борьбу с воспалением, а также разжижение и стимуляцию отхождения мокроты из бронхов.

Типичным симптомом бронхита у детей является кашель. Зачастую он — единственное проявление заболевания. Приступы, как правило, идут «из глубины» грудной клетки и могут сочетаться с неприятными ощущениями за грудиной. Кашель может быть с незначительным отхождением мокроты или вовсе без нее. В детском возрасте процесс отхаркивания намного сложнее, чем у взрослых — мокрота у детей более вязкая, а дыхательная мускулатура, выталкивающая слизистые массы, еще недостаточно развита. Слабая сила кашлевых толчков, анатомически узкий просвет бронхов, сопровождающийся при бронхите дополнительным бронхоспазмом и отеком слизистой, затрудняют выведение мокроты. Вот почему лечение кашля при бронхите у детей должно быть комплексным, направленным как на разжижение густой мокроты, так и на стимуляцию самого процесса отхаркивания, а также на борьбу с воспалением и спазмом гладкой мускулатуры бронхов.

Помимо кашля, проявлениями бронхита у ребенка могут быть также:

  • незначительное повышение температуры;
  • слабость, астения;
  • снижение активности, аппетита;
  • ухудшение общего состояния [12] .

Дети младшего возраста не могут точно сказать, что именно их беспокоит, но становятся капризными, раздражительными, вялыми [13] .

Последствия заболевания

Неправильное или несвоевременное лечение бронхита у ребенка может привести к развитию осложнений, затяжному течению болезни или переходу ее в хроническую форму. Наиболее грозным осложнением бронхита является пневмония. Часто острый бронхит может сочетаться с воспалительными процессами верхних дыхательных путей и ЛОР-органов — синуситом, отитом или тонзиллитом [14] .

Если воспалительный процесс в бронхах затягивается, может изменяться само строение слизистой оболочки [15] . В этом случае происходит ее необратимая деформация, которая становится предрасполагающим фактором развития астмы и/или хронической обструктивной болезни легких.

Поэтому не стоит ждать, что острый бронхит пройдет сам по себе. Необходимо своевременно обратиться за помощью к педиатру и далее четко соблюдать его рекомендации.

Как правильно лечить бронхит у ребенка: особенности терапии

Чтобы вылечить бронхит у ребенка, необходимо обеспечить создание ему условий, способствующих скорейшему выздоровлению, и подобрать подходящие лекарственные препараты.

Малышу следует обеспечить покой и полупостельный режим. Воздух в помещении должен быть теплым, но при этом комнату рекомендуется несколько раз в день проветривать. На время проветривания ребенка следует или увести из комнаты, или накрыть одеялом и повернуть спиной к окну.

Желательно, чтобы воздух не был слишком сухим, особенно зимой. Для поддержания оптимальной влажности воздуха можно использовать специальные готовые увлажнители или подручные средства, например, поставить емкость с водой около нагревательных приборов или завесить радиаторы отопления влажной тканью и периодически ее менять. В питании ребенка при бронхите должно быть достаточно белка, дополнительно можно давать поливитамины [16] .

Из лекарственных средств используют средства этиотропной терапии — противовирусные препараты и/или антибиотики, в зависимости от вида возбудителя, ставшего причиной болезни. Также применяют широкую палитру симптоматических средств — жаропонижающие, противовоспалительные, муколитические и отхаркивающие препараты. Оптимально использовать 2–3 препарата, которые в совокупности обладают всеми перечисленными свойствами.

В среднем острый бронхит у детей лечат 1–2 недели, если нет осложнений или предрасполагающих к ним факторов. Длительность приема препаратов указывается в инструкции и может несколько отличаться от сроков самого заболевания.

Лекарственные средства для детей

К лекарствам для детей предъявляют повышенные требования. Они должны быть безопасны, а разница между лечебной и токсической дозой должна быть как можно больше. Это уменьшает риск развития нежелательных явлений в случае передозировки при непреднамеренном приеме препарата.

Детские лекарственные средства должны быть удобными для приема и применения у малышей, поэтому предпочтительны жидкие формы выпуска (капли, сиропы, суспензии) или свечи. В сиропах желательно минимизировать наличие спирта, сахара, ароматизаторов, красителей, а также других ингредиентов, несущих потенциальный риск развития аллергических реакций. Зачастую основу детских препаратов образуют натуральные составляющие, в частности растительные средства и экстракты целебных трав. Как мы уже говорили, лучше использовать комбинированные препараты, которые содержат в своем составе несколько компонентов, направленных на комплексное лечебное действие.

Распространенной ошибкой при лечении бронхита является бесконтрольно широкое применение антибактериальных препаратов. Так как в подавляющем большинстве случаев острый бронхит вызывают вирусы, то лечение необходимо начинать с приема противовирусных средств. Антибиотики же следует использовать исключительно по назначению врача. Их выписывают только при бронхите подтвержденной бактериальной природы, при осложнениях и при наличии хронических очагов инфекции [17] .

Целесообразно применение противовирусных средств, интерферонов или иммуномодулирующих препаратов, стимулирующих выработку собственных интерферонов в организме [19] . Особенно если ОРВИ началась с поражения верхних дыхательных путей (носа и горла). К таким лекарственным препаратам относят «Арбидол», «Гриппферон», «Генферон Лайт», «Виферон», «Амиксин».

Применять их лучше всего с первых же дней заболевания, оптимально ― в первые 48 часов от момента появления начальных симптомов простуды. Необходимо четко следовать схеме приема, которая указана в инструкции по медицинскому применению этих препаратов. Для детей существуют специальные детские формы и дозировки указанных препаратов, каждую из которых можно использовать с определенного возраста ребенка. Этот момент обязательно следует уточнить перед покупкой лекарственного средства.

При кашле и остром бронхите у детей также используют препараты, которые уменьшают выраженность воспаления в дыхательных путях и в слизистой бронхов. Одним из наиболее популярных действующих веществ является фенспирид (средства на его основе: «Эреспал», «Эриспирус», «Сиресп» и другие). Для детей эти препараты выпускают в виде сиропа.

Облегчение кашля и выведение мокроты из бронхов — главные направления терапии острого бронхита у детей. Они позволяют предотвратить присоединение вторичной бактериальной инфекции, улучшить состояние ребенка, снизить длительность лечения и не допустить осложнений [20] .

Стоит особо отметить, что при бронхите не рекомендуется использовать противокашлевые средства, подавляющие или угнетающие кашлевой рефлекс. Подавление кашля препятствует нормальному отхождению мокроты из бронхов, способствует ее застою и несет потенциальный риск развития осложнений. Рекомендуется раннее применение муколитиков, стимулирующих очищение бронхов [21] и способствующих скорейшему переходу кашля из непродуктивного или малопродуктивного в продуктивный с мокротой. Наиболее популярными муколитическими веществами являются амброксол, бромгексин и ацетилцистеин. Основной принцип действия всех муколитиков заключается в разжижении вязкой густой мокроты. Переход мокроты в жидкое состояние уже облегчает ее отхождение.

Вместе с тем у детей этого может быть недостаточно. Слабая сила кашлевых толчков и несформированный навык отхаркивания могут создавать предпосылки к плохому отхождению даже жидкой мокроты и, как следствие, риску «заболачивания» легких. Поэтому часто лечение дополняется применением отхаркивающих средств, активно стимулирующих выведение мокроты из бронхов. Большинство этих средств имеют растительное происхождение — тимьян (чабрец), алтей, термопсис, экстракт листьев плюща, подорожника и т.д. Растительные экстракты входят в состав многих препаратов, которые применяют для лечения бронхита у детей. Например, «Коделак Бронхо с чабрецом», «Бронхикум», «Проспан» и другие.

Также следует отметить, что среди муколитиков отхаркивающим потенциалом обладают молекулы бромгексина и амброксола.

Отдельно стоит рассмотреть группу комбинированных препаратов для лечения бронхита у детей. Они содержат в своем составе сразу несколько компонентов и одновременно обладают комплексным эффектом — муколитическим, отхаркивающим, противовоспалительным, спазмолитическим и даже противовирусным действием.

Примеры таких препаратов — «Аскорил экспекторант» и «Коделак Бронхо». Первый препарат содержит в своем составе бромгексин, гвайфенезин и сальбутамол. «Аскорил экспекторант» способствует разжижению мокроты и ее выведению, имеет бронхолитическое и муколитическое действие. Из аптек его отпускают только по назначению врача, так как препарат имеет рецептурный статус.

«Коделак Бронхо» выпускается в двух лекарственных формах — эликсир и таблетки, несколько отличающихся в своем составе. Эликсир «Коделак бронхо с чабрецом» разрешен к применению у детей с 2 лет и имеет в составе три основных компонента — амброксол, глицират (получаемый из корня солодки) и экстракт травы чабреца. Таблетки «Коделак бронхо» могут применяться у детей с 12 лет и также имеют многокомпонентный состав — амброксол, глицират, термопсис и натрия гидрокарбонат. В комплексе препараты обладают муколитическим, отхаркивающим, противовоспалительным и противовирусным действием. При этом действующие вещества в нем содержатся в тщательно выверенной дозировке — компоненты усиливают действие друг друга [22] .

При лечении острого бронхита у детей важно обеспечить ребенку уход и правильно подобрать лекарства. Препараты для выведения мокроты и противовирусные средства можно использовать с первых же дней заболевания. При этом лекарства комплексного действия предпочтительнее. А вот антибиотики следует принимать только после обследования у педиатра.

Советы по выбору комплексного препарата

Существует несколько препаратов, которые позиционируются как комплексные лекарства от кашля. Как выбрать среди них подходящий?

Перед тем как купить препарат для лечения бронхита у ребенка, в первую очередь смотрите, с какого возраста можно принимать лекарство. Также в инструкции обязательно указан состав препарата, его вспомогательные компоненты, дано описание действия каждого вещества — изучите эту информацию внимательно.

Иногда комбинированными называют препараты, состоящие из нескольких компонентов, даже если оба этих компонента направлены на решение одной и той же проблемы, например, выведение мокроты. Однако предпочтительнее выбирать препараты, которые оказывают действие сразу на несколько звеньев патологического процесса при бронхите у ребенка. Например, которые одновременно снимут воспаление, улучшат отхождение мокроты, помогут организму бороться с вирусами и бактериями, восстановить поврежденную слизистую оболочку, снять спазм бронхов.

Например, глицирризиновая кислота, которая входит в состав эликсира «Коделак Бронхо», обладает одновременно противовирусным и противовоспалительным эффектом, снимает выраженность аллергического компонента бронхита. Экстракт чабреца обладает сразу отхаркивающим, противовоспалительным, спазмолитическим действием, стимулирует регенерацию и восстановление поврежденной слизистой бронхов. А амброксол обладает выраженным муколитическим эффектом.

Бронхит у детей: лечение, симптомы, профилактика. Обструктивный бронхит у детей — лечение, осложнение

Бронхит острый — это воспаление стенки бронхов, редко развивается у детей как самостоятельное заболевание. Чаще причиной бронхита является вирусная и кокковая инфекция.

Другой причиной бронхита у детей служит осложнение после ОРЗ, гриппа, хронического тонзиллита.

Признаки бронхита у ребёнка

Бронхит начинает развиваться, как правило, на 2-3 сутки после начала респираторного заболевания. Определить бронхит можно по следующим признакам.

Некоторые признаки можно выявить по жалобам детей. Если они подросли и могут описать свое самочувствие. Ощущения малышей 1 года жизни будут такими же.

● Появление лихорадочной реакции. Температура до 38,5 градусов

● Жжение, неприятное чувство в груди

● Кашель — основной симптом бронхита. Сначала сухой, с пятых суток болезни-с мокротой, влажный, более мягкий

● Мокрота коричневатого или зеленого цвета. Может включать прожилки гнойные

● Хрипы при прослушивании с помощью фонендоскопа. После кашля хрипы почти исчезают

Выздоровление после болезни бронхитом у ребенка происходит через 7-14 дней.

Обструктивный бронхит у детей лечение

Заболевание бронхитом у ребенка первого года жизни протекает по типу обструктивного бронхита. «Обструкция» в переводе с латыни обозначает преграда, закупорка.

Возникает из-за образования большого количества слизи, отека слизистой бронхов и спазма бронхов. Свистящие хрипы при такого рода бронхите будут слышны без фонендоскопа. Удушья тем не менее у малыша не возникает.

Читайте также:  Роль отца в воспитании ребенка

Капиллярный бронхит у детей протекает в более в тяжелой форме. При таком бронхите образуются гнойные пробки в просветах бронхов.

Из-за нарушения вентиляции легких у ребенка затрудняется дыхание, появляется отдышка. Дыхание будет поверхностным, шумным. Грудная клетка малыша как-будто вздувается, становится больше.

Кожа малыша при капиллярном бронхите становится синеватой или серой. Ещё и окраска губ также приобретает подобный оттенок.

Сильно повышается температура.

Общее возбуждение ребенка, интоксикация.

Кашель надрывный. Иногда провоцирующий рвоту.

Могут начаться судороги. При этом незамедлительно обратиться к врачу.

Облитерирующий бронхит может развиться как результат заращения просветов в бронхах. Образуется эмфизема легких.

В итоге нарушается кровоток в легочных тканях, прогрессирует недостаточность дыхательная. В пораженном участке легких ребенка происходят необратимые изменения.

Осложнение после бронхита

Осложнения встречаются не часто. Но следует знать, что возможно развитие острой пневмонии вследствие нарушения проходимости в бронхах.

Острый бронхит иногда вызывает спадение легких (ателектаз). Поэтому внимательно наблюдайте за ребенком, даже если он пошел на поправку после бронхита.

Иногда кашель при ларингите и бронхите похож. Понять бронхит или ларингит у ребенка поможет только врач.

Лечение бронхита у детей

При бронхите необходимо лечение комплексное, который назначит ваш доктор. Заболевшему ребенку в первую очередь нужен хороший уход и разнообразное питание.

Соблюдение основных лечебных мер способствует быстрейшему выздоровлению ребенка при бронхите.

◉ Организовать малышу постоянное теплое питье. Благодаря поступлению теплой жидкости, идет прогревание бронхов, гортани. Потоотделение, выведение мочи ускоряется. Таким образом, быстрее выводятся токсины из организма.

◉ Проветривать помещение в любую погоду. Заболевшему ребенку свежий воздух и кислород необходим вдвойне.

◉ При повышенной температуре обеспечить ребенку строгий постельный режим. Жаропонижающие препараты давать следует те, которые рекомендованы педиатром.

◉ При сухом кашле принимаются средства, подавляющие кашель. При влажном — отхаркивающие медикаменты, очищающие от слизи бронхи.

◉ Делать малышу теплые ингаляции с содой. В момент ингаляции не оставляйте ребенка во избежание ожога. Следите за процедурой.

◉ Очищению бронхов хорошо помогает массаж детской спинки. Он предотвращает застойные явления при бронхите.

Народная медицина при бронхите у детей

Средства и настои для питья

◐ Перед сном растирайте подошвы ног ребенка скипидарной или другой согревающей мазью. Втирание проводить так, чтобы стало печь ладони. Потом надеть на малыша шерстяные толстые носки.

Но только, если ваш ребенок не аллергик! Ведь согревающие средства: мази, растирки могут вызвать аллергическую реакцию.

◑ Облегчает откашливание у детей теплое молоко, в которое немного добавлено соды. Можно использовать для этой цели и минеральной воды, кусочек сливочного маслица.

◐ Используйте настой при кашле из цвета липы и мать-и-мачехи.

◑ Столовую ложку высушенных трав залить кипятком — 1 стаканом. Прокипятив 15 минут, настаивать в тепле час, процеженный давать пить детям при бронхите по половинке стакана, достаточно 2 раза в продолжении дня.

◐ В течении дня несколько раз давать ребенку при остром бронхите отваренный в молоке инжир.

◑ Эффективным отхаркивающим средством служит отвар цветков калины и листа черной смородины. Сырье берется по столовой ложке каждого, варится в двух стаканах воды двадцать минут, остужается, дается ребенку по 2 столовой ложки 3-4 раза за день.

◐ Сок редьки черной — хорошо зарекомендовавшее себя средство при бронхите. Очищаем редьку среднего размера , отжимаем сок, добавив большую ложку мёда (если малыш не страдает аллергией). Перемешанное средство даем ребенку три раза после кормления.

◑ При кашле рекомендуется настой алтея. Возьмем 1 чайную ложечку мелкого корня алтея, помещаем в залитый кипятком термос. Настояв несколько часов, даем пить процеженный настой малышу по столовой ложке три раза в день.

◐ Помочь откашляться совсем маленьким детям, которые не умеют этого делать, помогает постоянное переворачивание их.

Меняя часто положение ребенка с бока на бок, вы способствуете стеканию мокроты со стенок бронхов, раздражая слизистую, вызывается рефлекторный кашель. Дыхание малыша станет более свободным, когда он откашляется.

Обертывания при бронхите

На ночь можно сделать ребенку горячие обертывания с использованием любого масла растительного. Но только при отсутствии повышенной температуры. Нагрев масло до 45 градусов, пропитывают марлю, сложив ее в несколько слоев. Чтобы покрыть правую часть груди (исключая область сердца) малыша и спину надо взять большой кусок марли.

Прижимая пропитанную марлю, не давая ей остыть, оборачивают вокруг туловища ребенка. Сверху прикрывают целлофановой пленкой, вощеной бумагой. Обкладывается компресс сверху толстой тканью, одевают малышу для фиксации плотно прилегающую кофточку. Оставляют компресс на ночь. Утром тщательно протирают кожу ребенка сухой пеленкой после снятия компресса.

Ванны при бронхите у детей

Делайте болеющему бронхитом ребенку теплые ванны с хвоей сосны.

Для настоя берется сушеная хвоя около ста грамм, режется мелко, высыпается в эмалированную кастрюлю. Добавляем кипяток 2 литра.

Два-три часа надо настоять хвою. Настой добавляется в ванночку ребенка , процедура продолжается пять минут. Дважды в неделю таких ванн для эффективного лечения будет достаточно.

Средство применяется по согласованию с врачом.

◎ Ванна с конями лопуха. 100 грамм измельченных корней лопуха заливают двумя литрами воды и варят двадцать минут. Затем настаивают полчаса, процеживают и отжимают. Смешав с водой для купания, помещают малыша в ванночку. Проводят курс по пять минут 7 дней.

◎ Ванна с листом березы. Летом можно использовать свежие листики, зимой—высушенные. Листья свежие измельчают, 200 г заливают двумя литрами кипяченой воды. Настаивается час, процеживается и разводится в подготовленной для купания ребенка воде.

Ванночки делают два раза в неделю по четыре-шесть минут, всего семь раз.

Профилактика бронхита у ребенка

Важную роль в оздоровлении детского организма играет укрепление его иммунитета. Для этого надо с раннего возраста начинать закаливание у детей . Но если малыш уже подрос, не поздно сделать это в любом возрасте.

◉ Главное — это избегать переохлаждения детского организма. Обдуманно подбирать одежду ребенку для прогулок по погоде.

◉ Физические упражнения с малышом.

◉ Лечение своевременное простудных заболеваний, гриппа. Чтобы исключить осложнения в виде бронхита.

Бронхит

Описание заболевания

Бронхит является распространенным в детском возрасте заболеванием верхних дыхательных путей, характеризующемся воспалением бронхов – полых ответвленных трахеи, соединяющихся с дыхательной паренхимой легкого. Патологию несложно определить по сильному сухому кашлю, усиливающемуся при разговоре или смехе. Непродуктивный кашель спустя несколько дней меняет свою форму и приобретает слизистый характер – у ребенка начинается обильное отхождение мокроты.

Бронхит у детей чаще имеет инфекционное происхождение. В большинстве случаев заболевание вызывают вирусы гриппа и другие возбудители ОРВИ. Нередко впоследствии к поражению бронхов вирусами присоединяется бактериальная инфекция и, в таком случае, болезнь приобретает вирусно-бактериальное течение.

Бронхит, как и многие другие заболевания дыхательной системы, имеет свою сезонность: пик заболеваемости приходится на холодное время года (осень-зима). Для того, чтобы обезопасить своих близких, попробуем ответить на важный вопрос о том, как вылечить бронхит у ребенка, не допустив развития осложнений и рецидивов заболевания.

Симптомы бронхита

Клиническая картина болезни и степень выраженности симптомов зависят от разновидности бронхита. По течению различают острый и хронический бронхит. По нарушению функциональности – обструктивный и необструктивный. По локализации выделяют трахеобронхит и бронхиолит. По характеру возбудителя принято выделять инфекционную, аллергическую и токсическую формы бронхита.

Отличие острого бронхита от хронического Острая форма бронхита имеет стремительно развивающийся характер. У нее имеется четко выраженное начало и конец заболевания. Главная отличительная черта болезни – ее обратимость, то есть полное исчезновение симптомов после наступления выздоровления.

Симптомы острого бронхита:

  • сильный приступообразный кашель;
  • болезненность за грудиной;
  • наличие хрипов при дыхании;
  • одышка;
  • повышенная температура;
  • головная боль;
  • озноб и ломота в теле.

Хронический бронхит отличается длительным течением с периодами обострения заболевания. При данной форме у ребенка имеется постоянный отек слизистой бронхов, из-за которого возникают такие проявления, как одышка и ощущение нехватки воздуха. Также характерным признаком является наличие кашля, не проходящего в течение нескольких месяцев. Обострение симптомов приходится на сезон простуды и гриппа.

Отличие обструктивного бронхита от необструктивного При необструктивной форме симптомы бронхита у детей имеют временный характер, то есть проявляются только в период острой фазы и исчезают по мере выздоровления.

Обструктивный бронхит является наиболее опасной формой, характеризующейся постоянным нарушением дыхания. Данной разновидности, как правило, подвержены взрослые, однако с ней могут столкнуться и дети, подверженные астме, астматическому бронхиту или сердечной недостаточности.

Проявления трахеобронхита При трахеобронхите происходит воспалительный процесс в больших бронхах и трахее. Заболевание сопровождается сухим приступообразным кашлем с малым выделением мокроты (или ее отсутствием). Приступы кашля возникают под воздействием определенных факторов: плача, стресса, резкой перемены температурного режима, сильного вдоха и т.д. Помимо этого у ребенка возникают тупые или жгучие боли в грудине, появляющиеся во время или после приступа.

Проявления бронхиолита Бронхиолит характеризуется воспалением бронхиол – бронхиальных трубочек, локализующихся в области перехода в легочную ткань. Болезнь чаще встречается у детей первого года жизни.

Основной признак бронхиолита – появление одышки. На начальных стадиях одышка возникает при физической активности ребенка, со временем может появляться и в состоянии покоя. У малыша возникают хрипы, характерное сипение, при вдыхании расширяются крылья носа, повышается температура тела до 38-39C. Непрекращающийся лающий кашель не приносит облегчения и вызывает боли в грудной клетке.

Проявления инфекционного бронхита Инфекционная природа бронхита отличается следующими симптомами:

  • при кашле мокрота начинает хорошо отхаркиваться на 3-и или 4-е сутки;
  • при дыхании можно услышать хрипы;
  • нередко возникают болезненные ощущения в грудине;
  • температура тела значительно повышается и вызывает слабость и ломоту в теле.

Проявления аллергического бронхита Симптомы аллергического бронхита у детей несложно отличить от других форм этого заболевания. Аллергическая разновидность бронхита возникает не вследствие инфицирования организма, а под влиянием аллергенов – определенных раздражителей, вызывающих у ребенка аллергическую реакцию.

Главная отличительная черта болезни – наличие клинических проявлений исключительно при контакте с аллергеном. У ребенка отмечается сухой кашель без образования мокроты, отсутствует повышение температуры тела.

Патология требует незамедлительного врачебного вмешательства, так как имеются большие риски ее перерождения в бронхиальную астму.

Проявления токсического бронхита Токсическая (химическая) форма бронхита обусловлена постоянным воздействием на детский организм вредных веществ, находящихся в окружающем воздухе. Болезнь нередко возникает при загазованности воздуха, пыли, вредных испарениях и т.д. Данную форму можно определить по жесткому дыханию, сухому кашлю, хрипам, незначительному повышению температуры тела, гипоксемии (пониженному содержанию кислорода в крови), бледности кожных покровов.

Причины бронхита

Дети наиболее подвержены бронхиту, чем взрослые по причине особенности строения дыхательной системы. Подверженность инфицированию и быстрое распространение инфекции обусловлено узкими дыхательными ходами, слабыми дыхательными мышцами и меньшим объемом легких.

Основные причины бронхита у детей делятся на две большие группы: инфекционные и неинфекционные.

Инфекционные причины Инфекционный бронхит возникает при попадании в бронхи патогенной микрофлоры – бактерий, вирусов, реже грибков или их сочетания. Главная причина развития инфекционного бронхита кроется в ослаблении иммунной системы ребенка. Здоровый организм способен самостоятельно справиться с инфекцией. Заражение происходит лишь в том случае, если иммунная защита не справляется со своими функциями. Происходит это из-за ряда факторов, снижающих иммунитет ребенка:

  • переохлаждения;
  • неправильного питания;
  • дефицита полезных микроэлементов в организме;
  • длительного приема некоторых лекарственных средств (например, антибиотиков);
  • умственного или физического переутомления;
  • частых стрессов.

Вирусная форма бронхита возникает при попадании в дыхательные пути вирусов гриппа и парагриппа, аденовирусов, энтеровирусов, респираторно-синтициальных вирусов, риновирусов и др. Нередко вирусный бронхит развивается на фоне не до конца излеченной ОРВИ. Бактериальную форму вызывают такие бактериальные инфекции, как пневмококки, стафилококки, стрептококки, гемофильная палочка, коклюшная палочка, микоплазмы, хламидии. Реже бронхит может быть вызван грибковой инфекцией. Наиболее распространенный возбудитель грибковой формы заболевания – грибок рода Candida Albicans.

Заражение происходит воздушно-капельным или контактно-бытовым путем. Ребенок может заразиться при близком контакте с болеющими детьми или через общие игрушки, посуду, полотенца и другие предметы.

Неинфекционные причины К неинфекционным причинам бронхита относятся аллергические и токсические их разновидности.

Аллергический бронхит возникает при наличии реакции на те или иные аллергены. Наиболее часто проявление болезни связано с попаданием в организм таких аллергенов, как пыльца некоторых растений, шерсть домашних животных, химические вещества, пыль и т.д. Данная форма может возникнуть у детей, страдающих атопическим дерматитом, диатезом, пищевой аллергией, аллергической астмой.

Токсический бронхит развивается по причине воздействия на организм неблагоприятных внешних условий. Болезнь может возникнуть при частом нахождении ребенка в прокуренном помещении, загазованности окружающего воздуха, контакте с бытовыми химикатами, строительной пылью и др.

Диагностика бронхита

Диагностика заболевания начинается с осмотра врача-пульмонолога. В домашних условиях поставить верный диагноз крайне трудно. Только опытный врач способен диагностировать у ребенка бронхит, а также определить его форму и стадию.

Во время первичного осмотра специалист осматривает ребенка, выслушивает жалобы и выясняет у маленького пациента и его родителей наличие факторов, способствующих возникновению заболевания, таких как контакты с болеющими людьми, склонность к простудным заболеваниям, наличие аллергии и т.д.. Осмотр включает пальпацию грудной клетки и аускультацию (прослушивание хрипов и шумов при дыхании). После того, как врач поставит предварительный диагноз, пациент направляется на лабораторные и инструментальные исследования для подтверждения клинического предположения.

Для диагностики бронхита используются следующие методы:

  • Общеклинический анализ крови – необходим для выявления признаков инфекции в организме.
  • Лабораторный анализ содержимого мокроты – позволяет определить возбудителей заболевания при инфекционной форме болезни.
  • Рентгенография грудной клетки – обязательное исследование, помогающее врачам наглядно визуализировать патологии в органах дыхательной системы.
  • Спирография – определяет функциональное состояние легких.
  • МРТ или компьютерная томография – позволяет более детально рассмотреть легкие и бронхи ребенка.
  • Бронхоскопия – помогает специалисту изнутри визуализировать состояние слизистой оболочки трахеи и бронхов при помощи прибора бронхофиброскопа.

От полученных результатов исследований будет зависеть то, как именно лечить бронхит у детей.

Лечение бронхита

Лечение бронхита у детей должно проводиться только под контролем квалифицированного специалиста. Самолечение может нанести непоправимый вред здоровью ребенка.

Общие рекомендации Для предотвращения трансформации острой формы бронхита в хроническую родителям необходимо создать благоприятные условия для выздоровления ребенка:

  • Позаботиться о соблюдении постельного режима – малышу нужно набраться сил для борьбы с заболеванием.
  • Обеспечить обильное теплое питье для уменьшения вязкости мокроты и облегчения ее отхождения.
  • Создать комфортные условия в детской комнате – увлажнять воздух, следить за температурой в доме (не должна превышать 23C), ежедневно проводить влажную уборку и проветривать комнату.
  • При отсутствии у ребенка аппетита не кормить его насильно! Из рациона убрать грубую, острую, сильно-соленую и горячую пищу, раздражающую горло.

Медикаментозная терапия Медикаментозное лечение направлено на борьбу с возбудителем заболевания, а также снятие неприятных симптомов и облегчение общего состояния ребенка. При бактериальном бронхите врач назначает прием антибактериальных препаратов, при вирусной природе заболевания – противовирусные средства, при грибковом поражении – противогрибковые препараты. Аллергическая и токсическая формы болезни требуют приема антигистаминных средств совместно с изоляцией малыша от внешних раздражителей.

При плохом отделении мокроты из бронхов может потребоваться курс препаратов-муколитиков. Повышенная температура тела (свыше 38C) требует приема жаропонижающих средств. При ярко выраженной боли можно давать обезболивающие препараты в форме леденцов, спреев, сиропов (в соответствии с возрастом).

Физиотерапевтические процедуры В лечении бронхита хорошо себя зарекомендовали следующие методы физиотерапии:

  • ингаляции;
  • УВЧ;
  • УФ-терапия;
  • электрофорез;
  • магнитотерапия и др.

Профилактика бронхита

Для профилактики бронхита родителям необходимо чаще проводить время с ребенком на свежем воздухе, грамотно составлять рацион питания, ограничить контакты малыша с болеющими людьми и своевременно устранять любые проявления заболеваний дыхательной системы.

Комплексная диагностика состояния бронхолегочной системы проводится в центре «СМ-Доктор». После установления окончательного диагноза врачи назначают лечение, соответствующе последним достижениям медицины детского возраста.

Бронхит у детей

Бронхит — это воспалительное заболевание дыхательной системы, при котором поражаются слизистые оболочки бронхов. По характеру течения бывает острым, затяжным и рецидивирующим. У детей диагностируется чаще всего в возрасте 3-8 лет. Частая заболеваемость в детском возрасте обусловлена тем, что у детей еще не до конца сформированы дыхательная и иммунная системы.

Что вызывает бронхит у детей?

Заболевание может вызываться вирусами (грипп, аденовирусы, парагрипп), бактериями (стрептококк, стафилококк, моракселлы, гемофильная палочка, микоплазма, хламидии), а также возникать под действием физических и химических факторов (бытовая химия, домашняя пыль, шерсть животных, пыльца растений и др.). В зависимости от этого различают вирусный, бактериальный, аллергический, обструктивный, астматический бронхит.

Факторы риска

Основные причины бронхита у детей:

  • распространение инфекции на бронхи вследствие ОРВИ, гриппа или сильной простуды;
  • переохлаждение организма;
  • врожденные аномалии дыхательной системы ребенка;
  • обширные глистные инвазии.
Читайте также:  Какие овощи можно давать ребенку, как вводить в рацион

Провоцируют развитие заболевания резкие сезонные перепады температуры, повышенная влажность, поэтому рост заболеваемости бронхитом приходится на осенне-весенний период.

В группе риска находятся дети, которые вынуждены находиться среди курящих людей, в холодных и сырых помещениях, а также посещающие школы и дошкольные учреждения.

Симптомы и клиническая картина при бронхите у детей

Главные признаки бронхита у детей — сильный кашель (сухой или с мокротой), хрипы, боль в грудной клетке. Также к симптомам бронхита у детей относятся:

  • повышение температуры (от 37,1° С до 39,9° С);
  • общая слабость;
  • одышка;
  • сильное сердцебиение и тахикардия;
  • плохой аппетит;
  • повышенное потоотделение.

Методы диагностики

Первичная диагностика бронхита у детей основывается на клинических данных (характер кашля и мокроты, особенности течения и т.д.) и результатах аускультации (прослушиваются рассеянные сухие и влажные разнокалиберные хрипы, при обструкции бронхов — свистящие).

После постановки первичного диагноза для его подтверждения назначаются лабораторные анализы на бронхит у детей и инструментальные исследования:

  • анализ мокроты (ПЦР-исследование, бактериологический посев, микроскопический анализ и т.д.);
  • общий и биохимический анализ крови;
  • исследование мазков из гортани и носоглотки;
  • рентгенография легких;
  • бронхография и бронхоскопия;
  • спирография легких.

Дифференциальная диагностика проводится с бронхиальной астмой, муковисцидозом, пневмонией, туберкулезом и другими заболеваниями со схожей клинической картиной.

Какой врач лечит бронхит у детей

Бронхит у детей лечит врач-педиатр, может понадобиться помощь детского пульмонолога, детского аллерголога-иммунолога.

Схема лечения ангины у детей

Лечение бронхита у детей занимает 2-3 недели (при точном выполнении всех назначений врача). В первые сутки обязательно соблюдение постельного режима. Питание должно быть облегченным — с преобладанием молочных продуктов, овощей и фруктов. Для отхождения мокроты требуется обильное питье. Также применяется медикаментозная терапия.

Основные методы лечения и противопоказания

Чем лечить бронхит у детей, зависит от этиологии заболевания. Могут быть назначены противовирусные препараты (Умифеновира ­гидрохлорид, Римантадин и др.), антибиотики (пенициллины, цефалоспорины, макролиды), противогрибковые средства. Обязательно назначаются муколитики и отхаркивающие препараты (Амброксол, Бромгексин, Мукалтин, грудные сборы).

Жаропонижающие препараты применяются по необходимости. Можно прикладывать к груди согревающие мази и компрессы (при обструктивном бронхите это противопоказано).

Для смягчения кашля можно делать паровые ингаляции. При бронхообструкции показано применение аэрозольных бронхолитиков. Противокашлевые препараты назначаются с осторожностью, так как они имеют побочные действия.

При аллергическом бронхите показаны антигистаминные средства.

При вирусном бронхите рекомендуется полоскать горло лекарственными или травяными растворами для снятия воспаления.

Возможные осложнения

Отсутствие правильного и своевременного лечения грозит развитием следующих осложнений бронхита у детей:

  • хронический бронхит;
  • воспаление легких;
  • бронхоэкстазы (расширение бронхов);
  • дыхательная недостаточность;
  • сердечная недостаточность;
  • бронхиальная астма;
  • бронхообструкция;
  • эмфизема легких;
  • диффузный пневмосклероз;
  • «легочное сердце».

Хронический бронхит у детей. Причины, симптомы, лечение

Хронический бронхит у детей — длительно текущее заболевание с периодами обострения. Развивается при недостаточном и несвоевременном лечении, а также при постоянном воздействии вредных факторов (пыль, аллергены, газы и т.д.). Наиболее характерный признак хронического бронхита — длительный кашель, во время ремиссии сухой, а при обострении — влажный, с выделением гнойно-слизистой мокроты. При обострениях лечение такое же, как при остром бронхите. Требуется постоянное наблюдение педиатра и детского пульмонолога.

Меры профилактики бронхита у детей

Профилактика бронхита у детей включает предупреждение вирусных инфекций, избегание переохлаждений, закаливание, своевременное применение противовирусных препаратов, исключение контакта с аллергенами.

Симптомы и лечение разных форм бронхита у детей

Молодые родители далеко не всегда знают, как лечить бронхит у детей. Процесс осложняется еще и тем, что существует более пяти форм данного заболевания. У каждой из них отличаются не только симптомы, но и методы лечения. Именно на эти нюансы необходимо обратить отдельное внимание.

Разновидности бронхита

К основным видам данного заболевания у ребенка и взрослого причисляют острую простую и обструктивную форму, бронхиолит. Также специалисты обращают внимание на появление двух типов рецидивирующего заболевания и аллергического вида. Все они проявляются различными симптомами и нуждаются в полноценном лечении.

Острый простой бронхит

Обычно данная форма заболевания редко проявляется в детском возрасте. Представленному процессу сопутствует стремительное увеличение количества бактерий, которые способствуют развитию воспаления. У детей проявляются крайне неприятные симптомы. Вероятно развитие осложнений, поэтому лечение нужно начинать как можно раньше.

Клиническая картина

На первичной стадии бронхита у детей идентифицируют сухой кашель. Через несколько дней он становится гораздо более мягким, приобретая форму влажного. Происходит это примерно на четвертые-восьмые сутки.

Реже дети жалуются на неприятные ощущения или боли в грудине, которые становится намного более выраженными во время кашля.

Ко второй неделе развития бронхита кашель становится гораздо более продуктивным, а температурные показатели тела снижаются. В целом, острая форма заболевания протекает без осложнений и завершается спустя две недели.

Методы лечения

Для того чтобы добиться выздоровления, необходимо соблюдать постельный режим и в значительном количестве употреблять теплое питье. Меню у детей при остром бронхите должно быть обогащено витаминами. Родителям необходимо ежедневно осуществлять влажные уборки, а также проветривание помещений.

В лечении острого бронхита у детей не обойтись без:

  1. Противовирусных препаратов (например, Арбидол или Виферон), которые назначаются пульмонологом. Их использование имеет смысл при начале применения не позже двух дней с начала развития патологии.
  2. Жаропонижающих препаратов. Они используются при температуре от 38.5 градусов. Речь идет о Нурофене, Эффералгане, которые согласовывают предварительно с педиатром.
  3. Отхаркивающих и муколитических составов. Они делают экссудат менее густым и облегчают его выведение, допустим, АЦЦ или Бромгексин.
  4. Противокашлевых составов. Одним из них является Синекод, который применяют при навязчивом, болезненном кашле.
  5. Антигистаминных лекарств. Они назначаются для лечения бронхита у детей с выраженными симптомами аллергии.

В восстановительных целях проводятся щелочные ингаляции, например, с минеральной водой или содой. Крайне редко при остром бронхите у ребенка назначают физиопроцедуры. В условиях стационара это может быть УФО или УВЧ грудины. После того, как обострение завершилось, может проводиться электрофорез или введение диадинамических токов – ДДТ.

Острый рецидивирующий

Проявляется обструкцией (непроходимостью дыхательных путей) и затруднением выдоха, а именно экспираторной одышкой. Наиболее часто данная форма бронхита проявляется у детей до трех лет и является усугубленной формой ОВИ.

Клиническая картина

Преобладающими являются признаки вирусных инфекций – это увеличение температуры, появление соплей, болей в горле и общее нарушение состояния. По мере усугубления состояния развивается одышка, увеличивается частотность дыхания и продолжительность выдоха. Дыхание становится все более свистящим и шумным, что связано с увеличением выведения экссудата в области бронхов.

Симптомы бронхита у детей дополняются:

  • появлением сухих жужжащих и свистящих хрипов;
  • участием вспомогательной мускулатуры в процесс дыхания – западение пространства между ребрами, появление ямочек над ключицей, раздувание крыльев носа;
  • синюшностью вокруг области рта и бледностью кожи.

Ребенок начинает испытывать беспокойство. Это выражается и в физических реакциях – например, он старается сесть и опирается при этом на руки, чтобы облегчить дыхательный процесс.

Методы лечения

Восстановительный курс в данном случае делят на два последовательных этапах – с целью снятия обструкции и после этого. На первой стадии лечения бронхита у ребенка ингаляционно используют бронхолитики. Ребенку постарше назначают Беродуал, могут использоваться спазмолитики, допустим, Папаверин или Но-шпа.

При отсутствии эффекта от бронхолитиков в виде ингаляций используют глюкокортикоиды, допустим, Пульмикорт.

Если и это не помогает, гормональные препараты начинают вводить внутривенно или внутримышечно. При предрасположенности к аллергии используют антигистаминные составы. Все это позволяет справиться с обструкцией, но является завершением лишь первого этапа лечения.

Далее при остром рецидивирующем бронхите у детей необходимо:

  1. Использовать противовирусные медикаменты.
  2. Применять антибактериальные составы, которые эффективны при среднем и тяжелом течении патологии, а также на фоне осложнений.
  3. Принимать отхаркивающие средства и муколитики, чтобы успешно выводить мокроту.
  4. Прибегнуть к массажу и гимнастике. Отлично способствует выздоровлению вибрационный массаж, дыхательные упражнения. Процедуру можно проводить в домашних условиях – малыша укладывают животом на колени, голову свешивают вниз и проводят постукивание пальцами по спине по направлению к голове.

Эффективны и физиопроцедуры, например, парафиновые аппликации. Используют электрофорез с добавлением кальция или йодида калия.

Особенности бронхиолита

Это патология бронхов, которая характеризуется прогрессирующим поражением бронхиол и более мелких структур. В группе риска находятся дети от пяти до шести месяцев. Патологии характерно тяжелое течение, часто развивается респираторная недостаточность. Бронхиолит формируется под влиянием вирусов.

Клиническая картина

Наиболее критичными являются первые несколько дней с момента появления болезни. Развивается одышка, которая сопровождается неожиданными приступами апноэ (это может привести даже к гибели малыша).

После окончания данного этапа здоровье ребенка либо нормализуется, а симптомы плавно стихают через несколько дней, либо дыхательная недостаточность продолжается еще какое-то время. Обычно состояние длится не меньше двух недель.

Методы лечения

Лечить данную форму бронхита у детей можно лишь в условиях стационара:

  1. Ребенок дышит при помощи маски таким воздухом, который увлажнен кислородом. Если это не приносит желаемого результата, проводят искусственную вентиляцию легких.
  2. Обязательно обильное питание. Это связано с тем, что дети утрачивают много жидкости, что приводит к обезвоживанию. При выраженном процессе прибегают к капельному внутривенному внедрению растворов.
  3. Используют бронхолитики – в виде аэрозолей, например, Сальбутамол.
  4. Справиться с обструкцией позволяют гормоны – Преднизолон. Состав вводят внутривенно или в виде аэрозоля.

После улучшения состояния ребенка при бронхите назначают вибрационный массаж. В случае с грудными детьми – просто обеспечивают периодическое ритмичное постукивание кончиками пальцев по пространству между ребрами.

Рецидивирующая форма

Данное заболевание выявляют в том случае, когда эпизоды обострения бронхита повторяются от трех раз в год на протяжении двух лет, при этом признаки обструкции отсутствуют. Чаще всего рецидивирующая форма болезни у детей диагностируется при острой дыхательной инфекции и характеризуется длительным течением – от двух-трех недель.

Клиническая картина

Пульмонологи и педиатры выделяют три стадии болезни, развивающиеся последовательно.

СтадияСимптомы
ОбострениеПервичные симптомы совпадают с ОРВИ: увеличение температуры, назальные выделения, головные и горловые боли. Через несколько дней развивается кашель, который сначала болезненный и сухой, а затем приобретает форму влажного. Продолжается не меньше трех недель.
Неполная ремиссияДети испытывают жалобы на сильный насморк, усугубление аппетита и головные боли. Ребенка может мучить постоянно усиливающийся кашель и субфебрильная температура – от 37 градусов.
Полная ремиссияИдентифицируется вялость, бледность кожного покрова и усугубление дыхания носом. Дети могут храпеть во сне. При данной форме бронхита вероятно увеличение лимфатических узлов и потливость.

Вне зависимости от этапа болезни восстановительный курс рекомендуется начинать как можно раньше.

Методы лечения

Вводится постельный режим – на пять и более суток. Обеспечивается терапия антибиотиками (Сумамед, Амоксиклав). Необходимо принимать муколитики (Амброксол, Мукалтин), отхаркивающие – Гербион, Геделикс.

С начала обострения проводят ингаляции щелочными составами, затем – отхаркивающими. Если ребенок находится в условиях стационара, проводят УФО грудины, электрофорез с кальцием или йодидом калия.

Лечебная гимнастика отлично сочетается с постуральным дренажом – улучшается процесс выведения мокроты. В обязательном порядке процедуру осуществляют утром и перед отходом ко сну.

Рецидивирующий обструктивный бронхит

Это специфическая форма заболевания, которая периодически повторяется на фоне ОРВИ у детей младше трех лет. В некоторых ситуациях рецидивы обструктивного бронхита влекут за собой появление астмы.

Восстановительный курс на этапе обострения совпадает с терапией острой формы заболевания. На стадии ремиссии проводят профилактику, направленную на исключение рецидивов. Применяют ингаляции в виде аэрозолей с Фенотеролом, Беродуалом. В том случае, когда усугубление состояния провоцируется холодом и другими физическими факторами применяют Тайлед или Интал.

Аллергическая форма

В детском возрасте начинается как следствие воспаления в области бронхов под влиянием любых аллергенов. Последние раздражают внутреннюю поверхность бронхов при вдохе, что провоцирует кашель, который и называют аллергической формой бронхита.

Клиническая картина

Патология ассоциируется с рядом признаков, например, упорным кашлем, который проявляется приступами и обычно в течение ночи. На начальном этапе он сухой, затем приобретает форму влажного.

Сопровождается данная форма бронхита у ребенка и другими признаками:

  • усугубленное дыхание, одышка;
  • сухие или влажные свистящие хрипы;
  • резкое ухудшение общего состояния, когда аллергены проникают в детский организм.

Симптоматика может сочетаться с симптомами других аллергических болезней. Это может быть назальная заложенность, покраснение глаз и появление слез, высыпания на кожном покрове.

Методы лечения

Внимание уделяют выявление и устранение влияния аллергена. Обязательно используют антигистаминные, например, Тавегил или Супрастин. Не обойтись в лечении бронхита у детей без отхаркивающих препаратов – травяных сборов, Бромгексина – они выводят мокроту.

Отдельное внимание уделяют использованию бронхолитиков (Сальбутамол). Это позволяет облегчить респираторный процесс за счет устранения бронхиальных спазмов. Могут применяться ингаляционные глюкокортикоиды – Фликсотид. Они нейтрализуют воспалительный процесс, равно как и признаки аллергии.

Как вылечить бронхит у детей

Наверное, в мире нет таких людей, которые не сталкивались с такой проблемой, как бронхит. Бронхит представляет собой воспаление слизистой оболочки бронхов. Как лечить бронхит знают далеко немногие родители. Для лучшего понимания этого заболевания необходимо для начала разобраться в строение и функции бронхов.

Строение и функция бронхов

Бронхи представляют собой полые трубки, стенка которых состоит из трех оболочек: внутренней (слизистой), средней и наружной. Разветвляясь, бронхи образуют густое бронхиальное дерево, а главные функции бронхов состоят в проведении, согревании, увлажнении и очищении воздуха.

Бонхит представляет собой воспаление слизистой оболочки бронхов.

Бронхит и причины его развития

Бронхит неразрывно связан с респираторными вирусными инфекциями. По данным всемирной организации здравоохранения , острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) занимают первое место в структуре заболеваемости детей раннего возраста. Таким образом, вирусы являются одной из самых частых причин развития острого бронхита. Помимо вирусов, к бронхиту приводят бактерии, воздействие химических и токсических веществ, физических факторов. Существуют различные формы бронхита у детей: острый бронхит (простой), острый бронхиолит, острый обструктивный бронхит, хронический бронхит. Именно такие записи врачей вы можете увидеть в амбулаторной карточке или выписке своего заболевшего ребенка. Остановимся более подробно на каждой из форм и постараемся объяснить сложные термины более понятным и доступным языком.

Виды бронхита у детей

Острый простой бронхит характеризуется воспалением слизистой оболочки бронхов без сужения просвета бронха. Соответственно при обструктивном бронхите у ребенка имеется обструкция (сужение) бронхов. Бронхиолит представляет собой вариант обструктивного бронхита и развивается при воспалении самых мелких по диаметру бронхов у детей первого полугодия жизни. Как правило, бронхиолит является одной из тяжелых форм бронхита у детей. Хронический бронхит — это более длительное, глубокое и выраженное поражение бронхов, при котором идет перестройка слизистой оболочки. Он может быть самостоятельным заболеванием, но у детей чаще развивается на фоне других болезней (муковисцидоз, бронхиальная астма, пороки развития).

Симптомы бронхита у детей

  • Повышение температуры тела. Температура тела колеблется в пределах 37,2-37,8, а в ряде случаев, может достигать 38 и более градусов. Редко бронхит может протекать без температуры.
  • Вялость, слабость, сонливость.
  • Основной симптом бронхита – кашель, сухой и навязчивый в начале заболевания, в дальнейшем – влажный и легко откашливающийся. При хроническом бронхите длительность кашля может быть в течении нескольких месяцев.
  • Может отмечаться частое дыхание, появление синевы над верхней губой, втяжение отдельных участков грудной клетки при дыхании. Данные симптомы появляются у детей при сужении просвета бронха из-за отека, повышенного образования слизи и сокращения мышечных клеток бронхов.

При усилении у ребенка слабости, вялости, кашля, появлении тошноты и рвоты, повышении температуры выше 38,0-38,5 в течение нескольких суток необходимо в срочном порядке обратиться к врачу!

Лечение бронхита

Лечение детского бронхита должно быть комплексным и включать в себя:

  • Диету. У детей первого года жизни очень важно уменьшить суточный объем питания, при этом увеличить количество кормлений за сутки. Что касается детей старшего возраста, также рекомендуется питаться не обильно и малыми порциями. Необходимо пить много жидкости. Это могут быть различные морсы, некрепкий чай, соки, вода. Важно отметить, что указанные напитки должны быть теплыми, но не горячими или холодными!
  • Лечение причины появления бронхита. Как было сказано ранее, основными причинами развития бронхитов являются вирусы и бактерии. Воздействовать на вирусы можно противовирусными препаратами. В данном случае можно использовать интерферон, лаферон в нос (перед применением проконсультируйтесь с врачом). На бактерии губительно действуют антибиотики. В лечении бронхитов у детей могут использоваться различные антибиотики: полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, аугментин, амоксиклав и др.), цефалосоприны (зиннат, цефтриаксон, цефепим и др.), макролиды (азитромицин, кларитромицин, джозамицин и др.). Обращаем ваше внимание, что определить причину появления бронхита может только лечащий врач с учетом ваших жалоб, опроса и результатов обследования.
  • Лечение, направленное на разжижение и улучшение отхождения мокроты, расширение бронхов. Применяются отхаркивающие препараты и муколитики. Из отхаркивающих препаратов предпочтение отдается гербиону, мукалтину и проспану. При густой, вязкой мокроте используют муколитики (препараты, разжижающие мокроту), а именно: ацетилцистеин, карбоцистеин, бромгексин, амброксол. При сужении бронхов используют ингаляции с бронхорасширяющими препаратами: сальбутамол, беротек, атровент, беродуал, комбивент. Для проведения ингаляций используют небулайзер. Его очень удобно использовать в домашних условиях. Небулайзер представляет собой ингалятор, который распыляет лекарственное средство на очень маленькие частицы и, тем самым, способствует его попаданию во все отделы дыхательной системы.
Читайте также:  Обязанности по дому - надо ли из дочери растить хозяюшку

Для правильного и эффективного проведения ингаляций используют небулайзер.

  • Противокашлевые препараты. У детей могут применяться коротко, на этапе сухого мучительного кашля, имеют противопоказания по возрасту. Из препаратов данной группы стоит отметить синекод, коделак.
  • Антигистаминные препараты. Применяются прежде всего у детей с аллергическими проявлениями. Часто используется лоратадин, аллергодил, зиртек.
  • Жаропонижающие препараты. Необходимо применять при повышении температуры тела выше 38,5-39,0. Препарат выбора – парацетамол. Использовать ацетилсалициловую кислоту (аспирин) у детей при лихорадке на фоне вирусной инфекции категорически запрещено!
  • Физиотерапевтическое лечение, местное лечение. Из физиотерапевтических методов используются УВЧ, ЭВТ на грудную клетку. Механизм действия данных методов основан на законах физики, которые использовали в качестве терапии при заболевании. Местная терапия утратила свою актуальность и используется в редких случаях. К таким методам относятся горчичники, мази «Доктор Мом», «Детский бальзам», «Пульмекс».

Использовать ацетилсалициловую кислоту (аспирин) у детей при лихорадке на фоне вирусной инфекции категорически запрещено!

Бронхит у детей является заболеванием, которое хорошо поддается лечению. Ребенок, у которого отмечаются симптомы бронхита, должен быть своевременно осмотрен педиатром. Лишь лечащий врач сможет оценить тяжесть состояния и решить вопрос о лечении ребенка на дому или в профильном стационаре .

Роль игрушки в психическом развитии ребенка

1. Что такое игрушка? История игрушки.

2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Список использованной литературы.

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

Цель исследования – показать значение игрушки в психическом развитии ребенка.

– определить понятие игрушки, осветить ее историю;

– охарактеризовать значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста;

– описать основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Методы исследования – анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.

1. Что такое игрушка? История игрушки

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, – «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию [1].

Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки.

На ранних этапах первобытнообщинного строя игрушки отсутствовали. Это было связанно с примитивными средствами и формами труда, которые позволяли детям принимать участие в несложной работе взрослых: собирать пригодные для еды растения, корни, ловить рыбу, охотиться на мелких зверей и птиц, заниматься земледелием. С переходом к более высоким формам производства, разделением труда изменился и характер участия детей в разных его видах. Встала задача, как можно раньше научить детей владеть сложными орудиями труда, чтобы приобщить их к более важным видам деятельности. Для этого создавалась уменьшенная копия орудия труда. С их помощью дети упражнялись в условиях, приближённых к реальной жизни. Но уменьшенные копии не могли выполнять функции по назначению в полном объёме. Именно в этот период и стали появляться игрушки.

Игрушка только внешне отражала предметы быта. На протяжении тысячелетий игрушка менялась. Изменение прежде всего касалось производства: от кустарной к промышленной. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек. Появлялись более сложные орудия труда, техника, краски и материалы. Под влиянием господствующей идеологии изменялось содержание образов (в начале века – куклы барыни, служанки, монахи, ангелы, городовые, цари; позже – мальчиши – кибальчиши, куклы – красноармейцы, пионеры). Под влиянием социальной политики общества и научно – технического прогресса меняется ассортимент игрушек и их качество. Об этом свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек, игрушек на космическую тематику, куклы Барби. На протяжении столетий менялись функции игрушек (когда-то для отпугивания злых духов, как защитники рода, символ благополучия и урожайности) [2].

XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки.

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию.

Со времен Ф. Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много – разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металлический конструктор.

Вообще, игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.

Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:

– привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;

– доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;

– не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» – то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.

– Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;

– Способен стать символическим объектом для личностных проекций – когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне [3].

Слово «игрушка» – для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.

2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка.

Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока [4].

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью – визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) – продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.

Главные качества детской игрушки: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность – при этом совершенно не требуются и не развиваются.

Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.

Игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его появления на свет. Это не только радость и забава, призванная увлекать кроху, но и великолепный воспитатель, подготавливающий ребенка к жизни в обществе и выступающий в качестве средства его психического развития [5].

Первыми игрушками, которые входят в жизнь новорожденного, являются погремушки. Происходит это прежде всего потому, что на первом месяце жизни у крохи формируются слуховые реакции. Родители привлекают внимание малыша разговором, мимикой и поглаживаниями, а погремушка способна поддерживать непроизвольное внимание малыша. В процессе игры погремушка в руках родителей становится привлекательной и сама по себе. А к пяти месяцам, когда у ребенка сформируется зрительно-двигательная координация и разовьется реакция хватания, он с удовольствием берет и трясет погремушку, вслушиваясь в звуки и сосредотачивая взгляд на игрушке. В итоге таких манипуляций к концу года жизни в мозге ребенка устанавливаются первые причинно-следственные связи – если потрясти погремушку, она создаст звук.

Музыкальные игрушки привлекают внимание малыша на протяжении всего дошкольного периода. Он с радостью играет с детскими гармошками, барабанами и колокольчиками, причем, ребенка привлекают уже не звуки как таковые, а различные мелодии, которые он пытается извлекать, а затем и включает их в свои сюжетно-ролевые игры. Малыш подстраивает свои движения под музыкальный ритм, совершенствуя тем самым свой музыкальный слух и чувство ритма.

На втором году жизни малыш знакомится с дидактическими игрушками. Они созданы по принципу автодидактизма, а значит, заключают в себе способ использования. Это примитивные сборные и разборные игрушки, предметы для нанизывания. Задача взрослых показать крохе способ их действия и объяснить, как можно получить результат. Зачастую, это сборка различных фрагментов игрушки в соответствии с величиной, формой и цветом. Малыш осваивает сенсорные эталоны и учится самостоятельности, пробуя своими усилиями достичь результата. Регулярно играя с игрушкой действия малыша приобретают целенаправленность и результативность [6].

Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, которые участвуют в психическом развитии малыша. Они дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки и солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют крохам включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические. Показательна в этом случае игра с куклой.

Играя с куклой ребенок наделяет ее мыслями и чувствами. Игрушка в его руках оживает и выполняет все, что он хочет. Сам же ребенок постоянно заботится о кукле, воспитывает, кормит укладывает спать и передает ей знания, то есть выполняет все те функции, которые выполняет взрослый человек по отношению к своему ребенку. В процессе игры малыш оценивает поведение куклы, передает ей свой нравственный и эмоциональный опыт, осознавая и закрепляя его тем самым. С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляется нравственная и эмоциональная идентификация, развивается гамма эмоциональных переживаний, а значит, у ребенка формируются нравственные качества.

Образные игрушки помогают усвоению половой роли, ведь на третьем году жизни мальчишкам становятся более интересны солдатики, пистолеты и машинки, а девочкам – куклы. Однако как тем, так и другим нравятся мягкие пушистые игрушки. Особенно ребятишки любят мягких мишек, котиков и собачек, ведь они так похожи на настоящих четвероногих друзей. Эти игрушки малыши обнимают, ласкают и даже спят с ними в обнимку, и создается впечатление, что игрушка отвечает ребенку своей привязанностью.

Примерно в этот период, в районе 3-х лет, у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.

Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед крохой мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, малыш обретает представление о деятельности взрослых [7].

Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, подходят для того, чтобы ребенок мог участвовать в спектакле, обыгрывать действия конкретного персонажа по разученной роли или импровизировать по ходу представления. Особенно нравится детишкам играть с игрушками созданными по образу персонажей известных и любимых всеми сказок. Играя с ними у малыша формируется правильная речь, мимика и пантомимика, а также театрально-речевые способности.

Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.

К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. Например, ребенок может сделать подарок для мамочки. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам [8].

Родители должны понимать, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие, соответствующее возрасту малыша. Задачей же родителей является знакомство ребенка с игрушкой и обучение обращению с ней.

3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям[9].

Игрушка вредна, если она:

– Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

– Вызывает страх или тревогу;

– Имеет грубый натурализм;

– Унижает человеческое достоинство;

– Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;

– Искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она:

– Соответствует возрастным возможностям ребёнка;

– Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);

– Выполнена из экологически чистых материалов;

Заключение.

Игрушка, как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка. Исходя из истории создания игрушек, мы понимаем, что они не возникли неожиданно. Игрушки создавались в ходе целого исторического развития, отражая быт и атмосферу того времени, в котором создавались. Так – же исходя из того, что дети – это самое главное и дорогое, что есть в нашей жизни очень хотелось бы, чтоб производители игрушек как можно качественнее относились к своей работе, ценя ту радость, что они несут детям. И чтоб они обращали внимание не только на внешность и цвет игрушки, но и на безопасность и положительное влияние игрушки на ребёнка. Потому что на втором месте после родителей у ребёнка всё-таки стоят игрушки. И с них дети тоже берут пример.

Ссылка на основную публикацию