Как выбрать няню?

Как выбрать няню для вашего ребенка

Бывает, что нужно уйти из дома на несколько часов один-два раза в неделю – в театр, например, или закончить курсы вождения автомобиля, – встает вопрос с кем оставить ребенка? В таких случаях проще договориться с родственниками, друзьями или знакомыми, которых ребенок знает, и Вы уверены, что он останется с ними с удовольствием.

Если ближайшие родственники, по разным причинам, не могут заменить Вас на этом поприще, а знакомых и доверенных лиц также не оказалось, есть вариант подбора няни, которая будет профессионально ухаживать за Вашим ребенком.

Итак, решив, что Вам нужна няня, которая на время заменила бы Вас дома, потому что Вам нужно работать или заниматься собой, то поиск специалиста для Вашей семьи можно доверить кадровому агентству.

Вам может быть предложено несколько кандидатов различного профессионального уровня: от просто хороших женщин до профессионалов высокого класса. Профессионально ухаживают – няни с медицинским образованием, профессионально воспитывают – с психологическим, профессионально обучают няни – педагоги. Как найти «идеальную» работницу?

Помимо формальных требований к няне, таких как прописка, возраст, образование, опыт работы и т.д. у Вас еще существуют ожидания, у кого-то четкие, у кого-то не очень, связанные с иногда противоречивыми эмоциональными переживаниями по этому поводу.

Так какая должна быть няня? Из чего же следует исходить, выбирая её? Прежде всего, из интересов ребенка.

У каждой мамы существует определенный набор качеств, которым должна обладать любая няня, т.е. женщина, занимающаяся воспитанием ребенка, заменяя ее на время. Фантазия нам сразу рисует образы Мэри Поппинс или Арины Родионовны. Если Мэри Поппинс — достаточно молодая, активная няня, которая не просто сидит с ребенком, а занимается его всесторонним развитием, четко выполняя свои обязанности, то Арина Родионовна — пожилая, добрая женщина, отдающая свое тепло и создающая эмоциональный комфорт ребенку, становится скорее членом семьи, а не нанятой няней.

Всегда надо учитывать, что специфика работы в семье требует определенных личностных качеств. Не любой, даже талантливый учитель или хорошая воспитательница детского сада сможет работать няней в семье. Ведь работа с классом или ведение группы детского сада — не то же самое, что индивидуальный подход к конкретному ребенку с учетом его личных качеств и потребностей. Потом, работа няней в семье — это не только нормированные и плановые занятия или уроки, а проживание вместе с ребенком его жизни во всех тонкостях ее проявлений. Но особенно важно для работника иметь способность быть чутким к требованиям каждого члена семьи этого ребенка, воспринимая также всю семью в целом и ребенка как личность. Есть примеры, когда педагоги, умудренные опытом работы с детьми, не смогли работать нянями. И есть хорошие примеры женщин без специального (педагогического) образования, ставшие прекрасными специалистами. Главное в этом нелегком деле — чтобы Вашему ребенку (и Вам тоже!) было комфортно с няней.

Так как «идеальной» няни не существует, выбор сотрудника всегда представляет собой компромисс. В частности, иногда приходится выбирать между высоким профессионализмом и личными качествами няни. Достаточно ли быть просто хорошим человеком и любить детей, или на первое место должна ставиться профессиональная квалификация сотрудника? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны помнить, что ищем не просто няню, а няню для конкретного ребенка. Следовательно, надо учитывать, в первую очередь, возраст ребенка, а также его личностные качества. Требования к няне для грудничка совсем другие, чем к няне для школьника; для ребенка, который собирается в школу и не ходит в детский сад – иные, чем для первоклассника; тихому домашнему ребенку нужна иная няня, нежели непоседе-сорванцу. В каком случае очень важно, чтобы профессия «няня» была скорее состоянием души, а в каком нужен, прежде всего, профессионал?

Перед няней стоит нелегкая задача – заменить родителей так, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Поэтому, в первую очередь, важны душевные качества работника.

Из нескольких предоставленных Вам агентством кандидатур на роль няни, попытайтесь представить, которая из них лучше подойдет Вашему ребенку по манере общаться.

На собеседовании можно спросить кандидата, например:

  • Что она будет делать, если ребенок дома или на улице сильно ушибется или ударится?
  • Как няня будет выходить из сложных стандартных ситуаций (например, малыш не любит одеваться, чистить зубы, есть и т.д.)?
  • Чем будет заниматься с ребенком?
  • Что она будет делать, если у ребенка поднялась высокая температура?
  • Как няня считает можно наказать ребенка и за что?
  • Согласна ли няня работать, если в квартире установлена камера видеонаблюдения?

После того, как Вы остановились на каком-то кандидате, организуйте встречу Вашего ребенка с няней. При этом лучше ничего не менять в режиме дня Вашего малыша. Назначьте их с няней знакомство на свободное время ребенка, но не отменяйте прогулку или важное для него мероприятие, такое как просмотр мультфильмов.

Очень важно правильно подготовить ребенка к приходу няни. Его обязательно нужно предупредить, что Вас не будет дома какое-то время, так как Вы выходите на работу или у Вас запланировано много дел. Скажите, что «сегодня к нам в гости придет тётя, которая очень хочет с тобой познакомиться. Она очень хорошая – она будет с тобой дома, пока меня нет. Няня будет с тобой играть, гулять, заниматься и вместе с ней ты будешь меня ждать».

Каждый ребенок – индивидуальность и не существует каких-то универсальных советов для всех детей. Однако, для любого ребенка Ваш тревожный настрой на вхождение нового человека в семью, может негативно сказаться на настроении ребенка при знакомстве с няней.

Каким бы общительным не был бы Ваш ребенок, контакт с незнакомым взрослым (в том числе и няней) – это эмоциональная нагрузка, поэтому не представляйте ребенку сразу несколько нянь в один день. Если Вам кажется, что няня по каким-то причинам не подошла – не торопитесь представлять ребенку другую. Понаблюдайте, как ведет себя с няней и после ее ухода Ваш малыш, как отзывается о ней. Ведь мнение ребенка о няне – самое важное.

Капризы или просто нежелание больше видеться с няней значат гораздо больше, чем предположение, что с первого раза трудно найти общий язык с ребенком и может он себя неважно чувствует и т. д. Напротив, если ребенок тепло отзывается о няне, которая приходила к нему в гости, спрашивает, когда она снова придет, возможно, это тот человек, который Вам нужен.

Однако, даже коммуникабельному и легко идущему на контакт ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть к новому человеку рядом с ним. Поэтому желательно помочь ребенку адаптироваться к няне, а вашей новой сотруднице – понять все основные нормы и правила Вашего семейного уклада. Для этого постарайтесь, чтобы некоторое время Вы смогли вместе с няней и ребенком прожить все основные моменты Вашей жизни – кормление, одевание, укладывание спать и т.д. Будет лучше, если сначала Вы все будете делать в присутствии няни, а потом она сама в Вашем присутствии. Очень хорошо, если во время совместной прогулки Вы представите няне детей и знакомых, с которыми обычно общается Ваш ребенок. Познакомьте работницу с соседями и родственниками, к которым в Ваше отсутствие она может обратиться за помощью. Оставьте работнице Ваши рабочие телефоны, телефоны родственников, телефоны ЖЭКа (на всякий случай). Сообщите няне все важные детали, касающиеся ухода, кормления, если необходимо – лечения Вашего малыша. Также научите её пользоваться Вашими бытовыми приборами – микроволновой печью, духовкой, стиральной машиной, комбайном и т.п.

Выделите в Вашем расписании несколько минут ежедневно для беседы с няней о поведении Вашего ребенка, причем делайте это всегда в отсутствии малыша (это очень важно). Не стесняйтесь спрашивать Ваших знакомых, как ведет себя малыш с няней, чем они занимаются, даже если с Вашей точки зрения все идет хорошо.

Если же Вы видите, что ребенку плохо без Вас, или он сам говорит, что няня разонравилась, попытайтесь разобраться с ситуацией, еще раз посмотреть, как и что няня делает. Не заставляйте Вашего ребенка оставаться с неприятным ему человеком. Доверяйте Вашему малышу.

Но также, пожалуйста, не забывайте, что замена няни, которая ухаживала продолжительное время за Вашим ребёнком – стресс для малыша, да и для всей семьи. В сложных ситуациях лучше обратиться за консультацией психолога, который поможет Вам проанализировать все «за» и «против» и найти оптимальное решение этого вопроса с наименьшими потерями для ребенка.

Татьяна Реброва
психолог кадрового агентства «Вторая мама»

Развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно раз­ви­вать мел­кую мото­рику рук. Но не все знают, как пра­вильно это делать, да и вообще что явля­ется мел­кой мото­ри­кой и какие осо­бен­но­сти она имеет? Какие заня­тия, игры и упраж­не­ния стоит про­во­дить с детьми для раз­ви­тия мото­рики? Рас­смот­рим подробно все эти вопросы.

Общее поня­тие и осо­бен­но­сти мел­кой мото­рики детей

Мел­кая мото­рика – это спо­соб­ность выпол­нять мел­кие и точ­ные дви­же­ния кистями и паль­цами рук и ног в резуль­тате ско­ор­ди­ни­ро­ван­ных дей­ствий важ­ней­ших систем: нерв­ной, мышеч­ной и кост­ной. Отно­си­тельно мото­рики кистей и паль­цев рук часто при­ме­няют тер­мин лов­кость. Область мел­кой мото­рики вклю­чает боль­шое коли­че­ство раз­но­об­раз­ных дви­же­ний: от про­стых жестов (напри­мер, захват игрушки) до очень слож­ных дви­же­ний (напри­мер, писать и рисовать).

Раз­ви­тие мел­кой мото­рики играет важ­ную роль для общего раз­ви­тия ребенка. Мел­кая мото­рика раз­ви­ва­ется уже с ново­рож­ден­но­сти. Сна­чала малыш раз­гля­ды­вает свои руки, потом учится ими управ­лять. Сна­чала он берет пред­меты всей ладо­нью, потом только двумя (боль­шим и ука­за­тель­ным) паль­чи­ками. Потом ребенка учат пра­вильно дер­жать ложку, каран­даш, кисть.

У мел­кой мото­рики есть очень важ­ная осо­бен­ность. Она свя­зана с нерв­ной систе­мой, зре­нием, вни­ма­нием, памя­тью и вос­при­я­тием ребенка. Также уче­ные дока­зали, что раз­ви­тие мел­кой мото­рики и раз­ви­тие речи очень тесно свя­заны. А объ­яс­ня­ется это очень про­сто. В голов­ном мозге рече­вой и мотор­ный цен­тры рас­по­ло­жены очень близко друг к другу. Поэтому при сти­му­ля­ции мотор­ных навы­ков паль­цев рук рече­вой центр начи­нает акти­ви­зи­ро­ваться. Именно поэтому для свое­вре­мен­ного раз­ви­тия речи ребенка необ­хо­димо боль­шое вни­ма­ние уде­лить раз­ви­тию мел­кой мото­рики. Мел­кая мото­рика непо­сред­ственно вли­яет на лов­кость рук, на почерк, кото­рый сфор­ми­ру­ется в даль­ней­шем, на ско­рость реак­ции ребенка.

По осо­бен­но­стям раз­ви­тия мел­кой мото­рики ребенка в даль­ней­шем судят о готов­но­сти его к обу­че­нию в школь­ном учре­жде­нии. Если все в порядке, то ребе­нок под­го­тов­лен к обу­че­нию письму, умеет логи­че­ски мыс­лить и рас­суж­дать, имеет хоро­шую память, кон­цен­тра­цию, вни­ма­ние и вооб­ра­же­ние, связ­ную речь.

Мел­кая мото­рика раз­ви­ва­ется посте­пенно, это инди­ви­ду­аль­ный про­цесс и у каж­дого ребенка он про­хо­дит сво­ими тем­пами. Сна­чала дви­же­ния малыша нелов­кие, неуме­лые и негар­мо­нич­ные. Чтобы помочь малышу совер­шен­ство­вать мел­кую мото­рику, нужно играть с ним в раз­ви­ва­ю­щие игры (в интер­нет-жур­нале «Раз­ви­тие» есть ста­тьи про раз­ви­ва­ю­щие игры для детей в 1 год, а также игры для раз­ви­тия детей в 2 года).

Заня­тия, игры и упраж­не­ния для раз­ви­тия мел­кой моторики

Суще­ствует мно­же­ство заня­тий, игр и упраж­не­ний для раз­ви­тия мел­кой мото­рики. Их можно раз­де­лить на сле­ду­ю­щие группы: паль­чи­ко­вые игры, игры с мел­кими пред­ме­тами, лепка и рисо­ва­ние, мас­саж паль­чи­ков. Ста­тьи о раз­ви­тии ребенка по системе Мон­тессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рас­смот­рим наи­бо­лее про­стые и эффек­тив­ные игры:

1. Мас­саж ладошек

Это самый про­стой и уни­вер­саль­ный для любого воз­раста спо­соб раз­ви­тия мел­кой мото­рики. Своим паль­цем водите по ладо­шкам ребенка, гладьте их и мас­си­руйте. Свои дей­ствия сопро­вож­дайте при­сказ­кой «Сорока-ворона».

Все с дет­ства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых малень­ких рас­прям­лять паль­чики и хло­пать в ладоши.

3. Раз­ры­ва­ние бумаги

Это упраж­не­ние под­хо­дит дет­кам с 7 меся­цев. Дайте малышу несколько листов мяг­кой цвет­ной бумаги. Он с удо­воль­ствием ощу­пает ее, нач­нет вер­теть в руках и рвать. Это заня­тие доста­вит ему неска­зан­ное удовольствие.

4. Пере­ли­сты­ва­ние страниц

После года раз­ры­ва­ние бумаги можно заме­нить пере­ли­сты­ва­нием стра­ниц какой-нибудь книжки с кар­тин­ками или журнала.

Детям нра­вится пере­би­рать мел­кие пред­меты, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с буси­нами раз­лич­ного раз­мера и формы. Ребе­нок будет с радо­стью и заин­те­ре­со­ван­но­стью пере­би­рать их пальчиками.

Из них можно стро­ить башенки, вкла­ды­вать их друг в друга. Эта игра фор­ми­рует у ребёнка поня­тие о раз­мере предметов.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет тро­гать крупу рукой или про­сы­пать её сквозь паль­чики. Эта игра хорошо раз­ви­вает мел­кую мото­рику и так­тиль­ные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки раз­ные крупы и дайте ребенку по оче­реди опус­кать руку в каж­дую из банок. Так он смо­жет про­щу­пать раз­ные кру­пинки и брать их паль­чи­ками. Можно услож­нить задачу. На гла­зах ребенка зако­пайте какой-нибудь малень­кий пред­мет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попро­бует найти этот предмет.

9. Рисо­ва­ние на песке

Насыпьте на под­нос песок. Возь­мите паль­чик ребенка в свою руку и про­ве­дите им по песку. Начать можно с про­стых фигур – линий, пря­мо­уголь­ника, круга, посте­пенно услож­няя задание.

Игрушки для раз­ви­тия мел­кой моторики

Вам пона­до­бятся горо­шина и баночка со сни­ма­ю­щейся крыш­кой. Пока­жите ребенку, что сна­чала надо снять крышку, затем взять горо­шину паль­чи­ками и поло­жить в баночку, после закрыть крышку. Попро­сите ребенка про­де­лать те же дей­ствия. Не рас­стра­и­вай­тесь, если с пер­вого раза ничего не полу­чится. Пока­жите малышу всю цепочку дей­ствий мед­ленно несколько раз и тогда он обя­за­тельно смо­жет все повто­рить. Актив­ным дет­кам эта игра быстро надо­едает, в этом слу­чае не нужно их застав­лять. Пред­ло­жите ребенку дру­гую игру.

11. Завин­чи­ва­ние крышек

Такое про­стое заня­тие, как завин­чи­ва­ние и рас­кру­чи­ва­ние кры­шек банок, буты­лок, пузырь­ков раз­ви­вает лов­кость паль­чи­ков. Пред­ло­жите вашему малышу сосуды раз­ного раз­мера и формы, это сде­лает игру более разнообразной.

12. Засте­ги­ва­ние, рас­сте­ги­ва­ние и шнуровка

Для этого упраж­не­ния не потре­бу­ется ника­ких допол­ни­тель­ных игру­шек. Посте­пенно вклю­чайте ребенка в про­цесс оде­ва­ния. Пусть сам засте­ги­вает и рас­сте­ги­вает себе пуго­вицы и мол­нии. Это не только разо­вьет дви­же­ния рук, но и при­учит ребенка к само­сто­я­тель­но­сти. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненуж­ный боти­нок со шну­ров­кой, кото­рый ста­нет пре­крас­ным тре­на­же­ром для рук.

Лепка под­хо­дит для детей раз­ного воз­раста. Для лепки под­хо­дят пла­сти­лин, глина, тесто. Когда соби­ра­е­тесь что-то испечь, обя­за­тельно позо­вите с собой ребенка. Ему очень понра­вится мять и рас­ка­ты­вать тесто. К тому же он будет горд, что помо­гает маме.

Упраж­не­ния для раз­ви­тия мел­кой мото­рики рук

14. Рисо­ва­ние и раскрашивание

Очень полезно обво­дить кон­тур кар­ти­нок, состо­я­щий из пунк­тир­ных линий, а также рас­кра­ши­вать объ­екты раз­лич­ной формы. Очень полезно рисо­вать на вер­ти­каль­ных поверх­но­стях: стене, доске, зер­кале. Поэтому жела­тельно пове­сить малышу спе­ци­аль­ную доску, чтобы он рисовал.

15. Соби­ра­ние мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выби­рают паз­злы и моза­ики с круп­ными частями. Паз­злы также тре­ни­руют воображение.

Купите малышу дет­ские нож­ницы, клей-каран­даш, цвет­ную бумагу и кар­тон. Научите его масте­рить. Выре­зайте кар­тинки, при­кле­и­вайте их, делайте сне­жинки и т.п. Это не только разо­вьет мел­кую мото­рику, но и про­стран­ствен­ное вооб­ра­же­ние и твор­че­ское мышление.

Однако, стоит запом­нить одну про­стую вещь. Игры для раз­ви­тия мел­кой мото­рики должны про­во­диться под наблю­де­нием взрос­лых. Иначе ребе­нок может про­гло­тить какую-нибудь мел­кую деталь или пода­виться ей. Играть в игры и выпол­нять упраж­не­ния, раз­ви­ва­ю­щие мел­кую мото­рику, нужно систе­ма­ти­че­ски. Зани­май­тесь с ребен­ком каж­дый день и скоро заме­тите, что дви­же­ния вашего малыша с каж­дым разом ста­но­вятся все более плав­ными, чет­кими и скоординированными.

Развитие мелкой моторики рук у детей с рождения

Как развивать мелкую моторику у ребенка разного возраста, что родители могут для этого сделать и что вам понадобится для занятий.

  • Что такое мелкая моторика рук у детей?
  • 3 месяца: пальчиковая гимнастика
  • От 8 месяцев: вкладыши
  • От 1 года: природные материалы
  • От 1 года: первые навыки самообслуживания
  • От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику
  • Более сложные занятия на моторику
  • Особый случай: а как же левши?
Читайте также:  Лечение атопического дерматита у детей народными средствами

Что такое мелкая моторика рук у детей?

«Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» — эти потешки знает каждая мама. И любой малыш любит, когда мама водит указательным пальцем по его ладошке, загибает и разгибает пальчики, читает стишок. Кажется, что ничего особенного в этой игре нет. А ведь на самом деле это один из простейших способов развития мелкой моторики у детей, известный многим поколениям родителей.

Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и орудует ложкой во время еды, зависит именно от развития мелкой моторики рук. Дошкольник выдаст свой уровень владения рукой, завязывая шнурки ботинок перед прогулкой, клея аппликацию для мамы к 8 Марта и собирая конструктор из мелких деталей. Нетренированного первоклассника учитель быстро вычислит по первым прописям: если ребенок предпочитал футбол мозаике, то и почерк у него, как правило, хуже.

Поэтому лучше вовремя начать готовить детскую руку к сложным и тонким операциям, а ребенка к взрослой жизни.

Мелкая моторика у детей — основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Развивать ее важно для детей любого возраста. Почти все, чем занят маленький ребенок (кроме подвижных игр), — это операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом. Поэтому важно предложить ему большое разнообразие занятий на мелкую моторику.

Давайте посмотрим, что это за занятия и какие игры и игрушки для моторики рук нам пригодятся.

Кстати, фруктовое пюре «Агуша» в упаковке-непроливайке специально разработано так, чтобы малыш мог тренировать мелкую моторику, отвинчивая и завинчивая крышечку и сжимая в руках пюре в мягко шуршащей упаковке.

Развивать мелкую моторику рук у ребенка надо с самого раннего детства. К счастью, это совсем не сложно. Перечислим самые простые и доступные вам средства (в порядке взросления ребенка).

3 месяца: пальчиковая гимнастика

«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев. Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения. Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.Игры для развития пальчиковой гимнастики

  • Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
  • Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.

От 8 месяцев: вкладыши

  • Стаканчики, баночки, мисочки, матрешки, детская игрушечная посуда. Любые предметы домашней утвари (безопасной для ребенка), различающиеся по размеру, которые малыш будет бесконечно «тестировать на совместимость»: собирать, разбирать, вкладывать, выкладывать, стучать ими друг о друга. «Я развиваю мелкую моторику, мама, потерпи!» Можно предлагать сидящему ребенку с 6 месяцев.
  • Коробочки, баночки с крышечками, мешочки — кроха учится открывать и закрывать.
  • Сортеры (коробочки с прорезями разной конфигурации и элементами соответствующего размера и формы). Деревянные, пластмассовые, круглые, квадратные, в виде собачек или лодочек — какие вам понравятся. Становятся любимым занятием обычно не ранее 8 – 9 месяцев. Можно обойтись и без покупной игрушки. Чистая обувная коробка из плотного картона, вырезанные ножницами окошки и предметы соответствующей формы (крупные пуговицы и бусины, кубики и т. д.) — малыш будет долго ими занят. Вы даже успеете вымыть голову или выпить утренний кофе (сразу все не обещаем!).
  • Закручивание и раскручивание. Колпачки, крышки, игрушечные саморезы — все, что можно накрутить или повертеть в одну и другую сторону. Не обязательно покупать специальные наборы — достаточно предложить малышу пластиковую бутылку с крышкой или пластиковый термос.
  • Деревянные кубики, пирамидки, счеты, стучалки с молоточками, конструктор, простые музыкальные игрушки, рамки-вкладыши. Удовлетворяют познавательный интерес малыша, развивают пространственную ориентацию и — что для нас сейчас важнее всего — совершенствуют мелкие движения рук, развивают координацию и ловкость.

От 1 года: природные материалы

  • Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
  • Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
  • Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.
  • Игры с любыми сыпучими материалами. Ребенок опускает кисти рук в сосуд с каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). Несколько минут перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Заодно развиваем речь. Делать только под присмотром взрослого: мелкие предметы детям до 3 лет не рекомендованы к игре.

Предложите ребенку игру «Золушка» — сортировать фасоль, горох, крупные бусины, сухие макароны разного цвета по разным емкостям.

От 1 года: первые навыки самообслуживания

От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику

Более сложные занятия на моторику

  • Спички, счетные палочки. Собираем, складываем в коробочку, стаканчик, строим домик из палочек. Усложненный вариант: ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (двумя указательными, двумя средними и т. д.).
  • Пазлы и мозаика. Самые продвинутые игры-занятия на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственного мышления и речи. Сначала могут быть очень крупными, с малым количеством деталей (можно предлагать играть уже годовалому малышу). По мере взросления размер элементов уменьшается, а их количество растет.

Ключом к успеху в занятиях на развитие мелкой моторики у детей – будут настойчивость и регулярность. Хорошо, когда у малыша есть возможность тренировать движения кисти и пальцев каждый день. Если вы заметили, что какие-то движения у ребенка получаются не особо хорошо (а в его возрасте уже могли бы), старайтесь придумывать как можно больше игр и занятий на отработку именно этого движения, пока оно не станет легким, быстрым и четким.

Как видите, значительную часть перечисленных выше занятий довольно просто организовать, они не требуют больших материальных или временных затрат со стороны взрослого, а малышу приносят не только радость, но и несомненную пользу.

Особый случай: а как же левши?

Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.

Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).

В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.

Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.

Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.

Чтобы определить, какая рука у младенца ведущая, по-наблюдайте: какой рукой он тянется к висящим над ним по¬гремушкам, какой берет игрушку, карандаш, складывает пирамидку, держит ложку, бросает мяч и т. д. Детям постарше можно предложить расчесать¬ся (следите, в какую руку он возьмет щетку); похлопать в ладоши так, что¬бы одна из рук была сверху (какой рукой ударные действия выполняются более активно); скрестить пальцы и руки на груди (палец и предплечье какой руки окажутся наверху). Так вы узнаете, какая рука у ребенка ведущая. Но не обязательно выбирать ее в качестве пишущей!

Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.

Развиваем мелкую моторику у детей – повышаем интеллект

Сегодня каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для полноценного формирования личности. Это не только развитие руки и ее функций, но и совершенствование процессов мышления, речи. Специалистами подмечено: при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия, отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения: плохую артикуляцию, невнятную дикцию, плохую подвижность руки, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка.

Младенчество – важный этап в развитии моторики пальцев

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку – погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

Достижения младенца к концу первого года

  • умеет захватывать предметы;
  • удерживает их в руках некоторое время;
  • активно манипулирует с игрушками (одно – два действия);
  • хлопает в ладошки;
  • повторяет движения ручками за взрослым.

Наставления родителям

  1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
  2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
  3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
  4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
  5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

Развиваем моторику у грудничков!

Самые благодатные упражнения для крохи – пальчиковые игры, основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

«Солнышко ‒ колоколнышко»

Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок – солнышко, пальчики – лучики:

Солнышко – солнышко,
Красное колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

«Ладушки»

Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:

Ладушки – ладушки,
Где были? – У бабушки!
‒ Что ели? – Кашку,
Разбили чашку, хлоп!

«Тяни – тяни»

В подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:

Тяни холсты,
Холсты просты!
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай!

Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны “Мальчик – пальчик”, “Сорока – белобока”, “Этот пальчик – дедушка. “.

Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша.

Игрушки для мелкой моторики

Специальные игрушки для развития мелкой моторики – неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию – развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:

  • развивающие (сенсорные) коврики;
  • пластиковые и деревянные погремушки с ручками разной толщины и длины;
  • музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками;
  • предметы со шнуровкой;
  • слингобусы, напоминающие погремушки (хорошо закрепленные на веревочке пластиковые, вязаные или деревянные бусины разной формы и цвета);
  • игрушки – сортеры (например, «Логический кубик», «Домик с ключами»).

Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.

Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности.

Как развить мелкую моторику в раннем возрасте?

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:

  • учатся играть с мелкими игрушками;
  • манипулируют с предметами (от 2 до 3 – 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать);
  • пытаются застегивать пуговицы;
  • шнуровать ботиночки;
  • переливают воду из емкости в емкость;
  • самостоятельно едят ложкой;
  • выполняют гигиенические процедуры (умывание, чистку зубов, вытирание рук и пальцев).
Читайте также:  Эффективная профилактика кариеса у детей

Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.

Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект.

Игры для малышей

«Волшебный мешочек»

Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.

«Волшебная картинка»

Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.

«Подарок кукле»

В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения».

Кухня – место для моторики!

В раннем возрасте детишки любят играть там, куда вход им закрыт. Многие мамы боятся допускать ребятишек на кухню, беспокоясь за безопасность ребенка. Но кухня может стать местом не только для приготовления пищи, но и местом тренировки детей. Подготовив безопасное пространство и необходимые предметы, родители могут организовать игры, которые хорошо содействуют развитию мелкой моторики:

  • манипулирование крупами, фасолью (пересыпание из одной пластиковой баночки в другую, счет фасолин, рисование на крупе);
  • лепка из теста;
  • переливание воды из одного сосуда в другой (игра в «кораблики»);
  • мытье пластмассовой посуды;
  • манипулирование с салфетками, бумажными полотенцами (смять, как снежок; разорвать, как снежинки);
  • раскладывание чайных ложек;
  • закрывание и открывание пластиковых контейнеров.

Заботливая мама всегда найдет возможность использовать подручные средства для развития своего малыша!

Развитие моторики у дошколят

В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики. В этом плане используются способы развития руки:

  • специальные занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование);
  • игры и упражнения, направленные на развитие мелких движений, доведенных до автоматизма.

Родителей не должно беспокоить отсутствие педагогического опыта, просто надо выбрать доступные средства для домашнего обучения. Главное, занятия на мелкую моторику должны быть регулярными, идти по принципу – от простого к сложному, с учетом полученного детьми опыта. Чтобы скрасить монотонность некоторых упражнений, целесообразно вводить игровые, соревновательные элементы. Из наиболее популярных способов для дома подойдут:

Пальчиковая гимнастика

Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.

Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание – разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.

Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!

«Колечко»

  • Ребенок соединяет по очереди каждый пальчик с большим пальцем, образуя «колечко» и приговаривая: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
  • Можно изменять темп, начиная медленно, затем убыстряя движения пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать!»
  • После освоения упражнения в разном темпе, можно предложить выполнять движения двумя руками.
«Игра на рояле»

Для такого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.

«Рисуем восьмерки»

Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.

«Барабанщик»

Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.

Штриховка и раскрашивание

Достаточно трудное занятие для дошколят, но очень полезное, помогающее подготовить ребенка к школе. Дети, с которыми не проводилась подобная работа, испытывают трудности при закрашивании рисунков: выходят за пределы контуров, при раскрашивании объемных изображений быстро устают и теряют интерес, закрашивание проводится хаотично. Упражнение в штриховке поможет избежать многих проблем в школьном обучении.

Для штриховки и раскрашивания можно приобрести специальные прописи с контурами предметов или самим сделать рисунки. Главное, что должны знать дети – штриховать предмет нужно в одном направлении, например, только слева направо или сверху вниз. Штриховые линии ложатся плотно друг к другу, от этого рисунок получается аккуратным.

Важно: родителям надо помнить, что сначала детям предлагаются небольшие по объему рисунки. Постепенно изображение увеличивается в размерах, дополняется деталями. Во время работы необходимо делать отдых пальчикам, проводя гимнастику.

Конструкторы, пазлы, мозаика

Игры с конструктором, выкладывание мозаичных картин и собирание пазлов являются хорошей тренировкой для мелкой моторики детей. Сейчас представлено много разнообразных конструкторов: деревянные, металлические, пластмассовые. Особо любимым детками стал конструктор типа Лего. При приобретении нужно учитывать возраст ребенка и степень его подготовленности к тому или иному виду конструктора. Например, малышу нужен пластмассовый конструктор довольно крупных форм с небольшим количеством деталей. Иначе не справившись со сборкой игрушки, ребенок потеряет к ней интерес. Чтобы этого не произошло, родителю на первых порах надо разобраться вместе с дошколенком в деталях и инструкциях. Старшим детям можно приобретать конструктор с более разнообразным количеством деталей, который поможет развивать логическое и пространственное мышление, например, «Город», «Дорога», «Замок». Но и для них важно участие взрослого.

Такой же подход требуется к приобретению пазлов, мозаики, которые сейчас представлены в большом разнообразии.

Занятия с бумагой

Действия с бумагой является отличным средством на развитие мелкой моторики у детей, воображения, творческого мышления. Можно предложить детям заниматься оригами, аппликацией, плетением из бумаги и другими поделками, которые увлекут ребенка и создадут условия для развития моторики пальцев.

Важно: чтобы дошколенок не потерял интерес к творчеству, а вместе с ним возможность тренировки руки, взрослый должен сам хорошо овладеть азами бумажного искусства.

Развиваем мелкую моторику при помощи театра

Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней и пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом. Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с дошколенком, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используется бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Это довольно сложные действия для детей, к которым надо готовиться постепенно. Взрослый, прежде всего, сам должен овладеть приемами показа действующих героев, чтобы потом передать знания ребенку. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки. Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи современных авторов и классиков.

К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:

  • правильно держать карандаш, кисточку, ножницы;
  • завязывать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнию на одежде;
  • пользоваться всеми столовыми приборами;
  • самостоятельно массажировать пальцы;
  • проводить разные линии, не отрывая карандаш от бумаги;
  • штриховать изображения, не выходя за контур;
  • манипулировать с мелкими предметами и деталями.

Развитие моторики у ребенка младше года — способы и рекомендации

Моторика – это набор всех упорядоченных движений человека. Делится она на крупную (бег, ходьба, прыжки) и мелкую (действия кисти, пальцев рук и ног). Развитие моторики у ребенка говорит о полноценном формировании общих навыков: памяти, речи, воображения, а также усидчивости и способности планировать последовательность своих действий. Развитая мелкая моторика пальцев является показателем его интеллектуального развития. Малыши с подвижными пальчиками раньше произносят первые слова, их речь развивается активнее, а младшие школьники быстрее осваивают навыки чтения и письма.

Мелкая моторика у ребенка

Что такое мелкая моторика

Умение выполнять точные движения пальцами ручек и ножек у малышей часто называют ловкостью. После рождения у младенца уже проявляется признак мелкой моторики, когда он цепко хватает ручонкой мамин палец. С возрастом такие действия проявляются более осознанно: малыш начинает захватывать игрушки, цепляться за спинку кроватки, чтобы подняться, и т.п. Навыки письма, лепки и рисования у ребенка дошкольного возраста и ученика тоже входят в понятие мелкой моторики пальцев.

Нервная, костная и мышечная системы малыша с момента появления на свет координируют развитие его мелкой моторики. Пронаблюдав динамику изменений двигательных действий пальцев рук и ног у младенца, можно увидеть, в какой тесной связи она находится с его общим развитием. Еще в грудничковом возрасте ребенок, двигая ручками и шевеля пальчиками, внимательно наблюдает за ними. В это время работают его зрение, внимание, восприятие и память. Со временем, благодаря запоминанию, малыш учится управлять движениями своих ручек.

Мелкая моторика младенца развивается не очень быстро, особенно первые месяцы после рождения. Она, как губка, впитывает и откладывает в уголках памяти все то, что потом ей пригодится: потянуться за предметом, крепко схватить его пальцами и даже ладошкой, притянуть к лицу, глазам, даже попробовать на вкус (особенно в момент прорезывания зубов). Это только первый опыт, но он очень ценен для младенца. Сложные действия он будет осваивать ближе к году.

Еще одна очень важная особенность мелкой детской моторики – тесная связь с речью. Это объясняется близким расположением моторного и речевого центров в головном мозге. Если развитие протекает гармонично, то малыш с активной мелкой моторикой довольно рано начинает говорить.

Совет. Это значит, что с первых дней жизни младенца необходимо обратить внимание на работу его опорно-двигательного аппарата, особенно рук и ног.

Развитие мелкой моторики у малыша

Проблемы со слабым развитием мелкой моторики

Учеными, изучающими физиологию детей, была доказана неразрывная связь речи и моторики. О том, что существует взаимосвязь рук и говорения, свидетельствуют примеры устного народного творчества (потешки «Сорока-белобока», «Ладушки», «Мальчик-пальчик»). В них отразились вековые наблюдения наших предков, которые тоже приметили эту связь.

Закономерным будет вывод о том, что малыши с ограниченными возможностями часто не могут самостоятельно выполнять действия, где нужно задействовать руки и пальчики: держать ложку или карандаш, одеться или раздеться, застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Эта проблема слаборазвитой мелкой моторики непосредственно связана с нарушениями в развитии головного мозга.

К сведению. Разработана целая система специальных упражнений, развивающих игр, массажа, которая подскажет, как развивать мелкую моторику у ребенка.

Календарь развития мелкой моторики

Головной мозг, органы речи (губы, язык и нижняя челюсть) и движения кончиками пальцев взаимосвязаны. Если у малыша наблюдаются заторможенность, неуверенность, скованность в действиях рук и пальцев, то, как закономерность, будут отставать его речь и письмо в школьном возрасте.

Чтобы избежать этого, существуют специальные календари физиологического развития и поведенческих навыков малыша от рождения и до 4-5 лет и старше. Одни из них помогают выявить, не нарушено ли развитие мелкой моторики, а также предлагают несложные тестовые упражнения (диагностические). Другие перечисляют те действия, которые малыши должны уметь выполнять на определенном временном отрезке, например, во время первого месяца, первого года (помесячно), от 1 года до 5-6 лет. Каждый календарь включает особенности навыков поведения в конкретном возрасте.

Такие календари помогают понять, как развить ребенку мелкую моторику. Ниже представлен пример таблицы развития пальчиковой моторики ребенка от рождения и до исполнения 6 лет. Разумеется, в этот календарь включены не все действия, но он может дать общую схематичную картину динамики формирования мелкой моторики.

Календарь развития мелкой моторики

ВозрастМелкая моторика
0-4 месяцаРебенок учится двигать ручками и ножками, развивает рефлективные хватательные движения, поворачивает головку на голос мамы.
4-12 мес.Может держать предмет одной ручкой, рассматривать его, дотягиваться, брать, перекладывать из руки в руку. Ножкой может пнуть мячик, держать ложку рукой и подносить ее ко рту.
1-2 годаУверенно сидит и играет обеими руками. Держит карандаш или ложку всей рукой, пальчики работают активно. Может рисовать круги и линии, разламывать пластилин, мять его пальцами.
2-3 годаОпределяется с доминантной ручкой («правша» или «левша»). Начинает держать карандаш пальчиками, самостоятельно придумывать рисунки. Учится резать лист бумаги ножницами. При лепке задействованы ладошки и пальчики. Уверенно составляет мозаичные рисунки или складывает несложные пазлы.
3-4 годаК 4 годам держит карандаш тремя пальцами. Создает сложные рисунки, иногда даже копируя их из книг. Увереннее и точнее режет ножницами по прямой линии. Лепит пальчиками фигурки зверей, предметы.
4-5 летНачинает уверенно рисовать и аккуратно раскрашивать рисунки. Вырезать умеет квадраты и круги.
5-6 летВсе полученные навыки мелкой моторики совершенствуются, подготавливая малыша к школе.

Когда начинать заниматься с малышом

Говорить о том, с какого возраста начинать занятия по развитию моторных навыков, нет смысла, потому что малыш с первых дней жизни этим занимается. Сначала его движения хаотичны, пальчики сжимаются и раскрываются импульсивно. Уже на втором месяце можно малышу помогать в развитии хватательных движений (дать свой палец, круглую погремушку-кольцо). Только к 3-4 месяцам, когда дитя свое внимание и взгляд начинает сосредоточенно концентрировать на предметах, игрушках и ручках или ножках, можно ему помогать. Как проводить эти тренировки, чтобы улучшить мелкую моторику у ребенка?

Для эффективности и пользы занятий родителям необходимо соблюдать несколько правил:

  1. проводить их интересно;
  2. эмоции только положительные, голос тихий, спокойный;
  3. тренировки должны быть короткими, чтобы не утомить малыша;
  4. хвалить, даже младенца (он это почувствует по интонации голоса);
  5. проводить занятия систематически.

Только вооружившись этими несложными требованиями и выполняя их, и в домашних условиях можно успешно проводить такие занятия.

Тренировочные упражнения по развитию детской мелкой моторики

С чего начинать развитие мелкой моторики у малышей

Как понять, что у малыша развивается мелкая моторика? Когда родители увидят, что их чадо умеет хватать предметы не только полной ладошкой, но и двумя-тремя пальчиками, это значит, что моторные навыки сформированы хорошо. Останавливаться не нужно, надо продолжать с малышом тренировки и улучшать двигательную активность его конечностей.

Все развивающие занятия можно разделить на небольшие группы. Упражнения с грудничками можно начинать с массажа ручек, ножек и пальчиков. Младенцам первых двух месяцев необходимо проводить массаж ступней ножек и ладошек мягкими растирающими движениями. Пальчики можно помассировать каждый отдельно. Такой массаж улучшит кровообращение конечностей.

Совет. Малышам старше 2 месяцев рекомендуются игровые упражнения «Ладушки», «Сорока-ворона». Детям в полгода задания усложняются: можно дать им бумагу, они очень любят ее рвать.

Игрушки для развития мелкой моторики

Для развития моторной деятельности, как крупной, так и мелкой, можно использовать игрушки. Игрушечная индустрия в большом ассортименте представляет покупателям свои товары.

Как выбрать «правильные» игрушки для развития моторики? Прекрасно для этого подойдут развивающие игры-мозаики, кубики и пирамидки, конструкторы и пазлы. Сейчас на прилавках появляются все новые и новые модели «старых» забав:

  1. Слингобусы (вязаные бусы, помещающиеся в детскую ладошку);
  2. Фактурные погремушки (из различных материалов);
  3. Мягкие книжки, выполненные чаще всего из ткани;
  4. Развивающие панели с кнопочками, задвижками и т.п. (для исследователей);
  5. Сортеры (куб с отверстиями для фигурок) и матрешки.

Машинка-сортер для развития мелкой моторики

Гимнастика для маленьких пальчиков

Советский педагог В.Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Если это так, то просто необходимо с младенчества развивать его посредством упражнений и пальчиковых игр.

Как развить моторику рук у маленького ребенка? Есть несколько упражнений, которые помогут активизировать движения ручек и пальчиков:

  1. «Человечек». Взять в руки детский указательный пальчик, нажимать им на части тела, произнося: «Точка, точка, огуречик» и т.д.
  2. «Пальчики». Сгибание и разгибание пальцев рук и ног.
  3. «Стенка». Детский стишок «Стенка, стенка, потолок, две ступеньки, дзинь – звонок!» становится упражнением. (Стенка – щечки, потолок – лоб, ступеньки – губы, носик – звонок).

Гимнастика для развития детских пальчиков насчитывает не один десяток вариантов. Их можно менять или чередовать ежедневно.

Игры на развитие мелкой моторики у детей до 1 года

Игр, дающих ответ на вопрос «Как развивать моторику рук у ребенка?», очень много. К ним можно отнести занятия с маленькими предметами, которые легко отыскать и дома: пуговицы, крупа, мелкие камешки или бусины. Замечательным материалом для развития мелкой моторики послужит пластилин. Из подручных предметов можно придумать множество игр для детей («Очисти яйцо или апельсин», «Открути или закрути крышку», «Расстегни или застегни пуговицу у куклы на платье»). Все зависит от фантазии и желания родителей.

Методические пособия, видео материалы, статьи станут хорошими помощниками в проведении различных тренингов, занятий и упражнений для укрепления здоровья и общего физического и интеллектуального развития ребенка. Только большое желание родителей помочь малышу развиваться может сотворить чудо.

Видео

Консультация «Как развивать мелкую моторику у детей»

Ольга Чубарь
Консультация «Как развивать мелкую моторику у детей»

Существует широкий спектр различных занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики у детей. Некоторые из них будут рассмотрены чуть ниже. Заниматься с ребёнком необходимо с раннего возраста, приблизительно с 8 месяцев, хотя при желании можно и раньше. Очень важно помнить, что при всей значительности этого вопроса, перед нами находиться ребёнок. Следовательно, надо уметь превращать скучные, монотонные упражнения в весёлые и занимательные игры. Также следует применять упражнения с учётом его возраста и развития.

Например, в 8 месяцев можно делать массаж пальчиков, давать мять какие-то нежёсткие предметы (мягкие игрушки). При этом разговаривать с малышом, обеспечивая непосредственно-эмоциональное взаимодействие с ребёнком. Таким образом, на первом этапе развития мелкой моторики наиболее приемлемым оказывается использование массажа, желательно в сочетании с каким-либо рассказом или сказкой. На более поздних этапах работы широко практикуется использование пальчиковой гимнастики. Суть этой формы развития моторики рук, заключается в том, что взрослые показывают детям какие-то несложные манипуляции пальцами рук, а те в свою очередь, пытаются их повторить. Такие занятия помогают развить в том числе, внимание и усидчивость у детей. При этом желательно, чтобы занятия не затягивались больше нескольких минут и сопровождались интересными рассказами, стишками. Это окажет благотворное влияние и на речевое развитие малышей.

Не повредит и использование пластилина, различных пуговиц, ниток и ткани, что поможет разнообразить привычные задания. Обычно дети относятся с интересом к подобным упражнениям, ведь у них появляется возможность, что-то сотворить собственными руками. Можно отметить, что в этом случае у детей активно задействуется воображение, способствуя его развитию. Необязательно давать какую-то тематику, хотя можно использовать сюжет любимой сказки или рассказа ребёнка.

В качестве желаемого результата работы дать на выбор различных персонажей, которые в результате должны быть воссозданы. Уместным окажется стимулирование и поощрение, при условии выполнения задачи. В качестве альтернативы для развития моторики рук можно предложить составить аппликации при помощи цветной бумаги и клея, рисование или раскрашивание. С той же целью можно предлагать детям совершать какие-либо манипуляции с крупными движениями (нанизывание шариков на нитку, сбор различных конструкторов).

Для подобных занятий может быть разработан определённый сценарий, где главным действующим персонажем станет сам ребёнок. Таким образом, развитие мелкой моторики рук будет построено в доступной, развлекательной форме и станет своеобразным способом самовыражения. Желательно, чтобы задания не развивались по одному и тому же сюжету, а изменялись с учётом пожеланий самого ребёнка. Благодаря этому, будет поддерживаться интерес у детей к выполнению таких процедур.

Можно предложить ребёнку выполнение каких-либо графических упражнений (штриховка, различные узоры). Это поможет сформировать усидчивость и вниманию у детей. В дальнейшем подобные качества позволят ребёнку быстрее адаптироваться к школьным условиям. Взрослые сами могут придумать комплекс заданий, которые затем будут объединяться в рисунках (кружочки разных размеров, прямые и кривые линии). В конце занятий необходимо хвалить детей, благодаря чему, будет вырабатываться положительная мотивация, и повышаться самооценка малыша. В случае, если возникают затруднения стараться приободрить и сослаться на прошлые достижения.

Ни в коем случае, нельзя сравнивать ребёнка с другими (только с самим собой) и тем более ругать за промахи. Если устали пальчики можно применить элементы лечебной гимнастики или провести несколько игр для развития мелкой моторики рук. Придумать какой-то стишок, которому будут соответствовать движения рук. Это могут быть сгибание и разгибание пальчиков, пощипывание, трение ладоней друг от друга, вращательные или хватательные манипуляции, игра с маленьким мячиком. За это время дети получат возможность переключить внимание с одного вида деятельности на другой и смогут задействовать мышцы, которые не использовались при выполнении графических упражнений.

Подобные занятия призваны укреплять и тренировать силу и ловкость рук, а также реализацию действий по строго заданному алгоритму. Кроме того, имеется большой спектр игр для развития мелкой моторики рук. Желательно, чтобы у детей имелось представление о том, что каждый палец носит своё название. Реализовать эту задачу можно в игровой форме. Стоит помнить, что рассказ должен сопровождаться определёнными действиями направленными на развитие моторики рук. Родители могут самостоятельно придумать сказку или взять материалы из специальных источников, где эта проблема популярно освящается.

Например,можно начать так: «Сегодня мы познакомим тебя с новыми друзьями. Они братья и у каждого есть своё имя – Указательный, Мизинец, Безымянный. Их королевства расположены совсем рядом друг с другом. С самого детства они были неразлучны, но однажды у них возник спор – кто главнее… Давай поможем им помириться и показать, что каждый из них важен по-своему».

В качестве игр для развития мелкой моторики можно использовать разнообразные считалочки, стишки, в которых главными действующими персонажами станут именно пальцы рук. Существует масса вариантов подобных развивающих мероприятий. Таким образом, развитие мелкой моторики рук представляется нам, весьма важным и актуальным вопросом. Отчасти именно этим параметром будут определяться взлёты и падения при освоении школьной программы. Следовательно, необходимо своевременно заниматься формированием ручной умелости. При таком подходе мы подарим ребёнку ещё один маленький шанс на успешную жизнь.

Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику» Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между.

Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику». Польза очевидна: точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные.

Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет» Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного.

Консультация для родителей «Как развить мелкую моторику у детей» Консультация для родителей «Как развить мелкую моторику у детей» Подготовила воспитатель Эгипте Т. В. «Истоки способностей и дарований.

Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику у детей» Под понятием «мелкая моторика» подразумевается движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно.

Консультация для родителей «Мелкая моторика — что это? Нужно ли развивать мелкую моторику рук?» Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их.

Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук» Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между.

Почему важно развивать мелкую моторику в дошкольном возрасте? Почему важно развивать мелкую моторику в дошкольном возрасте? Очень часто родители задаются вопросом, почему воспитатели уделяют такое.

Консультация «Развиваем мелкую моторику ребенка» Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в.

Как и зачем развивать мелкую моторику у дошкольника

Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков крохи.

Почему же тогда родители забывают о ее развитии, когда их малыш вот-вот готов поступить в школу или даже учится уже в начальной школе? Ведь в этот период речь и мышление ребенка продолжают совершенствоваться невероятными темпами, и развитие мелких мышц рук может серьезно способствовать этим процессам.

Давайте попробуем разобраться, как помочь дошкольнику улучшить работу этих нужных мышц легко и весело.

Зачем нужно развивать мелкую моторику

Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.

та зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь.

Специальные исследования, проведенные Институтом физиологии детей и подростков, подтвердили, что от степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение бытовых потребностей ребенка (умение одеться, обуться, поесть при помощи ложки или вилки), но и управление речью, а значит, и в целом, качество жизни.

Только малыш, способный внятно говорить и координировать работу пальцев, может приступать к успешному дальнейшему изучению письма и счета, учиться читать и осваивать основные правила ухода за собой.

Поэтому хорошо развитую мелкую моторику, от которой напрямую зависит формирование навыков письменной и устной речи ребенка, можно назвать одним из важнейших показателей готовности к школе. Кроме того, она способна помочь и в изучении английского языка с малышом.

Учим ребенка координировать движения пальцев: правила и рекомендации

Для того чтобы маленький ребенок 2-3 лет научился управлять своими пальцами и сделал первый шаг в развитии мелкой моторики, родители используют разнообразные шнуровки, рисование на крупе пальчиками, пальчиковые и другие развивающие игры.

Посмотреть примеры таких развивающих игр можно на видео ниже.

Как развивать мелкую моторику у маленького ребенка: полезные советы

А вот для развития скоординированных движений пальцами у ребенка-дошкольника необходимо увлечь его играми посложнее, требующими большей исполнительности и четкости движений.

Педагоги и психологи предлагают для этого детям дошкольного возраста заняться художественной или декоративной деятельностью, работая с пластилином, карандашами, красками или даже с глиной.

Преимущества подобного метода видны невооруженным глазом: он приносит детям искреннюю радость и при этом не вызывает особых трудностей. Ведь для всех детей этого возраста характерно преобладание образного мышления над абстрактно-логическим, а инструменты для творчества совсем несложно приобрести в любом магазине.

Есть только одно условие: деятельность должна носить эмоциональный характер. Другими словами: детям должно нравиться то, что они делают. Только в таком случае развитие мелкой моторики и речи будет также способствовать развитию фантазии и образного мышления.

Развиваем мелкую моторику при помощи игр

Упражнения для развития моторики основаны на принципах стимулирования мелких ручных движений и развитии их координации. Так, они успешно позволят тренировать ловкость пальцев ребенка, который будет манипулировать различными небольшими предметами вроде кисточки, карандаша, желудя или ягод рябины.

К основным играм, развивающим мелкую моторику,можно отнести:

  1. Раскрашивание картинок.
    Всевозможные раскраски, в большом ассортименте представленные в современных магазинах, — это и отличное подспорье для развития мелкой детской моторики, и в то же время самая что ни на есть игра, если пользоваться ими с умом.Важно следить за тем, чтобы ребенок подходил к творческому процессу с усердием и вниманием, а не стремился как можно быстрее отделаться от задания. Постарайтесь поэтому подбирать те картинки, которые по душе вашему малышу.Для тех родителей, кто хотел бы развивать в ребенке не только мелкую моторику, но и мотивацию к английскому языку, отлично подойдут картинки для раскрашивания с изображениями персонажей любимых обучающих мультфильмов, например, Peppa Pig, Dora the Explorer.
    Кроме того, раскрашивая такие картинки, можно одновременно и цвета подучить на английском.
  2. Лепка.
    Игры для развития мелкой моторики с глиной или пластилином всегда стояли на одном из первых мест в системе дошкольного образования. И не зря, ведь тактильные ощущения, возникающие при контакте с пластилином или глиной, как нельзя лучше помогают ребенку разрабатывать мелкие мышцы кисти.Однако эти материалы вовсе не являются единственными и неповторимыми. Лепить можно практически из чего угодно. Если вы решили заняться этим делом, например, зимой, то возьмите на вооружение снег, дающий возможность сооружать в морозные дни снеговиков или целые крепости.
  3. Изготовление поделок из бумаги.
    Любой дошкольник любит возиться с ножницами, клеем и бумагой. Эти инструменты предоставляют полную свободу творчества и дают возможность выполнить целый ряд узоров или интересных сюжетных аппликаций.Благодаря подобным работам педагоги в детском саду также оценивают эффективность упражнений для развития мелкой моторики и степень готовности ребенка к дальнейшему обучению.
  4. Поделки из природных материалов.
    Разнообразные листья, ветки, желуди, каштаны и семена — отличный материал, способный помочь ребенку в освоении мелкой моторики.Заодно можно предложить малышу выучить названия всех этих предметов, их цвета и формы на английском языке.
  5. Плетение.
    Плетение кос, браслетов из бусин и ягод, нанизывание ягод на бусы (кто не играл осенью с рябиной?), создание венков из осенних плодов (чего только стоят яркие осенние веночки из листьев, куда вплетаются шишки и орехи) — все это действительно интересные занятия для малышей, которые увлекают и развивают не только мелкую моторику, но и фантазию.Маленькие дети с радостью создают бусы в подарок близким, учатся вышивать или вязать макраме.
  6. Игры в шарады.
    Любой ребенок любит не только отгадывать, но и загадывать загадки. Предложите малышу показать свое любимое стихотворение при помощи рук. Как пример, можно привести очень простое стихотворение на английском, которое как нельзя лучше подойдет для этих целей.К этому же методу относится и так называемый «теневой» театр, в котором при помощи пальцев демонстрируются захватывающие истории. Взрослому научиться показывать пальцами зайца или оленя никогда не поздно, а ребенку — всегда полезно.

Практически всем этим занятиям уделяется должное внимание в детских садах. Педагоги предлагают на выбор детям массу видов творчества, среди которых малыши всегда находят что-то свое.

Однако развивать мелкую моторику можно и нужно и в домашних условиях. В качестве простейших упражнений для этого могут послужить элементарные действия по уходу за собой: завязывание шнурков на обуви, застегивание молний или пуговиц, перебирание пальцами всевозможных плодов или семян.

Помните, что для того, чтобы ребенок научился работать своими руками, следует предоставлять ему такую возможность. Не спешите все сделать за него, а дайте ему шанс проявить себя!

Интересные идеи поделок из подручных материалов, которые можно изготовить вместе с ребенком для укрепления мелкой моторики

Ссылка на основную публикацию