Как выбрать развивающие игрушки детям

Как подобрать развивающую игрушку исходя с возраста ребенка-советы и подсказки

Краткое содержание статьи:

Подбираем развивающую игрушку

Как подобрать развивающую игрушку исходя с возраста ребенка? Казалось бы, ничего сложного. Но подумайте, очень часто мы пренебрегаем рекомендацией от производителя и покупаем малышу игрушку не по возрастной категории. Пригодится, думаем мы, а ребенок игрушку забрасывает или вовсе ломает.

Игрушки для раннего развития

Согласно результатам исследований ученых, пик развития (70%) клеток мозга у ребенка, припадает на первые три года жизни и еще на 20% увеличивается до шестилетнего возраста.

Поэтому, главная задача перед родителями-по максимуму развивать своего малыша, вносить разностороннее обучение с помощью «возрастных» игрушек. Уделять максимальное внимание физическому развитию. Ведь чем лучше ребенок развит физически, тем лучше он развивается умственно.

Игрушки-это первый проводник ребенка в познании окружающего мира. Игрушка должна быть качественной, обязательно по возрасту и нести смысл в обучении малыша и получении новых навыков.

Для самых маленьких лучшим обучением будет игра. Играя, ребенок познает мир, постепенно различает цвета, знакомится с различными формами, слышит звуки, музыку, световые эффекты. И на ранних этапах развития, игрушка должна иметь хотя бы одну свыше перечисленных развивающих опций: обязательно яркая, с музыкой, с шелестом, мигающая, вибрирующая и т.д.

«Полезные» игрушки будут способствовать развитию мелкой моторики рук ребенка и пропорционально развитию мышления, двигательных навыков. Малыш будет проявлять эмоции. В памяти будет формироваться понимание различных форм и материалов, различие световых эффектов, разнообразия звуков.

Ребенок до года-подбираем развивающую игрушку

Кроха только появился на свет, он в новом мире, в новой и неизвестной для него обстановке. Для малыша каждый день, каждая минута-это получение новой информации. Он интересуется, жаждет познания.

Первые четыре недели у младенца плохо развито зрительное и слуховое восприятие. Ребенок смотрит на родителей, но видит их размыто.

Маме и папе необходимо развивать эти восприятия. Ребеночек должен видеть разные цвета, картинки и т.д, и слышать негромкие и приятные звуки разных тембров.

Над кроваткой нужно повесить играющую карусельку с яркими мягкими игрушками. Каруселька крутится, музыка играет, малыш концентрирует на это внимание, а позже и захочет достать ручкой и потрогать, что будет способствовать развитию мышц и хватательного рефлекса.

На этом этапе развития ребенка очень важно использовать погремушки. Погремушки бывают различных форм, цветов, материалов, обязательно со звуковым эффектом. Погремушки необходимы для развития слухового аппарата малыша и различения звуков. А их цветовая гамма поможет крохе, познакомится с цветовыми красками.

Ребенок до года познает мир прикосновением, ему нужно все потрогать. И даже когда он берет игрушку в ротик-это также знакомство и изучение.

Развитие мелкой моторики-главный приоритет перед родителями. Для ее отработки, малышу можно купить развивающий коврик с различным количеством сменных элементов. На коврике ребеночек будет играя отдыхать и познавать мир. Он научится переворачиваться со спинки на животик, будет пытаться доставать, хватать, тянуть-всячески физически развиваясь. А тактильные ощущения помогут изучить форму и свойства игрушки.

Когда малыш станет по-старше и научится сидеть(примерно в шесть месяцев), у него появится новая игра. Он будет учиться бросать, ставить, катить, доставать и толкать игрушки. На новом этапе развития у него должны быть новые игрушки:

  1. Мягкие игрушки и мячики;
  2. Ключи-можно двери с ключами;
  3. Кубики и пирамидки;
  4. Игрушки для песочницы;
  5. Игрушечная посуда для кухни
  6. Мягкие книжки

Игрушки для ребенка должны быть:

  • Разной текстуры-ребенок знакомится со всем и чем больше разнообразия, тем лучше;
  • Безопасные-без мелких деталей, которые ребенок может проглотить;
  • Хорошо закрепленные-без острых, колющих и режущих уголков;
  • Безопасные в колыбели-не оставлять, когда ребенок спит.

Для малышей до года игрушки должны нести в себе развивающую способность, быть интересными, а главное безопасными.

Подбираем развивающую игрушку для детей от года до трех

Трех летний возраст-активный период обучения малышей. Ребенок схватывает на лету, а умение ходить, бегать и прыгать открывает больше возможностей-он может дотянутся и взять игрушку, которая его больше всего интересует.

В круг его интереса, попадают бытовые предметы-кухонные принадлежности, мамины и папины предметы обихода, инструменты, книги, полотенца, обувь и т.д. Все, что ребенок может сам взять и придумать с этими «игрушками» свою игру. Ребенок интенсивно развивает мышление, мелкую моторику, сравнивает размеры, цвета и другое.

Ребенку 1 года к списку игрушек можно добавить: сортеры, конструкторы, куклы, пазлы, детское домино, картинки Домана, рыбалку, кинетический песок.

Возраст с двух до трех требует усложнения игрового процесса. У детей активно развивается логика и разные умения, поэтому в этот период необходимо к игре добавить элементы обучения. Сортеры, книги, плакаты, пазлы должны быть направлены на изучение геометрических форм, цифр, букв и построения несложных рисунков.

Кубики с цифрами или буквами, разноцветные мозаики, магнитные пазлы-все это инструменты для тренировки памяти и выработки терпения и усидчивости. Для трехлеток будут интересны конструкторы, разные детальки с которых можно построить различные фигурки-это способствует разработке мелкой моторики. Для активной игры-мячи, толокары, самокаты.

Для творческих деток прекрасный способ развития их способностей-кукольный театр. Идеально подойдут пальчиковые куклы или звери. Мама с ребенком может придумать сценарий сценки, а минитеатр поможет развить воображение малыша.

Для девочек идеально приобрести куклу с функцией кормления и убаюкивания, а также мини коляску. Книги должны знакомить ребенка с животными, растениями, транспортом и многим другим.

Подбираем развивающую игрушку для детей три плюс

Ребенок от трех и до шести лет в определенной мере самостоятельный и достаточно умственно развитый. Ему важно предоставить платформу для полноценного развития творческого потенциала. Это период формирования своего «Я» и малыш всячески его будет проявлять. Ребенок уже фантазирует, придумывает истории, рассказывает о монстрах и привидениях.

И воплотить в жизнь его цветные фантазии помогут наборы для рисования, тесто или глина для лепки, пластилин, книжки с аппликациями или наборы с наклейками.

Для этого возраста будут интересны головоломки, различные поделки, шнурки с бусинами.

Родители должны обратить внимание на игрушки, связанные с определенными профессиями, к примеру, медицинские наборы, кассовые аппараты, а также книги, виммельбухи, книги с тестами, рисование по точкам и по цветам.

Как правило, трехлетний ребенок посещает детский сад. Это период социализации и тесного общения с ровесниками. Важно, учить малыша взаимодействовать с детками, поэтому можно купить игры для парной игры:простые настольные, реквизиты для ролевых игр и другое.

Для ребенка школьного возраста игры должны быть по-сложнее. Воспитатели советуют развивать творческие способности ребенка-предметы для рисования, вышивания, макраме, плетение браслетов со шнурков, танцы или гимнастика, пение.

Для уличных игр ребенку-школьнику будут интересны мячи, скакалки, обручи и воздушные змеи, велосипед, ролики, скейт.

Ребенок взрослеет и меняются его интересы и потребности. После восьми лет понадобятся сложные головоломки и пазлы, интерактивные игрушки, наборы для моделирования, настольные игры, требующие разработки тактики и стратегии, автомобили или самолетики с дистанционным управлением.

Дети от 6-7 лет знают, что им нравится больше: если у ребенка интерес к исследованию, тогда нужно покупать новые исследовательские наборы. Однако, не надо на этом ограничиваться-чем больше будет возможностей, тем более развит всесторонне будет ребенок.

Рекомендации и советы при выборе развивающих игрушек для ребенка

Рекомендации по правильном выборе развивающих игрушек:

  1. Безопасные-каждая деталь изготовленная с качественного материала, надежно прикреплена и достаточно прочная;
  2. По возрасту-малышу игрушка должна быть интересной и понятной;
  3. Разных текстур и материалов-ребенок тактильными ощущениями должен различать, например мягкое и твердое;
  4. Полезные-каждая игрушка должна помогать ребенку развивать определенный навык.

Совет:для ребенка очень важно участие его родителей. Покупая новую игрушку, принимайте активную позицию в игре. Покажите ребенку, как правильно и бережно, нужно с игрушкой обходиться. Это заложит крепкое основание в обучении и воспитании.

Раннее развитие детей: достоинства и недостатки самых популярных методик

Ранний возраст оптимален для приобретения ребёнком интеллектуальных навыков – на сегодняшний день это убеждение разделяет, пожалуй, большинство педагогов-психологов во всем мире. И, несмотря на то, что активное внедрение методик раннего развития и сегодня вызывает в профессиональной среде немало разногласий, нужно признать: наибольшую эффективность обучение имеет тогда, когда мозг ребенка особенно восприимчив к новой информации. А нервная система обладает достаточной гибкостью и пластичностью.

Попробуем рассмотреть наиболее популярные на сегодняшний день методики, благодаря которым раннее развитие ребенка будет происходить успешнее.

Методики физического развития ребенка

Основной акцент в этом методике нпр делается на физическом развитии ребенка. Оно, по мнению специалистов, играет наиболее важную роль в становлении личности ребенка, а также формировании его характера.

Методика Никитиных

Желание познавать мир присуще каждому ребенку с самого рождения. И едва научившись ползать, он уже готовится активно с ним взаимодействовать. Задача родителей – не погасить природную любознательность ребенка, а создать наиболее благоприятные условия для ее развития.

Раннее развитие — методика Никитиных

В соответствии с этим, супруги Никитины сформулировали следующие принципы, на которых должно основываться раннее развитие детей до года:

  1. Полный отказ от манежей, колясок, способных так или иначе ограничить свободу ребенка в перемещении.
  2. Отсутствие элементов контроля, а также принуждения, предоставление ребенку максимальной самостоятельности и свободы.
  3. Обеспечение ребенку беспрепятственного доступа к спортивным снарядам и тренажерам. Создание среды, располагающей к активному образу жизни.
  4. Активное использование методов поощрений; эмоциональные отклики на достижения ребенка.

Существенными плюсами методики Никитиных является:

  • Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах.
  • Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.

Физическое развитие по Никитиным предполагает наличие спортивного уголка у каждого ребенка

К числу недостатков методики можно отнести:

  • Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы.
  • Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике.
  • Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Развивающая динамическая гимнастика

В основе динамической развивающей гимнастики лежит практика, используемая в Древней Руси: она заключается в том, что родитель, поддерживая ребенка за подмышки, слегка подбрасывал его. по мере взросления ребенка, гимнастика усложнялась, к ней добавлялись новые движения – к примеру, более старших детей можно было вращать вокруг себя, придерживая за руки и ноги.

На сегодняшний день основоположниками динамической развивающей гимнастики являются Л.Китаева и М.Трунова.

По их мнению, развивающая система позволяет:

  1. Развивать врожденные двигательные рефлексы новорожденного.
  2. Предоставлять ребенку возможность двигаться даже при отсутствии необходимых для этого навыков.
  3. Совершенствовать вестибулярный аппарат ребенка.
  4. Возможность переносить приобретенные навыки на спортивные упражнения.

Дополнительно, динамическая развивающая гимнастика может включать в себя закаливание, плавание, игры на свежем воздухе. Очень хорошо сопровождать такие занятия музыкой. И если раньше большинство родителей относились к этой системе с недоверием, сегодня она приобретает все больше сторонников.

Динамическая гимнастика подходит не всем детям

  • Укрепляет и разрабатывает мышцы и суставы ребенка.
  • Позволяет ребенку эффективнее ориентироваться в пространстве.
  • Способствует укреплению иммунитета ребенка.
  • Может компенсировать недостаток родового опыта у детей, родившихся в результате кесарева сечения.
  • Улучшает сон и аппетит ребенка.
  • Делает организм более натренированным.
  • Способствует моральному развитию ребенка, формируя у него такие качества, как способность к доверию, готовность к взаимодействию с окружающими.

Динамическая гимнастика кажется немного жесткой

Тем не менее, делая выбор в пользу динамической гимнастики необходимо учесть, что несоблюдение технологии, непоследовательность или чрезмерные нагрузки при ее осуществлении могут привести к ряду негативных для ребенка последствий:

  • Повышенная стрессовая нагрузка. Учитывая то, что большинство специалистов рекомендуют использовать динамическую гимнастику уже в первые недели после рождения ребенка, это может спровоцировать чрезмерный выброс в кровь гормона стресса. Последствием этого могут стать двигательная расторможенность, гиперактивность и т.д.
  • Динамическая гимнастика базируется на врожденных рефлексах, в частности тех, что должны угаснуть со временем (например, рефлекс Моро). Искусственная стимуляция этих рефлексов может иметь негативные последствия для ребенка.
  • Не обладая достаточным пониманием детской физиологии, родитель рискует не рассчитать нагрузку. Это может стать причиной травм в будущем.
  • Частые взлеты и падения могут притупить у ребенка страх высоты.

Именно поэтому прежде чем приступать к динамической развивающей гимнастике, необходимо проконсультироваться со специалистом и убедиться в отсутствии противопоказаний. начинать следует с четырехнедельного возраста, выбирая самую простую и щадящую для ребенка программу.

Системы общего раннего развития

Основной задачей систем общего развития является развитие у ребёнка интеллектуальных навыков, к которым можно отнести способность к обучению, навыки чтения и письма, совершенствование высших психических функций.

Педагогика Монтессори

Малыш должен расти и развиваться самостоятельно – вот основополагающий принцип, которым руководствуются сторонники педагогики М.Монтессори.

Задача родителя при этом – обеспечить ребенка средой, которая будет максимально благоприятствовать этому – а именно, в распоряжении ребенка всегда должны быть необходимые материалы для творчества, развивающие игры и игрушки и т.д.

Развивающий уголок Монтессори

  1. Не менее важными принципами педагогики Монтессори являются:
  2. Предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать вид деятельности.
  3. Родитель, как наставник, помощник, который будет направлять ребенка и его деятельность, давать ему только необходимые подсказки.
  4. Предоставление ребенку самостоятельности, не имеющей при этом ничего общего со вседозволенностью и потаканию капризам ребёнка.

К достоинствам системы Монтессори можно отнести:

  • Возможность воспитать в ребёнке самостоятельность, готовность к активному обучению и осознанной деятельности.
  • Развитие внимания и дисциплинированности.
  • Максимальное удовлетворение познавательных интересов и потребностей ребенка.
  • Максимальный учет индивидуальных особенностей ребенка (интересов, способностей и т.д.).
  • Акцент не только на интеллектуальных, но социальных, творческих, эстетических качествах ребенка, которые развиваются гармонично и естественно.

Развивающая панель для детей

Минусами системы являются:

  • Недостаточное внимание, уделяемое развитию правого полушария.
  • Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка.
  • Дети, отличающие повышенной двигательной активностью, могут некомфортно чувствовать себя на занятиях.

Методика Глена Домана

Известный педагог Г.Доман полагал, что развитие интеллектуальных способностей к обучению осуществляется наиболее интенсивно в период роста головного мозга ребенка, а именно – до семи лет. Поэтому в этот период нужно уделять ему особое внимание. При этом педагогика Г.Домана включает в себя четыре основных направления:

Читайте также:  Слинг своими руками для ребенка (новорожденного) - как сделать, выкройки, идеи

  1. Физическое развитие.
  2. Навыки чтения.
  3. Навыки счета.
  4. Общая осведомленность.

Методика Г.Домана — принципы

Формирование навыков по системе Г.Домана базируется на использовании специальных карточек, на которых, в зависимости от целей обучения, нарисованы те или иные картинки: точки (при изучении цифр), буквы (для обучения алфавиту), рисунки (при изучении окружающего мира), слова (для овладения иностранными языками). Демонстрация изображения подкрепляется небольшим рассказом об изучаемом объекте. Аналогичным образом может осуществляться и раннее музыкальное развитие (в этом случае на карточках изображаются музыкальные символы и т.д.).

Благодаря методике Г.Домана ребенок получает возможность:

  • Легко усваивать и запоминать большие объемы информации.
  • Самостоятельно структурировать материал, выделяя в нем значимые связи.
  • Овладеть значимыми для обучения навыки.
  • Развивать природные задатки ребенка.
  • Позволяет заниматься творческими видами деятельности (например, осуществлять музыкальное развитие детей раннего возраста).

Раннее чтение по Доману — с трех лет

Недостатками методики является то, что она:

  • Нагружая ребенка фактами, не обучает его их практическому применению.
  • Во время обучения чтению ребенок может акцентировать внимание на картинке в ущерб буквам и слогам.
  • Необходимо тщательно следить за тем, готова ли психика ребенка к таким нагрузкам.

Изучив принципы, а также достоинства и недостатки тех или иных развивающих методик, вы легко сможете выбрать ту, которая сможет подойти именно вашему ребенку.

Основные методики раннего развития ребенка – что выбрать?

Тема раннего развития ребенка множество раз становилась предметом дискуссий среди педиатров, воспитателей, педагогов и психологов. Об этом пишут книги, снимают фильмы и телепередачи, устраивают семинары и конференции. Однако единого определения, объединяющего все характеристики данного понятия, до сих пор не существует. Также ученые во всем мире до сих пор спорят о том нужно ли вообще ребенку раннее развитие.

В общих чертах раннее развитие представляет собой процесс интенсивного развития способностей ребенка в возрасте от рождения до трех лет. Результатом такого развития считается то, что ребенок овладевает некоторыми навыками раньше, чем его сверстники, с которыми специально никто не занимался.

Не смотря на отсутствие точного определения, разработки в сфере раннего развития детей очень велики. На сегодняшний день существует множество методик, способных развить способности малышей в раннем возрасте. При чем, автор каждой из методик заявляет об уникальности собственного открытия, всячески подчеркивая ее достоинства. На основе отдельных из них создаются специализированные детские сады и школы.

Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные методики раннего развития ребенка.

Методика раннего развития Марии Монтессори

Эта методика раннего развития детей стала одной из самых популярных среди современных родителей, психологов и педагогов. Автором ее стала всемирно известный итальянский педагог и ученый Мария Монтессори, которая была выделена ЮНЕСКО среди педагогов, определяющих направление педагогической мысли в 20-м веке.

Методика раннего развития Монтессори основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку, предоставляя ему право выбора вида занятий, учебного материала и времени проведения занятий.

По мнению автора, для гармоничного развития ребенку нужно максимально соприкасаться с окружающим его миром. Поэтому задача взрослых не рассказывать ему что можно, а что нельзя, а создать безопасную среду, в которой малыш сам выберет род деятельности. Для этого в комнате, где проходят занятия с ребенком, необходимо обустроить несколько зон с различным дидактическим материалом:

  1. Зона развития сенсорного восприятия, в которой необходимо разместить различные по мягкости, форме, цвету и текстуре предметы, которые малыш сможет потрогать и сравнить между собой.
  2. Зона развития математических способностей, в которой ребенок сможет познакомиться с цифрами и научиться считать.
  3. Зона развития мелкой моторики. Тут можно поместить различные конструкторы, пирамидки, шнуровки, игры с пуговицами, заклепками, молниями и так далее.
  4. Зона развития внимания. Здесь должны быть пособия, помогающие развивать внимание малыша.
  5. Зона обучения навыкам самообслуживания. Тут могут быть различные игрушечные утюги, пылесосы, наборы посуды и прочие материалы, вырабатывающие у ребенка навыки ухода за собой.

Система Монтессори предполагает свободное воспитание. Но сразу оговоримся, что это не та свобода, под которой традиционно понимают анархию. Это другая свобода. Мария Монтессори называла ее «свободой в дисциплине». Казалось бы, как можно соединить эти две противоположности: свободу и дисциплину?

У ребенка основные периоды особого интереса к чему-либо проходят до шести лет. Особый интерес к порядку и постоянству длится от 0 до 3 лет, но порядок в понимании ребенка это не то же, что порядок в понимании взрослого.

Гармоничное развитие малыша возможно при поддержании порядка в трех сферах: во времени, в окружающей его среде (в помещении), в поведении взрослых по отношению к нему. Окружающая среда (предметы в квартире) должна соответствовать основным закономерностям: одежда – в шкафу, обувь – в прихожей, посуда – на кухне, игрушки – на специальных полках, каждая на своем месте. Создается так называемая «подготовленная среда».

Ребенок радуется каждый раз, когда находит знакомые ему вещи на одном и том же месте (даже если вечером они были разбросаны). До трех лет от ребенка бессмысленно требовать соблюдения порядка. Необходимо, чтобы родители помогали малышу, поддерживая порядок вокруг него. При этом порядок должен быть во всем, даже в отношении людей к предметам.

Также важно, чтобы ребенок прочувствовал ритм своего дня. Распорядок дня должен устраивать всех: и родителей, и ребенка. Собственный ритм дня – это великий закон времени, «внутренние часы», его нельзя нарушать идя на поводу у субъективных желаний и капризов.

Порядок в поведении взрослых в отношении ребенка особенно важен в возрасте до трех лет. Именно внутренний образ порядка, сложившийся у ребенка к трем годам, и будет образцом в его дальнейшей жизни. Поэтому систему Монтессори можно также считать и оздоровительной. Если в этот период успеть дать ребенку возможность реализовать его потребности в порядке, то желание организовывать свою деятельность, достигать цели, искать пути к этой цели останется у него на всю жизнь.

Согласно системе Монтессори, придя в класс, ребенок сам выбирает вид деятельности (рисование, дидактический материал, игры с водой, книжки и т.д.), а также место, партнера и время. Детям предоставлена свобода выбора, но она не абсолютная. Ребенка знакомят с существующими ограничениями и правилами, и он их очень быстро усваивает.

Некоторые родители стремятся реализовать через ребенка собственные мечты, забывая, что ребенок индивидуален. Выбор, сделанный им – не случаен. В его основе лежит программа саморазвития, заложенная в ребенке от рождения. Взрослые должны наблюдать за действиями ребенка, ничего не навязывать, а помогать раскрыть заложенные природой склонности и таланты. Поэтому и девиз системы Монтессори – Помоги мне это сделать самому!

К сожалению, методика Монтессори слишком мало внимания уделяет развитию фантазии малыша. Об этом следует помнить тем, кто решит заниматься с малышом именно по этой системе.

Методика раннего развития Глена Домана

Эта методика раннего развития детей разработана американским врачом нейро-физиологом Гленом Доманом и изначально использовалась для коррекционных занятий с детьми с задержкой умственного развития. Позже, заметив, что здоровые братья и сестры его пациентов также с удовольствием занимаются по этой системе и достигают феноменальных результатов, Доман адаптировал свою методику и к здоровым детям.

Методика Глена Домана направлена на обучение чтению, математике, а также физическое развитие детей. По мнению автора, в первые 6 лет свой жизни человек получает значительно больше знаний, нежели за всю последующую жизнь. Именно поэтому начинать занятия с ребенком нужно уже в 3 – 6 месяцев. Для этого необходимо соблюдать несколько принципов:

  1. Обучение должно приносить пользу, как ребенку, так и взрослому.
  2. Прекратить занятие с малышом нужно раньше, чем этого захочет он сам.
  3. Обязательно нужно радоваться успехам своего ребенка, хвалить его.
  4. Требуется создать подходящую обстановку для обучения, в которой ничто не будет отвлекать малыша.
  5. Готовить дидактический материал нужно заранее и очень тщательно.

Основным дидактическим материалом для развития умственных способностей в системе Домана являются карточки с изображением растений, животных, предметов, букв и цифр.

Явным недостатком методики раннего развития Глена Домана можно назвать то, что она отнимает слишком много сил и времени у родителей на подготовку учебного материала.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Эта методика раннего развития детей была создана бельгийкой Сесиль Лупан, мамой трех дочерей. Суть ее, в принципе, мало отличается от методики Домана, на основе которой Лупан и построила свою систему воспитания и обучения. Разница состоит в том, что в данной методике отсутствует четкое расписание занятий, а воздействие направлено на внутренний мир ребенка.

Методика Сесиль Лупан предписывает заниматься с ребенком только тогда, когда он этого хочет. Род занятий также определяется интересом ребенка. Передача знаний, в основном, происходит посредством игры и дополняется шутливыми стишками и песенками.

Основной отличительной чертой методики раннего развития Сесиль Лупан является мнение автора о том, что лучшим учителем для маленького ребенка может стать только его родитель.

Методика раннего развития Никитиных

Авторами этой методики раннего развития детей стала супружеская пара – родители и педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины.

Основной идеей методики раннего развития Никитиных является уверенность авторов в том, что каждый из нас с рождения имеет огромные возможности развивать свои способности в различных сферах деятельности. Однако очень важно вовремя реализовать эти способности, так как, если упустить время, потенциал в этой области может угаснуть. Задача родителей при этом помогать малышу, стимулируя его к дальнейшему развитию.

Авторы методики Никитиных выделяют три основных принципа в развитии ребенка:

  1. Наряду с развитием умственных способностей, не стоит забывать и о физическом развитии. Важно приучать ребенка к занятиям спортом и закаливаниям.
  2. Необходимо предоставить детям свободу в выборе рода деятельности и продолжительности занятий.
  3. Обязательными являются заинтересованность и участие родителей во всех играх и занятиях.

Методика раннего развития Н. А. Зайцева

Методика Зайцева, направлена, в основном, на обучение чтению и развитие математических способностей ребенка. С помощью складовых и математических таблиц, кубиков со слогами и буквами дети быстро учатся читать, считать, разбивать слова на слоги, правильно ставить ударение, составлять предложения.

Помимо этого кубики имеют различный вес и выполнены из различных материалов, а также издают различные звуки, что улучшает процессы запоминания и благотворно влияет на сенсорное развитие детей.

Это лишь самые распространенные методики раннего развития детей. В мире существует огромное количество систем и методов воспитания и развития. Но родителям следует помнить, что в каждой из них есть как плюсы, так и минусы.

Методики раннего развития детей

Что такое ранее развитие?

Раннее развитие подразумевает интенсивное развитие способностей ребенка именно в раннем возрасте, когда восприимчивость человека к новым знаниям и способность к обучению наиболее высока.

К семилетнему возрасту рост детского мозга прекращается. Если до этого ребенку уделяли мало внимания, не занимались с ним, ему сложно будет усваивать школьную программу. Если же с малышом интенсивно заниматься, особенно в первые три года жизни, он намного опередит в развитии своих сверстников, воспитываемых традиционными устаревшими методами.

Благодаря развитию всех органов чувств с помощью подручных материалов, рассматривания картинок, чтения, физической активности, игр, бесед ребенок на глазах взрослеет и умнеет.

Выбирая тот или другой способ обучения, важно быть критичным и не следовать вслепую всем рекомендациям. То, что сработает для одних детей, может повредить другим, так как каждый человечек индивидуален. Методик по раннему развитию детей немало, но никто другой, кроме родителей не сможет подобрать оптимальный вариант для своего чада.

Методика Монтессори

Эта методика заостряет внимание на важности развития мелкой моторики и пробуждению интереса малыша к свободному выбору. Ребенок должен сам выбрать занятие, которое ему по душе. Любое давление и предписания непозволительны.

Малыш учится сосредотачиваться на задании, концентрировать внимание, а также саморазвивается, проявляет себя. Он приучается к порядку, бережному отношению к предметам.

Методику считают несовершенной из-за отвержения проявления творческой деятельности детей, даже рисования, которое считается не полезным.

Методика Глена Домана

Методика Домана основана на стимуляции мозга с помощью осязания, слухового и зрительного восприятия. Большое внимание уделяется физическому развитию, динамической гимнастике.

Ребенку демонстрируются карточки с изображением предметов, словами, точками, которые четко озвучиваются. Так происходит запоминание, развитие навыков чтения, счета, накопление энциклопедических знаний.

Такой метод эффективный, результативный, очень популярный, не затратный, но отнимающий много времени на изготовление новых карточек. Недостатком этого метода считается невозможность применять на практике накопленные теоретические знания.

Методика Домана-Маниченко

Методика адаптирована для русскоязычных деток с подобранным словарным запасом. Имеет игровой подход и рассчитана больше для домашнего применения.

У малыша развивается память, интерес к обучению и скорость мышления. Занятие по демонстрации и озвучиванию карточек происходит очень быстро – до нескольких минут, поэтому подходит для плотного графика родителей. Методику можно и желательно применять уже с первых месяцев жизни младенца для развития зрения, слуха, концентрации внимания. Также уделяется внимание физическим упражнениям.

Результаты такого обучения проявляются не сразу. Для видимого эффекта понадобится терпение и методичность.

Методика Никитиных

Методика Никитиных основана на интеллектуальных играх – от простых, до тех, что посложнее. При этом ребенок развивается самостоятельно, по своим способностям, ни в коем случае не принуждаясь. Особое внимание уделяется здоровому образу жизни, спорту, закаливанию. Любые творческие порывы поощряются и поддерживаются. Родители принимают активное участие в играх.

Благодаря этой методике развивается образное и логическое мышление, дети учатся самостоятельно находить выход из сложной ситуации.

Физическое воспитание и закаливание при такой методике довольно строгое – оно может причинять ребенку определенный дискомфорт, что не всегда уместно. Считается, что методика не формирует усидчивости, отрицает самовыражение.

Методика Зайцева

Методика Зайцева – это эффективное преподавание в игровой форме чтения, математики, грамматики. Дети учатся считать, писать, разбивать на слоги слова, ставить ударения в раскованной обстановке.

Материал подается системно, а учебные действия выполняются по определенному алгоритму. Метод Зайцева очень хорош для дошколят 4-5 лет. Различные кубики и таблицы, используемые в процессе обучения, помогают детям с легкостью освоить навыки чтения, письма, решать математические примеры со сложением и вычитанием, считать.

Читайте также:  Рейтинг лучших детских смесей для новорожденных

Среди недостатков метода – немалая стоимость учебных пособий, а также некоторые трудности при дальнейшем обучении в школе – дети могут глотать окончания слов, неправильно их произносить. Также мало внимания уделяется развитию мелкой моторики – рука ребенка может оказаться не подготовленной к письму.

Методика Масару Ибуки

Японец Масару Ибуки считает, что ребенок развивается до трех лет, и именно в этот период нужно приложить все возможные усилия для создания прочной базы навыков и знаний.

Большое внимание акцентируется на приобщении малыша к изучению иностранных языков и музыке. Методика предусматривает строгий режим, расписание занятий, тесный контакт и постоянное общение с матерью, физическое воспитание. При этом каких-либо пособий или готовых решений методика не предлагает. Она больше направлена на выработку отзывчивости, доброты, общительности, ответственности, уважения к другим. Дети должны научиться как можно раньше взаимодействовать с окружающим миром и людьми.

По этой методике у детей развивается интеллект, навыки социального взаимодействия, лидерские качества, уверенность в себе.

Есть как ярые сторонники этого метода, так и его противники. Последние не без оснований считают, что способности ребенка развиваются до 12-15 лет, и все равно невозможно развить то, что не заложено в ребенке от природы.

Методика Сесиль Лупан

По своей сути это дополнительные рекомендации к методике Домана. Сесиль Лупан дает советы по поддержке любознательности и интереса ребенка. С этой целью любые его усилия, успехи обязательно должны поощряться. Уделяется внимание развитию индивидуальных способностей.

Рекомендуется регулярно гулять с ребенком, петь песни, заниматься с обучающими карточками, делать ему массаж, то есть, проводить время продуктивно, насыщенно, с пользой. При этом, чтобы интерес к занятию у малыша не пропал, нужно вовремя прекращать обучение.

Общение со взрослыми положительно влияет на умственные способности ребенка, обогащает его словарный запас, развивает логику, дает знания об окружении. Сесиль настоятельно советует заниматься с грудничками плаванием.

Из методики можно почерпнуть много дельных советов, которые подойдут для вас и вашего ребенка, и на их основе разработать собственную систему развития.

Достоинства и недостатки раннего развития

Методики раннего развития формируют у детей жажду знаний. Деткам действительно легко осваивать большие объемы информации именно в раннем возрасте, до 5 лет. Развитие логики и мышления с помощью методических пособий очень полезно.

Но ни одна методика не учитывает индивидуальных особенностей маленького человека. Именно родителям нужно подобрать именно то, что наилучшим образом подойдет именно для их ребенка.

Некоторые считают, что ускорять естественные процессы вредно. Конечно, с ранним развитием можно перестараться. Не стоит навязывать ребенку те знания, воспринимать которые он не готов. К тому же, развитие не должно быть однобоким, а разносторонним, иначе оставленные без внимания сферы останутся неразвитыми.

Раннее и разностороннее развитие полезно и желательно. Вкладывая в свое чадо всесторонние знания, обучая его различным навыкам, развивая способности, вы обеспечите ребенку легкий старт в обучении, подогреете любознательность.

Малыш сможет в полной мере проявить заложенные в нем природой таланты, от чего его жизнь в будущем будет более гармоничной. Некоторые утверждают, что раннее развитие отнимает у детей детство, но это не так. Обучение делает детство интересным, насыщенным и разнообразным.

Раннее развитие: обзор самых популярных методик

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Самые популярные методики развития детей

Методики развития детей очень востребованы в наши дни и являются подспорьем для педагогов и увлеченных родителей. Многие педагоги считают, что именно в раннем возрасте успешнее всего формируются интеллектуальные способности, ведь мозг способен воспринимать огромное количество информации. Ибука Масару – японский новатор в сфере раннего развития – утверждал, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Одни родители отдают предпочтение занятиям в развивающих центрах, другие своими силами интенсивно развивают чадо.

Обзор методик развития детей

Существует много методик раннего развития. В чем-то они схожи, а в чем-то противоречат друг другу, но объединяет их одно – стремление развивать ребенка гармонично и полноценно.

Польза раннего развития

В чем же польза раннего развития?

  • занятия стимулируют интерес ребенка к окружающему миру, развивают логику, мышление, внимание, память и др., формируют полезные навыки;
  • получая новые знания, мозг активно развивается;
  • регулярно взаимодействие со взрослым полезно не только для умственного, но и для психического развития крохи;
  • занятия развивают усидчивость и внимательность;
  • разнообразная деятельность помогает выявить и раскрыть таланты ребенка.

Давайте рассмотрим самые популярные методики и их особенности.

Методика М. Монтессори

Данная методика была разработана врачом и педагогом Марией Монтессори. Она получила признание во многих странах. Методика предполагает занятия с детками от 0 до 3 лет и от 3 до 6.

Основные принципы:

-создание развивающей среды и условий, которые способствуют общему развитию и познанию окружающий мир.

-саморазвитие ребенка, самообучение и самовоспитание.

-следование детьми четким правилам.

-второстепенная роль педагога/родителя (он лишь наблюдает за ребенком и при необходимости направляет, помогает, объясняет, показывает, поддерживает интерес. При этом он не поощряет и не наказывает малыша, а держится нейтрально).

-ребенок сам выбирает для себя, чем он будет заниматься (свобода выбора).

-малыш развивается самостоятельно в комфортном для него темпе.

-развитие самостоятельности, дисциплинированности;

-развитие мелкой моторики;

-развитие логического мышления.

-отсутствие сюжетно-ролевых игр.

Методика Глена Домана

Глен Доман – американский врача-нейрофизиолог. Он занимался восстановлением детей с травмами мозга. Доман в работе использовал упражнения, стимулирующие клетки мозга. Детям поочередно показывались тематические карточки в течение буквально 10 секунд (1-2 секунды на каждую карточку). Результаты были поразительными! В дальнейшем методика начала активно применяться и в работе со здоровыми детьми от 0 до 6 лет. По мнению Домана, в первые годы жизни мозг ребенка способен воспринимать огромное количество информации. Разнообразные карточки (животные, птицы, насекомые, одежда, предметы обихода и пр.) помогают систематизировать знания в голове малыша. При помощи карточек также можно обучать счету (кружочки на карточках) и чтению (слова на карточках, которые нужно запоминать целиком).

Основные принципы:

– карточки необходимо показывать в быстром темпе несколько раз в день, называя то, что на них изображено.

-нельзя давать ребенку карточки в руки.

-карточки постепенно должны добавляться и обновляться.

-карточки по разным темам увеличивают кругозор малыша, словарный запас развивают память.

-при просмотре карточек задействованы зрение и слух, но игнорируется тактильное восприятие, без которого невозможно полноценное развитие;

-большой поток информации, который перегружает психику ребенка;

-пассивная подача материала не затрагивает эмоциональную сферу развития, творческое начало.

Методика Н. Зайцева.

Методика Н. Зайцева – известного педагога – позволяет детям довольно быстро обучиться чтению по складам. Склад отличается от слога тем, что не содержит более двух букв.

Автор создал кубики, которые различаются по размеру, цвету и звучанию. Таким образом он разграничил гласные/согласные, звонкие/глухие, твердые/мягкие звуки.

Читайте также:  Режим дня в детском саду

Каждая из граней кубика содержит один из складов, которые малыш легко запоминает в игре. Затем он учится складывать из них слова.


Основные принципы методики:

-игровая форма занятий.

-обучение чтению по складам.

-письмо лежит в основе чтения (ребенок составляет слова при помощи кубиков);

-вовлечение всех органов чувств (кубики различаются по весу, цвету, звучанию, размеру).

-системный подход (от общего к частному и наоборот)

-дети могу научиться рано читать.

-методика не признана Министерством образования;

-у ребенка могут возникнуть трудности с понятиями «буква» и «звук»;

-методика направлена на механическое запоминание.

Никитины Борис и Елена – это не только опытные педагоги, но и увлеченные многодетные родители, разработавшие свою методику. Она представляет комплекс спортивных и развивающих задач, которые постепенно усложняются.

Основные принципы:

-в основе методики лежит спорт (зарядка и закаливание – обязательные составляющие). Важно оборудовать место, где ребенок сможет заниматься.

-свобода и естественность (ребенка нельзя ни к чему принуждать; занятия проводятся только по желанию; занятия проводятся столько, сколько этого хотят ученики; родители выступают в качестве старших товарищей, соратников, проявляют активный интерес и вовлеченность).

-физическое воспитание сочетается с другими видами деятельности.

-интеллектуальному развитию отводится особое место. Для занятий были разработали специальные игры («уникуб», «квадрат Никитина»).

-одновременное физическое и умственное развитие;

-отсутствует индивидуальный подход;

-не уделяется внимание творчеству.

Вальдорфская методика

Её основатель – педагог Рудольф Штайнер.

Основные принципы:

-во главе методики не развитие интеллектуальных способностей, а познание окружающего мира, эстетические и практические навыки.

-акцент на духовном и творческом развитии ребенка.

-уважение личности ребенка.

-отсутствие принуждения со стороны педагога (ребенок делает все только по собственному желанию), отсутствие оценок.

-работа в мини-группах.

-развитие творческого мышления;

-разнообразие игрушек из натуральных материалов.

-позднее обучение письму и чтению;

-оторванность от реальности (методика далека от традиционной системы образования).

Методика Сесиль Лупан

Методика подходит детям от 0 до 5 лет. Разработана она увлеченной мамой.

Основные принципы:

-тесное познавательное общение родителей и детей, но не гиперопека, сводящаяся к бытовым заботам.

-ненавязчивое обучение, которое способно породить интерес к окружающему миру.

-всестороннее развитие личности.

-комфорт ребенка превыше всего. Взрослый – прежде всего друг!

-гармоничное физическое, интеллектуальное и умственное развитие ребенка;

-развитие коммуникабельности, адекватного восприятия мира.

– максимальная вовлеченность и лояльность родителей (не всегда у родителей есть время, возможность и достаточно терпения, чтобы заниматься по данной методике).

Более подробно с методикой Вы можете ознакомиться в нашей статье: Методика раннего развития Сесиль Лупан

Методика Железновых

Методика разработана педагогами-музыкантами Сергеем и Екатериной Железновыми (отцом и дочерью). Упор делается на музыкальное развитие ребенка. Методика подходит деткам от 6 месяцев до 7 лет. В основе занятий – коротенькие песни-инсценировки, включающие в себя пальчиковые игры, массажные паузы, сказки-шумелки, логоритмические упражнения, пропевания песенок и т.п.

Основные принципы:

-игровая форма обучения.

-максимальная вовлеченность родителей и позитивный настрой ребенка.

-развитие музыкальных способностей, чувства ритма, темпа;

-развитие общей моторики, координации движений, физических навыков;

-сближение взрослого и ребенка.

-необходимость следовать четкому плану действий.

Методика Ольга Николаевны Тепляковой

Ольга Николаевна Теплякова – дипломированный психолог, многодетная мама и опытная бабушка – разработала уникальную методику, предназначенную для деток от 3 месяцев до 4 лет. Методика помогает гармонично и полноценно развивать малыша, раскрывая его творческий потенциал.

Основные принципы:

-короткое занятие (одна игра длится 2-5 минут).

-в основе методики – не обучение, а игра, которая должна приносить удовольствие малышу.

-движение снимает напряжение, помогает установить контакт между взрослым и ребенком, поэтому начинать нужно с подвижных игр.

-серия игр объединена одним сюжетом, при этом используются различные виды деятельности.

-мамы должны быть максимально вовлечены.

-наличие других взрослых и детей приветствуется.

-активное использование игрушек.

-создание условий, которые побудят ребенка читать и писать (игры с карточками-словами).

-работы обязательно подписываются и размещаются на выставке.

-похвала ребенка и позитивный настрой родителей.

-легкость и простота;

-некоторые аспекты методики являются спорными: например, активное использование фломастеров на занятиях (в садах отдают предпочтение карандашам), или отсутствие пальчикового рисования.

Как видите, методик развития детей много, и в каждой есть свои плюсы и минусы. Пробуйте разные методики, экспериментируйте, и Вы обязательно найдете то, что понравится крохе. Не стремитесь воспитать вундеркинда, не перегружайте ребенка бесконечными занятиями, а просто играйте в удовольствие и с радостью!

Игропедагог, эксперт по вопросам раннего развития

Плюсы и минусы раннего развития ребенка

Умные детки, не умеющие ещё толком говорить, смотрятся волшебно. И все родители кидаются на поиски различных методик для того, чтобы воспитать и своих детей так же. Но так ли хороша система раннего развития и нужна ли она детям?

Пару слов о раннем развитии детей

Бурный и всеобъемлющий прогресс покорил мир, человек стал развиваться быстрее и всё вокруг него также эволюционирует. Теперь мамы и папы с рождения пытаются своё чадо обучить всему: чтению, счету, рисованию, английскому языку и другим наукам. Деток водят на гимнастику, танцы, плавание, музыку и прочие кружки, а в школу сдают в 5-6 лет.

Интенсивно развивать способности крошек от 0 до 3 лет традиционными методиками невозможно. Для правильного развития крохи, важно учитывать его индивидуальность, видеть конкретные таланты, чтобы их и развивать. Мамы и папы должны быть достойным примером, чтобы помочь малышу развиваться в какой-то области. Поэтому им не стоит навязывать ребёнку хобби, которыми они увлекались в детстве и не смогли добиться результатов.

Родителям важно выявить у своего малыша удивительные способности и выбрать одну из методик для их развития. Чем раньше это случиться, тем лучше. Ведь, если выбор сделан ошибочно, его можно будет изменить, обратив внимание на другое направление для развития.

Популярные методики раннего развития ребёнка

Многообразие развивающих методик удивляет. Среди них можно выделить более популярные системы обучения, в которых есть свои плюсы и минусы.

Плюсы и минусы методик обучения детей с пелёнок

Методика Глена Домана

О карточках Домана наслышаны во всём мире, благодаря ним, дети учатся читать достаточно быстро. Многие родители, покупают наборы карточек и развешивают их на стены детской комнаты или крепят к бортикам кроватки.
Принцип методики обучения заключается в том, что малыш с рождения учит читать слова целиком, а не по буквам и складам. При этом такое обучение проходит на подсознательном уровне.

Плюсы: детей можно начинать обучать чтению этим методом с рождения, хотя рекомендованный возраст от 6 месяцев.

Минусы:

  • родители должны быть профессионально подготовлены. Потому что просто стены, обвешанные карточками Домана, не научат ребенка читать. Мамам и папам надлежит уделять время, просматривать карточки вместе с малышом, произносить чётко и правильно слова, пользоваться специальными рекомендациями психологов и не забывать об инструкции к карточкам;
  • высокая стоимость комплектов развивающих карточек.

Методика Зайцева

Не менее модные кубики Зайцева помогают маленьким детям в игровой форме освоить мир чтения и счёта. Набор для чтения состоит из кубиков с изображением разных слогов. С их помощью, дети учатся читать и различать звуки.
Наборы для счета состоят из системы таблиц, рассказывающих всё о числах.

Плюсы:

  • методики чтения и счета хорошо сочетаются друг с другом;
  • активность обучения;
  • проходят в форме игр;
  • не надоедают детям.
  • методика обучения чтению рассчитана для детей от 2,5 лет, а счета – от 3 лет;
  • сложность алгоритма занятий. Родителям требуется тщательно готовиться к занятиям, строго следовать инструкции, уметь работать с таблицами;
  • скорость обучения, которая и так не высокая, снижается из-за непрофессионализма родителей.

Методика Марии Монтессори

Система обучения основана на изучении детьми специальных материалов, похожих на игрушки. Занятия этой методикой кажутся неорганизованными, дети самостоятельно играют с водой, крупами, геометрическими предметами и прочими материалами, которые были разработаны автором для обучения детей от 3 лет.

Сейчас системой Монтессори многие родители обучают деток младшего возраста, начиная от 6-8 месяцев.

Материалы для занятий делятся на 6 категорий:

  1. Игры с водой.
  2. Игры с крупами.
  3. Творческие занятия.
  4. Спортивные занятия.
  5. Изучение математических понятий (размер и объём предметов).
  6. Сенсорное развитие.

Программа не имеет конкретных требований, ребёнок выбирает материалы, которые ему интересны самостоятельно и в собственном темпе играет с ними. Родители не вмешиваются в игру, но им следует наблюдать за малышом, периодически подходить и показывать, что нужно или что можно делать с определённым набором предметов.

  • у ребёнка есть абсолютная свобода действий;
  • ребёнка заинтересовывают различными предметами, и он далее развивается самостоятельно;
  • дети, обучающиеся в специальных студиях Монтессори, играют вместе с другими детьми. Они учатся заботиться друг о друге, старшие дети помогают младшим;
  • с помощью данной программы хорошо развиваются практические навыки и интеллект.
  • отсутствует гармоничное развитие ребенка из-за отсутствия в программе обучения эстетических занятий (творчества, танцев, музыки и т.п.);
  • отсутствие основной базы развития детей – подвижных и ролевых игр;
  • слабое развитие правого полушария, отвечающего за гуманитарные способности;
  • дети, посещающие занятия в студиях для развития Монтессори, тяжело поддаются дисциплине в обычных детских садах и школах.

Методика Железновых

С помощью этой методики детей обучают с раннего возраста математике. Основана она на весёлых песенках о счёте и таблице умножения.
Плюсы: детям нравятся песни, поэтому информация усваивается быстро и легко, а само изучение проходит весело.

Минусы: весёлость заданий не всегда приводит к пониманию математических действий с числами. Дети зачастую просто заучивают песенки и не разбираются в самом процессе счета.

Классические методы

К классическим методикам относятся методы обучения счета при помощи пальчиков на руках и с использованием каких-либо сподручных средств, а также обучение чтению основанное на «фонемному» принципу. Суть этого принципа состоит в запоминании всех букв по отдельности, потом складывании их в слоги, а потом только в слова.

Плюсы:

  • счет на пальчиках всегда веселит малышей, ведь существует уйма весёлых пальчиковых игр и песенок, которые можно использовать при обучении;
  • наличие множества доступных по цене пособий, помогающих родителям обучать детей чтению.
  • детям, научившимся считать на пальчиках, трудно начать счет с какого-то конкретного числа или научиться считать после 10. Многие детки начинают паниковать, когда им не хватает пальчиков что-то посчитать;
  • слабо эффективен и классический метод обучения чтению. Этап, когда буквы сводят в слоги, детям даётся трудно и может затягиваться на пару лет.

Существует много разных методик, к примеру, занятия с разноцветными пирамидками, состоящими из разных фигур, специальные пазлы, кубики и т.п. При помощи разнообразных развивающих игр родители закладывают своему чаду с детства основы каких-то наук.

Положительные моменты и изъяны системы раннего развития детей

Поглощающая современное население система раннего развития ребенка имеет преимущества и недостатки, как и различные её методики обучения.

Преимущества раннего развития детей:

  1. Дети быстро развиваются. Дети начинают писать, читать, говорить на английском, играть на музыкальных инструментах и удивлять прочими вещами ранее своих сверстников.
  2. Наличие множества разных методик.
  3. Благодаря правильному выбору системы воспитания, интенсивность развития мозга крохи увеличивается.
  4. Обучение дает быстрые результаты.
  5. Появляется возможность раннего обнаружения талантов у ребенка для дальнейшего их развития.

Не зная о подводных камнях системы раннего обучения, мамы и папы своим торопливым развитием могут навредить крохе.

Изъяны раннего развития ребенка:

  1. Чрезмерное обучение приводит к потере ребенком детства.
  2. Излишняя нагрузка вызывает переутомление у деток.
  3. Способности детей вызывают восторг в раннем детстве или младших классах, в дальнейшем дети начинают отставать в учёбе.У малышей по природе доминирует правое полушарие, естественным образом, они познают мир с помощью чувств. Дети умеют фантазировать, но не анализировать правильно информацию. С помощью раннего развития, развивается левое полушарие, а правое начинает отставать в развитии. Такие дети могут изучить быстро буквы, числа, ноты и любые факты, а также легко ими манипулировать. Но из-за неразвитости творческого полушария, им тяжело придумать что-то самостоятельно. Ребёнок может воспроизвести по нотам любую мелодию, срисовать картину, спеть песню, но не способен будет сделать что-то новое и выдающееся.
  4. Отставание в развитии речи. За письменную речь (письмо и чтение) и устную отвечают разные зоны мозга. По природе у новорожденного доминирует формирование центров, отвечающих за устную речь. Преждевременная стимуляция зоны, отвечающей за чтение, приводит к её стремительному развитию и доминированию над центрами восприятия и воспроизведения устной речи. Затормаживание нормального речевого развития приводит к тому, что детки не могут во время ни говорить, ни читать. Малыши могут находить и распознавать карточки или кубики, но им будет трудно использовать нужные слова по прямому их назначению, что очень важно для коммуникации.

Правила для обучения детей с рождения

При желании пользоваться системой раннего развития, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Занятия проводить в форме игры.
  2. Принять тот факт, что новорождённые не увлекаются одним занятием долго, поэтому не заставлять малыша учиться вопреки его желанию.
  3. Игры, не заинтересовавшие малыша, следует отложить, а не навязывать ему.
  4. Следить постоянно за реакцией и эмоциями ребенка в ходе игры.
  5. Не отвлекаться во время своих занятий на домашние заботы или разговоры по телефону, иначе в этот момент малыш может утратить интерес к обучению и отвлечься также чем-то другим.
  6. Всегда помогайте малышу, пока он не научиться то, что нужно делать сам.
  7. Не сравнивайте своего малыша с другими детками его возраста. Не пытайтесь стремительно догнать их развитие, если вам кажется, что ваш ребёнок отстаёт от них, так как в развитии детей допускается отклонение в несколько месяцев. Поэтому дети развиваются все по-разному.
  8. Не ждите скоропостижного ощутимого результата от занятий.
  9. Обучение должно приносить удовольствие малышу и родителям.

Поддаваться ли соблазну раннего развития, в котором есть свои плюсы и минусы, родители должны решать самостоятельно. Начать испробовать любую из методик можно всегда, родителям важно уметь во время останавливаться, не нагружая малыша. Главное не результат, а получение радости от совместного познания чего-то неизведанного для крохи. Потому что детство должно проходить счастливо и беззаботно.

Ссылка на основную публикацию