Как правильно кормить ребенка грудью

Как правильно кормить новорожденного грудным молоком

Грудное вскармливание является сложным, важным этапом в жизни мамы. Мамы не знают, выписавшись из роддома, как правильно кормить новорожденного грудным молоком. Правильно налаженная лактация поможет младенцу и маме избежать застойных явлений, мастита, прочих патологий. Кормление грудным молоком обеспечит ребенку здоровье, иммунитет.

Как определить, что малыш хочет грудь

Врачи советуют женщинам сохранять молоко любым способом, объясняя решения будущим здоровьем малыша. Естественное вскармливание обеспечивает профилактику аллергии, сахарного диабета, ожирения.

Наевшись, малыши отпускают грудь, засыпают с мамой. Показатели — не главные факторы сытости младенца. Молодая мама может судить, что ребенок наелся по ежемесячной прибавке веса, общем состоянии малыша.

Молоко в процессе становления лактации проходит несколько стадий: молозиво, переходное, зрелое молоко. Качественный состав, количество молока отвечают потребностям новорожденного.

Критерии сытости:

  • Набор веса.
  • Количество мокрых пленок сутки 6-18.
  • Регулярный стул по 6-10 попыток.
  • Слышимое глотание малыша во время глотания молока.

Голодный малыш капризничает, требует грудь, отмечается причмокивание губ, напоминающее сосательный рефлекс. На приеме у педиатра измеряются основные показатели — рост, вес грудничка. При отклонениях от нормы родительница оповещается медперсоналом. Задача врачей — определить причину недобора веса, отставания в росте. Женщина приспособится к изменениям в состоянии ребенка, накапливая опыт.

Чем полезно частое прикладывание к груди

Лактация, контакт тела мамы, малыша является здоровым, естественным способом кормления. Частое кормление стимулирует увеличение количества молока, приток. Грудничок наедается, мама расцеживает грудь естественным путем с целью хорошей профилактики застойных явлений, мастита, мастопатии, образования различных кист.

Чтобы кормить ребенка правильно важно изучить существующие, недопустимые ошибки. Интересующие маму темы: через какое время предлагать грудь, через сколько часов будить после сна для кормления.

Женщина должна создать благоприятную атмосферу в комнате, где будет находиться с чадом. Располагаются поудобнее, а процесс продолжается от 10 минут до получаса.

Кормление ребенка по требованию

На третий день после родов прибывает молоко. Ребенка нужно кормить часто, несмотря на неустановившуюся лактацию. Кормление новорожденного является значимым процессом в жизни мамы и малыша. В это время организм перестраивается полностью. Первые месяцы кормлении должно быть по требованию малыша, когда он заплачет. Это чувство насыщения, телесный контакт с мамой, успокоение, но и увеличение выработки молока.

Материнская грудь — это спокойствие, питание, мамина защита. Вес эти чувства малыш получает по первому зову. После последующего кормления не обязательно сцеживать грудь. Исключение составляет чувство распирания, разбухания или боли в молочных железах. Однако частые прикладывания не дают молоку застаиваться и являются профилактикой лактостаза.

Многим мамам нравится и удобен совместный сон. За раз кормить нужно одной грудью от начала до завершения. Первоначально выходит переднее молоко, представляющее воду, дальнее — жирное, калорийное, питательное. Доказано, что младенца, которого кормят по требованию, не возникает привычек — сосания пальцев, кулачков. Сосательный рефлекс полностью удовлетворяется, а пустышка, соска не потребуется.

Частое кормление приводит к скорейшему выздоровлению малыша. Во время высокой температуры организм насыщается микроэлементами, питательными веществами, водой. Грудничок успокаивается и легче переносит дискомфорт во время боли в животике или во время прорезывания зубов.

Психологами проводились исследования, доказывающие, что дети, вскормленные по требованию, вырастают спокойными, уверенными в себе.

Кормление по часам

Способ представляет собой строгий режим кормления — через установленное время. Сколько раз предлагать грудь должна решить мама. Предлагаемый способ осуществляется на второй или третий месяц жизни младенца. Сделав в начале кормления после выписки из родильного дома, количество молока может резко сократиться. Если не хочется кормить ребенка, молоко сцеживается, отправляется в холод.

Почасовое кормление позволяет мамочке отдыхать ночью. Два или три часа подряд кормят малышей первых недель жизни. Детский желудочек маленький, значит, ребенок должен питаться часто. Чем старше становится малыш — продляют времени — на три, четыре часа вперед.

Противопоказания:

  • Первые недели жизни ребенка.
  • Лактационный криз у мамы, сбой эндокринной, гормональной системы из-за введенной лактации.

Для мамы такой способ удобен и понятен. Она может планировать собственные будни, отлучаться или оставлять дела. Ребенок индивидуален и маме нужно подстроиться конкретно под собственного кроху, как лучше, и в какие часы предлагать грудь.

Если плачущего малыша не успокаивает укачивание, поцелуй мамы, ребенок ищет ртом грудь, хватает губами воздух — он голоден.

Когда менять число прикладываний

Медики советуют маме не отказывать, если ребенок требует молока. Как часто можно кормить новорожденного грудным молоком, отвечают индивидуально для отдельного ребенка.

Первое прикладывание к груди происходит в родильном зале. Первый контакт запускает лактацию и заселяет кожу и кишечник новорожденного необходимыми бактериями. Когда состояние мамы, малыша не позволяет сделать, время прикладывания переносится на неизвестный срок.

Груднички насасываются быстро, упорно, долго растягивающие удовольствие, высасывая по капле. Высасывание молока — трудный процесс. Нельзя с усилием отбирать грудь у ребенка, нужно дождаться самостоятельного выплевывания, отпускания.

Рассчитать точное число прикладываний сложно, но нельзя сказать о времени активного роста ребенка.

Грудничок должен захватить область ареолы и соска. Когда он проголодается, мама по внешним признакам увидит — хватающие сжимания губ, малыш крутит головой в разные стороны.

Если ребенок отказывается брать грудь, выдавливают несколько капель молока ему в рот. На матери лежит серьезное испытание за правильное расположение ребенка и захватывание груди.

Периоды прибавки веса (значимые):

  • С 7-10 день.
  • 4-6 неделя.
  • 3 месяца.
  • Полгода.

Нестабильность характеристик по частоте прикладываний связана с общим развитием крохи. Ребенок в сутки может требовать грудь до 12 раз. Материнское молоко усваивается и переваривается быстро, не страшно, если младенец попросит еды спустя 20-30 минут.

Сколько времени уходит на одно кормление

Малыши, спящие спокойно, без тревоги и беспокойства — сыты. Сколько кормить новорожденного грудным молоком по времени определяет ребенок. Чем старше ребенок становится, с введением прикорма количество требуемого молока и лактация снижается.

Кормить грудью необходимо минимум до полугода, а дальнейшее вскармливание зависит от состояния ребенка и мамы. Ребенок может «висеть» на груди по 20-30 минут. Один может быстро наестся и уснуть, другой станет томно вытягивать питание. С возрастом дети ускоряют время употребления молока. Рекомендации установлены для искусственного вскармливания, а значит нужно к ГВ подходить индивидуально.

Как чередовать грудь при кормлении

Поочередное кормление полезно маме. Оно снимает застойные явления, набухание, болевые ощущения от образовавшихся шишечек. Время кормления одной грудью зависит от лактационного процесса и гормонов.

Кормление правой грудью считается неправильным. Способ приведет к застою в протоках молока, боли в неиспользованной груди. Следуя советам педиатров, половину дня нужно кормить правой грудью, а половину — левой. Оптимальный вариант для разрабатывания лактации, исключение лактастаза.

Нужно ли будить ребенка для кормления

Если ребенок спит долгое время, а по часам подходит кормление, нужно ли будить малыша? Здоровый организм, по мнению специалистов, не может пребывать в стадии сна больше пяти часов. Исключение составляют дети, переведенные на искусственное вскармливание (чувство сытости остается дольше).

Как часто нужно кормить новорожденного грудным молоком, отвечают — индивидуально по требованию, состоянию младенца, мамы.

Во время сна поглаживают, приобнимают кроху, тормошат для пробуждения. Особенно частота и время кормления важны для маловесных ребятишек, родившихся с низкой массой тела. Максимальное время сна детей — три часа. Малышам необходимо усиленное питание для быстрейшего набора веса.

Немаловажным фактором является длительный сон на фоне употребленных лекарственных средств. Необходимо обязательно разбудить и покормить.

Процесс кормления возникает на интуитивном или рефлекторном уровне у малыша.

Проблемы лактации возникают при неправильной обработке молочных желез, отказе в кормлении во время заболеваний. Для обработки груди достаточно обычной воды, без добавления дезодорирующих, щелочных средств, гелей для душа.

С полугода начинается введение прикорма, количество продуцируемого молока сокращается существенно. При снижении количества молока не стоит вводить смеси, рекомендуется чаще прикладывать ребенка к груди. Правильное кормление приносит пользу и здоровье малышу, маме. Хороший вариант уединения, телесного контакта. Правильное прикладывание является успешным вариантом грудного вскармливания и последующего сохранения лактации.

Как правильно кормить новорожденного кроху грудным молоком: прикладывание к груди, кормление по часам и по требованию

Первые недели после рождения малыша наполнены новыми впечатлениями. Одно из самых незабываемых – это первое прикладывание новорожденного к груди. Многие мамы волнуются, справится ли их малыш с новым для себя навыком и сможет ли насытиться маминым молоком. Как узнать, достаточно ли ребенку грудного молока, нуждается он в дополнительном питании или нет? Какие трудности могут возникнуть при кормлении и как с ними справиться?

Обязательно ли кормить малыша грудью?

Современная индустрия постоянно улучшает состав детских молочных смесей, стараясь довести их до совершенства. Заменители материнского молока стали настолько хороши, что у многих женщин возникает желание отказаться от естественного кормления и начать давать ребенку молочные смеси. Однако врачи настоятельно рекомендуют естественное вскармливание как лучший вариант питания малыша. На чем основано их мнение?

Качества, которые делают материнское молоко уникальным продуктом:

  • Постоянно меняющийся состав. В зависимости от возраста младенца в молоке меняется соотношение белков, жиров, углеводов и солей (см. также: сколько времени нужно кормить малыша грудным молоком?). Такая адаптация позволяет обеспечить малыша необходимыми для него на данный момент питательными веществами и энергией.
  • Низкое содержание казеина по сравнению с другими видами молока. Казеин является тяжелым для желудка, так как требуется много усилий для его переваривания. В женском молоке в зависимости от возраста процент казеина от всего белкового состава равен 50% или меньше (для сравнения коровье молоко содержит целых 80% казеина от всего белка). Благодаря этому материнское молоко усваивается ребенком лучше.
  • Присутствие в молоке и молозиве защитных факторов. В сыворотке женского молока содержатся энзимы, обладающие иммунными и дезинфицирующими свойствами (лактоферрин, лизоцим, иммуноглобулин А).
  • Наличие в составе полезных минералов. Содержащиеся в молоке медь, цинк и магний необходимы для иммунной защиты и хорошего метаболизма.

Кроме того, естественное вскармливание помогает женщине быстрее восстановиться после родов. Сосание ребенком груди стимулирует продукцию окситоцина – гормона, помогающего растянутой во время беременности матке сократиться до прежних размеров. Окситоцин также является “гормоном счастья”, поддержание его высокого уровня положительно влияет на эмоциональное состояние матери и существенно снижает риск развития послеродовой депрессии.

Как правильно дать младенцу грудь?

Как правильно кормить грудью? Природа позаботилась о новорожденных, снабдив их рефлексом, помогающим быстро научиться сосать грудь матери. Если прикоснуться к щечке малыша, то он сразу поворачивает голову в ответ на прикосновение, открывает ротик и начинает искать сосок. В этот момент мать должна помочь ребенку найти грудь и позаботиться о том, чтобы он правильно захватил сосок. Действия в начале кормления:

  1. принять удобную для кормления позу;
  2. обнажить одну из грудей;
  3. поддерживая ладонью грудь, расположить сосок между средним и указательным или указательным и большим пальцами;
  4. легким нажатием выдавить пару капель молока для увлажнения соска;
  5. поднести сосок к углу рта ребенка, чтобы побудить его повернуть голову в сторону груди и открыть ротик;
  6. ввести сосок в рот малыша и проследить, чтобы весь околососковый кружок (ареола) оказался захваченным.

Обычно после этого ребенок начинает совершать активные сосательные движения и глотать молоко. Насытившегося младенца по окончании каждого кормления надо подержать несколько минут на руках вертикально, чтобы дать ему срыгнуть проглоченный при сосании воздух. Видео ниже о том, как следует давать грудь, разъясняет правила грудного вскармливания и может служить руководством для неопытных матерей.

Удобные позы для кормления

Как лучше давать младенцу грудь: сидя или лежа на боку? Почему удобная поза при кормлении так важна (подробнее в статье: фото поз для кормления новорожденных)? Если посчитать все время, которое занято кормлением, то оно составит несколько часов. Эту часть своего дня женщина вынуждена проводить в одном положении, не двигаясь, подвергая свое тело длительной статической нагрузке. Для того чтобы эта нагрузка имела меньшие последствия, желательно кормить ребенка в максимально комфортной для себя позе. Существует несколько позиций для кормления грудничка:

  • “лодочка” – ребенок лежит горизонтально на сложенных в форме люльки руках сидящей матери;
  • позиция лежа – ребенок и мать лежат на боку лицом друг к другу, свободной рукой мать придерживает грудь, которую сосет малыш;
  • из-под руки – малыш лежит на подушке сбоку сидящей матери, его голова находится на уровне материнской груди, как бы выглядывая из маминой подмышки;
  • лежа на материнской груди – ребенок сосет грудь, находясь сверху лежащей на спине матери.

Каждая женщина выбирает самую комфортную позу для кормления младенца, ориентируясь на свои ощущения. Некоторые предпочитают облегчить свое положение, используя подушку, на которую можно облокотиться, или подставку для ног. Надо помнить, что любая выбранная поза должна быть не только удобной для кормящей женщины, но и безопасной для ее малыша.

Как кормить грудного малыша по требованию

Все младенцы разные, обладают разным аппетитом и темпераментом, скорость обменных процессов у малышей тоже различается. Если один грудничок способен обходиться без маминой груди 3–4 часа, то другому уже спустя 2 часа понадобится подкрепиться. Естественным способом вскармливания младенцев является кормление по требованию, т. е. в зависимости от потребностей конкретного малыша.

Несомненными плюсами кормления по требованию являются:

  • усиление секреции молока у матери;
  • профилактика застоя молока в молочных железах и их нагрубания;
  • спокойное поведение ребенка, получающего грудное молоко по требованию.

Кормление новорожденных небольшими порциями грудного молока является более щадящим. Недостатком кормления по требованию является то, что из-за частых прикладываний к груди женщина не имеет возможности надолго отлучаться от ребенка и должна постоянно прерывать свои дела ради кормления.

Кормление по часам: плюсы и минусы

Другой подход к организации грудного вскармливания – кормление новорожденных младенцев грудным молоком через определенные временные интервалы. Считается, что здоровый грудничок при достаточном объеме молока начинает испытывать голод не раньше, чем спустя 3–4 часа (новорожденный – через 2–2,5 часа).

Этот метод подходит не всем. Порой попытки приучить малыша к четкому режиму приема пищи терпят неудачу: ребенок плачет, и его приходится успокаивать с помощью укачивания или соски-пустышки. Кроме того, долгий перерыв между кормлениями, как правило, приводит к застою молока у матери, подтеканию молока, боли в молочной железе и даже развитию воспалительных процессов вплоть до мастита.

Практика показывает, что кормление по графику больше подходит не новорожденным, а грудным детям старше 6 месяцев, которые легче переносят продолжительные паузы между кормлениями. Вопрос о том, как правильно кормить новорожденного грудным молоком и в каком режиме, до сих пор остается открытым. Современные педиатры рекомендуют подходить к выбору варианта вскармливания рационально и использовать метод, наиболее удобный в их конкретном случае: кормить малыша грудью по часам или по требованию.

До какого возраста малыша надо кормить грудным молоком?

В этом вопросе всех матерей можно разделить на две группы. Первые утверждают, что кормление грудью настолько полезно, что должно длиться так долго, пока у мамы есть в груди молоко. Другие считают, что кормить грудью надо прекратить, когда ребенок научится есть другую пищу.

Сторонники продолжительного кормления приводят в качестве аргумента тот факт, что в старину дети очень долго находились на грудном вскармливании и поздно переходили на взрослую пищу. Однако в те времена естественное вскармливание было единственным доступным способом обеспечения ребенка подходящей для его возраста едой, поэтому матери старались кормить малышей максимально долго. Не стоит забывать и тот факт, что не имея под рукой контрацептивов, женщины таким образом предохранялись от беременности.

В наши дни необходимость в многолетнем кормлении грудью отпала. Современные мамы могут легко купить пищу, адаптированную для грудничков любого возраста, или приготовить ее самостоятельно.

Например, известный детский врач Комаровский выступает против чрезмерного затягивания грудного вскармливания. Он убежден в том, что грудь нужно прекращать давать уже в возрасте 1 года. Он аргументирует это тем, что годовалые дети имеют прорезавшиеся зубы и способны откусывать и жевать, а их пищеварительная система уже готова к перевариванию более плотной и разнообразной по составу пищи.

Ошибки при грудном вскармливании: чего не надо делать

Грудное вскармливание – естественный процесс, который не должен вызывать негативных изменений в организме женщины. Большинство возникающих проблем так или иначе связано с неправильной техникой и несоблюдении правил грудного вскармливания. Для того чтобы правильно организовать этот процесс, нужно знать о типичных ошибках, допускаемых матерью:

  • Частое мытье сосков с мылом. Эта манипуляция приводит к раздражению кожи, к тому же запах мыла на коже может быть неприятен малышу и вызвать отказ от груди.
  • Прикладывание к обеим грудям в одно кормление (подробнее в статье: фото правильного прикладывания новорожденного к груди при грудном вскармливании). Такая ошибочная техника мешает полному опорожнению молочной железы, остатки молока в ней воспринимаются организмом как избыток, на который он реагирует снижением выработки молока. Согласно правилам, каждый раз следует пользоваться одной грудью, давая ребенку полностью высосать все содержимое из нее.
  • Неполный захват околососкового кружка ртом младенца. Неправильно взятый сосок легко травмируется с образованием болезненных трещин.

У кормящих женщин могут возникнуть следующие трудности:

  • Трещины и раздражение сосков. Чтобы избежать проблемы, во время кормления нужно дать ребенку полностью захватить сосок и ареолу, а перед тем, как спрятать грудь под одеждой, необходимо аккуратно удалить с нее остатки молока чистой салфеткой.
  • Плоские или втянутые соски. Эта анатомическая особенность мешает младенцу правильно взять грудь. В некоторых случаях сосок удается вытянуть методом массажа, в случае неудачи рекомендуется кормить ребенка грудью через специальную накладку.
  • Нагрубание груди. Обычно это случается в первые недели жизни новорожденного, когда он ест мало, а процесс лактации еще не отрегулирован организмом (см. также: как можно вернуть лактацию грудного молока?). Снять болезненность помогает теплый душ и сцеживание небольшого количества молока.
  • Нехватка молока. Косвенными симптомами являются отсутствие у ребенка прибавки в весе, беспокойное поведение, отказ от груди. Улучшить лактацию можно, чаще прикладывания младенца и позволяя ему высасывать как можно больше молока. Также помогает сцеживание остатков молока с груди.
Читайте также:  Симптомы и лечение астматического бронхита у детей

Как правильно кормить ребенка грудью

О важных нюансах грудного вскармливания беременная женщина может узнать сейчас и в интернете, и на курсах подготовки в женской консультации. Но зачастую после родов часть знаний улетучивается, и слушая советы то детских медсестер, то родных и подруг, новоиспеченная мама начинает кормить свего ребенка методом проб и ошибок. А если что-то не получается, то в ход сразу идут смеси, молокоотсосы, капустные листы, прикладываемые на грудь после начала лактостаза, и другие народные рецепты. Чтобы вам не пришлось собирать с миру по нитке, мы подготовили для вас памятку, как правильно кормить новорожденного грудным молоком.

Какая польза от грудного вскармливания для мам

Этот процесс приносит женщинам не только удовольствие, но и дает положительные эффекты для здоровья.

Первую неделю после родов внизу живота могут быть болезненные ощущения, похожие на схватки, — это сокращается матка, постепенно возвращаясь в свое обычное состояние. Часто такую боль можно ощутить именно при кормлении грудью: в это время вырабатывается окситоцин, который как раз и влияет на сокращение. Без этого процесса могут возникнуть осложнения, поэтому грудное вскармливание становится своего рода профилактикой кровотечений.

Также многие исследователи говорят, что естественное кормление грудью снижает риск возникновения и развития рака молочных желез.

Благодаря грудному вскармливанию у женщины постепенно восстанавливается дородовой вес и нормализуются скачки эмоций, которые встречаются при беременности. А еще кормление грудью хоть и не является 100% гарантией, но часто выступает естественным методом предохранения от новой нежелательной беременности: происходит это за счет выработки пролактина в большом количестве.

Чем грудное молоко может помочь ребенку

Материнское молоко — кладезь полезных веществ. В нем содержатся белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Из молока ребенок получает иммуноглобулин, который защищает его от инфекций и аллергии.

Так как грудное молоко на 80% состоит из воды, то оно хорошо утоляет жажду новорожденного, поэтому дополнительно допаивать его водой в таком случае не нужно.

Благодаря грудному вскармливанию:

  • у малыша формируется правильный прикус;
  • ребенок успокаивается после коликов и тревожности;
  • лучше работает кишечник;
  • легче расслабляется сфинктер для опорожнения.

Еще при таком телесном контакте ребенок находится в тесной связи со своей матерью, тем самым ощущая ее любовь и чувствуя себя с ней в безопасности.

Как правильно прикладывать ребенка к груди

Сейчас, если нет медицинских противопоказаний, только что родившегося ребенка сразу же прикладывают к груди матери. Первые три дня малыш получает молозиво — это может быть несколько капель, но их хватает для новорожденного в силу размеров его желудка. А на 4–5-й день у женщины уже появляется грудное молоко, которое и становится основной пищей младенца. Но несмотря на то, что молоко прибывает не сразу, правильно прикладывать ребенка к груди нужно начинать с первого раза.

Цель каждого прикладывания — это эффективный захват ребенком груди матери: малыш должен захватить не только сосок, но и ареолу. Воздействуя языком на нижнюю часть ареолы, новорожденный тем самым получает достаточное количество молока. Чтобы этого добиться, сосок женщины во время прикладывания должен быть чуть выше носа ребенка: тогда он инстинктивно будет поднимать головку вверх и широко открывать рот, чтобы захватить нужную область груди.

Если же захват неправильный, то ребенок начинает сосать сосок: из-за этого он не наедается, не набирает вес и может часами «висеть» на груди. А женщина при этом может испытывать болезненные ощущения, а в итоге — трещины на сосках, лактостаз или мастит.

Чтобы не доводить до такого состояния ни маму, ни ребенка, важно сразу настроить правильное прикладывание.

В каких позах кормить новорожденного грудным молоком

Универсальной позы нет. Главное, чтобы было комфортно и маме, и малышу. Приведем самые распространенные варианты.

Колыбель

Эту позу можно занимать, сидя в кресле, на кровати, фитболе или ходя по комнате. Чтобы правильно взять младенца, мама должна положить его головку на свою согнутую в локте руку, которая находится с той стороны груди, из которой малыш будет есть. Ладонью другой руки можно придерживать поясницу ребенку. Важно, чтобы новорожденный полностью был повернут в сторону матери и прижат своим животом к животу матери.

Перекрестная колыбель

По аналогии с этой позой существует и другая разновидность — «перекрестная колыбелька». Отличие лишь в том, что мама держит не только тело, но и головку малыша согнутой противоположной рукой, а поясницу и шею придерживает той, что располагается ближе к груди для кормления. Чтобы было максимально удобно, можно принять положение полулежа, а под спину и ноги подложить подушку.

Лежа на боку

Эта поза идеально подходит для кормления в первые дни после кесарева сечения или эпизиотомии, а также в любом возрасте ребенка среди ночи.

Во время такой позиции голова женщины может находиться на согнутой руке или подушке. Оставшейся рукой она прижимает новорожденного к себе, придерживает по необходимости свою грудь или тихонько гладит малыша по спинке. Ребенок при этом должен, так же, как и мама, полностью лежать на боку: если в сторону груди повернута только головка, то малышу сложнее «добывать» и глотать молоко. Для удобства можно подложить под его спинку мягкий валик из простыни или полотенца.

Из-под руки

Эту позицию часто называют «из-под подмышки» или «захватом мяча». При такой позе грудь мамы как бы нависает над ребенком, который полностью лежит на боку. Под голову грудничка обычно кладут подушку или свернутое одеяло. Ножки в это время уходят за спину матери.

Такое положение часто рекомендуют женщинам с большой грудью или плоскими сосками, а также мамам двойняшек. Еще она хорошо помогает при лактостазе: молочные протоки максимально открыты, за счет чего ребенку легко получить достаточное количество молока.

Сверху на маме

При таком положении женщина лежит на спине, подложив под голову подушку или вовсе без нее. Младенец же находится сверху — на животе у мамы. Интуитивно новорожденный сам может найти и дотянуться до соска. Женщине при этом требуется только поддерживать его и при необходимости направлять.

Эта позиция особенно показана тем женщинам, у кого есть проблемы с гиперлактацией. Малыш в таком положении не захлебывается, так как нет усиленного напора молока.

Позже, когда ребенок подрастет и научится сидеть, можно практиковать и «позу коалы», когда сидит и мама, и малыш.

Но какую бы позу ни выбрала женщина, важно, чтобы кормление грудью происходило в спокойной обстановке и без раздражающих факторов. Когда мама довольна и расслаблена, то начинает активно вырабатываться пролактин — гормон, отвечающий за лактацию.

Как часто и долго нужно кормить ребенка

В первый месяц жизни новорожденного кормление грудью должно происходить не по режиму — часам и минутам, — а по требованию. На это есть несколько причин:

  • грудное молоко быстро переваривается — ребенок чаще просит новую порцию;
  • при таком подходе грудничок сам решает, как много и часто ему есть;
  • грудное вскармливание является для малыша не только питанием, но и утолением жажды;
  • процесс кормления становится успокоительным средством.

Если давать малышу молоко по требованию, то продолжительность и количество прикладываний будет у всех детей разная. В среднем первые 2–4 недели ребенок может просить есть до 20 раз за сутки.

При этом если у мамы достаточно много молока, и младенец сделал правильный захват груди, то для полного насыщения ему хватает 10–15 минут. Устанавливать четкое время кормления не стоит: иногда младенцы опорожняют грудь очень медленно из-за короткой уздечки или при недоношенности. Поэтому стоит просто наблюдать за поведением своего ребенка: наевшись, он обычно сам отодвигается от груди.

И главное — не отказываться от ночных кормлений!

Как исправить возникшие проблемы

Чтобы женщине понять, что при грудном вскармливании она делает все правильно, достаточно обратить внимание на несколько моментов. Если ребенок охотно берет грудь, после кормления он доволен и не «висит» на ней часами, хорошо набирает вес, а у мамы при этом нет болезненных ощущений — трещин, мастита, лактостаза, — то переживать не стоит: весь процесс организован эффективно. Но если что-то из перечисленного идет «не по плану», значит есть ошибки, которые и приводят к проблемам. Разберем самые частые.

Проблема №1. Ребенок отказывается от груди

К такой проблеме могут приводить соски и бутылочки. Малышу сосать их намного проще, чем «добывать» молоко из груди, поэтому он идет по пути наименьшего сопротивления, а как следствие — неохотно, а то и вовсе отказывается от грудного вскармливания, тем самым не развивается лактация.

Но бывает, что такое поведение — повод обратиться к врачу: к неонатологу или педиатру — ребенку, к маммологу — женщине.

Проблема №2. Новорожденный часто срыгивает

В норме малыши действительно могут так делать, потому что первое время не могут контролировать количество съеденного и часто переедают. Но порой этому способствует и сама мама, предлагаю ребенку грудь по каждому «зову». Важно понимать, когда ребенок голоден, а когда его плач — это совсем другая причина.

К признакам начинающегося голода можно отнести: пробуждение после сна, активный поиск груди, сосание губ, языка или рук. Если же перерыв после последнего кормления был больше, чем обычно, то в ход подключается и сильный плач. Но порой этот же плач можно спутать с «просьбой» ребенка сменить ему подгузник, проветрить душную комнату, снять с него лишнюю одежду, обратить внимание или вовсе перенести в другое место.

Проблема №3. Малыш плохо набирает вес, но при этом «висит» на груди

В таком случае стоит проверить или наладить правильный захват груди. Также не стоит отнимать у ребенка грудь раньше времени: пусть сам даст понять, что уже наелся. Или можно проверить у стоматолога, а не короткая ли у младенца уздечка.

Проблема №4. Лактостаз и мастит

К таким последствиям может приводить:

  • отказ от ночных кормлений — именно они позволяют молоку не застаиваться;
  • использование молокоотсосов, ручное сцеживание — чем больше «добывается» молока, тем больше его приходит в следующий раз;
  • неправильное прикладывание — плохо опорожняется грудь.

В такой ситуации не нужно прекращать вскармливание, так как ребенок, наоборот, помогает рассосать и вытянуть застоявшиеся молочные протоки. При большом количестве уплотнений и боли стоит обратиться к врачу.

Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях

Чистота речи дошкольника — залог его будущих ученических побед. Не секрет, что дети, у которых есть проблемы с произношением звуков, хуже учатся. Кроме того, они более замкнутые, ведь общение, на которое им придется идти с ровесниками, отнимает у них слишком много сил.

Чтобы быть понятыми, таким деткам нужно постараться, а потому именно в 5-6 лет начинают формироваться комплексы, которые могут сопровождать человека всю оставшуюся жизнь. Помочь ребенку родители могут и сами, в домашних условиях.

В этом материале мы представим несколько самых эффективных логопедических занятий и методик развития речи для детей 5-6 лет.

Диагностика нарушений — когда ребенку нужна помощь?

Достаточно часто родители, которые замечают у своего малыша определенные коверканья слов и нечеткое произношение, ошибочно полагают, что с возрастом все наладится само собой.

В этом есть доля истины — речевой аппарат детей дошкольного возраста несовершенен, он находится в процессе становления. Ряд проблем с произношением звуков действительно детям удается «перерасти». Однако уповать на это безответственно, тем более, что не все дефекты речи корректируются с возрастом сами собой.

В 5-6 лет у ребенка могут наблюдаться различные нарушения, которые потребуют разного подхода и помощи разных специалистов:

Дислалия

При этом нарушении слух у ребенка не нарушен, выраженных проблем с речевым аппаратом не наблюдается, однако он неверно произносит согласные.

Наиболее часто дети путают звуки «Ш», «Ж», «Л», «Р». Ребенок может подменять звук в слове на похожий (гора-кора), может вообще пропускать звук, может произносить его неправильно — оглушать или озвончать.

Заикание

В дошкольном возрасте такой дефект встречается чаще всего. Он проявляется в остановке при произношении и затруднении дальнейшего произношения.

Причин, которые могут вызвать заикание множество — от неврологических проблем до психоэмоциональных нарушений. В 5-6 лет дефект речи очень выражен, его невозможно перепутать ни с чем другим.

Гнусавость

О таких дошколятах говорят, что они «гундосят». Порой бывает достаточно сложно понять, что именно говорит ребенок, поскольку произношение «в нос» коверкает даже простые звуки родного языка.

Довольно часто причина такого дефекта кроется в ЛОР-патологии, например, в заложенности носа из-за аденоидов. Однако и после лечения у отоларинголога ребенок может некоторое время продолжать говорить по привычке «в нос». Ему нужны развивающие логопедические занятия.

Недоразвитость речи

При нормальном развитии у ребенка в дошкольном возрасте не возникает затруднений с составлением предложений, даже длинных, в которых слова употребляются в разных падежах и склонениях.

При недоразвитости речи у ребенка возникают трудности с «увязкой» отдельных слов в большую логическую цепочку, а также имеются проблемы с окончаниями даже хорошо знакомых слов. Нередко это связано с тем, что родители и представители старшего поколения при общении с ребенком сами намеренно коверкали слова, употребляли много уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашечка, тарелочка, ботиночек), а также «сюсюкали».

Задержка развития речи

Такое нарушение может быть обусловлено недостаточным общением со взрослыми, нехваткой развивающего общения, контакта со сверстниками, а также может являться последствием или симптомом неврологических нарушений, патологий центральной нервной системы.

Помимо домашних логопедических занятий, ребенку желательно посещать врача-невролога, специалиста по логопедии, принимать участие в групповых занятиях.

Домашние занятия на произношение звуков

Занятия дома имеют некоторые преимущества по сравнению с занятиями у логопеда в поликлинике. Дома ребенку все знакомо и понятно, нет необходимости стесняться незнакомых людей. В игровой форме домашние занятия дают нисколько не меньшие результаты, чем коррекция в кабинете профессионального логопеда.

Дефекты речи в современном мире у детей встречаются, к сожалению, чаще, чем во времена детства их родителей. Дело в обилии информации, которая во многом заменяет детям с самого раннего возраста потребность в общении.

Вместо игры с другом или подругой на площадке дети предпочитают проводить свободное от садика время в интернете, играя с планшетом или компьютером, просматривая многочисленные мультфильмы по телевизору. Все это никак не способствует развитию речи.

В домашних условиях родители могут совмещать логопедические занятия с подготовкой к школе. Сделать это достаточно просто, достаточно сочетать упражнения на произношение звуков и слогов с играми, тренирующими память, запоминанием стишков и прозы, усвоением новой информации об окружающем малыша мире.

Развитие мелкой моторики при обучении рисованию и письму также способствует совершенствованию речевого аппарата.

Занятия в домашних условиях – это не только развивающие игры и упражнения для коррекции дефектов речи, но и приятное общение и взаимодействие между ребенком и взрослыми. Оно, несомненно, пойдет на пользу всем участникам этого процесса.

Упражнения и игры для развития речи дома

Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей — героев любимых сказок.

Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.

Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:

А у нас переполох — вырос чертополох,

Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!

При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:

Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.

Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.

Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,

Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.

При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:

Ра-ра-ра, нам домой уже пора,

Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,

Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,

Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.

Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом — поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.

Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:

Люли-люли-люли, прилетали гули,

Гулюшки-гули, милые лапули,

Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.

Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.

Построить занятие можно по следующей схеме:

  • Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
  • Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
  • Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.
  • Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
  • Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.
  • После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям — логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
  • В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.

Постепенно вводите в оборот и скороговорки («Шит колпак не по – колпаковски, лит колокол не по-колоколовски», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «На дворе трава, на траве дрова» и т. д. ).

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

Сделайте специальную гимнастику для речевого аппарата ребенка ежедневной. С нее лучше всего начинать очередное занятие. Она позволит подготовить мышцы, связки, язык и губы к произношению трудных для дошкольника звуков.

Читайте также:  Пневмония у новорожденного ребенка - диагностика и лечение

Гимнастика направлена на тренировку жевательных, глотательных и мимических мышц, именно они солидарно участвуют в процессе произношения, делают речь разборчивой и понятной.

В процессе произношения участвуют не только губы и язык, но и органы дыхания, грудная клетка, плечи, голосовые связки. Учитывайте это во время проведения гимнастики и старайтесь задействовать все составляющие голосообразования в равной мере.

Гимнастику следует делать сидя, в день желательно проводить 2-3 занятия, при этом на каждое стоит отвести не более 5 минут, за это время ребенок должен выполнить 2-3 упражнения из комплекса.

Предварительно родителям придется освоить все упражнения самостоятельно, чтобы уметь показать дошкольнику и добиться четкого и чистого исполнения. Для развития губ стоит проводить простые упражнения, такие, как удерживание губ в улыбке, при этом зубки должны быть полностью закрытыми.

Начать стоит с 30 секунд и постепенно удерживать улыбку 1-2 минуты. Также эффективно развивает артикуляцию складывание губ трубочкой. Принцип тот же — сначала трубочку из губ следует удерживать 20-30 секунд, но постепенно продолжительность упражнения увеличивается.

Немного сложнее будет даваться складывание губ в бублик, при этом зубки плотно смыкаются, а губы вытягиваются трубочкой, но размыкаются, поэтому можно увидеть зубки. Постепенно задания усложняют и добавляют движение, которое должно придать подвижность губам. Так, губы в трубочке можно двигать по кругу, влево и вправо, вверх и вниз, изображая хобот слона или пятачок поросенка.

Вытянутые губы, сложенные как у рыбки, смыкают и размыкают. Так получается занимательная беседа рыб на дне моря. А если выдыхать через рот, заставляя губы от воздушного потока вибрировать, то получится очень смешная сердитая лошадка, которая фыркает совсем как настоящая.

Укрепить губки ребенка поможет очень веселая игра, при которой малышу нужно зажатым между губами карандашом нарисовать в воздухе что-то. Задача взрослого — отгадать то, что изобразил ребенок.

Для тренировки щек можно поиграть в воздушные шарики, надувая щеки и удерживая их в таком состоянии как можно дольше. При этом можно делать смешные рожицы. Если надувать по очереди правую, а затем левую щечку, то получится хомячок, а если втянуть обе щеки внутрь ротовой полости и удерживать их в таком положении, получится голодный и смешной суслик.

Потренировать язык можно, изображая собаку. Для этого язык высовывают и расслабленно кладут на нижнюю губу. Можно совмещать такое упражнение с короткими вдохами и выдохами ртом. Если высунуть напряженный кончик языка, можно поиграть в комариков, а движения языка вверх-вниз и вправо-влево, а также загибание его в трубочку помогут не только с удовольствием провести пятиминутку свободного времени, но и потренировать мышцы языка.

Тренировка челюсти может пройти с удовольствием, если малыш вместе с мамой попробует изображать обезьянку, максимально «вывешивая» челюсть вниз, или рассерженного льва, напрягая нижнюю челюсть в оскале и издавая характерное рычание.

Советы родителям

Приступать к домашним логопедическим занятиям следует только после того, как ребенка осмотрели специалисты — ЛОР, невролог и логопед. Они помогут найти истинные причины дефекта речи и подскажут некоторые приемы, которые будут направлены на устранение конкретного дефекта у данного ребенка, учитывая его анатомические и другие особенности. Логопедическое обследование поможет установить, в какой части речевого аппарата возникает зажим или другое препятствие.

Заниматься с ребенком следует ежедневно. У малыша должна быть возможность постоянно практиковать новые движения и произношение. Поначалу дошкольник может жаловаться на усталость, ведь правильная постановка речевого аппарата для него вновь. Однако постепенно она станет естественной, все будет получаться без особых усилий, нормальная постановка губ и языка станут нормой.

Родителям следует инициировать начало занятия только тогда, когда чадо хорошо отдохнуло, поело, находится в хорошем настроении, готово к игре и занятиям. Через силу, через принуждение логопедические занятия не проводят, поскольку пользы от них будет немного, если ребенок будет относиться к ним как к повинности.

Маме и папе нужно набраться терпения, ведь процесс коррекции дефектов речи достаточно длительный и кропотливый.

Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Но всегда добивайтесь точного исполнения упражнения. Для этого малышу можно помогать — руками, шпателем, чайной ложкой. Язычок и губки должны оказаться в правильном положении.

Не стоит стесняться спрашивать у специалистов совета. Также желательно ознакомиться с литературой по логопедии. Для данного возраста можно порекомендовать книгу Н. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет», «Уроки логопеда — игры для развития речи» Е. Косиновой и «Веселую логоритмику» Е. Железновой. Если есть желание помочь ребенку справиться с дефектом речи, начинать стоит именно с прочтения этих книг.

В следующем видео вас ждет еще больше информации о развитии речи у ребенка 5-6 лет.

  • Развиваем
  • Память
  • Графические диктанты
  • Логопедические занятия
  • Меню
  • Витамины
  • Кризис
  • Настольные игры

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Логопедические упражнения для детей 5-6 лет, которые можно делать дома

Грамотная и четкая, внятная и понятная речь дошкольника – мечта любого родителя, но нередко возникают ситуации, когда проблемы в произнесении звуков настолько явные, что без вмешательства профессионалов не обойтись. Важное значение приобретают логопедические занятия для детей в возрасте 5-6 лет, проводимые дома. Различные упражнения, выполняемые детьми под чутким руководством любящих родителей, нередко оказываются более результативными и полезными, чем регулярные встречи с логопедом-дефектологом.

Речевое развитие детей 5-6 лет

5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

  • Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
  • Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
  • Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
  • В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
  • К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы [р] и [л], если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.

Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.

Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его «результаты» лучше всего оценивать не в сравнении с другими детьми, а сопоставляя его собственные итоги различных периодов.

Возможные речевые дефекты

Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут. Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях.

Возможно несколько видов нарушения речи:

  • заикание;
  • дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы [р] и [л], [ш] и [ж].
  • гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
  • ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
  • неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.

При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.

В каких случаях следует посетить специалиста?

Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:

  • очень бедный словарный запас;
  • неспособность правильно произносить большое число звуков;
  • неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
  • постоянные пропуски части слогов в словах;
  • медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
  • неразборчивая речь, заикание;
  • постоянные запинки и паузы.

В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.

Роль родителей

Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.

Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.

  • Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
  • Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
  • Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
  • Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
  • Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
  • Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
  • Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.

Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.

Построение домашнего занятия

Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения.

Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков.

Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка.

Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами.

  • Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука [с] можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком.
  • Проговаривание стишков с проблемными звуками.

Для улучшения произнесения звука [р] подойдет такое стихотворение:

Ра-ра-ра – резвится детвора!

Ро-ро-ро – раздаем добро!

Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!

Ры-ры-ры – пес вылез из норы!

В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.

Артикуляционная гимнастика – лучшая разминка

Следует предложить малышу выполнить упражнения, направленные на тренировку различных групп мышц. Описание их представлено в таблице.

МышцыВарианты заданий
ГубыУлыбнуться так, чтобы зубы не были видны, удержать такое положение от 5 до 30 секунд.«Хоботок». Сложить губы трубочкой и зафиксировать положение.«Заборчик». Улыбнуться таким образом, чтобы верхние и нижние зубы были открыты, зафиксировать положение.
Язык«Лопатка». Язык, не высовывая, ребенок помещает на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5 секунд.«Качели». Перемещать язык вверх и вниз, держа рот открытым.«Почистим зубы». Кончиком языка «пройтись» по задней стороне верхних зубов, потом – по нижним.«Змейка». Максимально высунуть язык и постараться сложить его трубочкой. Повторить не менее 5 раз.
Подъязычная связка«Лошадка». Поцокать языком, имитируя цокот копыт. Потом упражнение усложнить – цокать быстро или медленно, громко или тихо.«Грибок». Плотно прижать язык к небу, удержать в таком положении несколько секунд, расслабить.
Щеки«Шарики». Надуть обе щеки, потом осторожно хлопнуть по ним, выпустив воздух, – «лопнуть» шарик.«Хомяк». Надуть обе щеки, словно хомяк. Затем надуть поочередно.«Голодный хомяк». Втянуть щеки, зафиксировать положение на несколько секунд, расслабиться.

Включать все упражнения в тренировку не стоит, необходимо выбрать 2-3 из них и как следует проработать, но при этом внимательно следить за тем, чтобы в течение недели были задействованы все группы мышц. Проще всего составить план занятий на семь дней, в котором расписать, в какой день какое именно упражнение будет выполняться.

Каждое упражнение из комплекса, предлагающее зафиксировать определенное положение, сначала выполняется по 5 секунд, постепенно длительность увеличивается до 30. Родитель вслух может считать, это поможет ребенку запомнить числа.

Многообразие форм и игр

Чтобы дошкольнику не было скучно по несколько раз повторять одно и тоже, следует продумать необычный игровой сценарий, давать ему разные задания:

  • не просто произносить слова, а делать в такт им ритмичные движения ногами или руками;
  • «учить» игрушку чистоговорке или стишку, показывать, как правильно произносить текст;
  • проговаривать текст, вообразив себя лисой или зайчиком, делать соответствующую мимику и жесты.

Еще более увлекательным логопедическое занятие можно сделать, если одеть малыша в костюм изображаемого животного.

Стишки, чистоговорки можно не только произносить, но и петь, придумывая для них подходящий мотив.

Стимулировать развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевым центром, можно при помощи выполнения пальчиковой гимнастики – надев на пальцы специальные куклы, создавать инсценировки, одновременно произнося стихи и фразы с отрабатываемым звуком. Например, при проработке фонемы [р] можно предложить дошкольнику пальчиковую куклу-свинью и попросить похрюкать.

Чтобы ребенок не уставал, каждые 5-10 минут занятия следует делать перерыв и заниматься дыхательными упражнениями. Например, «Одуванчик» — сделать глубокий вдох носом, будто вдохнуть аромат цветов, а после – выдохнуть ртом, словно подуть на пушистый одуванчик.

Познавательные занятия

Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.

Возможно несколько вариантов таких игр.

  • Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
  • «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема [р], то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
  • Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.

При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.

Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе.

Читайте также:  Развитие ребенка в год - советы родителям

Логопедические занятия для детей

К сожалению, процессу развития речи у детей большинство родителей уделяет не так много времени. Взрослые наивно считают, что ребенку 5–6 лет еще рано идти к логопеду, мол, все дефекты пройдут с взрослением сами по себе. Но ведь есть шанс, что проблемы с речью не исчезнут. Зачастую неправильное произношение звуков у взрослого начинается именно с ранних «недоучек».

Ребенок с кривой речью обречен на постоянное высмеивание со стороны. И если не справиться с проблемой вовремя, то во взрослой жизни он станет жутко закомплексованным, замкнутым и малообщительным человеком. Сегодня исправить ситуацию могут логопеды, предлагающие системное развитие речи с помощью специальных игр и упражнений. Однако устроить обучающие занятия для ребенка реально и в домашних условиях.

Виды дефектов речи

Прежде чем приступать к упражнениям и занятиям, рекомендуем разобраться с основными видами нарушений при произношении звуков. У ребенка речь может исказиться из-за:

  • Заикания. Наиболее распространенный речевой дефект. Определить наличие заикания у ребенка можно ближе к возрасту 3 лет, поскольку в этом периоде он начинает строить первые большие предложения. Занятий с опытным логопедом в этом случае не избежать. Специалист предложит игры на устранение дефекта и развитие речи, которые гарантировано дадут положительный результат. Заикание – коварная проблема. Важно не бросать занятия с ребенком даже после достижения успехов, ведь нередки случаи, когда проблема возвращалась.
  • Дислалии. Подобный дефект часто встречается у ребенка 3 5 лет. Если не вдаваться в науку, то дислалия – путаница в произношении некоторых согласных звуков («л», «р», «ш» и другие). С этой проблемой стоит обратиться к логопеду, как только стала заметна кривая речь, желательно в тот же год.
  • Гнусавости. Это явление также относят к категории дефектов, однако основной корень проблемы здесь находится в неправильном строении речевого аппарата. Обнаружив подобную проблему, обязательно обратитесь к отоларингологу, логопед помочь ребенку в этой ситуации не сможет.
  • ОНР (общее недоразвитие речи). Речь ребенка к 6 годам должна быть связной и интересной. Если же дошкольник испытывает определенные трудности при разговоре, то вероятнее всего причина лежит в неправильном подходе к общению с ним. ОНР часто встречается у малышей, чьи родители много сюсюкали, коверкали окончания и произносили только уменьшительно-ласкательные формы слов. Все это создало огромную «кашу» в детской голове, из-за чего теперь ребенок уже самостоятельно путает окончания и использует неверные предлоги. Вовремя устранить дефект можно, если отвести малыша к логопеду до 6 лет.
  • Заболевания на неврологической почве. Если вы заметили, что занятия с ребенком дома не приносят никаких результатов, проконсультируйтесь с квалифицированным неврологом. Возможно требуется особое лечение. Важно отметить, с этой проблемой логопед вашему ребенку помочь не сможет.
  • ЗРР (задержка речевого развития). К 3-5 году каждый среднестатистический ребенок начинает болтать без умолку. Если же вы заметили, что у вашего малыша маленький словарный запас, стоит обязательно посетить логопеда для проверки речи.

Наблюдайте за своим ребенком и его речью. Регулярно общаясь с малышом, вы обязательно заметите присутствие каких-либо проблем с произношением звуков. В случае обнаружения таковых, обязательно запишитесь на прием к логопеду независимо от того, сколько ребенку лет.

Когда обратиться к логопеду?

Каждый ребенок уникален, поэтому уровень развития речи может немного отличаться. Обычно к 5 годам малыш уже умеет:

  • Проговаривать все существующие звуки. Исключением могут быть шипящие, редко «Л».
  • Составлять предложения из 5-7 слов.
  • Понимать разницу между единственным и множественным числом.
  • Описывать вещи с указанием на их основные качества и характеристики.
  • Вести диалог с ровесниками и взрослыми.
  • Быстро говорить имя, фамилию и отчество, свой возраст.

Если ребенок 5 лет не умеет делать что-то из перечня, ему будет полезно посетить несколько уроков логопеда.

Стоит сказать, что сразу же вести к логопеду ребенка не стоит. Дети лучше развиваются в домашних условиях. Здесь они чувствуют себя более комфортно.

Домашние игры на развитие речи

Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.

Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:

  • игры с пальчиками;
  • артикуляционная гимнастика;
  • звукоподражание и логоритмика;
  • игры на расширение словарного запаса ребенка.

Рассмотрим каждую категорию упражнений отдельно.

Игры с пальчиками на развитие речи

Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.

Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:

  • «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
  • «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
  • «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
  • «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
  • «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».

Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.

Артикуляционная гимнастика

Логопедические занятия для 5-6-летних детей обязательно должны включать артикуляционную гимнастику, представляющую собой комплекс упражнение на разогрев языка и губ. От того, насколько натренированы и развиты язык и губы, зависит возможность малыша выполнять некоторые движения, необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы занятия с ребенком были эффективными, обязательно используйте зеркало подходящего размера. Малыш должен видеть, как работают его органы речи. Не нужно быть логопедом, чтобы показать ребенку как правильно выполнять упражнения:

  • «Качели». Улыбнитесь, показав все зубки. Сначала опустите кончик языка к нижним зубам, затем поднимите его и спрячьте за верхними. Получаются своеобразные качели. Попросите ребенка в процессе игры повторить за вами упражнение 4-5 раз.
  • «Чистим зубы». Малыши к 5 годам уже умеют самостоятельно поддерживать чистоту в ротовой полости. В этом упражнении нужно имитировать чистку зубов и процесс их полоскания, но без использования зубной пасты и щетки. Исходное положение: улыбнуться, широко открыв рот. Далее необходимо напрячь кончик языка и изо всех сил очистить нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять кончик вверх и тщательно проработать верхние зубы. Важно, рот закрывать нельзя. Повторите упражнение 8-10 раз. Теперь попросите ребенка закрыть рот и «пополоскать» его.
  • «Варенье». Нужно улыбнуться, слегка приоткрыв рот. Теперь попросите малыша облизать сначала верхнюю, а после нижнюю губу кончиком языка. Спустя 10 повторений нужно сменить направление движения.

Регулярные повторения этих несложных логопедических упражнений активно поспособствуют развитию речи у 5 6 летнего малыша.

Звукоподражание и логоритмика

Занятия с логопедом в клинике часто включают блок упражнений на формирование правильного слуха. В домашних условиях вы легко можете создать схожие условия, чтобы развить у ребенка речь и слуховое восприятие при помощи незатейливых упражнений. Все, что потребуется – это время, телефон или компьютер с колонкой, подручные приспособления.

Игры, направленные на развитие слуха:

  • «Ушки». Возьмите несколько предметов, изготовленных из различных материалов. Подойдут металлические и деревянные ложки, стеклянные и хрустальные бокалы. Предложите ребенку послушать как звучат эти предметы, затем попросите его закрыть глаза и отгадать, что это за вещь только на слух.
  • «Мяу». Найдите в сети запись с голосами известных малышу животных. Включите ее и попросите малыша отгадать, кому из зверей принадлежит голос.
  • «Улица». Скачайте запись со звуками различного транспорта. Предложите ребенку ее прослушать и сказать, какой транспорт проехал. Для узнаваемости лучше взять знакомые виды средств передвижения – грузовик, авто, мотоцикл, трактор.
  • «Где шумят?». Отличная игра на развитие пространственного слуха. Посадите ребенка в центре комнаты и завяжите ему глаза. Возьмите колокольчик и бесшумно ходите вокруг него, периодически побрякивая. Малышу необходимо на слух определить источник шума и указать рукой в его сторону.

Логопеды для развития слуха и речи часто просят малышей подражать голосам животных и птиц, а также бытовым шумам. По очереди проговаривайте с ребенком «тик-так», «чик-чик», «кап-кап», «гав-гав», «ж-ж-ж» и подобное.

Логоритмика – комплекс упражнений, включающий одновременное задействование движения, речи и музыки (не обязательно). С помощью таких игр сформировать у ребенка речь проще простого. Вспомните про бычка, который идет и шатается. Проговаривайте текст, показывайте движения. Пусть малыш повторяет за взрослыми. Весело будет и ребенку, и вам.

Расширение словарного запаса и развитие речи

Для ребенка игры по развитию речи, в первую очередь, должны быть интересными. Скороговорки – то, что нужно для полезного и продуктивного общения в игровой форме. Короткие рифмованные фразы легко запоминаются, что позволяет серьезно расширить словарный запас малыша. Ребенок 5 лет использует пассивный и активный словари. Первый состоит из слов, которые он понимает, второй – из тех, что часто использует. Чтобы улучшить оба словаря, обязательно включите в игры для развития речи упражнения со скороговорками.

Советы родителям детей в возрасте 5–-6 лет

Чтобы ребенку логопедические упражнения давались легко, а положительный результат появился как можно раньше, следуйте этим простым рекомендациям:

  • Даже не будучи логопедом по профессии, объясните ребенку смысл занятий. Расскажите, что все игры направлены на развитие его речи, а умение красиво и четко говорить – атрибут каждого взрослого человека.
  • Логопед игры с детьми должны проходить в легкой форме. Если ребенок увлечется происходящим, то направит все свои силы в нужное русло.
  • Ограничивайте время, которое уходит у ребенка на занятия по развитию речи и другие уроки по подготовке к школе. Желательно, чтобы упражнения были ежедневными, но не более 15 минут каждое, поскольку ребенку 5 лет еще сложно концентрировать внимание.
  • Хвалите малышей за успехи. К играм для развития речи привить интерес ребенка будет гораздо проще, если он будет уверен, что его не накажут, а поддержат.
  • Станьте объектом для подражания. У ребенка формируется речь из наблюдений за вашим поведением. Поэтому всегда говорите правильно, четко и с выражением.

Сколько бы не было лет ребенку, улучшать его речь и помогать со всесторонним развитием – одна из важнейших обязанностей родителей. Дополнительным помощником в этом нелегком деле может стать сервис BrainApps. На портале собраны сотни высокоэффективных тренажеров, занятия на которых улучшат память, внимание, мышление и концентрацию и взрослого, и ребенка. Если вы устали от обычных игр на развитие правильного звукопроизношения, попробуйте с малышом позаниматься на тренажерах BrainApps. Результат сможет вас приятно удивить и, вероятно, логопед ребенку не потребуется.

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи “Содействие” г. Ростов

Задания, материалы и рекомендации учителей-логопедов Центра в рамках дистанционного обучения

Для вас работают учителя-логопеды:

Барсукова
Марина Валентиновна

Петрова
Олеся Петровна

Дистанционные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия М.В. Барсуковой:

! Родители передают информацию (через мессенждеры, соцсети, смс) о результатах домашней работы с ребенком учителю-логопеду, который корректирует дальнейшее выполнение заданий.

Индивидуальные задания по автоматизации звуков

Задания для выработки артикуляционных укладов нарушенных звуков: артикуляционная гимнастика

Для индивидуальной работы по формированию правильного звукопроизношения используются альбомы В.В. Коноваленко. Этап автоматизации звуков. Родители закрепляют правильное произношение поставленных на очных занятиях звуков в речи ребенка.

Задания для закрепления звуков в речи ребенка
Ж. З, Зь. Л, Ль Р, Рь. С, Сь Ц Ч Ш Щ

Индивидуальные задания по дифференциации звуков

Дифференциация звуков [З] – [Ж] в играх ppt
Дифференциация звуков [С] – [Ш] в играх ppt
Презентации с описанием игр и инструкции к ним.
Цель: стимулирование интереса ребенка к логопедическим занятиям в домашних условиях
для отработки этапа дифференциации звуков разных групп .

Для индивидуальной работы по развитию фонематической стороны речи используется Логопедическая тетрадь «Дифференциация звуков в речи дошкольника» Н.В. Соколовой. Этап дифференциации звуков. Родители закрепляют правильное произношение дифференцируемых звуков в речи ребенка.

Для индивидуальной работы по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной стороны речи используются Альбомы Теремковой Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Родители расширяют словарный запас ребенка, закрепляют у ребенка умения и навыки правильного построения словосочетаний, фраз, логико-грамматических конструкций.

Для индивидуальной работы с неговорящим ребенком (I, II уровень речевого развития) используются Альбом по развитию речи для самых маленьких С.В. Батяевой (Серия «Говорим правильно»); пособие Дедюхиной Г. В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком» и Альбом звукоподражаний и слов. Этап развития понимания обращенной речи и стимулирования самостоятельной речи ребенка.

Так же родителям детей с речевым нарушениями рекомендуются домашние занятия по готовым презентациям:
«Комплекс релаксационных упражнений» (подборка упражнений для детей 3-10 лет с целью обучения мышечному расслаблению). Составитель Барсукова М.В.
«Комплекс ритмических упражнений» (подборка упражнений для детей 2-7 лет с целью нормализации темпа и ритма речи). Составитель Барсукова М.В.
«Комплекс упражнений по формированию интонационной выразительности» (подборка упражнений для детей 5-10 лет с целью развития интонационной выразительности). Составитель Барсукова М.В.
«Развитие фонематического восприятия» (подборка игр и упражнений для детей 4-7 лет с целью развития слухового восприятия (слухового внимания, слуховой памяти, речевого слуха), для становления фонематического слуха (в рядах изолированных гласных, в рядах слогов, в словах; дифференциация парных звуков). Составитель Барсукова М.В.
«Универсальный комплекс артикуляционной гимнастики» (подборка упражнений для детей 2-7 лет с целью развития артикуляционной моторики). Составитель Барсукова М.В.

Детские песенки для автоматизации звуков
1. Колыбельная медведицы /С, Ш
2. Песенка кота Леопольда /С, Ш, Р
3. Песенка Львёнка и Черепахи /С, Ш, Р
4. Голубой вагон /Ш, Р
5. Песня Крокодила Гены /Ж, Р
6. Какой чудесный день /Ч
7. Настоящий друг /Щ, Р
8. Песенка друзей /Р
9. Песенка Чебурашки /Р
10. Вместе весело шагать /Р
11. Песенка Паровозика /Л, Р
12. Песенка о ёлочке /Л, Р
13. Осьминожки /Л, Р

Задание:
1.Прослушать песенку, выучить текст, петь вместе с ребенком.
2.Вспомнить, какие слова из песни содержат отрабатываемый звук.

Рекомендации по развитию дикции у старших школьников и взрослых

Школа актёрского мастерства для преодоления судорожных запинок в речи (заикания) у старших школьников и взрослых

Дистанционные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия О.П. Петровой:

Задание для индивидуальной работы по автоматизации поставленных логопедом звуков

Для обратной связи родители передают информацию через интернет о результатах домашней работы с ребенком учителю-логопеду,который корректирует дальнейшее выполнение заданий.

Задание 1: Группа звуков Й, Л’, Й—Л’ Й
Задание 2: Группа звуков Л, Л—Л’ Р-Рь
Задание 3: Группа звуков С-Сь-З-Зь-Ц
Задание 4: Группа звуков Ч—Щ—Ц—С
Задание 5: Группа звуков Ш-Ж

Задания для закрепления звуков
Л.Ль Р.Рь Ш-Ж Ч свистящих звуков С З Ц

1. Для индивидуальной работы по формированию правильного звукопроизношения используются Логопедические тетради Е.А. Азова, О,О. Чернова. Вне учебного центра, родители самостоятельно закрепляют ранее поставленные логопедом звуки.

В пособии представлен в большом количестве речевой материал – слоги, слова, предложения, стихотворные и прозаические тексты – предназначенный для коррекционно-логопедической работы по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь.

2. Для индивидуальной работы по развитию фонематической стороны речи используются тетради представленные ниже. Они предназначены для развития речи, воображения, пополнения словарного запаса, а также для улучшения произношения дифференцируемых звуков в речи ребенка в домашних условиях.
Занимательные рисунки, оригинальные стихи, вопросы и задания помогут вам провести занятия в живой игровой форме, увлечь и заинтересовать ребёнка.

3. Для индивидуальной работы по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной стороны речи используются Альбомы Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи)
Это комплект с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам. Родители расширяют словарный запас ребенка, закрепляют у ребенка умения и навыки правильного построения фраз и лого-грамматических конструкций.
Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения заданий. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом у детей улучшается речь, исчезают проявления общего недоразвития речи.

4. Для индивидуальной работы с неговорящим ребенком (I-II уровень речевого развития) используются альбомы для самых маленьких. Альбомы по развитию речи предназначены для занятий с детьми 1до 3 лет. Упражнения пособия помогут разивить слуховую память малыша, улучшить фонематическое восприятие, скоординировать мышцы речевого аппаратта, расширить словарь, сделать речь яркой, эмоциональной, выразительной. Подробное описание упражнений и игр для малышей которые помогут вашему ребенку заговорить правильными полными фразами.
Иллюстрированные игры-задания располагаются по принципу “от простого к сложному”: от звукоподражаний до предложений из 3-4 слов.

Ссылка на основную публикацию