Дети и деньги – 10 ошибок финансового воспитания

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

О принципах правильного обращения с деньгами важно знать еще с детства. Не стоит лишать ребенка карманных средств, контролировать его расходы и оплачивать помощь по дому. Предлагаем детально ознакомиться с этими и прочими ошибками в финансовом воспитании ребенка.

1. Запрет разговоров о деньгах

Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность.

2. Отсутствие карманных денег

Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника.

Читаем по теме: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам — http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-pravilno-otnositsya-k-dengam.html

3. Постоянное контролирование

Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности.

4. Полное отсутствие контроля

Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки.

5. Денежное вознаграждение за достижения

Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город.

6. Оплата помощи по дому

Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.

7. Измерение всего деньгами

Необходимо научить ребенка правильно распределять ценности, не пренебрегая при этом духовным воспитанием. Конечно, финансово успешный человек имеет массу преимуществ, но обеспеченность вовсе не предполагает наличие безграничных возможностей. Стоит объяснить детям, что важность человека измеряется вовсе не его благосостоянием. Сформировать правильное отношение к нематериальным ценностям помогут книги, иллюстрации или фильмы, основной тематикой которых является любовь, дружба, добро и взаимопомощь.

8. Отбирание заработка

Часто подростки хотят немного подзаработать в период летних каникул. Не нужно отбирать у них всю зарплату для пополнения семейного бюджета. Лучше попросите приобрести угощение для всей семьи или предложите частично оплатить общий поход в кино. При этом часть средств все равно должна оставаться у тинейджера для личных нужд. Будет полезным проинформировать его о возможности накопления капитала – например, десятую часть заработанных денег можно ежемесячно откладывать на сберегательный счет.

Читаем также: Как и за что следует поощрять детей? Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения? Как не надо хвалить ребенка — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-pravilno-pooshhryat-rebenka.html

9. Выбор профессии по зарплате

Существует множество профессий, не предполагающих карьерного роста и солидного заработка. Подросток вправе выбирать понравившуюся специальность и реализовывать себя в близкой ему сфере. Вам может не нравиться его выбор, но следует уважать его. Предложите обсудить его планы на ближайшие несколько лет. Спросите, кем он видит себя после окончания института, и поинтересуйтесь, будет ли полностью удовлетворен жизнью, если получит желаемое место работы. Наиболее убедительным аргументом станет пример родителей. Поделитесь с детьми личным опытом выбора профессии, восхождения по карьерной лестнице и собственными достижениями.

10. Манипуляция деньгами

Основная цель выдачи карманных денег – заложение основ финансовой грамотности. С их помощью ребенок чувствует самостоятельность и ответственность за собственные действия. Сделайте процесс получения денежных средств прозрачным и очевидным. Рекомендуется наладить четкую и последовательную схему выплаты определенной суммы, которая никаким образом не должна влиять на отношения между родителями и детьми. Лишать карманных средств стоит только за серьезные проступки.

Читаем далее:

Воспитание: Дети и деньги. Вечерний чай с Н.Ахмедовой


Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?

Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе «Розина-мать» финансовый консультант Елена Эйдельман:

Советы психолога Елены Громовой

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

10 ошибок финансового воспитания детей

1. Не давать карманных денег. Карманные деньги – это первый опыт самостоятельного обращения с финансами. Специалисты рекомендуют начинать выдавать ребёнку карманные деньги, когда ему исполнится 6-7 лет. Поначалу лучше давать ежедневно небольшие суммы, которых хватит лишь на какую-то мелочёвку. По мере взросления ребёнка стоит начинать давать ему больше денег, но с большей периодичностью. Кроме того, часть расходов на него также нужно передавать в его зону ответственности.

Например, даёшь 7-летнему ребёнку 50 рублей каждый день и позволяешь ему тратить их на свои «хотелки». Все остальные его нужды покрываешь сам (связь, проезд, питание и т.д.). Когда ему будет 10 лет, даёшь ему 1 000 рублей в неделю, но теперь ему нужно оплачивать самостоятельно, например, проезд. Постепенное увеличение периодов между выдачей денег научит ребёнка планировать свои траты на несколько дней вперёд. Кроме того, небольшие финансовые обязательства, вроде платы за мобильную связь или проезд, также будут способствовать развитию навыка эффективного планирования собственного бюджета.

2. Забирать на нужды семьи деньги, заработанные ребёнком. Многие подростки в 14-15 лет пытаются найти какие-нибудь подработки, на которых они могут получить свои первые зарплаты. Не стоит заставлять ребёнка отдавать эти деньги в семейный бюджет. Понятное дело, что ты лучше знаешь, как правильнее распорядиться этими деньгами, но позволь ребёнку принять самостоятельное решение о том, как распорядиться заработанным. Это его право. Твоё же право и обязанность заключается в том, чтобы объяснить ребёнку, что делиться с близкими – это хорошо, и поощрить ребёнка, в случае, если он, всё же, решит поделиться.

Когда ребёнок заработает свои первые деньги, стоит рассказать ему о базовых принципах инвестирования. Стоит предложить ему помощь в составлении собственного финансового плана. Например, ребёнок может начать откладывать определённую часть своих заработков на банковский депозит или брокерский счёт, чтобы в будущем он имел возможность потратить эти деньги на обучение, покупку жилья или на открытие собственного дела. Хотя, цели могут быть и менее значимыми, всё зависит от того, что именно ваш ребёнок хочет получить от финансового планирования и магии сложного процента.

Рассказывая об инвестиционных возможностях, обязательно укажи и на риски, которые свойственны тем или иным финансовым инструментам.

3. Использовать деньги, как средство манипуляции ребёнком. Не нужно с помощью денег «дрессировать» ребёнка. Карманные деньги предназначаются для того, чтобы научить ребёнка самостоятельно распоряжаться деньгами и заложить фундамент для обучения финансовой грамотности. Карманные деньги должны выдаваться с определённой периодичностью, и этот процесс не должен зависеть от эмоционального состояния родителей.

Можно составить свою систему поощрений и наказаний и обговорить её с ребёнком. Система должна быть прозрачной. Лишать ребёнка карманных денег стоит только за серьёзные проступки.

4. Считать тему денег запретной. Если в вашей семье разговоры о финансах вызывают чувство неловкости, а обсуждения семейного бюджета проходит в «закрытом формате», то вашему ребёнку сложно будет сформировать правильное представление о назначении денег. Из такого ребёнка может вырасти транжира, либо, наоборот, скряга.

Вы должны понимать, что обсуждение семейного бюджета – вполне естественный и важный процесс, в которого имеет смысл посвящать своего ребёнка. Безусловно, нет необходимости обсуждать с пятилетним ребёнком размер твоей зарплаты, но когда ребёнок пойдёт в школу, он должен иметь представление о том, откуда в семье появляются деньги, и на какие цели они расходуются. Это поможет заложить фундамент для его будущей финансовой грамотности.

5. Оценивать будущую профессию по зарплате. Некоторые профессии не приносят много денег. Но это вовсе не означает, что они менее важны. И если ребёнок хочет стать музыкантом или учителем – нужно уважать его выбор. Деньги, конечно, важны, но ещё более важной составляющей счастливой жизни является самореализация.

Периодически интересуйся у ребёнка о его планах на будущее. Кем он хочет быть? Чем его привлекает то или иное занятие?

Нужно, однако, понимать, что дети больше воспринимают поступки родителей, а не их слова. В этом смысле, важно быть примером для ребёнка. Если ты сам получаешь удовольствие от своей работы, ребёнок это оценит и, в будущем, его выбор будет более осознанным.

6. Контролировать траты ребёнка. Позволь ребёнку тратить деньги так, как он посчитает нужным. Пусть даже он будет тратить их на всякую ерунду. Ведь если ты указываешь ему, на что следует тратить деньги, а на что – нет, то получается, что деньги принадлежат ребёнку только формально, а распоряжаешься ими, всё равно, ты. Такой излишний контроль будет развивать у ребёнка неуверенность и боязнь совершения ошибок.

Рекомендуется принимать выбор ребёнка, даже если ты точно знаешь, что то, как он решил поступить с деньгами – далеко не лучшее им применение. Первый опыт обращения с деньгами почти всегда будет связан с необдуманными и ненужными тратами. И это нормально, и, более того, полезно. На этих ошибках ребёнок научится сопоставлять свои желания со своими возможностями.

7. Не интересоваться тратами ребёнка. Хотя в предыдущем пункте я рекомендовал не проявлять излишний контроль над тратами ребёнка, не стоит при этом вовсе не интересоваться ими. Ребёнок должен понимать, что он всегда может посоветоваться с родителями и получить полезные рекомендации, но не осуждение. Стань для своего ребёнка наставником в мире финансов и помогай ему осваивать этот мир.

Читайте также:  Как сбить температуру у ребенка

Объясни ребёнку базовые правила обращения с деньгами. Например, раскажи о том, что не стоит носить с собой большие суммы денег, или о том, что не стоит играть в азартные игры на деньги. Если ребёнок мечтает о дорогой игрушке, расскажи, как он сможет накопить на неё.

8. Переоценивать роль денег в жизни. Деньги – это, безусловно, хорошо. Однако, это не самое главное в жизни. Следует объяснить ребёнку, что деньги – это всего лишь один из инструментов достижения целей, но никак ни сама цель. Объясни, что деньги не могут сделать человека всемогущим. Важно объяснить ребёнку, что отношение к людям не должно зависеть от их финансового благополучия.

С самого раннего детства прививай ребёнку уважение к нематериальным ценностям – любви, дружбе, доброте и красоте. Объясни, что нужно помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Прививай любовь к животным и природе. В воспитании этих качеств тебе смогут здорово помочь правильные книги и фильмы.

9. Оплачивать помощь по хозяйству. Платить ребёнку за помощь по хозяйству – это не лучшая идея, хотя, на первый взгляд, может таковой показаться. Казалось бы – ребёнок получает навыки заработка денег, а ты – помощника по бытовым вопросам. Коварность такого подхода состоит в том, что ребёнок просто-напросто, в конечном итоге, может отказаться помогать вам бесплатно. И это неправильно. В семье у каждого члена семьи должны быть свои обязанности. Родителям ведь никто не платит за стирку, готовку и уборку, так почему же ребёнок должен получать за это деньги?!

Однако, стоит иногда поощрять ребёнка, если он периодически оказывает вам хорошую помощь в бытовых вопросах. В качестве поощрения могут выступать как деньги, так и нематериальные ценности, в виде каких-либо привилегий.

10. Платить за хорошие оценки. Как и помощь по хозяйству, получение знаний – это обязанность школьника. И учиться он должен не ради оценок, и, тем более, не ради получения денег за хорошие оценки, а ради получения знаний, которые помогут ему в будущем. Конечно, не факт, что школа даст ему необходимые знания, но это уже тема другой статьи.

Как и в случае с помощью по хозяйству, здесь оплату можно заменить на поощрение. Например, иногда делать подарки за хорошую успеваемость по итогам четверти, полугодия или года.

Книги по финансовом воспитанию

По финансовому воспитанию написано немало книг. Хорошим помощником в воспитании будущего миллионера могут стать следующие книги:

Первый национальный банк папы. Дэвид Оуэн. В книге предлагается интересный способ обучения ребёнка умелому обращению с деньгами, а также показывается, как он может получить реальный опыт инвестиций.

Богатый папа, бедный папа. Роберт Кийосаки. Книга будет интересна, как взрослым, так и подросткам. Научит тому, как заставить деньги работать на вас.

Богатый ребёнок, умный ребёнок. Роберт Кийосаки. Книга для родителей о том, как сделать так, чтобы ваш ребёнок совершил прорыв по многим направлениям ещё в раннем возрасте.

Мой ребёнок – будущий миллионер. Правдина Наталия. Эта книга научит, как помочь ребёнку в исполнении его желаний, как распахнуть перед ним двери в красивую и яркую жизнь.

Сила разума для детей. Джон Кехо, Нэнси Фишер. Книга научит родителей различным наборам принципов, которые помогут детям добиться успеха в нашем стремительно меняющемся мире.

Пёс по имени Мани или Азбука денег. Бодо Шефер. Интересная сказка о говорящей собаке по имени Money, которая в лёгкой и доступной форме рассказывает обо всех секретах денег.

Дети и деньги. Растим миллионера. Елена Бродникова, Елена Красавина. В книге даются ответы на многие вопросы, касающиеся финансового воспитания ребёнка.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами. Джолайн Годфри. Книга поможет выработать у ребёнка 10 ключевых навыков обращения с деньгами в период с 5 до 18 лет.

Дети и деньги. Как научить ценить, экономить и тратить. Лилия Гольдберг. Книга написана лёгким стилем и содержит большой объём практических рекомендаций по финансовому воспитанию детей.

Золотой ключик, или приключения Буратино. Алексей Толстой. Эта замечательная, знакомая всем с детства книжка, как это ни странно, является неплохим пособием по разумному подходу к инвестированию для самых маленьких.

Заключение

Одной из важнейших задач человека является обеспечение высокого уровня жизни для себя и своих близких. Для обеспечения такого уровня жизни, человеку приходится заниматься вопросами заработка, сохранения и приумножения денег. К сожалению, современная система образования мало внимания уделяет обучению наших детей навыкам заработка и умелого обращения с деньгами. Соответственно, обучение этим навыкам становится задачей родителей. И чем раньше родители смогут обучить ребёнка базовым навыкам обращения с деньгами, тем легче ему будет во взрослой жизни.

Финансовая грамотность очень важна, ведь она помогает эффективно распоряжаться деньгами, сохранять и приумножать их, а также добиваться своих финансовых целей. А от общего уровня финансовой грамотности в стране зависит развитие её экономики!

Напоследок, предлагаю посмотреть (или послушать) запись эфира программы «THE Детки» от радио Маяк, тема которой — «Дети и деньги — как наладить связь?»:

Доброй прибыли тебе и твоим детям, друг!

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

Учиться обращаться с деньгами нужно с самого детства. У детей должны быть карманные средства. Родители не должны полностью контролировать их расходы или платить за выполнение домашних обязанностей. Вот список ошибок, которые совершают родители в финансовом воспитании своих детей.

1. Не обсуждают деньги

Родители, как правило, не рассказывают детям о финансовом состоянии семьи. Семейный бюджет в их присутствии не планируется. У детей в результате складывается неверное впечатление о том, для чего нужны деньги. Когда они вырастают, им становится непросто распоряжаться своими деньгами.

Если посвящать детей в финансовые дела семьи, они научатся планировать бюджет и будут понимать, что деньги нужно беречь и тратить впустую их нельзя. Это один из приемов, благодаря которому вы сможете сформировать финансовую грамотность своих детей.

2. Лишают карманных денег

Когда у ребенка есть хотя бы какие-то свои деньги, он может чувствовать себя более самостоятельным. С шестилетнего возраста нужно каждую неделю или каждый месяц давать небольшую сумму, чтобы он мог потратить ее по своему желанию. Постепенно он научиться тратить деньги более рационально, а также распределять сумму так, чтобы ее хватило до следующего раза. Чем старше будет ребенок, тем полезнее будут его траты.

3. Постоянный контроль

Если вы дали ребенку деньги, то он должен тратить их по своему желанию. Не запрещайте покупать ему то, что он хочет и не ругайте, даже если трата, по вашему мнению, была совершенно бесполезной. Конечно, у всех родителей есть стремление научить ребенка тратить деньги правильно. Но если вы будете его контролировать, то распоряжаться ими он так и не научится. Выходит, что вы только формально дали деньги ему. При таком подходе он будет бояться ошибиться и разозлить родителей.

Если первое время ребенок будет тратить деньги неразумно, в этом нет ничего страшного. Нужно понимать, что в этом у него нет никакого опыта. Со временем о сам поймет, что и как делает неправильно.

4. Отсутствие контроля

Совсем не контролировать расходы своих детей тоже неправильно. Нельзя впадать в крайности. Дети должны знать, что родителя являются для них опорой, и они всегда могут к ним обратиться за советом и получить поддержку. Перед тем, как давать деньги, расскажите об основных правилах обращения с ними. Так вы сможете предостеречь от многих неприятностей.

Расскажите своему малышу, что большую сумму носить с собой нежелательно. Нельзя рассказывать чужим людям о том, что у тебя есть деньги и сколько их, а также спорить на деньги или играть в азартные игры. Посоветуйте, как накопить деньги на игрушку, о которой он так давно мечтает.

5. Вознаграждение за достижения

Специалисты не советуют родителям давать детям деньги в качестве поощрения. Не стоит платить ребенку ни за хорошие оценки в школе, ни за то, что он хорошо вел себя. Он должен понимать, что учится он не потому, что родители заплатят ему за это, а для получения знаний, которые пригодятся ему в будущем.

В течение всего времени, пока ребенок учится в школе, его основной задачей является именно обучение. Поэтому если вы правильно привьете ему тягу к знаниям, то вам не придется поощрять ребенка и постоянно заставлять его выполнять домашнее задание. За хорошие годовые оценки можно наградить какой-либо полезной вещью. Это может быть поездка в лагерь или экскурсия.

6. Оплата домашних дел

Не стоит давать деньги за то, что ребенок поддерживает в чистоте свою комнату и моет за собой посуду. Дети обычно привыкают к этому, и бесплатно делать что-то вы их не заставите. Ведь мама и папа делают домашние дела не за плату, а потому что их нужно делать. Ребенок должен понимать, что все члены семьи должны заботиться об уюте в доме и поддерживать его в чистоте.

7. Измерение деньгами всего

Дети должны научиться распределять ценности и получить духовное воспитание. Важно понимать, что деньги дают человеку очень много возможностей и преимуществ, но они не являются единственной ценностью. Финансово обеспеченные люди могут многое, но не все. Нужно объяснить, что образованный и высокодуховных человек ценен сам по себе, даже если у него нет денег. Для этого нужно стимулировать к чтению книг, просмотру фильмов о дружбе, любви и взаимопомощи.

8. Отбирание заработка

На летних каникулах многие подростки ищут подработку, чтобы накопить немного денег для своих нужд или купить то, о чем давно мечтали. Не отнимайте у детей всю их зарплату. Чтобы пополнить семейный бюджет. Предложите ему потратить часть своего заработка с пользой для семьи. Но основная часть денег пусть останется у вашего ребенка, чтобы он мог потратить их на свои нужды. Посоветуйте ему с каждой зарплаты откладывать определенную сумму денег, чтобы накопить на желаемую покупку.

9. Выбор профессии в зависимости от заработка

Многие профессии не предполагают ни продвижения по карьерной лестнице, ни большого заработка. Ваш ребенок имеет право выбрать профессию самостоятельно, чтобы реализовать себя в той сфере, которая ему близка. Даже если вам совсем не нравится его выбор, вы обязательно должны его уважать.

Обсудите вместе его планы на последующие годы. Поинтересуйтесь, что он хочет делать после того, как закончит институт. Спросите, будет ли он счастлив, если устроится на работу по специальности. Делать это нужно ненавязчиво, чтобы не потерять доверие. Поделитесь своим опытом и дайте несколько советов. Если разговаривать спокойно, то есть много шансов, что ребенок к вам прислушается.

10. Манипуляция деньгами

Читайте также:  Диета для ребенка при гастрите

Карманные деньги нужны детям не только для того, чтобы они могли купить себе что-то, а для формирования финансовой грамотности. С помощью денег ребенок может почувствовать ответственность и стать самостоятельным, научиться принимать решения. Вы должны давать определенную сумму денег с одинаковой периодичностью. Но на ваши отношения это никак не должно влиять. Лишение карманных средств допустимо лишь в случае очень серьезных проступков. Манипулирование деньгами не является правильным и эффективным методом воспитания.

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

31 октября — Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

Ошибка № 1. Считать деньги запретной темой

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат — вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Ошибка №2. Не давать карманных денег

Собственные деньги — ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6−7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Ошибка № 4. Пускать все на самотек

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

Ошибка № 5. Платить за хорошие оценки

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника — учиться!

Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

  • Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.
  • Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться”: полезные советы.
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.
  • Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

Ошибка № 6. Оплачивать помощь по дому

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе, значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи — посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег

Между убеждениями «деньги — это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство — далеко не единственный ключ к успеху.

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Ошибка № 8. Забирать у подростка все им заработанное

Многие дети с 14−15 лет находят возможность подработки. Не стоит забирать всю зарплату в «семейный котел» — даже если ваши мысли о том, как распорядиться заработанным, кардинально не совпадают. Можно и нужно поощрять стремление поделиться: например, получив зарплату, подросток может купить угощение для всех.

Совет. Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

Ошибка № 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет. Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент — личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Ошибка № 10. Использовать деньги как средство манипуляции

Задача карманных денег — заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей — последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет. Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

7 ошибок финансового воспитания детей

Воспитание детей, в том числе и финансовое, — одна из главных родительских задач. Ни элитный детский сад, ни самая продвинутая школа, не смогут дать ребенку то, что могут и должны дать родители. Своим поведением в различных жизненных ситуациях, взаимоотношениями в семье, занятиями с ребенком, участием в его жизни, они формируют маленькую личность, помогают ей развиваться полноценно и гармонично, тем самым избавляя от проблем в будущем.

Сегодня многие родители понимают, что современная жизнь диктует свои условия, и задача мам и пап состоит не только в том, чтобы привить ребенку хорошие общечеловеческие качества, но и в том, чтобы научить его быть успешным, самостоятельным, финансово независимым. А это значит – вовремя познакомить ребенка с деньгами, научить правильно с ними обращаться, знать им цену и быть бережливым, но не переоценивать при этом их значение.

Психологи говорят, что знакомить малышей с деньгами можно уже начиная с четырех-пяти лет. Не все с этим согласны, некоторые считают, что финансовые уроки детям нужно давать как можно позже, а семейные финансовые проблемы вообще не должны достигать детских ушей…

Как же избежать подводных камней в детском финансовом воспитании, не «наломать дров» и не удариться в крайности?

1. Разговоры о деньгах при детях не ведутся, и финансовые проблемы семьи тщательно скрываются от ребенка

Это довольно распространенная ошибка родителей, которые думают, что таким образом они оберегают сына или дочь от сложностей взрослой жизни. С одной стороны, что тут плохого: ребенок не чувствует себя ущемленным, не «забивает» голову взрослыми проблемами… Однако в попытках обеспечить беззаботное детство, взрослые часто не понимают, что они рискуют вырастить неприспособленного к жизни человека, возможного эгоиста, который привык, что его потребности и желания удовлетворяются в первую очередь, а о других волноваться нечего.

Если разговоры о деньгах у родителей вызывают неловкость, и происходят только в отсутствии ребенка, он лишается возможности получения знаний и опыта, и формировать правильное мнение о назначении денег ему довольно трудно. Конечно, рано или поздно какая-то информация им будет получена вне дома, но без опыта, родительского примера, свою неуверенность и отсутствие необходимых финансовых знаний, он понесет в самостоятельную жизнь. Отсюда и сложности у многих молодых людей и семей, не умеющих, и не желающих вести семейный бюджет, транжирящих деньги, набирающих кучу кредитов, или наоборот, болезненно экономящих каждую копейку не известно для какой цели.

Выход: Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и нужно, и полезно. Нужно только учитывать его возраст: совсем не обязательно обсуждать с малышом размеры своей зарплаты или проценты по кредиту – но, например, первоклассник уже должен иметь хотя бы общее представление, о том, откуда в семье берутся деньги, и куда они расходуются. Так и закладываются основы финансовой грамотности.

Так же и с финансовыми трудностями – если семье приходится временно «затянуть пояс», то не стоит скрывать это от ребенка, требующего, например, новый планшет. Здесь главное показать ребенку свою уверенность, и донести до него то, что трудности эти временные, и так иногда со всеми случается. Просто нужно на некоторое время воздержаться от неразумных и излишних трат. В противном случае ребенок, повзрослев, не будет иметь «иммунитет» к таким ситуациям, и любые денежные неурядицы будут для него тяжелым стрессом.

2. Постоянное подчеркивание отсутствия средств

Эта ошибка – противоположная крайность. Если родители постоянно твердят об отсутствии денег, все время озабочены финансовым положением семьи, и ребенок постоянно слышит фразы о том, что «денег нет, и не предвидится», или что если купить какую-то вещь, то нечего будет кушать, то ничего хорошего тоже ожидать не приходится. Опасность такого родительского поведения в том, что ребенок может воспринять все сказанное буквально, и примет близко к сердцу эти проблемы, будет чувствовать себя ущемленным, или еще хуже — в чем-то виноватым.

Читайте также:  Зимний детский транспорт - санки, ледянки, снегокаты, снежные самокаты

Выход: Все просто – нужно соблюдать «золотую середину». Если простым доступным языком объяснить даже первокласснику, что родители тратят значительную часть семейных средств на выплату ипотеки, то можете быть уверены – он все поймет с одного раза. Ничего страшного или постыдного в этом нет. Также нужно не забыть озвучить преимущества: то, что семья имеет собственную отдельную квартиру, а не комнатку в обшарпанном общежитии с общей кухней и туалетом. Но при этом не стоит постоянно твердить об отсутствии денег. «Психология бедных» не позволит ребенку вырасти успешным и уверенным в себе человеком.

3. Использование финансовой зависимости ребенка

Порой родители, сознавая, что ребенок зависит от них в денежном отношении, пытаются повлиять на его поведение, угрожая тем, что перестанут его финансировать. Часто взрослые даже не задумываются о том, что такое их поведение вызывает лишь отчуждение и протест. Они считают, что поступают так на благо самого ребенка, пытаются добиться положительного (на их взгляд) поведения. А в результате взрослеющие дети вообще отказываются и от родительской помощи, и от имущества, вызывая у последних недоумение — «и для кого же мы это все наживали?»

Выход: Следует постараться найти другие рычаги влияния на собственных отпрысков, и не использовать подобные манипуляции. Возможно, излишнее упрямство связано с недостатком внимания, а нежелание помогать и слушаться – с отсутствием родительского примера. Ведь те же карманные деньги даются ребенку для того чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельнее и взрослее, а не как выражение отношения к нему.

4. Подмена ценностей

Когда ребенка заваливают игрушками, подарками, деньгами, он в итоге приходит к выводу, что все в этой жизни замыкается только на материальных ценностях. И любовь родителей он будет оценивать так же: если подарили ноутбук последней модели, значит — любят, отказали, значит — нет. Окружающих людей такие дети тоже рассматривают с позиции «богатый-бедный». Настоящих друзей им найти довольно трудно, ведь рассматривая только материальные блага, и не умея ценить моральные достоинства, само понятие настоящей дружбы им не доступно. Так же они оценивают и себя.

В итоге, вырастая, такой человек становится пленником своих комплексов: за собственные моральные качества он любить себя не умеет, а материально его жизнь становится похожа на бесконечную гонку за все более дорогими вещами. И невозможность «объять необъятное» ведет к уязвимости и депрессии.

Выход: Необходимо объяснить ребенку, что хоть финансовая независимость и достаток – это хорошо, но это не гарантия безнаказанности, безграничных возможностей или личного счастья. И отношения с людьми должны строиться не только исходя из их материального достатка. А ключ к успеху – не всегда в количестве денег.

5. Упреки, вроде: «мы тебя содержим»

Высказывания, смысл которых заключается лишь в том, чтобы попрекнуть едой, одеждой и т.д. вообще не должны присутствовать в разговорах родителей с детьми. Этого просто нельзя допускать. Ребенок может получить психологическую травму, и обзавестись массой комплексов.

6. «Кушай сам!»

Самая типичная родительская ошибка — всегда отказываться от предложенного ребенком лакомства, или других вещей, которыми он (как его и учили!), хотел поделиться. То есть родители рассуждают так: шоколадка маленькая (и самому-то мало), или фрукты первые, пусть дети отъедаются, и так далее. А взрослые что, им не расти, обойдутся. И это касается не только еды или вещей, а любых благ. Родители отдают последние деньги на дорогое модное платье дочери, или сидят в долгах, купив сыну-подростку скутер. Это в корне не верно. Вырабатывая у детей уверенность в том, что взрослые всегда уступают им любые блага, даже в ущерб себе, родители воспитывают эгоиста.

Выход: Всегда нужно принимать с благодарностью то, чем пришел поделиться маленький ребенок. Пусть маленький кусочек шоколада, отданный маме или папе, перерастет в хорошую привычку, и в дальнейшем поможет ребенку оставаться чутким к чужим желаниям и нуждам. И также необходимо дать понять подросшим детям, что маме тоже нужно хорошо одеваться, а вместо покупки скутера можно обновить семейный автомобиль.

7. Большие вложения и завышенные ожидания

В погоне за лучшей долей для своего чада родители часто тратят на его образование приличные деньги. Но и отдачи ждут не малой. Безбожно завышая требования к ребенку, они иногда не в силах оценить его реальные возможности и желания. Вот и приходится детям воплощать мечты своих родителей, из страха не оправдать «высокое доверие». Порой на удовлетворение таких фантазий уходит вся молодость, а в итоге человек получает ненужное ему образование, работает на нелюбимой работе, и винит во всем властных, эгоистичных родителей (которые, опять-таки, хотели как лучше).

Выход: Родители должны осознать, что ребенок – это не их улучшенная копия, а самостоятельная личность, с совершенно другими талантами, возможностями и желаниями. И никто не заставляет вкладывать деньги в его образование и развитие способностей, все происходит добровольно. А ребенок не обязан соответствовать придуманному образу, и уж тем более, не должен «жизнь положить» на алтарь родительских амбиций. Поддерживать детей надо бескорыстно, искренне, верить в их самостоятельность и способность добиться успеха.

7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей (Чтобы в 25 лет деньги не утекали сквозь пальцы)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, — уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Мы в AdMe.ru не поленились и нашли рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся. Остается только воплотить эти рекомендации в жизнь.

1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego, а с подростками можно говорить более серьезно, рассказывая о тратах в процентном соотношении. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

3. Осознанно делайте покупки с ребенком

Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами — так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

4. Выделяйте еженедельно карманные деньги

Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5–7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.

Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит «оплачивать»: этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку — он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

5. Играйте

Игра — это основной способ познания мира для детей. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.

  • «Найди дешевле».Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте. Пусть он сравнит, что дороже — свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.
  • «Купи сам». Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.
  • Планируем бюджет. С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что — меньше.
  • Поиграйте всей семьей в «Монополию» или другие игры, где вам нужно будет заработать деньги и выбрать, как распорядиться ими. Обсудите ваши действия.

6. Заведите традицию благотворительности

Здорово, если в вашей семье приживется традиция благотворительности. Так ребенок учится сочувствовать и помогать другим людям. Это могут быть как подарки, сделанные своими руками, так и некие вещи и деньги. Вы можете всей семьей приехать в детский дом, дом престарелых или передать вещи нуждающейся семье: ребенок будет рад, что в этом есть и его заслуга, и начнет воспринимать финансы по-другому.

Ссылка на основную публикацию