Гигиена детей и подростков – особенности ухода

Гигиена детей и подростков – особенности ухода

Подростковый период (пубертата) – переломный этап, характеризующийся созреванием и полным формированием организма, изменением функционального состояния органов и систем, резкими эндокринными сдвигами, связанными с половым созреванием. Это нелегкий, но важный этап в жизни каждого мужчины. Какие же изменения наблюдаются в организме мальчика, когда он вступает в подростковый возраст и как ему надо себя вести, чтобы вырасти здоровым и сильным юношей?

Бурное созревание мужских половых желез, наружных и внутренних половых органов у мальчиков начинается примерно с 10-летнего возраста. Важную роль при этом играют половые гормоны, которые вырабатываются в половых железах и поступают в кровь. Благодаря половым гормонам у подростков усиливается деятельность сальных желез, начинают расти волосы в подмышках и на лобке, появляется характерный мужской запах. К 13-14 годам у мальчиков отмечается резкий рост туловища, увеличивается мышечная масса и начинает ломаться голос.

В 14 лет каждый мальчик уже мечтает стать мужчиной. В этом возрасте у многих появляется первый пушок на подбородке и усы, регулярно наблюдаются паллюции (самостоятельное семяизвержение) по ночам и возникает половое напряжение. К 15-летнему возрасту половой член в норме достигает в невозбужденном состоянии 12 см, а в возбужденном – 15 см. Интенсивный рост полового члена, выработка половых гормонов, паллюции, сопровождающиеся эротическими сновидениями и просмотр порнографических фильмов приводят к половому возбуждению подростков, что нередко подталкивает их к онанизму или мастурбации, при котором происходит оргазм при семяизвержении.

Подростковый возраст длится около 3-х лет и заканчивается к 16 годам. К этому времени юноши уже должны ежедневно принимать душ, менять одежду и соблюдать режим дня. День подростка должен быть спланирован таким образом, чтобы у него хватало времени не только на учебу и занятиям спортом, но и на полноценный отдых. Большого переутомления и напряжения в этом возрасте нужно избегать. Долгие просиживания за компьютером, телевизором и прогулки после 10 часов вечера нельзя допускать, спать подросток должен каждый день не менее 7 часов.

Самая неприятная проблема у подростков – это появление прыщей и угрей на лице в период полового созревания в связи с изменениями в деятельности эндокринной системы и увеличением функции сальных желез. Поэтому подростку мыть лицо необходимо 2 раза в день, пользоваться очищающими лосьонами для лица и дезинфицирующими средствами. Внимательное отношение к чистоте тела и соблюдение правил гигиены – главные условия, которые помогают подростку вырасти сильным, здоровым и успешным, а включают эти правила следующее:

1. Уход за зубами. Состояние зубов влияет не только на внешнюю красоту человека, но и на его здоровье. Человек, имеющий плохие зубы, не может нормально измельчать пищу, что затрудняет процессы переваривания в желудке, приводит к гастритам и язвенной болезни. Недаром в народе говорят: “Утром зубы чистят для красоты, вечером для здоровья”. Зубы следует чистить 2 раза в день – утром и перед сном, сверху вниз, а также круговыми движениями в течение 1-2 минут.

2. Утреннее бритье. Многие юноши не желают бриться и удивляют всех своей “козьей” бородой. Им кажется, что если он побреет бороду один раз, то она начнет расти еще сильнее и ему придется бриться каждый день. На самом деле бояться бритья волос на лице не нужно. Привычка – великое дело. Стоит взрослому мужчине не побриться 1-2 дня, так сразу он чувствует себя не в своей тарелке, неухоженным и неопрятным. Чтобы бритье было приятным и быстрым, необходимо позаботиться о необходимых принадлежностях. Экономить на них не нужно, так как от этого страдать будет ваша кожа. После бритья лицо нужно смазать кремом после бритья или лосьоном.

3. Уход за волосами. Волосы надо мыть не реже 1-2 раз в неделю. Тогда они будут блестящими, шелковистыми и мягкими. Шампунь должен соответствовать вашему типу волос, а если в голове появилась перхоть, пользоваться нужно специальным шампунем от перхоти. Прическа у подростка должна быть стильной и красивой. Чтобы сделать такую прическу, в первый раз лучше обратиться к опытному парикмахеру, а затем можно попросить постричь также кого-то из близких.

4. Нет вредным привычкам! Стараясь быть похожими на взрослых мужчин, многие подростки начинают курить и употреблять спиртные напитки. Между тем, никотин и алкоголь оказывают пагубное влияние на формирование растущего организма. У курильщиков появляется желтый налет на зубах и неприятный запах изо рта, а систематическое употребление алкоголя спустя годы приводит к алкоголизму, который трудно поддается лечению. Ученые доказали, что подростки и женщины быстрее становится алкоголиками, чем мужчины.

К вредным привычкам, присущим подросткам, следует относить и онанизм. На фоне регулярных занятий онанизмом у юношей формируется стойкая привычка к быстрому и неконтролируемому семяизвержению, что доставляет массу неприятностей мужчинам при интимной близости с женщиной. Быстрое семяизвержение становится причиной неудовлетворенности женщин, что может привести к половой дисгармонии в семье и как следствие – к разводу.

5. Уход за ногами. Менять обувь и носки нужно как можно чаще. Если подросток ходит в одних и тех же кроссовках или туфлях каждый день, то они не успевают просохнуть и в них размножаются грибки, которые поражают ногти и распространяют неприятный запах. Носки следует менять каждый день, после душа или мытья ног. Очень важно правильно выбирать подростку обувь. Она должна быть удобной и просторной, подходить по размеру и высоте подъема, соответствовать форме ноги.

6. Водные процедуры. Любое гигиеническое мероприятие начинается с водных процедур. Водные процедуры – это очищение всего тела, открытие пор кожи, удаление грязи и микробов, укрепление общего иммунитета организма. Прохладный душ или ванна прибавляют силу и бодрость, способствуют общему расслаблению организма и снимают усталость. Во время принятия душа или ванны подростку не следует забывать мыть головку полового члена и крайнюю плоть теплой водой. В противном случае между головкой полового члена и крайней плотью скапливается сальная смазка – смегма, что может привести к развитию острого гнойного заболевания под названием баланопостит.

Симптомы баланопостита – зуд, жжение и боль в области головки полового члена.

7. Инфекции передаваемые половым путем (ИППП) все чаще стали диагностировать у подростков. Причина этого – недостаток полового воспитания. Наиболее распространенными венерическими заболеваниями являются хламидиоз, микоплазмоз и уроплазмоз. Вступая в интимную близость, юноша должен знать – несмотря на то, что все эти заболевания сейчас можно вылечить, они опасны тем, что могут привести к бесплодию. Самым страшным заболеванием, передающимся половым путем, является СПИД, который заканчивается смертью.

Гигиена подростков: особенности ухода за собой
консультация на тему

Казалось бы, еще совсем недавно ваш сын был милым маленьким мальчиком, который едва доставал вам до пояса. И вот уже детям 14-15 лет, они значительно изменились внешне: окрепли или наоборот, неуклюже вытянулись, также меняется и их психология и физиология.

Подростковый период – переломный момент в жизни каждого человека, во время которого ребенок постепенно превращается во взрослого человека, происходит полное формирование и созревание всех органов и систем организма. Процесс взросления характеризуется серьезными изменениями в работе эндокринной системы, гормональными скачками, которые отразятся на эмоциональном состоянии подростка, а также состоянии его кожи, волос и тела. О том, какие необходимо соблюдать правила гигиены в подростковом возрасте мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
gigiena_podrostkov.docx104.34 КБ

Предварительный просмотр:

Гигиена подростков: особенности ухода за собой

Казалось бы, еще совсем недавно ваш сын был милым маленьким мальчиком, который едва доставал вам до пояса. И вот уже детям 14-15 лет, они значительно изменились внешне: окрепли или наоборот, неуклюже вытянулись, также меняется и их психология и физиология.

Подростковый период – переломный момент в жизни каждого человека, во время которого ребенок постепенно превращается во взрослого человека, происходит полное формирование и созревание всех органов и систем организма. Процесс взросления характеризуется серьезными изменениями в работе эндокринной системы, гормональными скачками, которые отразятся на эмоциональном состоянии подростка, а также состоянии его кожи, волос и тела. О том, какие необходимо соблюдать правила гигиены в подростковом возрасте мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Из-за гормональных изменений в организме подростка становится более активной работа потовых желез , поэтому подростки начинают достаточно серьезно пахнуть потом. В подростковый период, чтобы предупредить неприятный запах и излишнее размножение бактерий на коже, рекомендуется принимать душ два раза в день – утром и вечером. Приобщайте подростка к использованию дезодоранта, однако не забывайте обратить его внимание, что дезодорант необходимо наносить на чистую кожу. Также старайтесь следить за тем, чтобы ребенок ежедневно менял нательную одежду : рубашки, футболки, трусы и носки. Все эти процедуры должны войти в привычку у вашего сына или дочери.

Также в организме подростка увеличивается секреция сальных желез, что может приводить к возникновению угревой сыпи , особенно на лице, спине. Задача родителей в этот период – объяснить и показать, как необходимо правильно ухаживать за кожей , и что для этого нужно делать. Сейчас в продаже доступны различные гели для умывания на основе цинка, с помощью которых можно подсушить и дезинфицировать кожу, а также предотвратить появление новых высыпаний.

В подростковом возрасте у ребенка может появиться перхоть , что также обусловлено изменениями в секреции сальных желез. Если частое мытье головы популярными косметическими средствами от перхоти не помогает, также стоит проконсультироваться со специалистом, который выяснит причину возникновения перхоти и поможет вам выбрать лечебный шампунь.

В подростковом возрасте на фоне изменения гормонального фона на теле ребенка начинают расти волосы . У мальчишек волосы появляются на груди и в области подмышек, также заметной становится щетина на лице. Задача родителей – научить ребенка правильно пользоваться бритвой, рассказать, какие косметические средства необходимы для бритья, не забыть акцентировать внимание на гигиене подмышек.

Также в подростковом возрасте у родителей есть еще одна важная задача: поддержание режима дня и правильного питания . Конечно, подросток чувствует себя уже почти взрослым человеком и поэтому бунтует против «малышовой» привычки раннего укладывания в кровать. Однако нервная система ребенка в связи с гормональными изменениями испытывает перенапряжение и без недосыпания, посему важно помнить, что отдых в достаточном количестве необходим юному бунтарю, как и раньше.

Также подросток начинает расширять и количество «вредностей» в своем меню, игнорировать обязательность ежедневных полноценных завтраков, обедов и ужинов. Родителям важно следить за питанием ребенка , ведь растущему организму жизненно необходимо полноценное питание, а не очередной бутерброд.

Конечно, подростковый период – достаточно сложное время, как для взрослеющего ребенка, так и для его родителей, но его не избежать. Берите в союзники любовь, набирайтесь терпения, запасайтесь пониманием и вы обязательно переживете этот период вместе, счастливо и без излишних обострений.

Памятка для родителей

«Гигиена подростков: особенности ухода за собой»

Гигиена подростков: особенности ухода за собой

Казалось бы, еще совсем недавно ваш сын был милым маленьким мальчиком, который едва доставал вам до пояса, капризничал за завтраком и плохо чистил зубы, а дочь считала себя принцессой и искренне радовалась новой кукле преподнесенной папой в роли Деда Мороза. И вот уже детям 12-13 лет, они значительно изменились внешне: окрепли или наоборот, неуклюже вытянулись, также неумолимо меняется и их психология и физиология.

Подростковый период – переломный момент в жизни каждого человека, во время которого ребенок постепенно превращается во взрослого человека, происходит полное формирование и созревание всех органов и систем организма. Процесс взросления характеризуется серьезными изменениями в работе эндокринной системы, гормональными скачками, которые отразятся на эмоциональном состоянии подростка, а также состоянии его кожи, волос и тела. О том, какие необходимо соблюдать правила гигиены в подростковом возрасте мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Из-за гормональных изменений в организме подростка становится более активной работа потовых желез, поэтому подростки начинают достаточно серьезно пахнуть потом. В подростковый период, чтобы предупредить неприятный запах и излишнее размножение бактерий на коже, рекомендуется принимать душ два раза в день – утром и вечером. Приобщайте подростка к использованию дезодоранта, однако не забывайте обратить его внимание, что дезодорант необходимо наносить на чистую кожу. Также старайтесь следить за тем, чтобы ребенок ежедневно менял нательную одежду: рубашки, футболки, регланы, трусы и носки. Все эти процедуры должны войти в привычку у вашего сына или дочери.

Наша мама-форумчанка Maria рассказывает: «Я почувствовала, что сын потихоньку превращается в мужчину, когда он закончил 6-й класс, ему тогда было 12 лет. И почувствовала я это в основном носом! После тренировки по футболу Димки начало так разить потом, что этого просто нельзя было не заметить. Причем футболом мы уже три года как занимаемся, и всегда он был после тренировки мокрый, но так от него не пахло. В общем, я поняла, что душ несколько раз в день и дезик – наше все, а мужа заставила еще и беседу «об интиме» провести. Ну и пришлось увеличить запас футболок – теперь как раньше сын уже не мог носить одну и ту же футболку два дня подряд, даже при пользовании дезодорантом, она за целый день уже все равно неприятно пахла».

Также в организме подростка увеличивается секреция сальных желез, что может приводить к возникновению угревой сыпи, особенно на лице, спине, и гнойникам. Конечно, видеть свое лицо с прыщами на самом видном месте ребенку неприятно, и он старается избавиться от них любыми доступными методами, например, выдавливает. Чаще всего, от этого становится только хуже, сыпь разносится по всему лицу, на кожу можно занести инфекцию.

Задача родителей в этот период – объяснить и показать, как необходимо правильно ухаживать за кожей, и что для этого нужно делать. Сейчас в продаже доступны различные гели для умывания на основе цинка, с помощью которых можно подсушить и дезинфицировать кожу, а также предотвратить появление новых высыпаний.

Если ситуация достаточно серьезная и угревая сыпь действительно сильно беспокоит подростка, стоит посетить дерматолога или косметологический кабинет, где специалист выяснит причину заболевания и подскажет использование какого средства или специальных процедур помогут в вашем конкретном случае.

В подростковом возрасте у ребенка может появиться перхоть, что также обусловлено изменениями в секреции сальных желез. Если частое мытье головы популярными косметическими средствами от перхоти не помогает, также стоит проконсультироваться со специалистом, который выяснит причину возникновения перхоти и поможет вам выбрать лечебный шампунь.

В подростковом возрасте на фоне изменения гормонального фона на теле ребенка начинают расти волосы. У мальчишек волосы появляются на груди и в области подмышек, также заметной становится щетина на лице. Задача родителей – научить ребенка правильно пользоваться бритвой, рассказать, какие косметические средства необходимы для бритья, не забыть акцентировать внимание на гигиене подмышек.

У девочек в переходном возрасте начинают расти волосы в области бикини, подмышек и на ногах. Правильно удалять нежелательные волосы девочку должна научить мама, познакомив ребенка с безопасной бритвой и рассказав о специфике кремов для депиляции.

Отдельно необходимо остановиться на интимной гигиене подростка, в этом случае задушевную беседу с девочкой, традиционно стоит провести маме, а разговор с мальчиком взять на себя папе. О чем же стоит говорить?

Еще до наступления первой менструации, девочке необходимо узнать о том, что это такое, и быть психологически готовой к этой особенности женского организма. С точки зрения физиологии ребенку необходимо наглядно объяснить, что именно с ней будет происходить, показать, что такое гигиенические прокладки и рассказать, как часто их нужно менять, обговорить, какое лучше носить белье и как часто обращать внимание на гигиену половых органов во время менструальных выделений.

Важно, чтобы дочь правильно отнеслась к этому процессу, понимала, что это состояние абсолютно природное и естественное для каждой женщины, и не боялась обратиться к маме в случае каких-то проблем или опасений. Не забудьте завести специальный календарик, на котором отмечайте дни начала менструального цикла, ведь изначально он вряд ли будет отличаться регулярностью.

А папе предстоит рассказать сыну о том, что такое поллюции, когда и почему они происходят и как на них реагировать. Также в контексте этой физиологической особенности обратите особое внимание на соблюдение мальчиком необходимой гигиены полового органа. Обговорите с подростком, что процесс роста его половых органов, абсолютно естественен, а также не забудьте рассказать о возможной эрекции и увеличении сексуального влечения.

Наш консультант Елена Лукьяненко, детский психолог, обращает внимание на психологию подростка: «Подростковый период – период противоречий, когда с ребенком очень сложно, а порой почти невозможно договориться. В случае конфликта постарайтесь не вступать в пререкания с подростком, как бы вам это не было трудно. Не надо кричать, демонстративно вздыхать, пожимать плечами, показывать, что вы рассержены, не стоит уговаривать, увещевать, ругаться – такая тактика никогда не срабатывает, а только усугубляет протест. Подростки перестают грубить и дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения вашего внимания. Так что держитесь нейтрально, не отвечайте, откажитесь продолжать разговор, пока ребенок грубит, и, главное, старайтесь реагировать так всегда».

Также в подростковом возрасте у родителей есть еще одна важная задача: поддержание режима дня и правильного питания. Конечно, подросток чувствует себя уже почти взрослым человеком и поэтому бунтует против «малышовой» привычки раннего укладывания в кровать. Однако нервная система ребенка в связи с гормональными изменениями испытывает перенапряжение и без недосыпания, посему важно помнить, что отдых в достаточном количестве необходим юному бунтарю, как и раньше.

Также подросток начинает расширять и количество «вредностей» в своем меню, игнорировать обязательность ежедневных полноценных завтраков, обедов и ужинов. Среди круговерти общения с друзьями и загруженного учебного графика соблазн перехватить что-то на бегу и снова мчаться по своим делам, велик, но как раз этого следует избегать. Родителям важно следить за питанием ребенка, ведь растущему организму жизненно необходимо полноценное питание, а не очередной бутерброд.

Конечно, подростковый период – достаточно сложное время, как для взрослеющего ребенка, так и для его родителей, но его не избежать. Берите в союзники любовь, набирайтесь терпения, запасайтесь пониманием и вы обязательно переживете этот период вместе, счастливо и без излишних обострений.

Гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков – совокупность гигиенических правил, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Основы гигиены детей и подростков включают нормы надлежащего содержания тела, полости рта, половых органов, а также правильное использование средств личной гигиены, одежды и обуви. Как важные компоненты понятия гигиены рассматриваются вопросы труда и отдыха, режима дня и питания. Соблюдение правил личной гигиены – одно из условий нормальной и здоровой жизнедеятельности.

Правила личной гигиены подростка

В подростковом возрасте происходят резкие изменения функции эндокринных желез, поэтому следует морально подготовить подростка к тем изменениям, которые будут происходить в его организме. Стоит рассказать, что в подростковом возрасте на лице может появиться угревая сыпь (которая часто является причиной комплексов), поэтому соблюдение гигиены кожи становится очень важным для подростка. Для правильно ухода за кожей можно проконсультироваться у косметолога, или же прибегнуть к противоугревым косметическим средствам. Также в подростковом возрасте начинают усиленно работать потовые железы, поэтому следует придавать особого значения поддержанию кожи в области груди и подмышечных впадин в чистоте и использовать дезодорирующие средства.

Интимная гигиена подростков

В подростковом возрасте большое значение приобретает интимная гигиена и правильное половое воспитание. С подростком следует проводить беседы о тех физиологических изменениях, которые сопровождают наступление половой зрелости. Важно, чтобы подросток получил максимум необходимой информации в стенах дома, а не от старших товарищей. Таким образом, подросток, будет знать, что с любой проблемой он может обратиться к родителям.

Гигиена мальчиков подростков

У мальчиков в подростковом возрасте на лице начинают расти волосы, поэтому папа должен научить сына пользоваться бритвенным прибором. Кроме того, следует рассказать мальчику, что подростковый возраст характеризуется началом поллюций и появлением первых эрекций. Научите мальчика вовремя менять нижнее белье, смывать остатки спермы с полового органа. Подросток должен знать, что этих изменений не стоит стесняться, благодаря ним, он из мальчика превращается в мужчину.

Гигиена девочки подростка

Девочкам нужно рассказать о начале менструации, и тех изменениях, которые связаны с этим процессом. Подростковый возраст – хорошее время для визита к гинекологу, который возьмет мазок, расскажет о менструальном цикле. Научите девочку поддерживать наружные половые органы в чистоте, пользоваться средствами личной гигиены. Также у девочек в области подмышек и бикини начинают активно расти волосы, которые следует аккуратно сбривать.

Режим дня – важная составляющая гигиены подростка

Для нормальной жизнедеятельности подростка необходимо четкое установление режима труда и отдыха. Гигиена труда подростков включает распределение умственных и физических нагрузок согласно возрастным особенностям. Особенно это касается производственной деятельности и прохождению практики на производстве для учащихся училищ. Соблюдая гигиену труда, подросток должен чередовать работу с активным отдыхом, чтобы не переутомляться. Учитывая расширение объема учебной работы, следует особое внимание уделять гигиене зрения детей и подростков.

Гигиена питания подростков

Питание имеет большое значение для развития растущего организма. В связи с перестройкой всего организма и интенсивными процессами роста подросток нуждается в правильно построенном режиме питания. Рацион подростка должен содержать все пищевые вещества в сбалансированном соотношении. Белки являются главным строительным материалом. Именно белок необходим для роста и формирования иммунной системы, развития мышечных тканей. Жиры и углеводы – источник энергии, «топливо» для организма. Особая роль возлагается на минеральные соли, которые предотвращают возникновение нарушений функции щитовидной железы. Витамины делают организм более выносливым и устойчивым к различным заболеваниям. Недостаток любого из питательных веществ может привести к замедлению роста и ослаблению организма.

Раздел 20. Уход за подростком, воспитание и гигиена в подростковом возрасте

Особенности психофизиологического развития

Старший школьный возраст, т. н. подростковый период (с 12 до 17–18 лет), характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек это период бурного полового созревания, для юношей – его начало. Это препубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности. Это период установки всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родителям, сверстникам, обществу. Здесь и крайние суждения, и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам.

Принципы организации рационального режима

Воспитание здорового подростка с гармонично развитыми духовными и физическими силами неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности подрастающего поколения. Здоровье растущего организма определяется прежде всего созданием благоприятных условий для различных видов деятельности в учебно-воспитательных учреждениях и дома, рациональным питанием, правильным чередованием труда и отдыха, соблюдением правил личной гигиены, разумной организацией досуга, предупреждением вредных привычек. Все это должно учитываться при построении режима дня.

Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека и анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.

Приучать подростков выполнять режим дня необходимо с ранних лет, когда легче всего вырабатываются привычки к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У подростков еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и малоподвижность нервных процессов. Последнее затрудняет, а иногда делает совершенно невозможным быстрый переход нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения, что может стать причиной хронического переутомления.

Эти физиологические особенности определяют один из главных гигиенических принципов построения правильного режима дня – строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания. Содержание режима и суммарная продолжительность всех режимных моментов определяются одним гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма. Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям подросткового организма, отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма.

Основными компонентами режима являются сон, пребывание на свежем воздухе, учебная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору, рациональное питание, личная гигиена. Соблюдение режима дня требует отведения достаточного времени на выполнение всех необходимых элементов жизнедеятельности, высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования, предупреждения развития утомляемости и повышения общей сопротивляемости организма. Этим определяется ведущая роль режима в системе мер профилактики заболеваний.

Состояние здоровья и его профилактика

По данным некоторых исследователей, в России в конце 1990-х гг. только 10% всех выпускников общеобразовательных школ могли считаться здоровыми, 50% имели многофункциональную патологию, 40% – хронические заболевания (Баранов,1998 г.). Доля абсолютно здоровых девочек за последние 20 лет снизилась с 28,3% до 6,3% (Царегородцев и др.,1997 г.). Результаты другого исследования, проведенного в Москве, показали, что в начале репродуктивного периода 65,6% девушек-школьниц имели определенные проблемы со здоровьем, 36,1% – хронические заболевания, 23,6% – гинекологические экстрагенитальные заболевания, аномалии конституции и патологические состояния, способные ограничить их репродуктивную функцию (Зарубина, 1998 г.). С возрастом динамика состояния здоровья девочек – будущих матерей – имеет ярко выраженную отрицательную тенденцию: за период обучения в средней школе у девушек ухудшилось здоровье почти в 2 раза (Зарубина, 1998 г.). Более того, стремление к хорошей успеваемости далеко не всегда сопровождается сохранением здоровья на должном уровне. Ю.А. Гуркин (1997 г.) проанализировал «синдром отличницы», для которого, по его данным, характерно наличие гипоксии, вегето-сосудистой дистонии, нарушение менструальной функции.

Самооценка подростками своего здоровья, по данным опросов, оказывается значительно выше, чем оценка, даваемая медиками. Опрос подростков в Костромской области (была опрошена 1 тыс. подростков возрасте 13–16 лет) показал, что 60,7% опрошенных охарактеризовали свой нервно-психический и физический статус как хороший, а еще 15,5% – как отличный. Тем не менее каждый 10-й подросток отметил у себя наличие хронических заболеваний.

Подростковый возраст – это особенный период как для становления репродуктивной системы, так и для становления личности и формирования своего отношения к ценностям жизни. По данным уже упомянутого костромского обследования, 73,8% подростков относят состояние здоровья к основным ценностям жизни. В порядке снижения рангового места девушки-подростки указывали на следующие ценности: образование, состояние здоровья, ощущение свободы и независимости, микроклимат в семье, интимные отношения, духовные ценности, физическую культуру (Шарапова, 1998 г.). Таким образом, нельзя говорить, что молодежь недооценивает важность хорошего здоровья.

В то же время объективные наблюдения указывают на гигантский рост среди подростков т. н. «социально значимых» заболеваний (ЗППП, туберкулеза, наркомании). Заболеваемость туберкулезом у подростков за 1990-е гг. более чем удвоилась, заболеваемость сифилисом увеличилась во всех возрастных группах населения, но наиболее интенсивно – в самой младшей. К началу 2000 г. Минздравом зарегистрировано около 27 тыс. случаев ВИЧ-инфекции, при этом более половины из них – в 1999 г. Молодежь от 15 до 29 лет составляет 75% новых случаев заражения.

Уровень смертности подростков в России – высокий по сравнению с другими развитыми странами, и в течение первой половины 1990– х г г. он возрастал. К 1995 г. по сравнению с 1979 г. коэффициент смертности в возрасте 15–19 лет повысился у юношей в 1,4 раза, у девушек – в 1,5 раза. Основными причинами роста смертности стали несчастные случаи, отравления, травмы, насильственные причины смерти, а также инфекционные заболевания.

Таким образом, профилактика инфекционных заболеваний, таких как заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ/СПИД, актуальна для молодого поколения в плане сохранения здоровья.

Большую работу по профилактике этих заболеваний, а также алкоголизма и наркомании постоянно организуют и проводят областные и районные диспансеры туберкулезного, кожно-венерологического, наркологического профиля, центры по борьбе с ВИЧ/СПИДом, центры планирования семьи, центры сананитарно-эпидемиологического надзора.

Эти организации располагают достаточным материалом, в т. ч. собственными наблюдениями по вышеназванным темам.

10–12 лет

Дети дифференцируют свое отношение к теме в зависимости от возраста. Например, в 2001 г. в Санкт-Петербурге и Москве были проведены исследования, показавшие, в каком возрасте и как получают дети знания о наркотиках (Данилин А., Данилина И., 2001 г.). 10–12 летних ребят интересует все, что связано с наркотиками, – их действие, как их принимают. О жутких последствиях употребления если и слышали (большинство из них говорят, что никогда не слышали), то всерьез эти сведения не воспринимали. Сами наркотики пока не пробовали, с наркоманами знакомы единицы (о таком знакомстве рассказывают с гордостью). Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Необходимо отметить, что это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования «моды». В этом возрасте школьники начинают играть «в наркоманов» и интересоваться видеофильмами о борьбе с наркомафией.

Частое и практически всегда непрофессиональное обсуждение проблемы наркотиков средствами массовой информации (в первую очередь на телевидении) по большей части дает прямо противоположный эффект – усиливает любопытство к наркотикам и наркоманам.

12–14 лет

Основной интерес у ребят вызывает возможность употребления «легких» наркотиков – марихуана наркотиком не считается.

О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые; пробовали наркотики немногие – из любопытства; знакомы с потребителями и распространителями практически все.

О наркотиках знают много – из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны, информации об отрицательных сторонах действия наркотиков практически нет. Опасность употребления сильно недооценивается. Разговаривают о наркотиках только между собой (это «страшная тайна» для взрослых, следовательно, органическая часть молодежной культуры).

Для многих подростков это возраст первого знакомства с наркотиками. Чаще всего это пробы вдыхания растворителей или прием под влиянием сверстников каких-либо таблетированных психоактивных препаратов.

14–16 лет

По отношению к наркотикам формируются 3 группы.

1. Употребляющие и сочувствующие – интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении наркотиков. Не верят в привыкание.

Употребление наркотиков считают признаком независимости и «крутости». Среди членов этой группы много ребят, являющихся лидерами по характеру.

2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей. В основном в этой группе находятся ребята, относящиеся к проблеме наркотиков с плохо скрываемым любопытством.

16–18 лет

Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках – они детализируются и становятся более объективными. Появляется первая негативная информация (в основном из опыта сверстников, употребляющих «сильные» наркотики).

В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье.

Глобальной проблемой наркоманию считают немногие. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации. Ребята начинают осознавать наркотики как глобальную проблему.

Гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков — научная дисциплина об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании физически крепкого человека с гармоническим развитием физических и духовных сил.

В настоящее время актуальными проблемами гигиены детей и подростков остаются «школьные» заболевания, которые широко распространены среди учащихся. Их частота закономерно возрастает от младших классов к старшим (близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия и др.).

У детей и подростков с возрастом увеличивается количество хронических заболеваний. Это болезни нервной системы и органов чувств, нарушения функций системы пищеварения и обмена веществ, патология органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовой системы и др. Формируясь в детском возрасте, эти заболевания в дальнейшем оказываются в числе ведущих причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности взрослого населения.

Согласно существующей в настоящее время возрастной (биологической) периодизации, основанной на оценке особенностей роста и развития организма детей и подростков до достижения зрелого возраста в индивидуальном развитии человека (онтогенезе), выделено 7 периодов созревания (табл. 10).

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели:
— отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;
— уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
— особенности функционирования основных физиологических систем организма.

Изучение состояния здоровья детского населения включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости.

В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков:
— 1-я группа — здоровые с нормальными развитием и уровнем функций;
— 2-я группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям;
— 3-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма;
— 4-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;
— 5-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки.

Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей:
— соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки);
— соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание);
— физиометрических, или функциональных (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук).

Обычно на практике измерение тела сводится к определению трех основных признаков: роста, массы тела и окружности грудной клетки.

Полученные результаты измерения показателей сравнивают со специально разработанными средними показателями этих признаков для групп детей различного пола и возраста — возрастными стандартами физического развития. Понятно, что единых стандартов физического развития детей и подростков быть не может, поскольку в разных климатических поясах, в городах и сельской местности имеются свои особенности. Именно поэтому сотрудник детских и подростковых учреждений для индивидуальной оценки физического развития отдельных детей используют региональные стандарты.

Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют методы сигмальных отклонений (профиля физического развития), центильный, регрессионный (оценочных таблиц), комплексный и др. Характеристика и способы применения данных методов подробно рассматриваются в соответствующих справочниках и руководствах к практическим занятиям по гигиене.

К сожалению, оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности в точности этой оценки. Именно поэтому для более точной индивидуальной оценки физического развития целесообразно использовать ряд других показателей, характеризующих уровень биологического развития детей и подростков. Среди них погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания и др.

Под акселерацией понимают ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений (от лат. acceleratio – ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается раньше по сравнению с предыдущим.

В настоящее время в результате акселерации возрастные границы показателей физического развития в составленных ранее таблицах, используемых при оценке физического развития, оказались смещены. На каждом возрастном этапе современные дети и подростки выше и крупнее сверстников прежних лет.

Ускорение физического развития ставит много практических вопросов. Прежде всего, важно установить, насколько акселерация соответствует психическому и умственному развитию. От этого зависят возрастная готовность ребенка к школьному обучению, создание учебных программ, соответствующих возрастным возможностям детей.

Следует отметить, что наряду с ускорением роста и развития детей произошло и укрупнение размеров тела взрослых людей, и позднее наступление климакса, увеличились продолжительность жизни, репродуктивный период, изменилась структура заболеваемости.

В то же время в ряде районов земного шара имеются группы населения, у которых процессы роста и развития стабилизировались. В странах Европы, Америки и России в настоящее время проявляется тенденция к снижению темпов физического развития. Этот противоположный процесс называется децелерацией, т.е. происходит замедление процессов роста и развития.

Воспитание и обучение детей и подростков осуществляется в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей. В РФ принята 3-ступенчатая система общеобразовательных учреждений:
— первая — начальное общее образование (4 года);
— вторая — основное общее образование (5 лет);
— третья — среднее (полное) общее образование (2 года).

Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит в том, чтобы отодвинуть наступление утомления у основной массы детей и предупредить быстрое снижение работоспособности и развитие переутомления. С этой целью рационально организуют каждое занятие, регламентируют их количество на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуют с отдыхом. До недавнего времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки.

Однако гигиенические наблюдения показали, что для учеников 1 -го класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1-м классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов, для учеников 1-го класса введены обязательные динамические занятия после второго урока. Для детей, начинающих учиться в 1-м классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев шестилетних детей из первых классов и количество часто болеющих детей.

Предупреждение утомления — важная профилактическая задача в организованных коллективах детей всех возрастных групп. На начало учебного дня надо ставить предметы, основанные на словесном преподавании; русский язык, литературу, математику. К концу учебного дня, когда работоспособность снижена, целесообразно включать уроки, основанные на предметном восприятии: аппликацию, лепку, рисование, черчение. Уроки труда и физического воспитания следует проводить в середине учебного дня, используя их для переключения преимущественно с умственной на физическую работу.

Главным условием предупреждения утомления является строгое соблюдение рационального режима дня. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка. При построении режима предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон.

Читайте также:  Обучение детей иностранному языку - каждому возрасту: своя методика
Ссылка на основную публикацию