Когда начинать чистить зубы ребенку и как правильно это делать

Как и когда начинать чистить зубы ребенку

Если у малыша прорезались зубки, то первым вопросом, наверняка, станет «нужно ли чистить зубы в раннем детском возрасте?». Кроме этого, нужно будет разобраться и в том, какую зубную щетку и пасту можно использовать для этой процедуры, как вообще научить кроху пользоваться этими предметами. На все эти вопрос будут даны ответы в представленном материале.

С какого возраста чистить зубы ребенку

Многие мамы недооценивают важность рассматриваемой процедуры и начинают учить малыша пользоваться зубной щеткой поздно. Педиатры утверждают, что чистить полость рта и зубы нужно начинать с того момента, когда у ребенка уже имеется хотя бы один зубик. Как правило, это соответствует возрасту 5-6 месяцев и в это время достаточно проводить одну чистку зубика в день.

Ближе к полутора годам ребенка нужно будет научить чистить зубы минимум два раза в день, а если эта процедура не раздражает его, то и три.

Чем чистить зубы ребенку

До возраста 1 год малышу нужно очищать зубы и ротовую полость мягкой тряпочкой или марлей, которые предварительно следует смочить в воде. В продаже имеются специальные насадки на палец в виде мягких резиновых щеточек, которыми могут воспользоваться родители.

Ближе к годовалому возрасту (10-11 месяцев) малышу можно приобрести зубную щетку. Подбирать этот предмет следует индивидуально, обращая внимание на мягкий ворс – в продаже имеются зубные щетки, предназначенные как раз для пользования малышами, они-то и станут оптимальным вариантом. Зубная щетка ни в коем случае не должна травмировать десны или эмаль на зубах.

Обратите внимание: в возрасте до 3 лет кроме зубной щетки малышу ничего больше не понадобится. Зубные пасты, гели и порошки находятся под запретом.

В период 1-3 года малышу нужно чистить зубы и очищать всю ротовую полость дважды/трижды в день, причем, делать это должны родители. Конечно, ребенок будет пытаться и сам проводить гигиеническую процедуру – обязательно нужно сразу правильно учить его держать зубную щетку. Но технически осуществить чистку зубов и очищение ротовой полости даже в трехлетнем возрасте ребенку сложно, поэтому помощь родителей в любом случае понадобится. Как раз трехлетнему малышу можно уже купить и специальную, детскую зубную пасту.

Чтобы не упустить что-то важное в процессе учебы ребенка чистить зубы, родители должны запомнить несколько простых правил относительно гигиенических приспособлений для полости рта:

  • детскую зубную щетку следует менять каждые два/три месяца;
  • при выборе зубной щетки разумно отдать предпочтение моделям с мягкой щетиной и закругленной головкой, что предотвратит даже случайные ранения слизистой ротовой полости;

можно приобрести зубную щетку с красивым, ярким оформлением – например, на ее ручке может быть изображен герой какого-то мультфильма или просто забавное животное;

  • ни в коем случае нельзя ребенку чистить зубы пастой с фтором в составе;
  • малышам не нужно чистить зубы пастой с отбеливающим эффектом – они содержат абразивные вещества, которые могут повредить зубную эмаль;
  • до четырехлетнего возраста ребенок не сплевывает зубную пасту, поэтому стоит приобрести ту, которую разрешено глотать;
  • популярные ополаскиватели для ротовой полости самостоятельно использовать нельзя, такие средства назначает стоматолог;
  • при выборе зубной пасты обращайте внимание на состав продукта – в нем не должны содержаться парабены, красители и агрессивные ПАВ.
  • Как выбрать зубную щетку для ребенка

    Специалисты утверждают, что родители смогут правильно выбрать зубную щетку для малыша в том случае, если запомнят и воспользуются следующими рекомендациями:

    1. Нельзя покупать щетки из натуральной щетины – на таком материале очень быстро размножаются болезнетворные микроорганизмы. Если ребенок будет пользоваться именно такой зубной щеткой, то в ротовой полости может развиться стоматит.
    2. Если предстоит покупка зубной щетки для ребенка в возрасте 1-3 года, то при выборе стоит обратить внимание на ее ручку – она должна быть прочной и толстой, чтобы малыш смог уверенно держать ее.
    3. Щетинки на рассматриваемом гигиеническом приспособлении должны быть собраны в «секции-группы», которых должно быть 23 штуки.
    4. Ребенок в возрасте до 5 лет должен пользоваться только очень мягкой зубной щеткой.
    5. Длина головки зубной щетки ребенка не должна быть больше 23 мм.

    У некоторых торговых марок в продаже имеется полный набор рассматриваемых гигиенических приспособлений: щетка-наперсток (подойдет полугодовалому крохе), с маленькой головкой и толстой ручкой (станет оптимальным вариантом для ребенка 1-2 лет), самая большая (ускорит процесс обучения ребенка).

    Общие принципы правильной чистки зубов годовалому ребенку

    Как только малышу исполнится 1 год, нужно очищать его ротовую полость и зубы специальной щеткой с длинной ручкой. Педиатры и детские стоматологи отмечают нехорошую тенденцию – родители не знают как, и не умеют правильно чистить зубы своим детям, что приводит к истиранию эмали и раннему кариесу. А ведь достаточно придерживаться четкого алгоритма, чтобы избежать подобных проблем:

    Зубная щетка хорошо смачивается водой.

  • Щетка располагается под углом в 45 градусов и вводится в ротик ребенку. Не меняя положения, щеткой совершаются аккуратные движения от десны к краю зубов.
  • Нельзя давить щеткой на зубы, налет нужно снимать мягкими, плавными движениями.
  • В процессе проведения гигиенической процедуры нужно объяснять ребенку, зачем вообще это делается.
  • Если малыш сам тянется к зубной щетке и пытается самостоятельно все сделать, то не стоит ему препятствовать, лучше сразу показать ребенку, как пользоваться этим гигиеническим приспособлением.
  • Обязательно нужно научить ребенка полоскать полость рта водой и сплевывать пасту.
  • Еще один важный момент: педиатры и детские стоматологи рекомендуют чистить зубы малышу в течение двух минут. Процедура эта может быть неприятна ребенку, он может начать капризничать, но можно найти выход из ситуации – например, купить песочные часы на 2 минуты и предложить малышу отслеживать время, либо поставить для просмотра двухминутный мультфильм.

    Как научить ребенка чистить зубы самостоятельно

    Достаточно часто родители сталкиваются с тем, что малыш наотрез отказывается чистить зубы самостоятельно. В таком случае нужно рассматриваемый процесс превратить в игру! Во-первых, нужно купить ему красивую, яркую и необычную зубную щетку. В дополнение к ней стоит приобрести и «вкусную» зубную пасту, но только такую, чтобы можно было глотать. Во-вторых, можно предложить ребенку поиграть в «чистильщиков» — кто лучше и тщательнее очистит зубы, тот получит приз (для этого стоит запастись яркими наклейками, полезными сладостями). В-третьих, можно на просторах Интернета найти фильмы о том, как правильно чистить зубы – демонстрация «требований» в действии часто положительно влияет на желания малыша.

    Обычно, к 4-5 годам дети самостоятельно умеют чистить зубы. Если же родители приучали к этой гигиенической процедуре ребенка с самого раннего возраста, то чистка зубов станет привычным «мероприятием».

    В чем заключается необходимость чистки зубов детям

    Многие родители считают, что «молочные» зубы ребенка – это временно, они не несут никакой особой функции: «вот сменятся на постоянные, тогда уже нужно будет их чистить». Это неверное мнение! Очень важно чистить зубы с раннего детского возраста и этому есть несколько причин:

    • молочные зубы формируют правильный прикус и обеспечивают правильный рост постоянных зубов;
    • любые зубы участвуют в формировании костей черепа, а значит оказывают большое влияние и на формирование черт лица;
    • если чистка зубов будет осуществляться нерегулярно, то в организм малыша попадут болезнетворные бактерии (из полости рта в кишечник), что можно привести к развитию достаточно серьезных патологий;
    • если уход за зубами и ротовой полостью будет проходить неправильно, то это приведет к развитию кариеса не только на «молочных», но и на постоянных зубах.

    Чистота полости рта – это залог здоровья зубов в будущем. Согласитесь, гораздо проще проводить регулярные гигиенические процедуры в раннем детстве, чем в последующем посещать стоматолога и постоянно лечить зубы.

    Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

    10,935 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

    Когда лучше начинать чистить зубы малышу, как правильно это делать, какие пасты нужно использовать ребенку?

    Как правильно чистить зубы детям? Этим вопросом задаются многие родители. В гигиене полости рта важную роль играет не только техника очищения зубов, но и время чистки, а также применяемые зубная паста и щетка. Вопреки ошибочному мнению, молочные зубки нуждаются в регулярном избавлении от налета. Как научить ребенка чистить зубы? С какого возраста необходимо начинать ухаживать за полостью рта у детей? Как правильно это делать? Какую пасту и щетку выбрать?

    С какого возраста необходимо начинать чистить ребенку зубы?

    Начинать чистить зубы малышам нужно сразу после их прорезывания, т.е. еще до достижения годовалого возраста. Стоматологи объясняют важность раннего ухода за полостью рта тем, что налет на зубной поверхности провоцирует развитие процесса гниения, а это затрудняет полноценное питание и формирование речевого аппарата.

    При этом специалисты отмечают, что чем раньше начать очищать зубки малышу, тем скорее он привыкнет к этой процедуре. Перед первой чисткой родителям рекомендуется проконсультироваться с врачом. Стоматолог обучит не только технике проведения процедуры, но и порекомендует наиболее эффективные и безопасные средства.

    Нужно ли ухаживать за полостью рта, если у ребенка еще не прорезались зубы?

    Регулярного ухода требуют не только зубы, но и десны. Пока у малыша не начали прорезываться зубки, рекомендуется ежедневно очищать ротовую полость от скопления болезнетворных микроорганизмов. Для этого следует обернуть указательный палец мягкой чистой салфеткой, смочить ее водой и осторожно протереть поверхность десен. Процедура выполняется после тщательного мытья рук.

    Поскольку десневые ткани младенцев нежные, во избежание их травмирования необходимо предварительно коротко подстричь ногти и снять украшения с пальцев. При этом следует обработать ногтевую пластину пилкой, чтобы на ней не было острых краев.

    Все действия должны быть плавными и максимально осторожными. Если ребенок плачет, активно вертит головой и не дает открыть рот, необходимо прекратить попытки почистить десны. Возобновить их можно позже, когда он успокоится.

    Выбор зубной щетки и пасты

    К выбору приспособлений для чистки зубов у детей нужно подходить очень ответственно. При покупке щетки необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Следует приобретать продукцию с искусственной щетиной. Натуральные материалы способствуют размножению болезнетворных микроорганизмов, что может привести к развитию воспалительного процесса в полости рта.
    2. При покупке щетки предпочтение следует отдавать только экземплярам с пометкой «для детей». При производстве детских зубных щеток к каждой детали предъявляются особые требования. Их ручки обязательно снабжают прорезиненной накладкой, что позволяет надежно удерживать их в руке и исключает скольжение, которое может привести к травмированию полости рта. Кроме того, во избежание надлома щетки для малышей изготавливаются из особо прочных материалов. Практически все производители приспособлений для гигиены полости рта у детей при производстве своей продукции используют яркие расцветки. Если малышу купить зубную щетку с изображением любимого мультипликационного или сказочного героя, каждая гигиеническая процедура будет приносить ему большое удовольствие, и он перестанет капризничать.
    3. Выбирать нужно только те зубные щетки, щетинки которых собраны в секции минимум по 23 штуки.
    4. Детям младше 5-летнего возраста рекомендуется покупать щетки, предназначенные для предотвращения кровоточивости десен. На упаковке должна быть маркировка «экстра мягкая» или «extra-soft».
    5. Для малышей нужно выбирать щетки, длина головки которых составляет от 18 до 23 мм.

    Выбор зубной пасты осуществляется по следующим правилам:

    1. При покупке предпочтение следует отдавать только тем средствам, на упаковке которых имеется пометка «одобрено Стоматологической ассоциацией России». Такие варианты являются безопасными для детских зубов.
    2. Выбирать нужно пасты, предназначенные специально для малышей. В отличие от паст для взрослых, они не содержат абразивных компонентов и не способны повредить тонкую зубную эмаль детей. Кроме того, в них присутствует оптимальное количество фтора, который в больших количествах вреден для здоровья малышей. Нередко на детских зубных пастах помимо маркировки «детская» или «для детей» указывается возраст, например, 3-7 лет, или +2. Существуют также средства, предназначенные для малышей с первых дней жизни.
    3. При выборе пасты для ребенка рекомендуется учитывать его вкусовые предпочтения. Большинство детских паст имеют различные добавки и ароматизаторы: клубника, банан, вишня, апельсин, жевательная резинка, мороженое, шоколад, барбарис. Специалисты отмечают, что вкус, цвет и аромат пасты играет большую роль в обучении ребенка гигиене полости рта.

    Как правильно чистить зубы малышу?

    Детям до 3 лет зубки чистят родители. Мнения специалистов относительно необходимости использования зубной пасты в указанном возрасте расходятся. Одни стоматологи считают, что таким малышам нельзя чистить зубы с помощью пасты, другие уверены, что без ее применения гигиена полости рта будет неполноценной. В любом случае этот вопрос остается на усмотрение родителей.

    Чистить зубки малышам по достижении 1 года, когда у них уже прорезались первые единицы, следует утром и вечером щеткой, смоченной водой, от десны к краю прорезавшегося зуба. Для удобства ручку щетки рекомендуется держать под углом 45 градусов. В течение 2 минут необходимо обработать все имеющиеся единицы. Движения при этом должны быть максимально осторожными. При использовании пасты у детей старше 1 года по завершении процедуры следует убедиться, что они выплюнули ее остатки. При этом необязательно полоскать рот — зубная паста не может повредить зубную эмаль.

    Как научить ребенка самостоятельно чистить зубы?

    Сроки приучения детей к самостоятельной гигиене полости рта носят индивидуальный характер. Одни дети уже в 2 года умело управляются с зубной щеткой, другие даже в 4-летнем возрасте не могут овладеть навыком ее использования. Начинать приучать ребенка к самостоятельному уходу за полостью рта следует только тогда, когда он сможет уверенно удерживать щетку в руке и осознает важность этой процедуры. Прививание детям навыков очищения зубов в среднем происходит в 3-4-летнем возрасте.

    Научить этому не так сложно, можно просто на собственном примере показать ребенку, как правильно чистить зубы. Для очищения верхних и нижних единиц используются вертикальные движения от основания десны к краю зуба, в процессе чистки жевательных единиц щетку следует держать горизонтально, водя ею вперед-назад. При этом достаточно маленькой горошины пасты, не следует покрывать ей всю поверхность щетки.

    Первое время придется контролировать действия ребенка и проверять, почистил ли он зубы 2 раза в день, и насколько тщательно он это сделал. Заканчивать гигиеническую процедуру необходимо очищением поверхности языка от скопившегося налета и полосканием.

    Ухода требует и зубная щетка. После каждого применения ее следует тщательно ополаскивать. Если намылить ее щетину и оставить в таком виде до следующего использования, это позволит предотвратить скопление в ней болезнетворных микроорганизмов.

    Что делать, если ребенок отказывается чистить зубы?

    С отказом ребенка от чистки зубов сталкиваются многие родители. Если при попытке почистить зубки недовольство выказывают груднички, причиной могут быть болезненные ощущения при проведении процедуры. Десны младенцев крайне чувствительны к любому даже самому незначительному воздействию. Чтобы очищение полости рта не доставляло младенцам дискомфорта, родителям необходимо действовать как можно аккуратнее.

    Если ребенок сильно плачет, необходимо немедленно прекратить попытки почистить десны. Насильственные действия могут нанести ему психологическую травму. Возобновить попытку можно позже, когда он успокоится. Лучше всего проводить очищение полости рта младенцам после сна или кормления, когда они спокойны и сыты.

    Заинтересовать детей постарше в ежедневном уходе за зубами помогут следующие меры:

    1. Совместное проведение гигиенических процедур. Поскольку большинство детей любят подражать взрослым, велика вероятность, что они станут повторять действия старших членов семьи.
    2. Использование зубной щетки, на ручке которой изображен любимый персонаж ребенка, и пасты с ароматом и вкусом, который больше всего ему нравится. Такие нюансы помогут вызвать у детей интерес к уходу за зубами.
    3. Применение электрической зубной щетки. Это приспособление наверняка понравится ребенку, особенно мальчику.
    4. Беседы о вреде отсутствия ухода за зубами. Для того чтобы ребенок понял, насколько это вредно, можно вместе с ним посмотреть мультфильмы или видео-ролики на эту тему. Во время объяснений следует использовать элементы игры. Не рекомендуется применять сложные для детского понимания термины. При этом категорически запрещено запугивать ребенка – это может сильно навредить его не до конца сформировавшейся психике.
    5. Похвала и поощрение. После каждой чистки зубов детей необходимо хвалить и всячески поощрять. Они гораздо охотнее выполняют просьбы родителей, если после процедуры позволять им посмотреть любимый мультик или почитать перед сном занимательную книжку несколько дольше обычного.

    Лучшие производители зубных щеток и паст для детей

    Производители наиболее популярных детских зубных щеток:

    • американская компания RADIUS;
    • российская фирма SPLAT;
    • швейцарский бренд R.O.C.S;
    • итальянский концерн Chicco;
    • международная корпорация Colgate.

    Наиболее эффективные и безопасные зубные пасты для детей есть у брендов SPLAT, Невская косметика, Jack n’ Jill, R.O.C.S, Biorepair, Colgate, Silca. Перед использованием того или иного средства нужно обязательно проконсультироваться со стоматологом.

    Мнение Комаровского о чистке детских зубов

    Детский врач Е.О. Комаровский, к мнению которого прислушиваются многие коллеги-педиатры, считает, что к уходу за полостью рта у детей нужно приступать сразу, как покажется первый зубик. Для наиболее мягкого и безопасного очищения Евгений Олегович советует родителям использовать резиновые щеточки, надеваемые на палец.

    По словам доктора Комаровского, 2 года – возраст, который лучше всего подходит для начала обучения детей самостоятельному очищению зубов. Если ребенок категорически отказывается выполнять эту процедуру, Евгений Олегович рекомендует оставить его в покое и повторить попытку через год, т.е. по достижении 3-летнего возраста.

    Как правильно чистить зубы детям до года и старше, с какого возраста нужно начинать

    Не все родители знают, как правильно чистить зубы детям, а ведь от качества ухода за молочными зубами зависит состояние прорезавшихся постоянных. Чтобы уберечь ребенка от проблем с коренными молярами, резцами и клыками, необходимо приучать его к чистке и полосканию рта после прорезывания самого первого зубика.

    Особенности строения молочных зубов

    Молочные зубы формируются на шестой неделе внутриутробного развития. В норме их 20:

    • 8 моляров;
    • 8 резцов;
    • 4 клыка.

    Временные зубки состоят из тех же тканей, что и постоянные:

    • дентина (у временных зубов он мягче и менее минерализован);
    • эмали;
    • пульпы.

    Однако у молочных резцов, клыков и моляров есть особенности:

    • низкие коронки;
    • большое расстояние между коронками;
    • длинные тонкие корни, которые рассасываются перед выпадением временного зуба и прорезыванием постоянного;
    • тонкая эмаль – всего 1 мм;
    • широкие каналы.

    По строению молочные зубы лишь немногим отличаются от постоянных, поэтому они в не меньшей мере нуждаются в правильном уходе. Начинать чистить зубы ребенку можно после прорезания самого первого резца. Раннее приучение к гигиене станет прекрасной профилактикой против многих стоматологических заболеваний, которые могут поразить молочные резцы, а затем и сформированные под ними зачатки постоянных.

    Если не ухаживать за зубами грудничка или ухаживать за ними неправильно, уже в первые три года жизни малышу придется посещать детских стоматологов. А может и терпеть сверление сгнивших зубов бором, что болезненно и неприятно для маленького ребенка даже при условии качественной анестезии.

    Как правильно очищать ротик грудничка

    Сразу после выписки из роддома необходимо начать протирать десны новорожденного ребенка плотным марлевым тампоном, смоченным в воде. Также можно смачивать тампон в:

    • настое ромашки, если у младенца не наблюдается запоров;
    • бактерицидном настое шалфея;
    • отваре зверобоя, так как это растение укрепляет десны;
    • противовоспалительном отваре календулы.

    Не рекомендуется применять для обработки полости рта грудничка отвары и настои трав чаще 2–3 раз в неделю, так как злоупотребление ими может привести к аллергическим реакциям.

    Соблюдение гигиены, подразумевающее обработку слизистой рта марлевым тампоном, необходимо и тем новорожденным, которые находятся на грудном вскармливании, и тем деткам, которые питаются искусственными смесями. Грудное молоко не очищает ротовую полость, а загрязняет ее. Если не санировать рот малыша после кормления, то в нем начнут размножаться болезнетворные бактерии, что чревато инфицированием зубной эмали.

    С какого возраста нужно начинать чистить зубы ребенку

    Начинать чистить зубы малышу нужно с того момента, когда они начнут прорезываться. На первых порах лучше выполнять манипуляции без пасты, осторожно обрабатывая не только первый зуб, но и саму десну. Можно воспользоваться специальной мягкой детской щеткой или силиконовой накладкой, надевающейся на палец родителя. Последнее приспособление будет выполнять функцию не только щетки, но и десенного массажера, что облегчит боль от прорезывания.

    Действовать в процессе чистки следует осторожно, так как десна около режущего зубика воспалена и болит, поэтому груднички могут плохо реагировать на гигиеническую процедуру. Но отказываться от нее нельзя: во время прорезывания ухудшается местный иммунитет, поэтому увеличивается риск инфицирования эмали.

    Более подробно об уходе за полостью рта новорожденного рассказано в видео:

    Сколько раз в день надо чистить зубы детям

    И молочные, и коренные зубы надо чистить дважды в день – утром и вечером. Иначе под воздействием солей, кислот и сахара, находящихся в остатках пищи, на молочных зубах образуется кариес, который придется лечить у дантиста с помощью профессиональных инструментов.

    Как правильно чистить зубы детям

    Существует несколько общих правил качественной чистки зубов в зависимости от возраста малыша:

    • Чистить зубы ребенку до года надо с помощью особой силиконовой накладки, которая фиксируется на указательном или большом пальце родителя.
    • После года можно использовать щетку с силиконовыми ворсинками и специальным ограничителем, постепенно переходя на классические модели.
    • С трех лет применяется обычная щетка с мягкими ворсинками. Важно, чтобы ее поверхность покрывала только две зубных коронки, иначе гигиеническая процедура будет недостаточно эффективной.

    Детскую щетку необходимо менять раз в 3–4 месяца. Если срок эксплуатации еще не вышел, но щетка уже стала шероховатой по краям, следует поменять ее, так как между ворсинками могут начать образовываться и размножаться патогенные бактерии.

    Как чистить зубы ребенку младше 1 года

    Полгода – это тот возраст, когда родители должны начинать чистить зубы ребенку ежедневно. С 6 до 12 месяцев у детей режутся зубки, поэтому в этот период надо санировать их ротовую полость очень осторожно. Грудничок еще не может принимать участие в гигиенической процедуре, но уже может выразить свое недовольство звуками и жестами, поэтому взрослый должен ориентироваться не только на технику дентальной чистки, но и на ощущения младенца.

    Как правильно чистить первые зубки

    Ключевые правила чистки:

    • нужные движения должны быть выметающими: от корня к верхушке;
    • палец с силиконовой насадкой должен находиться во рту у ребенка под углом в 45 градусов к деснам;
    • при обработке жевательных поверхностей палец с насадкой располагается горизонтально и очищает коронку поступательными продольными движениями;
    • внутренняя зубная поверхность вычищается короткими быстрыми движениями;
    • боковые зубики можно почистить круговыми движениями.

    На каждый зуб должно приходиться около 10–15 движений. Во время процедуры нужно очищать не только дентальную эмаль, но и внутреннюю поверхность щек, язык и десен. Также чистить зубы годовалому ребенку можно с помощью специальных стоматологических или дентальных салфеток, которые можно приобрести в аптеке.

    Почему нужно приучать ребенка чистить зубы раньше, чем с одного года

    Начинать чистить молочные зубки малыша надо тогда, когда появиться первый резец или еще до его полного прорезывания. Полноценный уход за ротовой полостью поможет:

    • сформировать правильный прикус;
    • хорошо очищать ротовую полость от кариесогенных бактерий;
    • предотвратить различные заболевания, в том числе кариес.

    Как чистить зубы детям старше года

    Ребенку старше 1 года можно приобрести первую зубную щетку с силиконовыми ворсинками. Она стоит дороже обычной, но такая трата средств оправдана: щетка с силиконовым ворсом не будет травмировать зубки ребенка и поможет качественно очистить десны и щеки. С ее помощью можно чистить даже первые зубки ребенка. Однако такие щетки быстро становятся непригодными к безопасной эксплуатации, поэтому не следует применять их в течение длительного времени.

    Правила ухода за детской зубной щеткой с силиконовыми щетинками

    Чтобы силиконовая щетка прослужила дольше, нужно соблюдать следующие правила ее эксплуатации:

    • нельзя кипятить и даже просто обдавать щетку кипятком;
    • после каждого использования следует мыть ее с мылом (детским, дегтярным, хозяйственным).

    Нельзя помещать щетку в футляр, следует хранить ее в закрытом шкафчике, в стакане, отдельно от щеток взрослых членов семьи.

    Зубные пасты для годовалых детей и грудничков

    Чтобы начать чистить детские зубы с применением пасты, необязательно ждать, когда ребенку исполнится год или три. Большинство паст показаны детям старше 2 лет, однако, существует ряд производителей, в линейке товаров которых присутствуют хорошие зубные пасты без фтора, подходящие для детей младше одного года. Они абсолютно безвредны, и их можно проглатывать. Такие средства можно найти среди продукции марок:

    • R.O.C.S.
    • Elmex.
    • Splat.
    • Lacalut.

    На каждой пасте указывается, с какого возраста она разрешена к применению – нужно чистить зубы ребенку только тем средством, которое ему не противопоказано и подходит для комплексного ухода за детскими зубами.

    Начиная чистить зубки ребенку до одного года с применением пасты, необходимо следить за его реакцией. У некоторых малышей может начаться аллергия, поэтому при первых симптомах появления сыпи или непонятного покашливания, следует прекратить пользоваться пастой и показать малыша врачу.

    Техника чистки зубов с пастой

    Начинать чистить зубы с применением зубной пасты можно, когда у ребенка появиться первый резец, крайний срок – полтора годика. Не стоит ждать, когда у него разовьется кариес из-за отсутствия правильного ухода.

    Процедура чистки с зубной пастой:

    • на заранее увлажненную щетку наносится определенное количество пасты;
    • щетку под прямым углом подносят к коронкам;
    • очищать зубную поверхность надо выметающими движениями: от корней к верхушкам;
    • внутреннюю дентальную поверхность очищают короткими движениями, щетка размещается под углом в 45 градусов;
    • режущая и жевательная поверхности коронок обрабатываются в самом конце;
    • после окончания процедуры следует прополоскать рот водой;
    • примерная продолжительность каждой чистки – 2–3 минуты.

    2–3 годика – это тот возраст, когда нужно начинать приучать ребенка чистить зубы самостоятельно.

    Ополаскиватели для самых маленьких

    Производители жидкостей для полоскания ротовой полости не рекомендуют применение таких средств детям младше шестилетнего возраста, так как велик риск, что малыш проглотит ополаскиватель.

    Как приучить ребенка чистить зубы

    Многие детки младше 1 года, а иногда и малыши постарше, не хотят чистить зубы, всячески выражая свое недовольство. В этом случае надо привлечь их внимание к гигиенической процедуре с помощью одного из таких методов:

    • купить яркую щетку с любимым мультяшным героем и зубную пасту с приятным фруктовым вкусом;
    • предложить малышу почистить зубы его игрушкам;
    • чистить зубы вместе с ребенком и соревноваться с ним в качестве и скорости чистки.

    Каждый родитель самостоятельно решает, с какого возраста начинать чистить зубы ребенку и использовать ли пасту, но промедление может отрицательно сказаться на здоровье крохи. Родители должны не только чистить зубы своим детям, но и научить их самостоятельному корректному уходу за ротовой полостью.

    Более подробно о детских зубах, уходе за ними и приучению ребенка к чистке рассказывает доктор Комаровский в видео:

    Первый класс: делать ли домашние задания вместе с ребенком

    Самостоятельный ребенок в начальной школе: это возможно?

    Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

    • Домашние задания: требования учителя
    • Делать ли уроки вместе с ребенком?
    • Домашние задания в первом классе: 5 вопросов родителей

    Продолжаем тему домашних заданий — в первом классе и в начальной школе вообще. Как приучить ребенка к самостоятельности, если без помощи родителей он сделать уроки не может? И чем чревато «сидение» с ребенком над уроками вплоть до средней школы? Вот что советует Екатерина Бурмистрова, детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей.

    Домашние задания: требования учителя

    Базовая практика во времена нашего детства была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком. Кроме того:

    • очень сильно изменились программы, даже по русскому языку, математике и чтению;
    • очень сильно изменился входной уровень детей — в школе ждут детей читающих;
    • иностранный язык изучается с 1-2 класса;
    • возросло количество неработающих мам.
    • неудобны для родителей;
    • очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями;
    • очень сильно отражаются на волевом созревании детей.

    Сейчас учителя первоклассников напрямую предупреждают родителей, что им придется учиться вместе с детьми. Если об этом не говорится прямо, то учителя все равно предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за выполнение домашних заданий ребенком. Если раньше задача учителя была — научить, то сейчас задача учителя — дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.

    Ребенок пишет свои первые крючки — и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий — уровень мотивации у родителей зашкаливает. А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю с вопросом, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка.

    Эта система навязывается многими учителями начальной школы: чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей. Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы — чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и они готовы научить и исправить.

    Нужно понять, с каким педагогом вы имеете дело, какая у него позиция. И в зависимости от жесткости этой позиции гнуть линию самостоятельности.

    Делать ли уроки вместе с ребенком?

    Какие могут быть последствия того, что родители будут сидеть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником? Созревание детей наступает сейчас довольно рано, и уже в 9-10 лет можно наблюдать у ребенка всю симптоматику подросткового возраста. Итак, к 5-6-му классу эта возможность — сидеть и делать уроки вместе с ребенком — у вас уже точно пропадет, ребенок просто не даст вам так участвовать в его жизни. Но за четыре года он привыкнет, что за уроки отвечает мама, а сам он эту ответственность взять не может и не умеет. Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14-15, пока сил хватит. Ребенок не будет по-прежнему отвечать за свои задания. А в 14-15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.

    Вот почему дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе (потому что за них все делали мама и папа), в средней школе резко снижают учебу. Помощь принимать они уже не готовы — это психологически невозможно, а умения и навыков учиться у них нет.

    Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, — это ответственность, умение работать и возможность воспринимать задание, как свое. Сначала, если вы движетесь в этом русле, учебные показатели ребенка, возможно, будут ниже. Но во 2-3-м классе ребенок выравнивается, а главное — нет потери успеваемости в 4-5-м классе.

    Домашние задания в первом классе: 5 вопросов родителей

    А теперь давайте разберем конкретные вопросы родителей, связанные с домашними заданиями, особенно в первом классе.

    Если в школе задают много и непонятно для ребенка, что делать? Помогать ли ему? Желательно избегать такой ситуации. Подобное случается, если ребенок пошел в школу более сильную, чем ему показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя, конечно, может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Ориентируйте ребенка на то, что знания дает учитель. Если ты что-то не понял, нужно спросить у него. Не делая с ребенком уроки, надо все же следить за происходящим: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?».

    Если домашнее задание не задают, как вырабатывать учебную самостоятельность? Если нет задания, то нужно все равно предложить ребенку сделать какой-то объем работы за определенное время самостоятельно. Задания должны быть маленькие, чтобы сохранялось желание учиться, чтобы ребенок не перетрудился. Все «пере» гораздо более опасные, чем «недо». Над ребенком не сидеть, за качество работы не переживать. Ошибки будут, но постепенно их будет становиться меньше.

    Первоклассник еще не очень хорошо читает и не всегда понимает задание в учебнике (а иногда оно так составлено, что его с трудом понимает и взрослый). Помогать? Договоритесь, что сначала задание все равно читает ребенок. Понятно, что нужно сделать? Пусть делает. Непонятно? Тогда читаете вы и вместе разбираетесь, что требуется. Затем ребенок делает. Поставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация: например, «Во 2-м классе ты сможешь все читать и делать сам». То же самое с записью домашнего задания: пока его записываете вы, потому что ребенок плохо умеет писать, а через какое-то время вы этого делать не будете.

    Надо ли проверять домашнее задание? Увы, большинство учителей ждут, что вы все проверите, несколько раз перепишете и принесете отличный чистовик, из которого не будет ясно, где ребенок «не дотягивает».

    Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Если можно учителю принести домашнюю работу с ошибкой — радуйтесь.

    Если нет — против системы образования не попрешь и отношения с учителем портить не хочется — проверяйте домашнее задание, учите ребенка искать свои ошибки, но старайтесь сохранять благодушное настроение, не сердиться. Почему это важно?

    Роль мамы — поддержка, забота, принятие. Роль учителя — контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника только формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.

    Как быть с английским языком? Учебники таковы, что самостоятельно ребенок по ним заниматься не может. Английский с первого класса — особая сложность. Это очень большая нагрузка — осваивается две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно. Но желательно, чтобы был репетитор, педагог — из тех же соображений: чтобы мама не путала себя с учительницей.

    Лекции и вебинары для родителей и специалистов, консультации: сайт автора

    НУЖНО ли делать УРОКИ вместе с ребенком?

    А насколько это педагогично, «психологично» и в принципе правильно делать уроки вместе с ребенком или вообще…

    Ночью я дописывала очередной текст, легла в четыре.

    Утром заходит Даша.

    – Мам, я не успела сольфеджио сделать, сделаешь за меня?

    В тот момент я была согласна на что угодно, лишь бы меня не кантовали.

    – Сделаю. Поведу Гришу на трубу, пока буду его ждать, сделаю.

    Музыке я училась давно и 2 года. Максимум, что могу теперь – сыграть одной рукой простенькую мелодию в двух октавах (первой и второй). Басовый ключ – это уже за гранью. Ну что я – не разберусь в сольфеджио 2 класса музыкальной школы? Да фигня!

    Так и не выспавшись, на ватных ногах, забираю Гришу из школы и привожу в музыкалку.

    Смотрю задание, открываю рабочую тетрадь. 7 упражнений на одной странице, три на другой и еще одно на третьей. Глаза боятся, башка трещит, а руки делают. Поехали!

    Ну, обозначить устойчивые ступени гаммы до мажор – это просто. Ре мажор, соль мажор, фа мажор? – Посложнее, конечно, но выполняемо. На неустойчивых ступенях си бемоль мажор я уже напряглась.

    На задании “обведите синим карандашом ступени мажорных гамм, между которыми образуется полутон” закашлялась и полезла в учебник.

    На этапе транспонирования мелодий из фа мажор в соль мажор и из до мажор в си бемоль мажор ко мне подсела завуч музыкальной школы.

    – Давайте я вам помогу!

    – А ничего что я за ребенка задание делаю?

    – Ну, вы же потом ему все объясните.

    – Эээ, неудобно как-то. Я себя чувствую застуканной на месте преступления.

    – Ничего, ничего, сейчас все быстренько сделаем!

    Справились за несколько минут. А тут и Гриша освободился.

    Я встретила его вполне живой, взбодрившейся и довольной собой. Но! Надо смотреть правде в глаза: задание было и впрямь пустяковское.

    Помнится, недавно я за Дашу упражнения по интервалам делала (превратите большие секунды в малые, поставьте там, где необходимо, диезы, чтобы все терции стали большими, постройте вниз от звуков ДО, РЕ, МИ интервалы: м.2, б.2, м.3 и б.3).

    Вот там реально вынос мозга был. А тут что? Безделица.

    ут же встает вопрос, а насколько это педагогично, «психологично» и в принципе правильно делать уроки вместе с ребенком или вообще за него?

    Официальный ответ: неправильно.

    Учеба в школе и домашние задания как ее существенная часть – это ответственность ребенка.

    Это не такая уж простая, но совершенно посильная для него «работа», поэтому, в идеале, он должен справляться с ней сам (имея, конечно, возможность попросить помочь, если что-то непонятно или трудно).

    А если не справляется, если не умеет грамотно распределить свои силы и время, пусть идет в школу с невыученными уроками, зарабатывает там свои законные двойки, краснеет, огорчается, делает выводы и исправляет.
    Смысл тут в том, что обучение в школе – дело ребенка, а не родителей. Это важно.

    Чем больше родитель берет на себя здесь ответственности и контроля, тем меньше их остается у ребенка, который утрачивает собственную мотивацию, энергию и самоуважение.

    И чем больше родители стараются, чтобы их ребенок учился лучше, тем меньше у него на это шансов.

    Как и шансов на то, чтобы учиться управлять собой, своей жизнью, отвечать за результаты своей деятельности, ставить собственные цели и достигать их.

    Однако в жизни, как всегда, не все так прямолинейно и однозначно.

    Требования современной школьной программы – серьезные.

    Существует также жизнь вне школы (всевозможные кружки/секции, в которые реально тянет).

    Да и вообще – по-хорошему – еще должно оставаться время на прогулки, игры, книжки, мультики и ничегонеделанье.

    В итоге, наш бедный 7-8-9-10-и далее летний ребенок загружен по самую маковку.

    Он бы, может, и рад только на гитаре учиться играть. Но его в музыкальной школе пригружают еще нехилым сольфеджио, музыкальной литературой и хором, на которые надо не только ходить, но еще и задания делать.

    Это здорово, если у нашего ребенка высоченная мотивация, тяга к знаниям, внутренняя собранность и нервная система сильная, а если нет?

    Так нужен ли рядом с ребенком, делающим домашнее задание, взрослый? Я считаю, да – если речь идет о первых двух (трех) годах начальной школы и по крайней мере первом годе школы средней (т.е. о 5-ом классе, когда появляется кабинетная система, много новых предметов, а главное – учителей с их различными и порой противоречивыми требованиями).

    Дело в том, что без взрослого ребенку на первых порах (!) трудно организовать свою работу, следить за временем и управлять своим расписанием.

    Ему нужен рядом тот, кто послужит проводником и надежной опорой в этой новой для маленького человека деятельности.

    Кто будет замечать достижения, подбадривать и подпитывать веру в его собственные силы.

    Вспоминаем Л.С. Выготского и его закон «зоны ближайшего развития»: в каждом возрасте у ребенка есть определенный круг дел, которые он может делать сам. И другой круг – побольше – тех дел, которые он сам выполнить не в состоянии – только с помощью взрослого.

    По мере развития ребенка круг его самостоятельных дел увеличивается за счет тех, что раньше выполнялись вместе с взрослым.

    Проще говоря, завтра ребенок САМ будет делать то, что сегодня делал вместе с мамой (whoever) и именно благодаря тому, что мама ему ПОМОГАЛА.

    Но! Помогающий взрослый присутствует в жизни школьника не для того, чтобы нависать над ним зорким критикующим орлом или решать за него задачки, а чтобы объяснить непонятное, задать правильные вопросы, спланировать работу, помочь ее начать, а потом проверить и похвалить.

    По мере того, как ребенок осваивает новые навыки, взрослый постепенно отходит, «отпускает вожжи» (главное – не упустить этот момент, когда пора медленно отходить и отпускать), освобождая ребенку пространство для самостоятельного развития и позволяя испытывать радость и гордость от того, что у него самого многое получается, что он может, способен, успешен.

    И вот после всего так красиво написанного, вы спросите меня – как же так получается, что я делаю за свою 10-летнюю дочь задания по сольфеджио? Это вы еще не знаете, что я за нее и математику делаю, когда она по понедельникам 5 часов в художественном лицее натюрморты рисует.

    Жизнь – она же как река. Не всегда у реки есть правильные, четко очерченные берега. Иногда ее разносит, разливает, иногда тесно сжимает между грубыми скалами.
    Я что хочу сказать: умение расставлять приоритеты, быть гибким и действовать по обстоятельствам, не создавать себе тюрьму из жестких, раз и навсегда принятых правил, иногда выходить из берегов, а потом вновь в них возвращаться, оставаясь при этом в русле собственных ценностей и установок, – это неплохо и здорово помогает в жизни.

    Я считаю, что ребенка нужно поддерживать. Не брать на себя ответственность за его учебу, не контролировать каждую букву, нет, а подстраховывать там, где у него вот-вот закончатся ресурсы, и он станет заваливаться, как забор – в неуспех.

    Неуспех, как и физическая усталость, имеет свойство накапливаться и замечательно отравлять существование.

    Накапливающая усталость и накапливающийся неуспех опасны тем, что ребенок может надорваться, разувериться в собственных силах и, как следствие, возненавидит учебу и потеряет интерес и стимул к обучению.

    Так что: смотрите на своего ребенка, его способности и возможности, ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми и не упрекайте за промахи, позвольте ему развиваться там, где ему интересно, поддерживайте его самостоятельность, не навязывайте свои представления об успехе, будьте той каменной стеной, на которую всегда можно опереться и если надо – попросить о помощи.

    Новое видео:

    Новое видео:

    Нужно ли родителям делать уроки с ребенком

    Наверняка многие родители, чьи дети только пошли в школу, задаются вопросом, нужно ли помогать с выполнением домашнего задания, как именно это делать и как долго это будет продолжаться.

    Одни предпочитают изначально выработать у ребенка самостоятельность, поэтому возлагают на него всю ответственность за выполнение заданий. Другие, наоборот, готовы сидеть до ночи, пока не сделают вместе с ребенком все, что задали на дом. Однако здесь очень важна именно «золотая середина» – ребенку безусловно нужно помогать, но ни в коем случае не делать за него домашнее задание.

    Уроки с ребенком: нужно ли, советы родителям.

    Рекомендации психологов

    К примеру, вы хотите, чтобы вам ребенок научился плавать и считаете, если б роси ть его в воду на глубин у , он обязательно сам поплывет . Ведь у него сработает инстинкт самосохранения. Возможно, вы будете правы, и это действительно случится. Однако , не стоит исключать высокую вероятность развития страх а воды или друг ой фоби и . Ну а если он не поплывет, вы конечно же не дадите ему утонуть. Но в дальнейшем обучение по плаванию станет более сложным из-за боязни воды.

    Точно также происходит и с домашним заданием, если вы оставите ребенка наедине с навалившейся ответственностью, то скорее всего получите человека с нежеланием учиться или обиженного на безразличие родителей.

    Есть более успешный способ обучения плаванью: дать ребенку спасательный круг и показать, как правильно нужно держаться на воде. Спасательный круг – это своеобразная подстраховка , которую родители используют во время обучения. Родители подстраховывают ребенка – делают за него уроки, надеясь, что , глядя на них он научится сам. Однако такой прием далеко не из лучших – такие дети вырастают инфантильными , и всю жизнь надеются на помощь и поддержку других людей.

    Есть второй самый эффективный способ, хотя считается трудоемким. Вы можете быть рядом с ребенком для подстраховки – поддерживать его на воде, чтобы он чувствовал опору, при этом пытался работать самостоятельно. В данном случае важно уловить настроение ребенка, вовремя подбодрить и придать уверенности в себе. Безусловно, это потребует от вас полного погружения в обучение, однако именно так должны родители взаимодействовать с о своим чадом во время выполнения домашнего задания.

    Вы находитесь рядом, принимаете участие в учебном процессе, постепенно увеличиваете его нагрузку, при этом сокращаете свою помощь.

    По сути, ваше присутствие должно быть на протяжении всего учебного процесса, но ответственность за оценки, запись домашнего задания в дневнике должна возлагаться на ребенка.

    Какая помощь необходима в зависимости от класса

    Из года в год родительская помощь в выполнении домашних заданий будет постепенно уменьшаться, и в результате, вся ответственность за выполнение будет возложена на ребенка:

    1. В первом классе, когда ребенок только привыкает к школе и вливается в учебный процесс, задача родителей научить его двум вещам – собираться в школу и организовывать свое рабочее место. Покажите ему, какие вещи и предметы должны быть на рабочем столе, без каких можно обойтись. Как правило, большинство школьников начальных классов ежедневно носят в портфеле все учебники. Причина в том, что родители не помогают им собирать портфель. Также есть детки, у которых постоянно чего-то не хватает на уроках, к примеру, ручки, карандашей, линейки и т. д. Запомните, в 1 классе нужно собирать портфель вместе с ребенком!
    2. Продолжаете следить за порядком на рабочем столе во время выполнения домашнего задания. Ребенок уже сам должен собирать портфель, но вы не забываете его проверять. Домашние задания нужно выполнять следующим образом: сначала письменные, затем устные. Перед выполнением уточните, какую тему сегодня проходили в классе. Возможно, эта информация поможет вам при выполнении заданий. Однако сам процесс нужно переложить на ребенка. Если он систематически делает много ошибок, стоит завести черновик. Также не забывайте про устные предметы, не поленитесь послушать, как он читает или пересказывает.
    3. В третьем классе родители могут немного расслабиться – дать возможность ребенку самому организовывать свое рабочее место и выполнять домашнее задание. Ваша задача – оказать ему помощь в том случае, если он не до конца понял задание. Кроме того, вам нужно выяснить причину , почему он не понимает. Возможно, он не внимательно слушал учителя на уроке или пропустил тему из-за болезни. Попытайтесь устранить эту проблему и объясните ему , что впредь нужно быть на уроках внимательнее. Ну а если что-то непонятно , пусть не стесняться задавать учителю вопросы. Также не стоит забывать об устных заданиях и об их проверке. К этому времени ребенок уже умеет находить главную мысль, пересказать прочитанное и высказать свое мнение.
    4. К концу 4-го класса школьник должен понимать, что безответственное отношение к выполнению домашнего задания и как результат, получение плохих оценок, полностью находятся под его ответственностью. Если же он продолжает получать плохие отметки, можно применить наказание в виде лишения каких-то благ. В случае, если такой подход не дал никакого результата, стоит поговорить с учителем, выслушать его мнение по поводу проблем с успеваемостью. По сути , вам стоит быть на одной стороне с учителем, ведь вы хотите добиться одной цели – сделать ребенка успешным, чтобы в дальнейшем он мог себя найти и по максимум реализовать свои возможности .

    Надо ли учить уроки с ребенком?

    Советы родителям: как и нужно ли помогать школьнику с уроками.

    Родителей школьников волнует вопрос: помогать ли ребенку с уроками или нет? Школа призывает мам и пап активно участвовать в образовательном процессе, а ребенок порой путается в требованиях программы. Но у нас не всегда есть силы и время на выполнение уроков с детьми, да и наша ли это задача? В статье мы перечислим все «за» и «против» и постараемся найти золотую середину.

    Если родители учат уроки с ребенком

    Многие заботливые родители считают, что обязаны контролировать домашние задания, ведь неизвестно, что ребенок напишет сам. А еще так лучше закреплять материал: вдруг сын или дочка не поняли тему на уроке?

    Если совместное выполнение уроков становится традицией, то ребенок может стать гораздо успешнее своих одноклассников. Зато при этом он перекладывает ответственность за «домашку» на маму, папу или бабушку. Привыкает думать, что уроки нужны прежде всего маме, это не его личная обязанность, а значит нет нужды заботиться об этом.

    Забыл записать задание? — мама узнает в родительском чате или позвонит учительнице. На уроке витал в облаках и ничего не запомнил? — мама дома объяснит материал заново. Получается, что родитель берет на себя учебную ношу и несет ее, становясь вторым учителем, а ребенок идет рядом налегке, не получая полезной нагрузки. Он не учится ответственности, не пробует ее «на вкус». У такого подхода есть свои плюсы и минусы.

    + Ребенок хорошо знает материал, умеет оформлять работы. У него чистые тетради и хорошие оценки, он на хорошем счету в школе.

    + В семье мир, все живут без взаимного раздражения на тему «Опять двойка» или «А ты уроки сделал?»

    С ребенка снята ответственность, он может терять интерес и мотивацию к учебе. Возможна неуверенность в себе и низкая самооценка, если ребенок боится браться за уроки без мамы, боится сделать ошибку. Не развивается воля и личная сила: он не учится принимать решения и отвечать за свои поступки.

    С каждым классом объем помощи ребенку должен становиться все больше, и если родитель вникает в учебу, ему приходится тратить на это много времени и сил. Совместные занятия в семье сводятся к учебе.

    Если родители не интересуются уроками ребенка

    Некоторые родители сознательно не вмешиваются в учебу детей. Они считают, что школа — это задача ребенка, она вполне ему по силам. А семья — это отдельное пространство с совершенно другой атмосферой. Одни мамы и папы таким образом хотят научить ребенка самостоятельности. У других попросту нет времени и сил вникать в уроки и школьную ситуацию.

    Такую позицию не всегда удается выдержать, особенно родителям первоклашек и младшеклассников. Ведь современная школа изо всех сил втягивает родителей в учебный процесс, учителя всерьез рассчитывают на поддержку родителей. И если маленькие школьники остаются со своими заданиями, они не всегда с этим справляются. Да и старшим детям порой нужна поддержка: не все умеют обходиться учительскими объяснениями, учебником и Гуглом. Помощь можно найти у репетиторов или на учебных курсах, — но для этого родитель должен быть в курсе дел своего отпрыска.

    + Ребенок учится самостоятельности, укрепляет волю, самооценку и личную силу. Он на собственном опыте знает, что ему нравится больше, а что меньше, какие способы решений для него хороши, а какие нет, в какое время и в каком состоянии лучше всего заниматься, — так он узнает себя и учится управлять собой.

    + Пространство семьи не «занято» школой: у детей и родителей есть другие общие интересы и темы (но это — только в случае достаточно успешной учебы, иначе возможны вечные конфликты на тему «Опять двойка»).

    Если у ребенка не ладится, ему непросто нести ответственность за учебу одному. Ребенок с сильным характером справится с этим и станет еще сильнее. А ребенок со слабой нервной системой, неврологическими особенностями, вроде дефицита внимания, может сильно страдать от неуспеха: появляется тревожность, снижается самооценка, все это год за годом накладывает отпечаток на характер, «вдавливая» ребенка в роль неудачника, которому никто не поможет.

    Учимся легко. Как мотивировать ребенка на учебу?

    Если ребенок не хочет учиться, если ему скучно и лень, это становится большой проблемой для родителей. Как активировать волшебную мотивацию и помочь детке получать удовольствие от учебы? – попробуем разобраться!

    Как учесть особенности сына или дочки

    Конечно, внимательные родители смотрят на особенности характера своего школьника. Одному ребенку нужно больше внимания, другой быстро научится справляться сам. Одному важна поддержка, он расцветает от вашей похвалы за красиво решенную задачу, другой не терпит контроля и предпочитает набивать свои собственные шишки, а уроки, вообще, учит на переменах или сразу после школы.

    Но даже если ребенок демонстрирует чудеса самостоятельности и докладывает о полном порядке в школьных делах, стоит держать руку на пульсе. Заглядывайте в бумажный или электронный дневник, на родительских собраниях спрашивайте: «Как мой?» Очень часто картина в глазах ребенка сильно отличается от мнения учителя.

    И наоборот, если детка не уверен в своих знаниях, просит вашей помощи и переживает перед каждой контрольной, поговорите с учителем: возможно, он убедит вас, что ребенок хорошо справляется, а вы передадите эту уверенность сыну или дочке. Тогда можно будет понемногу «отдать вожжи» ученику.

    Что мешает ребенку самостоятельно учиться

    Если первый (второй, пятый) класс давно позади, а ваш школьник не может сесть за уроки без вас, ищите причину. Это может быть все, что угодно:

    • повышенное внутричерепное давление;
    • гипертонус;
    • синдром дефицита внимания, с гиперактивностью или без;
    • психологические проблемы дома или в школе;
    • неудобный или захламленный рабочий стол;
    • шумная обстановка в доме;
    • сильная критика со стороны мамы или папы за непонимание, ошибки и помарки;
    • привычка полагаться на маму, которая покажет, как правильно решать задачу;
    • высокая загруженность внешкольными занятиями.

    Возможно, стоит потратить время не на совместное сидение над учебниками, а на поиск причин неуспеха — и на их устранение.

    Как помочь школьникам справиться с весенней усталостью?

    Давайте устраним то, что мешает благополучной и продуктивной жизни и учебе, особенно весной. Ведь в нормальных здоровых условиях и человеческий организм работает хорошо и здорово, а память и способность к концентрации неразрывно связаны с общим состоянием здоровья физического и психического.

    Как научить ребенка делать уроки

    Учеба и домашние задания — дела непростые. Чтобы ребенок справлялся с ними с минимальной родительской поддержкой, нужно создать вокруг них полезные привычки. Именно полезные привычки так облегчают нашу жизнь и помогают выполнять сложные задачи.

    Например, в раннем возрасте мы помогаем детям выработать самые простые полезные привычки: проснулся — умылся и почистил зубы, пришел с прогулки — помыл руки. Когда это выполняется постоянно, мы делаем это автоматически, не задумываясь. Точно так же можно привить ребенку привычку «учить уроки самостоятельно» — в правильное время, в правильном месте.

    И вот чтобы сформировать эту привычку, точно понадобится родительский контроль и поддержка. Идеальный вариант для заведения такого порядка — первый класс. Но и в позднем возрасте можно создать все условия для новой полезной привычки. Задача родителей здесь — помочь ребенку правильно организовать свое время и понять ежедневную обязанность учить уроки.

    Подготовьте удобную рабочую площадку: у ребенка должно быть достаточно места и освещения. Стол, стул, полки и ящики для книг, удобная карандашница, место для портфеля. Ребенок не должен отвлекаться: приглушите звук телевизора в соседней комнате, уведите от ученика младших детей и домашних питомцев.

    Найдите удобное время для уроков. Дети возвращаются из школы утомленные, им нужно время, чтобы немного отдохнуть и восстановиться, для этого нужно 1–2 часа. В это время не спрашивайте о школе, дайте ребенку поесть, погулять. Педагоги считают, что лучшее время для уроков — 15–18 часов дня.

    Научите ребенка правильно сидеть за столом и держать ручку, раскладывать тетради и учебные принадлежности по столу. В классе у учителя вряд ли есть время, чтобы все это отследить.

    Не стоит начинать уроки с самых сложных заданий. На них уходит больше всего времени, ребенок устает, теряет веру в себя. Начните с того, что школьник знает хорошо, а потом переходите к трудному.

    Не нависайте над ребенком, но будьте неподалеку, занимайтесь своими делами. Если ребенку понадобится помощь, он позовет вас. Если оставить его один на один с уроками, он может застопориться на сложном задании, устать и демотивироваться.

    Не подсказывайте ребенку решения, запаситесь терпением. Вы можете задавать наводящие вопросы или отсылать к пройденному материалу — ведь домашнее задание нужно именно для закрепления пройденного. Если ребенок не может разобраться с задачей, пусть на следующий день обратится с вопросом к учителю: в конце концов, тот должен знать, хорошо ли дети усваивают материал. А еще учитель сможет объяснить тему и оформление решения лучше мамы, которая достанет из закоулков своей памяти школьные знания и совсем запутает перегруженную голову детки.

    Не ругайте ребенка за ошибки и грязь в тетрадях. Спокойно скажите, что при красивом оформлении ему самому все будет гораздо понятнее. Не заставляйте переписывать длинные задания — лучше научите красиво исправлять ошибки. Не нужно делать уроки на черновиках, а потом до ночи переписывать их в тетради, — так ребенок только возненавидит учебу.

    Хвалите за хорошо выполненную домашнюю работу. Всегда можно найти, за что похвалить: красивые крючочки, быстро сделанная работа, прибранный после уроков стол, собранный портфель. И ваши сэкономленные нервы!

    Важен психологический настрой: если чувствуете, что устаете от уроков вместе с ребенком, сделайте перерыв, выпейте чаю с конфеткой, а потом вернитесь к задаче. Цените вашу связь выше уроков. В учебе может помочь учитель или репетитор, а испорченные отношения иногда не может «починить» и психолог.

    И, конечно, со временем снижайте контроль. Но дайте понять ребенку, что он всегда может обратиться к вам за помощью.

    Постепенно ваш сын или дочка начнут получать настоящее удовольствие от собственного контроля над учебой. Они могут никогда не полюбить физику или МХК, зато будут точно знать, как обходиться с этими предметами и как им лучше всего учить уроки.

    Что нельзя говорить школьнику?

    По мнению педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит говорить школьнику некоторые фразы. Например.

    Читайте также:  Неуверенный ребенок - как помочь ребенку стать увереннее
    Ссылка на основную публикацию