Пальчиковые игры: список

12 пальчиковых игр для самых младших. Просто и весело

Пальчиковые игры — самый простой способ развлечь ребёнка. А ещё они развивают память, внимание и координацию. Наш блогер, автор «Мышематики» Женя Кац, собрала 12 таких игр для разных возрастов.

В очереди к врачу или на кассу в магазине, в самолёте или в автобусе бывает, что игрушки доставать неудобно, а с ребёнком необходимо поиграть. Да так, чтобы не очень беспокоить окружающих. Для таких моментов идеально подходят разные пальчиковые игры. Можно посадить ребёнка напротив — и тогда родитель играет, показывает пальчиковую историю, а малыш просто смотрит. Можно посадить малыша на коленки и играть вместе с ним, родитель сцепляет руки в замок — и малыш сцепляет. Родитель крутит свой «замок», и малыш за ней повторяет (или мама помогает ему покрутить замочек).

Некоторые малыши к пальчиковым играм и хороводам привыкают не сразу. Терпеливые мамы успевают показать ребёнку много раз одну игру, и на какой-то раз малыш радостно включается. Но чаще бывает так, что мама один раз пробует поиграть в пальчиковые игры, ребёнок сходу не проявляет энтузиазма, и мама решает, что пальчиковые игры — это вообще не для них.

Не торопитесь, посмотрите вместе с ребёнком разные варианты видео с пальчиковыми играми. Позовите других родственников, чтобы они тоже вместе с вами поиграли. Поиграйте в пальчиковые игры со старшими детьми, чтобы малыш мог это увидеть.

Нейропсихологи и логопеды рекомендуют играть в пальчиковые игры и с малышами полутора-двух лет, и с детьми трёх- четырёх лет, просто с малышами выбирайте более простые движения, а со старшими — более сложные.

1. Комарики

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)

Вились, вились, (крутим щепотки друг вокруг друга)

В щёчки вцепились! (изображаем, как комарики укусили щёки)

В ушки вцепились!

В волосики вцепились!

Кыш-кыш! (отмахиваемся понарошку от комаров)

Игра про комариков отлично подходит и для малышей, и для старших, потому что в ней много понятных движений и звукоподражания.

2. Вьюшки вью

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью, (крутим кулачки друг вокруг друга)

Колотушки колочу, (постукиваем кулачками)

А теперь вьюшки поменьше:

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью, (крутим указательными пальцами друг вокруг друга)

Колотушки колочу, (постукиваем указательными пальцами)

Эта игра учит ребёнка чередовать в соответствии с текстом крупные и мелкие движения.

3. Летели две птички

Летели две птички, (тянемся двумя руками в разные стороны)

Одна на север, (тянем левую руку)

Другая на юг. (тянем правую руку)

Ой, забыли поздороваться.

8 настольных математических игр для детей и всей семьи

Здравствуй, крылышко! (левая рука гладит правую)

Здравствуй, крылышко! (правая рука гладит левую)

Здравствуй, пёрышко! (указательный палец правой руки гладит палец левой руки)

Здравствуй, пёрышко! (указательный палец левой руки гладит палец правой руки)

Здравствуй, клювик! (гладим большие пальцы)

Тут пришёл дворник

С большой метлой, («подметаем» коленки ладошками)

Сказал: «А ну-ка кыш!» (грозим пальчиком)

И птички испугались,

Птички полетели, (тянемся двумя руками в стороны)

Одна на север, (тянем левую руку)

Другая на юг. (тянем правую руку)

4. Домик-теремок

Вот домик-теремок. (складываем руки как крышу над головой)

Вот в домике дверь. (одна рука согнута в локте, открываем-закрываем)

А на двери — замок. (зажимаем на одной руке кулачок)

Ключик маленький возьми, (на другой руке выставляем указательный палец-ключик)

Замочек чик-чик, (вставляем-палец-ключик в кулачок и поворачиваем)

И отопри! (раскрываем кулачок)

5. Ладушки-кулачки

Ладушки-ладушки, (хлопаем в ладошки)

Кулачки-кулачки! (стучим кулачками перед собой)

Ладушки-ладушки, (хлопаем в ладошки)

Кулачки-кулачки! (стучим кулачками перед собой)

Спрятались ручки! (прячем обе руки за спину)

Вот они, нашлись! (вытаскиваем обе руки)

6. Тихий дождик

Тихий-тихий-тихий дождик, (постукиваем кончиками пальцев по столу или по коленкам)

Сильней, сильней, сильнее дождик. (постукиваем ладошками по столу или по коленкам)

Сильный-сильный ливень! (сильно стучим ладонями по столу или по коленкам)

Гром! (хлопаем в ладоши)

В небе молния блестит! (поднимаем обе руки вверх)

7. Кукушка

Кукушка кукует ку-ку, ку-ку (раскрываем «клювик» из указательного и большого пальца)

Голуби воркуют гурру-гурру (скрещиваем руки перед собой)

Гуси говорят га-га-га (рука от локтя — голова гуся, киваем всей щепоткой)

Уточки кричат кря-кря-кря (покачиваем ладошкой)

Цыплята пищат пи-пи-пи, (пальчик-клювик клюёт другую ладошку)

А петушок кричик ку-ка-ре-ку! (поднимаем обе руки над головой)

8. На двери висит замок…

Ребёнок складывает руки в «замок», а взрослый говорит текст потешки, сопровождая его соответствующими движениями:

На двери висит замок (руки в замке).

Кто его открыть бы мог? (тянем пальчики, не разжимая)

постучали (стучим основанием ладоней, не разжимая пальцев) и открыли!

9. Мы капусту рубим-рубим…

Мы капусту рубим-рубим (раскрытые ладони резко движутся вверх-вниз),

мы капусту режем-режем (вперёд-назад),

мы капусту солим-солим (пальцы щепоткой «сыпят соль»),

мы капусту жмём-жмём (сжимаем ладони)!

Ам! Как вкусно! (ребёнок кормит маму капусткой)

10. Ладушки-ладушки, пекла бабка оладушки

Ладушки-ладушки, пекла бабка оладушки

7 словесных игр, которые подойдут детям любого возраста

Да у нашей бабушки!

11. Вороны

Как под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны,

Из-за корочки подрались,

Во всё горло разорались,

Тут собаки прибежали,

Всех ворон пораспугали,

12. Этот пальчикдедушка (Моя семья)

(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик — дедушка (поглаживаем кончик большого пальца)

Этот пальчик — бабушка (поглаживаем кончик указательного пальца)

Этот пальчик — папочка (поглаживаем кончик среднего пальца)

Этот пальчик — мамочка (поглаживаем кончикбезымянного пальца)

Этот пальчик — я (поглаживаем кончик мизинца)

Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Пальчиковые игры развивают чувство ритма, и помогают ребёнку научиться делать нужное движение в соответствии с текстом потешки. Логопеды считают, что пальчиковые игры очень полезны для развития речи и развития межполушарных связей. Но самое главное, эти игры помогают маме и ребёнку поиграть вместе, почувствовать общий ритм, и вместе порадоваться.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Пальчиковые игры

Автор: admin · 3 февраля, 2020

Для быстрого перехода нажмите на название раздела:

В настоящее время сложилась устойчивое направление раннего развития детей. Современные мамы уделяют этой тенденции повышенное внимание. Каждая мама желает, чтобы ее ребенок вырос умным, сообразительным, здоровым и благоразумным человеком.

И поэтому, маленькие детки, посещают бассейн, танцевальные студии и развивающие занятия. Там они развивают мелкую и крупную моторику, ловкость, логику, координацию движений и т.п.

Помимо посещения кружков, есть еще отличный способ развивать своего ребенка. Этот способ заслуживает внимания. Это пальчиковые игры.

Есть прямая связь между руками и мозгом человека, чем больше ребенок разрабатывает пальчики, тем скорее происходит развитие его мозга.

Обратите внимание, у новорожденного ребенка ручки всегда сжаты в кулачки. А когда ребенку вкладываешь в его ладошку свой палец, он обязательно схватит и сожмет его. Все эти действия у малыша получаются рефлекторно. Далее при формирования мозга, этот рефлекс превращается в способность держать и отпускать. Чем больше раз малыш делает хватательные жесты, тем он лучше умственно развивается. Все действия, которые ребенок совершает руками, оказывают положительное влияние на его ум.

Так всем известные, еще от наших родителей, игры «Сорока – ворона», «Ладушки-Ладушки», «Коза рогатая» носят не только развлекательный характер, но так же помогают гармонично развивать тело и разум ребенка.

В пальчиках имеется огромное число рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Благодаря ручным манипуляциям улучшается звукопроизношение, а так же развивается речь. Пальчики нужно начинать тренировать как можно раньше, с самого детства.

Обычно, начиная с первых дней рождения, малыша легонько массажируют, напевая в процессе занятия всевозможные песенки, осторожно раскрывают ладошку, и слегка поглаживают каждый пальчик, затем ручки, ножки, спину и живот. И уже к 4 месяцам, перед каждодневной процедурой, ребенок сам будет протягивать вам свои ладошки.

Массаж пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка. Стихи формирую чувство ритма.

Противопоказаний для пальчиковых игр не существует. Очень важно, чтобы малыш пробовал играть бусами, мешочками, наполненными крупой, коробочками с различными отверстиями, рвал бумагу и т.п. Надо сделать так, чтобы каждая очередная фантазия мамы стала для ребенка удовольствием.

Пальчиковые игры для детей.

1. Массаж или самомассаж пальчиков в стихотворном сопровождении.

30 упражнений для самомассажа

Еще больше про массаж мячиками

2.Пальчиковая гимнастика.

Еще больше про пальчиковую гимнастику ознакомьтесь тут

3. Пальчиковое рисование.

Рисование способствует развитию креативных резервов ребенка,улучшает мелкую моторику пальцев рук. С помощью пальчикового рисования малыш получает новые тактильные и визуальные ощущения, что содействует расширению кругозора ребенка.

Шаблоны для пальчикового рисования возьмите тут

4. Пальчиковый театр или пальчиковые игры сказки.

Этот процесс развития построен на базе ролевых игр. Из половинок «киндера» либо же из бумаги можно смастерить мордашки излюбленных сказочных персонажей и инсценировать сценки из сказки. Причем, привлекать и кроху к такой незамысловатой игре. Удержать «киндер» на кончике пальца очень даже не просто, без тренировки здесь не обойтись. Вот поэтому, и сами пальчики, и речевое развитие, и память, и логика, и еще очень многое можно развить при помощи детских пальчиковых игр.

Скачать шаблоны для пальчикового театра + Стихи для спектакля

5. Шагаем пальчиками.

«Пальчиковые шаги» — это игра ориентированная на улучшение взаимосвязи движений кистей и пальцев рук. Сначала взрослый пусть пройдет путь пальчиками, чтобы потом, если потребуется, помочь ребенку. Здесь представлены упражнения как для левой, так и для правой руки. Начните заниматься с упражнений для ведущей руки, а после позанимаетесь другой рукой.

Пальчиковые шаги все упражнения

6. Расскажи или покажи стихи руками.

Разучивание стихов + пальчиковая гимнастика способствуют не только развитию речи, а так же улучшению внимания и воспитывают эмоциональную выразительность. Сначала сами прочитайте стих и рассмотрите жесты. Потом вместе с ребенком, Вы читаете стих и показываете соответствующие жесты, то есть «рассказываете» стих руками, а ребенок должен повторить. Обычно такие занятия нравятся детям, потому что в них совмещен и рассказ увлекательной истории, и движение. А движение, как известно, просто необходимо ребенку в дошкольном возрасте.

Скачайте бесплатно книги «Расскажи стихи руками»

7. Театр теней.

Создайте теневой театр своими руками. Складывайте пальцы в определенную комбинацию и у Вас получатся различные персонажи, звери, птицы, все это сопровождайте стихами, или повествованием сказки. И будет настоящий театр теней. Еще Вам понадобится: Источник света (настольная лампа) и Белый экран (белая ткань без рисунка).

Еще больше комбинаций

Веселые тени своими руками Вечером, когда стемнеет, включите волшебную лампу и направьте её на стену. Встаньте у стены так, чтобы ваши руки размещались в луче света.

8.Дидактическая игра «Попробуй повтори»

Игра будет интересна детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, взрослым эта игра тоже очень понравится. Смысл игры заключается в том, что ребенок должен повторить положение рук, или пальцев, или позу, что увидит на картинке. Эта игра так же развивает внимание, и улучшает реакцию. Игра проста, понятна и увлекательна.

Все варианты игры смотрите тут

9. Пальчиковые игры с карандашом.

10.Пальчиковые игры с предметами.

Предметы могут быть самые различные: шишки, катушки от ниток, орехи, мячики, линейки и прочие. Можно перебирать крупы, выкладывать узоры или фигуры из шнурков, нанизывать бусины. Можно использовать игрушки «тренажеры» из магазина: шнуровки, рамки-вкладыши, с прищепками, головоломки. Выбирайте игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка.

Отличный развивающий мультик, на тему пальчиковых игр с предметами, разработала учитель – логопед Вдовина Елена Викторовна

Предлагая разнообразные упражнения по развитию мелкой моторики, дайте ребенку возможность выбирать задания самому. А к остальным заданиям, которым он не проявляет интерес, всегда можно вернуться и заинтересовать его.

Играйте с удовольствием и развивайтесь!

Audio CD. Пальчиковые игры и физкультминутки.

Музыкально-поэтическая программа содержит четыре раздела: пальчиковые игры, дыхательные, музыкально-игровые и опорно-двигательные упражнения.

Развивает образно-пространственное мышление, память, слух, ритм, мелкую моторику, способствует нормализации дыхания, стабилизирует гиперактивность, снимает усталость и мышечное напряжение, даёт возможность весело и с пользой провести время отдыха.

Смотрите так же:

  • ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
    ПЕРЕЙТИ
  • РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
    ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)”>ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
    РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
    ПЕРЕЙТИ
  • ИГРАЕМ В ШКОЛУ
    ПОДГОТОВКА
    ПЕРЕЙТИ
  • СГИБАЛКИ
    ПЕРЕЙТИ
  • ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ
    ПЕРЕЙТИ
  • РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ
    ПЕРЕЙТИ

Пальчиковые игры для детей до года и старше

Пальчиковые игры: для чего нужны

Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

  • Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
  • Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
  • Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
  • Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
  • Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом. Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.
Читайте также:  Детская коляска: не просто средство передвижения, выбираем лучшее

Пальчиковые игры для малышей до года

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: «Вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь — а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Наша семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Качели

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).

Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(«Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

«Разминка»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,
… Плечиками мы покрутим,…

«Улитка»

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,
(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

«Зайцы»

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать «Бах»?»
«Бах» — выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и запястные, локтевые и плечевые суставы.

Зайка

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)

Ворона

У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )

Машинка

Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )

Кораблик

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)

Самолеты

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

Кошки-мышки

Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

Паровоз

Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..

Пальчиковые игры для детей старше 3 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Читайте также

  • 25 фильмов для детей и подростков — список лучших детских фильмов от Георгия Гупало
  • В чем опасность раннего развития

Сто тысяч почему

Этот сайт для детей и их родителей

Пальчиковые игры для самых маленьких

Пальчиковые игры для самых маленьких

Насколько хорошо будет развиваться речь вашего малыша, напрямую зависит от развития мелкой моторики рук. Этому помогут пальчиковые игры.Чем больше внимания вы будете уделять развитию пальчиков и кистей рук вашего крохи, тем быстрее и чище он начнет говорить. Все дело в том, что центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся в головном мозге человека рядом друг с другом. Развивая мелкую моторику рук ребенка, мы одновременно активизируем и речевой центр. Существует множество способов развития мелкой моторики рук. Один из них- пальчиковые игры. Дети очень любят играть в пальчиковые игры. Пальчиковой игрой можно заняться в любое время и в любом месте. Такой игрой легко развлечь малыша, отвлечь его , если он закапризничал. Здесь я предлагаю пальчиковые игры для самых маленьких детей: от 6 месяцев до 3 лет.

Читайте также:  Как лечить ночной энурез у детей - причины, лекарства и препараты для лечения

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила,

деток кормила.(взрослый делает указательным пальцем круговые движения по ладошке ребенка)

Этому дала, (загибаем мизинчик ребенка)

этому дала, (загибаем безымянный пальчик)

этому дала, (загибаем средний пальчик)

этому дала,(загибаем указательный пальчик)

а этому не дала:(слегка потрясти ребенка за большой пальчик)

ты дров не носил, печку не топил,

нет тебе ничего!( щекочет ребенка)

Пальчики

Этот пальчик хочет спать. (загибаем мизинчик малыша)

Этот пальчик лег в кровать. (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул.(загибаем средний пальчик)

Этот сразу же уснул.(загибаем указательный пальчик)

Этот крепко-крепко спит

и тихонечко сопит.(загибаем большой пальчик)

Солнце красное взойдет,

утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

будут пальчики вставать!(поднимаем ручку малыша и распрямляем все пальчики).

Впоследствии ребенок будет распрямлять пальчики сам. Повторить игру с другой рукой.

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять,

вышли пальчики гулять. (Берем ладошку ребенка и на каждый счет поочередно загибаем пальчики. Получился кулачок)

Этот пальчик в лес пошел,(разгибаем мизинчик)

этот пальчик гриб нашел,(разгибаем безымянный пальчик)

этот резал,(разгибаем средний пальчик)

этот ел,(разгибаем указательный пальчик)

ну, а этот лишь глядел!(разгибаем большой пальчик и щекочем ладошку малыша

Медведи

Сидели два медведя

На тоненьком суку, (руки на поясе, раскачиваться в стороны)

Один читал газету, (руки в стороны)

Другой молол муку, (постучать кулачком одной руки по другому)

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку! (стучим ладошками по коленкам)

Нос в муке! (пальчик на нос)

Хвост в муке!( показать пальчиком на спину)

Уши в кислом молоке! (взяться пальчиками за ушки)

Семья

Берем ладошку ребенка

Этот пальчик дедушка.(загибаем большой пальчик)

Этот пальчик бабушка.(загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик папочка.(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик мамочка.(загибаем безымянный пальчик)

Ну а этот пальчик Я.(загибаем мизинчик)

Вот и вся моя семья! (ребенок распрямляет все пальчики)

По грибы

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать! (поочередно сгибаем пальчики, собирая их в кулачок)

Этот пальчик в лес пошёл,( разгибаем мизинчик)

Этот пальчик гриб нашёл.( разгибаем безымянный палец)

Этот пальчик чистить стал .( разгибаем средний палец)

Этот пальчик жарить стал.( разгибаем указательный палец)

Этот пальчик всё съел .( разгибаем большой палец)

Оттого и потолстел.(слегка потрясти за большой пальчик)

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять! (Рука в кулачке. Поочередно разгибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.(Поочередно сгибать пальчики, начиная с большого.)

Прятки

В такт стихотворению сгибать и разгибать пальцы на обеих руках.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Повстречались

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,( соединить мизинцы правой и левой руки)

Два щенка: «Гав-гав!»,(соединить безымянные пальцы рук)

Два жеребенка: Иго-го!»,(соединить средние пальцы рук)

Два тигренка: «Р-р-р!»(Соединить указательные пальцы рук)

Два быка: «Му-у!».(Соединить большие пальцы рук)

Смотри, какие рога.(Вытянуть указательные пальцы и мизинцы)

Шла кукушка

Шла кукушка мимо рынка,(средний и указательный палец идут по столу, остальные поджаты)

У неё была корзинка, (ладони соединить в «ковш» – корзинка)

А корзинка на пол — бух! (ударяем сомкнутыми ладонями по столу, разъединяя руки)

Полетело десять мух! (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами, как крылышками)

Кто проснулся?

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись? (погладить глазки указательными пальцами)

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись? (ладонями помассировать уши)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (умывающие движения рук)

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись? (похлопать ладонями по коленкам)

С добрым утром, солнце!

Я — проснулся! (вытянуть руки вверх)

Комарики

Ай да комарики!(большой, указательный и средний пальцы собираем щепоткой)

Вились, вились, (вращательные движения руками с собранными щепоткой пальцами)

В носик вцепились! (стучим пальчиками по носику)

В щечки вцепились! (стучим пальчиками по щекам)

В ушки вцепились! (стучим пальчиками по ушкам)

В волоски вцепились! ( стучим пальчиками по волосам)

В коленки вцепились! (стучим пальчиками по коленкам)

-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:

-Кыш-кыш-кыш! (выпрямит руки, пальцы растопырить в стороны)

Улетели комарики! (шевелить всеми пальчиками)

Гости

Стала Маша гостей собирать (хлопать в ладоши)

И Иван приди (кончиком указательного пальца правой руки провести по большому пальцу от основания до кончика)

И Степан приди, (также провести по указательному пальцу)

Да и Андрей приди, (по среднему пальцу)

Да и Матвей приди, (по безымянному пальцу)

А Митрошечка ,ну, пожалуйста! (погладить мизинчик несколько раз)

Гостей угощать (хлопать в ладоши)

И Ивану блин (ребенок держит руку ладонью вверх, большим пальцем правой руки нажать на подушечку большого пальчика)

И Степану блин, (большим пальцем правой руки нажать на подушечку указательного пальчика)

Да и Андрею блин, (большим пальцем правой руки нажать на подушечку среднего пальчика)

Да и Матвею блин, (большим пальцем правой руки нажать на подушечку безымянного пальчика)

А Митрошечке мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинчик четыре раза)

Гостей провожать (хлопать в ладоши)

Прощай, Иван! (загибаем большой палец)

Прощай, Степан! (загибаем указательный палец)

Прощай, Андрей! (загибаем средний палец)

Прощай, Матвей! (загибаем безымянный палец)

Прощай, Митрошечка! ( сначала потрясти за мизинчик, потом загнуть его)

Здравствуй, пальчик!

Здравствуй, пальчик, выходи, (взрослый берет поочередно пальчики ребенка, начиная с большого)

На Катюшу (называете имя ребенка) погляди.

Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)

Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)

Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью пальчиками.

Репка

Репку мы сажали (круговые движения по ладошке указательным пальцем),

Репку поливали (двигать указательным и средним пальцем, остальные поджаты),

Вырастала репка (пальчики распрямляются и вытягиваются)

Хороша и крепка (пальчики сгибаются, как будто держать шарик)

Тянем-потянем (пальцы рук сцепляются друг с другом и тянут – каждый в свою сторону),

Вытянуть не можем (потрясли руками),

Кого позовем на помощь? Дедку! (указательным и средним пальцем показать, как прибежал дед, а затем поочередно всех персонажей сказки)

Тянем-потянем, тянем-потянем! Вытянули репку! (потрясти кистями рук)

Пальчик-мальчик

Пальчик-мальчик, где ты был? (потрясти за большой палец)

С этим братцем в лес ходил. (большой палец соединить в колечко с указательным)

С этим братцем щи варил. (большой палец соединить в колечко со средним)

С этим братцем кашу ел. (большой палец соединить в колечко с безымянным)

С этим братцем песни пел. (большой палец соединить в колечко с мизинцем)

Пальцы- братья

Этот пальчик хочет спать, (загибаем мизинец)

Этот пальчик — прыг в кровать! (загибаем безымянный палец)

Этот пальчик прикорнул, (загибаем средний палец)

Этот пальчик уж заснул. (загибаем указательный палец)

Тише, пальчик, не шуми, (загибаем большой палец)

Братиков не разбуди …

Встали пальчики, ура! (ребенок энергично выпрямляет все пальчики одновременно)

В детский сад идти пора.

Ну-ка, братцы, за работу!

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому — дрова рубить. (загибаем или разгибаем большой палец)

Печи все — тебе топить. (загибаем или разгибаем указательный палец)

А тебе — воду носить. (загибаем или разгибаем средний палец)

А тебе — обед варить. (загибаем или разгибаем безымянный палец)

А малышке — песни петь. (загибаем или разгибаем мизинец)

Почему появляется косоглазие у детей до года и как с ним бороться?

В последние годы офтальмологи все чаще и чаще диагностируют у детей до года проблемы со зрением, причем наиболее распространенным заболеванием является косоглазие. Для детей оно представляет особую опасность, потому что из-за него у новорожденных формируется неспособность к объективному восприятию окружающей действительности. Малыши с подобным отклонением неспособны нормально воспринимать объемность окружающих предметов, что естественно приводит к дезориентации в пространстве, а это в свою очередь к физическому или интеллектуальному недоразвитию. Детки, страдающие от косоглазия, отличаются особой нервозностью и испорченным характером. Все из-за перманентно нарастающих нагрузок на глаза, с которыми малыши справиться не в состоянии. По этой причине врачи настоятельно рекомендуют своевременно обращаться за помощью к специалистам-офтальмологам и проводить необходимое лечение до полного устранения заболевания.

Процесс формирования зрения у малыша

Новорожденные малыши не обладают хорошим зрением, они приобретают этот навык постепенно с течением времени. По мере формирования зрительного органа у деток появляется определенная заинтересованность к форме предметов, их цвету и контурам. Позднее новорожденные начинают исследовать свои руки, в результате чего их мозг учится координировать движение рук, подстраивая под них движение глаз. Полноценное зрение у ребенка формируется ближе к семи годам.

Косоглазие у детей до года: причины

  • К развитию патологии у ребенка может привести заболевание ЦНС;
  • Перенесенные в раннем возрасте заболевания инфекционного характера или механические травмы также могут стать причиной косоглазия;
  • Если хотя бы один из родителей страдает от рассматриваемого нами недуга, то риск развития этого заболевания у ребенка возрастает втрое;
  • Изредка гипоксия плода, происходящая непосредственно в процессе родов также сказывается на состоянии зрительных органов ребенка;
  • Повреждение нервных окончаний;

Главное не путать истинное косоглазие с мнимой его формой. Речь идет о своеобразном расположении и разрезе глаз новорожденного. По этой причине у некоторых деток с расширенной переносицей расположение глаз сильно напоминает косоглазие, а родители начинают паниковать из-за этого. Ничего страшного в этом нет, как правило, малыши подрастают, их переносица выравнивается, а вместе с тем исчезает и неприятное отклонение. Однако истинные причины косоглазия у детей определяет только врач-офтальмолог, поэтому для подтверждения или опровержения сомнений на счет развития у ребенка патологии нужно обращаться именно к нему.

Косоглазие у детей: симптомы

Основным симптомом в данном случае является изменение положения глазного яблока ребенка. Если малыш смотрит четко перед собой, но один или оба его глаза при этом произвольно отклоняются в сторону, то в таком случае можно говорить о косоглазии. В медицине существуют различные формы данной патологии:

  • Расходящееся косоглазие (в таких случаях глаза детей расходятся в разные стороны по направлению к вискам);
  • Вертикальное косоглазие (если провести ровную линию от начала разреза левого глаза, до начала разреза правого глаза, то один из двух зрительных органов будет находиться немного выше другого, относительно проведенной линии);
  • Сходящееся косоглазие (в данном случае речь идет о сдвиге одного или обоих глаз по направлению к переносице);
  • Комбинированное косоглазие (может включать в себя несколько различных вышеописанных форм недуга);
  • Паралитическое косоглазие (при такой форме заболевания глаз частично или полностью лишается подвижности);

Нужно ли бороться с косоглазием у ребенка?

Если не победить эту патологию в детстве, то позднее она доставит ребенку много неудобств. Ведь современные дети огромное количество времени проводят за различными мультимедийными развлечениями (имеется в виду просмотр телевизора, игры на компьютере или игровой приставке), а поэтому их глаза должны обладать полноценным бинокулярным зрением и отличаться устойчивостью к повышенным нагрузкам.

Из-за отсутствия надлежащего лечения у некоторых малышей патология осложняется развитием амблиопии. Это довольно опасное заболевание, в результате которого и мозг, и сетчатка утрачивают свои функции связанные с правильной обработкой изображения. И самое главное, невыпеченное косоглазие примерно к семи-восьми годам начинает сказываться на общем зрении ребенка.

Что делать родителям?

Для начала нужно уяснить себе, что на протяжении первых двенадцати месяцев у ребенка происходит первичное формирование зрительных органов, поэтому косоглазие у детей до года считается нормой, при условии, что никаких сторонних недугов окулистом при обследовании малыша выявлено не было.

В дальнейшем для предупреждения развития недуга рекомендуется трижды за первые двенадцать месяцев жизни новорожденного показать его одному и тому же опытному врачу-офтальмологу.

  • В первый раз малыша нужно показать врачу, когда ему исполнится один месяц;
  • Второй поход должен состояться в шесть месяцев;
  • Последний визит к офтальмологу осуществляется в двенадцать месяцев;

При выявлении у ребенка недуга в обязательном порядке нужно опросить всех ближайших родственников и узнать, имелись ли у них подобные проблемы в детстве, и какие причины привели к его появлению? И самое главное, надо осведомиться на счет степени и формы недуга, с этой информацией врачу намного проще будет поставить диагноз и назначить эффективное лечение для крохи.

Как осуществляется лечение заболевания?

Стандартное лечение данного заболевания всегда начинается с консервативных и аппаратных методов. Больному ребенку прописывают специальные очки и на несколько часов ежедневно закрывают здоровый зрительный орган окклюдором (ватным тампоном, повязкой). Делается это для того, чтобы больной глаз развивался более активно и наверстывал упущенное. Особенно капризным деткам вместо окклюдора прописывают специальные линзы с плюсовым значением диоптрий. Малышу надевают их на глазки несколько раз в день на протяжении всего лечебного курса.

В тех случаях, когда консервативного лечения не хватает, все дальнейшие лечебные мероприятия сводятся к хирургическому вмешательству. В процессе операции врачи, как правило, пытаются откорректировать расположение глазных мышц (рецессия), и изменить их длину при необходимости (резекция). После хирургического лечения зрительные функции больных деток восстанавливаются практически полностью. Кроме того, с помощью специальных методик и тренажеров врачи на сто процентов реабилитируют способность ребенка к стереоскопическому зрению.

Профилактика косоглазия у детей

  • До года малышам категорически запрещено смотреть телевизор.
  • В процессе игр и развлечений не рекомендуется показывать новорожденным различные предметы слишком близко. Если нужно что-то продемонстрировать малышу, предмет надо держать на расстоянии тридцати-сорока сантиметров от его лица. Особое внимание надо уделять игрушкам, состоящим из нескольких деталей, их по отдельности нужно показывать малютке.
  • Во время прогулок нужно фокусировать внимание малыша на движущихся предметах. Это могут быть велосипедисты, самолеты в небе или обыкновенные автомобили. Изначально кроха будет ворочать головой в направлении движения объекта, но позднее он поймет, что достаточно сопровождать автомобиль или самолет глазами.
  • Малютка должен хорошо усвоить понятия близко и далеко. Для этого родителям нужно регулярно с ним заниматься. Причем много времени на тренировки не уйдет. Все, что нужно делать родителям, приближать и удалять яркие кубики или другие предметы от лица и к лицу ребенка (не ближе чем на тридцать сантиметров). Однако не стоит забывать о том, что детишки до годика еще плохо фокусируются на предметах, поэтому все движения должны быть максимально плавными и скользящими.
  • Можно поиграть с малышом в прятки. Для этого надо закрыть один глаз рукой и следить свободным глазом за малюткой, показывая ему тем самым пример. Ребенок должен выполнить аналогичное упражнение в меру своих возможностей.
Читайте также:  Неуверенный ребенок - как помочь ребенку стать увереннее

Придерживаясь наших рекомендаций можно без особого труда уберечь свое чадо от неприятного недуга. Кроме того, вышеприведенные упражнения очень нравятся малышам, и они относятся к ним как к играм. Главное подавать пример ребенку, чтобы он видел ориентир и следовал ему.

Косоглазие у детей до года: причины и лечение

Офтальмологи детских поликлиник при плановом обследовании практически каждого новорожденного (особенно если это первенец) слышат жалобы на косоглазие. Более опытные родители относятся к эпизодам рассогласованного движения глаз значительно спокойнее, понимая, что на стадии развития нервно-мышечной координации, как говорится, «у малышей случается всякое». В большинстве случаев младенческое косоглазие носит транзиторный, преходящий характер и со временем бесследно исчезает. Однако, если к полугодовалому возрасту позиция глазных яблок остается устойчиво неправильной, а движения – асинхронными, необходимо обследоваться и принимать адекватные коррекционные меры.

Причины младенческого косоглазия

Спектр возможных причин и факторов риска развития косоглазия весьма широк:

  • генетическая предрасположенность;
  • выраженные рефракционные дефекты (астигматизм, близорукость, дальнозоркость), особенно если страдает лишь один глаз;
  • патология центральной или периферической нервной системы;
  • врожденная аномалия строения мышечной системы глаза;
  • параличи или парезы мышц, отвечающих за глазные движения;
  • инфекционно-воспалительные процессы;
  • тяжелые системные эндокринные заболевания.

Как определить скрытое косоглазие у детей до года

Существует простой и, вместе с тем, достаточно эффективный прием «домашней диагностики». Один из родителей должен привлечь и зафиксировать внимание ребенка каким-либо ярким предметом, другой – прикрыть малышу один глаз ладонью или плотным картоном. Предмет следует медленно перемещать, чтобы ребенок успевал сопровождать его взором. В процессе предъявления необходимо убрать препятствие с закрытого глаза и прикрыть второй. Внимательно наблюдайте за «освобожденным» глазом – в норме он должен быть направлен на объект. Затем тот же прием следует повторить для другого глаза.

Лечение: как исправить косоглазие у детей до года

В первые месяцы развития ребенка глаза должны адаптироваться и «настроиться» на бинокулярное стереоскопическое восприятие окружающего мира, а зрительно-аналитический центр мозга – «научиться» обрабатывать и правильно интерпретировать поступающую от глаз визуальную информацию. Как упоминалось выше, на этом этапе возможны различные отклонения и наблюдаемые аномалии, однако в норме они не носят стойкого характера и постепенно уходят. Однако, чтобы не пропустить действительно серьезные проблемы с формирующимся зрением, в числе прочих обязательных осмотров и консультаций назначаются периодические офтальмологические обследования. Любому младенцу, независимо от наличия или отсутствия очевидной патологии, в течение первого года жизни необходимо посетить кабинет детского офтальмолога трижды:

  1. в возрасте 1 месяц – для контроля правильности строения и развития органов зрения;
  2. в возрасте 6 месяцев – для контроля ряда оптических характеристик, таких как рефракция (преломление света), реагирование зрачка на свет и пр.;
  3. в возрасте 12 месяцев – для контроля динамики развития глаз.

Следует знать и понимать, что косоглазие, какими бы причинами оно ни было вызвано (наследственность, нейропатология и пр.), на данном этапе развития медицины успешно излечивается или, по крайней мере, корригируется. Ключевым фактором в этом плане является ранняя диагностика и своевременное вмешательство: с каждым упущенным годом и даже месяцем шансы на терапевтический успех снижаются. Если диагностировано истинное косоглазие (в отличие от мнимого, преходящего, спорадического), лечение потребует, возможно, постоянного ношения очков с окклюдером (непрозрачным одним стеклом) или контактных линз с «тренирующими», избыточными диоптриями, и обязательно будет назначен длительный курс упражнений, – как в домашних условиях, так и с использованием специального оборудования в медучреждении. Терапевтических и коррекционных подходов существует множество, конкретная стратегия выбирается врачом строго индивидуально, однако от родителей в любом случае потребуется недюжинное терпение и упорство. Результат, безусловно, того стоит: любой шанс восстановить ребенку нормативное зрение должен быть использован.

Косоглазие у новорожденных (грудничка): когда проходит, почему косят глаза у детей до года

Косоглазием (страбизмом или гетеротропизмом) называют патологическое состояние, при котором имеет место асимметрия одного либо обоих глаз по отношению к центральной оси. В результате ребенок не может сфокусировать взгляд на точке фиксации, что сопровождается нарушением бинокулярного зрения – способности воспринимать окружающий мир двумя глазами.

Такое расстройство зрения приводит к амблиопии или «синдрому ленивого глаза» — страдает острота зрения данного органа, двоению и расстройству глубинного зрения (грудничок воспринимает все предметы плоско). Косоглазие у грудничков не считается патологией, а скорее вариантом нормы, встречается у 2 ребят из 100. Данный дефект склонен к самостоятельному исчезновению.

Когда проходит косоглазие у новорожденных?

  • У новорожденных — глаза «плавают»
  • В 6-8 недель — ребенок начинает фиксировать объект 2 глазами
  • В 4 месяца — устойчивая бинокулярная фиксация.

В норме исчезновение гетеротропизма происходит к 4, максимум к 6 месяцам. Если у шестимесячного младенца глаза продолжают «плавать» — следует обратиться к окулисту с целью выяснения причины косоглазия и прохождения необходимого лечения.

Почему новорожденные косят

Только что родившиеся и грудные малыши до полугода не способны к фиксации взгляда ввиду врожденной слабости глазных мышц, а ребенок не умеет контролировать движение глазных яблок. Поэтому органы зрения в случае напряжения начинают двигаться в разных направлениях, зрачки закатываются, находясь по разные стороны от центра.

Примерно у 1 младенца из 10 глаза разъезжаются к вискам, а у остальных 9 сходятся у носа. Также в причине возникновения транзиторного или преходящего косоглазия у ребенка первых недель жизни лежит особенность строения костей лица.

У грудных ребят правая и левая половины лицевого скелета образуют угол по отношению друг к другу, что и создает визуальное косоглазие, которое пройдет после выравнивания костей через несколько месяцев.

Виды косоглазия

Страбизм в зависимости от причины, механизма развития и симптоматики может быть содружественным и паралитическим. У новорожденных и детей грудного возраста чаще наблюдается содружественное косоглазие, которое классифицируется как:

Вовлеченность органов зрения:
  • односторонний или монокулярный страбизм – «плавает» один глаз;
  • перемежающийся или альтернирующий страбизм – в процесс вовлекаются оба глазных яблок по очереди.
Направление отклонения «плавающего» глазного яблока:
  • вертикальное косоглазие – глаз смещен кверху или книзу;
  • горизонтальное косоглазие – сходящееся – глаз или глаза сходятся к переносице, расходящееся – глазные яблоки отклонены к вискам;
  • смешанное косоглазие.
Степень выраженности патологии:
  • гетеротрофия или скрытое косоглазие;
  • аккомодационное или компенсированное – ношение очков ликвидирует страбизм (дополнительное лечение не проводится);
  • частично-аккомодационное или субкомпенсированное – ношение очков лишь уменьшает страбизм;
  • неаккомодационное или декомпенсированное – не ликвидируется ношением очков и требует проведение хирургической коррекции.

Причины

К причинам возникновения косоглазия у грудничков относят:

  • беременность и роды, протекавшие с осложнениями (способствуют возникновению микроскопических кровоизлияний в головной мозг, в том числе и в те отделы, где располагается зрительный анализатор);
  • инфекции, перенесенные малышом до достижения им 12 месяцев (грипп, корь, ОРВИ, скарлатина, дифтерия);
  • стресс (испуг);
  • ослабленный иммунитет;
  • неверный уход за младенцем (близкое нахождение к глазным яблокам погремушек);
  • патология глазных мышц (сосудистая или опухолевая);
  • генетическая предрасположенность;
  • другие офтальмологические болезни (дальнозоркость, миопия, конъюнктивит, катаракта или ячмень);
  • глазная травма или травмирование головного мозга в период родов либо после;
  • отравление;
  • гидроцефалия;
  • хромосомная патология (синдром Дауна);
  • прием ряда лекарств, в том числе наркотиков, в гестационный период;
  • ДЦП.

Клинические проявления

Косоглазие у детей до года родители могут заподозрить самостоятельно. Если имеет место несимметричное расположение зрачков и радужки по отношению к глазной щели (после 6 месяцев), стоит проконсультироваться у окулиста. К подозрительным симптомам относятся:

  • особенность в держании головы – дорогое чадо наклоняет голову в ту или иную сторону, когда пытается что-то разглядеть;
  • прищуривание – малыш прищуривает вовлеченный в патологический процесс орган зрения, рассматривая игрушку;
  • частое трение глазных яблок – вызывается быстрой усталостью и напряжением при рассматривании чего-либо;
  • пелена перед глазами (можно выявить у ребят постарше);
  • головная боль – вызывается напряжением органов зрения и их утомлением;
  • отсутствие глубинного зрения – объекты воспринимаются плоско, во время попыток ходьбы ребенок натыкается на предметы;
  • невозможность (болезненность) восприятия света;
  • двоение предметов, их расплывчатость;
  • отсутствие одновременного движения органов зрения;
  • невозможность направления обоих глазных яблок на предмет/ картинку;
  • разное отражение – при попытке посветить в глаза ребенку в зрачках наблюдается разные отражения.

Если глаз/глаза отклоняются к вискам, то снижение остроты зрения происходит по типу близорукости. В случае отклонения зрительных органов к переносице – имеет место дальнозоркость.

Паралитический гетеротропизм сопровождается неподвижностью или ограниченной подвижностью косящего глаза. Кроме того, при данном виде патологии наблюдается расширенный зрачок, птоз (опущение верхнего века) и паралич аккомодации. Данные симптомы свидетельствуют о повреждении глазного нерва.

Диагностика

Патология устанавливается офтальмологом, который перед проведением осмотра тщательно соберет анамнез и жалобы (спросит у мамы). В анамнезе врача заинтересует течение данной беременности, родов, перенесенные заболевания, наследственность ребенка. Дальнейший осмотр включает:

  • оценка положения головы, симметрии глазных щелей и лицевого черепа;
  • оценка степени нарушения зрения (пробные линзы);
  • измерение угла отклонения изображения в зрачке;
  • проба с прикрытием поочередно одного и другого глазного яблока – если при закрытии одного глаза возникает отклонение в сторону другого, говорят о скрытом косоглазии;
  • бимикроскопия (исследование передних отделов органов зрения и глазного дна);
  • офтальмоскопия (изучение глазного дна);
  • исследование с помощью синоптовора – позволяет измерить угол отклонения зрачка от нормального положения;
  • скиаскопия и компьютерная рефрактометрия – позволяют исследовать рефракцию глаз
  • эхобиометрия – измерение длины органа зрения.

Если офтальмолог подозревает паралитическое косоглазие, то он рекомендует консультацию невролога с дальнейшем неврологическим обследованием. В обследование входят: электроэнцефалография, электромиография, электронейрография.

Что следует предпринять родителям

Физиологическое косоглазие должно исчезнуть к исполнению полугода ребенку. При рождении малыша в родильном доме осматривает лишь неонатолог, который устанавливает, видит ли он. Первый осмотр офтальмологом должен произойти в 2 месяца, затем в 4, в полгода и в год. Если косящие глаза не перестали «плавать», рекомендуется дальнейшее наблюдение, а при необходимости – лечение.

Для стимуляции глазных мышц, повышения их тонуса и укрепления рекомендовано развлекать ребенка игрушками. Погремушки должны быть яркими и крупными, развешаны не над самым лицом, а несколько выше (20 см). В этом случае малыш не дотягивается до них руками, фокусируя зрение на отвлекающих предметах. Также полезно выполнять несложное упражнение для глаз. Посадив ребенка на колени лицом к себе, медленно водить игрушкой из стороны в сторону, поднимая ее и опуская.

Лечение

Можно ли исправить косоглазие? Подобный вопрос интересует многих родителей. Кроме того, беспокоят сроки начала лечения патологии. Лечение патологии должно проводиться как можно раньше, то есть после установления причины и окончательного диагноза в 6-месячном возрасте. Применяются различные методики лечения косоглазия у детей до 12 месяцев. Длительность терапии и выбор того или иного метода зависит от формы и выраженности патологии:

Диплоптика

Метод заключается в выполнении специальных упражнений. Гимнастика для глаз проводится обязательно в очках. Занятия следует проводить ежедневно, по 2 часа, разделив их на несколько промежутков по 20 минут. Для упражнений используются цветные кубики, шарики или лото.

Остроту зрения повышают следующим образом:

  • включив настольный светильник, необходимо закрепить яркий предмет невдалеке от него (5 см).
  • Ребенку следует закрыть здоровый глаз и усадить его на 40 – 50 см от осветительного прибора.
  • В течение 30 секунд малыш должен концентрировать взгляд на предмете.
  • После необходимо показывать ему яркие картинки, которые сформируют последовательный образ.
  • За одно занятие упражнение повторяют трижды с разными предметами. Продолжительность терапии составляет 1 месяц.

Развитие бинокулярного зрения и укрепление глазных мышц стимулируют другим упражнением. Подвешенный на палочке яркий предмет водят в разные стороны перед лицом ребенка. В это время необходимо закрывать поочередно один и другой глаз. Придвигая предмет к лицу, отмечают реакцию глазных яблок, которые должны сойтись у переносицы.

Оптическая коррекция

Данная методика подразумевает ношение очков, которые корректируют миопию, астигматизм или дальнозоркость. Очки выписываются с 8 – 12-месячного возраста. Кроме того, этот вид терапии препятствует возникновению амблиопии, то есть косящий глаз утрачивает зрение при отсутствии нагрузки на него.

Плеоптика

Способ направлен на лечение амблиопии. Методика состоит в выключении здорового органа зрения из зрительного процесса. С этой целью проводится окклюзия здорового глаза при помощи повязки на него либо закрытия одного стекла в очках. В этом случае косящий глаз начинает усиленно работать и выравнивается. Если страбизм двухсторонний, по очереди заклеивают то одно, то другое глазное яблоко. Тот орган зрения, который видит хуже, заклеивается на один день, а более здоровый на 2.

Аппаратное лечение

Выполняется курсами. Каждый курс включает до 10 процедур. Идеально походит для лечения косоглазия у маленьких детей. Метод подбирается врачом индивидуально. Используют амблиокор, синоптофор и прочие методики.

Хирургическая коррекция

Как правило, применяется при паралитической форме патологии или при отсутствии эффекта от консервативной терапии. Оперативное вмешательство устраняет эстетический дефект, но не всегда нормализует остроту зрения. Операция проводится амбулаторно, занимает не более 15 минут. Хирургическое вмешательство при косоглазии показано при достижении ребенком 3-хлетнего возраста. Выполняются 2 типа операций:

  1. усиливающие – направлены на укорочение глазной мышцы за счет удаления ее части;
  2. ослабляющие – изменяется место прикрепления глазной мышцы, за счет пересадки ее дальше от роговицы.

После операции

После проведения хирургической коррекции маленькому пациенту капают в глаза противовоспалительные капли трижды в день в течение 2-х недель. На протяжении месяца прооперированный орган зрения необходимо беречь: предупреждать загрязнения, ограничить физические нагрузки.


Ссылка на основную публикацию