Медикаментозное лечение воспаления легких у детей по официальным рекомендациям и стандартам

Как лечить пневмонию у детей?

Воспаление лёгких у ребёнка – острый процесс инфекционного типа, поражающий ткани органа дыхания, и имеет вирусную, грибковую, смешанную или бактериальную форму, часто возникает как осложнение респираторных болезней. Своевременное лечение пневмонии у детей на ранней стадии помогает избежать нежелательных последствий. Для эффективной терапии важно верно определить возбудитель заболевания и подобрать действенный метод лечения.

Важно при первых симптомах обратиться к доктору, чтобы потом не пришлось лечить осложнения

Лечение в домашних условиях или стационар

В домашних условиях терапия ребёнка, больного пневмонией, осуществляется только после проведения диагностики и назначения медикаментозных средств лечащим врачом.

Она разрешена в следующих случаях:

  • пневмония протекает в лёгкой форме;
  • ребёнок старше 3 лет;
  • родители могут обеспечить соблюдение всех санитарных условий;
  • отсутствуют такие осложнения, как интоксикация и дыхательная недостаточность.

Внебольничная пневмония возникает в случае отсутствия правильно подобранной терапии инфекции острой формы на дому.

Домашнее лечение разрешено только при легкой форме болезни

Показания для лечения больного ребёнка в стационаре:

  1. Тяжёлое течение заболевания. Если развитие болезни сопровождается нарушением процесса кровоснабжения, дыхательной недостаточностью, резким падением артериального давления или развитием плеврита. Особую опасность для здоровья малыша несёт прикорневая пневмония, поскольку она тяжело поддаётся диагностике.
  2. Крупозная пневмония. Основное отличие от очаговой формы – одновременно поражает несколько лёгочных долей и увеличивает шанс возникновения осложнений.
  3. Возраст. У детей младше 3 лет может привести к остановке дыхания.
  4. Наличие болезней хронического типа, слабый иммунитет и врождённые пороки развития увеличивают риск возникновения осложнений.

Восстановительный период после лечения может занять от месяца до года – он напрямую зависит от тяжести перенесённой болезни.

Основная схема лечения пневмонии у детей

Метод лечения напрямую зависит от возраста больного:

При назначении лечения доктор обязательно учитывает возрастные особенности больного

  1. Дети до полугода. Чаще всего возбудителем болезни являются хламидии, кишечная палочка или золотистый стафилококк. Назначается применение антибактериальных препаратов широкого спектра действия на начальной стадии лечения до получения результатов анализов, подтверждающих тип возбудителя.
  2. Возраст до 6 лет. Нередко развивается острая пневмония. Основные возбудители – пневмококки, в редких случаях микоплазма. Используются антибиотики пенициллинового ряда, цефалоспорины 1–2 поколения и макролиды.
  3. Дети с 6 до 15 лет. Возбудителями болезни являются хламидии, пневмококки и микоплазма. Для лечения используется пенициллин с клавулановой кислотой и цефалоспорины 1 поколения.

Стандарты внебольничного лечения подразумевают применение в терапии Амоксициллина – это лекарство борется с большинством возбудителей бактериальной пневмонии. Для лучшего терапевтического эффекта, допустимо сочетание этого средства с Азитромицином и Кларитромицином.

Основной протокол лечения внутрибольничной пневмонии основывается на применении цефалоспоринов в сочетании с ингибитор-устойчивыми пенициллинами.

Перед началом применения любого медикамента важно убедиться в отсутствии у ребёнка аллергической реакции на компоненты лекарства.

Курс лечения антибактериальными лекарствами составляет не менее 10 дней. После стабилизации показателя температуры и устранения хрипов для укрепления полученного эффекта важно принимать антибиотики ещё на протяжении 2–3 дней. Преждевременный отказ от приёма медикаментов увеличивает риск развития рецидивов по причине развития устойчивости к компонентам лекарств вредоносных микроорганизмов.

При сегментарной локализации развивается вялотекущая форма пневмонии. Назначение антибиотиков осуществляется по результатам анализов. Также следует осуществлять ингаляции с бронхолитиками. Продолжительность лечения составляет более 6 недель.

Медикаментозная терапия

Чтобы вылечить пневмонию у ребёнка, лекарства подбираются с учётом вида детской пневмонии и негативных симптомов, сопровождающих течение заболевания.

Этиотропные средства

Действие лекарственных средств, используемых в этиотропной терапии, направлено на устранение возбудителя болезни. К этим средствам относятся:

Для лечения используют разные препараты,, среди которых обязательно будут антибиотики

  1. Антибиотики широкого спектра действия пенициллинового ряда. Используются в лечении бактериальной пневмонии, эффективны при лёгкой и средней форме болезни. К ним относятся Амоксиклав, Аугментин.
  2. Цефалоспорины 2 поколения. Используются при выявлении аллергической реакции на пенициллин. К лекарствам этой группы относятся Цефазолин, Цефоруксим.
  3. Макролиды. Включаются в состав комбинированной терапии, назначаются при атипичной пневмонии, которая подразделяется на хламидийную и микоплазменную формы. Примеры действенных лекарств этой группы: Рокситромицин, Джозамицин, Азитромицин, Кларитромицин, Сумамед.
  4. Аминогликозиты 1–3 поколения. Применяются в случае отсутствия чувствительности пневмококкового возбудителя к ампициллинам. К ним относится Сульфат гентамицина.
  5. Микотические препараты. Применяются в лечении грибковой пневмонии. К ним относятся Флуконазол, Кетоконазол, Дифлюкан.
  6. Цефалоспорины 3 и 4 поколения. Назначаются при тяжёлом течении заболевания и в случае, если пневмония сопровождается развитием других болезней. Цефеиксим, Цефтриаксон, Цефотаксим.

Симптоматические препараты

Помимо антибиотиков применяются другие группы препаратов, действие которых направлено на устранение сопутствующей негативной симптоматики. К ним относятся:

При пневмонии нужно обязательно бивать температуру, с этим отлично справляется парацетамол

  1. Жаропонижающие. Чтобы снизить температуру у ребёнка назначается Парацетамол, Нурофен, Панадол, Калпол. Вышеперечисленные медикаменты можно начинать использовать при температуре от 38 градусов.
  2. Обезболивающие. Для устранения болевых ощущений чаще всего используется Ибупрофен и Новокаин.
  3. Бронхолитики. Применяются для увеличения просвета дыхательных путей и снятия спазма. К действенным средствам относятся Беродуал, Сальбутамол, Теофиллин, Эуфиллин.
  4. Антигистаминные. Помогают устранить отёк лёгких при осложнённой пневмонии или аллергическом типе болезни. Лекарства этой группы – Кетотифен, Цетрин, Кларитин.
  5. Пробиотики. Используются для предотвращения развития дисбактериоза после окончания курса приёма антибиотиков или одновременно с ними. Основные лекарства этой группы – Йогурт, Хилак Форте, Бифиформ.
  6. Иммуномодуляторы. Для нормализации работы иммунной системы используется Иммунал.
  7. Муколитические. Эффективно устраняют кашель, способствуют разжижению мокроты, ускоряют процесс её отхождения. Детям показано использование Амброксола, АЦЦ, Лазолвана, Флюдитека, Бромгексина.

Лечение народными средствами

В качестве дополнения к общей терапии детской пневмонии используются следующие народные средства:

Мед должен быть в рационе всегда, независимо от того болеет человек или нет

НаименованиеСпособ приготовления и правила приёма
Редька и мёдКорнеплод поместить в ёмкость хвостиком вниз, вырезать сверху углубление, поместить в него 1–2 ч. л. мёда, дать настояться 30 минут. Принимать полученный сок по 1 ч. л. 3 раза в сутки
КрапиваЗалить 1 ст. л. измельчённого растения 300 мл кипячёной воды, настоять 1 час. Давать ребёнку по 100 мл 3 раза в день
Травяной сборСоединить по 1 ч. л. сосновых почек, мать-и-мачехи, измельчённых овсяных семян, ромашки, календулы, листьев чёрной смородины и плодов боярышника. Залить полученный состав 1 л кипятка, настоять 1 час. Давать ребёнку по 100 мл 5 раз в сутки
Гусиный жирСмешать 2 ст. л. жира с 1 ст. л. мёда, убрать смесь в холодильник до застывания. Средством растирать ежедневно спину и грудь ребёнка
Молочная смесьДобавить в 300 мл молока 2 измельчённых зубчика чеснока, подогреть напиток, но не доводить его до кипения, добавить 1 ст. л. мёда. Смесь давать ребёнку по 100 мл 3 раза в сутки
АлоэСрезать с растения несколько листьев и положить в холодильник на 4–6 часов. Утром измельчить их при помощи мясорубки, добавить 1 ч. л. соли. Оставить на 30 минут для выделения сока. Отжать и употреблять по 1 ст. л. утром и вечером за 1 час до приёма пищи
Барсучий жирПринимать 3 раза в день перед едой по 1 ч. л. Можно добавлять в 150 мл молока
Лук с мёдомНатереть луковицу на тёрке и выжать сок, смешать с мёдом в соотношении 1:1. Пить по 1 ч. л. за 20 минут до приёма пищи по 3 раза в сутки

Барсучий жир является профилактическим народным средством и помогает справится с воспалением

Комаровский о пневмонии у детей

Детский врач-педиатр Евгений Комаровский особое внимание уделяет терапии больных детей в домашних условиях. Он отмечает основные симптомы, свидетельствующие о развитии пневмонии:

  1. Первые 2–3 дня повышается температура от 37 до 38,5 градусов, наблюдается ухудшение аппетита и чрезмерная потливость. В дальнейшем появляется одышка, сухой кашель, хрипы при вдохах и нарушение сна. С первыми симптомами возникает чувство тошноты и рвота.
  2. При обострении пневмонии нарушается работа пищеварительного тракта, появляются боль в грудной клетке, ребёнок начинает терять вес.

Доктор отмечает, что в ряде случаев течение болезни может протекать без кашля и повышения температуры.

Лечение детей в раннем возрасте должно осуществляться с обязательным использованием антибиотических лекарственных препаратов – они помогают устранить негативную симптоматику и устранить причину болезни. Дозировку и продолжительность лечения должен рассчитать лечащий врач.

В большинстве случаев пневмония у детей развивается вследствие самолечения, неправильного ухода за малышом и отказа от своевременной помощи квалифицированных специалистов. Доктор считает, что предотвратить развитие пневмонии можно при помощи следующих профилактических мер:

  • приём поливитаминных комплексов, подобранных с учётом индивидуальных особенностей организма больного ребёнка;
  • исключение контактов с больными людьми;
  • сбалансированная диета и обильное питье;
  • соблюдение правил личной гигиены.

Воспаление лёгких у детей возникает в результате незрелости дыхательных путей и не сформированной иммунной системы. Эффективность лечения пневмонии напрямую зависит от правильно подобранной схемы лечения и регулярного контроля состояния больного. Бесконтрольная терапия увеличивает риск развития таких осложнений, как плеврит, сепсис, абсцесс лёгкого или токсический шок.

Чем лечат пневмонию у детей

Пневмония – это тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалительными процессами в легких. У детей болезнь сопровождается кашлем, проблемами с дыханием, интоксикацией. Лечить пневмонию у детей необходимо с помощью антибактериальной терапии, жаропонижающих и отхаркивающих средств.

Особенности терапии детской пневмонии

При лечении пневмонии у детей все процедуры требуют последовательности. Самое главное – это вовремя начать терапию, подобрать наиболее эффективные методы. Выделяется три основных группы лекарственных препаратов. При выборе лекарств следует учитывать микроорганизм-возбудитель и подбирать специально направленные антибактериальные препараты. При этом потребуются средства, облегчающие состояние ребенка.

Детская пневмония подразделяется на 2 типа: клиническая и внебольничная. Также в зависимости от поражений легочной ткани различают несколько видов болезни:

Пневмония у ребенка

  • очаговая;
  • очагово-сливная;
  • долевая;
  • сегментарная;
  • интерстициальная.

Лечебный процесс строится по трем основным направлениям:

  1. Этиотропная терапия. Она направлена на уничтожение бактерий-возбудителей и препятствие их размножению. Начинать требуется именно с применения антибактериальных препаратов.
  2. Симптоматическое лечение. К данной группе лекарств относятся те, что способны облегчить состояние малыша. Например, уменьшить боль, понизить температуру.
  3. Хирургическое вмешательство требуется при осложнениях в течение болезни. Операция требуется в редких случаях.

Особое значение в терапии пневмонии играет режим. Для деток, болеющих воспалением легких, настоятельно рекомендуется постельный режим. При этом малышей до годовалого возраста специалисты настоятельно рекомендуют положить в стационар.

Приём медикаментов

Медикаментозное лечение сводится к приему антибактериальных и симптоматических препаратов по определенной схеме.

Антибактериальное лечение

К антибактериальным относят лекарственные средства широкого спектра действия пенициллинового ряда: Ампициллин и Амоксициллин в сочетании с клавулановой кислотой. Могут назначаться Цефазолин и Цефуроксим или Рокситромицин и Азитромицин. При тяжелом протекании болезни назначаются более сильные антибиотики. Например, Амоксициллин с аминогликозидами либо прописывают цефалоспорины III и IV поколения.

Предварительно педиатры назначают анализ мокроты для выявления возбудителя заболевания. Данная процедура позволяет подобрать более эффективное лечение антибактериальными препаратами. Исследование требует определенного времени, поэтому чаще назначается для подтверждения правильности выбранной терапии или для назначения более действенных препаратов. Забор мокроты у детей производится в баклаборатории.

Существуют определенные стандарты назначения таблеток, уколов и других медикаментов:

Пневмококковая инфекция

  1. При пневмококковой и грамотрицательной флоре верхних дыхательных путей рекомендуются препараты группы полусинтетических пенициллинов.
  2. На начальных стадиях развития воспаления легких педиатры назначают лечение цефалоспоринами 3-4 поколения.
  3. Для комбинированного лечения подойдут макролиды.
  4. В случае развития осложнений рекомендуется начинать лечение фторхинолонами.

Дозировка, форма лекарственных препаратов, продолжительность и схема лечения определяются педиатром в индивидуальном порядке. Вносить изменения без консультации со специалистом недопустимо.

Симптоматическая терапия

Лекарственные средства, применяемые для лечения симптомов воспаления легких, подразделяют на несколько типов:

Таблетки Парацетамол

  1. Жаропонижающие. Одним из самых действенных лекарств данной группы является Парацетамол. Он подходит для снижения температуры, устранения лихорадки. Если температура тела ребенка выше 40 градусов, назначается литическая смесь, которая вводится однократно.
  2. Обезболивающие. Для уменьшения болевых синдромов используются негормональные противовоспалительные препараты. К ним можно отнести Ибупрофен, который также помогает понижать температуру.
  3. Муколитические. Данная группа лекарств предназначена для разжижения и выведения мокроты, уменьшения кашля.
  4. Инфузионные. Препараты, назначаемые при осложнениях типа коллапса, эксикоза, расстройства микроциркуляции, нарушения баланса микроэлементов в составе крови.

Пневмония – это опасное заболевание. Поэтому не стоит проводить эксперименты с самостоятельным подбором лекарств от пневмонии для детей. Терапию медикаментами должен назначать доктор. Важно на начальном этапе развития заболевания обратиться к специалисту для подбора лечения. Детей грудничкового возраста нужно обязательно лечить в больничных условиях.

Народная медицина

Существует достаточное количество средств народной медицины для лечения пневмонии у ребенка. Назначать их самостоятельно не рекомендуется, в любом случае следует проконсультироваться со специалистом.

При сопровождении воспаления легких сухим кашлем рекомендуется добавлять к основному лечению травяные настои, чаи, отвары. Отвары можно готовить на основе алтея, корня солодки, душицы. По рекомендациям педиатров стоит прекратить прием данных средств при первых же улучшениях, так как детский организм способен быстро привыкать к компонентам при долгом использовании.

Избавиться от густой мокроты помогут чай на основе истода сибирского, напитки из вишни, черная редька с добавлением жидкого меда.

Для лечения пневмонии отлично подходит отвар, приготовленный из следующих компонентов:

  • 750 мл натурального жидкого меда (лучшим вариантом будет липовый или гречишный);
  • 100 г березовых почек (продаются в аптеке).

Мед разогревают до жидкого состояния, но не кипятят. Затем помещают в него почки и в течение 5 минут выдерживают на слабом огне. Мед не должен закипеть, так как в таком случае он потеряет все полезные свойства. Полученный отвар процеживают через сито. Ребенку следует давать отвар перед сном (можно перемешать с водой). Дозировку определяет врач.

Если у ребенка возникает интоксикационный синдром, то педиатры рекомендуют следующие рецепты:

Отвар мать-и-мачехи

  1. Заварить пару столовых ложек листьев мать-и-мачехи стаканом кипятка и настоять в течение получаса.
  2. Заварить чай с добавлением ягод шиповника для поддержания иммунитета.
  3. Настоять в течение недели мед с мелко нарезанными листьями столетника.

При осложненной форме пневмонии педиатры советуют добавить к основной терапии отвар из овса и молока. Напиток должен обязательно быть свежим.

Справиться с воспалением помогут специальные пасты, приготовленные в домашних условиях. Их готовят из грецких орехов, лимона, сока алоэ. Все ингредиенты прокручивают в мясорубке, а затем смешивают с медом и сливочным маслом. Можно добавить немного красного вина (лучше выбрать Кагор). Хранить пасту следует обязательно в холодильнике и давать больному до приема пищи.

Эффективность лечения пневмонии зависит от правильности подобранных методов и средств. При появлении первых симптомов воспаления легких у ребенка необходимо обратиться в больницу. Доктор определит, подойдет лечение дома или лучше положить малыша в стационар. При верном подходе даже сложную пневмонию можно вылечить за 1-2 месяца.

Стандарты лечения пневмонии у детей: клинические рекомендации в педиатрии

Выполнение подходящих клинических рекомендаций для лечения пневмонии является важнейшим вопросом в сфере педиатрии, поскольку пневмония составляет более трех четвертей легочных болезней у детей 1-7 лет.

В статье рассмотрим клинические рекомендации при выявлении, диагностике и лечению пневмонии у детей разных возрастных групп. В заключении приведем список ссылок на объемные документы от авторитетных институтов здравоохранения.

Что провоцирует воспаление легких?

Легкие человека выполняют, помимо дыхательной, ряд других важных функций: помогают стабилизировать температуру тела, количество водного компонента в крови, наравне с кожей выполняют функцию фильтра, способствуют выводу продуктов распада из организма.

Любое повреждение, даже если оно не имеет отношения к дыхательной системе человека, закономерно отражается на легких через общее снижение иммунитета в результате травмы, отравления, стресса. Выполнять функцию фильтра и снабжать кислородом кровь получается уже не столь эффективно – и болезнетворные агенты из окружающей среды попадают в легкие, и у ребенка развивается воспаление легких.

Большинство случаев инфекционных воспалений легочной ткани провоцируются бактериальными патогенами, а у несовершеннолетних до 6-7 лет – вирусами и пневмококками, которые отличаются значительной устойчивостью и заразностью. Существуют и другие причины.

Обратите внимание! Заболевание может возникнуть и после пребывания малыша в помещениях с искусственной вентиляцией, или если в помещении находится кондиционер скапливающиеся в шлангах и уголках кондиционера безвредные, в большинстве, для взрослых микроскопические грибы и легионелла могут стать причиной пневмонии у маленького гражданина.

Тяжесть перенесенного заболевания и его последствий зависят от нескольких немаловажных факторов, таких как:

  1. Обширность и площадь пораженной легочной ткани.
  2. Возраст. У детей возрастом от полугода до 3 лет наблюдается наиболее тяжелое течение заболевания вследствие анатомических особенностей дыхательной системы, которые исчезают, как только малыш подрастет.
  3. Условия, в которых ребенок приобрел заболевание. Внебольничная пневмония согласно педиатрической статистике легче протекает и быстрее исчезает. Внутрибольничная пневмония протекает тяжелее вследствие возможности заражения устойчивыми к антибиотикам штаммами бактерий.
  4. Иммунитет.
Читайте также:  Чего опасаться от кота и новорожденного ребенка?

Стандарты лечения в педиатрии

Рассмотрим поочередно внебольничную и внутрибольничную пневмонию.

Внебольничная

Внебольничная пневмония развивается в течение 2-3 суток и сопровождается лихорадкой, одышкой и кашлем, как правило, с выделением мокроты. Наличие изменений в легких хорошо просматривается на рентгенограмме. Имеет бактериальную природу, хотя и не исключает присутствия вирусных частиц, понизивших иммунитет и спровоцировавших пневмонию.

Обратите внимание! Для первичного определения возможности развития бактериальной инфекции достаточно оценить поведение ребенка и его внешний вид, так как показания термометра не позволяют оценить степень интоксикации организма.

Следует обратить также особое внимание на признаки, помогающие внешне определить бактериальную инфекцию:

  • Резкое нарушение обычного поведения,
  • Снижение уровня активного времяпровождения,
  • Крики в ответ на мягкие прикосновения,
  • Сонливость,
  • Отказ от пищи и воды,
  • Избегание света,

В амбулаторных условиях детям протоколы лечения Минздрава постулируют назначение амоксициллина и макролида.

Согласно клиническим рекомендациям, амоксициллин эффективно борется с большинством патогенных бактериальных агентов, вызывающих пневмонию.

Стандартами лечения пневмонии у детей допустимо сочетания амоксициллина в сочетании с азитромицином и кларитромицином, которые обладают не только широким спектром действия, а и влияют на внутриклеточно расположенные микроорганизмы.

Общая длительность терапии не должна составлять менее 15 дней (антибиотикотерапии, как правило, 7-14 дней), преждевременный отказ от приема препаратов чреват частыми рецидивами из-за приобретения болезнетворными микроорганизмами устойчивости к тем или иным препаратам.

Внутрибольничная

Внутрибольничное воспаление легочной ткани имеет такой же инкубационный период, как и внебольничное воспаление, однако характеризуется тем, что на момент попадания ребенка в стационар в организме отсутствовал возбудитель, следовательно, он был получен именно в стационаре.

Будьте внимательны! Ребенок, находящийся в стационаре после операции имеет приблизительно 23%-ую вероятность приобрести воспаление легочной ткани. Этому способствует и низкий иммунитет ребенка, являющийся следствием стресса и недостатка веса.

Признаками внутрибольничной пневмонии у детей являются:

  • Лихорадка,
  • Увеличение количества мокроты и трахеального аспирата, а также изменение их цвета, вязкости,
  • Усиление кашля или одышки,
  • Гипертермия,
  • Увеличение частоты сердечных сокращений,
  • Дыхательная и сосудистая недостаточность,

Особенности при внутрибольничной пневмонии

Для подтверждения диагноза пульмонологи-педиатры руководствуются рекомендуемыми стандартами лечения критериями, такими как: лихорадка, гнойная бронхиальная секреция, кашель, хрип.

Факт внутрибольничного воспаления легочной ткани подтверждается рентгенограммой и посевом мокроты или аспирата из бронхов на бактерии, в которых с вероятностью в 70% обнаруживается синегнойная палочка, амеба, кишечная палочка (на картинке справа).

С вероятностью 30% – устойчивый штамм золотистого стафилококка.

Полимеразной цепной реакцией на вирусную пневмонию в пробах мокроты и инфильтрата могут быть обнаружены вирусы гриппа, цитомегаловируса.

Протокол лечения внутрибольничного воспаления легких постулирует применение цефалоспоринов новейшего поколения, эффективно уничтожающих синегнойную палочку (цефтазидим, цефепим). Также возможно сочетание цефалоспоринов с ингибитор-устойчивыми пенициллинами, фторхинолонами. Оксациллин, клавулановая кислота борются с золотистым стафилококком, вориконазол – с грибками.

На начальных этапах педиатрия рекомендует антибиотики вводить внутривенно. При положительной динамике и исчезновении симптомов возможен внутримышечный ввод препарата. На заключительном этапе разрешен пероральный прием лекарств. Рекомендуемый курс антибиотиков должен составлять не менее 21 суток.

Рекомендуем также изучить статью о лечении пневмонии у детей.

Полезное видео

Предлагаем вам посмотреть по нашей теме длинную лекцию Белорецкого Б.З., кандидата медицинских наук и доцента кафедры анестезиологии и реаниматологии:

Список ссылок на протоколы лечения

Ниже приведен список важных ссылок на клинические рекомендации (протоколы лечения) детской пневмонии от различных учреждений. Среди них: федеральные структуры, Всемирная Организация Здравоохранения и другие институты, к рекомендациям которых стоит прислушаться.

  1. Клинические рекомендации федерации педиатров СНГ по лечению пневмонии у детей
  2. Список федеральных клинических рекомендаций Министерства Здравоохранения РФ ­­­­
  3. Методические указания по лечению воспаления легочной ткани у детей до 7 лет
  4. Стандарты лечения пневмонии у детей
  5. Протоколы и статьи о пневмонии
  6. Клинические рекомендации оказания медпомощи детям с пневмококковой инфекцией

Ребенка обижают в школе – что делать родителям

Было такое и в «благополучной» советской школе, не зря же в 80-х фильм Ролана Быкова «Чучело» произвело эффект разорвавшейся бомбы, когда об издевательствах сверстников впервые было сказано вслух.

Есть два пути борьбы с буллингом. Первый этап – психологический, второй – юридический. Вот об этом я и предлагаю сегодня поговорить.

Если ребенка обижают в школе, что делать родителям? Прощать насмешки, обзывания, запугивания и тем более физическое насилие ни в коем случае нельзя. Что же делать конкретно, чтобы ребенка в школе не обижали, вам подскажут советы психолога.

Каких детей обижают чаще всего

Обижают слабых, застенчивых, неуверенных в себе, интровертов, тех, у кого мало или вообще нет друзей, детей с нетипичной внешностью или физическими недостатками, очень полных или наоборот слишком худеньких, детей, которых чрезмерно опекают родные, то есть «маменькиных сынков». Пожалуй, главное – обижают тех ребят, которые в конфликтной ситуации не могут постоять за себя.

Обидчиками в большинстве случаев бывают физически сильные, те, кто стремится к лидерству, но плохо учится, юные властолюбцы, которые хотят подчинить себе других и командовать ими. Буллер (таким термином определяют обидчика) не сочувствует другим и не представляет себя на месте того, кого он обижает.

Обидчик и его жертва – это как две стороны медали. Вы удивитесь, но у них есть общая черта – они не умеют правильно решать социальные проблемы.

Как понять, что вашего ребенка обижают в школе?

Одна потасовка у мальчишек или выяснения отношений у девочек – это не буллинг. Когда же издевательства, запугивание, насилие становятся систематическими и приобретают жесткие формы, надо бить тревогу.

От мам, которых я консультировала, довелось услышать: «Сын пришел из школы мокрый, грязный. Говорит, что упал в лужу. Я, конечно, его отругала. А на следующий день опять то же самое. Буквально клещами из него вытащила, что это его специально толкал в лужу одноклассник. Да еще и пригрозил: «Пожалуешься, хуже будет!»

«Дочка вся в слезах. Мальчишка из их класса ручкой исчеркал весь альбом для рисования. Но что меня больше всего возмутило, никто из ребят за нее не заступился! Почему наши дети такие равнодушные?!»

Хорошо, если ваши сын или дочка сами рассказали вам об обидчиках. А если они молчат? Что может подсказать вам, что они столкнулись с этой бедой?

Будьте внимательны к своему ребенку, тогда вы заметите, что у него испорчены вещи или они вовсе пропали. Он не может объяснить, на что потратил карманные деньги. Не хочет идти в школу, даже начинает болеть (жалуется на живот или головную боль). Ребенок стал нервозным, часто плачет. Ну, а синяки и царапины буквально прокричат вам, что проблема очень серьезная.

Конечно же, вы не хотите, чтобы ваше дитя стало жертвой и терпело насмешки, издевательства, пинки и вымогательство агрессивных сверстников. Злу нужно противостоять.

Чтобы знать, как правильно поддерживать ребенка в ситуации буллинга, читайте мою статью “Как правильно поддерживать ребенка”!

Стоит ли говорить ребенку «дай сдачи!»?

Это непростой вопрос, потому что, если ребенок поймет буквально, то драка может ухудшить ситуацию. Когда начнется разбирательство – «кто первый начал» – нет гарантии, что правда будет на вашей стороне.

Мне приходилось слышать от некоторых мам и такое: «Я пришла в школу, схватила за шиворот обидчика сына и пригрозила, что размажу его по стенке», «Я сказала, что сама сделаю с этой гадкой девчонкой то, что она с моей дочкой делает». Скорей всего, маленькие агрессоры испугаются таких угроз взрослых людей. А как отреагируют на это их родители? Не исключено, что вместо решения конфликта вы получите его обострение.

Но и это не главное. Поступая так с чужими детьми, вы нарушаете права другого ребенка! Чем тогда вы сами отличаетесь от школьного агрессора?

Каким должно быть поведение родителей, если ребенка обижают в школе?

Я хорошо представляю, какая буря эмоций накрыла вас, когда вы об этом узнали. Поэтому предлагаю такой алгоритм действий:

Первый шаг. Возьмите себя в руки, эмоции в этом случае плохой советчик.

Не нагружайте ребенка дополнительно своими негативными чувствами, ему и своих переживаний хватает. Если вам нужно время, чтобы овладеть собой, возьмите его и действуйте рационально.

Чтобы не “нарубить дров” на этом этапе, внимательно изучите, как НЕ надо поддерживать детей в моей статье: “3 ошибки, как не надо поддерживать ребенка”

Второй шаг. Поговорите откровенно со своим школьником.

Сначала скажите ему о том, что вы ему сочувствуете, поддерживаете и обязательно поможете. Подробно расспросите ребенка, кто его обижает, каким образом, как часто. Это поможет составить план ваших последующих действий.

Третий шаг. Никогда не говорите ребенку, что он сам виноват.

Нередко бывает, что учителя осуждают жалобщиков, и дети боятся оказаться ябедами. И даже, когда им реально нужна помощь взрослого, они молчат и терпят, соблюдая этот сомнительный «кодекс чести».

Объясните своему ребенку, что он может и всегда должен пожаловаться на тех, кто его обижает в школе. Это не значит, что он «ябеда», ничего зазорного в этом нет. Вы тоже просите кого-нибудь помочь, если не можете справиться с чем-то самостоятельно. Таким образом вы поддержите контакт с ребенком, ваши доверительные отношения – залог того, что о конфликтных ситуациях вы будете узнавать первой.

Четвертый шаг. Формируйте модель уверенного поведения.

Я уверена, что прежде всего нужно воспитать в своем ребенке чувство уверенности и умение постоять за себя, тогда у него больше шансов не стать жертвой агрессора.

Желаемый результат можно получить, если обидчику младшего школьного возраста твердо сказать: «Прекрати! Еще раз так сделаешь, я скажу маме, а она позвонит твоим родителям!» или «Имей ввиду, еще раз будет такое, скажу учительнице!» Но, пригрозив обидчику, надо довести дело до конца. Если он не одумается, нужно обязательно сообщить об этом родителям и учительнице.

Предлагаю выступить в ролях «режиссера» и «актера», это хороший способ выработать нужные навыки:

  1. Простое упражнение: посмотри, какой цвет глаз у этого человека? Прямой уверенный взгляд не раз поможет вашему ребенку и во взрослой жизни.
  2. Тренируйте мимику перед зеркалом. Пусть ребенок сделает сердитое и веселое, печальное и смелое лицо. Спросите у него, каким будет выражение его лица, когда он станет говорить с другом, а какое с обидчиком?
  3. Расскажите ребенку, что поднятая голова, уверенное выражение лица, прямой взгляд, твердый голос бывают гораздо важнее, чем те слова, которые он будет говорить нападчику.
  4. И тем не менее в конфликтной ситуации нет времени на экспромты, поэтому сделайте домашние заготовки. Придумайте несколько фраз, которые ваш ребенок может сказать своему обидчику. И не забудьте, прежде, чем показать спектакль зрителям, режиссер много репетирует с актером!

В моем детстве распространенным ответом тем, кто дразнился, было: «кто обзывается, тот сам так называется».

Важно, чтобы реплика не была оскорбительной, потому что это может только раззадорить буллера. Что называется, дальше – больше.

Во все времена надежным щитом было предупреждение – «Я скажу старшему брату, (папе, дяде). Знаешь, кто он? Боксер! Он тебе даст!» Возможно, кто-то из соседских детей постарше учится в вашей школе. Попросите этого старшеклассника несколько раз на переменах зайти в класс вашего ребенка и спросить: «Ну, как ты тут? Никто не обижает? Если что, я рядом».

Шаг пятый. Хвалите ребенка за успехи.

Если ему удалось мирно отстоять себя, похвалите его. Если нет – продолжайте тренировки.

Если это не помогло, надо идти в школу.

Как вести диалог с учителем, если ребенка обижают в школе

Тщательно продумайте, что именно вы будете говорить учителю (классному руководителю). Не забывайте, учителя тоже люди, и, если вы придете к ним с обвинениями, они станут защищаться, тогда конструктивного диалога не получится.

Расскажите о проблеме спокойно, подкрепите свой рассказ фактами. Сообщите ваше понимание причины и то, как вы видите решение проблемы.

Спросите учительницу, как, по ее мнению, можно погасить конфликт.

Договоритесь о своих действиях, что будете делать вы, а что педагог.

Если ребенка обижают в школе, куда обращаться

Если администрация школы не идет вам навстречу, надо привлечь на свою сторону закон.

  • Во-первых, напишите заявление на имя директора школы и зарегистрируйте его.
  • Во-вторых, узнайте, какие официальные органы в вашем городе отвечают за соблюдение прав ребенка. Например, инспекция по делам несовершеннолетних. Возможно, работает специальная «горячая линия», где подскажут, как получить юридическую помощь в случае буллинга.
  • В-третьих, будьте моральны готовы, что при обострении конфликта или бездеятельности педагогов придется перевести ребенка в другую школу. Его психологический комфорт важнее других обстоятельств. Но помните, что в уже сложившемся детском коллективе ваши сын или дочь будут «новенькими», а это тоже трудная роль. Так что советы психолога, как научить ребенка постоять за себя и в этом случае актуальны.

А что еще можно сделать?

Прочитала отклик моей подписчицы. Она пишет: «Всю школу терпела издевательства. Пыталась поначалу жаловаться родным и учителям. Но ничего не помогло. Перевести в другую школу тоже не смогли. Отстаивала себя сама, как могла, жутчайший ежедневный стресс. В последних классах все совсем достало, пошла на тхэквондо, дала сдачи, все стало прекрасно».

Частично этот опыт, по-моему, стоит позаимствовать. Запишитесь в спортивную секцию, в которой ребенку помогут стать сильным и ловким. Известно, что спорт воспитывает бойцовский характер, уверенность в себе.

Тем более это следует сделать, если с ребенком никто не хочет дружить. В секции ваш школьник обязательно подружится с новыми ребятами, потому что у них будут общие интересы.

Будьте всегда надежным защитником вашего ребенка, помогайте ему бороться за свои права. И тогда, если даже вы столкнетесь с тем, что ребенка травят в школе, вы с этой конфликтной ситуацией справитесь.

Как нельзя вести себя взрослым, если ребенка обижают в школе

Если вашего ребенка систематически обзывают, дразнят, запугивают, не хотят с ним дружить, играть или сидеть рядом в школе, если его бьют — это буллинг. Это насилие, которое не пройдет само по себе, ребенок без помощи взрослого не справится с этой ситуацией. По статистике Республиканского центра психологической помощи БГПУ, в каждом четвертом случае к ним за помощью обращаются из-за конфликтов во время учебы. Мы поговорили с психологом центра Татьяной Колас о том, что такое буллинг и как родителю помочь в этой ситуации своему ребенку.

Источник фото: Unsplash.com

Ребенок дал другому подзатыльник. Это игра или уже насилие?

Здесь важно понимать, как чувствует себя обиженный ребенок и какие эмоции испытывает обидчик. Взрослый должен выяснить, это разовое насилие, буллинг или неудачная шутка?

Долгое время буллинг воспринимался как некая игра и несерьезная проблема. Да, признавалось, что есть какое-то насилие и травля в школьных коллективах, но было такое мнение, что дети этим «переболеют» и все само разрешится. Сейчас специалисты уверены, что последствия буллинга очень серьезные, и сказываются они не только на жертве, но и на свидетелях насилия и самом агрессоре.

Что родителям нужно знать о буллинге?

Это всегда неравенство сил;

Обидчик действует целенаправленно и не хочет заканчивать травлю;

Насилие регулярно повторяется, становится системой;

Жертвой буллинга может стать любой ребенок, это не зависит от его личности и черт характера;

Прекратить его могут только взрослые.

В вопросах буллинга есть два перегиба. С одной стороны, в связи с плохой информированностью часто люди остаются толерантными ко многим видам насилия, и какие-то толчки, обидные клички, распространение слухов воспринимаются как игра или шутка, даже когда это происходит систематически.

С другой стороны, люди все чаще смешивают понятия и используют слово «буллинг» для описания любых конфликтов между детьми. Но это не так. Да, в детском коллективе дети часто ссорятся, спорят, дерутся, но конфликт — это нормальный этап развития группы. Часто он еще больше объединяет детей. Не стоит путать «буллинг» с непопулярностью ребенка или агрессивным поведением. Если взрослые и весь коллектив не поддерживают агрессивное поведение, то буллинг и не возникнет.

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до года

Здесь, пожалуй, стоит привести отличительные черты конфликта:

Примерно одинаковая реакция сторон;

Без серьезных последствий для психики и здоровья;

По нашим наблюдениям, как правило, дети младшего школьного возраста чаще сталкиваются с физической агрессией: толчками, подножками, подзатыльниками. В начальных классах авторитетом для ребенка является взрослый (учитель или тренер). Именно от его поведения и от того, как он выстраивает систему взаимоотношений в группе, зависит появление и распространение буллинга.

В подростковом возрасте инициаторами буллинга, как правило, становятся ребята, у которых есть определенные трудности, а единственный известный им способ решения — использование власти и своей силы. Подростки чаще подвергаются психологическому и вербальному буллингу: слухи, обидные клички, обзывательства, бойкотирование, игнорирование. Подросшие дети также используют для травли и цифровые технологии, поэтому все чаще мы сталкиваемся с кибербуллингом.

Источник фото: Unsplash.com

Как должен вести себя учитель, чтобы буллинга не возникло?

Часто учителя в силу незнания не понимают, что в их классе есть буллинг, происходящее воспринимают как игру, шутку или конфликт. Поэтому мы рекомендуем убедиться в том, педагог владеет этой темой, готов услышать детей и вмешаться в ситуацию. Учитель должен уметь предупреждать, вовремя замечать проявления агрессии или насилия и знать, как в этом случае поступать.

Лучше всего, если учитель с самого начала оговаривает с учениками правила поведения в классе. Идеальная ситуация — совместное с детьми создание правил поведения и последствий за нарушения. Например, если кто-то грубо вклинился в очередь в столовую, выгнав кого-то из учеников, то обидчик должен восстановить ценность обиженного, сделать так, чтобы обиженный ученик принял от него извинения.

Учитель не должен сравнивать детей или выделять кого-то на фоне остальных. Противопоставление одного ученика другим может стать триггером для развития буллинга.

Естественно, недопустимы агрессия и физические наказания со стороны учителя, ведь избавиться от насилия при помощи агрессии невозможно. Ни в коем случае учитель не может навязывать ученикам собственные убеждения (религиозные, политические и т.д.) или выделять детей, которые отличаются от других по каким-либо признакам.

Как научить ребенка распознавать насилие в отношение себя

Прежде всего — это открытость, хороший контакт с ребенком и готовность обсуждать эти темы. Родителям важно сформировать у ребенка понимание того, что такое насилие, каким оно может быть, что является игрой, а что насилием, что допустимо в игре или в поведении, а что — нет. Это первый шаг к безопасности ребенка.

Строить разговор с ребенком нужно не напрямую о насилии, а вокруг вопросов безопасности. Обсуждать эти вопросы на понятном для возраста ребенка языке никогда не рано.

Источник фото: Unsplash.com

Начните с разговора о личных границах. Нужно донести ребенку о том, что есть его тело, и оно неприкосновенно.

Важным для человека является умение сказать «нет», и это не значит, что он плохой и с ним никто не будет играть. Важно научить ребенка спокойно, вежливо, но твердо отказывать на те предложения, которые для него неприемлемы, в том числе внутри семьи.

Можно смотреть с ребенком различные фильмы, читать и обсуждать книги, в которых раскрываются проблемы взаимоотношений детей и подростков, в том числе и проблемы буллинга. Если ребенок случайно стал свидетелем или зрителем сцены насилия, лучше это обсудить и проговорить с ним: что произошло, как человек мог остановить это насилие, что послужило причиной, в какой момент и что можно было бы сделать и т.д.

Как понять, что с ребенком что-то не так

Даже в семье с доверительными отношениями ребенку бывает сложно сказать, что у него в школе проблемы. Иногда дети пытаются это скрыть, потому что боятся расстроить и побеспокоить родителей, или боятся, что родители согласятся с обидчиком и не захотят помочь. Иногда ребенок думает, что ситуация станет только хуже, потому что в классе могут назвать ябедой.

Вот на что родителям стоит обратить внимание:

Любые резкие изменения в поведении и настроении ребенка (замкнутость, агрессия, вызывающее поведение, ребенок уходит в комнату и не хочет общаться);

Повышенная раздражительность (внезапные изменения настроения, вспыльчивость, жестокость по отношению к домашним животным или младшим детям);

Плаксивость, пугливость (ребенок начинает бояться того, что раньше его не пугало);

Какие-то физические признаки (синяки, царапины, ссадины), о причинах которых ребенок отказывается рассказывать или намеренно не придает им значения;

Нарушения сна, аппетита (долго засыпает, снятся кошмары, отказывается от еды или, наоборот, слишком много ест, с трудом встает по утрам именно в школу);

Частая потеря вещей, а также если вещи часто бывают порванными или испачканными;

Просьбы о дополнительных карманных деньгах;

Жалобы на вещи, которые его раньше не беспокоили. Например, раньше его не волновал его рост, вес, внешность, достаток семьи, а сейчас он на это жалуется;

Нежелание ходить в школу. Часто дети могут опаздывать или прогуливать школу, чтобы меньше времени проводить среди сверстников. Либо, наоборот, они задерживаются после уроков, ожидая, когда все остальные дети разойдутся;

Снижение успеваемости из-за стресса;

Категорический отказ обсуждать происходящее.

Один или даже нескольких признаков не обязательно свидетельствуют о том, что ребенка травят, это могут быть какие-то другие проблемы.

Если ребенок избегает разговора

В этом случае нужно дать понять ребенку, что вы видите, что с ним что-то происходит, что вы чувствуете, что что-то не так, хотите ему помочь и готовы подождать какое-то время, чтобы начать этот разговор. Поясните, что не будете его ругать, что бы это ни было, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь.

Можно побудить ребенка к этому разговору, обсуждая школьную жизнь: что тебе нравится/не нравится в школе? Что ты делаешь во время перерыва? С кем ты проводишь время? А есть ли кто-то, с кем тебе не нравится проводить время, и почему это происходит? Хочешь ли ты поехать куда-то с классом, а если нет, то почему?

Мы уже упоминали совместный просмотр фильмов или обсуждение книг, которые побуждают к разговорам на эту тему. Это хороший способ начать говорить о проблеме.

Как помочь ребенку прекратить буллинг

Если родитель заподозрил, что ребенка буллят, он должен отнестись к этому со всей серьезностью и не откладывать решение проблемы. С буллингом ребенок не может справиться сам, поэтому ожидать, что все решится само собой, точно не стоит.

Первый этап — после того как вы наладили с ребенком контакт и проговорили ситуацию, похвалите его за открытость и поддержите, дайте понять, что вы рядом и готовы прийти на помощь.

При этом не давайте нереалистичных обещаний. Не надо говорить, что вы оставите все в секрете и никому ничего не скажете. Или что быстро во всем разберетесь, и с завтрашнего дня буллинг прекратится. Решение этой ситуации — долгий и сложный процесс.

Дальнейший план действий нужно обсудить и согласовать с вашим ребенком, не стоит отодвигать его в сторону и говорить: «Все, дальше я сам». Ребенок должен чувствовать, что теперь он тоже влияет на происходящее. Буллинг — это, безусловно, негативная ситуация, но вы можете показать способы выхода из нее. В конечном итоге, когда ситуация с буллингом будет закончена, ваш ребенок получит положительный опыт решения трудных жизненных ситуаций.

При этом помните, что вы боретесь не с самим обидчиком, а с ситуацией.

Второй этап — обсудите происходящее сначала с классным руководителем, а потом и со школьным психологом, возможно, понадобится поговорить с другими учителями. Выясните, знают ли они о ситуации, как она выглядит с их точки зрения, как они ее оценивают, что они уже предприняли или что собираются сделать для решения вопроса. Буллинг — это проблема группы, коллектива, и решить ее на расстоянии, без участия педагогов, невозможно. Поэтому план действий должен быть совместным.

Если на этом уровне проблема не решается, надо связываться с администрацией учебного заведения. Все факты общения с администрацией нужно сохранять в письменном виде, собирать доказательства на случай, если вопрос не будет решаться и на этом уровне.

Источник фото: Unsplash.com

Третий этап — пообщайтесь с родителями обидчика. Важно понимать, что этот разговор должен состояться лично, без свидетелей, на холодную голову и без эмоций. Подготовьтесь к тому, что родители обидчика скорее всего воспримут информацию «в штыки». Важно показать, что вы хотите разобраться с проблемой, а не мстить самому обидчику. При этом дайте понять, что вы всерьез настроены решить проблему, и если родители не готовы идти на контакт, не бросите все на самотек.

Если разговоры не помогают, обращайтесь в вышестоящие организации и в правоохранительные органы. Для этого родителям важно собирать доказательную базу: письма, следы физического насилия, скриншоты переписки и т.д. — все это пригодится, если дело не будет двигаться с места. Конечно, есть еще и вариант перевода ребенка в другую школу, если ситуация заходит в тупик, но нет гарантий при этом, что проблема не повторится.

Последствия буллинга

В конечном итоге эта ситуация ударит по всем участникам процесса: жертве, агрессоре и свидетелям. Но для жертвы последствия могут быть самыми серьезными.

Ухудшается успеваемость в школе. Жертве буллинга тяжело полноценно отдаваться учебе: сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, запомнить информацию. Стараясь избежать неприятных ситуаций, дети могут часто опаздывать на уроки или прогуливать школу.

Снижается самооценка, ребенок теряет уверенность в себе. Кроме того, часто у детей развивается комплекс вины из-за того, что к ним применяется насилие. И если взрослые или окружающие не обратят на это внимание или будут это усугублять, например, фразами «а подумай, почему тебя обижают?», то со временем пострадавший будет искренне верить, что его есть за что обижать.

Развивается депрессия. В некоторых случаях последствия оказываются настолько серьезными, что есть риск суицида.

Нарушаются сон и аппетит, появляются боли, у которых нет органической природы (внезапные боли в животе, голове).

Появляются сложности в общении. Неуверенному в себе ребенку будет сложно заводить новые знакомства, общаться и в принципе открываться и доверять другим людям. Часто пострадавшие дети сознательно изолируются от сверстников и стараются не включаться в группу.

Что касается агрессора, то у него развиваются асоциальные свойства личности. Дисциплинарные меры, которые школа применяет к агрессорам (например, исключение из школы), также скажутся на жизни ребенка

В конце концов, буллинг наносит вред всему коллективу — классу, школе, группе, поскольку дети, находящиеся в ситуации, где происходит насилие, всю свою энергию тратят на то, чтобы как-то справиться с этим, и сил на полноценную учебу и занятия у них не остается.

Как нельзя вести себя взрослым

«Ты сам виноват», «Это с тобой что-то не так», «Поищи причину в себе», «Ты просто недостаточно сильный, поэтому так происходит» и т.п.

Если взрослый будет убеждать ребенка, что это с ним что-то не так, со временем жертва найдет в себе эти недостатки и привыкнет к тому, что его за них можно травить.

«Не обращай внимания», «Игнорируй, ему скоро это надоест», «Делай вид, что тебя все устраивает, скоро это пройдет».

Ребенок поделился с вами самым сокровенным, а вы говорите ему просто «не обращай внимания», «все нормально». Игнорирование агрессора может привести к тому, что он выберет еще более жесткие и опасные способы для травли.

«Научись давать отпор», «Покажи свою мужскую силу, дай сдачи».

Во-первых, в ситуации буллинга обиженный всегда слабее обидчика и просто не сможет ответить или дать сдачи. Во-вторых, насилие никак не может прекратиться при помощи насилия. А в некоторых случаях ребенок, которого обижают в классе, может настолько от этого устать и дойти до такого эмоционального состояния, что в порыве отчаяния действительно может нанести серьезный вред обидчику.

«Попробуй договориться, подружиться», «Сделай что-нибудь, чтобы ему понравиться».

Напомним, что буллинг — это что-то целенаправленное, человек делает это специально и получает удовольствие или какие-то другие бонусы. Попытки договориться, подружиться или понравиться такому человеку могут привести к еще более серьезной травле.

«Ты не должен ябедничать, это признак слабости».

Здесь должно быть все наоборот, нужно учить детей говорить о таких ситуациях. Если родители боятся, что, рассказывая о травле, ребенок вырастет «маменькиным сынком», они оставляют его один на один с этой ситуацией. Да, есть конфликтные ситуации, в которых детям важно выяснить все один на один и не вмешивать взрослых. Буллинг к ним не относится.

Что касается свидетелей насилия, то им нельзя советовать «не включаться» в эту ситуацию, потому что «потом самим хуже будет». Такая позиция формирует эгоизм и понимание того, что насилие допустимо.

Инструкция для родителей: что делать, если вашего ребёнка бьют в школе

Учитель истории и отец троих детей, который сталкивался с проблемами школьной травли, рассказывает о том, как родители должны бороться и заступаться за своих детей, если тех обижают в школе.

” src=”https://static.life.ru/posts/2017/03/990433/gr/north/bb9fd73de607f918a137fce2c060eda4__1300x.jpg” loading=”lazy” style=”width:100%;height:100%;object-fit:cover”/>

Фото: © EAST NEWS

Я, как человек, который был директором школы, и как родитель детей-школьников, прошёл через разные стадии процесса отстаивания прав тех или иных ребят, своих или чужих. Поэтому могу сказать, какие шаги можно, а какие нужно делать родителю в той или иной ситуации, когда вашего ребёнка в школе обижают. Обижают одноклассники (или один), обижают старшие ребята. Понятно, что обижать можно по-разному. Можно доводить до слёз оскорблениями, а можно быть побитым каждую неделю. И вот на это надо обращать внимание.

Первое. Если вы несколько раз в течение довольно короткого времени (а время летит быстро, поэтому если раза четыре в месяц) услышите от ребёнка одну и ту же “фамилию”, которая сделала то-то или то-то, созвонитесь с классным руководителем и постарайтесь выяснить, не замечал ли он что-то в их отношениях и как складываются отношения с обидчиком у других детей. Если по косвенным признакам будет понятно, что не знакомая вам ещё мама того мальчика или девочки вменяемая, то можно попробовать встретиться с ней и поговорить. Отцам было бы проще решить конфликт вообще на этом этапе. Но, повторюсь, при вменяемости сторон.

Второе. Если жалобы не прекращаются, контакт с родителями стопорится, на уровне классного руководителя вопрос стопорится, вам от этого тревожно и вообще синяки, честно говоря, начинают уже доставать — идите в бой, но с полной уверенностью, что пойдёте до конца. Потому что путь до конца слишком нервен, грузен и требует большой бюрократической волокиты, хотя и кратковременной с вашей стороны. Вовсе не обязательно, что вам придётся топить кольцо в кипящей лаве, но уверенность должна быть. А чтобы она была, нужно помнить чётко цель и алгоритм действий.

Цель — то, что вы хотите в конечном итоге. Вы хотите, чтобы обидчика высекли розгами перед всей школой? Вы хотите, чтобы ему дали 15 лет строгого режима? Любая цель может быть реализована, дело во времени и в личном психическом здоровье.

Допустим, вы хотите, чтобы обидчика перевели в другую школу. Такое возможно, согласен. Но требовать этого незаконно: решать, где ребёнку обучаться, — это право родителей.

Самая реальная цель — зафиксировать и громко заявить о ситуации, чтобы она начала рационально решаться и на неё обратило внимание максимальное количество заинтересованных лиц, в том числе и внутри школы. Потому что иногда информация до директора банально не доходит, пока вы не напишете письменное заявление на его имя и не проведёте его через канцелярию. Либо запишитесь к нему на личный приём. Но встречу должно предварять письменное заявление с детальным описанием ситуации и того, что было сделано, проведённое через секретаря, и у вас на руках должна остаться копия с входящим номером, заверенная у секретаря. Возможно, на этом вопрос и начнёт решаться. А если нет?

Читайте также:  Бэби – бум или самые обсуждаемые первенцы знаменитых родителей

Ситуация обостряется, и начались побои. Мелкие тычки, толчки, унизительные клички и издевательства. В конце концов вашего ребёнка побили в школе. Отмечу, не после уроков на улице, а непосредственно в школе. Ваши действия.

Идите в школу, по дороге созванивайтесь с классным руководителем либо с кем-то из администрации, проходите вовнутрь и сразу вызывайте полицию. Набираете 112, выбираете по голосу — и вперёд. Сообщаете, что вы находитесь по такому-то адресу, это здание школы, ваш ребёнок получил физические травмы, вы просите прислать наряд полиции, чтобы зафиксировать произошедшее. Вам будет предложена скорая помощь — решайте сами в зависимости от тяжести. Если разбили нос, то, может, и стоит вызвать скорую, чтобы сделали снимок. В любом случае вам будет необходимо в тот же день появиться в лечебном учреждении и снять побои. Но об этом позже.

Вы сообщаете сопровождающему вас лицу о вызове полиции, ожидаете приезда. По приезде полиции вы вправе написать заявление (и чтобы с вас сняли объяснения) прямо на месте. Но это на практике мало реализуется по одной простой причине: вам в любом случае нужно будет иметь корешок регистрации вашего заявления в журнале регистраций, который находится в отделе полиции. Поэтому если ребёнку не грозит смертельная опасность и он просто сидит, хлюпает носом и держит пятак у фингала, то соглашайтесь на любезное приглашение проследовать в отделение для дачи показаний как законный представитель своего ребёнка. Далее вам определят инспектора по делам несовершеннолетних, который возьмёт с вас объяснения произошедшего: расскажет ребёнок, расскажете вы. Вы же и заверите оба листа показаний. После вы напишете заявление, отдадите его в окошко дежурной части, и — самое главное — не забудьте взять корешок регистрации, он вам пригодится, это единственный документ, доказывающий, что вы подали заявление. В течение десяти дней они должны произвести проверку изложенных вами сведений и дать вам письменный ответ. Неплохо было бы при прощании с инспектором ПДН взять контактный телефон и держать на контроле, делается что-то или нет.

Фото: © EAST NEWS

Инспектор затребует с вас справку из травмпункта с фиксацией побоев, поэтому вы едете в травмпункт и едете именно сегодня.

Внимание: взрослые травмпункты не выдают такие справки детям, вам нужен именно детский травмпункт.

После получения справки дома её сканируете. Вообще, теперь все документы сканируете, все они будут нужны в электронном виде. Из травмпункта врач обязан сообщить в полицию, так как побои произошли в школе. Это ещё один плюс вам в вашей истории, потому что в отдел по делам несовершеннолетних о вас сообщат дважды.

Дома первым делом, не затягивая, открывайте сайт департамента образования вашего города или области и пишите в электронную приёмную. Департамент образования города Москвы откликается очень оперативно.

Описывайте ситуацию, прикрепляйте сканы всех документов, которые подтверждают ваши слова (в том числе и все сканы заявлений на имя классного руководителя или директора школы, бумаги из полиции), просите организовать проверку изложенных фактов. Делайте это сразу, завтра у вас на это уже не хватит сил, да и настроение пропадёт. При этом надо понимать, что Федеральный закон “О порядке рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации” трактуется таким образом, что позволяет отправить письмо на “рассмотрение по компетенции”, то есть школе. Так и будет, поэтому своим письмом вы лишний раз побудите руководство школы вникнуть в ситуацию, но никак их не накажете. То есть ещё раз: ваше письмо в департамент образования — это трата времени директора на составление вам ответа. Но ваша проблема будет решена, если вы уже сформулировали для себя, что вы хотите, а не в порыве праведного гнева палите вокруг из всех орудий.

Если ничто не работает

Ваши действия не приносят результата — стопорится что-то на всех уровнях, в течение трёх дней до вас не доходят никакие сигналы. Маловероятно, но всё же. Не ждите — ищите СМИ, которые готовы осветить вашу ситуацию: школьная тема актуальна. Три дня у вас на всё на это и уйдёт — описание ситуации, подтверждение документами, принятие решения на планёрке по поводу нужности материала. Обычно медиа понимают, что такие темы могут и не выстрелить, и должны быть готовы остановить вашу публикацию по вашей просьбе в случае изменения ситуации и при должном этическом уровне отношений, но и вы должны понимать, что вас могут женить и без вас. Это крайний шаг к огласке. По степени распространения этой информации последствия будут различаться — вы сами видели разные примеры.

Но публикация даёт вам следующий шаг — вместе со ссылкой на публикацию вы пишете письмо в мэрию Москвы, Генеральную прокуратуру, Министерство образования, президенту РФ с просьбой проверить изложенные в статье факты, так как вы и являетесь тем лицом, о котором идёт речь. Далее опять начинается круговерть бумаг, но она дополнительно стимулирует какие-то рациональные изменения в ситуации, а возможно, что приведёт и к возбуждению уголовного дела по факту халатности.

Я описал предельное количество уровней, которым был свидетель или прошёл сам. Редко требуются все этапы. Самое главное правило — вовремя остановиться! Идите на любой контакт, который вам будет предлагаться, ищите варианты разрешения ситуации, возможности перевести всё в область человеческих отношений. Вашему ребёнку ещё в этой школе учиться, а вам ещё несколько лет встречаться с этими людьми и на выпускном вечере постараться не испортить друг другу настроение.

Что делать, если ребенка обижают в школе — 10 Советов родителям

Не всем детям, к сожалению, везет оказаться в классе, где все дружат. Ситуация довольно редкая. В основном, обязательно находятся несколько человек, которые хулиганят и дразнят остальных детей. Что делать, если ребенка обижают в школе, как реагировать, с кем разбираться и как вести себя в данной ситуации родителям? Попробуем сегодня разобраться в этой теме.

Оглавление:

Как вовремя определить, что ребенка обижают в школе

Дети совсем нечасто обращаются к родителям за помощью. Иногда им стыдно признаться, что их обижают, а иногда просто боятся жаловаться. Боятся, что родители пойдут в школу разбираться с обидчиками, а потом станет еще хуже. Бывают случаи, когда детская жестокость переходит все границы, и ребенок просто запуган. Как же понять, что действительно у вашего сына или дочери есть серьезные проблемы?

  1. Отказ идти на учебу. Эта ситуация сразу должна насторожить маму и папу, потому что основной и настоящей причиной могут быть не проблемы с учебой, а потому что ребенку плохо в школе и в коллективе. Дети не хотят делиться такими проблемами с родителями, часто замыкаются, и их успеваемость стремительно падает.
  2. Иногда родители даже не знают, что их дитя прогуливает уроки или что ситуация уже критическая, пока ребенок не начинает приходить домой с синяками и ссадинами, и весь в слезах.
  3. Если сын или дочь уже с утра начинают придумывать повод, чтобы не идти на уроки, то стоит начать беседу, только в спокойном тоне. Если у вас в семье доверительные отношения, то, скорей всего, ребенок поделится переживаниями. Но, если отношения с отпрыском у вас натянутые, то особо не ждите его откровений.
  4. Регулярные опоздания, плохие отметки должны насторожить любого родителя. Если сын или дочь находятся в подростковом возрасте, то не списывайте все на кризис. Возможно, ситуация несколько иная, и требуется ваше непосредственное вмешательство.

5. Осматривайте периодически вещи ребенка. Если часто ваш ученик приходит в грязной и измятой одежде, у него постоянно ломаются или исчезают личные вещи, то этот тревожный звонок придется принять и перестать закрывать глаза.

Кто из детей наиболее часто подвергается унижению в школе

В группу «обиженных и оскорбленных» могут попасть все дети. Многое зависит от воспитания и атмосферы в семье, отношений между родителями и детьми. Иногда мамы и папы, сами того не желая, могут быть причиной того, что их дети подвергнутся насилию и издевательствам со стороны одноклассников.

  • Очень часто предметом насмешек и оскорблений становятся какие — то внешние недостатки ребенка: плохие зубы, торчащие уши, лишний вес или маленький (высокий) рост. Другая национальность и, соответственно, другие привычки и традиции вызывают раздражение, и желание поиздеваться у других детей в классе.
  • Когда вы в силу каких — то причин поменяли школу, а в старой ваш ребенок был лидером, то в новом коллективе лидирующие позиции ему завоевать будет крайне сложно. Ведь ни друзей, ни приятелей в классе у него еще нет. А могут и не появиться, если вы не проведете со своим сыном или дочерью беседу. Поддержите ребенка и объясните, что необязательно быть лидером, чтобы тебя уважали. Достаточно быть интересной личностью и воспитанным, доброжелательным человеком.
  • Если ребенок сам конфликтный. Драчливость у мальчиков не является чем — то необычным, поэтому приглядитесь. Если после такой потасовки ваш сын вполне нормально себя ведет, и не замыкается в себе, значит ничего особо страшного не произошло. Хотя, если такие ситуации происходят регулярно, то придется пойти в школу и узнать, что происходит на самом деле. Возможно, что ваш забияка сам провоцирует конфликты в классе и является зачинщиком распрей.

В таком случае следует провести воспитательную беседу с ребенком дома, ограничить компьютерные игры, которые активно развивают жестокость в детях, а насилие, в том числе и физическое, пропагандируют как норму поведения.

  • Особенно негативно относятся к детям из неблагополучных семей. У них обычно нет дорогих вещей, телефонов, они выглядят неухоженными, и часто плохо учатся.
  • Если ребенок тихий, неактивный и не научен давать отпор, то этим могут воспользоваться те, у которых дома привыкли к хамству и наглости. В таком случае вам необходимо прийти в школу и выяснить обстоятельства. При необходимости нужно встретиться с родителями этих детей и с классным руководителем. Вы должны встать на защиту своего ребенка.
  • Особенной группой являются дети с психологическими проблемами или дети холерического темперамента. Вывести такого ребенка из себя можно за считанные минуты. А потом начинается такая революция, что не всегда справиться могут педагоги со стажем. У одноклассников такие ситуации вызывают неподдельный интерес и оживление. Поэтому если ваш сын или дочь — холерики и легко возбудимые дети, то следует предупредить учителей, а, если понадобиться, то и одноклассников.

Бывают и совершенно неожиданные поводы, особенно в старших классах: безответная любовь, какие -то случаи, где с ребенком случился казус или недоразумение. Это способно привести к тому, что детская жестокость и стадность в лице одноклассников будет изводить несчастное дитя долгое время, пока не вмешаются взрослые.

Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе

1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.

2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.

3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.

4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.

5. Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство.

6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.

7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка. Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое. Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.

8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.

9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.

10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.

Заключение

В современном мире дети под влиянием постоянных сцен насилия и жестокости, демонстрируемых с экранов телевизора, в интернете, могут дойти до очень жестоких поступков. А педагоги, к которым уважительное отношение ни воспитывается родителями, не имеют зачастую никакого авторитета и ни могут повлиять на ситуацию. Что делать, если ребенка обижают в школе, может подсказать психолог семейный или школьный.

Чтобы в классе ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо регулярно интересоваться его делами, ходить в школу на родительские собрания и на беседы с учителями. Не демонстративно, но достойно поддерживайте и защищайте ребенка, не стойте в стороне.

Попытайтесь сделать так, чтобы ваш сын или дочь всегда приходили в школу чистыми и опрятными. Если есть проблемы с внешностью у вашего ребенка (плохие зубы, лишний вес), то ваша прямая обязанность их решать. Защищайте ребенка не только на словах, но и на деле.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

Ссылка на основную публикацию