Компьютерная зависимость у подростков и детей – советы психолога, как отучить от планшета

Компьютерная зависимость у подростков и детей – советы психолога, как отучить от планшета

Современные дети учатся обращаться со смартфоном и планшетом раньше, чем с ручкой и карандашом. И даже не начав толком говорить. Однако удовлетворять детскую страсть к познанию современных гаджетов следует правильно. Лучше всего до школы не покупать ребенку мобильный телефон и планшет совсем. Если же вы решили иначе, то до 3-х лет разрешать ребенку играть на планшете или смотреть мультики можно лишь не более 20 минут, а после 3-х лет – не дольше 30 минут.

Дети, которым сегодня нет и 10 лет, родились первыми в то время, когда интернет стал мобильным. Сегодня доступ к видеоиграм и различным развлекательным ресурсам дают не стационарные компьютеры, а смартфоны и планшеты, которые можно везде брать с собой. Это привело к тому, что последние 10 лет родители активно покупают малышам гаджеты. И если раньше врачей беспокоили только зависимость подростков от компьютерных игр, то сегодня она формируется уже и у дошкольников. Просмотр мультфильмов на планшете или смартфоне попадает в ту же категорию.

Начинает формироваться зависимость у малышей просто, когда мама устала, а ребенок ноет. Она включает малышу планшет или смартфон и тот моментально отстает. Пока кроха с довольным видом нажимает на кнопки и экран гаджета, листая страницы и разучивая цвета, можно и выспаться и суп сварить. С возрастом детские аппетиты растут. Поиграв один раз в увлекательную игру или увидев красивый мультик, малыш уже не хочет останавливаться. Так постепенно просмотр мультфильмов затягивается на один час, а то и на два.

Гаджеты постепенно становятся неотъемлемой частью жизни ребенка. Он постепенно так уходит в виртуальный мир, что не хочет расставаться с гаджетом даже во время приема пищи и перед сном. Он уже не желает играть с папой в машинки и слушать сказки, которые читает ему мама. Его перестает интересовать все, что происходит в реальной жизни.

К сверстникам маленький геймер также становится равнодушным, играть и общаться с ними ему уже скучно. Ему никто не нужен, он может весь день просидеть в компании с планшетом, делая перерывы только для того, чтобы сходить в туалет и покушать. Родителям становится страшно, когда они видят, что увлечение гаджетом у ребенка переросло в зависимость с классической “ломкой”.

Планшеты сегодня есть почти в каждой семье, где есть маленькие дети. Они сегодня успешно заменяют ребенку реальный мир, где у мамы нет времени, чтобы поиграть с ним, а папы постоянно нет дома, так как он увлечен зарабатыванием денег. Малыш понимает это очень быстро, и желание заставить родителей уделить ему больше внимания, общаться с ним и играть, постепенно у него пропадает.

Если ваш сын или дочь умеет с маленьких лет виртуозно нажимать на сенсорные клавиши, то радоваться тут ничему: умение пользоваться гаджетами не приносит детям большой пользы. Планшеты и смартфоны устроены так, что путем легкого прикосновения можно менять изображение на экране. Это приятно и нравится детям, тем более это гораздо легче, чем рисовать, лепить из пластилина и научиться читать.

Чтобы избавить ребенка от зависимости, надо действовать постепенно. Для начала важно признать, что сегодня гаджеты уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. Запрещать ребенку включать их совсем бессмысленно. Ведь большинство вещей полезными и вредными мы делаем сами. Как известно, запретный плод сладок. К тому же не покупать сегодня ребенку планшет или смартфон – это значит сделать его изгоем среди сверстников. Не говоря уже о том, что подобные запреты – настоящее фарисейство, когда родители сами не могут дольше чем на 10 минут оторваться от экранов своих мобильников, а своему ребенку запрещают пользоваться гаджетами.

Поэтому разрешать пользоваться планшетом или смартфоном ребенку в том объеме, который ему жизненно необходим и который не навредит его здоровью можно, а чтобы увлеченность гаджетами не превратилась в зависимость, попробуйте предпринять следующие шаги:

1. Войдите с ребенком в контакт. Постарайтесь, чтобы ребенок впустил вас в свой виртуальный мир и разрешил вам поиграть вместе с ним. Если у ребенка уже возникла зависимость, то общение придется налаживать через планшет, смартфон или ноутбук. Обратите внимание, какие мультфильмы смотрит ребенок и какие игры ему интересны. Ваша задача – понять, чем так увлекает ребенка планшет и попытаться разделить с ним это удовольствие, чтобы он начал вам доверять. Просто садитесь рядом и смотрите вместе мультфильмы, наблюдайте, как он играет, комментируя происходящее. Если ребенку понравится играть с вами вместе, он в следующий раз сам пригласит вас составить ему компанию. Это будет ваша первая победа.

2. Перенесите игру из виртуального мира в реальность. Например, если малышу нравятся играть в “бродилки”, купите ему аналогичную настольную игру. Только не говорите ребенку, чтобы он играл в нее один. Чтобы отучить его от зависимости важно, чтобы игра была совместной. Во время игры старайтесь дать ребенку те ощущения, которые ему гаджет не может дать. Речь идет об активных играх и тактильном контакте. Обнимайте малыша и разговаривайте с ним как можно чаще, чтобы он понял, что играть с вами намного интереснее, чем с виртуальными персонажами.

3. Больше гуляйте на улице. Даже если ребенок не хочет идти гулять, отказываться от прогулок не следует. Если у вас есть возможность вывезти маленького геймера на дачу, природу или море, этим надо обязательно воспользоваться. Только не забывайте, что гулять и играть на улице с ребенком надо тоже вместе. Когда ребенок увидит, что вы с энтузиазмом участвуете в его забавах, можете защитить его и посоветовать что-то стоящее, он в следующий раз с удовольствием согласиться идти на прогулку, оставив гаджет дома.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Компьютерная зависимость у подростков: вы узнаете как ее лечить

Приветствую Вас, уважаемые гости и читатели моего блога! Сегодня я хочу обсудить с Вами очень злободневную тему: Компьютерная зависимость у подростков. Как лечить ее.

В век высоких технологий трудно найти человека, не знакомого с компьютером и всемирной паутиной. Несмотря на широчайшее распространение этих благ цивилизации, они являются опасным инструментом в руках подростков – носителей еще неокрепшей психики. Что делать в случае, если у молодого человека или девушки сформировалась Интернет зависимость?

«Подсевший» на компьютер подросток зачастую не вызывает никаких тревог у близких.

Некоторые мамы, папы и бабушки и вовсе считают: «Пусть лучше дома за компьютером сидит, чем по подворотням шастает».

Однако игровая или интернет-зависимость – аддикция сродни наркотической. Она также влечет за собой множество последствий и сказывается на развитии психики и личностных качеств взрослеющего человека не лучшим образом.

Что предпринять в этом случае? Как лечить компьютерную игровую зависимость?Лечение любой болезни должно начинаться со сбора анамнеза – истории болезни и возможных причин.

Суть компьютерной зависимости и виды

Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с реальностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты. Чаще об интернет-зависимости говорят, подразумевая бесцельное времяпрепровождение в интернете (переписка, игры, переход от одной новости к другой), однако иногда и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.

Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или (и) психологическую сферу деятельности».

Компьютерная зависимость формируется так же, как никотиновая или алкогольная, несмотря на то что самого химиката нет. Казалось бы, это чисто психологическая зависимость, но она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью химические процессы.

Можно выделить три вида детской и подростковой компьютерной зависимости:

  1. Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в режиме онлайн.
  2. Зависимость от социальных сетей. Предполагает замену реального общения на виртуальное, пристрастие к социальным сетям, чатам, форумам, знакомствам в интернете.
  3. Веб-серфинг, то есть бесцельное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, хаотичное поглощение информации либо познавательная деятельность в сфере программирования и телекоммуникаций или другой профессиональной сфере.

Контролировать время за компьютером и проводить досуг без гаджетов — единственный выход

Родители вместе с Сэмом составили ежедневное расписание пользования планшетом. Они выбрали время, которое подходило всей семье, — например, не перед школой, потому что утром все спешили и часто опаздывали.

Они поменяли настройки, чтобы планшет автоматически отключался после получаса работы. Теперь Сэм в течение дня мог несколько раз пользоваться любимым гаджетом в течение коротких промежутков времени, которые в сумме не превышали 90 минут в рабочие дни и 120 минут по выходным.

Они также старались заниматься с ним делами, которые раньше его увлекали, — строить замки из кубиков «Лего» и играть в мяч. Родители также постарались проявить интерес к тому, чем занимался Сэм на планшете, и обсуждать с ним его игры.

Постепенно поведение Сэма улучшилось. Вначале он противился и скандалил, когда его просили выключить планшет после окончания установленного времени, но через пару недель привык к новым порядкам.

Когда время за планшетом было ограничено, Сэм вернулся к некоторым занятиям, которые ему раньше нравились. Его родители сказали, что он стал более счастливым и спокойным, а в доме было гораздо меньше конфликтов.

Риски

Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:

  • нарушенное чувство реальности;
  • нарушенное восприятие и ощущения времени, вплоть до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на несколько дней забывать про еду, сон и другие нужды);
  • потеря самоконтроля и саморегуляции, возможности руководить своими поступками;
  • потеря критического мышления;
  • снижение активности и работоспособности;
  • проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.

Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во внутренний мир человека, чем нередко провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет свои особенности, что нередко влияет на мировоззрение и систему ценностей личности, пересмотр взглядов на себя и мир.

Причины зависимости

Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

  • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудностей в семье;
  • сложностей в обучении;
  • при непринятии себя.

Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты. Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя эта причина больше свойственна взрослому населению (о компьютерной зависимости у взрослых читайте здесь).

Покажите собственный пример

Дети берут пример со своих родителей. Это правило особенно верно в случае с телефонной зависимостью, от которой сегодня страдают даже взрослые люди. Поэтому, решив научить ребенка использовать свой гаджет с пользой, постарайтесь на личном примере показать, как это нужно делать. Если же ваша работа напрямую связана с использованием компьютера или телефона, надо как можно доступнее объяснить это малышу и показать, что вы вовсе не играете там в игры, а занимаетесь чем-то важным и полезным.

Что привлекает подростка

Компьютерная игра или другая деятельность в интернете привлекает подростка тем, что создает укромный уголок, мир, в который нет никому доступа, особенно родителям. Кроме того, компьютерная игра и виртуальное пространство:

  • абстрагирует от реальности и дарит ощущение реалистичности происходящего;
  • снимает какую-либо ответственность;
  • дарит множественные шансы на исправление ошибок или прохождение новой жизни;
  • позволяет принимать любые решения, не боясь их последствий.

Признаки зависимости

Не стоит впадать в панику, если поведение ребенка не изменилось, успеваемость в школе не страдает, настроение стабильное и свойственное ему. Вероятно, он вынужден проводить много времени за компьютером, но зависимостью не страдает.

Стоит начать волноваться при следующих условиях:

  • Ребенок или подросток проводит за компьютером больше времени, чем раньше, и больше 6 часов в неделю.
  • Ребенок предпочитает реальному общению виртуальное, а прогулкам – игру на компьютере, пропускает школу, чтобы остаться дома и посидеть за компьютером.
  • Изменились привычки ребенка, отмечаются нарушения сна и изменение или потеря аппетита.
  • Наблюдаются перепады настроения (от уныния до эйфории), неадекватные и агрессивные реакции на просьбы, особенно на все, что связано с компьютером.
  • Нарастает эмоциональная отстраненность и реакция оппозиции в отношении не только родителей, но и друзей.
  • Вне компьютера и виртуального общения ребенок не может расслабиться, чувствует тревогу, думает о том, что его ждет в сети, норовит проверить страницу.
  • Ребенок не делится тем, чем занимается в интернете или во что играет. Ставит множественные пароли, скрывает свою активность, чистит историю.
  • Наблюдается феномен персонификации или одушевления компьютера, вплоть до разговоров с ним.
Читайте также:  Детская коляска: не просто средство передвижения, выбираем лучшее

Кроме того, отмечается ухудшение внимания и памяти, резкая смена круга общения, отказ от прежних увлечений и занятий, необоснованные страхи и тревоги, перепады состояний от вялости до возбуждения.

Строго ограничьте время использования телефона

Детям дошкольного возраста врачи рекомендуют использовать телефон или планшет не более 40-45 минут в день, первоклассникам и подросткам это время можно увеличить максимум до 2 часов. Никаких пререканий или выпрашиваний дополнительных минут по этому поводу быть не должно. Если вы с самого начала приучите своего ребенка к такому лимиту времени, он прекрасно научится укладываться в него и кроме того начнет ценить свое время.

Профилактика зависимости

Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:

  1. Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение медиаграмотности. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье «Безопасность в сети интернет: как уберечь себя и психику детей. Правила пользования».
  2. Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
  3. Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте способности, организуйте совместную активную деятельность.
  4. Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
  5. Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.

Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную.

Он легко заводится

Родителей шестилетнего Сэма беспокоило его поведение дома. В последнее время он часто устраивал истерики и расстраивался по любому пустяку. Они описывали, как быстро он заводится и начинает кричать, бросать вещи и бурно рыдать. Раньше Сэм был послушным мальчиком, часто гулял на свежем воздухе. У них в саду были футбольные ворота, и он любил гонять мяч с отцом. А недавно ему подарили на день рождения планшет.

Сэм не хотел говорить со мной о своем поведении, хотя он и его родители признали, что они стали намного чаще ссориться дома. Зато он с радостью согласился поговорить о планшете и своей любимой игре «Майнкрафт».

Как бороться

Если заниматься профилактикой слишком поздно, необходима реабилитация ребенка, то стоит обратиться к психологу. Дело в том, что самостоятельные манипуляции типа наказаний или установки «родительского контроля» не решают проблемы. Ребенок просто научится искать доступ в интернет в другом месте, возможно, сбежит из дома.

Проблема компьютерной зависимости не может быть решена, если социальная среда не безопасна для ребенка, не интересна (не соответствует его темпераменту, возрасту, характеру, способностям, потребностям, интересам), если между родителями и детьми сложились неблагоприятные отношения и если ребенок испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Таким образом, устраняется компьютерная зависимость только за счет получения ребенком удовольствия и удовлетворения от реальной жизни. Но этот вопрос требует строго индивидуального рассмотрения ситуации.

Умный подход к использованию электроники

Все вышеперечисленные пункты действительно пугают. Но все это не значит, что теперь ребенка нужно полностью ограничить от этой ужасной и зловредной техники (тем более, если он ее уже получил).

Как показывают последние исследования, телефон прочно вошел в нашу жизнь и стал одним из обязательнейших средств связи. А среди детей и особенно подростков – это мощный инструмент для самовыражения и формирования собственной личности. Поэтому полностью ограничить ребенка от использования гаджетов невозможно, да и не нужно. Так он будет чувствовать себя каким-то изгоем, лишенным элементарных благ. Вместо этого научите его правильно относиться к ним и использовать их с умом. Для этого:

Единственная

Психолог рассказала, как избавить детей от зависимости от планшета и компьютера

Почему увлечение гаджетами вредит детям, как оторвать их от компьютера и отправить на улицу, есть ли польза от таких вредных привычек?

На вопрос, что делать родителям, дети которых увлечены виртуальной реальностью в планшетах и компьютерах, отвечает психолог и коуч Юлия Савчук.

Почему дети пользуются гаджетами

Дети проводят время в гаджетах по многим причинам. Во первых, в любые годы существовали разные тренды социальных занятий. Соответствие тренду — это важный этап социализации.

Говоря простым языком: чтобы заводить друзей, нужно делать то, что делают они, быть там где они, иметь то, что имеют они, знать то, что знают они. В общине мормонов тяга к гаджетам такая же, как у нас — к проповедям посреди улицы. Нулевая.

Во вторых, это очень удобный способ расслабления во время игры, что для детей и подростков весьма важно. До 13-15 лет игра является важной частью жизни ребенка, а некоторые играют вплоть до глубокой старости: это затягивает, отвлекает от грустной реальности, дает возможность попробовать себя в разных амплуа. Соцсети — это тоже игровое пространство, где жизнь проще, ярче, веселее, динамичнее, чем дома, в школе, на улице.

В третьих, «зависание в гаджетах» — это способ общения с родителями. Или демонстрация своей независимости, или наоборот — привязанности, если родители делают то же.

Чем грозит зависимость от компьютеров и планшетов

Самое большее чем грозит «жизнь в гаджетах» — это сильная невротизация. Несоответствие жизни онлайн и офлайн порождает внутренние конфликты, недовольство собой и окружающим миром. Чтобы разрешить этот конфликт, однажды ребенок станет перед выбором: жить тут или там.

Большинство выбирают жить в реальном мире. Но не все, и это закономерно — так же происходит в любой другой зависимости. Стоит упомянуть, что зависимость от гаджетов не так вредна как от алкоголя или наркотиков и выйти из нее намного проще.

А вот причины у них фактически одинаковые — недостаток любви, поддержки, здоровых отношений, стабильности и качества жизни, завышенные требования от социума и семьи.

Говоря просто, ребенок в здоровых условиях пресытится и откажется от гаджетов, в нездоровых — увязнет и закроется.

Как ограничить ребенка в пользовании компьютером и планшетом

Перед тем как что-то ограничить, нужно понять причины такой зависимости. Чего именно не достает ребенку, почему он выбрал такой способ коммуникации и отдыха, что дают ему гаджеты такого, чего он не получает в реальной жизни.

Только разобравшись в этом, есть смысл предложить ребенку здоровые альтернативы, показав личным примером в чем их преимущества и выгоды. Иначе, отобрав гаджеты и не предоставляя ничего взамен, есть риск сильно травмировать психику ребенка, оставив ее беззащитной перед стрессами и угрозами. Не каждый ребенок может с ними справиться.

Если его просто выгнать на улицу, где нет никого из друзей, то эффект такой «прогулки» будет больше деструктивным, чем полезным.

Как привить ребенку любовь к активному отдыху на природе

Нужно организовать ребенку комфортную среду — выезжать на природу вместе и отключать гаджеты всей семьей, проводя время приятно, радостно, насыщенно.

Поговори с родителями других детей, придумайте как их оторвать от гаджетов вместе — отправьте детей на увлекательный квест, экскурсию, поход, путешествие.

И самое главное — показывай ребенку личный пример счастливой жизни, в которой ты не избегаешь реальности за соцсетями, алкоголем, телевизором, работой и книгами.

Есть ли польза от компьютеров и планшетов для ребенка

От гаджетов не только вред. Они могут приносить пользу: это снятие стресса, быстрый доступ к информации, адаптировангость к техническому прогрессу, в котором ребенку прийдется жить, учиться и работать. В интернете нет пределов и ограничений и это тоже может быть хорошим подспорьем для веры в свои силы и возможности.

Как видишь, все хорошо в меру. Важно не паниковать, показать ребенку правильный пример и проводить больше времени вместе. И тогда никакие компьютерные зависимости не страшны!

Понравилась статья? Следи за другими нашими новостями в Facebook и ВКонтакте !

Компьютерная зависимость у подростков

Компьютерная зависимость у подростков – это патологическое пристрастие к компьютеру с максимальным времяпровождением за ним. Впервые об этой зависимости некоторые специалисты заговорили в 80-х годах прошлого столетия, но многие так и не признали этот диагноз. Но факт остается фактом и навязчивое, патологическое пристрастие людей к проведению большей части времени за компьютером является более очевидным и в связи с этим с каждым годом проблематичным в современном обществе. Особенно тревожащим остается тот факт, что компьютерному пристрастию чаще становятся подвержены подростки.

Компьютерная зависимость у подростков обнаруживает себя в нескольких видах: игромания и интернет-зависимость. В настоящий момент лечение компьютерной зависимости должным образом даже не разработано и с этим пугающим явлением многие родители остаются один на один.

Причины компьютерной зависимости у подростков

Выделяют несколько причин возникновения компьютерного пристрастия. Компьютер является мощнейшим инструментом для обработки и хранения информации и поэтому эта особенность приобретает привлекательное для многих личностей значение. Но компьютерная зависимость у взрослых людей не способна сравниться с той катастрофой, которая возникает у подростков, нуждающихся в специфическом лечении от данного состояния. Для подростка, как для мыслящей личности, большое значение приобретает доступ к информации, а чем он шире, тем наиболее притягателен.

Исследователи обнаружили тревожащий факт: все больше снижается возраст активного пользования компьютером и сегодня мало уже кого можно удивить, что 6-летние дети обращаются с техникой лучше многих взрослых.

Родители, дав неограниченный доступ к компьютеру, в первое время радуются, когда ребенок всегда находится дома, спокойно сидит, не мешает заниматься своими делами и отдыхать. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, ведь чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем будет лучше, но имеется тревожащая статистика, свидетельствующая о новом заболевании – компьютерной зависимости. Это связывают с тем, что подростковая психика еще не сформировалась и является очень уязвимой, ведь неспроста подростки мгновенно пристращаются к вредным привычкам.

Проблема компьютерной зависимости у подростков наиболее остро возникла в период бурного развития информационных технологий и современные дети вообще не представляют свою жизнь, досуг и учебу без компьютера. Психологи бьют тревогу о том, что компьютерные игры вызывают зависимость, являющуюся аналогом наркотической. В настоящее время компьютер в жизни подростка занимает первое место по значимости.

Как подростка отучить от компьютера или хотя бы отвлечь? Это интересует многих родителей. Взрослым необходимо рассказывать детям о своих переживаниях, но, не используя запреты, читая морали и устраивая скандалы. Такие методы действенны относительно десятилетних детей, но не шестнадцатилетних подростков.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

У ребенка быстро меняется настроение, восприятие окружающего мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное общение с товарищами. Появляется быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, агрессивность. Ребенок, проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает ощущение эмоционального подъема только во время игры.

Симптомы игромании у детей включают нарастающее времяпрепровождение за монитором; полное сосредоточение на игре, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать себя, не сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость, синдром отмены – невозможность сесть за монитор вызывает ярость, агрессию, плач, замкнутость.

Отдельно отмечают физические симптомы у страдающих от пристрастия к компьютеру. Это головная боль, сухость в глазах, боль в спине, уменьшение веса, изменение режима сна.

Что привлекает детей в виртуальной игре? Онлайн игры дают детям ощущение соревновательного эффекта, который формирует азарт. Таким образом, формируется у детей пристрастие к компьютеру, особенно быстро это происходит, если в виртуальной игре ребенок успешен, а в реальной жизни нет. Ролевые игры опасны для внушаемых детей, которые копируют поведение своих героев. Необходимо взрослым присматриваться, в какие именно игры играет отпрыск. Виртуальные современные игры сделаны так качественно, что у личности с низким уровнем критичности стирается грань между ее имитацией и реальностью.

Читайте также:  Гипоаллергенная диета при аллергии у взрослых, детей, что можно кушать

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Игровая зависимость от компьютера опасна своими тяжелыми последствиями. Пребывая в виртуальном мире, подросток никогда практически адекватно не способен контролировать реальное время и везде опаздывает: пропускает уроки, прогуливает школу.

Проблема компьютерной зависимости у подростков предстает в виде агрессии, которая возникает в процессе игр. В случае если у ребенка что-то не выходит, то возникает буря эмоций, дестабилизируется, а также расшатывается психика. Весь негатив подросток переносит в мир реальный.

Проблема виртуального общения проявляет себя также в том, что детская личность сильно разочаровывается в реальной жизни, в которой не все так просто, а общаясь с компьютером, у ребенка рано или поздно все начинает получаться.

Признаки компьютерной зависимости могут выражаться в нарушении зрения, авитаминозе, неправильном питании (быстрые перекусы), не соблюдении правил личной гигиены и пр.

Виды зависимостей у подростков бывают разные: интернет-зависимость и игромания. Зависимость от компьютерных игр различается по типам игр. Выделяют ролевые, стратегические, неролевые игры (аркады, флеш-игрушки, головоломки) и азартные игры.

Лечение компьютерной зависимости у подростков

В связи с тем, что пристрастие к компьютеру негативно влияет на детскую психику, его относят к серьезной опасности и если вовремя этот процесс не остановить, то впоследствии появится масса проблем, которые устранять придется при помощи психотерапевта.

Что делать родителям при игровой компьютерной зависимости? Нет смысла ругать, наказывать, подростка, поскольку будет в ответ агрессия и истерика. От пристрастия следует избавлять подростка правильно. Родителям необходимо понять, что избавить ребенка навсегда от компьютера не удастся. Впоследствии знание компьютера сыграет положительную роль: ребенок будет более успешно учиться, готовиться к экзаменам, но все же снижать влияние компьютера необходимо. Родителям следует беседовать на тему небезопасности долгого сидения за монитором.

Зачастую игровая компьютерная зависимость превращается в явную проблему в возрасте 10-ти лет и поэтому взрослым следует контролировать время пребывания ребенка за монитором, чтобы не возникло болезненное пристрастие. Необходимо параллельно с компьютером увлечь ребенка другими занятиями: спорт, творчество, путешествия, выезды на природу. В случае если ребенок пристрастился к играм, то рекомендуется родителям разнообразить его жизнь играми развивающего или спортивного характера и самим участвовать в них, например, Менеджмент, футбол, волейбол, теннис, бадминтон, плавание, восточные единоборства.

Следует ограничивать использование ребенком интернета и установить временные ограничения. Подросткам можно разрешать сидеть за монитором до 2-х часов в сутки.

Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и родителей. После отказа подростком от игр необходимо образовавшуюся в жизни пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, новым увлечением. Избавлять подростка от интернет-зависимости следует тактично, полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя. Ребенок не будет ощущать себя комфортно, если будет чувствовать себя не таким, как все, отказавшись полностью от компьютера. Однако и позволять ребенку постоянно играть без правил и временных ограничений тоже нельзя. Зачастую вовлеченные в компьютер детские личности превращаются в замкнутых, теряют интерес к образованию, перестают общаться, проявляют агрессию в сторону близких.

Если подросток все чаще просит, чтобы его оставили в покое, а сам прогуливает занятия в школе, сидит напролет всю ночь за компьютером, не высыпается, отказывается от еды, то на лицо все признаки компьютерного пристрастия. Попытки самостоятельного освобождения от данного пристрастия зачастую приводят к депрессии, которая отступает после возвращения ребенка к привычному сидению за монитором. В этом случае помощником в излечении компьютерной зависимости будет психотерапевт.

Многие родители сомневаются в необходимости лечения у подростка пристрастия к компьютеру, относя его к увлечению. Зависимость опасна тем, что подростки данного возрастного периода (14-16 лет) пребывают на самом сложном этапе своего развития, который может стать причиной возникновения в дальнейшем различных психологических проблем. Вместо этого подросток просиживает все время за компьютером, когда он должен начинать строить свои первые отношения с противоположным полом, ставить осмысленные цели перед собой, искать в обществе свое место. Самым верным решением при игровой компьютерной зависимости будет обращение за помощью к специалистам, которые дадут ценные рекомендации и начнут эффективное лечение. Лечение данного состояния основано на опыте терапии зависимостей.

Компьютерная зависимость у подростков: вы узнаете как ее лечить

Компьютерная зависимость у подростков: причины

Наличие компьютера и доступа в Интернет еще совсем не означает формирование зависимости в скором времени. Так почему одни дети привязываются к «игрушке», а другие способны контролировать время нахождения в сети?

В действительности только одна большая причина заставляет подростка проводить большее количество времени за компьютером.

Это происходит тогда, когда виртуальный мир становится интереснее окружающей действительности или выступает способом избегания пугающих или неудовлетворительных обстоятельств.

В чем это может выражаться?

  1. Нехватка общения с окружающими ровесниками. Игнорирование со стороны одноклассников, непринятие, отсутствие друзей и возможности их завести.
  2. Дефицит общения со значимыми взрослыми. Вечно занятые родители и другие родственники, нежелание идти на контакт и выслушать ребенка.
  3. Стремление быть, как все. Если учебный коллектив или группа дворовых друзей посвящают много времени играм и «зависанию» в сети, ребенок копирует поведение.
  4. Конфликты со сверстниками. Неудовлетворительные отношения или открытые издевки побуждают ребенка уйти в виртуальный мир.
  5. Напряженная психологическая атмосфера дома. Это также способствует погружению в сеть и игры, поскольку подросток не чувствует в себе сил изменить обстоятельства и повлиять на старших и выбирает более легкий способ преодоления напряжения.
  6. Плохие отношения с педагогами учебного заведения. Это также способно оказать влияние, как и квалификация учителей. Неумение вовлечь в учебный процесс, интересно преподать новую информацию заставляет подростка скучать и все чаще заходить в интернет в поисках интересного.
  7. Отсутствие ощущения успешности в реальной жизни. По тем или иным причинам ребенок чувствует себя несостоявшимся и компенсирует это достижениями в виртуальном мире.

Очень часто Интернет зависимость формируется следующим образом.

Родители приобретают компьютер и подключают Интернет, как правило, исходя из образовательных целей: множество учебных заведений практикует использование новых технологий в учебном процессе, и ребенку необходим доступ для выполнения домашних заданий.

В первое время использования, возможно, так и происходит, однако позже молодой человек начинает проводить больше времени за новой игрушкой. Большинство родителей не бьют тревоги на этом этапе, поскольку такой расклад им удобен: ребенок дома, присмотрен, шалостями не занимается, с плохой компанией не связывается, да еще и не требует пристального внимания – можно отдыхать и расслабляться после трудового дня.

К тому моменту, когда компьютерная зависимость уже прочно сформирована, они полностью утрачивают контроль над ситуацией: наказания приводят к вспышкам гнева, попытки призвать к разуму и отправиться подышать свежим воздухом – к полному игнорированию.

Против авторитета родителей играет, в первую очередь, полная доступность информации в сети. Там подросток может найти все, что нужно в его возрасте, и чем шире доступ, тем он более привлекателен.

Компьютерные игры

Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. В процессе игры ребенок испытывает массу приятных ощущений за счет выделения адреналина и гормонов удовольствия. Ни одна настоящая игрушка уже не способна сравниться со «стрелялками», «бродилками», «стратегиями» и т.д. Ребенок «подсаживается» на эти ощущения, дополнительно подгоняемый соревновательным духом, конкуренцией с другими игроками, стремлением к первенству. Именно это обуславливает большую подверженность зависимости среди мальчиков.

Социальные сети

Девочки берут пальму первенства в другой разновидности Интернет зависимости – от социальных сетей. Показать себя во всей красе с помощью бесконечных селфи, рассказать окружающим о своей интересной и насыщенной событиями жизни, отследить количество «лайков» у главной соперницы – первой красавицы из параллельного 11-го «А» — все это толкает взрослеющую девушку на трату большей части времени в социальных сетях. Обилие контента также способствует укреплению зависимости – подростки чаще всего ищут картинки, песни, цитаты (кстати, не всегда верно изложенные), юмор именно на данных ресурсах.

Быть всегда онлайн – это значит, быть в теме, соответствовать общепринятой тенденции. Социальные сети сегодня – это истории целых жизней, поэтому полистать новостную ленту на уроке, по пути домой, в компании друзей, перед сном – это значит, быть в курсе происходящего здесь и сейчас. Подростку трудно от этого отказаться.

Значит ли это, что нет выхода из сложившейся ситуации? Вовсе нет.
Для того, чтобы помочь подростку, необходимо определить – а есть ли зависимость вообще?

Признаки Интернет зависимости

Есть несколько тревожных звоночков, на которые следует обратить внимание.

Подросток находится в группе риска или уже пребывает в компьютерной зависимости, если:

  1. У него изменился режим дня. Он стал поздно ложиться и неохотно вставать, изменилось время принятия пищи – появляется отказ от еды в пользу пребывания за своей игрушкой.
  2. Подросток стал меньше времени проводить с друзьями при их наличии.
  3. Появилась утомляемость, пассивность, приступы агрессии и раздражения.
  4. Наблюдается неуспеваемость в учебе. Появляются затруднения при выполнении домашних заданий. Дисциплины, которые раньше давались легко, перестают нравиться, ухудшаются оценки.
  5. Появляются прогулы. Родители, которые не могут проконтролировать посещаемость ребенка в связи с занятостью, могут столкнуться с такой информацией от педагогов.
  6. Игнорирование домашних обязанностей. Это относится к семьям, где уже имело место четкое распределение функций каждого члена семьи. Подросток перестает выполнять свои задачи, сопротивляется, когда ему напоминают о необходимости сделать что-то по дому.
  7. Несоблюдение гигиены. Зачастую длительное пребывание за компьютером вызывает затруднения в выполнении правил гигиены: ребенок может «забыть» почистить зубы и первым делом отправляется за компьютер сразу после пробуждения.
  8. Полное сосредоточение на игре. Попытки вовлечь в беседу оканчиваются провалом: создается ощущение, что ребенок просто не слышит, что ему говорят. Отвечает невпопад или просит, чтобы его оставили в покое.
  9. Время нахождения за компьютером увеличивается. Ребенок не способен себя контролировать, он теряется во времени, возможно, обещает завтра сидеть меньше, однако не сдерживает своих обещаний.
    Невозможность посидеть за компьютером провоцирует агрессию, плаксивость, ярость.
  10. Очень часто в местах, где отсутствует доступ к любимому гаджету, подросток ведет себя нервозно и стремится скорее отправиться домой. Первым делом по возвращении он нажимает кнопку «Пуск», в крайних случаях даже не успевая снять верхнюю одежду. В случае зависимости от социальных сетей тоже самое можно отнести к мобильным телефонам как доступному способу выхода в сеть.
  11. Подросток начинает много общаться с помощью компьютерных терминов.

Вам это знакомо? Значит, вероятнее всего, подросток действительно страдает от компьютерной зависимости. Я подробно расскажу вам, как лечить компьютерную игроманию. Ее последствия оказывают самое пагубное влияние на неокрепшую психику молодого человека.

Последствия компьютерной зависимости

Привязанность к компьютеру делает его основным способом коммуникации с внешним миром, и это касается не только зависимости от социальных сетей. В большинстве игрушек участники ведут диалоги в чате, и это общение становится главным.

Это чревато утратой навыков реального взаимодействия с окружающими. Подросток просто разучивается вести конструктивные диалоги, общаться на различные темы, эффективно взаимодействовать в социуме. Отсутствие этих навыков провоцирует эмоциональную, социальную незрелость – ребенок становится неспособным понять чувства другого человека и поставить себя на его место. Ему сложно выстроить теплые, доверительные отношения с родными, достичь эмоциональной близости.

Ощущение безнаказанности действий в интернете провоцирует чувство вседозволенности в реальной жизни. Ребенок может делать что угодно в компьютерной игре, в том числе совершать действия, запрещенные законом в действительности. С течением зависимости эти сферы жизни смешиваются, а нестабильная психика подростка становится неспособной осуществлять контроль над своими действиями.

Конечным результатом может стать депрессия, особенно связанная с отсутствием объекта привязанности при наложении ограничений.

Физическое здоровье подростка страдает не меньше: появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом в связи с постоянным нахождением в нефизиологических позах и нарушениями осанки; возникает сухость в глазах, нарушается зрение; формируются нарушения ритма сна и бодрствования, появляются головные боли, головокружения, нарушения кровоснабжения головного мозга в связи с низкой физической активностью и редким пребыванием на свежем воздухе. Несоблюдение гигиены и пренебрежительное отношение к питанию влекут за собой дефицит витаминов и микроэлементов, риск развития некоторых заболеваний.

Статистике известны и более тяжелые последствия.

Старшеклассник, избивший младших товарищей после очередной игры в Diablo; подросток, ограбивший своих родственников ради посещения интернет-кафе; мальчик, скончавшийся от сердечного приступа после 30-часовой непрерывной сессии в игре – это лишь последние озвученные СМИ случаи, которые на деле исчисляются сотнями, причем по всему миру.

Это заставляет задуматься, верно? Важно как можно раньше взять ситуацию под собственный контроль и не допустить необратимых изменений.

Читайте также:  Как избавиться от перхоти у ребенка - 10 способов

Как лечить компьютерную зависимость у подростков

Итак, вы поняли, как определить, есть ли компьютерная зависимость у подростков. Как лечить её? Возможно ли это? Нужно!

Для начала необходимо ознакомить родителей зависимого подростка с небольшим руководством.

Чего делать НЕ следует

  • резко ограничивать пребывание за компьютером, отключать интернет, ломать любимую игрушку – это может вызвать сильнейший срыв;
  • запрещать, ругать, наказывать подростка, грозиться лишить карманных средств – это спровоцирует вспышки агрессии, конфликт и уход из дома;
  • выдвигать ультимативные предложения – «или мы, или твой компьютер» — подросток, вероятнее всего, сделает выбор в пользу последнего.

Что делать нужно

Главное — принимать тактичное участие в лечении компьютерной зависимости, быть подростку другом и помощником в преодолении пристрастия.

  • мягко обучать подростка новым способам преодоления сложностей, кризисных ситуаций;
  • привить навыки контроля за своим эмоциональным состоянием – разъяснять способы регулирования чувств;
  • учить общению, эффективным коммуникациям со сверстниками, что требует некоторого погружения в среду современной молодежи;
  • обучать тайм-менеджменту или эффективному управлению своим временем.

Чаще всего обойтись без сторонней помощи достаточно трудно, поскольку большинство молодых людей пубертатного возраста активно противятся попыткам родителей избавить их от тяжкого груза зависимости – они попросту не видят в этом проблемы.

По статистике, только 1/5 всех зависимых подростков удалось избавиться от компьютерной зависимости самостоятельно с небольшой помощью родителей.

Консультация психотерапевта позволит не только помочь в выборе стратегии лечения. Это нужно также для диагностики возможных депрессивных состояний, что требует особого подхода к лечению.

Следует отметить, что универсального рецепта оздоровления психики подростка нет. Любая тактика приведет к болезненному расставанию, Интернет зависимость вызывает «ломку» сродни наркотической.

Задачей родителя является вернуть интерес к реальной жизни и непосредственному общению, что может быть обеспечено:

  • посещением кружков, выявлением новых интересов подростка или актуализация прежних;
  • совместным чтением и беседами, обсуждением новостей и новинок реального мира;
  • честностью по отношению к подростку – нужно прямо сказать, что с ним и почему это с ним происходит, мягко назвать его состояние, беседовать, используя техники активного слушания («Тебе тоскливо, потому что хочешь поиграть…», «Ты испытываешь злость, потому что я занимаю тебя не тем, чего тебе сейчас хочется…»);
  • открытостью относительно своего состояния – необходимо не таить и своих чувств и желаний («Я хочу для тебя только хорошего», «Мне бы очень хотелось, чтобы мы с тобой провели время вместе»).

Важно составить устный или письменный договор. Это необходимо потому, что исключить компьютер из жизни школьника или студента довольно сложно, и он все равно время от времени будет садиться за него. Договор может заключаться в определении временных рамок (например, один час в сутки, в период каникул – 1,5 часа), проговаривании наказания (к примеру, ограничение по личному времени за компьютером при получении трех двоек). В этом случае можно привлечь дополнительные сервисы – программы контроля посещения определенных сайтов, а также таймеры, которые дают команду отбоя компьютеру по истечении определенного установленного заранее времени.

Основные условия успеха преодоления пристрастия, это:

  1. Здоровые отношения в семье и нормальная психологическая атмосфера.
  2. Появление новых или актуализация прежних интересов и увлечений.
  3. Желание и умение ставить и достигать хотя бы небольших целей.
  4. Эффективное взаимодействие с окружающими.

Именно поэтому помощь специалиста является необходимой во многих случаях. Чаще всего для лечения компьютерной зависимости избирается форма тренинговых занятий, иногда – сеансы индивидуального психоконсультирования. Это позволяет научить ребенка чувствовать вкус жизни, вернуть его в реалии и научить наслаждаться ими. В целом тактика терапии избирается с обязательным учетом причин, которые могли спровоцировать пристрастие.

В том случае, если причина кроется в неудовлетворительной обстановке в семье зависимого, должна проводиться работа со всеми ее членами, в противном случае высок риск возвращения подростка за компьютерный стол.

Если основным фактором выступает неумение общаться со сверстниками, без тренингов обойтись будет трудно. Коммуникационные групповые тренинги позволят не только научить ребенка общаться, но и отточить «мастерство», что в дальнейшем делает возможным применение полученных навыков в классе или учебной группе.

Если проблема состоит в субъективной или объективной «неуспешности», также важно проводить беседы с психологом: не выдуманная ли это проблема, что лежит в ее основе, что мешает подростку ставить цели и достигать их.

Эффективное планирование собственного личного времени, формирование важных личностных качеств, способности к постановке краткосрочных и долгосрочных целей – вот лишь небольшой список умений, которые подросток приобретает после прохождения лечения. Все это не только избавляет от тяжелой зависимости, но и является надежной профилактикой рецидива.

Работа с подростками всегда осложнена сравнительной незрелостью психики, зависимостью от общественного мнения, потребностью в причастности к коллективу, отсутствием целостности, жизненных целей, задач, однако это совсем не значит, что эффективное лечение невозможно. При правильном подходе и своевременном привлечении специалиста излечиться от этого «недуга» современности можно в достаточно короткие сроки.

Компьютерная зависимость у подростков и детей: признаки, как бороться, профилактика

Современный ритм жизни заставляет многих людей проводить большую часть дня в интернете, и дети тому не исключение: уроки, внешкольные проекты, дополнительное образование. Однако если бы дети и подростки пользовались компьютером только в учебных целях, то вряд ли это считалось бы психологической проблемой. А вот зависимость от компьютера и интернета – серьезная угроза здоровью и социализации младшего поколения.

Суть компьютерной зависимости и виды

Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с реальностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты. Чаще об интернет-зависимости говорят, подразумевая бесцельное времяпрепровождение в интернете (переписка, игры, переход от одной новости к другой), однако иногда и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.

Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или (и) психологическую сферу деятельности».

Компьютерная зависимость формируется так же, как никотиновая или алкогольная, несмотря на то что самого химиката нет. Казалось бы, это чисто психологическая зависимость, но она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью химические процессы.

Можно выделить три вида детской и подростковой компьютерной зависимости:

  1. Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в режиме онлайн.
  2. Зависимость от социальных сетей. Предполагает замену реального общения на виртуальное, пристрастие к социальным сетям, чатам, форумам, знакомствам в интернете.
  3. Веб-серфинг, то есть бесцельное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, хаотичное поглощение информации либо познавательная деятельность в сфере программирования и телекоммуникаций или другой профессиональной сфере.

Риски

Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:

  • нарушенное чувство реальности;
  • нарушенное восприятие и ощущения времени, вплоть до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на несколько дней забывать про еду, сон и другие нужды);
  • потеря самоконтроля и саморегуляции, возможности руководить своими поступками;
  • потеря критического мышления;
  • снижение активности и работоспособности;
  • проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.

Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во внутренний мир человека, чем нередко провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет свои особенности, что нередко влияет на мировоззрение и систему ценностей личности, пересмотр взглядов на себя и мир.

Причины зависимости

Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

  • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудностей в семье;
  • сложностей в обучении;
  • при непринятии себя.

Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты. Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя эта причина больше свойственна взрослому населению (о компьютерной зависимости у взрослых читайте здесь).

Что привлекает подростка

Компьютерная игра или другая деятельность в интернете привлекает подростка тем, что создает укромный уголок, мир, в который нет никому доступа, особенно родителям. Кроме того, компьютерная игра и виртуальное пространство:

  • абстрагирует от реальности и дарит ощущение реалистичности происходящего;
  • снимает какую-либо ответственность;
  • дарит множественные шансы на исправление ошибок или прохождение новой жизни;
  • позволяет принимать любые решения, не боясь их последствий.

Признаки зависимости

Не стоит впадать в панику, если поведение ребенка не изменилось, успеваемость в школе не страдает, настроение стабильное и свойственное ему. Вероятно, он вынужден проводить много времени за компьютером, но зависимостью не страдает.

Стоит начать волноваться при следующих условиях:

  • Ребенок или подросток проводит за компьютером больше времени, чем раньше, и больше 6 часов в неделю.
  • Ребенок предпочитает реальному общению виртуальное, а прогулкам – игру на компьютере, пропускает школу, чтобы остаться дома и посидеть за компьютером.
  • Изменились привычки ребенка, отмечаются нарушения сна и изменение или потеря аппетита.
  • Наблюдаются перепады настроения (от уныния до эйфории), неадекватные и агрессивные реакции на просьбы, особенно на все, что связано с компьютером.
  • Нарастает эмоциональная отстраненность и реакция оппозиции в отношении не только родителей, но и друзей.
  • Вне компьютера и виртуального общения ребенок не может расслабиться, чувствует тревогу, думает о том, что его ждет в сети, норовит проверить страницу.
  • Ребенок не делится тем, чем занимается в интернете или во что играет. Ставит множественные пароли, скрывает свою активность, чистит историю.
  • Наблюдается феномен персонификации или одушевления компьютера, вплоть до разговоров с ним.

Кроме того, отмечается ухудшение внимания и памяти, резкая смена круга общения, отказ от прежних увлечений и занятий, необоснованные страхи и тревоги, перепады состояний от вялости до возбуждения.

Профилактика зависимости

Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:

  1. Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение медиаграмотности. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье «Безопасность в сети интернет: как уберечь себя и психику детей. Правила пользования».
  2. Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
  3. Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте способности, организуйте совместную активную деятельность.
  4. Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
  5. Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.

Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную.

Как бороться

Если заниматься профилактикой слишком поздно, необходима реабилитация ребенка, то стоит обратиться к психологу. Дело в том, что самостоятельные манипуляции типа наказаний или установки «родительского контроля» не решают проблемы. Ребенок просто научится искать доступ в интернет в другом месте, возможно, сбежит из дома.

Проблема компьютерной зависимости не может быть решена, если социальная среда не безопасна для ребенка, не интересна (не соответствует его темпераменту, возрасту, характеру, способностям, потребностям, интересам), если между родителями и детьми сложились неблагоприятные отношения и если ребенок испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Таким образом, устраняется компьютерная зависимость только за счет получения ребенком удовольствия и удовлетворения от реальной жизни. Но этот вопрос требует строго индивидуального рассмотрения ситуации.


Ссылка на основную публикацию