Как воспитывать гиперактивного ребенка – советы психолога

33 рекомендации родителям гиперактивных детей

Синдром гиперактивности и дефицита внимания – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.

Диагностировать гиперактивность можно начиная с возраста 5-7 лет. Именно в этот период и следует начинать проведение коррекционной работы. С возрастом у ребенка могут пройти признаки повышенной двигательной активности, однако дефицит внимания и импульсивность могут перейти и во взрослую жизнь.

Гиперактивным детям очень сложно усидеть на одном месте, они много суетятся, двигаются, вертятся, громко говорят, мешают другим. Такой ребенок часто не доводит дело до конца, потому что не может сосредоточиться на чем-то одном, постоянно отвлекается и переключается на другие задачи. Он задает много вопросов и даже не способен дождаться на них ответов. Нередко он попадает в опасные ситуации, потому что не думает о последствиях.

Рекомендации родителям по коррекции поведения гиперактивного ребенка:

  1. Определите допустимые рамки поведения. Ребенок должен ясно понимать, что можно, а что нельзя. Также важна последовательность. Если сегодня ребенку нельзя на ночь шоколадку, значит, и завтра тоже нельзя, и в последующие дни тоже.

2.Следует помнить, что поступки гиперактивного ребенка не всегда умышленные.

3. Не впадайте в крайности: не стоит допускать излишнюю вседозволенность, но и не стоит требовать выполнение непосильных задач.

4. Строго требуйте выполнения правил, которые касаются здоровья ребенка и его безопасности. Только не переусердствуйте, если правил будет слишком много, гиперактивный ребенок не сможет их запомнить.

5. Проявляя настойчивость в выполнении требований, делайте это нейтральным тоном, одними и теми же словами, сдержанно, спокойно, автоматически. Старайтесь не говорить более 10 слов.

6. Подкрепляйте устные требования зрительным примером как надо правильно делать.

7. Не стоит требовать от ребенка одновременного исполнения аккуратности, внимательности и усидчивости.

8. Не настаивайте на обязательном извинении за проступок.

9. Реагируйте на неправильное поведение ребенка неожиданным образом: повторите за ребенком его действия, сфотографируйте его, пошутите, оставьте одного (только не в темном месте).

10. Придерживайтесь распорядка дня. Приемы еды, прогулки, игры и другие занятия должны проходить по одному графику. Гиперактивного ребенка нельзя отстранять от выполнения обычных для других детей требований, он должен уметь справляться с ними.

11. Не позволяйте ребенку браться за новое дело, пока он не доделал первое.

12. Заранее сообщайте ребенку временные рамки для его игровой деятельности и ставьте будильник. Когда об истечении времени напоминает таймер, а не родитель, агрессивность ребенка ниже.

13. Не позволяйте ребенку долго находиться за компьютером и телевизором, особенно если он смотрит программы агрессивного и негативного содержания.

14. Старайтесь ежедневно обеспечивать ребенку длительные прогулки на свежем воздухе.

15. Для гиперактивных детей нежелательны такие физические занятия, как бокс и силовая борьба.

16. Более эффективно убеждать ребенка через телесные поощрения: хвалите ребенка, обнимая его.

17. Наказаний должно быть меньше, чем поощрений.

18. Поощряйте ребенка также за то, что он уже хорошо умеет, с помощью улыбки или прикосновения.

19. Поощрение может заключаться в предоставлении возможности заниматься тем, что ребенку интересно.

20. Помните, что порицания действуют на гиперактивных детей сильнее, чем на других детей.

21. Не прибегайте к рукоприкладству. Если есть необходимость в наказании, то для гиперактивного ребенка будет наказанием прекращение его бурной деятельности, вынужденная изоляция и домашний арест.

22. В качестве меры наказания может быть запрет: просмотра телевизора, игр за компьютером, телефонных разговоров.

23. После наказания проведите беседу с ребенком. Он должен осознать и запомнить, почему был наказан и какое поведение не поощряется.

24. У ребенка должны быть свои домашние обязанности, как у остальных членов семьи. Например, прибрать постель, упорядочить игрушки, разложить одежду по своим местам. Важно! Родители не должны выполнять эти обязанности за ребенка.

25. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно спал. Недосып приводит к еще большему ослаблению внимания и самоконтроля. К вечеру ребенок может стать совсем неуправляемым.

26. Ребенок не должен постоянно находится в возбужденном состоянии. Следует чередовать активную и спокойную деятельность. Если ребенок два часа играл с детьми на улице, ему не стоит тут же смотреть мультики про супергероев, а затем вечером еще приглашать домой приятелей, чтобы поиграть в прятки.

27. Постарайтесь избегать большого скопления людей. Торговые центры и рынки, где прогуливаются толпы людей, излишне будоражат ребенка.

28. Прививайте у ребенка интерес к какой-либо деятельности. Гиперактивному ребенку важно ощущать себя способным в чем-то.

29. Обнимайте ребенка чаще. Специалисты утверждают, что для душевного благополучия каждому человеку и тем более ребенку требуется минимум 4 объятия в день.

30. Вечером для лучшего расслабления и успокоения ребенку хорошо делать массаж и читать сказки.

31. В семье важен положительный психологический климат. Поддержка, спокойное и доброе отношение к ребенку и между членами семьи является основой для будущих достижений ребенка.

32. Не ссорьтесь в присутствии ребенка.

33. Проводите чаще всей семьей совместный досуг.

Гиперактивные дети: что делать с непоседливым ребенком, как воспитывать и нужно ли лечить – советы психолога родителям

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте – к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение – это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил – говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.

Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша – нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка – она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители – воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: как не срываться на ребенка: советы психолога). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.

Как воспитывать “непоседу”?

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: как можно приучить ребенка к порядку: советы психолога).
  6. Воспитывать малыша – значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии – это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным – к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.
Читайте также:  Пальчиковые краски: список

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: успокаивающие травы для купания ребенка). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок – это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.


Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка, ошибки и советы

Гиперактивные ребята отличаются импульсивностью, невозможностью усидеть на одном месте, изменчивостью интересов. Сами родители, порой неправильно трактуя поведение любимого чада, начинают совершать ошибки, которые усугубляют ситуацию. Поэтому мамам и папам нужно знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка.

Причины гиперактивности

Гиперактивность ребенка является расстройством развития поведенческого характера. В медицине такая особенность называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Причиной такого отклонения врачи считают неблагоприятное развитие детей внутри материнской утробы, а также тяжелые роды у женщины.

К остальным причинам, способствующим тому, что малыш становится гиперактивным, относятся:

  • поражение мозга плода на последних сроках беременности, во время родов, а также в первые недели после появления малыша на свет;
  • прием беременной женщиной сильнодействующих лекарств, снотворных и гормональных препаратов;
  • появление на свет посредством кесарева сечения;
  • мозговые дисфункции минимального характера у малыша;
  • некоторые нарушения, произошедшие у младенца в грудничковом возрасте;
  • беременность женщины, протекающая с осложнениями, сильным токсикозом, инфекциями и частыми стрессами.

Такие нарушения влияют на психическое развитие ребенка. Малыш, может, и хотел бы вести себя хорошо и послушно, но не может этого сделать. В группу риска также входят детки, которые с рождения находятся на искусственном вскармливании, а также родившиеся недоношенными и с маленьким весом.

Иногда провоцирующим фактором становится наследственность. Если кто-либо в роду отличался повышенным беспокойством и возбудимостью, тогда существует риск того, что младенец тоже столкнется с гиперактивностью.

Как понять, что у ребенка гиперактивность?

Распознать гиперактивность у собственного ребенка можно по характерным признакам. У годовалых малышей заметны нарушения со стороны ритма крупной моторики и координации движений. В два года появляется задержка развития речи. Малыш может сказать свои первые слова, а потом замолчать и пытаться объясняться посредством жестов.

В последующем подрастающее чадо может иметь сложности в общении и проблемы в поведении.

Самостоятельно определить гиперактивность малыша можно по следующей симптоматике, которая отличается систематическим проявлением:

  • суетливость и неусидчивость;
  • невнимательность и отставание в развитии от сверстников;
  • малышу трудно усидеть на одном месте, ничего при этом не делая;
  • движения ребенка не скоординированы и порой неуклюжи;
  • имеются различные нарушения со сном;
  • со стороны поведения наблюдается импульсивность и непредсказуемость.

Критичный возраст

Гиперактивность больше всего проявляется в возрасте от трех до шести лет. Поведение ребенка моментами становится невыносимым. Он не воспринимает замечаний, звучащих со стороны родителей. У малыша начинаются проблемы с общением со сверстниками. Ситуация улучшается лишь к 12 годам, когда признаки гиперактивности постепенно сглаживаются.

Нужно ли идти к врачу

При повышенной гиперактивности малыша стоит обратиться к детскому неврологу. Если поведенческое отклонение не скорректировано, то его признаки могут потом перейти во взрослую жизнь, негативно сказываясь на построении карьеры и семейных отношений.

Детский невролог назначает следующие препараты:

  • витаминный комплекс;
  • ноотропы;
  • фитопрепараты.

Лечение лекарственными средствами поможет устранить сопутствующую неприятную симптоматику у ребенка, связанную с физиологическим изменением состояния.

Как вести себя с ребенком с СДВГ?

Помимо медикаментозной терапии, врач назначит коррекцию поведения родителей малыша. Это:

  • избегание слишком завышенных требований к ребенку;
  • соблюдение режима дня;
  • частые похвалы малыша;
  • обучение ребенка правильным взаимоотношениям со сверстниками;
  • знакомство малыша с социальными нормами в игровой форме.

Родители должны стараться создавать для ребенка те ситуации, в которых он сможет показать самые сильные стороны. Для этого лучше использовать различные игры, в которых двигательная активность сочетается с моментами спокойного состояния.

Скорректировать поведение гиперактивного ребенка помогает плавание, лепка, танцы. Но без медикаментозного лечения также не обойтись.

Как воспитывать активного «непоседу»?

В воспитательных мерах не стоит ломать чадо, нужно стараться с ним договариваться. На негативные поступки надо стараться не обращать внимания. Именно этого и добивается ребенок.

Если такого ребенка насильно посадить на стул и начать читать книжку, либо пытаться объяснить, что можно и нельзя делать, он все равно ничего не поймет и не запомнит.

Все внутренние силы будут направлены на то, чтобы оставаться в состоянии спокойствия. А вот во время шалостей малыш как раз и может усвоить основной объем информации.

Понять особенности

Родителям нужно постараться понять специфику поведения, психологии и физиологии гиперактивного ребенка. У деток с такой особенностью бывают проблемы с вестибулярным аппаратом и кровообращением. Справиться в такой ситуации помогает смена позы или активное движение.

Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, малышу сложно сосредоточиться на чем-то одном. А если он начинает шалить, то уже не может остановиться. Никакие запреты на него не действуют. Родители должны понять, что так малыш ведет себя лишь потому, что у него имеются природные особенности физиологического характера.

Установить правила

Несмотря на то, что гиперактивному малышу довольно сложно контролировать свои поступки, это не значит, что ему родители должны позволять абсолютно все. Такие детки должны знать, что существуют некоторые правила и строгий распорядок дня. Поэтому родителям нужно разработать специальный график, в котором будет оговорено время для всех занятий и их последовательность.

Управлять сбросом энергии

Гиперактивный ребенок обладает большим количеством энергии. И ее нужно направить в мирное русло. Для этого родителям следует придумывать для своего чада различные занятия и полезные игры. Это может быть небольшая работа по дому, спортивные секции. При этом важно дозировать нагрузку, чтобы ребенок не переутомлялся. Иначе в ослабленном состоянии он может стать неконтролируемым.

Убрать раздражители

Для детей с гиперактивностью важно создать спокойную окружающую атмосферу. Для этого нужно отказаться от активных игр перед сном, комнату малыша желательно сделать в пастельных тонах. Следует убрать с поля зрения младенца вещи и игрушки, которые будут отвлекать его. Не стоит дома собирать шумные компании и не нужно устраивать слишком масштабные праздники с большим количеством людей. Малышу лучше находиться в узком кругу.

Что делать при истерике?

Если у гиперактивного ребенка случилась истерика, и он перестает слышать окружающих, родителям можно просто уйти в другую комнату. Тогда малыш, лишившись имеющейся аудитории, постепенно успокоится.

Можно попробовать переключить внимание ребенка на интересный мультфильм или новую игрушку. Неплохо предложить ему поиграть в активную игру, например, догонялки. Также малышу полезно сделать успокоительный чай или теплую сладкую воду.

Чтобы в последующем избежать истеричного состояния собственного ребенка, нужно укреплять его нервную систему. Для этого полезно делать ванны с добавлением травы валерианы.

Возможные ошибки при воспитании

Самой главной ошибкой родителей при воспитании гиперактивного малыша является игнорирование ими такого отклонения. К основным ошибкам, совершаемыми мамами и папами, можно отнести:

  • завышенные ожидания от ребенка;
  • слишком жесткие требования в отношении развития и обучения;
  • повышенная опека над малышом.

Гиперактивные детки непослушные. Дисциплина – точно не для них. Они равнодушно относятся как к похвале, так и к наказаниям. Они легко отвлекаются на сторонние вещи, не заканчивая начатое дело.

Если родители слишком строги и требовательны к собственному чаду либо, наоборот, чрезмерно его опекают, то малыш растет тревожным и гиперактивным ребенком. Бывает и так, что недавно мама с папой все разрешали, а потом вдруг стали запрещать баловаться. Тогда он может болезненно воспринять такие резкие переходы в воспитательной методике.

Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка?

Здравствуйте, дорогие читатели блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня мне хочется пообщаться с вами на очень непростую, но интересующую многих родителей тему – как воспитывать гиперактивного ребенка.

Те, кто работает с детьми, могут подтвердить мои слова о том, что в последнее время проблема детской гиперактивности стала «притчей во языцех» и в детском саду, и в начальной школе. Многие мои знакомые, имеющие таких детей, считают эти проявления недостатком воспитания, считая, что стоит только взять ребенка в «ежовые рукавицы», как его поведение наладится.

К сожалению, авторитарное воспитание лишь усугубит проблему, так как в ее основе лежит неврологическая патология. Чтобы избежать этой ошибки, нужно разобраться в причинах отклонения от нормы и понять, как эффективно взаимодействовать с такими детьми.

Природа появления гиперактивности

Причина появления беспокойного поведения, сочетающегося с дефицитом внимания, — это поражения мозга ребенка, возникшие в перинатальном период с 28 недели беременности, во время родов и первой недели после рождения малыша.

Эти разнообразные расстройства объединены термином ММД (минимальные мозговые дисфункции). ММД опасны тем, что они влияют на задержку психического развития, когда неправильно развиваются такие сложнейшие функции психики, как речь, память, внимание, мышление.

Ребенок и рад бы вести себя правильно, но не в состоянии это делать. Если его посадить на стул и попросить вести себя спокойно, то, он ничего не запомнит и не поймет из того, что вы будете ему читать или рассказывать. Все силы ребенка уйдут на то, чтобы удержать себя в состоянии видимого спокойствия.

Но вот парадокс! Когда он скачет «сломя голову», шалит и балуется, все самое важное запоминает, хотя и слушает «в пол-уха». Причем, такие дети чаще всего жизнерадостны и оптимистичны, обладают хорошим чувством юмора, хотя в детском коллективе зачастую бывают изгоями.

Можно ли обнаружить в дошкольном детстве отклонения от нормы?

На отклонения от нормы у детей с ММД указывают такие симптомы:

  • В год-полтора заметно нарушение координации движений, ритма крупной моторики;
  • В 2 года наблюдается задержка появления речи – хотя первые слова появились в срок, потом ребенок «замолчал», стал выражать свои желания жестами;
  • В 3 года начинается опосредованное восприятие мира, с этого возраста до 6 лет заметны нарушения связи зрения и движений руки, патологии развития речи;
  • С 6 лет и дальше отмечаются проблемы в поведении, учебе, общении с окружающими.

Как понять, что у ребенка гиперактивность

Многие дошкольники активны и невнимательны, проявляют импульсивность, имея при этом идеальное здоровье и состояние нервной системы безо всяких патологий. Отграничить проявления гиперактивности от особенностей детского темперамента родителям не так уж и просто.

Для постановки диагноза «гиперактивность», нужно чтобы симптомы проявлялись одновременно на протяжении достаточно долгого периода. Что собой представляет гиперактивный ребенок:

  • Он неусидчив и суетлив, очень невнимателен, из-за этого отстает в развитии от сверстников;
  • Ребенку трудно усидеть несколько минут, ничего не делая;
  • Движения неуклюжи и не скоординированы, имеются нарушения сна;
  • Дети импульсивны, а их поведение непредсказуемо (могут ударить, крикнуть, внезапно побежать, отобрать у сверстника понравившуюся им вещь);
  • Они не послушны и не дисциплинированы, равнодушны к похвале и к наказаниям;
  • Дети переходят от одного движения к другому, не могут закончить начатую работу, их легко отвлечь.
Читайте также:  Профилактика зависимости у подростков

Коррекция гиперактивности

Большинство проявлений сходит «на нет» примерно к 12 годам, перед тем основательно потрепав нервы родителям и педагогам, однако, часть симптомов впоследствии перейдет и во взрослую жизнь. Что делать близким таких детей, как помочь им скорректировать свое поведение и состояние?

Прежде всего, обратитесь к детскому неврологу, он порекомендует медикаментозную терапию – ноотропы, витамины и фитопрепараты. Придерживайтесь определенной стратегии в отношениях со своим ребенком. Советы при затруднениях в воспитании гиперактивных детей:

  • избегайте завышенных требований;
  • старайтесь соблюдать режим дня;
  • чаще хвалите ребенка, говорите какой он замечательный;
  • создавайте для него ситуации успеха, в которых он сможет показать свои сильные стороны;
  • не старайтесь сломать ребенка, чаще старайтесь договориться;
  • игнорируйте негативные поступки, как бы ни кипело все у вас внутри, чтобы не образовалась связь: делаю плохо – получаю внимание;
  • обучайте малыша социальным нормам поведения, учите налаживать взаимоотношения со сверстниками.

Чтобы направить энергию гиперактивного ребенка в мирное русло, нужно использовать различные игры. Желательно, чтобы в них двигательная активность в соответствии с правилами переходила в более спокойный ритм поведения.

Хорошо помогают корректировать поведение занятия лепкой, плаванием, танцами, легкой атлетикой. Чтобы избежать социальной изоляции, ребенок должен быть успешным в какой-нибудь области, стать знатоком или виртуозно уметь выполнять то, что другие не смогут сделать так же хорошо.

Посмотрите видео доктора Комаровского по этой теме:

Вот вкратце основные положения того, что нужно знать родителям и педагогам гиперактивных детей. Если вам пригодилась эта информация, подписывайтесь на обновления моего блога, я найду еще много интересного, чтобы поделиться с вами. Прощаясь с вами, надеюсь, что вы порекомендуете прочитать эту статью своим друзьям из социальных сетей.

Консультация для родителей «Как воспитывать гиперактивного ребенка»

Анна Смирнова
Консультация для родителей «Как воспитывать гиперактивного ребенка»

Как воспитывать гиперактивного ребенка.

Многие родители даже не знают, как справиться с гиперактивным ребенком, поэтому так необходимо придерживаться правил и советов, создать необходимые условия дома и в учебном заведении.

Что касается детей младшего возраста, которые ещё в детском саду, воспитатели должны обратить внимание на их поведение во время общения с другими детьми, в процессе игр. Именно здесь впервые могут быть замечены симптомы СДВГ. Известно, что первые признаки наблюдаются у детей младшего возраста от 4-5 лет. Такая возрастная группа как раз в детском саду. Если при проявлении самых первых признаков воспитатель начнет корректировать поведение ребенка, дальнейшие протекание СДВГ может значительно замедлиться.

Младший дошкольный возраст — именно то время, когда ребенок по-знает мир, учится жить по тем социальным нормам, которые существуют. Вместе с тем, его внутренние желания могут хотеть совсем другого. Уметь правильно расставлять приоритеты между своими желаниями и правилами общественного поведения ребенок должен научиться именно на этапе детского сада. В младшем возрасте информация усваивается довольно легко, опытный воспитатель подает все на основе игры и правила поведения могут быть сформированы в психике ребенка даже в детском саду.

Организация двигательных упражнений

Избыток энергии у детей с таким синдромом нуждается в своевремен-ном расходовании. Это можно сделать с помощью спортивных упражнений и специальных игр. Рекомендации специалистов советуют избегать упражнений, которые несут в себе эмоциональную нагрузку и волнение, например любые соревновательные виды спорта. Если эмоциональный фактор замешан в игре, значит любой её исход будет крайне важен для ребенка, хотя двигательные упражнения нужны не для побед, а для расходования лишнего энергетического запаса.

Игры для гиперактивных детей в команде тоже не рекомендуются, так как такой ребенок не способен поддерживать командную игру. Если другие дети не будут вести себя так же гиперактивно, как и он, значит они не будут соответствовать его внутренним требованиям, а принять эту особенность он не сможет. При возникновении малейшей сложно-сти, ребенок с синдромом гиперактивности начнет конфликтовать и диктовать свои условия. Естественно, это не лучшим способом скажется на игре, команде и участии этого ребенка в ней.

Если ребенок гиперактивен, следует обратить внимание на длительные упражнения с равномерной физической нагрузкой. Важен не сам результат и не победа, а сама нагрузка на физическом уровне. Она успокаивает и приводит мысли в порядок, освобождает разум, пока тело занято, что очень редко встречается у гиперактивных детей. Обычно, они настолько заняты передвижениями, изменением положения тела, что редко задумываются о чем-нибудь спокойно.

Запреты и ограничения

Как и для любого ребенка, так и для ребенка с синдромом гиперактивности необходимо устанавливать некие правила поведения, которые будут удерживать его в социальных рамках. Запреты не сле-дует вводить без весомой причины. Каждое замечание и пожелание со стороны родителей должно быть обоснованным. Следует обязательно объяснять, почему нельзя делать те или иные вещи, это часть правильного воспитания гиперактивного ребенка.

Важно очень корректно вводить запреты на ограничения подвижности ребенка и его поведение. Огромную роль играет формулировка, так как гиперактивные дети тяжело воспринимают запреты и реагируют негативно, сопротивляясь на любое замечание. Вместо формулировки «Не рисуй по стенах!», следует употребить, например, «Не хочешь ли порисовать в альбоме?». Такая формулировка не способна вызвать бурную реакцию у ребенка и поможет провести коррекцию поведения ребенка более спокойно.

Если запрещать какую-либо деятельность, следует учесть, что гиперактивному ребенку нужно предложить любое альтернативное решение, ведь расходовать энергию нужно обязательно. Нельзя отнекиваться от любых объяснений, просить ребенка посидеть тихо не двигаясь. Поток детской энергии нельзя остановить, можно только направить в необходимое русло.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Если ребенок перевозбуждается, следует успокоить его сменив обста-новку и окружающие обстоятельства на более спокойные. Для детей с СДВГ огромную роль играет физический контакт. Ребенка следует об-нять, можно пожалеть и прижать к себе. Ближе к вечеру можно воспользоваться релаксационными ваннами с добавлением соли. Помогает использование массажа, легкой музыки. Можно почитать ребенку любимую сказку или рассказать любую из известных родителям.

Известно, что материнский голос действует успокаивающее, если разговор вести на низких тонах. Поэтому, такой контакт никак нельзя недооценивать при воспитании. Многих родителей интересует, как уложить спать гиперактивного ребенка. Иногда никакие советы не помогают наконец-то успокоить разбушевавшегося малыша, тогда в помощь приходит сказкотерапия. Дети всегда остаются детьми, даже с нескончаемым запасом энергии. Сказкотерапия положительно влияет на ребенка, если рассказы прочитаны спокойным, убаюкивающим голосом.

Часто такое поведение может спровоцировать настоящий фурор в самом неподходящем месте. Если вы в гостях, постарайтесь увести ребенка в другую комнату, где не будет никого. Смена обстоятельств необходима для переоценки внешней среды. Затем следует поговорить с ребенком, выяснить его желания и требования, по возможности, удовлетворить их или объяснить, почему нельзя этого сделать. Взаимодействие с гиперактивными детьми лучше всего выходит, если говорить тихим спокойным голосом.

Некоторые родители, не зная, как общаться с гиперактивным ребенком, могут оскорблять, ругать его, что приводит к совсем неутешным результатам. Неторопливый разговор и правильные вопросы помогут ребенку самому осознать неверность своего поведения и сделать правильные выводы.

Правильная формулировка — залог понимания между родителями и гиперактивным ребенком

Работа с гиперактивными детьми довольно сложная и требует осо-бенной тщательности в деталях. Родителям и педагогам следует обязательно знать, как воспитывать гиперактивного ребенка. Психика ребенка с СДВГ характеризуется дефицитом внимания, поэтому поставленные задачи воспринимаются не целостно и ребенок легко забывает о необходимости его выполнить. Родители должны четко и корректно сформулировать то задание или занятие, которым ребенок должен заняться, убедиться, что он правильно понял. Правильная, не слишком длинная формулировка уменьшает возможность для ребенка не послушаться или забыть.

Все, что интересует ребенка с СДВГ должно в обязательном порядке удовлетворяться, либо следует объяснить, почему сделать этого нельзя. Вопросы, оставленные без ответов для такого ребенка, будут накапливать раздражение, которое потом выливается в гиперактивность. Поэтому, стоит уделять таким детям максимум внимания, но при этом не ставить их в центр ситуации. Родители должны объяснять, что ребенок не может быть центральной фигурой всех разговоров (в том числе и взрослых). Так как дети с СДВГ часто влезают в чужие беседы, прерывают на полуслове, эти правила необходимо объяснять им обязательно.

Временные рамки в воспитании гиперактивного ребенка

Обязательно необходимо напоминать ребенку о времени. Детям с по-вышенной двигательной активностью очень сложно запоминать задачи и контролировать их выполнение во времени. Напоминания играют важнейшую роль, если нужно собраться в садик или быстро убраться в комнате. Следует предупреждать ребенка, что до окончания определенного задания осталось, например, 5 минут. Таким образом можно контролировать выполнение поставленной задачи.

Если приучить ребенка к такому способу контроля режима своего дня, он с легкостью сможет делать это самостоятельно в более старшем возрасте. Хорошим помощником в таком деле станет календарь. Планирование и четкие формулировки временных рамок способны контролировать поведение ребенка, как только он приучится следовать им беспрекословно. Для этого нужно в большую половину этого плана включить любимые занятия ребенка. Это могут быть игры на свежем воздухе, просмотр любимых передач или другие занятия, которые способны расходовать его энергию. Сразу за физическими упражнениями необходимо ставить умственные задачи. Измотавшись физически, ребенок отдыхает умом, поэтому решать логические школьные упражнения ему будет гораздо легче после тренировок.

«Кнут и пряник» в работе с гиперактивными детьми

Дети в принципе очень чувствительны к разным наказаниям, как физи-ческим, так и моральным. Некоторые очень болезненно воспри-нимают даже мелкие ссоры. Именно поэтому, следует особенное внимание уделить наказаниям и поощрениям гиперактивного ребенка.

В отличии от обычных детей, у гиперактивных детей наблюдается особенная реакция на разного рода наказания. Ребенок с гиперак-тивностью часто не только не послушает просьбу матери или отца «Успокойся!», но и начнет вести себя ещё более вызывающе. Подобные приказы, наказания в ответ могут вызвать череду протестов. Ребенок с гиперактивностью не станет унывать и обдумывать свое поведение, он выльет обиду в агрессию. Эта особенность делает этих детей довольно восприимчивыми к всякого рода наказаниям. Именно поэтому, родителям очень полезно будет узнать, как справиться с гиперактивным ребенком.

Но к поощрениям гиперактивные дети относятся очень хорошо. Их окрыляет любая похвала, услышанная от родителей. Дети с гиперактивностью способны радоваться даже тогда, когда кто-то просто похвалил их без повода. Правильно сформулировав похвалу, можно добиться потрясающих результатов в коррекции поведения ребенка. Например, если тысячу раз просить такого ребенка убраться у себя в комнате, то это вряд ли принесет необходимый результат. Если же сказать кому-то при ребенке, что тот очень старательный и всегда убирает в своей комнате, то это может принести мгновенный результат. Ребенок побежит убираться, чтобы оправдать слова других о нём.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей» Детям очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом.

Консультация для родителей «Давайте воспитывать доброту» Консультация для родителей. Доброта – качество, которое ценится во все времена. Что такое доброта? Это способность сопереживать и делится.

Консультация для родителей «Как слушать ребенка?» Многие родители задаются вопросом: ” Как понять о чем говорит ребенок?” 1. Спросите у малыша, почему он вел себя таким образом. Возможно,.

Читайте также:  Гипоаллергенная диета при аллергии у взрослых, детей, что можно кушать

Консультация для родителей «Как разбудить ребенка утром?» Как разбудить ребенка утром? Каждое утро в доме, где есть маленькие дети, которые посещают детский сад, родителям приходится их будить.

Консультация для родителей «Добрые мультфильмы, которые помогают воспитывать» Думаете, что мультики – это такие маленькие мультяшные истории, которые помогают занять ребенка на время? А вот и нет. На самом деле по.

Консультация для родителей «Как игра помогает воспитывать интерес детей к природе» Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к зарядке?» В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых – родителей, воспитателей,.

Консультация для родителей «Как воспитывать самостоятельность у детей» Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они.

Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью?» Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью?» Осенняя погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский.

Консультация для родителей «Воспитывать в детях трудолюбие» Трудовое воспитание- важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям, советы психолога

С понятием гиперактивности детей мы сталкиваемся все чаще. Однако кто такие эти гиперактивные дети, как понять, что у ребенка имеются признаки такого состояния и как вообще реагировать на происходящее, знают далеко не все родители. Причин такого состояния малыша может быть множество, и чаще всего, оно развивается из-за недостаточного внимания к нему родителей. Хотя, нельзя исключать и врожденные причины появления гиперактивности.

1. Что такое гиперактивный ребенок

Когда речь заходит о детской гиперактивности, следует понимать, что этот термин означает нарушение нервной системы малыша, а значит это заболевания и оно должно подвергаться лечению.

Иногда гиперактивность появляется сразу при рождении ребенка. Это состояние не считается заразным, скорее оно имеет генетическую природу и возникает вследствие некоторых негативных факторов (например, родовая травма и прочее).

Часто гиперактивность у детей является признаком того, что малышам не хватает внимания. Стараясь обратить на себя внимание взрослых, они вытворяют порой самые необычные вещи, могут быть чересчур импульсивными, неусидчивыми, и редко задумываются о результатах своего поведения. Таким детям сложно концентрировать внимание, они хуже запоминают различную информацию, позднее начинают читать и имеют определенные сложности в учебе.

2. Почему дети бывают гиперактивными

Если ваш ребенок представляет собой сгусток энергии и заставить его сидеть на месте вам не представляется возможным, значит, вероятнее всего, у него имеется синдром недостатка внимания и гиперактивности.

С одной стороны, это не так уж и плохо, психологи утверждают, что гораздо страшнее, когда ребенок совершенно не проявляет активности и его обычное состояние – спокойствие. Например, практически все дошкольники в детском саду и на игровой площадке ведут себя резво и бойко. Однако, если гиперактивность вашего малыша вызывает некоторые проблемы в школе, мешает ему учиться, строить отношения со сверстниками, то возникает необходимость посетить педиатра и невропатолорга.

Причиной того, что у ребенка проявляется гиперактивность, может стать нездоровый образ жизни матери во время беременности (табак, алкоголь, наркотики), ее нестабильное эмоциональное состояние, чрезмерные переживания в этот период.

Также повышенное содержание сахара в крови матери имеет негативное влияние на формирование синдрома гиперактивности у ребенка.

В группу риска попадают дети, в роду которых уже встречались случаи гиперактивности или других нарушений психического здоровья. Экологический фактор также имеет свое влияние на формирование нервной системы малыша: токсические вещества вредны как ребенку в период внутриутробного развития, так и после рождения. Кроме того, преждевременные роды тоже негативно сказываются на состоянии крохи, когда его нервная система еще далека от совершенства и продолжает претерпевать изменения.

Подведем итог. К причинам развития синдрома гиперактивности у детей относят:

  • вредные привычки беременной женщины;
  • чрезмерное потребление сладостей и повышенный уровень глюкозы в крови;
  • токсины и токсические вещества (экологический фактор);
  • генетическая предрасположенность;
  • преждевременные роды, незрелый плод.

Исследования мозга показали, что при синдроме гиперактивности в детском возрасте мозг созревает по обычной модели, но с задержкой, в среднем, около 3 лет. Задержка развития наиболее ярко проявляется в участках головного мозга, участвующих в процессах мышления, внимания и планирования.

Более поздние исследования показали, что внешний слой мозга имеет замедленное созревание в целом. А его структура, отвечающая правильный обмен данными между двумя половинами мозга показывает аномальный характер роста. Эти задержки и нарушения могут лежать в основе развития синдрома гиперактивности у детей.

3. Признаки гиперактивного ребенка

Невнимательнсоть, неусидчивость, излишняя подвижность и импульсивность являются основными симптомами психического нарушения у ребенка. Многие родители скажут, что это вполне нормальное поведение для всех детей дошкольного возраста, и будут правы. В норме, действительно, все эти признаки присущи и вполне здоровым детям.

Для постановки соответствующего диагноза, ребенок должен иметь симптомы заболевания в течение полугода и более, причем они должны быть выражены более четко, чем для детей без нарушений психики того же возраста.

К симптомам гиперактивности можно отнести следующие:

  1. Невнимательность ребенка. Как правило, гиперактивным детям сложно сконцентрироваться на чем-то. Они легко отвлекаются, забывают уточняющие детали, часто переключаются с одного вида деятельности на другую. Им скучно заниматься одним делом в течение определенного периода времени, они с трудом воспринимают какую-либо информацию на слух, не могут действовать по определенным инструкциям. Из-за невнимательности они часто теряют вещи.
  2. Ребенок слишком подвижный, непоседливый. Ему сложно сидеть на одном месте, он постоянно находится в движении. Выполнение спокойных заданий, требующих усидчивости и кропотливости им дается очень сложно, ровно, как и участие в тихих играх.
  3. Импульсивность ребенка. Такие дети очень нетерпеливы, несдержанны, часто проявляют свои эмоции, руководствуясь не умом, а сиюминутным порывом, в более старшем возрасте они могут позволять себе неуместные замечания, не осознавая результатов своей деятельности. Дети постоянно перебивают чужие разговоры, бестактно вклиниваются в диалоги и деятельность других людей и сверстников.

Гиперактивность, как правило, проявляется до семилетнего возраста. У младенцев признаки нарушения имеют слабовыраженный характер и заметить из сможет только опытный специалист.

детей до года симптомы выражены не так ярко, но, если присмотреться к малышу внимательнее, их можно заметить.

Младенцы до года проявляют синдром гиперактивности в повышенном беспокойстве, плохо засыпают и тревожно спят, часто у них сбиваются биоритмы. У таких малышей часто наблюдается повышение мышечного тонуса, случаются частые рвоты из-за спешки во время кормления.

Гиперактивные младенцы не любят, когда их пеленают и всячески «выказывают» свое недовольство. Они капризны и упрямы, стремятся скорее овладеть умением сидеть, ползать, ходить и прочее. Им чуждо чувство страха, научившись ходить, они носятся сломя голову, не опасаясь падений и ушибов. Наиболее ярко это проявляется в младшем дошкольном возрасте.

4. Как лечить гиперактивность у детей

В настоящее время лечение гиперактивности осуществляется путем применения ряда процедур и медикаментов, направленных на уменьшение симптомов синдрома. Лечение включает в себя лекарственные препараты, различные виды психотерапии, диеты и комбинации методов.

Для лечения гиперактивности у детей медикаментозным или традиционным методов используются стимуляторы, которые поддерживают деятельность головного мозга, тренируя память и внимание.

Назначение не стимулирующих препаратов способны уменьшить симптомы гиперактивности, снизить импульсивность ребенка, улучшить способность сосредотачиваться на конкретной задаче. Лекарства также могут улучшить физическую координацию. Принимать лекарственные препараты следует только под пристальным контролем лечащего врача.

Следует отметить, что подобные лекарства не лечат саму гиперактивность, а только контролируют ее симптомы. Однако на фоне их приема наблюдается положительная динамика в поведении и жизнедеятельности ребенка.

Немаловажным является и то, как питается ребенок. Диетические исследования показывают, что гиперактивные дети потребляют большие количества сладостей и сахара. Избыток глюкозы, отсутствие сбалансированной диеты часто приводит к аномальному процессу метаболизма у детей. Эксперты рекомендуют анализировать продукты питания, которые едят ваши дети, чтобы выяснить, почему некоторые из них провоцируют развитие гиперактивности, делая ребенка капризным и раздражительным.

Родители должны понимать, что для растущего организма крайне важно получать все необходимые витамины и минералы.

Для начала следует увеличить количество Омега-3 жиров в рационе ребенка. Омега-3 обладают успокаивающим эффектом для многих детей с синдромом гиперактивности. А отсутствие в питании полезных веществ негативно сказываются на развитии мозговых структур, состоянии памяти, уровне запоминания, внимания и прочем.

Необходимо включать в рацион питания ребенка свежие овощи, обезжиренные или нежирные кисломолочные продукты (йогурт, кефир, творог), сыры, приготовленные из обезжиренного молока. Уменьшить потребление сахара можно, предложив малышу свежие, замороженные или сушеные фрукты или ягоды.

Печенья лучше заменить крекерами из цельнозерновой муки, увеличить потребление каш из злаков.

Из традиционных сладостей можно оставить темный шоколад, он содержит меньше сахаров, чем молочный. Это позволит снизить уровень адреналина и норадреналина в крови, которые делают детей нервными и взволнованными. Мороженное лучше выбирать ванильное, поскольку этот компонент известен своими успокаивающими свойствами.

5. Особенности воспитания гиперактивного ребенка: советы родителям

Как бы банально не звучало, но гиперактивные дети нуждаются в повышенном внимании к себе, понимании со стороны родителей, воспитателей в детских дошкольных заведениях и педагогов в школе. От этого зависит и эмоционально-психическое состояние ребенка, и его успехи в обучении и усвоении нового материала.

Основным требованием, предъявляемым к родителям гиперактивных детей является проявление любви и заботы о малыше. Дети должны слышать, что их любят и ценят.

Существуют некоторые рекомендации или педагогические правила, рекомендуемые психологами и специалистами по воспитанию гиперактивных малышей для облегчения состояния как их самих, так и их родственников. Их не так много, поэтому любой родитель в состоянии запомнить их и применять на практике. Рассмотрим их.

  1. С ребенком важно установить контакт, обращаясь к нему с какой-либо просьбой, необходимо смотреть ему в глаза, а не обращаться «к стене». Если слова малышу не достаточно, родитель должен прикоснуться, повернуть ребенка к себе. Нужно убрать все, что может помещать контакту (игрушки, музыка, телевизор и т.д.).
  2. Закон постоянства правил. Существуют правила поведения и они всегда постоянны. Эти правила должны быть понятными для ребенка, конкретными и выполнимыми.
  3. Порядок и безопасность. Для гиперактивных детей то правила чрезвычайно важно. Родители должны сделать все, чтобы максимально обезопасить малыша.
  4. Режим во всем. Чем чаще с гиперактивным ребенком повторять привычных ему распорядок действий, тем лучше это будет сказываться на его состоянии. Даже если это выходной, необходимо стараться придерживаться режима дня, это поможет ему лучше адаптироваться в обществе.
  5. Родители довольно часто ругают своих детей, настолько часто, что иногда совсем перестают замечать какие-либо детские успехи. Между тем, для гиперактивных детей (да и для обычных тоже) очень важно, чтобы родители хвалили их за какие-то, хоть и незначительные, успехи. Особенно важен олимпийский принцип для гиперактивных детей – не победа, а участие.
  6. Задача родителей найти у ребенка те особенности, в которых он проявляется наилучшим образом и развивать эти способности (танцы, гимнастика, рисование, лепка, пение и так далее).
  7. Избыток энергии нужно уметь направлять в нужное русло.

6. Заключение

Подводя итоги, следует сказать, что очень важным аспектом в воспитании гиперактивных детей является позиция родителей. От того, насколько они открыты для общения с ребенком, насколько внимательны к его проблемам и интересам, зависит, как справится малыш с нарушением своей психики, насколько легко ему будет учиться в школе и адаптироваться в социуме.

Ссылка на основную публикацию