Молочница у новорожденных детей во рту: симптомы и лечение

Молочница у новорожденных

Как известно, груднички подвержены различного рода инфекциям, все потому, что их иммунитет еще недостаточно окреп, а значит не может противостоять атакам болезнетворных микроорганизмов. Поговорим, что же такое молочница у новорожденных, чем она опасна и как ее правильно лечить без вреда детскому организму.

  • Молочница у младенца
  • Причины появления молочницы у грудничка
  • Как выглядит молочница
  • Как лечить молочницу во рту
  • Кандид от молочницы
  • Лечение содой
  • Народная медицина
  • Возможные осложнения детской молочницы
  • Профилактика

Когда многие молодые мамы замечают появление белого налета на языке и деснах ребенка, они могут принимать его за остатки молока или пищи. Но к сожалению, зачастую это является сигналом о развитии молочницы во рту.

Молочница у младенца

Многие абсолютно уверены, что молочница у новорожденных на языке имеет какое-то отношение к молоку, но это лишь распространенный миф. Заболевание вызывают дрожжеподобные грибки рода Кандида.

В норме эти микроорганизмы обитают на кожных покровах и слизистых оболочках человека и в умеренных количествах они не причиняют никакого вреда. Но по ряду причин может происходить патологический рост грибковой инфекции, это и приводит к развитию недуга.

Иммунитет любого человека ответствен за создание полезной микрофлоры, которая строго контролирует количество дрожжеподобных грибков. Если говорить о новорожденных, то такая микрофлора у них находится еще на стадии формирования, именно по этой причине кандидоз у них встречается гораздо чаще, чем у любого взрослого.

Причины появления молочницы у грудничка

Хотя иммунная система грудничка только формируется, с молоком матери он получает иммунные клетки, оказывающие защитные функции. Но с другой стороны во время грудного вскармливания ребенок может получить и молочницу.

Что и говорить, если получить кандидоз можно даже при внутриутробном развитии. Если женщина во время беременности переболела молочницей, а перед родами не был проведен курс лечения, то при прохождении по родовым путям плод легко может заразиться грибковой инфекцией.

На самом деле, «заработать» кандидоз довольно просто, любой член семьи через прикосновение или поцелуй может «наградить» ребенка грибковой инфекцией. Благоприятная среда для развития заболевания – это сухой и жаркий климат в помещении, где находится малыш.

Связь здесь очевидна: находящуюся в ротовой полости грибковую инфекцию сдерживают иммунные клетки и вещества, входящие в состав слюны. В случае пересушенного воздуха также пересыхает и слюна. Это приводит к тому, что она не может в должной мере увлажнять слизистую оболочку полости рта и в итоге дрожжеподобные грибки начинают бесконтрольно размножаться.

К другим факторам, провоцирующим развитие недуга, можно отнести следующее:

  • частое срыгивание;
  • наличие мелких трещинок в полости рта;
  • незрелость слизистой оболочки;
  • прием медикаментом, которые ослабляют иммунную систему, в частности, антибиотики, гормональные средства.

Как показывает статистика, недоношенные дети чаще болеют кандидозом, чем дети, рожденные в срок. А дети, находящиеся на искусственном кормлении, болеют намного тяжелее, чем те, кто получает грудное вскармливание. Понятно, что в обоих случаях ведущую роль играет состояние иммунитета, который, что при искусственном вскармливании, что у недоношенных резко ослаблен.

Как выглядит молочница

Основными симптомами молочницы у грудничка являются такие признаки:

  • на слизистой оболочке языка, десен и щек появляется белый налет, который со временем превращается в пятна или бляшки;
  • слизистая оболочка ротовой полости воспаляется и приобретает красноватый оттенок;
  • при отсутствии грамотного лечения белых пятен становится все больше, а налет приобретает творожистую консистенцию;
  • ребенок становится капризным и плаксивым, а также отказывается от грудного молока. Дело в том, что сосание груди причиняет ему болевые ощущения.

Отличить налет, который образовывает молочница у новорожденных на языке от обычного срыгивания довольно просто. Осторожно с помощью сухой салфетки или платочка потрите белый налет.

Налет от остатков пищи стирается легко и не оставляет никаких следов. Если же все-таки присутствует кандидоз, то убрать налет будет не так уж и просто, а на его месте будут оставаться красные воспаленные следы.

Как лечить молочницу во рту

Как утверждают специалисты, применение противогрибковых средств при лечении новорожденных – это крайняя мера, особенно, если это касается ранней стадии. Первое, что по мнению врачей необходимо сделать, — это поддерживать нормальный влажный климат в помещении. В этом помогут специальные увлажнители, которые будут постоянно контролировать уровень влажности, несмотря на погоду за окном.

Если же речь идет о запущенных формах кандидоза ротовой полости у грудничков, то без лекарственных средств, пожалуй, не обойтись. Вообще вопрос о применении медикаментов довольно спорный, с одной стороны не хочется «пичкать» ребенка химическими препаратами, но с другой стороны, если вовремя не остановить грибковую инфекцию, то проблема может развиться далее в кишечнике.

Если говорить о девочках, то у них вообще может развиться и кандидоз влагалища. Для того, чтобы не допустить возникновение подобных осложнений, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • обязательно покажите ребенка специалисту. Грибковая инфекция могла поразить уже не только рот, поэтому врач должен провести полный осмотр;
  • обязательно проводите локальную наружную терапию, которая включает в себя удаление творожистого налета и обработку воспалительных очагов специальными растворами и суспензиями, которые назначает врач;
  • очищайте слизистую оболочку с помощью ватного шарика, смоченного либо в однопроцентном растворе перекиси водорода, либо же содовом растворе;
  • водная суспензия нистатина поможет снять симптомы заболевания. Таблетку следует растолочь и развести в воде. Обработка проводится каждые пять-шесть часов;
  • если вы кормите ребенка грудью, обязательно проверьтесь на наличие грибковой инфекции сами, возможно, именно вы являетесь источником заражения;
  • при неэффективности наружного лечения, а также в тяжелых случаях назначаются противомикозные средства.

В большинстве случае в при своевременном и грамотном лечении болезнь отступает в течение трех-десяти дней. С течением времени иммунитет ребенка будет крепнуть и риск возникновения рецидивов будет гораздо меньше.

Кандид от молочницы

Медикаментозное средство Кандид – это эффективное лекарство против кандидоза ротовой полости у новорожденных и многочисленные положительные отзывы специалистов, а также простых покупателей подтверждают это. Главным действующим компонентом является клотримазол – вещество, которое способно проникать внутрь грибков и разрушать их.


Небольшие дозировки Кандида замедляют рост дрожжеподобных грибков, а большие дозировки приводят их к полному уничтожению. Это не означает, что нужно давать большие дозировки своему малышу, ведь существуют определенные схемы лечения согласно возрастной категории.

Препарат выпускается в различных лекарственных формах, но для лечения кандидоза ротовой полости применяется именно раствор. Обработка слизистой оболочки происходит после кормления ребенка следующим образом:

  • нанесите несколько капель раствора на ватный тампон;
  • аккуратно смажьте воспаленные участки ротовой полости;
  • повторяйте процедуру два-три раза в день.

Уже через пару дней вы заметите существенные изменения, но это не значит, что стоит прекратить лечение. Продолжайте обрабатывать рот грудничку в течение недели. А в качестве профилактики маме также следует обработать и свои соски.

Средство хорошо переносится детьми, но иногда возможно появление раздражения и жжения во рту. Если раствор попадет в пищеварительный тракт, то это может вызвать диарею или рвоту.

Кандид имеет и свои ограничения, его не следует использовать при повышенной чувствительности к клотримазолу. Нет точных сведений в отношении возрастных ограничений, врачи назначают средство исходя из своих усмотрений, принимая решение в каждом индивидуальном случае.

Лечение содой

Лечение содой – это надежный и проверенный метод. Как известно, грибковая инфекция существует и размножается в кислой среде, а содовый раствор ощелачивает среду в ротовой полости, что делает невозможным дальнейшее развитие дрожжеподобных грибков.

Для приготовления двухпроцентного раствора необходимо взять одну десертную ложку пищевой соды и развести ее в двухсот миллилитрах (стакан) кипяченой воды. В течение четырех дней каждые три часа проводите обработку слизистой оболочки ротовой полости.

Иногда применяют мед.Необходимо смешать чайную ложку мёда с тремя чайными ложками воды, и макать в такой раствор пустушку.

Народная медицина

В качестве обработки полости рта новорожденного можно использовать следующие народные средства:

  • отвар цветков календулы;
  • коры дуба;
  • цветков ромашки;
  • травы шалфея;
  • сок алоэ;
  • облепиховое масло.

Необходимо заварить раствор, согласно инструкции, процедить и дать остыть до 30-40 градусов. Обычно пользуются мини пульвелизатором для опрыскивания зараженных участков ротовой полости. Хорошо подойдет ватный тампон или бинт, смоченный в растворе.

Процедуры проводятся ежедневно в течении 8-10 дней, по 3-4 раза ежедневно. В любом случае по использованию лекарственных трав советуйтесь с лечащим врачом, хотя травяные растворы очень редко наносят вред.

Есть много спорных методик, например, часто используется морковный сок, но подтвержденных данных в отношении его противогрибковых свойств нет. А некоторые рецепты порой приводят в ужас, например, некоторые мамы смазывают пораженную слизистую рта ребенка сырым яичным белком. А ведь это может привести к заражению сальмонеллезом и развитию тяжелых аллергических реакций. Именно поэтому важно всегда советоваться со специалистом.

Возможные осложнения детской молочницы

Несмотря на множество методов борьбы с детской молочницей, это заболевание относится к разряду опасных и может привести к развитию таких осложнений:

  • кандидозный сепсис;
  • серьезные поражения внутренних органов;
  • потеря веса;
  • обезвоживание организма;
  • у недоношенных детей заболевание даже может приводить к летальному исходу.

Профилактика

Для того, чтобы предотвратить появление заболевания, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • для предотвращения внутриутробного заражения молочницей своевременно проводите лечение при развитии заболевания в период беременности и обязательно пройдите повторный курс лечения перед родами;
  • тщательно следите за чистотой рук и сосков;
  • после каждого кормления обрабатывайте соски слабым содовым раствором;
  • соски и бутылочки малыша мойте и стерилизуйте после каждого употребления;
  • следите за чистотой кожи и ротовой полости новорожденного;
  • для нормализации кислотного баланса и смывания грудного молока после каждого вскармливания давайте ребенку немного кипяченой воды;
  • укрепляйте иммунную систему ребенка, в этом могут помочь массажи и закаливания.

Итак, детская молочница – это не такое уж безобидное заболевание, как может показаться на первый взгляд. Но с другой стороны своевременное и грамотное лечение поможет избавиться от недуга. Не занимайтесь самолечением, этим вы только потеряете драгоценное время и усугубите ситуацию. Доверьте здоровье вашего малыша профессионалам своего дела.

Доктор Комаровский о детском садике

Детский сад — очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать чадо в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе, наличия бабушек — дедушек. Но уже давно не стоит вопрос, надо ли это делать вообще. Бесспорно, садик полезен для ребенка. Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и жить дальше.

Однако в связи с посещением садика у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются состояния здоровья малыша. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого времени и сохранить детское здоровье.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка

Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение — до полутора лет малышей не принимают. Если есть сомнения, пора ли чаду в садик, лучше посоветоваться с педагогами, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.

Врачам интересно другое — что будет делать мама, когда отведет чадо в садик. Если она решила в тот же день выйти на работу, это не самое удачное решение, считает Комаровский. Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется часто брать больничный. А, во-вторых, адаптация будет более мягкой, если мама постарается в первое время «дозировать» посещение садика для своего ребенка.

Оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мама еще несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы иметь возможность без выяснения отношений с начальством в любой момент оставить ребенка дома, если у него появились первые проявления недуга — насморк, кашель. Это хорошо и для самого малыша, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он заражать не будет.

О том, что такое “хороший детский сад” и как подойти к выбору детского сада расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.

Адаптация

Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

Сколько времени продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других — год и даже больше.

Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.

Возможные проблемы

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Закаливание, адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему тех или иных медикаментов, а также профилактические прививки, которые делаются вовремя и по графику, — лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольного учреждения.

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, – сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

Плаксивость и истерики

Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи – психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

Но это ситуация — на самом деле редкость, а потому не стоит самостоятельно искать «успокоительное для нервного ребенка». Лучшая тактика родителей — благосклонность и доброжелательность. Давить на малыша, кричать и заставлять ни в коем случае нельзя. Это лишь затруднит процесс адаптации.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Частые болезни

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой, хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

Его иммунитет должен «обучаться», «тренироваться», крепнуть, а для этого ему просто необходимо сталкиваться с возбудителями болезней.

Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Читайте также:  Менингит – симптомы у детей (согласно возрасту) и методы профилактики

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.

Как выбрать хороший детский сад

На уровень заболеваемости тип детского сада, его материально-техническое обеспечение, квалификация педагогов и нянечек никак не влияют, уверен Евгений Комаровский. А потому рекомендовать конкретный садик — частный или государственный, в обязанности врачей не входит.

Но специалисты отмечают, что садики, где группы расположены в нормальном здании, с недавним ремонтом, где в группе не слишком много детей, лучше приспособлены для детей. Хорошо, если в дошкольном учреждении есть бассейн, если там работают люди, которые понимают, как важно проветривать помещения, даже зимой.

Какой ребенок считается «несадиковским»

Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).

О понятии “несадиковский ребенок” и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.

Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.

Сделать из такого «несадиковского» малыша вполне садиковского — реально и довольно просто, говорит Комаровский. Достаточно создать в группе правильные условия, укреплять иммунитет ребенка дома, поощрять посещение садика, сделать его интересным.

Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.

Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.

Советы родителям

  • Будьте настойчивы и последовательны. Тогда ребенок быстрее поймет, что детский сад — это теперь реальность, с которой ему лучше примириться.
  • Если ребенок отказывается есть в садике, что является не редкостью, особенно в первое время, предупредите воспитателя, что его не надо кормить насильно, пичкать супом или кашей «любой ценой». Придет время, и он начнет есть сам.
  • Обязательно предупредите воспитателей о том, какие заболевания у малыша есть и на что у него аллергия.
  • Готовиться к садику нужно задолго до первого посещения, расширяя круг общения ребенка — знакомя его на площадке с соседскими детьми.

  • Доктор Комаровский
  • Ребенок часто болеет
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Как приучить ребенка к садику: практическое руководство психолога для заботливых родителей

Подросший малыш с удовольствием общается со сверстниками, и родители стремятся как можно скорее отдавать активных детей в детский сад. Но иногда поспешность оборачивается проблемами, и адаптация ребенка проходит не так, как хотелось бы маме и папе.

Всегда веселый и активный кроха вдруг становится раздражительным, отказывается идти в садик, плачет. Конечно, такое поведение не может не огорчать. Как правильно вести себя в этой ситуации родителям? Как ускорить и упростить адаптацию к новым условиям жизни и общения малыша? И как приучить ребенка ходить в садик без слез? На эти вопросы ответила кандидат психологических наук, детский психолог Ольга Архипова.

В каком возрасте отдавать ребенка в садик

Бытует мнение, что чем раньше отдать кроху в садик, тем проще ему будет там освоиться. Но это мнение ошибочно.

«Поступление в детский сад — серьезный стресс для ребенка, — комментирует детский психолог, кандидат психологических наук Ольга Архипова. — Особенно для малышей в возрасте одного, двух лет. В этом возрасте между ребенком и мамой существует сильная эмоциональная связь. При этом потребности в общении с другими детьми пока нет».

По словам специалиста, самое неблагоприятное время для знакомства с садиком — один год. В это время адаптация ребенка к условиям детского сада проходит тяжелее всего. Малыш не только сильно переживает разлуку с мамой, но также боится незнакомых ему людей.

Схожие эмоции испытывают дети в возрасте полутора лет. Со стороны родителей будет ошибкой ждать, что веселый и беззаботный кроха спокойно войдет в детский коллектив и там мгновенно переключится на общение со сверстниками и взрослыми. На практике все происходит иначе. Резкая перемена привычного образа жизни становится серьезным испытанием для нервной системы малыша.

В два года кроха уже не так сильно боится посторонних, а его привязанность к маме постепенно уменьшается. Но это не значит, что адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе пройдет без проблем. Далеко не все детки в два года морально и физически готовы идти в ясли, а значит, процесс привыкания к новым условиям может затянуться.

«Самый благоприятный возраст для поступления ребенка в детский сад — три года», — отмечает Ольга Архипова».

Как проходит адаптация ребенка в детском саду

Сам процесс адаптации представляет собой постепенное приспособление малыша к новым для него условиям.

Кроха должен привыкнуть к новому режиму дня, обязательным правилам и нормам. Должен приспособиться к новому режиму питания и другим блюдам, которые часто отличаются от тех, что он привык есть дома. Меняются условия его взаимодействия со взрослыми, вокруг появляется много сверстников. И самое главное, что все это происходит без мамы.

«Адаптация детей в детском саду в два года проходит дольше и труднее, — продолжает Ольга Архипова. — В этом возрасте мальчики все еще сильно привязаны к маме, и разлука с ней становится настоящим испытанием. Мальчикам проще адаптироваться после двух с половиной лет. В более раннем возрасте они в два раза чаще болеют. Девочки обычно испытывают сильный страх».

Особенно сложно протекает процесс привыкания у физически ослабленных, болезненных детей. В коллективе они сразу заболевают или начинают чахнуть, худеть. У малыша может внезапно повышаться температура без других признаков болезни.

В три года адаптация детей в детском саду проходит значительно проще. Трехлетки уже стремятся к самостоятельности, проявляют инициативу. Многие неплохо владеют речью и приобретают навыки самообслуживания, благодаря чему чувствуют себя в коллективе значительно увереннее. Большинство деток уже имеют опыт общения со сверстниками, приобретенный во время прогулок. Но самое главное, что после трехлетия разлука с мамой переносится проще, а потребность в детском обществе только увеличивается.

«Если малыш переживает кризис трехлетнего возраста, с садиком нужно повременить, — советует Ольга Архипова. — Необходимо подождать завершения этого периода, чтобы не создавать дополнительной эмоциональной нагрузки».

Период адаптации ребенка в детском саду

Как долго будет проходить адаптация, зависит от многих факторов. Имеют значение не только возраст, но также особенности личностного и физического развития малыша, воспитание. Обычно этот период заканчивается в течение одного месяца, но только в том случае, если кроха посещает садик регулярно.

За это время большинство малышей начинают легче переносить расставание с мамой, улучшается их эмоциональное самочувствие, появляется интерес к коллективу, совместным играм. Но бывает и так, что малыш категорически не настроен на посещение группы, никаких позитивных изменений не происходит ни за месяц, ни за больший срок.

Если же ребенок начинает болеть, время адаптации в детском саду увеличивается. Как правило, после каждого длительного отсутствия этот период начинается заново.

«С учетом всех факторов, нормой считается продолжительность адаптации в течение трех месяцев», — уточняет Ольга Архипова.

Как приучить ребенка к садику, если он плачет

Детские слезы — главный тревожный сигнал для родителей. Ведь кажется невозможным оставить рыдающее чадо с воспитателем и спокойно уйти на работу. Причин слез в этом случае может быть несколько, и родителям важно устранить каждую из них.

  • Смена обстановки и режима дня. Оказаться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и тревожно. Кроме того, его окружают пусть доброжелательные, но все же чужие люди. На этом фоне крохе нужно привыкать к дисциплине, которая не так важна дома. Меняется режим дня: нужно кушать в установленное время, а не когда хочется. Нужно ложиться спать по часам. Эти мягкие, но настоятельные требования воспитателей могут вызывать бурный протест, а вместе с ним нежелание посещать садик и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к садиковскому. Идеально приучать к нему кроху за несколько месяцев до посещения сада. А если малыш уже ходит в ясли, тогда и в выходные дни нельзя отступать от распорядка. Утренние пробуждения, завтрак, перекусы, дневной сон должны выполняться в четко установленное время.
  • Избыток впечатлений. Большинство родителей рассказывают, насколько интересно в детском саду. И это так. Но эмоции, которые переживает кроха, не всегда бывают позитивными. Он может злиться на окружающих, расстраиваться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиваться перенапряжение нервной системы. Это делает малыша капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугублять нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо максимально снизить эмоциональное напряжение дома. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и в гости, просмотр мультиков) нужно свести к минимуму или вовсе временно исключить.
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Ходить в туалет, мыть руки, раздеваться и одеваться, зашнуровывать обувь и завязывать шарф — все это кроха должен будет делать самостоятельно. И если у него что-то не получается, он может переживать и плакать. Дома важно приучать малыша к самостоятельности. Поощряйте любые ее проявления. Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи.
  • Психологическая неготовность. Сложнее и хуже приспосабливаются к новым условиям дети, испытывающие дефицит эмоционального общения с мамой. Уделяйте крохе как можно больше внимания, расспрашивайте, как прошел его день. Задавайте конкретные вопросы, чтобы малыш видел ваш интерес к его жизни в детском саду

Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям

В первый год посещения садика малыши могут много и часто болеть — этому способствует не только расширившийся круг общения. Иммунную систему могут ослаблять стресс и эмоциональная напряженность, а потому родителям важно заботиться о том, чтобы максимально снизить степень переживаний крохи и настроить его на позитивный лад.

Чаще других болеют мальчишки и девчонки, которые подвергаются чрезмерной заботе родителей или бабушек. Если с первых дней жизни их кутают и одевают не по погоде, риск простудных заболеваний возрастает. То же происходит, если малыша одевают не в соответствии с температурой в группе. Это увеличивает период адаптации к саду.

С психологической точки зрения главным стрессом для ребенка является расставание с мамой. Детки по-разному демонстрируют свое отношение к этому. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи показывают нервное возбуждение и даже агрессию.

Это происходит потому, что малыш пока не может правильно оценивать необходимость и время пребывания в детском саду. Ему может казаться, что мама уйдет и оставит его навсегда, что и вызывает столь бурную реакцию. Если кроха проявляет агрессию, объектом ее может становиться не только детвора вокруг, но даже сама мама. Ей малыш будет мстить за свои переживания, когда она вернется и заберет его домой.

К счастью, так происходит далеко не всегда. Внимательное отношение мамы решает эту проблему и большинство деток, которые изначально провожали родителей со слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Уже через некоторое время они активно играют со сверстниками.

Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?

Руководствуйтесь следующими рекомендациями родителям по адаптации детей в детском саду.

1. Настраивайте малыша на позитивный лад. Внушайте ему, что он уже большой, а потому может ходить в садик. И это здорово!

2. Приходите в группу чуть позже обычного. У деток младшего возраста сохраняется механизм эмоционального заражения. Если рядом кто-то плачет, велика вероятность, что и ваш сын или дочь тоже расплачется «за компанию». Старайтесь приходить в сад, когда большинство деток уже в группе.

3. Не устраивайте сцен прощания. Поцелуйте кроху, обнимите, скажите, что придете за ним чуть позже. После этого с улыбкой уходите, не реагируя ни на крики, ни на плач.

4. Не показывайте своих переживаний. Конечно, время адаптации тревожно не только для крохи, но и для мамы. Но говорить об этом в его присутствии не нужно. Относитесь к этому периоду как к необходимости. А обсуждая с малышом его день, спрашивайте лишь о том, что уже произошло. Пусть он рассказывает о своем общении, новых знакомых, историях, произошедших с ним в группе. Не заостряйте внимания на том, что ждет его завтра.

5. Отлучайтесь на некоторое время. Создавайте ситуации, когда вам нужно куда-то уйти, а кроха должен подготовиться к вашему приходу. Пусть это будет интересное поручение сделать маме сюрприз или выполнить несложное задание.

6. Объясняйте, как общаться со сверстниками. Будет ошибкой считать, что малыш в коллективе должен всему научиться сам. Рассказывайте, как и почему нужно здороваться с другими людьми, зачем делиться игрушками, просить разрешения, почему не нужно огорчаться из-за отказа. Эти навыки очень пригодятся в детском коллективе.

7. Приучайте выбирать игрушки. Пусть малыш берет с собой только те, которыми готов поделиться с окружающими.

8. Не отзывайтесь о садике плохо, даже если вы недовольны работой воспитателей или оснащением группы. Никогда не отправляйте в сад в качестве наказания, не угрожайте, что оставите там на целый день или на всю ночь.

9. Не перегружайте психику крохи дома и старайтесь не менять садиковский режим в выходные дни.

«Родителям нужно насторожиться, если ребенок в течение дня в садике остается подавленным, часто плачет, сторонится сверстников и воспитателей, — уточняет Ольга Архипова. — Дома он может демонстрировать агрессию, заторможенность, бурно реагировать на наказания или устраивать истерики. Показателем отклонений могут стать нарушение аппетита и сна. В этих случаях не нужно посещать детский сад. Необходимо остаться на несколько дней дома и желательно обратиться к психологу».

Как приучить ребенка к садику

Одна из первых глобальных проблем, с которой сталкивается без исключения каждый родитель, это вопрос о том, как безболезненно и без слез приучить ребенка к садику.

Но, прежде, чем мы перейдем к методологии, давайте разберемся, почему же вопрос о том, как приучить ребенка к садику, вызывает у нас проблему?

Многие из вас, наверняка, помнят свой детский сад, ну хотя бы отрывками, в общих чертах — как ходили, как приучались, сколько слез было пролито. Да, слезы были почти у всех. Мало кому не довелось полить слезы, ведь нас отрывали от маминой юбки — прям выдергивали из зоны нашего комфорта, забрасывая в ещё чужой для нас мир.

Но сейчас мы повзрослели и уже сами растим своих детей. Пора уже смотреть в корень, чтобы самим избежать слез наших детей.

Читайте также:  Асфиксия новорожденных - причины, лечение, степени, последствия

Конечно же, все родители переживают за ребенка, когда отдают его в детский сад. А именно за то, как ребенок адаптируется в садике, в коллективе сверстников и воспитателей. Но, первое с чего стоит начать, это всё-таки озвучить вслух тот факт, что проблема лежит, в первую очередь, не в детских страданиях, а именно в родительских иллюзиях. Да, вы не ослышались, именно в родительских иллюзиях. Чаще всего в иллюзиях матери, потому как отец — это мужчина, который безусловно сопереживает, но руководствуется здравым смыслом, логикой и статистикой. Именно мать связана со своим ребенком на эмоциональном уровне, она его чувствует и масштабирует его чувства и переживания на самой себе, увеличивая их в сотни раз. В том время, как для отца, посещение детского сада его ребенком — это необходимость в социальной адаптации.

Поэтому, чтобы приучение ребенка к садику проходило наименее болезненно как для ребенка так и для родителей, в первую очередь стоит осознать именно матери преимущества посещения её ребенком садика, перед домашним «парником».

В детском садике ребенок:

  1. Адаптируется к социуму, в котором ему предстоит жить. Социальная адаптация это крайне важный для любого человека фактор! Без этого человек не сможет нормально существовать в обществе!
  2. Вырабатывает иммунитет к распространенным заболеваниям. Очень важно, чтобы ребенок переболел всеми болезнями именно в этом возрасте, иначе потом ему будет тяжело с этим жить. Представьте какого болеть ветрянкой с осложнениями в возрасте 30-ти лет!? А нам известны такие случаи, уж поверьте!
  3. Получает общее развитие. Безусловно, это не всегда так, но всё же, в большинстве случаев, именно благодаря посещению детского сада ребенок получает общее развитие — оттачивает навыки речи, письма, математики, логики, моторики рук и другие основополагающие для жизни навыки.
  4. Учится правилам этикета и культуре — говорить спасибо, здороваться и прощаться, правильно вести себя за столом.
  5. Вырабатывает у себя и у своего организма определенные важные режимы — режим сна, питания, туалета.
  6. Обретает и развивает коммуникативные навыки. Очень важно, чтобы ребенок учился находить общий язык со своими сверстниками. Ведь именно с ними ему предстоит строить свою жизнь.
  7. Обретает друзей. Это крайне важный фактор. Общеизвестно, что те друзья, которые сопровождают каждого из нас по жизни и разделяют с нами и радостные моменты и все наши проблемы, были приобретены ещё в детском саду, либо в школьном возрасте. Все остальные уже не столь ценны — чаще всего они теряются очень легко и быстро. Как правило, здесь при первом же случае просто срабатывает принцип «Друг познается в беде».
  8. И, наконец, детский сад — это те самые моменты детства, которые каждый из нас пытается вспомнить в старости… потому что это были наши самые лучшие годы. Не стоит лишать наших детей этих мгновений.

Есть так же и множество других важных для каждого родителя факторов, которые просто нельзя сбрасывать со счетов. Но, когда вы осознаете всю ценность посещения детского сада, вы сможете побороть и искоренить у себя все страхи и опасения в подготовке своего ребенка к садику. А если спокоен родитель, то и ребенок будет более спокоен — это лежит в основе. Ведь ребенок всегда очень чутко чувствует беспокойство своих родителей, и каждый раз срабатывает как резонансная машина. Вы ведь, наверняка, не раз наблюдали тревожность или эмоциональную неустойчивость своего ребенка, в то время когда вы сами испытываете тревогу за что-либо? Так вот, представьте, а вернее возьмите за аксиому — всё, что вы переживаете, переживает и ваш ребенок, только в стократном размере. Если у вас кратковременная депрессия — ребенок может чувствовать себя подавленным до нескольких суток, если вы встревожены — ребенок испытывает страх и будет плохо спать ночами… Дальше даже не стоит продолжать! От одной мысли об этом уже становится страшно.

Самое время перейти к методологии!

Как же приучить ребенка к садику

И снова, прежде, чем перейти к действиям по достижению известной нам цели, нужно сперва сформулировать задачи — проблемы. Что, помимо наших собственных, родительских, переживаний может стать проблемой в привыкании ребенка к детскому саду?

Разбираемся в проблемах

Вот с чем, как правило, приходится сталкиваться большинству родителей при попытках адаптировать ребенка к посещению детского сада:

  1. Стеснительность, страх ребенка перед чужими людьми — сверстниками, а так же перед воспитателями и другим персоналом детского сада. Как следствие, ребенок делает всё по указке, боится открыть рот и даже попроситься на горшок.
  2. Горшок — как неопознанный объект для ребенка. О том, как приучить ребенка к горшку, мы писали ранее.
  3. Ребенок может не признавать новый горшок. И это адекватно, если всю свою жизнь он пользовался только одним горшком, и даже на улице ему не приходилось писать.
  4. Не развитая речь. Если ребенок не умеет разговаривать и изъяснять свои желания — ему, опять же, будет проблематично даже попроситься на горшок.
  5. Не готовность к новому режиму дня. Все дети в тихий час ложатся спать, а ваш ребенок, обычно, в это время как раз выходит на прогулку. Это может создать некоторые проблемы.
  6. Чужая территория. В определенный момент ребенок осознает, что в детском саду с ним не будет рядом ни мамы, ни папы, а значит он покидает ту зону комфорта, где он мог вести себя как обычно и ничего не бояться.
  7. Цепная реакция или стадный инстинкт. К сожалению, этот инстинкт свойственен любому живому существу. И, если чужой ребенок заревел, когда его привели в детский сад — это спровоцирует и вашего ребенка на истерику, «Видимо, не зря он заревел… Видимо есть из-за чего… Пожалуй, и мне там будет не комфортно!»
  8. Долгий разрыв связи с мамой и папой. Этот фактор тоже можно понять, ведь раньше ваш ребенок расставался с вами не более, чем на час или два! И то, при этом, он, как правило, оставался с бабушками и дедушками — знакомыми ему людьми, а тут совершенно чужие люди.

К сожалению, это не все задачи, которые предстоит индивидуально решать каждому родителю, но они являются основными. Исходя из этого существует целый ряд методов, или даже инструкция по приучению ребенка к садику. Постольку-поскольку проблема действительно очень масштабная для многих, эти методы нужно применять совместно все без исключения, именно поэтому представленный список можно назвать инструкцией!

Инструкция, как безболезненно приучить ребенка к детскому саду

  1. Приучайте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Гуляйте на людных детских площадках, провоцируйте общение и общайтесь с другими детьми и родителями.
  2. Приучите ребенка к горшку до похода в садик. О том, как приучить ребенка к горшку читайте здесь. Идеально, если вы посещаете бабушек/дедушек, у которых для вашего ребенка так же припасен горшок, чтобы у него не было критической эмоциональной привязанности к одному. В детском саду он должен уже «оттачивать» этот навык, а не привыкать к новому горшку.
  3. Больше общайтесь с ребенком дома. Читайте детские книжки, изучайте картинки с животными, растениями, формами и цветами. Это база, которую ребенок уже по-минимуму должен знать перед походом в садик.
  4. Вырабатывайте у ребенка режим дня дома. Существует типовой распорядок дня, который применяется в большинстве детских садов. Его могут подсказать в вашем садике.
  5. Рассказывайте ребенку о садике только с хорошей стороны. Детский сад это море новых игрушек, это целая толпа сверстников, с которыми можно поиграть, это добрые и отзывчивые воспитатели, вкусная еда и прогулки на детской площадке. Первое время пусть берет с собой свои самые дорогие ему игрушки, особенно те, с которыми он спит дома. Это важный психологический момент — частичка дома, которая всегда согревает и придает чувства безопасности ребенку.
  6. Не стоит в первые дни вести ребенка строго к назначенному времени, когда в детский сад приходит масса адаптирующихся и ревущих детей. Это может сыграть против вас. Поэтому имеет смысл немножко опаздывать.
  7. Распределите первые визиты в садик таким образом, чтобы пребывание в нем шло по возрастающей. Это допускается администрациями детских садов, когда родители водят своих детей сперва на часы, а потом дольше. Первые несколько раз провели в детском саду по 1-2 часа вместе с ребенком, потом на 1-2 часа оставляете одного с обещанием вернуться и забрать через пару часиков, потом чуть дольше. Позже договариваетесь с ребенком на тихий час. Так постепенно вы сможете спокойно вернуться к работе и ваш ребенок при этом будет адаптирован к детскому саду.
  8. При сопровождении ребенка в детских сад, обязательно проговаривайте ему, что вы за ним обязательно скоро вернетесь! Для ребенка это очень важно.
  9. К первому походу в садик ребенок так же должен уметь кушать самостоятельно. Поэтому, перед походом в детский сад вам придется научить его кушать самостоятельно.
  10. Небольшой лайфхак! Если ваш ребенок вдруг отказывается идти в садик, сыграйте с ним в эту «игру» — отреагируйте положительно, но не заиграйтесь! Эта игра должна протянуться не более 1-2 дней. В это время проговаривайте ребенку, сколько всего интересного он пропускает, находясь дома.

Не редко, ребенка даже мотивируют на то, чтобы он пошел в садик тем, что купят ему какой-то сюрприз. Метод, конечно, как правило, действенный, но чаще всего родители теряют контроль над ситуацией и приговаривают себя к ежедневному баловству ребенка новыми сюрпризами. Поэтому, пользуйтесь этим методом, но с умом!

Как постепенно приучить ребенка к режиму дня в детском саду. Педагог-психолог Ирина Уточкина

Готов ли ребенок к детскому саду — ТЕСТ. Что нужно знать родителям.

Режим дня. Вредные привычки ребенка.

Как приучить ребенка к садику в 3 года: советы родителям

Задавшись вопросом, как приучить ребенка к садику в 3 года, мы обратились за советом психолога Татьяны, работающей детским психологом в одном из детских садов Москвы.

Она объяснила нам, как ребенок постепенно привыкает к распорядку дня в яслях или детском саду и начинает оставаться один без родных, и как родители смогут помочь ему в этом.

Рекомендации для адаптации малыша к саду

Хотя педагоги и психологи в детском садике отмечают, что скорость адаптации варьируется от ребенка к ребенку, как правило, рекомендуется начинать приучить малыша оставаться в своей детской группе как минимум за неделю, а желательно и две, в течение которых один из родителей будет приходить с малышом в детский сад и постепенно все большее время оставаться там.

Планируйте несколько дней отпуска, чтобы быть рядом в период привыкания к садику. Это поможет вам увидеть, как все устроено там, и вы будете чувствовать себя спокойнее и затем донести до крохи свое спокойствие.

График первых посещений садика

Постепенно удлиняя пребывание в детском саду важно, потому что оно делает легче адаптацию к новым условиям жизни. Что бы приучить ребенка в первый день вы можете остаться с ним в садике в течение около получаса. В это время он должен быть

  • сыт,
  • выспавшийся,
  • и надо попытаться избежать ситуаций, которые трудны для вашего ребенка.

В последующие дни пребывание малыша постепенно становятся длиннее, а родителя короче. Старайтесь приучить к садику свое чадо, например, первым посещением в течении 15 минут, во второй день побудьте полчаса, и так далее. Постепенно распространяется пребывания на время обеда, а затем оставить его на обед и до конца дня.

Пребывание родителей в группе в течение первых дней перестройки, говорит наш психолог, дает чувство безопасности детям при

  • исследовании нового места,
  • встречи с учителями,
  • и другими детишками.

Чувство безопасности является одним из необходимых условий того, как приучить кроху к новой для него окружающей среде. Тогда ребенок показывает мужество в изучении окружающей среды в непосредственной близости от близкого человека и роль родителей

  • оказывать поддержку,
  • наблюдать за ним,
  • помочь рассмотреть ситуацию,
  • объяснить ему, что и как.

Роль педагога заключается в ознакомление малыша

  • с пространством,
  • игрушками,
  • другими детками

и игры с крохой, чтобы создать основу для развития базового доверия к педагогу.

Как подготовить кроху к садику: основные ошибки.

Родители также могут затруднить привыкание к детскому саду

Часто бывает, что родители, которые должны помочь вашему крохе легче познакомиться с новым пространством и завоевать доверие педагогов, невольно усложняют процесс отделения дитя от себя, держа его постоянно с собой.

Родитель может помочь малышу встретиться с преподавателями и другими детьми и приучить его играть с игрушками или с другими детками. Пусть кроха будет постепенно приобретать безопасность , познакомиться с людьми и объектами из их среды, в то же время он должен видеть вас. Родитель в течение этого времени может играть с другими детьми или поговорить с другими родителями, также присутствующими в группе.

Кроха должен быть постоянно сосредоточен на своем новом окружении и сохранить позитивный настрой. Помните, что это переходный период адаптации ребенка в садике.

Печаль при расставании — доказательство близости

А если малыш в процессе расставания

  • не отпускает вас,
  • плачет,
  • или иначе выражает скорбь в связи с разделением,

то вы можете смотреть на это как свидетельство близости между вами и вашим малышом. Важно, чтобы родители знали, что такая реакция является нормальной и что такое поведение показывает, что вы с малышом разработали качественные отношения. В этом случае, ребенок жалуется, оставляя родителей, и с нетерпением ждет его прибытия.

В возрасте от 18 месяцев до второго или третьего года жизни кроха постепенно начинает понимать, что отделение от родителей это временно, особенно если вы ему объясняете причину разделения и где, как и с кем проводите время.

Но как приучить кроху к садику по совету психолога, если малыш отказывается слушаться воспитателей? После ухода родителей из детского сада некоторые детки полностью послушны педагогу, а другие отказываются общаться и успокаиваться.

Безопасность детей, как правило, в переходном периоде не может быть без своих

  • соски,
  • бутылки,
  • любимых игрушек,
  • или других предметов,

которые помогают ему утешиться и чувствовать себя безопаснее.

Ни в коем случае не опаздывайте. Выполняйте соглашение с крохой иначе он станет недоверчивы и будет всего опасаться.

Доктор Комаровский: как выбрать хороший детский сад, чтоб адаптация малыша прошла успешно.

Как без травмы приучить ребёнка к садику

Многое зависит от возраста ребенка, реальной необходимости в садике и отношений малыша с родителями.

На этот вопрос в своем ЖЖ отвечает психолог Ольга Писарик. Ее книга “Привязанность — жизненно-важная связь” доступна в сети.

Краткий ответ — никак. Но глубина травмы может сильно варьироваться и зависит от возраста ребёнка (чем раньше, тем хуже) и глубины привязанности с родными взрослыми (чем слабее, тем травма будет глубже).

В идеале ребёнок физически готов расставаться со своими родителями на относительно протяжённые отрезки времени, когда он привязан на уровне любви (см. статью об уровнях привязанности). Когда он начнёт рисовать вам сердца, говорить о любви не просто имитируя вас, а изнутри, от себя, вот тогда он и будет готов. Причём жаловаться и плакать такой ребёнок, скорее всего, будет больше, чем дети, которые идут в садик в более раннем возрасте, потому что он уже будет понимать свою потерю и страдание, а не просто чувствовать тупую необъяснимую боль. Так вот, плакать он будет больше, а урон его психике будет нанесён меньший. Это если кратко.

Теперь длинный ответ.

Никогда раньше в истории не предполагалось, что ответственность за выращивание ребёнка лежит исключительно на родителях. Ребёнка всегда окружали и другие взрослые, которые заботились о нём, считали его “своим”, несли за него ответственность.

В Африке говорят “It takes a village to raise a child”- “Чтобы вырастить ребёнка, нужна целая деревня”. Когда ребёнок растёт среди своих, выражаясь языком Гордона Ньюфелда , в “деревне привязанностей” (я это называю круг привязанностей), то детский страх потерять маму или папу никогда не переходит в тот животный ужас, который испытывают многие современные городские дети.

Читайте также:  Бананы: 384 рецепта приготовления пошагово

Второе: в традиционных культурах мир женщины никогда не делился на дом и работу, оба эти мира были неразделимы, переплетались, и у женщин не стояло проблемы: или дом и ребёнок, или работа и общение с другими взрослыми.

Неудивительно, что выращивание детей силами исключительно двух взрослых является не просто очень трудной задачей, а зачастую невыполнимой. Ниже я опишу возможные варианты привлечения помощи со стороны, которые будут созвучны с теми знаниями о привязанности, которые у нас уже есть, дружественны для нормального психо-эмоционального развития ребёнка, либо, если они не очень дружественны, то предложу варианты компенсации получаемой ребёнком травмы.

Как я уже писала, до 6 месяцев мозг ребёнка открыт для установления привязанностей. Ребёнок охотно улыбается дружественно-настроенным незнакомцам, почти без сопротивления идёт ко всем на ручки. Задача родителей за эти полгода познакомить ребёнка со всеми взрослыми, кто в дальнейшем может о нём заботиться, создать как можно больший круг привязанностей. Бабушки и дедушки, подруги, соседи, будущая няня, все, с кем ребёнок успеет познакомиться до своих 6 месяцев, не будут впоследствии иметь особых проблем, чтобы заботиться об этом ребёнке. И у ребёнка не будет особенных проблем с тем, что эти взрослые о нём заботятся.

После 6 месяцев начинается поляризация привязанностей, мозг ребёнка как бы говорит: “Так, спасибо, я познакомился со всеми своими привязанностями, больше мне не надо. Пусть они обо мне заботятся, а я займусь другими делами”. С момента, когда у ребёнка начинается синдром боязни незнакомцев, передавать его из рук в руки, как раньше, без предупреждения, будет большой ошибкой.

Теперь один взрослый, к которому привязан ребёнок, должен будет как бы передать свою привязанность другому взрослому, который, в свою очередь, должен будет поработать над привязанностью ребёнка к себе, развить и укрепить её.

Например, если у вас меняются няни, то либо вы должны организовать ход событий таким образом, чтобы старая няня познакомила и подружила ребёнка с новой няней, либо вам самим надо на время сосредоточиться на ребёнке и послужить мостиком между двумя нянями.

Если вы собираетесь в детский сад, то надо постараться познакомить ребёнка не только и не столько с группой, сколько со взрослыми, которые призваны заботиться о ребёнке. Всеми правдами и неправдами старайтесь подружиться с воспитателями и нянечкой, организуйте их приход к вам домой на чай (оплатите им это время как рабочее), сватайте им ребёнка, а ребёнку — их (“Ах, моя малышка в вас души не чает!” — А Марина Сергеевна (лучше тётя Марина) всегда так тебя хвалит, говорит, ты её самая любимая девочка”.)

Необходимо всегда помнить: привязанность зависит от взаимоотношений, а не от роли. Иными словами, невозможно прийти и сказать: я твоя мать — люби меня, я твоя воспитательница — ты должен меня слушать, я твой учитель — я знаю лучше, чем ты. В итоге мы можем получить сильнейшее противление, расстройство привязанности с родителями и перенос привязанности (обычно на ровесников).

Теперь перечислю варианты ухода за ребёнком силами не родителей от наиболее мягких для развития ребёнка до жёстких.

Ребёнок и мама дома. Домой на пару часов в день приходит няня. Няня может погулять с ребёнком (одевает обычно мама), мама в это время может поработать. Позже, когда ребёнок привыкнет к няне, мама может уходить на пару часов в день (не каждый день). Старайтесь, чтобы ваши отлучки были не больше времени, которое ребёнок готов без вас провести. Также няня может помогать по хозяйству, тогда мама высвободившееся время сможет провести с ребёнком. Это самый мягкий вариант, когда и маме даётся отдушина, она не чувствует себя заключённой в четырёх стенах, и ребёнок чувствует себя в безопасности, окружённый знакомыми запахами, обстановкой, родными лицами. Его мозг расслаблен и может спокойно развиваться.

Если мама работает вне дома, то няня, приходящая к ребёнку, лучше, чем ребёнок, приходящий к няне. Конечно, тут могут быть исключения. Например, если ребёнок ходит к няне, которая является вашей ближайшей подругой, в доме которой он с рождения уже облизал все углы и детей которой он считает членами своей стаи. И незнакомая, не очень настроенная на ребёнка няня, которая приходит к вам и проводит с ребёнком времени больше, чем он с вами.

Если мама уходит, то надо обратить внимание на моменты ухода-прихода и попытаться своё отсутствие компенсировать на доступных ребёнку уровнях привязанности. При уходе “передать” привязанность няне, поговорить с ней, дать ей время на то, чтобы настроиться на ребёнка и пригласить его зависеть. При приходе “забрать” привязанность от няни, не забыть настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок). Объяснить няне, что то, что при вас ребёнок её не слушается — это нормально и не является показателем её непрофессионализма, дети привязаны через чувства и когда вы исчезнете с глаз, ситуация поменяется. Избегайте столкновения привязанностей.

Во время вашего отсутствия дайте ребёнку возможность держаться за вас через вещи, фотографии, записи вашего голоса, видео. При расставании фокусируйтесь на будущем возвращении и каком-либо совместном приятном действии. У няни должны быть чёткие инструкции о том, что она должна поддерживать привязанность ребёнка к родителям, почаще вспоминать их добрым словом, напоминать о том, что “скоро придёт мама”.

Решение о посещении ребёнком детского сада должно рассматриваться только в самой-самой безвыходной ситуации. Детский сад — это чуждое ребёнку место, не благоприятное для его развития, и вам придётся компенсировать очень и очень многое. Исключение — группы краткосрочного пребывания, куда ребёнок ходит только играть, где он не кушает незнакомую еду в неудобное время, в непривычной обстановке, не спит в чужой кровати, не борется вместе с другими детьми за внимание воспитателя. И даже в ГКП, если на замене незнакомая воспитательница, ребёнка лучше оставить дома.

Самое тяжёлое в саду — это, конечно, сон. Для ребёнка сон — это маленькая смерть, уснуть без родителей — серьёзная травма. Если можете не оставлять на сон — не оставляйте. Если не можете — договоритесь, чтобы можно было принести своё постельное бельё (на нём лучше вначале поспать вам, чтобы оно вами пахло), чтобы можно было в постель брать с собой какую-нибудь домашнюю игрушку, что-то из ваших личных вещей. Много детей легче засыпают, обнимая мамину ночнушку либо слушая записанный на диктофон мамин голос.

Если всё же ситуация безвыходная, денег на няню нет и надо работать, иначе — голодная смерть. Подчёркиваю: разговор может идти только о перспективе голодной смерти, а не о том, что маме не хватает денег на поездку в Испанию, а папе — на новый Макбук. Дети — не идиоты, они прекрасно видят, когда у родителей нет другого выхода, а когда от них просто хотят избавиться. И сколько вы ни будете себя убеждать, что садик — это хорошо, полезно, социализация и бла, бла, бла — ребёнок будет чувствовать, что самые близкие люди его бросили. Не все дети выходят из садика невротиками, но все выходят с покалеченной привязанностью к родителям.

Степень покалеченности может быть разная. Она сильно зависит от многих факторов: какая обстановка в семье, степень эмпатии мамы, как часто семья переезжает, какое количество детей в группе, как часто они меняются, как часто меняются воспитатели, как часто детей дёргают из группы на различные развивалки. От воспитателей, конечно, зависит многое.

Как компенсировать?

Понять и принять, что ребёнок в садике страдает, что ему плохо, но своё страдание он ещё не может осознать. Скорее всего, страдание после садика будет выливаться в агрессиюсамоагрессию. Понимать и принимать такое поведение, ни в коем случае не ставить запрет на слёзы, на агрессивное поведение, оно должно куда-то выливаться. Помогать выплакивать слёзы тщетности в своих любящих руках.

Дома создать тёплую, заботливую атмосферу. Относится с пониманием к желанию ребёнка побыть маленьким, пестовать его, заботиться о нём. После садика поменьше ходить на разные мероприятия, побольше сидеть дома или вместе гулять, но подальше от других детей, только вы и он.

Давать как можно больше физического контакта, желательно спать вместе. Тогда он хотя бы за ночь будет добирать ту близость, которой ему днём так не хватает.

Развивать более глубокие уровни привязанности, чтобы ребёнку было легче переносить физическую разлуку.

Облегчать ребёнку пребывание в садике

Поддерживать привязанность к вам вашего малыша на уровне чувств: дать какую-нибудь свою вещь, медальон с вашей фотографией. Или повесить свою фотографию в шкафчике. Записать на диктофон свой голос и договориться с воспитателями, что ребёнок может приходить к шкафчику и слушать маму.

Поддерживать привязанность на уровне похожести: носите одинаковые вещи. Малышу будет легче держаться за привязанность, когда он будет знать, что у него такой же зелёный шарфик, как у мамы, или такая же клетчатая кепочка, как у папы. Хорошо бы воспитатели подчёркивали, как ребёнок похож на маму и папу (“Ой, у тебя глаза, как у мамы, а нос — как у папы”).

Поддерживать привязанность на уровне принадлежности: постоянно подчёркивайте, что вы — семья, один за всех и все — за одного, всегда защищайте ребёнка, никогда ни с кем не объединяйтесь против него, даже в самых, как вам кажется, гуманных целях. Помните: поведение ребёнка инстинктивно, с теми, к кому он не привязан, он будет вести себя плохо, а с теми, к кому привязан — хорошо.

К сожалению, чтобы мы не делали, полностью травмы избежать не удастся. Как я уже говорила, к разделению с родителями ребёнок готов только на уровне привязанности через любовь, когда он может держаться за нас, потому что он ЛЮБИТ нас. В лучшем случае, признаки такой привязанности появляются в

Примечание: для простоты слога я говорю “привязанность к родителям”, имея в виду основную рабочую привязанность ребёнка к заботящемуся о нём взрослому. Чаще всего это действительно родители (родные, приёмные), но также могут быть бабушкадедушка, няня, даже старший братсестра.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Как приучить ребенка к детскому саду в 1.5, 2, 3 или 4 года

В жизни каждой мамы наступает момент волнения относительно вопроса «Как приучить своего малыша к детскому саду?» и при этом не нанести ему тяжелый психологический урон. Не секрет ведь, что первые садовские дни для каждого ребенка, равно как и для его родителей, очень тревожны и болезненны.

Именно поэтому важно изучить соответствующую литературу, чтобы быть готовым к предстоящим испытаниям адаптации ребенка к новому этапу в его жизни.

Как приучить ребенка к детскому саду: основные советы

Специалисты в данной области выделили ряд основных советов, которые могут помочь многим семьям пережить этот период безболезненно и легко.

  1. Ребенок должен быть самостоятельным. Чтобы малыш легко вошел в садовскую среду и смог пережить это незаметно, его нужно приучать с самого рождения быть самостоятельным (насколько это возможно в плане безопасности). Не стоит сокровенно оберегать свое чадо, не отпуская от себя ни на минуту. Это грозит последующей нелегкой адаптацией малыша к дошкольному учреждению. Нужно время от времени учиться самостоятельности (например, почаще оставлять его поиграть одного в комнате).
  2. Ребенок должен быть готовым к новому режиму. Родителям следует узнать, какой режим соблюдается в саду и заранее подготавливать к нему малыша. Немаловажно приучить его к правильному режиму сна и питания.
  3. Ребенок должен знать, что такое горшок и что с ним нужно делать. Чтобы приучить к этому дитя, нужно постоянно давать ему возможность делать свои «дела» самостоятельно, без помощи. Только так спустя какое-то время он сможет порадовать своими успехами.
  4. Необходимо избегать неправдивых обещаний. Если пообещать малышу то, чего на самом деле нет, то в следующий раз отвести и оставить его там будет еще сложнее. Не стоит запугивать, ведь это может вызвать обратную от ожидаемой реакцию. Гораздо лучше подойти к этому вопросу с энтузиазмом и, возможно, рассказать ребенку сказку о герое, которому очень нравилось ходить в сад, ведь там его каждый день ждали новые увлекательные приключения.
  5. Предварительное ознакомление с воспитателями и группой. В ходе знакомства не стоит рассказывать и учить воспитателей, как им вести себя с малышом – они это бесспорно знают. Нужно рассказать о своем малыше, что он любит, что ему нравится, как он контактирует с окружающими, его индивидуальных особенностях.
  6. Заранее нужно подготовить удобную одежду, обувь. Очень важно, чтобы одежда была удобной и комфортной для малыша. С застежками он должен уметь пользоваться, все должно полностью соответствовать возрасту, размеру и сезону. Это поможет избежать лишних переживаний из-за неудобства.
  7. Ребенок должен уметь говорить фразы «Доброе утро!», «Спасибо», «До свидания!».
  8. Очень важно найти контакт с воспитательницами, няней, чтобы в дальнейшем иметь возможность решать с ними все возникающие вопросы.
  9. Когда все вещи в садик куплены, нужно обязательно ознакомить с ними ребенка. Так он сможет научиться пользоваться новыми, не известными доселе предметами, а еще это, вполне вероятно, привлечет малыша к саду, ему он станет нравиться заочно.
  10. Необходимо постоянно поддерживать разговоры с чадом. После прошедшего дня в детском саду родителям важно проявлять интерес, спрашивать, чем сегодня занимался ребенок, чему научился, что кушал, понравилось ли ему там. Если нет – то обязательно нужно спросить почему.

Как приучить ребенка быть самостоятельным

Развитие самостоятельных навыков – очень важно для малыша, это обезопасит его от проблем в детском саду. К таковым умениям можно отнести применение ложки, способность умываться, одеваться, раздеваться, использовать горшок по назначению и тому подобное.

Зная все вышеперечисленное, ребенку будет гораздо легче привыкнуть к условиям, характерным для детсада. Можно дома потренироваться самостоятельно одеваться и раздеваться с малышом, также хорошо разрешать ему примерять свою одежду, ходить в ней по дому, привыкать.

Перевод на правильный режим

Не стоит пренебрегать данным пунктом, так как перевод ребенка на правильный режим в дальнейшем непременно окажется полезным. Нужно поднимать малыша в пределах 7.00-7.30. Завтрак должен начинаться с 8.30 до 9.00. Далее прогулка на воздухе – с 10.30 до 11.30.

По приходу домой нужно обязательно приучить малыша мыть руки после улицы и перед едой. Обедать малышу следует в 12.00, а после – отдых (с 12.30 до 15.00). Когда ребенок проснется, его должен ждать полдник в 15.30.

Повторять такой режим следует постоянно, он не должен зависеть от праздников или выходных.

Также статистика утверждает, что те дети, которые постоянно находились «под маминым крылом», трудно поддаются адаптации в группе. Чтобы это как-то сгладить, постарайтесь периодически оставлять ребенка на бабушек и дедушек, чтобы он немного отвык от мамы.

Постепенная адаптация малыша к детскому саду

Ни в одном садике детей не оставляют с первого раза на весь день. Первоначально воспитатели будут брать его на 1 час, потом на два. Далее, если все проходит хорошо, малыша оставляют до обеда в течение нескольких дней. А уже потом, оценивая его поведение, оставляют на дневной сон.

Сколько по времени адаптация к детскому саду проходит, в целом сказать невозможно, так как каждый малыш индивидуален и требует к себе особого подхода.

Обеспечение психологического комфорта ребенку

Каждый поход в детский сад должен быть полон хорошим и веселым настроением. Нельзя показывать ребенку, что мать волнуется, иначе это состояние мгновенно переключится и на него.

После сада родителям следует проводить со своим ребенком как можно больше времени, играть с ним, баловать его иногда, слушать его и задавать вопросы. Кстати, делать это нужно не только в адаптационный период, а все время, ведь совсем скоро дети станут взрослыми, и уже не будут просить лишний раз подержаться за руку или посидеть на ручках.

Ссылка на основную публикацию