Игры и упражнения для развития памяти и внимания у детей

Картотека игр, направленных на развитие памяти у дошкольников
картотека на тему

Игры на развитие памяти у дошкольников

Игры на развитие памяти у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
na_sayt.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры «Запоминаем вместе»

(картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:

Игра «Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Упражнение “Запоминаем слова”

Цель: развитие слуховой механической памяти

Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

Игра «Снежки »

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игра «Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание №2: Вспомни и повтори загадку?

Игра «Экран».

Цель: развитие зрительной памяти.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 4 лет.

Для этой игры надо заранее заготовить картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими

Игра, «Какой игрушки не хватает? »

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки

Игра «Обезьянка»

Цель: развитие зрительной памяти

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Игра в слова

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

Игра «Запоминаем вместе».

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.

Игра «Вспомни пару».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Игра «Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту – ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Игра «День рождение куклы».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Возраст: с 3 лет.

Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.

Игра «Пара слов».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

Упражнение «Осень».

Цель: развитие смыслового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.

На полях и в рощах

Стали дни короче.

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.

Игра «Магазин»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 4 лет.

Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.

Картотека игр для развития внимания и памяти

Млада Сидорова
Картотека игр для развития внимания и памяти

Картотека игр на развитие внимания и памяти

Игры на развитие внимания

Рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость такого психического процесса, как внимание.

1. Что слышно?

Цель игры. Развивать умение быстро сосредоточиваться.

1-й вариант (для детей 5-6 лет). Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант (для детей 7-8 лет). По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

2. Будь внимателен!

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово “Зайчики”, произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово “лошадки” – как бы ударять “копытом” об пол, “раки” – пятиться, “птицы” – бегать, раскинув руки в стороны, “аист” – стоять на одной ноге.

3. Слушай звуки!

Цель игры. Развивать активное внимание.

Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу “плакучей ивы”, когда верхнего – в позу “тополя”. Затем начинают игру – дети идут по кругу. Звучит пота нижнего регистра – дети становятся в позу “плакучей ивы” (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу “тополя” (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

4. Слушай хлопки!

Цель игры. Та же.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

5. Канон

Цель игры. Развивать волевое внимание.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй – второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.

6. Канон для малышей

Цель игры. Та же.

Играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

7. Зеваки

Цель игры. Та же.

Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

8. “Пишущая машинка”

Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

9. Четыре стихии

Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово “земля”, все должны опустить руки вниз, если слово “вода” – вытянуть руки вперед, слово “воздух” – поднять руки вверх, слово “огонь” – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игры на развитие памяти

Игры будут полезны детям, страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов которых является снижение памяти.

1. Повтори за мной

Цель игры. Развивать моторно-слуховую память. Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

2. Запомни движения

Цель игры. Та же.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

3. Запомни свое место

Цель игры. Та же.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

4. Запомни свою позу

Цель игры. Та же.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

5. Слушай и исполняй!

Цель игры. Развивать внимание и память.

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

6. Вот так позы!

Цель игры. Развивать наблюдательность. Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

7. Запомни порядок!

Цель игры. Та же.

4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

8. Кто что делал?

Цель игры. Та же.

Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

9. Художник

Цель игры. Та же.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

10. Тень

Цель игры. Та же.

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок – это “тень” первого. “Тень” должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

11. В магазине зеркал

Цель игры. Та же.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

12. Разведчики

Цель игры. Та же.

1-й вариант (для детей 6-7 лет). В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир, запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.

2-й вариант (для детей 6-7 лет). Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.

Самодельные дидактические игры для развития внимания, мышления и памяти Ранее я уже размещала публикацию о самодельной дидактической игре “Прищепки” для развития мелкой моторики. Сегодня я предлагаю вашему вниманию.

Картотека игр для слухового внимания МБДОУ детский сад «Морячок» 1 младшая группа «Золотые рыбки» Картотека игр для слухового внимания Создала воспитатель:Климова.

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста «Развитие внимания у дошкольников» Игра «Какой игрушки не хватает?» цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. возраст: с 3 лет Поставьте перед ребенком на 1 минуту.

Картотека игр на развитие памяти ШКАФЧИКИ Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков.

Картотека игр на развитие слухового внимания РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна. Воспитание.

Комплекс игр для развития объёма внимания у детей с ОВЗ Внимание – это главное качество, посредством него происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается.

Логопедическая игра для развития речи, памяти, внимания, мышления у детей 5–7 лет с ОНР Дети любят играть, особенно в дошкольном возрасте. И мы педагоги знаем, что в этом возрасте игра является ведущим видом деятельности и одной.

Методическая разработка «Использование игр для развития внимания дошкольников» Использование игр для развития внимания дошкольниковВопрос развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей,.

Приемы развития слуховой памяти и внимания Игра «Поймай слово» – Хлопните в ладоши, если услышите название молочного продукта. Книга, банан, масло, яблоко, простокваша, лягушка,.

Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду. Игры для развития памяти и внимания для младших дошкольников Игра «Хлоп» («Топ»). Цель: развивать внимание. Описание: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог.

Развиваем внимание у детей: 15 игр, 3500 заданий и упражнений, которые понравятся детям и взрослым

Команда ЛогикЛайк знает, какие игры помогут ребёнку стать более собранным и научиться управлять своим вниманием. Делимся лучшими находками и разработками.

На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику и нестандартное мышление, внимание и память.

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Выбирайте игры и задания по возрасту

Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет

Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.

Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания

Перед началом игры установите правила:
– нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
– нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания

Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.

Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.

Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания

В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.

Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет

Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.

Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания

Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.

Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания

Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания

Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.

Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания

Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.

Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания

В игре 3 уровня сложности:

  • «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
  • «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
  • «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.

Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет

Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.

Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания

Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?

Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания

Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.

Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.

Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания

Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.

Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания

Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.

ТОП 15: Игры на развитие памяти у ребенка

ТОП 15: Игры на развитие памяти у ребенка

Хорошая память – залог успешной учебы и всей дальнейшей жизни ребенка. Тренировать память необходимо с помощью упражнений и занятий. А для ребенка, который совершенно не любит скучных занятий, для подобных целей подойдет хорошая игра на развитие памяти у детей.

Мы уже делали подборку игр на развитие внимания ребенка. Сейчас мы подобрали для Вас 15 развивающих игр на развитие памяти у ребенка. В данные игры можно играть вдвоем, например няня и малыш, а можно играть в коллективе. Надеемся Вам понравится наша подборка.

Игры развивающие память у детей:

  1. Что исчезло?

Количество игроков: любое

Дополнительно: картинки или мелкие предметы

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

  1. Все помню

Количество игроков: любое

Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут говорится слова (города, растения, животные и т.д). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т.д. Допустивший ошибку выбывает из игры.

  1. Кукловод

Количество игроков: двое

Дополнительно: повязка на глаза

«Кукловод» завязывает глаза игроку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем игроку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

  1. Перепутались

Количество игроков: любое

Дополнительно: 5-6 игрушек

«Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний — котенок».

Ведущий выстраивает 5-6 игрушек в очередь друг за другом. «Потом зазвонил колокольчик — это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира»

  1. Тренировка памяти

Количество игроков: любое

Дополнительно: поднос, различные предметы, платок

На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка…

В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом?

Затем поменяться ролями.

  1. Пиктограмма

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, ручка или карандаш

Ребята должны «записать» предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, «прочитав» свои рисунки.

Интересно, как дети нарисуют такие абстрактные понятия как «Добро», «Зло», «Счастье», или как сумеют изобразить эмоциональные состояния и чувства «Радость», «Гнев», «Печаль». Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а потом сравните с рисунками малыша

  1. Вспомнить все

Количество игроков: четное

Игроки в парах поворачиваются друг к другу спиной, настраиваются на своего партнера и стараются максимально четко его себе представить. Теперь можно начинать игру. Ведущий объявляет, что сейчас придется вспоминать внешний облик человека, стоящего за вашей спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.

вспомнить, как зовут вашего партнера. (Задание выполняют по очереди абсолютно все участники).

вспомнить, какого цвета глаза у партнера.

ответить, какой длины брюки на партнере (вопрос должен звучать именно так, даже если в паре девочка в юбке).

сказать, какая обувь на ногах партнера.

  1. Запомни фигуры

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага и ручки

Ведущий показывает 6 геометрических фигур по очереди. Каждая из них демонстрируется 7 секунд, убирается и показывается следующая. Просмотрев все 6 фигур, участники должны в течение 5 минут нарисовать у себя на листе бумаги все показанные фигуры в той последовательности, в которой они демонстрировались.

  1. Движение по памяти

Количество игроков: двое

Два игрока чертят сами для себя на полу или на земле линию в виде зигзага. Один игрок чертит линию на два метра, другой продолжает эту линию еще на два метра. Они могут несколько минут ее изучать, чтобы ее лучше запомнить. И после этого они должны пройти по ней из конца в конец спиной вперед. Один двигается по линии, а другой считает, сколько раз тот выйдет за линию. Затем они меняются ролями.

  1. Чемодан

Количество игроков: 2-12

Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него…огурец». Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево». И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.

  1. Рисуем по памяти

Количество игроков: любое

Первый из игроков рисует на доске или мольберте домик. Следующий игрок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко, дверь, трубу или птицу на крыше.

Что за рисунок получится в конце концов?

  1. Не забудешь, что купить?

Количество игроков: любое

Дополнительно: любые небольшие предметы

Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок- подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками,

большой мяч — это арбуз, мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: «Игрушки», «Хозтовары», «Продуктовый» и т.д..

Посылаем ребёнка в «магазин» и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.

  1. Пуговицы

Количество игроков: двое

В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6.

Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.

Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно, следует обучить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

  1. Как приготовить кофе?

Количество игроков: любое

Вспомните, что Вы делаете ежедневно или часто вместе с ребенком. Допустим, малыш видит, как приготавливается омлет на завтрак. Попросите ребенка рассказать Вам последовательность действий, которые при этом совершаются. Если ребенок затрудняется или говорит пока только слова, еще не составляя предложения, то начните сами, а малыш пусть добавляет ключевое слово.

Например, спросите ребенка, как приготовить кофе?

Мама: «Сначала мы берем из шкафа чистую…»

Мама: «Затем ложечкой насыпаем из баночки…»

Мама: «А что потом?»

Ребенок: «Кладем ложечкой сахар, наливаем воду, размешиваем, наливаем молоко!»

Что еще можно спрашивать? Как почистить зубы? Как постирать одежду? Как поливать цветы и т.д.

Игра учит малыша думать, тренирует память и наблюдательность. Играть можно в транспорте, в очереди и т.п.

  1. Найди свой домик

Количество игроков: любое

Дополнительно: резные предметы, игрушки

Игра для развития зрительной памяти.

Берем три разные коробочки. В одну кладем куклу, в другую зайчика в третью машинку. И говорим, что у каждой игрушки свой домик. Первоначально, чтобы ребенок получше запомнил, у какой игрушки, какой именно домик, немного рассказываем, обращаем его внимание на детали домика. Например, так: «У куклы вот эта розовая коробочка, в ней красное одеяло. У машинки коробочка с крышкой – это гараж, чтобы дождик не замочил её».

Затем я просим ребенка отвернуться, вытаскиваем все три игрушки и отдаем ему. Просим положить каждую игрушку в свой домик.

Если ребенок хорошо справляется с задачей, можно в тот момент когда малыш отвернется, переставить домики местами.

В другой раз «домики» заменяем «колясками», «горшками» и берем другие игрушки.

Вариант игры с несколькими детьми такой. Взять несколько стульев, устроив на них отличительный «домик» и на каждый посадить игрушку. Затем попросить каждого малыша взять со стула себе игрушку. Пока звучит бубен (музыка) малыши ходят вокруг стульев держа в руках свои игрушки. Как только музыка играть перестала нужно усадить игрушку в свой домик.

Имейте ввиду, что иногда дети усаживают игрушку в чужой домик не потому, что у них плохая память, а просто потому, что этот домик им больше понравился.

Данная подборка может служить как пример для мамы или няни. Игры можно переделывать, дополнять, совершенствовать, на основе этих игр можно придумать новые. Если за Вашим ребенком ухаживает няня, попросите ее проводить игры на развитие памяти и внимания ежедневно. Профессиональная няня знает как увлечь и заинтересовать ребенка, какую игру ему можно предложить дома и на прогулке, занятия будут проходить весело и интересно.

Если Вы решили нанять няню ребенку, обращайтесь к нам, в агентство домашнего персонала «Дом счастья» и мы с радостью Вам в этом поможем. В базе агентства домашнего персонала «Дом счастья» есть возможность подобрать няню на любой вкус. Все наши няни настоящие профессионалы своего дела. Обращайтесь.

Развитие памяти у детей в детском саду

Память — одна из высших психических функций человека. Благодаря её формированию в раннем детстве возможно развитие точной координации движений и овладение речью. Все органы чувств работают на накапливание образов памяти. Ребёнок стремится почувствовать и понять окружающий мир. Усвоение знаний о предметах и явлениях, общественных правилах, формирование умений в значительной степени осуществляется на занятиях по развитию памяти дошкольников.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Практически все родители начинают активно интересоваться способами развития памяти у детей, когда тем пора поступать в школу. А проблемной эта тема становится очень часто вскоре после первого звонка, многие первоклассники не справляются с потоком новой информации и заданиями.

Часто первоклассники не справляются с запоминанием новой информации в процессе обучения

В раннем детстве память малыша развивается через общение с матерью. Казалось бы, молодые мамы интуитивно знают, как помочь ребёнку развить способность запоминания. С детьми первого года жизни занимаются регулярно. Это упоминание членов семьи, имён — мама понимает, что ребёнок запомнил лица родных, по улыбке и радостному возгласу при виде их. Затем с малышом учат части тела и лица: «Это у куколки глазки, а вот у Ванечки глазки». Скоро на вопрос «А где у Ванечки глазки, носик, щёчки?» ребёнок пальчиком показывает правильный ответ. К началу второго года жизни благодаря этим простым занятиям с мамой малыш знает многие предметы из ближайшего окружения, называет их.

В раннем детстве память развивается в органичном общении с мамой

К 1,5 годам ребёнок становится самостоятельнее, овладевает предметными действиями, развивает общую моторику. В этом возрасте малыш всё больше интересуется миром взрослых, запоминает слова и движения из наблюдений в повседневности. Для многих детей настаёт пора детсадовской жизни: кто-то поступает в первую младшую группу ДОУ, других мамы водят в группу кратковременного пребывания. И так бывает в нашей жизни, что домашняя сфера и образовательный процесс в детском саду разграничиваются: родители хотят общаться с детьми, а обучение предполагается за воспитателями.

Воспитатель работает в направлении развития способностей (в т. ч. памяти) у своих подопечных с момента их поступления в детский сад

Таблица: цели и приёмы развития памяти в детском саду

На четвёртом году жизни дети учатся ориентироваться во времени суток

Виды памяти дошкольников

В раннем детстве формируются и развиваются виды памяти, связанные со всеми органами чувств. Совершенствуется восприятие, и образы окружающего мира запоминаются легче и отчётливее. Образная память подразделяется на виды по ведущей сенсорной системе в запоминании объекта:

  • Зрительная память. Процесс зрительного запоминания проходит ряд этапов:
    1. Запоминание того, что видит ребёнок.
    2. Узнавание.
    3. Воспроизведение образа по памяти.

Развитию этого вида памяти уделяется значительное количество времени на занятиях. Младшие дошкольники тренируют зрительную память в запоминании и узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Воспитанники средней группы запоминают геометрические фигуры и учатся распознавать их в строении предметов. Дети старшего дошкольного возраста учат буквы и цифры.
Такую память иногда называют фотографической, поскольку запоминание при помощи органов зрения подобно запечатлению кадра из реальной жизни. Воспроизведение этих образов осуществляется в продуктивном творчестве детей (рисовании или лепке изображений по памяти), в дидактических играх.

Первые рисунки моей дочери были яркими, разноцветными, позитивными… но каракулями! Когда ей только-только исполнилось 4 года, среди завитков и загогулин я заметила изображение дерева: коричневый ствол и крона. Вот только крона была розового цвета. Я решила уточнить: — Что это ты нарисовала?
— Дерево.
— Розовое?
— Да. Я его видела.
На той неделе мы пошли на прогулку в городской парк. На одной из тропинок дочка потянула меня за руку со словами: «Мама, вон там розовое дерево!». И правда, в нашем парке оказалось такое дерево — был май, это цвела дикая яблоня.

Первые рисунки предметов являются воспроизведением образов зрительной памяти

Слуховая память играет значительную роль в процессе обучения и воспитания. Задания в детском саду (а в дальнейшем и в школе) строятся на восприятии речи педагога и обработке услышанного ребёнком. Он должен услышать, понять и выполнить поручение или инструкцию.
Развитие слуховой памяти начинается в младшем дошкольном возрасте: дети знакомятся со звучанием музыкальных инструментов, экспериментируют с извлечением звуков из различных предметов. Упражнения на тренировку этого вида памяти часто связаны с развитием речи: запомни и повтори слова, потешку, поговорку. Непонятные ребёнку слова воспитатель объясняет и возвращает к ним спустя время, чтобы они вошли в активный словарь ребёнка.

Когда детям не спится, мы с ними выполняем простое упражнение «Как звучит тишина». Оно одновременно способствует развитию слуховой памяти и помогает расслабиться. Мы лежим с закрытыми глазами, не шевелимся и не разговариваем. Задача каждого — услышать звуки в тишине и распознать их источники. Слушаем «тишину» 5–6 минут, затем обсуждаем, кто что услышал:
— На верхнем этаже передвинули мебель, кажется, стул.
— За окном проехало несколько машин.
— В соседней комнате папа нажимал кнопки на клавиатуре, набирал текст.
— В трубе шумела вода и т. д.

Стоит закрыть глаза и начать прислушиваться, и тишина наполняется десятками звуков

Осязательная, вкусовая и обонятельная память — эти виды также относятся многими исследователями к образной памяти. Запахи и вкусы связываются с их источниками в сознании ребёнка: происходит запоминание, как пахнет и каков на вкус апельсин, каким ароматом духов пользуется мама и т. д. То же самое происходит и в сфере осязания. С детских лет мы запоминаем, какие на ощупь вещества и предметы. Если с закрытыми глазами ребёнок потрогает мех, то представит себе животное, которое он гладил.

«Мама! — с радостным возгласом бежал через дачные участки мой сын. — Котик тёти Нины прямо как снежный человек!». Соседи, наверное, были в лёгком недоумении, что же там за кот у тёти Нины. Но я сразу поняла, что он такой же пушистый и приятный на ощупь, как плюшевая игрушка сына — йети.

Развитие осязательной памяти происходит в контакте с объектами ближайшего окружения

По участию воли память делится на 2 вида — произвольную и непроизвольную.

    Непроизвольное запоминание происходит без специальных усилий со стороны ребёнка. Образы фиксируются в памяти естественным путём, когда они интересны. Поэтому упражнения с дошкольниками проводятся в занимательной, игровой форме. Исследования показывают, что непроизвольно дети запоминают большой объём информации.

Непроизвольная память развивается, когда ребёнок заинтересован во время занятия

Заучивание стихотворных текстов развивает произвольную память у дошкольников

По длительности сохранения информации память делится на кратковременную и долговременную. Сначала развивается кратковременная память: ребёнок запоминает что-то, использует информацию и забывает. Поэтому с маленькими детьми надо повторять пройденный материал. Долговременную память следует активно тренировать с 5–6 лет: ребёнок способен удерживать информацию всё дольше, и эта способность будет необходима в школьном обучении.

Тренировка долговременной памяти необходима будущим первоклассникам

Методика развития памяти у дошкольников

Память ребёнка — это прежде всего проявленный им интерес в какой-либо деятельности. Как было сказано выше, у дошкольников преобладает непроизвольная образная память. То есть дети запоминают объекты и явления, которые вызывали у них яркие эмоции, неподдельный интерес. Отсюда возникает вопрос, что же интересно детям? Каждой возрастной группе воспитанников ДОУ присущ свой интерес. Младшие дошкольники любят предметные игры, охотно занимаются в паре со взрослым. С 4–5 лет дети стремятся к сотрудничеству, развиваются индивидуальные вкусы и пристрастия.

Обучающие задания на развитие памяти включаются в структуру всех видов занятий: речевых, музыкальных, НОД (непосредственно образовательной деятельностью), изодеятельностью и др. Развитие способностей ребёнка непосредственно связано с сохранением и воспроизведением информации. Следует чередовать упражнения на развитие сенсорного восприятия. Лучше всего ребёнок сможет описать объект, исследованный различными органами чувств, то есть всесторонне.

Любимая сказка моей дочери — «Жихарка». Когда дочке было 4 года, бабушка попросила её рассказать, что за сказка такая. Дочка начала пересказ, но быстро запуталась и расстроилась. Это случилось не оттого, что мы читали сказку давно или редко. И не потому, что дочь плохо слушала. Словесно-логическая память пока только начинает формироваться в этом возрасте. Зрительные образы сохранились благодаря изучению иллюстраций.
Тогда, чтобы запомнить сюжет сказки, мы распечатали кадры из мультфильма «Жихарка», перемешивали карточки и составляли последовательность событий. Несколько раз мы проигрывали сказку в виде простой игры-драматизации: наклеили изображения героев на палочки, я читала текст, а дочка действовала за персонажей.
После этих упражнений у дочери получилось пересказать сказку: вспомнить и воспроизвести сюжет.

Запоминание объекта должно быть разносторонним: зрительным, слуховым, осязательным, действенным

Игры на развитие памяти

Дидактические игры, направленные на развитие памяти, тренируют способность логического запоминания. Эти игры основаны на концентрации внимания различными органами чувств. Важно следить, чтобы ребёнок приступал к игре в хорошем настроении. Игровые задания подбираются педагогом в соответствии с возрастными особенностями детей. Лёгкое задание может погасить интерес ребёнка, а чересчур сложное — стать причиной переутомления.

Индивидуализировать дидактические игры можно по тематике материала. Например, девочки будут изучать карточки со сказочными принцессами, мальчики — с техникой.

Игры на развитие памяти и внимания у детей 6-7 лет

Ребёнок часто отвлекается, переключает своё внимание с одного предмета на другой, не может запомнить предложенную ему информацию. Действительно ли малыш такой невнимательный или ему просто неинтересно на занятиях? На что стоит обратить внимание родителям, и как развить произвольную память ребёнка.

Содержание

  • Зрительная память
  • Слуховая память
  • Обонятельная и осязательная память
  • Вкусовая память

Память у ребёнка 6-7 лет развивается очень интенсивно. Дошкольники могут запоминать внушительный объём информации. При этом часто это бывает услышанная реклама, имена любимых персонажей или марки автомобилей, а вот материал, который преподают на уроках, даётся с трудом. Почему так происходит? Всё дело в произвольном и непроизвольном внимании. Всё, что вызывает интерес, запоминается само собой, без особого труда. А то, что требует воспитатель или учитель, основывается на произвольном запоминании. Этот навык необходимо тренировать.

В зависимости от того, как мы воспринимаем информацию, память можно поделить на несколько видов: моторную, образную, эмоциональную и вербальную. В свою очередь, образная память подразделяется на: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Развивать каждый из видов памяти лучше всего в игровой форме. Предлагаем вам десятки интересных заданий, которые помогут улучшить память ребёнка 6-7 лет.

Игры и упражнения для развития двигательной памяти

Двигательная или моторная память помогает человеку запоминать, сохранять и воспроизводить разные движения. С помощью неё формируются такие умения и навыки, как ходьба, письмо, езда на велосипеде, печатание на клавиатуре, плавание и т.д. Двигательная память работает с самого раннего возраста, когда малыш начинает ползать, вставать, ходить, кушать ложкой, пить из кружки.

Часто этот вид памяти дети применяют в играх, воспроизводя отличительные черты животных или людей разных профессий.

«Слушай и исполняй». Родитель придумывает несколько движений и называет их ребёнку не показывая. Задача малыша – понять, о чём идёт речь, и воспроизвести действия в нужной последовательности. Например: подбеги к столу, попрыгай на одной ноге, подбрось мяч и сделай хлопок, присядь, ляг на спину.

«Повторяй за мной». Ведущий встаёт в центр и начинает показывать комплекс движений под музыку. Ребёнок повторяет за ним. Как только один круг упражнений будет пройден, музыка ускоряется. Нужно продемонстрировать всё тоже, но быстрее.

Увеличиваем скорость до тех пор, пока малыш не начнёт путаться. Чем больше количество движений в комплексе, тем сложнее.

«Лабиринт». Ребёнок становится в любом месте комнаты – это будет «отправная точка». Взрослый диктует ему маршрут: 2 шага вправо, 1 вперёд, 3 назад, 2 влево и т.д. Малыш запоминает указания и двигается в соответствии с ними. В зависимости от того, как ребёнок будет справляться с заданием, можно увеличивать маршрут, дополняя его новыми деталями: прыжками, приседаниями, хлопками.

«Крокодил». Популярная игра для больших компаний. Ребёнок загадывает любое животное. Затем выходит в центр и пробует с помощью жестов и движений описать того, кого загадал. Участники начинают по очереди угадывать загаданное животное. Тот, кто ответит верно, становится на место ведущего. Игра продолжается. Можно усложнить правила, отведя на угадывание определённое количество времени, например, 5 минут.

«Птицы – цветы – деревья». Дайте малышу задание: когда прозвучит название цветка, нужно присесть, если услышал про птицу – взмахни руками, названо любое из деревьев – сделай руки в бок.

Пример для игры: ворона, роза, тополь, колокольчик, синичка, липа, филин, астра, ромашка, воробей, ива, одуванчик, ёлка, цапля, лилия, берёза, василёк.

Игры и упражнения для развития образной памяти

Образная память тесно связана с нашими органами чувств. Соответственно разделяют пять видов этой памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную. Развиты они неравномерно.

Одному человеку легче запомнить информацию, слушая её, другому читая, третьему – трогая. Чтобы выяснить, какой вид образной памяти лучше развит у ребёнка, поиграйте с ним в разные игры.

Зрительная память

Такой вид памяти ответственен за хранение и воспроизведение зрительных представлений. Он особенно хорошо развит, к примеру, у художников. Для детей-визуалов отлично подходят всевозможные наглядные пособия. Чтобы развить зрительную память, предлагаем несколько заданий.

«Найди отличия». Одна из самых распространённых игр – поиск отличий на картинках. На двух схожих изображениях есть несколько различных деталей, которые сразу и не заметишь.

Чтобы справиться с заданием, нужно быть внимательным и сосредоточенным. Выбирайте картинки с любимыми героями ребёнка или интересными ситуациями. Дошкольнику 6 лет вполне под силу отыскать порядка 10 непохожих друг на друга элементов. Когда малыш начнёт без труда справляться с заданием, предложите ему картинки с множеством мелких деталей. Можно устроить поиск отличий на время. Подборку заданий можно скачать у нас на сайте по ссылке ниже.

«Чего не хватает?». Покажите малышу рисунок с недостающими элементами, например, дом без окна, автомобиль без колеса или кошку без хвоста. Уберите картинку и предложите ребёнку назвать, какие детали забыл изобразить художник.

«10 картинок». Положите перед ребёнком 10-15 карточек, на которых изображены хорошо знакомые ему предметы. Дайте время всё внимательно рассмотреть. Затем спрячьте карточки, подождите полминуты и попросите малыша вспомнить, что он видел. Так можно проверить работу кратковременной памяти. Если ребёнок назовёт 6-7 предметов, то это хороший результат. Затем дайте посмотреть те картинки, которые остались забыты.

Спустя 10 минут, а потом ещё через час попросите снова назвать карточки. На этот раз начнёт работать долговременная память. Хорошо, если ребёнок вспомнит 7-8 предметов из 10.

«Расставь точки». Подготовьте два квадрата. На одном расставьте несколько точек и покажите ребёнку в течение нескольких секунд. Первый квадрат закройте. Задача ребёнка – расположить точки в том же порядке на втором пустом квадрате.

Слуховая память

Про тех ребят, у которых преобладает слуховая память, часто говорят «схватывает на лету». Для запоминания ребёнку достаточно послушать, о чём говорят, дополнительно просматривать изображения и схемы уже не требуется. Чтобы развить этот вид памяти, предлагаем несколько простых игр.

«Игра в слова». Назовите ребёнку несколько слов и попросите запомнить их. Например: весна, ворона, вечер, вода, ворота, вишня. Предложите воспроизвести слова в том же порядке. Есть ли у них что-то общее? Напиши букву «В».

«Читаем и спрашиваем». Выберите любой рассказ или сказку, интересную ребёнку. Прочтите один абзац или страницу, затем остановитесь и спросите у малыша: «что произошло в истории?», «как зовут главного героя?», «куда отправилась девочка?». Пусть ребёнок попробует рассказать своими словами, о чём вы только что прочитали.

Возможно, сначала малышу будет сложно, помогите ему справиться с заданием и продолжите чтение. Не нужно останавливаться на каждой странице, устраивайте подобные тренировки время от времени. Так ребёнок не утомится и не потеряет интерес к совместному чтению.

«Рассказываем сказку». Все участники игры садятся в круг. Первый человек начинает придумывать историю, произносит 1-2 фразы. После чего ход переходит к следующему по часовой стрелке, тот продолжает рассказ, добавляя свои предложения. Игра длится до тех пор, пока сказка не завершится логически.

«Запретное слово». Такая игра отлично развивает внимательность малыша, его сообразительность. Заранее определите, какое слово будет запретным, например, при ответе нельзя говорить «Нет». Родители задают вопросы, часто с подвохом: «Брюки носят на голове?», «А корова любит конфеты?», «Когда ты ложишься спать, на улице светло?». Задача ребёнка – отвечать «не носят», «не любит», «темно».

Если же малыш собьётся и скажет «Нет», он проиграет. Многим мамам и папам знакомы подобные забавы с детства, к примеру «Да и нет не говорите, чёрное с белым не берите». Пришло время поиграть в них со своими детьми.

«10 цифр». Продиктуйте ребёнку цифры от 1 до 10 в любой последовательности. Задача малыша – постараться запомнить порядок и повторить за вами.

Обонятельная и осязательная память

Тактильная или осязательная память – это умение вспоминать ощущения после прикосновения. Обонятельная – это то, что мы чувствуем, как запоминаем запахи.

«Узнай предмет». Соберите в непрозрачный пакет 10 разных вещей. Это может быть карандаш, губка, пуговица, ключи, игрушка, носок. Ребёнок закрывает глаза и начинает по очереди вытягивать предметы из мешочка. Его задача – без подсказок догадаться, что у него в руках. Когда все предметы будут угаданы, попросите перечислить всё, что было в мешке, в той последовательности, в которой ребёнок доставал вещи.

«Запахи и звуки». Предложите ребёнку представить, что на улице дождливо. Какие образы у него в голове возникают? Попросите рассказать, что он видит. Помнит ли он, как шумит дождь?

А что происходит с природой, когда начинает выглядывать солнышко? Какие запахи чувствует малыш? Можно ли их с чем-то сравнить?

«Что растёт в лесу?». Вам понадобятся ёмкости, в которых будут «храниться» разные лесные ароматы. Например, еловая веточка, сирень, смола. Если природный материал взять проблематично, то для игры вполне можно использовать ароматическую соль. Предложите ребёнку закрыть глаза и мысленно пройтись по лесу. На него нельзя посмотреть, но можно ощутить запахи. Дайте понюхать каждую баночку и определить, какое растение так пахнет.

«Запомни фигуру». Разложите перед ребёнком несколько разных геометрических форм, например, куб, шар, звезду, цилиндр и т.д. Малыш должен с завязанными глазами ощупать их, назвать, что за фигура перед ним и запомнить порядок, в котором они лежат. После чего дошкольник открывает глаза, находит нужные формы и выстраивает их в той же последовательности.

«Тёплый — холодный, сухой — мокрый». Приготовьте несколько предметов, которые будут отличаться качеством: температурой, рельефом, мягкостью. Это может быть кусочек льда, грелка, влажная тряпочка, кусочек сухой ткани, мягкая игрушка, камень и т.д.

Пусть ребёнок потрогает каждый предмет и расскажет, что он собой представляет. Затем закройте ему глаза и предложите потрогать те же вещи, описав их по ощущениям. Например, я взял мокрую и прохладную губку.

Вкусовая память

Этот вид памяти основан на деятельности вкусовых анализаторов и направлен на запоминание вкусов. Для тренировки вкусовой памяти предлагаем следующие игры.

«Вкус фруктов». Попросите малыша представить лимон. Пусть попробует вспомнить, как он пахнет и какой у него вкус. Какие ощущения возникают, если вообразить, что лимон лежит в руке? Предложите нарисовать фрукт.

После чего попросите таким же образом представить апельсин. Чем отличаются фрукты, а чем похожи?

«Я бы съел…». Все участники игры усаживаются в круг. Каждый задумывает что-нибудь съедобное. Затем игроки по очереди описывают этот продукт. Задача остальных – понять, о чём идёт речь.

«У меня на язычке…». Подготовьте фрукты и овощи. Затем завяжите ребёнку глаза, положите ему на язык небольшой кусочек апельсина, банана или морковки. Малыш должен понять, что же у него во рту.

Игры и упражнения для развития эмоциональной памяти

Эмоциональная память отвечает за воспроизведение чувств и эмоций, которые мы испытывали в прошлом при виде конкретного предмета, занимаясь определённым делом. С помощью этого вида памяти человек, вспомнив события из жизни, может заново ощутить эмоции: радость, огорчения или испуг.

Например, когда малыш обжигается об утюг или его кусает собака, то в будущем эти впечатления, как правило, ограничивают его любопытство. Эмоциональная память важна для нравственного воспитания детей. Для совершенствования эмоциональной памяти важно гулять по новым местам. Обращайте внимание малыша на незнакомые запахи, звуки, цвета, ощущения.

«Эмоции персонажей». Для занятия подготовьте несколько картинок с разными эмоциями. Скачать карточки с эмоциями можно у нас на сайте по ссылке ниже.

Разложите их перед ребёнком. Начните читать рассказ. Малыш должен внимательно слушать, в тот момент, когда кто-то из персонажей огорчится или, наоборот, обрадуется, ребёнку нужно поднять соответствующую картинку. Следите за тем, чтобы поднятая карточка верно отражала эмоциональное состояние героя.

Для усложнения игры можно попросить ребёнка самому выдумать историю, в которой персонажи будут испытывать эмоции, показанные на картинках.

«Снежки». Предложите ребёнку вспомнить игру в снежки. Пусть он представит снег, как он хрустит под ногами, блестит на солнышке. Вообразите, что вы делаете шарики из снега и играете. Что малыш чувствует при этом?

«Важное событие». Сядьте рядом с ребёнком и вместе вспомните события прошлого дня. Что вчера было? Что запомнилось больше всего и почему? Какое у тебя было настроение? Затем подготовьте несколько семейных фотографий, которые были сделаны неделю, месяц или полгода назад. Это может быть поездка за город, в гости к бабушке, поход в кино, прогулка по парку и т.д. Спросите, что это за события? Что понравилось, а что огорчило ребёнка?

Важно выбирать те происшествия, которые оставили яркий след. Ведь именно сильные эмоции запоминаются лучше всего. Малыш, рассматривая фотографии, снова будет мысленно переживать испытанные в прошлом чувства.

«Плохое и хорошее». Подберите изображения, которые вызывают положительные и отрицательные чувства. Например, сладости или картинка с мальчиком, который разбил коленку. Затем по очереди показывайте их ребёнку. Малыш должен рассказать о своих эмоциях при виде этих карточек. Когда речь будет заходить об отрицательных чувствах, поинтересуйтесь, как бы ваш ребёнок помог тому, кто нарисован на картинке. Затем предложите ребёнку вспомнить собственные положительные и отрицательные чувства, которые он испытывал в последнее время.

Игры и упражнения для развития словесно-логической памяти

Словесно-логическая память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить логические высказывания, выражения и понятия. Принцип смысловой организации памяти начинает работать в старшем дошкольном возрасте. Именно этому виду памяти отводится одна из главных ролей при усвоении материала в школе.

«Послушай и запомни». Придумайте пять пар слов. В каждой паре слова должны быть связаны логически. Например: море – корабль, туча – дождь, медведь – мёд, краски – альбом, автомобиль – путешествие.

После чего называйте по одному слову из каждой пары, ребёнок должен вспомнить второе слово. Затем поменяйтесь ролями. Чтобы усложнить задание, увеличивайте количество пар.

«Сравни». Придумайте два близких по смыслу предмета, например, цветы – трава, комар – бабочка, кошка – леопард. Попросите дошкольника рассказать, что у них общего, и чем отличаются. Ребёнок в 6-7 лет способен выделять и называть главные признаки предметов.

«Пары картинок». Возьмите 5-6 пар карточек и разложите их перед ребёнком. В каждой паре картинки связаны друг с другом по смыслу. Так, изображение дерева находится рядом с рисунком леса, а резиновые сапоги в паре с зонтом. Пусть малыш в течение 1-2 минут внимательно рассмотрит все карточки и запомнит их. Затем спрячьте один ряд картинок и попросите ребёнка назвать недостающую пару.

«Рисуем стихотворение». Прочтите ребёнку небольшое стихотворение. После чего попросите его изобразить с помощью красок на листке бумаги то, о чём там говорилось. В завершение выучите стихотворение.

«Четвёртый лишний». Перед ребёнком разложено четыре изображения. Три из них объединены по общему признаку, четвёртое отличается. Малышу нужно понять, что в ряду лишнее и почему. Выбор для ребят старшего дошкольного возраста должен соответствовать их знаниям и не быть слишком очевидным.

Например, на карточках изображены четыре животных: зебра, жираф, носорог, корова. Лишней здесь будет корова, потому что это домашнее животное. Другие — животные Африки.

Встречаются и неоднозначные варианты ответов. Если ребёнок может логически объяснить, почему он выбрал тот или иной предмет, это тоже будет правильно.

Как выбрать рыбий жир для детей, и зачем он нужен

Рыбий жир чуть ли не самая популярная биодобавка в мире. В СССР этой ненавистной желтой жижей пичкали всех детишек, начиная с годовалового возраста. Сейчас рыбий жир детям дают родители по своему усмотрению. Но какой лучше купить и как его выбрать? И есть ли вообще какая-то польза от рыбьего жира вашему ребенку?

Состав рыбьего жира

Это маслянистая желтая субстанция со своеобразным (если не сказать отвратительным) запахом. Получают её из тресковых пород рыбы, главным образом – из печени трески. Сырьем также могут быть сельдь, анчоусы, скумбрия. Неважно, главное, чтобы рыба была пожирнее.

Поставляется рыбий жир либо в виде сиропа, либо в виде желатиновых капсул.

Designed by whatwolf/freepik

При этом ПНЖК из рыбьего жира гораздо ценнее, чем из растительных источников, поскольку содержат две из трех разновидностей кислот:

Эйкозапентаеновая кислота (ЭПК);

Докозагексаеновая кислота (ДПК).

В то время как в растительных источниках всего одна разновидность – альфа-линоленовая кислота (АЛК). Все три считаются незаменимыми для организма, однако, именно ЭПК и ДПК обладают протекторными свойствами для сердца и сосудов (Источник 1, Источник 2).

Впрочем, это далеко не главная ценность и польза рыбьего жира. Его состав:

Около 30% Омега-3;

70% – другие жирные кислоты (Омега-6, олеиновая, пальмитиновая и т.д.);

Некоторое количество минералов (фтор, йод, бром, фосфор, сера);

Витамины A и D (сколько их, зависит от технологии изготовления).

При этом важно получать больше Омега-3, чем Омега-6. Это тоже ПНЖК, которых много в сое, орехах, растительных маслах. Однако некоторые медицинские исследования говорят, что перекос в их сторону увеличивает риск множества заболеваний (Источник 3, Источник 4, Источник 5, Источник 6).

Польза рыбьего жира для организма человека

Продукт в целом уже достаточно изучен, чтобы знать о его свойствах:

Здоровье сердечно-сосудистой системы, причем как у пациентов из группы риска (гипертония, атеросклероз), так и для профилактики болезней ССЗ;

Помощь при похудении. Разумеется, в комплексе с физическими нагрузками и диетой (Источник 7, Источник 8, Источник 9);

Помощь в предотвращении некоторых психических расстройств и депрессивных состояний. Учитывая, что мозг почти на 60% состоит из жиров, ему буквально необходимы жирные кислоты для нормальной работы. Некоторые психические отклонения – такие как биполярное расстройство или СДВГ у детей – как раз связаны с недостаточным количеством жировой ткани;

Поддержание здоровья глаз. Точно так же наши глаза полагаются на Омега-3. И люди, которые регулярно недополучают их, чаще страдают от офтальмологических нарушений, например, возрастной макулярной дегенерации. (Источник 10, Источник 11);

Поддержание иммунной функции и снижение воспаления. Многие заболевания от диабета до хронического стресса и депрессии связаны с вялотекущим воспалительным процессом. Рыбий жир помогает сдерживать его;

Улучшение здоровья кожи. Самый большой орган нашего тела нуждается в жировой подпитке, особенно в старости, когда кожа начинает терять коллагеновые связи. При этом рыбий жир полезен и при кожных заболеваниях, таких как псориаз или дерматит (Источник 12, Источник 13, Источник 14);

Поддержка беременности и ранней жизни ребенка. Омега-3 очень важны для зрительно-моторной координации малыша. Кроме того, они снижают риск развития аллергии. Поэтому важно, чтобы мать получала достаточное количество в период кормления;

Снижение ожирения печени. Самая распространенная болезнь – неалкогольный жировой гепатоз (жировая дистрофия) связана именно с неумеренным потреблением насыщенных жиров. Добавки с рыбьим жиром улучшают функцию печени и помогают уменьшить ожирение (Источник 15, Источник 16, Источник 17, Источник 18);

Сдерживание умственного спада. С возрастом функция мозга замедляется и повышается риск старческой деменции (например, болезни Альцгеймера). Люди, которые регулярно потребляют жирную рыбу в целом реже страдают от когнитивных нарушений в старости. Впрочем, исследования на тему рыбьего жира не дали каких-то однозначных результатов в этой области;

Снижение симптомов астмы, а также предотвращение аллергии. Бронхиальная астма в последние годы все больше распространена у новорожденных. Есть ряд исследований, которые показывают, что добавки с рыбьим жиром существенно уменьшают её симптомы (Источник 19, Источник 20, Источник 21, Источник 22).

Также есть некоторые исследования, которые отмечают некоторую пользу рыбьего жира для здоровья костей и профилактики остеопороза из-за витамина D в составе. Однако четких данных на эту тему нет.

Designed by ededchechine/freepik

Польза рыбьего жира для детей: доктор Комаровский

Итак, осталось понять: зачем в принципе пичкать рыбьим жиром детей? Со стариками и сердечниками понятно – им он может принести пользу. Но в чем польза для ребенка?

Известный врач-педиатр и телеведущий Евгений Комаровский отмечает, что в советские времена его давали детям из-за витамина D. В послевоенные годы в СССР была настоящая эпидемия рахитов среди малышей, и рыбий жир оказался наиболее дешевым и массовым его источником. Однако в 70-е годы его запретили использовать из-за загрязнения мирового океана, поскольку от рыбьего жира для детей стало больше вреда, чем пользы.

Если вы не хотите мучать ребенка невкусным желтоватым сиропом, пускай и очень полезным, лучше просто один-два раза в неделю давать ему жирную морскую рыбу – например, селедку или скумбрию. Это оптимальный вариант. Ну а рыбий жир пусть принимают мама и папа.

Как выбрать рыбий жир для ребенка

Если всё-таки по каким-то причинам вы все-таки решите пить рыбий жир, то очень важно понимать, что это не лекарственное средство, а биодобавка. То есть обязательной сертификации он не проходит, а потому может сильно отличаться по качеству.

Чтобы правильно выбрать рыбий жир для ребенка, обратите внимание на несколько вещей:

Концентрация. На многих упаковках написано, что она содержит до 1000 мг рыбьего жира на порцию. Однако в ней может быть всего 300 мг ДПГ и ЭПГ. Ориентируйтесь на те препараты, где есть не менее 500 мг обеих жирных кислот;

Чистота. От степени очистки продукта зависит, какое количество Омега-3 и витамина D будет в составе. Для надежности обращайте внимание на то, был ли продукт протестирован независимой лабораторией или сторонней медицинской организацией. Также обратите внимание, чтобы на упаковке было написано «Медицинский». Это очень важное замечание по поводу чистоты продукта;

Дата выпуска. Омега-3 склонны к быстрому окислению и распаду. Следите, чтобы рыбий жир не был просроченным и обязательно храните его в холодильнике. Кроме того, некоторые производители добавляют витамин E в качестве антиоксиданта. Это будет полезно. В среднем срок годности рыбьего жира составляет 2 года;

Есть также большая разница, что перед вами: рыбий или рыбный жир. Здесь вовсе не опечатка – это указывает на сырье, из которого произведен продукт. Рыбный жир, в отличие от рыбьего, чаще всего делают из мягких тканей рыб. Омега-3 в них, как правило, больше (около 35%), а витаминов и минералов меньше.

Как правильно давать ребенку рыбий жир

Производители почти всегда указывают в инструкции и на упаковке, сколько рыбьего жира давать ребенку. При этом дозировки будут отличаться по возрасту и весу ребенка.

Если вы будете давать рыбий жир ребенку в капсулах, то дозировка будет зависеть от возраста:

От 3 до 6 лет – 3 капсулы;

Начиная с 7 лет – 5 капсул.

Давать ребенку рыбий жир лучше всего во время еды, либо сразу после неё два раза в сутки.

Читайте также:  Адаптация ребенка в детском саду - советы психолога
Ссылка на основную публикацию