Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить ему?

Как наказывать ребенка по всем правилам и не навредить его психике

Дети опять устроили погром в доме, шумят перед сном и отказываются убирать игрушки? Не спешите хвататься за ремень!

Что нужно знать о наказании

Прежде всего, взрослым необходимо уяснить, что не стоит повторять изо дня в день ошибки своих родителей, очень часто те, кого наказывали в детстве ремнем, вырастая повторяют эту ужасную ошибку и также обращаются со своими дочерьми и сыновьями.

Смысл наказания заключается не в том, чтобы ребенок испытал страх, был унижен или почувствовал боль, результатом должно стать осмысление своего поступка. Ребенок не должен больше захотеть сделать то же самое, ведь чаще всего дети не понимают, что они поступили неправильно и стараются делать повторять так, чтобы взрослые этого не увидели.

Родителям важно запомнить, что наказание не должно унижать маленького человека, ни физически, ни морально, так как это может отложиться в памяти на всю жизнь и повлиять на неполноценное формирование личности в целом. Ударить или обозвать плохим словом для взрослого человека – означает показать собственную слабость, дать понять, что в жизни все решается силой, а не словами.

Кроме того, наказание детей за непослушание не должно выражаться в непринятии ребенка родителями. Ведь мама и папа являются самыми главными в жизни людьми, они его мир и вдруг из-за того, что сын или дочь сказали плохое слово, не поделили игрушку на детской площадке, родители говорят, что им такой ребенок не нужен, отворачиваются.

Прежде всего, важно показать сыну или дочери, что вы разочарованы в поступке, недовольны конкретным поведением, но не самим ребенком. Необходимо проговорить, что вы любите свое чадо всегда и без всяких условий, но в данный момент огорчены его конкретным поведением.

Родителям важно постоянно проговаривать жизненные ситуации, рекомендуется разыграть различные варианты поведения или поступков с помощью игрушечных героев. Как можно больше объясняйте малышу, что хорошо делать, а что плохо, ведь кто, если не родитель, поможет правильно расставить ориентиры и показать на личном примере, как необходимо поступать, а как делать не стоит.

Как определить меру и не выйти за пределы разумного

Перед тем как наказать ребенка, важно правильно определить степень наказания, например, если он баловался и разбил кружку, не стоит лишать похода в кино, который вы запланировали еще несколько дней назад. Также, ни в коем случае нельзя наказывать едой, лишением подарков на день рождение или Новый год.

Прежде чем вынести наказание, взвесьте не слишком ли оно жесткое для такого маленького человека, ведь порой дети делают некоторые поступки еще не до конца осознавая их и не специально. Чаще всего ребенку достаточно просто словесно объяснить, что это было неправильно в его поведении и, если он доверительно относится к маме и папе, слов будет достаточно, чтобы больше не повторилась ситуация не повторилась.

Однако стоит отметить, что сейчас все чаще встречаются дети, которые растут по принципу – свобода действий во всем, они просто чувствуют собственную безнаказанность.

Ребенок должен понимать, что, всегда делая то, что хочет только он, можно нанести вред другому человеку или даже самому себе, например, если сын ведет себя агрессивно, отбирает игрушку у другого ребенка на улице, ворует, требует купить гору сладостей в магазине и хочет съесть все их вместо обеда, стоит не умиляться своенравному характеру, а рассказать, почему этого делать нельзя.

Нередко непослушание становится следствием скуки. Здесь нужно не наказывать, а научить интересно проводить время. Подробнее об это читайте в нашей подборке интересных занятий, чем занять ребенка дома.

Правила наказания и запрещенные приемы

Для того чтобы правильно наказывать ребенка и не нанести ему вреда, стоит обратить внимание на несколько полезных советов:

  1. Прежде чем наказывать, разберитесь в сложившейся ситуации, выслушайте своего ребенка, быть может его вины в случившемся и нет.
  2. Ни в коем случае не стоит наказывать малыша, просто потому что у вас был трудный день или сейчас плохое настроение. Взрослый человек должен уметь сдерживаться и не «обрушиваться» из-за мелочей.
  3. Нельзя запугивать ребенка наказанием, желательно заранее обговаривать за какие поступки он будет лишен, например, просмотра любимого мультфильма.
  4. Если в вашей семье установлены некие правила, то будьте последовательны в их исполнении. Это значит, что, если мама не приемлет какие-либо поступки, и он знает, что так делать нельзя, значит, всегда придерживайтесь этой установки.
  5. Важно также, чтобы одно линию поддерживали все члены семьи, то есть не должно быть так, что мама запрещает есть больше трех конфет в день, а бабушка разрешает. Взрослые должны выступать обязательно единым фронтом в воспитании, а не играть в «хорошего» и «плохого».

Не спешите наказывать ребенка, объясните почему вы так реагируете. Чтобы научить слушаться родителей, расскажите о чувствах, которые вы испытываете, объясните, что вам не нравится так делать, но приходится, спросите, что необходимо сделать, чтобы ситуация больше не повторилась.

Стоит отметить, что при доверительном отношении между родителями и ребенком, взрослому достаточно словесно объяснить неправильность какого-либо поступка, чтобы он впредь не повторялся. Родителям необходимо запастись терпением, быть сдержанными и рассудительными, тогда и младший член семьи будет стараться вести себя адекватно, прислушиваясь к маме и папе.

Если у вас растет малыш, загляните в наш раздел о воспитании детей, там собраны статьи от педагогов и психологов, в которых вы найдете практичные рекомендации, интересные игры и готовые ответы на вопросы.

О том, как наказывать ребенка правильно и без вреда для его самооценки читательницам интернет-журнала «Женские увлечения» рассказала Курахмаева Ирина Николаевна.

Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить?

Один из спорных вопросов, возникающий при воспитании детей – как правильно наказывать ребенка. Им задаются многие взрослые, так как существуют различные мнения специалистов, включая педиатров, психологов, а также отличающиеся личные примеры, когда собственные родители применяли определенные способы наказания.

В каждой семье образуются свои взаимоотношения между детьми, формы и методы похвалы, наказания. Насколько это общение построено правильно, можно будет судить, когда ребенок станет взрослым. В это время кардинально уже изменить ничего не получиться, поэтому лучше с самого младенчества выстроить схему воспитания, включая выбор оптимальных видов наказаний.

Цели наказания

Воспитание предполагает формирование определенных личностных особенностей у детей, адаптацию к социуму, корректировку поведения, а также развитие других жизненно необходимых качеств, что невозможно сделать без конструктивного наказания. При этом важно правильно трактовать понятие наказания для детей. Оно не должно быть связано с агрессивным физическим воздействием, унижением и оскорблением.

Цель наказания заключается в объяснении неправильности поступка, донесении, что повторные такие действия недопустимы, они могут привести к серьезным, в том числе непоправимым последствиям. Важно понимание ребенком, что так делать не нужно, это неприлично, опасно, некультурно и так далее. Задача родителей выбрать такие способы, чтобы они не влияли отрицательно на психику ребенка, физическое состояние, не стали причинами «детских травм».

Основные методы наказания

Современные специалисты в области воспитания детей практически полностью отрицают физическое наказание, которое, к сожалению, распространено во многих семьях. Им пользуются по незнанию возможных последствий как со стороны психики, так и физического развития, а также из-за «безысходности», когда складывается впечатление, что, кроме как применение силы, с ребенком не справиться.

Для выбора адекватного и заслуженного наказания, получения результата от этих действий, родители должны четко придерживаться следующих правил:

  • Границы дозволенного должны быть определены максимально точно, соблюдаться постоянно. Например, если сегодня нельзя кидать камни в машину, а на следующий день, это уже не так критично, ведь и не попал, то для понимания ребенка такая ситуация непонятна. Последующее наказание не будет правильно восприниматься, возможно и не наступит понимания, допускается ли такое поведение или нет.
  • Проступок и наказание должны быть соизмеримы. Не нужно идеализировать детей, они такие же люди, могут ошибаться, а также у них особенно развито чувство любопытства, они активно познают мир. Естественно, что чадо нужно ограничивать в своих действиях, но и взрослым следует понимать, что наказание за измерение глубины в луже и избиение, например, младшей сестры, должно быть разным. Нельзя практиковать одинаковое наказание за проступки, отличающиеся по тяжести.
  • Наказание должно учитывать возраст ребенка, характер, особенности темперамента. Даже в семье с несколькими детьми возможно потребуется для каждого чада выбирать индивидуальные меры внушения правильного поведения.
  • Принимать решение о виде наказания и вообще о его целесообразности нужно в спокойном состоянии. Сделать это для взрослого не всегда просто, особенно для мам, которые постоянно находятся с детьми, в большей степени занимаются их воспитанием. Несмотря на это, нужно собраться, оценить степень содеянного и уже потом принимать решение о дальнейших действиях.
  • Наказание не должно быть публичным. Даже если проступок был совершен в общественном месте, внушение нужно проводить наедине.
  • Быть авторитетом для ребенка. В любом возрасте малыш ли это или подросток важно соблюдение субординации, уважения между родителями и детьми. Папа или мама должны быть авторитетными личностями, которым можно доверять, на них ровняться. Тогда есть вероятность, что несмотря на протесты сын или дочь начнут слышать, что хочет до них донести взрослый.

Вышеперечисленные рекомендации помогут повысить эффективность наказаний, приблизят к достижению цели и самого понимания проступка.

Как можно наказать ребенка

Распространенным вопросом родителей является, как именно можно наказывать ребенка, чтобы не обозлить его, сильно не обидеть и не отвернуть от себя, но и донести до него неверность его действий. Об этом задумываются многие взрослые, но большинство, все же, применяют физическое воздействие. Оно может отличаться, начиная с легких шлепков для привлечения внимания и заканчивая настоящей поркой с применением ремней и подручных средств. Такие действие могут принести результат, но есть высокая вероятность ухудшения отношений, получения психологических травм у ребенка, которые способны кардинально повлиять на его будущее.

Для каждого возраста выделяется определенный перечень конструктивных способов, как правильно наказать ребенка. Это нужно учитывать, выбирая методику донесения или внушения сыну, или дочери неверность его действий и исключение их повторений.

Методы наказания дошкольника

Существует мнение, что до трех лет наказывать малыша нет смысла. Аргументом является незрелость психики, еще несформированная работа системы, отвечающей за причинно-следственную связь. Такая концепция поддерживается в Японии, где воспитание начинается только после 3-х лет, а до этого времени маленький человек делает практически, что хочет.

Если рассматривать рекомендации относительно видов наказания дошкольников, то на практике можно попробовать следующие виды:

  1. Устное внушение, объяснение последствий содеянного. Помогает преимущественно сознательным детям, но как вариант можно попробовать. Целью устного наказания показать интонацией, мимикой и словами, что таких поступков совершать нельзя. Например, малыш целенаправленно пытается засунуть что-нибудь в розетку. Нужно не резко дергать, шлепать и кричать, а попробовать объяснить об опасности этого занятия, что кроху придется отправлять в больницу, удар тока очень болезненный, может сгореть квартира и так далее.
  2. Исправление ребенком содеянного или исправительные работы. Подойдет для маленьких хулиганов, которые намеренно, что-то портят, пачкают. Например, ребенок специально высыпает сахар на пол, замечания игнорирует. Нужно ему дать вспомогательные средства, приступить к уборке. Процесс сопроводить объяснениями, почему так нельзя делать и это время пока он убирает, мог бы потратить на игры и развлечения.
  3. Лишение привилегий. Актуальность наказания зависит от возраста ребенка, если ему менее пяти лет, то он может просто не сообразить причину происходящего. В зависимости от тяжести содеянного можно лишить на некоторое время просмотров мультфильмов или сократить время их просмотра. Важно не переусердствовать и не забывать о соотношении проступка и наказания.
  4. Оставить подумать. Это не означает, что сына или дочь нужно закрывать надолго одного, для дошкольника это может стать серьезным стрессом. Достаточно посадить ребенка на минут 15, даже рядом с собой, не позволять ему играть, смотреть телевизор, сразу объяснить, что ему дается время подумать. Особенно активных ребят будет сложно удержать на месте, некоторые способны устроить истерику, тогда уже придется прикрикнуть, использовать умеренную физическую силу. Если все это приводит к усугублению ситуации, возможно нужно выбрать другое наказание.
  5. «Я с тобой не дружу». Условное игнорирование может быть хорошей тактикой наказания, но только в меру. Не нужно полностью избегать общения, отворачиваться от ребенка. Достаточно уверенно и строго сообщить, что при продолжении такого поведения маме придется перестать играть или прекратить прогулку. Если конфликт развивается дома, то можно выйти из комнаты.

От того, какая модель взаимоотношений, в том числе относительно наказаний, будет принята в дошкольном возрасте, будет зависеть дальнейшее развитие воспитания.

Методы наказания подростка

Разбираться с подростком сложнее, чем с дошкольником, так как есть существенные отличия в серьезности проступков, меры воздействия подобрать не так легко. Однозначно нужно исключить физическое наказание, так как это в большей степени обозлит молодого человека, возможен обратный эффект.

К основным методам можно отнести лишение привилегий, временное ограничение действий, но в рамках разумного. Предварительно нужно привести аргументацию своих действий, причем делать это спокойно, без агрессии, криков. Нужно донести до подростка, к чему могут привести подобные действия, что любые неприятности, связанные с ним, очень беспокоят родителей и они искренне переживают.

При лишении привилегий нужно ориентироваться на занятия ребенка, не связанные с учебой, спортивной, интеллектуальной деятельностью. Запрет может касаться посещения кафе или кинотеатра, использования гаджетов для игр и развлечений. Ограничение карманных денег – один из вариантов своеобразного наказания.

Несмотря на наказание подросток должен понимать, что это вынужденная мера и родители им дорожат.

Что нельзя применять при наказании

Ругая ребенка, не нужно забывать, что он уже личность, чувствует, любит и может переживать. От родителей не должны звучать жестокие оскорбления, унижение, акцентирование внимание на каких-либо недостатках, насмешки. На эмоциях сказанные слова могут отложиться в памяти маленького человека, развиваться в виде комплексов, страхов.

Как наказывать ребенка правильно?

Можно ли наказывать детей

Многие мамы и папы раздумывают над вопросом, можно ли наказывать детей. Некоторые родители до сих пор считают наказание ремнем – нормальным методом воспитания. Другие мечтают вырастить любимое чадо ни разу не наказав. С большой долей вероятностью, в первом случае, малыш вырастет неуверенным в себе, с ощущением, что его никто не любит. Во втором ребенок не будет знать границ между добром и злом, собственным комфортом и чужой болью.

Тем не менее, золотую середину находить надо, потому как по словам психологов грамотное наказание сохраняет родительский авторитет, формирует у ребенка чувство ответственности и границы дозволенного.

Так как правильно наказывать ребенка, чтобы и психика не пострадала, и малыш в ходе воспитательных санкций остался в полной уверенности, что родители его по-прежнему любят?

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Ещё один частый вопрос от родителей, с какого возраста можно наказывать ребенка. До двух-трех лет штрафовать детей вообще бесполезно, потому что они не понимают связь между случившимся и его последствиями. А вот с трех лет мама с папой сталкиваются с первыми скандалами и недопониманием со стороны малыша. Поэтому с этого возраста можно начинать вводить дисциплинарные меры.

Причины непослушания ребенка

Малыш может не знать, что делает что-то не так. Например, если ему пять, и он достал из кошелька у взрослого купюру – это совсем не означает воровство. Ребенок просто повторяет действия окружающих людей.

Мама и папа первые устанавливают правила в жизни малыша. Очень часто ребенок хочет проверить границы дозволенного: что случится, если я сделаю по-другому? Такое часто происходит в семьях, где родители не постоянны в свои требованиях. Вчера ребенку можно было полдня смотреть телевизор, сегодня ему не разрешают уделить 10 минут любимому мультику.

Читайте также:  Аллергия у детей - первые признаки, симптомы, лечение заболевания

Ребенок хочет любым способом привлечь внимание родителей: «Лучше мама ругает, чем ведет себя так, будто меня не существует».

За что нельзя наказывать ребенка

Нельзя наказывать за проявление эмоций: обиду, злость. Даже, если ребенок разбил в сердцах чашку, следует сказать, что в нашей семье бить посуду не принято. Не стоит стараться любой ценой остановить детские слезы. Детский плач – это выход гормонов стресса. Если в детстве запрещать ребенку плакать, во взрослой жизни он не сможет выражать чувства.

Общие принципы правильного наказания

Многим родителям будет интересно узнать, как наказывать ребенка.

Наказание – это последствие нарушения оговоренных правил, о которых ребенок был осведомлен заранее. Наказание направлено помочь ребенку разобраться в себе и в ситуации, постараться не повторять ошибки. Наказывая ребенка, родителям следует подходить к процессу с холодной головой. Правило: «сосчитать медленно до 10», «выйти в другую комнату и самому успокоиться» имеют место быть. При этом сердце по возможности должно оставаться «горячим», иными словами, наказывайте любимое чадо «с любовью в сердце». Дети зачастую могут пережить любое родительское наказание, но больше всего бояться злого маминого взгляда.

При любом наказании ребенок должен быть уверен в справедливости действия и, самое главное, что родители его по-прежнему любят.

Древний способ поставить ребенка в угол в качестве воспитательных целей – не самый удачный вариант. Находясь стоя в напряжении, малышу сложно расслабиться и хорошенько обдумать поступок. Лучше посадить ребенка отдельно от коллектива в другой конец комнаты.

Постарайтесь не устанавливать слишком много ограничений. Достаточно попросить ребенка делать уроки вовремя, следить за чистотой в комнате и собственной гигиеной. Давайте больше свободы для творчества и самостоятельного принятия решений: что съесть на завтрак, в какой одежде пойти на прогулку. Главное, чтобы мнения родителей были едины.

Допустимо ли физическое наказание?

Ни в коем случае в качестве наказания не используйте физические ограничения: «сегодня остаешься без обеда» или эмоциональные: «я с тобой не разговариваю». Игнорирование, равнодушие со стороны родителей – самое страшное наказание для ребенка. Он ощущает себя никому не нужным.

Методы наказания ребенка не должны быть физическими. Проявляя со своей стороны агрессию и избивая родного малыша, вы наносите ему тяжелую душевную и физическую травму. Последствиями телесного воздействия у ребенка могут быть агрессивность, стремление бунтовать и отомстить. Поднимая руку на малыша, вы рушите свою семью.

Несмотря на проступки ребенка, задумайтесь иногда, а нужно ли наказывать детей. Вспомните себя в детстве. Вы же сами наверняка вели себя, будучи ребенком, неидеально. Поэтому поставьте себя на место малыша, прежде чем наказывать его. Время от времени меняйте правила, ведь они призваны не усложнять нашу жизнь, а делать ее комфортнее.

Как любящим и заботливым родителям наказывать своих детей

Воспитание ребенка — на самом деле, не такой уж сложный процесс! Все наши педагогические ухищрения сводятся, в конечном итоге, к двум простым вещам — поощрению желательного поведения и нивелированию социально-нежелательного. И на втором из этих путей не обойтись без наказания.

Страшное слово, доброе дело

Понятие «наказание» часто страшит любящих родителей, особенно стремящихся к идеальным отношениям, боящихся повторить ошибки собственных родителей. Есть мнение, которое даже поддерживают отдельные психологи, что наказывать ребенка вообще бессмысленно.

Однако вдумаемся в это вроде бы пугающее слово «наказание». Оно однокоренное со словом «наказ», то есть «наставление», его изначальное значение — «дать понятие о том, что правильно, а что нет». А ведь делать это можно по-разному!

Ребенок, которого никогда не наказывают

Вопреки распространенному мнению, такой малыш — вовсе не счастливый, свободный представитель беззаботного детства.

Абсолютная вседозволенность, неустановленные рамки поведения и отсутствие адекватной реакции родителей на нежелательное поведение — это медвежья услуга будущему члену общества, которому предстоит существовать среди людей и установленных ими правил.

Кроме того, ребенок, которого никогда не наказывают:

  • уверен, что ему можно абсолютно все;
  • легко переходит грань между хорошим и плохим, приемлемым и недопустимым;
  • может перепутать свое удовольствие и чужую боль;
  • отказывается учится ответственности, поскольку не получает такого опыта;
  • затрудняется готовиться к возможным условиям, которые ему не нравятся или не подходят;
  • путает социальные роли — манипулирует родителями, тогда как они должны на этапе детства управлять им и направлять его;
  • перестает чувствовать родительскую заботу, а, напротив, может укрепиться во мнении относительно равнодушия взрослых, своей ненужности и неважности для них.

Узнайте из видео мнение доктора Комаровского, можно ли вообще наказывать детей.

«ЗА ЧТО»: поступки, за которые можно наказать

Правильнее было бы спросить, ни «за что» (в каждой семье свои требования), а «зачем».

Наказание должно преследовать одну цель, вытекающую из его определения — укрепить ребенка в правильной модели поступков, дать понять неприемлемость определенного его поведения, то есть служить, с одной стороны, ограничителем, а с другой, маркером «плохого» поведения.

Вы же не станете наказывать кроху за то, что он взял чужую игрушку, ведь он еще не понимает различий «мое-чужое», не умеет просить и делиться, этому его предстоит научить. А вот когда школьник взял без спросу не принадлежащий ему телефон, это дело другое.

Повторим ещё раз! «Плохое» поведение — это нарушение установленных и осознаваемых ребенком правил. А вот причины этого нарушения могут быть разные.

«ПОЧЕМУ»: причины плохого поведения

Прежде всего, ни один ребенок не делает ничего «назло», просто потому, что понятие «зла» у него еще отсутствует, и сознательно разрушать свой мир — отношения с мамой — он не будет. Стоит разобраться в мотивах малыша, чтобы подобрать оптимальный способ предотвращения «плохих поступков».

«Нарушитель границ»

Дети нарушают правила, чтобы понять, насколько крепки границы авторитета родителей и их терпения. Непослушание — это часто попытка найти ответ на вопрос: «А что будет, если я все-таки это сделаю?» особенно ярко этот естественный интерес проявляется в период пресловутого «кризиса трехлеток».

«Нетвердые правила»

Если родители непоследовательны либо не сошлись во взглядах на разрешения и запреты, ребенок запутается и обязательно ошибется. Например, сегодня можно конфету до обеда, а завтра за то, что взял ее из вазочки, поругают. Мама укладывает на дневной сон, а бабушка разрешает смотреть мультфильмы. Единство требований — главная основа «крепких» границ.

«Хочу быть важным!»

Если ребенок недополучает родительского внимания, он стремится добиться его хотя бы непослушанием. Да, в этом случае его цель — именно «достать» вас, то есть достучаться, обратить на себя внимание, показать, что ему нужна ваша эмоциональная реакция, пусть и негативная.

Эмоциональный перегруз

Эмоциональная сфера малыша очень неустойчива. В современном мире на него обрушивается слишком много информации, с которой ему трудно справиться. Это и раннее обучение (не путайте с развитием!), и бесконтрольные мультики, и компьютерные игры, и обилие электронных игрушек. Ребенок в состоянии нервного перенапряжения не может контролировать свое поведение и соответственно слушаться.

«Я еще не умею»

Плохое поведение детей часто является причиной банального недостатка опыта. Ударил другого ребенка? Он еще не знает, как реагировать, когда отбирают твою игрушку. Орет и топает ножками? Еще не научился корректно выражать обуревающие его чувства. Выводит из себя медленной едой и одеванием? Сформируйте правильные навыки.

«Делаю, как ты»

До 5-6 лет ребенок во многом учится поведению через подражание. В большинстве своем, поведение усваивается из семьи, но нежелательный пример может быть подан и в садике, продемонстрирован в мультфильме.

Вина родителей

Эта причина — далеко не последняя, хоть и перечислена позже всех. Мы порой из-за усталости или раздражения сами провоцируем плохое поведение ребенка, транслируем ему свое состояние, неадекватно реагируем на простые особенности поведения малыша. Стоит ли наказывать чадо за разбитую чашку, если мама сама забыла убрать ее со стола?

«КОГДА»: оптимальный возраст для начала применения наказаний за непослушание

Не стоит путать этот момент с «началом воспитания» — это процесс непрерывный, основанный не только на сознательном формировании детской личности, но и на влиянии собственного примера, окружения и просто жизненного уклада.

Наказание же — определение границ желательного и порицаемого, образно говоря, «добра и зла». Оно должно быть осознаваемо. Следовательно, применять наказание имеет смысл только в сознательном возрасте ребенка, когда он:

  • начинает отделять свой образ от окружающего мира;
  • понимает связь между причиной и следствием;
  • способен контролировать свое поведение;
  • может словами выразить свою мысль, а значит, и понять вашу.

Этим психологическим критериям ваше чадо начнет соответствовать примерно в возрасте 2,5 −3 лет.

«КАК»: методы «правильных» наказаний

Вопрос «как правильно наказывать» равносилен вопросу «как правильно лечить». На него нельзя ответить однозначно без постановки «диагноза» и особенностей самого малыша. Как и лекарство, любое наказание может помочь — или оказаться вредным либо неэффективным.

Поэтому методы наказания следует выбирать, исходя из причин плохого поведения для каждого конкретного ребенка. Мы приведем обзор основных «лояльных» методов, отметив их возможные слабые места, а уж какой из них применить к вашему чаду, решать только вам: в помощь метод проб и ошибок, а также ваше родительское чутье. В сложных случаях можно обратиться за консультацией к детскому психологу.

Объяснение

Разъясните малышу, почему он поступил неверно, предложите правильную модель, убедитесь, что он вас понял. Возможный минус: «лекции», особенно построенные на малопонятных и незначимых для него аргументах, могут нагонять на ребенка скуку и пропускаться мимо ушей.

Изоляция

Своеобразный «тайм-аут», дающий возможность переключиться и осмыслить ситуацию.

Столь популярный «угол» — из этой же серии, но эффективнее неунижающее отворачивание, а возможность «сменить локацию», поэтому многие отдают предпочтение «воспитательному стульчику», «диванчику» или просто уединению в комнате (только не в темной!).

Время, выделяемое на изоляцию, не должно быть продолжительным — примерно 1 минута на 1 год жизни ребенка. И, конечно, никаких «отвлекалок» (книг, игрушек) во время тайм-аута. Возможный минус: для некоторых детей «игнор» очень болезнен, плохо влияет на психику и может только усугубить негативную реакцию.

Лишение приятных бонусов

Обратите внимание, именно бонусов, а не жизненно необходимых или личностно важных вещей. Допустимо не дать ребенку сладости, отменить просмотр мультика или не пустить в гости, но нельзя класть спать без ужина, отобрать одежду, запретить общаться с друзьями, лишить подарка на День рождения.

«Исправительные работы»

Легкий физический труд благотворно действует на всех людей. Рассыпал мозаику — убери. Испачкал стол — вытри. Нагрубил маме — прополол грядку сорняков. Хорошо бы этот кодекс действовал для всех членов семьи. Возможный минус: привитие отвращения к труду из-под палки.

Эмоциональная реакция

Родители — живые люди, и не всегда подавление естественных эмоций во благо. Если ребенок поймет, что своим поведением он вас рассердил или огорчил, возможно, он не захочет такого повторять.

Повышение голоса в экстренных ситуациях может быть эффективным, например, быстро остановить опасное действие ребенка. В эмоциональных реакциях очень важна мера!

Возможный минус: если злоупотреблять этим методом и пытаться манипулировать ребенком, играя на его чувствах, он перестанет на это реагировать.

Физическое воздействие

Речь идет не только о телесных наказаниях (это тема отдельного разговора, спорить об этом можно долго). Иногда поведение ребенка нужно остановить физическим действием — отдернуть, схватить в охапку, удержать за руку, унести и т. п.

В некоторых случаях при затяжной истерике, если не помогли другие способы, врачи даже рекомендуют поместить орущее чадо под душ (да-да, прямо в одежде).

Естественные последствия

Там, где речь не идет о жизни или здоровье малыша, последствия будут самыми лучшими учителями. Лезет к горячему чайнику — пусть прикоснется одним пальчиком под вашим наблюдением. Требует горчицу — что ж, пусть попробует. Убегал от мамы во время прогулки — гуляние завершается досрочно. Разбил чужой телефон — не поехал в отпуск или отложили желанную покупку.

Возможный минус: если последствия не наступают, может сформироваться стереотип «Уж меня-то пронесет» (перебежал дорогу на красный цвет, ничего не случилось — решил, что можно).

Из данного видеоролика можно узнать, почему нельзя бить детей в качестве наказания, как любой способ наказания влияет на психику.

Не навреди: так наказывать нельзя!

Как и в лечении, в воспитании, а значит, и в наказании этот принцип — основополагающий. Есть «запрещенные приемы» наказания, вред которых для психики ощутимее, нежели гипотетическая польза, которую они могут принести.

Запугивание

«Заберет бабай», «Отдам чужому дяде», «придет Баба-Яга», а в старшем возрасте — «Сдам в детдом», «Получишь по первое число!» и другие страшилки — верный путь к неврозам. К тому же они неэффективны: как только ребенок убедится, что обещанное страшное событие не наступает, он может утратить доверие и к другим вашим словам.

Унижения и оскорбления

Оскорбления неприемлемы в общении с любым живым существом.

Применение их к ребенку вызвано только педагогической слабостью родителей и беззащитностью малыша.

Если сомневаетесь, задайте себе вопрос, смогли бы вы так поступить, если бы перед вами был не ваш ребенок, а, например:

  • котенок;
  • чужой малыш;
  • ваша мама или папа;
  • начальник;
  • муж (жена);
  • вы сами.

«Отложенное возмездие»

Нельзя разрывать временную связь между проступком и наказанием: во-первых, напрочь снимается эффективность, а во-вторых, ожидание травмирует гораздо сильнее самой кары.

Прилюдное наказание

Наставление на путь истинный — процесс интимный, не привлекайте к нему посторонних. Никогда не стыдите и не наказывайте ребенка на людях: в глазах всего мира вы для него должны быть оплотом и защитой, даже от самого себя.

Жестокость

Лишения, ограничения и воздействия не должны касаться эмоциональных и физических потребностей ребенка. Нельзя сутками не разговаривать в качестве наказания (эмоциональная жестокость), заставлять доделывать уроки глубокой ночью (сон — естественная потребность) и т. п.

Само собой разумеется, абсолютный запрет — на жестокие физические воздействия.

Наказание за проявление чувств

Плакать, сердиться, злиться и даже проявлять агрессию — это нормально. Нельзя запретить чувствовать и, тем более, наказывать за это. Ребенка просто надо научить проявлять свои чувства социально приемлемым способом.

Чтобы наказание было эффективным

При назначении наказания нужно помнить о нескольких логичных моментах, о которых, увы, взрослые частенько забывают:

  • «презумпция любви» — отделяйте самого ребенка от его поведения, малыш должен чувствовать, что вы не одобряете его поступок, а не его самого, а он — хороший и любимый, невзирая ни на что;
  • адекватность наказания проступку;
  • последовательность: ребенок должен понять, что тот или иной поступок обязательно влечет за собой наказание;
  • честность: пообещали — накажите;
  • реальность: не стоит угрожать заведомо невыполнимыми вещами по типу «Больше ничего тебе не куплю», «Никогда не дам конфет» и т. п.;
  • единство — нельзя, чтобы один из взрослых наказывал за то, что позволяет другой.

Помните: ребенок никогда не обозлится и не обидится на справедливое наказание, пусть даже поймет это и не сразу.

Есть ли альтернатива наказанию?

Мы по-разному можем реагировать на негативное поведение ребенка. Но как бы мы ни называли эту реакцию, если это не ее отсутствие, значит, это попытка повлиять на поведение ребенка, поменять его модель, то есть по сути своей — наказание.

Альтернативы наказанию в воспитании нет, но это не плохо, а очень даже правильно.

  • Наказание — реакция родителей на неправильные поступки ребенка, ограничитель и маркер нежелательного поведения.
  • Наказание должно следовать за нарушение осознанных и усвоенных ребенком правил, что возможно только по достижении возраста самосознания.
  • Ребенок, которого не наказывают = ребенок, которого не воспитывают: для будущей жизни в обществе нужно уметь соблюдать границы.
  • Метод наказаний подбирается индивидуально в зависимости от проступка и особенностей конкретного ребенка.
  • Наказывая, руководствуйтесь принципом «не навреди».

Как правильно наказывать ребенка: 10 советов для эффективного наказания

Бить или не бить? Вот в чем вопрос. Вообще вопрос о том, стоит ли наказывать ребенка вызывает огромное количество жарких споров. Если наказывать, то как? Как наказать ребенка за плохое поведение? Наказывать ли ребенка ремнем? Где найти ту золотую середину, что между избалованным чадом и загнанным зверьком? Как правильно наказывать ребенка?

Читайте также:  Как правильно кормить ребенка грудью

Как правильно наказывать ребенка и стоит ли вообще

Одна крайность: родители живут и воспитывают своего ребенка по принципу: «Нас в детстве родители били, и мы вот какие воспитанные и хорошие выросли. А того … не били и не наказывали, и ничего с него путного не вышло. Так что надо наказывать и бить.». Здесь идет полное подчинение ребенка воли родителей. А что если вы перегнете палку, и тогда у вашего ребенка на всю жизнь останется психологическая травма? И вам, и ребенку с этим жить.

Случай в Швеции: паре отказали в опеке над ребенком по причине того, что они никогда не ссорились. А значит не смогут объяснить и показать ребенку что хорошо, а что плохо.

Другая крайность: родители придерживаются такого понятия: «Ну это же ребенок, он не понимает, это он не специально. Нельзя наказывать, тем самым унижать личность ребенка!». Здесь, наоборот, всегда и везде первым делом ребенок. Таким образом понимание субординации и уважения старших у ребенка попросту нет.

Воспитание в Японии: до трех лет детей запрещено наказывать. От слова «совсем». А вот после трехлетия – пожалуйста. Причем достаточно строго.

Ни первый, ни второй вариант не являются правильным. Одно дело не сдержаться и в порыве негодования шлепнуть ребенка по попе, другое дело морально и физически насиловать его.

«Не наказывать» чаще всего склонны родители, которые пытаются избежать истерик, слез ребенка. Или когда проще дать, что хочет ребенок, чем потом разгребать его слезы и сопли.

Для того, чтобы понять нужно ли наказывать ребенка, давайте сначала поймем какова цель (предназначение) наказания.

Зачем наказывать ребенка

Наказание ребенка существует для того, чтобы направить его на правильные действия, указать ему на дозволенные границы. Как правило, все мы хотим вырастить достойных, правильных, воспитанных и счастливых детей. Именно поэтому наказания помогут детям не совершить непоправимых ошибок, понять, что хорошо, что плохо.

Смысл нашего наказания – его эффективность. Это когда ребенок будет стараться так больше не делать и действительно поймет, чем его проступок плох.

А ведь чаще всего бывает, что ребенок просто не делает «этот самый проступок» на ваших глазах не потому что это плохо, а потому что вы накажите. Чувствуете разницу, родители?

Как наказать ребенка за плохое поведение? Стоит ли наказывать ребенка ремнем? Моя глубокая убежденность, что от физического наказания вы не получите ничего, кроме физической боли ребенка и его затравленности. Бить ребенка – признак слабости взрослого. А вот показать ребенку, что слова имеют ту же силу что и действия, это дорогого стоит.

Ни в коем случае не бейте детей по лицу и голове. По лицу – оскорбительно и унизительно для ребенка. По голове – у маленьких детей от «обычного» подзатыльника может быть сотрясение мозга.

А вы знали, что существует теория: если мальчиков часто бить по попе, в будущем они больше склонны к гомосексуализму. Это объясняется тем, что при ударе возникает боль и нервная система возбуждается от боли. Организм запоминает эту реакцию.

С детками дошкольного возраста и начальных классов нужно много и детально разговаривать. Проговаривайте как можно и как нельзя делать. Объясняйте, какие последствия повлекут за собой те или иные действия. Указывайте детям не только на их, но и на свои ошибки. Так ребенок будет чувствовать справедливое отношение. Пакостит не только он, но и вы.

Наказание «кнут и пряник»

Сможем ли мы воспитать счастливого ребенка по принципу «кнут и пряник». Вряд ли. Это приведет лишь к тому, что ребенок будет запуган и затравлен наказаниями. И будет делать что-либо только лишь для получения того самого «пряника» в виде похвали, поощрения, подарка родителей. При этом не задумываясь о своем проступке, а почему родители его собственно наказывали и какой урок ребенку стоит из этого вынести.

Как можно наказать ребенка, чтобы это дало результат? Как наказать ребенка за непослушание и не перегнуть палку? Давайте разбираться вместе.

10 советов как правильно наказывать ребенка

1. Уважение к ребенку. Между ребенком и родителями тесная связь. И чем крепче и доверительные эти отношения, тем легче взаимодействовать с ребенком. Важно дать понять ребенку, что, наказывая его, родители не подчиняют, угнетают и унижают, а помогают и защищают. Поэтому наказывая малыша, необходимо уважать его как личность.

2. Пояснить проступок. Когда наказываешь ребенка, мало просто сказать: «Иди в свою комнату». И какой урок тогда ваш ребенок из этого вынесет? Только недоумение и несправедливость вашего наказания. Постарайтесь дать понять что именно ребенок сделал не так, почему вы так сердитесь, и объясните какие могут быть последствия у этого проступка. То есть не то что в последствии содеянного вы его лишите сладкого, или накажите ремнем. А именно что случится из-за неправильного поведения малыша.

Например, «Ты разбросал все игрушки и не хотел убирать. Я убрала вместо тебя. Но теперь я устала из-за этого. И мы не сможем поэтому пойти гулять на улицу.». Таким образом вы помогаете ребенку понять, как устроена наша жизнь: обидел кого-то – с тобой больше не будут играть, не сделал домашнее задание — делаешь его перед сном вместо мультфильмов. В таком случае ребенок прочувствует собственное сожаление о случившемся, поймет, как было бы лучше не сделай он этого. И в дальнейшем это поможет ребенку продумывать, обдумывать свои действия, заранее предполагая их результат.

3. Любить ребенка. Даже в момент наказания, ребенок должен быть твердо уверен в вашей любви к нему независимо от тяжести его проступка. Не переходите на личности, а делайте акцент именно на действии, на самом поступке. Ну, например, ребенок бегал по квартире и перевернул вазу. Не стоит говорить ему, что он неловкий и неуклюжий. А вот сказать, что по квартире не нужно так бегать, и дать в руки веник и совок будет правильным действием с вашей стороны.

4. Оставаться взрослым спокойным родителем. Если вы раздражены, в отчаянии, или прям в бешенстве от истерики и поведения ребенка, вам срочно нужно остыть. Не нужно наказывать ребенка в таком состоянии. Вероятнее всего вы переборщите и с действиями, и со словами. А потом будете только сожалеть и в качестве извинения поощрите ребенка. И в итого мы получаем «кнут и пряник». А нам этого совсем не нужно. Сделайте глубокий вдох, вспомните, сколько вам лет, и что вы взрослый и рассудительный человек.

5. Последовательность. Если вы сегодня не разрешаете смотреть два часа мультики, то и завтра стоит придерживаться этого запрета. В семье оба родителя должны придерживаться одних и тех же правил воспитания. Если ребенок заранее в курсе о запретах, знает о последствиях, о наказании, два раза подумает, а стоит ли оно того. Если у вас ну уж очень хорошее настроение, и вы решили в качестве исключения, вот только сегодня, что-то позволить, не удивляйтесь, если завтра вы получите истерику вашего ребенка с требованием разрешить это снова. Поэтому именно последовательность и постоянство – залог успешного воспитания.

6. Временное наказание. Когда вы наказываете ребенка, не нужно говорить: «никогда и ни за что я не куплю тебе то-то». Скорее всего пройдет время, ваша ссора забудется, и вы купите ребенку и то, и это. А вот доверие к вашим словам у ребенка может пропасть. Лучшим вариантом будет сказать: «теперь три дня без конфет» или «неделю без мультиков».

7. В соответствии с возрастом ребенка. Как наказывать ребенка в 2 года? Наказывать ли ребенка в год? А что делать со школьником? Вряд ли стоит вдаваться в долгие пояснения почему и за что вы наказываете ребенку, если ему год или два. Или, например, насколько действенным будет наказание запретить сладкое школьнику?

8. Справедливость. Все должно быть по справедливости. Когда ребенок не чувствует, что его несправедливо ограничивают или наказывают ни за что, ему лучше воспринять и понять само наказание. Если вы заранее, еще до проступка ребенка, обещали ему поход в аквапарк, не стоит подрывать его доверие к вам, и после проступка отменять аквапарк.

9. Не запугивать. Никогда не запугивайте своих детей. Это научит их лишь врать и изворачиваться в ситуации. Это будет большой вашей ошибкой в воспитании ребенка.

10. Это ребенок. Всегда помнить, что это всего лишь ребенок. И понимания у него столько, сколько ему лет. Он не размышляет как мы, взрослые. А не требуете ли вы от своего ребенку слишком многого?

Видео «Теория и практика наказаний. Доктор Комаровский»

Любой ребенок шкодит, и постоянно у нас будет повод его за это наказать. Как правильно наказывать ребенка? Это ваш ребенок и ваша ответственность за принятую стратегию воспитания и наказаний.

Нужно ли родителям наказывать ребенка за плохое поведение и как делать это правильно: наказание как способ воспитания

У каждого родителя на первом плане всегда находятся две основных задачи: здоровье ребенка и его воспитание. Что касается здоровья, то тут методы и средства достижения цели более или менее понятны. Соблюдения режима дня, элементарных правил гигиены, регулярный уход, закаливание, полезная пища, прогулки на свежем воздухе – все это составляющие полноценного развития здорового малыша с физической точки зрения. С воспитанием дело обстоит немного иначе, ведь его плоды будут видны только после того, как дети уже вырастут.

Все мамы и папы мечтают воспитать из своего крохи хорошего человека, но для этого следует понимать, какие подходы эффективны, а что бесполезно и может наоборот только навредить. Одним очень важным пунктом в воспитании является наказание, а именно то, нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать.

Когда поднимаются вопросы воспитания и методов наказания, многие родители заходят в тупик

Психологи не советуют бить ребенка ни ремнем по попе, ни по рукам, независимо от проступка. Также некоторые специалисты рекомендуют относиться к малышу как к взрослому и требовать с него соответственно. Такой подход может сработать в возрасте 8, 9 лет и старше, но к ребенку, которому 2-4 года, это просто неприменимо.

Цель наказания и причины непослушания

Какие цели чаще всего преследуют родители, наказывая детей? Для этого у них существует 2 главных причины:

  • желание исправить поведение малыша, чтобы оно подпадало под общепринятые представления взрослых о том, что правильно;
  • попытка объяснить враждебность по отношению к ребенку.

В первом случае взрослые практически всегда терпят фиаско, во втором же наоборот достигают успеха. Это происходит потому что они не знают, как следует наказывать должным образом.

Достаточно распространенная ситуация, когда ребенок не хочет выполнять, имеющиеся правила. Проявление непослушания связано со следующими моментами:

  1. Проверка крохой установленных границ. Они просто необходимы малышу, так как дают ему чувствовать себя в безопасности, однако периодически у него появляется желание испытывать их на прочность – делает он это, прибегая к отказу или просто не слушается. Родителям следует быть к такому готовыми и показывать твердость и непреклонность.
  2. Недостаток внимания. Такое случается, когда родители сильно загружены делами и перестают уделять крохе достаточно внимания или в период серьезных перемен в жизненном привычном укладе, например, переезда или посещения детского сада. В это время ребенок нуждается в дополнительном общении. В противном случае он начнет демонстрировать свое недовольство в виде нежелания кушать, отказа идти гулять и тому подобных капризов.
  3. Чрезмерная возбудимость и агрессивность. Обычно этим страдают дети, проводящие большую часть времени за игрой в компьютерные игры или за просмотром мультфильмов, особенно с элементами агрессии и жестокости – мозг получает слишком большой объем информации, которую неспособен переработать.

Если ребенок проводит за играми на приставке или компьютере много времени, его сознание становится легковозбудимым

Чем грозит отсутствие наказания?

Согласно утверждениям известного педиатра и автора многих бестселлеров о детях Спока, ребенок со временем должен сам все понять и перенять общепринятые правила. Однако на практике такой подход оказался абсолютно несостоятельным. Естественно с точки зрения ребенка он очень удобен, так как решение всех проблем ложится на плечи родителей, начиная с оберегания от потенциально опасных вещей в младенческие годы и заканчивая финансовой помощью в более зрелом возрасте. Кроме того тебя не ругают, нет никаких наказаний и к тебе относятся всегда доброжелательно. Совсем по-другому на это смотрят родители. Им приходится постоянно сдерживать свои негативные эмоции и копить их внутри. В результате у 99% из ста рано или поздно происходит нервный срыв, тогда весь накопленный негатив обрушивается на ребенка, причем чем дольше терпят родители, тем сильнее будут последствия эмоционального взрыва. Подобное перенапряжение отрицательно отражается на их психическом состоянии.

Бытует мнение, что в конце жизненного пути Спок изменил свои взгляды по отношению к безнаказанности. Он заключил, что наказание является необходимой частью полноценного и гармоничного развития ребенка.

С какого возраста можно прибегать к наказаниям?

Например, японским детям вплоть до трехлетнего возраста позволяют абсолютно все. Такое отношение объясняется тем, что дети начинают воспринимать себя обособленно, как индивидуальность только с 2,5-3 лет. Малыш проявляет все больше самостоятельности, он говорит о себе уже в первом лице. Сигналом о том, что кроха перешел на новый более активный этап формирования личности, может служить фраза вроде “я сам”. Более того, в этот период он уже понимает причинно-следственную связь между проступками и наказаниями. Такая вседозволенность имеет под собой все основания, но родители должны обладать колоссальным терпением и умением переключать внимание ребенка.

Японские дети до пяти лет не знают ни в чем отказа – это национальная особенность воспитания

Тем не менее, такой метод не исключает надобности воспитывать малышей до этого срока. Полуторагодовалому или двухлетнему малышу все же не следует разрешать бить, кусать, щипать, причинять боль окружающим, пытаться засунуть пальцы или другие предметы в розетки и в целом совершать нежелательные действия. В совсем юном возрасте намного легче просто перевести детское внимание и занять чем-нибудь другим. Наказанием также может выступать и неодобрение со стороны взрослого.

В каких случаях нельзя прибегать к наказанию?

В повседневной жизни родители достаточно часто ругают детей по любому поводу, стоит только поведению крохи выйти за рамки желаемого, однако далеко не все проделки заслуживают наказания, ведь определенное баловство и активность являются естественным способом развития для малыша. Попытки исправить это будут только мешать и вредить. Ниже описаны те случаи, когда наказывать ребенка не стоит:

  • Деятельность, направленная на познание мира. Например, кроха пробует на вкус все, что подбирает с пола или на улице, исследует розетки, стремится высоко залезть, рисует на обоях и мебели и тому подобное. Вместо того чтобы ругать кроху, стоит обезопасить самого ребенка и ценные вещи.
  • Особенности, связанные с возрастом. Это неусидчивость, невнимательность и плохая память.
  • Физиология. Сюда относятся проблемы со сном или отсутствие желания кушать приготовленную еду. В подобных ситуациях лучше отнестись к крохе с пониманием и прибегнуть к различным хитростям для достижения цели.
  • Неопытность. Ребенок еще только находится в процессе осознания того, что плохо, что хорошо. Он вполне может толкнуть другого малыша, повторив это за кем-то и не понимая, что так делать нельзя, может забирать без спроса чужие игрушки. Также неумение пользоваться горшком приводит ко многим маленьким неприятностям. Нужно набраться терпения и быть снисходительнее, пока кроха не приучится ходить на горшок.
  • Неосторожность. Сами взрослые не могут все время оставаться чистыми и не испачкаться, а маленький ребенок в 2-3 года тем более при всей своей активности обязательно будет падать, разливать, ронять и пачкать вещи.
  • Проявление чувств. Ревновать к брату или сестре, расстраиваться и не хотеть расставаться, когда мама и папа уходят на работу или ведут в детский сад – это все является естественными эмоциями малыша.
Читайте также:  Икота у новорождённых - причины

Нельзя наказывать ребенка за эмоции, поскольку их может испытывать любой человек

Как проявлять строгость и при этом оставаться любимым?

Ниже представлены 6 принципов того, как справится с проблемой наказания детей, из популярной книги о воспитании “Не бойтесь быть строгим”, написанной Дж. Добсоном:

  1. Установление рамок. Необходимо определить наименее желаемые действия со стороны ребенка и запретить их – укусы, сидение на холодной земле и подобное. Не надо запрещать все подряд. Ребенок нуждается в просторе для игр и своей исследовательской деятельности.
  2. Требование выполнимых задач. Бесполезно просить то, что малыш не в состоянии сделать. Случайно разбитая чашка или порванная футболка – не повод ругаться.
  3. Готовность к конфликтным ситуациям и провокациям со стороны ребенка. Нельзя позволять ему делать себе больно и показывать свою беспомощность. Так легко потерять авторитет в его глазах.
  4. Безответственность не говорит о том, что ребенок не слушается и требует наказания. Нет ничего необыкновенного в том, что малыш может забыть о просьбе и не выполнить указание. Его память еще не настолько хорошо развита по сравнению со взрослой.
  5. Примирение. Исполнив наказание, необходимо снова объяснить, за что провинившийся был наказан. Также важно утешить кроху и уверить в своей любви.
  6. Наказание должно исходить из любви. Прежде чем прибегнуть к наказанию, важно разобраться и сделать верную оценку случившегося, попробовать понять ребенка. Делать это следует в спокойном состоянии, не оскорбляя кроху. Унижение вряд ли способствует воспитанию личности.

Различные способы наказания детей

Есть еще целый ряд принципов в наказании детей согласно Дж.Добсону. Среди них:

  • Наказывать необходимо непосредственно после содеянного. Ребенку будет абсолютно не ясна логика, по которой наказание может последовать через час или даже только на следующий день. За этим последуют выводы, что наказать его могут в любое время и совершенно не имеет значения, как он ведет себя сейчас. То есть теряет какой-либо смысл вести себя хорошо.
  • Наказание должно соответствовать проступку. Лучше заранее определить, как именно наказать за конкретный проступок.
  • Важно объяснять причины запретов, чтобы кроха уловил их суть, а не только испытывал страх последствий, которые влечет за собой непослушание.
  • Поводом для наказания ребенка не должны служить плохое самочувствие, настроение или усталость родителей. Также нельзя наказывать за то, что не находилось под запретом ранее. Например, если малышу, пока он был маленький, не удавалось открыть ящик со столовыми приборами, а теперь он делает это с легкостью, то вначале надо просто предупредить о запрете и объяснить его, только при последующем инциденте прибегнуть к воспитательным мерам.
  • Пренебрежение установленными правилами должно быть всегда наказуемо и желательно одним и тем же способом.

Другие нюансы в наказаниях по Дж. Добсону

Также следует придерживаться следующих принципов:

  • Не надо пугать ребенка наказанием (рекомендуем прочитать: как воспитать ребенка без криков и наказаний?). Нужно, чтобы ему было понятно, что за неповиновением идет наказание, но оно не должно служить средством запугивания. Это просто заставит проказника быть хитрее и изворотливее.
  • Не используйте в качестве наказания запугивание чужими дядями, тетями, полицейскими, которые придут и заберут непослушного мальчика или девочку – ребенок будет думать, что он не нужен.
  • Избегать критики и оскорблений малыша. Предпочтительнее показывать недовольство или высказывать неодобрение самого проступка или нарушения.
  • Если наказание связано с временным запретом на употребление вкусностей или отбором привилегий, необходимо обязательно уточнять сроки его действия.
  • Игнорирование ребенка сродни физическому наказанию, хотя некоторые школы и воспитательные методики оправдывают подобный суровый метод.
  • Делать выговор крохе желательно один на один, а не при посторонних. Это сохранит его самооценку и психоэмоциональное состояние других детей тоже не пострадает.
  • Все члены семьи без исключения должны выполнять установленные правила.
  • Свод основных правил лучше распечатать или нарисовать вместе с малышом и наклеить на видном месте.

Если ребенок получил определенный запрет, очень важно указать срок окончания его действия

Причины, согласно которым не следует бить ребенка

У многих родителей вполне нормальное отношение к физическому наказанию. Особенно это в порядке вещей для тех, кого били в детстве. В действительности шлепнуть малыша по попе, руке или дать подзатыльник проще и быстрее всего, да и контролировать такую реакцию достаточно сложно. Однако применение силы в качестве наказания неверно по ряду причин:

  1. Связь между крохой и родителем разрывается вследствие физического воздействия. Требования беспрекословного послушания заменяют попытки наладить отношения и понять мотивацию поступков ребенка.
  2. Осознание крохой того, что сила дает возможность наказывать и бить слабых людей. В будущем это может сказаться и на самих родителях, а до этого такие жизненные установки отразятся на других детках, а иногда и животных.
  3. Ожидание новых физических наказаний. Когда ребенок постоянно ждет шлепков по попе и боли, он находится в состоянии стресса, а это чревато энурезом, нарушениями сна, сильной возбудимостью и так далее. В итоге у крохи могут сформироваться небезопасные комплексы и появиться проблемы в развитии.

Проявление лояльности при наказании

Какими же более лояльными методами заменить уже привычные наказания? Например:

  • Не следует отправлять провинившегося кроху в угол, лучше посадить его на диван или стул. Пока он стоит, у него напрягаются многие группы мышц, что мешает ему успокоиться и подумать над тем, как он поступил. Для сидячего наказания можно выбрать конкретный стул, табурет или кресло. Вначале кроха может слазить с места, но необходимо возвращать его обратно. Для малышей лучше ограничить время наказания в соответствии с возрастом: 1год=1 минута. Если правило нарушается повторно, прибавлять еще одну минуту. Наказывая детей в 7-11 лет и старше, надо не просто усаживать их на стул, но и советовать обдумать свой проступок и приходить тогда, когда они поймут, что требуется сделать.
  • В книге психолога Н. Латта “Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума” предлагается использовать для наказания отдельное помещение. В целях безопасности в нем не должно находиться опасных предметов в поле досягаемости ребенком. Кроме того, в комнате должно быть светло, а родитель не должен продолжать ругать и вычитывать малыша из-за двери.
  • Лишить удовольствия или привилегии. К примеру, не давать в течение одного дня любимые конфеты или запретить просмотр мультиков перед сном. Однако не надо утверждать, что подобное наказание навсегда. Во-первых, это маловероятно, а во-вторых, рано или поздно такие обещания вылетают из головы, и взрослый сам дает лакомство или включает мультфильм. В результате у ребенка родитель перестает пользоваться таким авторитетом как раньше. Кроме того, нельзя лишать обещанного – такой метод применим исключительно с привычными радостями. Еще нельзя забирать личные вещи или игрушки малыша, таким образом он может подумать, что ему ничего не принадлежит и не станет заботиться о предметах.
  • Легкое игнорирование истерик. Следует быть поблизости, но не разговаривать и не смотреть на кроху, пока тот не успокоится. После обсудить ситуацию и выяснить, почему он не слушался.

Другие лояльные способы наказания

Ниже описаны дополнительные лояльные меры борьбы с непослушанием:

  1. Позволить сделать то, что запрещено при отсутствии вреда для здоровья. Например, если ребенок будет отнимать игрушки у других детей, с ним просто перестанут играться. Такой метод поможет установить крохе причинно-следственную связь, укрепит авторитет родителей и поспособствует развитию логического мышления.
  2. Использовать веселые наказания за незначительные проступки. Если малыш в обуви забежал в комнату, пусть попрыгает на одной ноге 10-12 раз, говоря при этом, что теперь всегда будет разуваться в коридоре. Детей, которые уже умеют писать, можно заставлять писать правила на бумаге, но и в этом следует знать меру.
  3. Рассказать сказку. Это конечно не совсем похоже на наказание, но зато достаточно легко и ненавязчиво покажет крохе, как в аналогичной ситуации поступать плохо и какие последствия могут быть. Выбрать подходящую историю или мультик можно из уже существующих или придумать самостоятельно. С помощью сказок кроха познает мир и учится вести себя правильно.

Так или иначе, метод наказания ребенка полностью зависит от родителей. Если уверенности в правильности в выбранном подходе нет, всегда можно обратиться к помощи и оценке специалистов, побывать на консультациях у психологов, почитать соответствующие книги или просто посмотреть видео в интернете, посвященные этому вопросу.

Способы наказания детей 5, 8 и 10 лет

Многие родители спорят о мерах воздействия, которые нужно применять к провинившемуся ребёнку. И часто бывает непонятно, необходимо ли наказание детей. Одни применяют физическое воздействие, другие могут проигнорировать плохое поведение, а кто-то ставит чадо в угол. Специалисты советуют помнить о главных нюансах воспитания детей, которые важны при выборе наиболее эффективного метода воздействия.

Насколько необходимо наказание

Если родители постоянно награждают шлепками ребёнка за каждую провинность, рассказывают про страшного волка в качестве наказания или оставляют надолго в тёмном углу, то такого малыша можно смело назвать несчастным. Такие воспитательные приёмы приведут к тому, что у него в будущем будет низкая самооценка и недоверие ко всему окружающему. И также не все дисциплинарные методы можно посчитать воспитательным процессом, скорее банальной жестокостью.

Но и вседозволенность приносит только вред. Если малыш будет думать, что ему ничего не будет за плохое поведение, то у него сотрутся границы хороших поступков и плохих. Получается, что наказание является обязательным, но мама и папа все равно совершают ошибки. И дитя, взрослея, припоминает родителям, что его иногда несправедливо наказывали. Если порицание возымело должный эффект, то ребенок поймёт, в чём он ошибся, и в будущем не будет так поступать.

Психологи считают, что правильное наказание детей имеет несколько важных задач:

  1. Корректировка нежелательного поведения ребёнка.
  2. Контроль над дозволенными границами.
  3. Возмещение вреда, причинённого малышом.
  4. Предотвращение подобных проступков в будущем.

Таким образом, большинство специалистов сходятся во мнении, что наказание необходимо. Остаётся только понять, как наказывать ребёнка, и с какого возраста это можно делать.

Оптимальный возраст для наказания

Если ребёнок младше двух лет, то он не поймёт связь между своим проступком и мерами пресечения, которые предпримут родители. Например, японские родители предпочитают не ругать дитя, пока ему не исполнится 3 года. Но с этого возраста чадо знакомят с новым порядком, и также появляются наказания за проступки.

До двух лет к чаду не стоит применять дисциплинарную меру. Лучше переводить внимание дитя на другие вещи. При этом нужно чётко говорить «нет» и давать понять малышу, что определённое поведение не является желательным. В три года у ребёнка начинается кризисная фаза, он начинает протестовать, не подчиняться некоторым правилам и у него могут быть истерики. Отвлечение в этом случае может не действовать, поэтому можно подключить такое наказание, как прекращение игры или отказ в покупке желаемой игрушки.

Многие родители желают знать, как наказывать ребёнка в 5 лет правильно. Необходимо учитывать, что в возрасте с трёх до пяти лет можно применять первые виды наказаний. Ведь для дитяти этого возраста устанавливаются главные правила и дисциплинарные методы. В этом возрасте чадо начинают ставить в угол, а также сажают на стул для тех, кто провинился.

Если родитель хочет знать, как наказывать ребёнка в 8 лет, то нужно учитывать, что телесные наказания должны быть отменены. Если оставить телесное наказание, то дитя в этом возрасте начинает чувствовать от такого метода унижение. Родителям следует больше бесед проводить с ребёнком, обсуждать определённые поступки. И также можно с примерами объяснять возможные причины человеческого поведения и развивать сочувствие.

Чтобы знать, как наказывать ребёнка в 10 лет, необходимо помнить, что нельзя использовать прямые обязанности (уборка, уроки) в качестве меры пресечения. Не рекомендуется сравнивать десятилетнего мальчугана с другими детьми, от этого пострадает самооценка, а хороших результатов не получится. Во время наказания не должно быть свидетелей.

Порицание нужно даже за небольшие проступки. Если этого не делать, то с каждым разом они будут все крупнее, а ребёнка будет все сложнее остановить.

Чтобы правильно выбрать дисциплинарную меру для подростка, необходимо учитывать, что в переходном возрасте молодые люди очень чувствительны к мнению других людей, они склонны к впадению в крайность. Для подростка можно применить такое наказание, как лишение привилегий, а также сокращение времени общения с приятелями.

Когда недопустимо наказание

Необходимо учитывать, что наказывать дитя следует за преднамеренное запрещённое действие. И наказание должно соответствовать тяжести злого деяния. Если он украл деньги, поднял руку на сестру или брата, ушёл из дома, то и последствие должно быть соответствующим.

И также перед наказанием следует выяснить мотив проступка. Убедиться, что серьёзное деяние было осуществлено осознанно, а не по ошибке или незнанию.

Нельзя порицать дитя в следующих случаях:

  1. Если он совершил определённое действие в стремлении познать мир. Например, он мог шагать по лужам, чтобы выяснить их глубину. Или он мог разобрать довольно дорогой предмет, чтобы понять, как он сделан.
  2. За то, что он ведёт себя определённым образом из-за болезни или расстройства (невроз, психиатрическое заболевание).
  3. За поступки, произошедшие по неосторожности. Например, он пролил стакан воды или испачкался, когда упал.

Правила верного наказания

Дисциплинарная мера также служит для того, чтобы малыш осознал свои чувства и в будущем такие ситуации не повторялись. Для большего эффекта родителям необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Необходимо быть последовательными. Возмездие необходимо за одни и те же проступки. Нельзя пускать на самотёк своенравность ребёнка, если даже у родителя нет времени проводить беседу.
  2. Нельзя закрывать глаза на степень тяжести проступка. Если это первое нарушение правил или ребёнок немного побаловался, то последует лишь предупреждение. Строго реагировать нужно на умышленные проступки.
  3. Продолжительность последствий должна иметь свои рамки. Наследник должен всегда знать, когда закончится наказание. В противном случае он потеряет следственную связь между произошедшим и наказанием, которое длится, например, три недели.
  4. Действия должны быть рациональными. Для этого родитель должен сначала успокоиться, а потом подумать о методе наказания.
  5. Муж и жена должны быть согласны друг с другом в выборе дисциплинарной меры. В противном случае могут начаться манипуляции.
  6. Перед глазами у ребёнка должен быть положительный пример. Ребёнок часто перенимает поведение родителей, поэтому в первую очередь они должны быть образцом желаемого поведения.

Рациональные методы порицания

Необходимо знать основные способы наказания ребёнка, к которым относятся:

  1. Утрата некоторых преимуществ. Этот способ наиболее эффективен из всех видов наказания детей. Например, можно ограничить на определённое время возможность играть в компьютерные игры или просмотр любимых передач.
  2. Исправление ошибки. Например, если подросток разрисовал красками стол, ему нужно предоставить губку — пусть оттирает то, что натворил.
  3. Попросить прощения. Если отпрыск кого-то обидел, то пусть теперь попросит прощения. Если, например, он сломал карандаш, то пусть отдаст свой.
  4. Не замечать. Этот метод подходит больше для малышей, но нельзя применять его часто. Если малыш весь день вредничал, можно какое-то время не разговаривать с ним.
  5. Дополнительная помощь по дому. В качестве дисциплинарной меры для подростка могут быть дополнительные работы по дому. Например, ему можно назначить дополнительное мытье полов, протирание пыли.

И также необходимо помнить о таком способе, как осуждение. Родители должны беседовать с чадом о том, какие чувства вызвало его поведение и почему оно считается неправильным.

Ссылка на основную публикацию