Самые распространенные детские страхи, и как с ними бороться?

Детские страхи — как с ними бороться?

Дет­ские страхи отно­сятся одним из самых глу­бо­ких дет­ских пере­жи­ва­ний и могут про­явиться даже во взрос­лой жизни. Ситу­а­ция, когда мама в ран­нем воз­расте остав­ляет ребенка засы­пать в оди­но­че­стве и не под­хо­дит, если он зовет ее и пла­чет, чрез­вы­чайно рас­про­стра­нена. Разу­ме­ется, это не гово­рит о ее жесто­ко­сти, про­сто она желает, чтобы ребе­нок засы­пал сам. Однако очень часто это при­во­дит к нев­ро­ти­че­ским стра­хам, кото­рые могут аук­нуться в даль­ней­шей жизни малыша. Конечно, рано или поздно он уснет, но чув­ство тре­воги останется.

Дет­ские страхи при­сущи опре­де­лен­ному воз­расту. Для нор­мально раз­ви­ва­ю­ще­гося, здо­ро­вого малыша страх и испуг – есте­ствен­ная реак­ция помо­га­ю­щая позна­вать окру­жа­ю­щий мир. А вот если ребе­нок совер­шенно ничего не боится и не под­вла­стен даже воз­раст­ным стра­хам, про­верьте, не задер­жи­ва­ется ли его пси­хи­че­ское раз­ви­тие. Как пра­вило, в дошколь­ном воз­расте дет­ские страхи воз­ни­кают зна­чи­тельно чаще и осла­бе­вают по мере взрос­ле­ния. При­чем для каж­дого воз­раст­ного этапа при­сущи свои страхи.

Ново­рож­ден­ные часто пуга­ются при­бли­же­ния боль­ших пред­ме­тов, рез­ких звуков.

В 7 меся­цев малыш бес­по­ко­ится при дли­тель­ном отсут­ствии матери.

В 8 меся­цев малыш начи­нает бояться незна­ко­мых людей, осо­бенно жен­щин, кото­рые не похожи на его мать. Как пра­вило, к сере­дине 2‑го года страх проходит.

Два года сопро­вож­да­ются бояз­нью оди­но­че­ства, незна­ко­мых рез­ких зву­ков, высоты, боли, может появиться страх живот­ных, дви­жу­ще­гося транс­порта, темноты.

Страх перед нака­за­нием появ­ля­ется в 3 года. Если отец участ­вует в вос­пи­та­нии малыша, ребенку поз­во­ля­ется выра­жать свои пере­жи­ва­ния, эмо­ции страх выра­жен намного меньше.

В 3–5 лет дети пуга­ются ска­зоч­ных пер­со­на­жей (Деда Мороза, Бабу Ягу, Сне­гу­рочку, Кощея, при­ду­ман­ных «чудо­вищ»), неожи­дан­ных зву­ков, боли, воды, оди­но­че­ства, транс­порта, тем­ноты, замкну­того про­стран­ства. Послед­ние страхи в боль­шей сте­пени при­сущи детям, чьи роди­тели излишне прин­ци­пи­альны и тревожны.

В 6 лет может появиться страх смерти (роди­те­лей или своей), обычно он про­яв­ля­ется не напря­мую, а как боязнь сти­хии, пожа­ров, нападений.

Дошколь­ники очень болез­ненно реа­ги­руют на семей­ные кон­фликты, это уси­ли­вает тревожность.

В воз­расте семь-восемь лет преж­ние страхи, смяг­ча­ются, но на их место при­хо­дят новые: боязнь полу­чить плохую отметку, быть неуспеш­ным, опоз­дать в школу.

Под­рост­ко­вый воз­раст, как пра­вило, сво­бо­ден от стра­хов, но может при­сут­ство­вать состо­я­ние тревожности.

Все выше­пе­ре­чис­лен­ные страхи носят пре­хо­дя­щий, вре­мен­ный, воз­раст­ной харак­тер, поэтому нет необ­хо­ди­мо­сти с ними бороться. Однако встре­ча­ются и дру­гие страхи, кото­рые назы­вают «нев­ро­ти­че­ские». Их может вызвать – некое пси­хи­че­ское потря­се­ние, жесто­кость в отно­ше­ниях, травма, высо­кая тре­вож­ность роди­те­лей, кон­фликты в семье. Эти страхи про­сто так не про­хо­дят, поэтому ребенку необ­хо­дима помощь спе­ци­а­ли­стов (пси­хо­те­ра­певта, пси­хо­лога), а так же изме­не­ние стиля воспитания.

По дан­ным иссле­до­ва­ний, каж­дый вто­рой ребе­нок испы­ты­вает страхи. Но наи­бо­лее часто им под­вер­жены дети от 2 до 9 лет, поскольку в этом воз­расте дети уже мно­гое знают и видят, однако пони­мают еще не все, поэтому необуз­дан­ная дет­ская фан­та­зия реаль­ными пред­став­ле­ни­ями об окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти не сдер­жи­ва­ется. Страхи в этом воз­расте, гово­рят ско­рее о неко­то­ром пре­вы­ше­нии нормы раз­ви­тия, а не о пато­ло­гии. Боль­шую часть инфор­ма­ции ребё­нок вос­при­ни­мает невер­бально, больше ори­ен­ти­ру­ясь на «язык» тела и орга­нов чувств.

Как можно понять, что ребе­нок боится?

Если у Вашего ребенка:

– бес­по­кой­ный сон, сопро­вож­да­ю­щийся кошмарами;

– труд­но­сти при засыпании;

Чтобы избе­жать закреп­ле­ния и воз­ник­но­ве­ния стра­хов не следует:

– поз­во­лять ребенку ложиться спать оби­жен­ным или в пло­хом настро­е­нии. Перед сном он дол­жен быть радост­ным и спокойным;

– поз­во­лять ему кушать перед сном;

– запи­рать ребенка в незна­ко­мом тем­ном помещении;

– пугать малыша (при­дет: Баба Яга, мили­ци­о­нер, чужой дядя и … ута­щит, съест и так далее);

– пере­гру­жать дет­скую фан­та­зию: при­об­ре­тайте игрушки соот­вет­ству­ю­щие воз­расту, запре­тите смот­реть агрес­сив­ные мульт­фильмы, читать книги.

Имейте ввиду, что впе­чат­ли­тель­ные и эмо­ци­о­нально-чув­стви­тель­ные дети в боль­шей сте­пени под­вер­жены страхам.

Как помочь ребенку не бояться

– соблю­дайте режим. Дети не любят пере­мен, поэтому соблю­дайте при­ду­ман­ный ребен­ком «ритуал», к при­меру, читайте зна­ко­мую уже книгу, вклю­чайте ноч­ник, укла­ды­вать игрушки спать;

– пре­вра­щайте злых пер­со­на­жей в доб­рых. Сами при­ду­мы­вайте сказки — как Кощей стал доб­рым, пау­чок или волк вывел девочку из леса …;

– зара­нее готовьте ребенка к поступ­ле­нию в школу или дет­ский сад;

– повы­шайте его самооценку;

– «раз­бе­ри­тесь» со сво­ими стра­хами, дабы не «зара­зить» ими малыша (боязнь насе­ко­мых, собак, само­лета, транс­порта, страх смерти);

– выяс­ните при­чину страхов;

– ребя­тишки очень любят фан­та­зи­ро­вать, пусть ребе­нок сочи­няет сказки, где он сме­лый и силь­ный герой, или рисует свои страхи.

– если ребе­нок боится замкну­того про­стран­ства или тем­ноты – откройте дверь, зажгите лампу, поло­жите в кро­вать самую люби­мую игрушку или дайте ему игру­шеч­ное ору­жие. Поло­жите его на ночь возле кро­вати, чтобы у него была воз­мож­ность «защи­титься»;

– учи­тесь пре­одо­ле­вать страх посред­ством рисо­ва­ния, игр, про­иг­ры­ва­ния ситу­а­ций. Поиг­райте в док­тора, если малыш боится боль­ницы; в раз­вед­чи­ков, если боится темноты.

– поощ­ряйте раз­ви­тие само­сто­я­тель­но­сти. Ребе­нок дол­жен чув­ство­вать, что он мно­гое знает и умеет;

– не сты­дите ребенка за страхи. Их устра­не­ние тре­бует под­держки и тер­пе­ния. Не нака­зы­вайте его за страхи и не ругайте;

– не запу­ги­вайте ребенка;

Будьте тер­пимы и не забы­вайте, что Вы можете помочь малышу пере­стать бояться.

Самые распространенные детские страхи, и как с ними бороться?

Детские страхи относятся к специфическим расстройствам. В зависимости от возраста, они проявляются переживанием, беспокойством, тревогой. Так организм реагирует на мнимую либо реальную угрозу. Боязни сопровождаются эмоциональной трансформацией, ускорением ритмов сердца, сбоем в работе дыхательной и мышечной систем. Поведенческая особенность проявляется уходом от потенциально опасных источников (ситуаций), повышенной привязанностью к родителям, синдромом страха одиночества. Диагностируется и лечится недуг психологом или гипнологом. Для этой цели применяют специальное тестирование, опросники, индивидуальные беседы.

Возникновение детских страхов

Любые боязни подразделяются на страх, фобию, беспокойство. Некоторые быстро возникают и пропадают, другие остаются в памяти надолго. При этом критическая ситуация не повторяется, а детские страхи остаются.

Младенец не в состоянии понять логически причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира у него полностью солидарно с родителями. Следовательно, взрослые иногда переносят собственные боязни на малышей. Восприятие детских страхов базируется на тревожной интонации либо взгляде. По виду мамы или папы ребенок решает, плакать ему или нет.

Причины синдрома страхов у детей

Испуг — это основная причина боязни. Предпосылок для этого существует много:

  • внезапный крик;
  • паника родителей;
  • укус животного или насекомого;
  • травма;
  • похороны родственников и тому подобное.

Ребенок, воспитываемый в положительной, спокойной и уверенной обстановке, часто переживает ситуацию кратковременно. Если при малыше имели место ссоры и прочие травмирующие обстоятельства, проявление детских страхов может зафиксироваться надолго в памяти, что обуславливает реакцию на критичную ситуацию в виде плача.

  1. Чрезмерно развитая фантазия. Ребенок может ночью принимать тени за чудищ или приведения. Просмотр мультипликационных фильмов рисует в сознании образы негативных героев, типа инопланетян, монстров и злодеев. Важно следить за реакцией сына или дочери, отфильтровывая просматриваемые фильмы.
  2. Семейные дрязги. В редкой семье исключены ссоры между взрослыми. Скандалы с использованием громких и нецензурных выражений, битье тарелок, приводят к тому, что малыш растет пугливым, капризным.
  3. Социальные разлады. Проблемы в отношения со сверстниками, педагогами и окружающими — одна из причин детских страхов. Девочка или мальчик избегают компаний, ведут себя скованно. Вовремя замеченная боязнь указанного характера быстро устраняется.
  4. Неврозы. Психологическое отклонение, развивающееся постепенно, если боязнь усиливается и не прорабатывается.

Чего боятся дети?

Детские страхи по ряду факторов могут усугубляться:

  1. Родные ребенка испытывают постоянную тревожность перед чем-либо. Необходимо поработать над собой, открыть малышу мир с положительной стороны.
  2. Родители напоминают отпрыску о его боязни с насмешкой. Выход — принять страхи у детей, как свои, найти специалиста.
  3. Частое присутствие источника боязни. Нужно выяснить первопричину испуга и устранить ее.
  4. Властное отношение родителей к детям. Стараются психологически стать на уровень ребенка, вызывая не боязнь, а уважение и дружбу.
  5. За бурное проявление эмоций следует наказание. Это только усиливает проявление детских страхов. Пусть самовыражение будет активным, после того как ребенок успокоится, объясните ему причину.
  6. Недостаток родительского внимания. Необходимо выделять хотя бы час времени на беседу «по душам».
  7. Отсутствие друзей. Попробуйте стать для сына или дочери товарищем, поймите причину его замкнутости.
  8. Чрезмерная опека. Излишек внимания, как и его недостаток, вызывает развитие определенных детских страхов.
  9. Неполноценная семья. Если отпрыск воспитывается только мамой, она должна позитивно настроиться, стать не просто другом, но и защитником ребенка.

Большинство страхов у детей возникает вследствие неправильного отношения и поведения родителей. В любом случае каждый член семьи должен стоять друг за друга «стеной», коллективно обсуждая и решая проблемы.

Виды синдрома детских патологических страхов

Специалисты разделяют фобии на несколько видов:

  1. Ночные боязни. В эту группу входят кошмары. Процесс сна ребенка сопровождается непроизвольными действиями (разговором, лунатизмом, судорогами, мочеиспусканием). После пробуждения малыш сразу ищет родителей либо крепко засыпает, утром ничего не помнит.
  2. Необоснованные переживания. Это самый распространенный вид детских страхов. Человек пугается темноты, одиночества, сказочных и мультипликационных героев, часто додумывая несуществующие моменты. Убеждать ребенка, что боязнь безосновательна не имеет смысла, он будет настаивать на своем.
  3. Страхи навязчивого характера. К этой категории относятся фобии открытого и замкнутого пространства, высоты, полетов на самолете и другие.
  4. Бредовые переживания. Здесь объектом страха выступают обычные вещи (игрушки, элементы одежды, телефон). Справиться с такой боязнью несложно, если понять ее причину.

Как проявляются детские страхи?

Психология дает понять, что новорожденный младенец проявляет боязнь одним способом — заходится в истеричном плаче. У детей постарше диапазон признаков несколько шире:

  • ходят за мамой или папой везде;
  • в кроватке прячутся, накрываясь одеялом;
  • проявляют агрессивность либо часто плачут без видимой причины;
  • капризничают;
  • рисуют картинки в черных тонах, изображая различных чудовищ;
  • боятся изображение объекта страха;
  • проявляют нестандартное поведения (грызут ногти, тянут в рот пальцы, перебирают элементы одежды).

При наличии указанных признаков лучше обратиться к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Как выявить причину детских страхов?

Необходимо поговорить с ребенком на тему его боязней. Например, сочинить сказку либо придумать нарисованную историю, в которой главным героем выступает он. В месте, где сюжет начинает трансформироваться в негативном направлении, следует попросить малыша переиначить смысл таким образом, чтобы ребенок в конце стал позитивным победителем.

Психология детских страхов по возрастам

В зависимости от возраста человека, детские страхи имеют свои особенности. До трех лет малыши познают основные навыки жизни, приходит осознание половых различий, деление людей на своих и чужих. В этот отрезок времени семья является для маленького гражданина надежным убежищем, при условии отсутствия конфликтов. В психологически здоровой «ячейке общества» малыш быстро забывает боязнь рождения.

Детские страхи в этом возрасте аналогичны маминым стрессам. В 2–3 года ребенок иногда испытывает испуг или ревность при рождении братика либо сестрички. Дите боится ухода родителей, самостоятельного отхода ко сну, резких звуков, незнакомых людей, падения при первых шагах. Некоторые страхи являются прямой проекцией боязней взрослых.

Как оградить от детских страхов? Не стоит выяснять с супругом отношения в присутствии малыша, считая, что он ничего не понимает. Ребенок моментально считывает напряжение в обстановке, реагируя плачем на поведенческое изменение родителей. При грудном вскармливании следует свести к минимуму возможные ссоры с членами семьи, поскольку переживания передаются с молоком матери. Здоровая атмосфера дает возможность крохе обрести уверенность и найти свою личностную позицию.

При рождении второго ребенка тревожность можно преодолеть, переключив внимание на заботу о младшем. Чем дольше мама с малышом в контакте на этом этапе, тем лучше. Полезным станет приучение чада к самостоятельности. Сказки на ночь следует подбирать аккуратно, избегая «страшилок» и печальных историй.

От 3-х до 5-ти лет

Маленький человек в этом возрасте максимально чувствителен и эмоционален. Сфера познания намного расширяется, что служит плодородной почвой для появления детских страхов. Происходит процесс сближения с родителями и другими детьми. Дружба с новыми товарищами может продлиться всего пару дней, приходит осознание социума, того, что есть не только «Я», но и «Мы». Активно развивается воображение, малыш пытается подражать персонажам любимых сказочных героев.Часто наблюдается раздражительность, перепады настроения, обидчивость. Иногда родителям предъявляются требования постоянного нахождения рядом.

Одним из характерных детских страхов 3–5-летнего возраста считается боязнь того, что его разлюбят. Заметно проявляется испуг одиночества, ребенку надо уделять больше времени. Нередко возникают фобии закрытого пространства, наказания.

Лучшей защитой от страха станет достойный пример, открытое проявление любви как к ребенку, так и к супругу (ге). Поцелуи, обнимание, поглаживание — максимально важно. Не стоит говорить фраз о том, что вы сейчас не любите свое чадо, так как оно себя плохо вело. Это может отложиться в памяти на долгое время.

5–7 лет

Дети определяют в окружающих хороших и плохих людей. К первой категории они относят тех, кто проявляет доброту, улыбается. Плохими считают тех, кто злится, приносит неприятные ощущения (например, врачи). В этом возрасте нередко проявляется мнительность и тревожность.

Детские страхи в 5–7 лет:

  • боязнь своей или родительской смерти;
  • кошмарные сны (ночные истерики);
  • страх перед уколами, укусами, высотой, темнотой;
  • тревожность по отношению к потустороннему, наказанию от родителей;
  • испуг перед будущим.

Мальчикам важен пример авторитетного папы, поскольку начинается формирование мужских качеств. Девочки побаиваются отцов, которые повышают голос, проявляется боязнь скандалов, разлуки, потери домашних животных.

Уберечь от детских страхов можно при помощи убеждения ребенка в безопасности, с приведением доказательств, что окружающий мир нестрашен. Главное, не травмировать психику угрозами и криком, разговаривать ровно, спокойно, объяснять, что плохие слова, проскакивающие в его речи, неприемлемы. Гиперчувствительным детям необходимо читать добрые сказки, оберегать от стрессов.

От 7-ми до 11-ти лет

Школьники уже не ведут себя эгоистично, начинают осознавать, что социум требует обоюдного контакта между сверстниками, учителями. Развивается дисциплинированность и чувство долга.

К детским страхам этого возраста по-прежнему относится боязнь смерти, переживание за родителей. Проявляется испуг перед нападением чужих людей, плохими отметками, пожарами, ограблениями. Фобии становятся конкретными, но не такими сильными, поскольку школа забирает большую часть внимания. Не исключено развитие чувства вины, особенно, если ребенок отличается от других.

Предостерегают страхи при помощи воспитания в сыне или дочери уверенности. Прислушивайтесь к отпрыску, не настаивайте на дружбе с теми, кто ему неинтересен. Он должен четко понимать, что его ждут дома, вне зависимости от того, всегда ли все получается так, как надо. Хвалите за ответственность и помощь, пусть даже она незначительна.

Возраст 11–16 лет

Это сам нелегкий период взросления. У подростков меняется мировоззрение, появляются собственные принципы. Иногда трансформация наступает так резко, что родители чувствуют потерю контроля над ситуацией. Человек начинает настраивать межличностное общение, приоритетом становится самооценка.

К страхам у детей этого возраста относится непонимание, они ощущают себя двойственно. Подростку хочется слиться с общим коллективом, при этом не распылить индивидуальность. Еще одна распространенная боязнь изменения внешности. Девочки эмоциональнее мальчиков, обострение тревожности наступает в 15 лет. Оно сопровождается испугом перед порицанием и позором, может трансформироваться в фобии.

Для предотвращения расстройств необходимо повышать самооценку ребенка, оценивать его достойные поступки. Девочек нужно убеждать в их привлекательности, парней — в своем доверии. Важно найти оптимальную грань между возбудимостью и агрессией подростка, понимая, что он является отображением родителей.

Синдром страха школьников

Этот вид боязни выделяют в отдельную категорию. Она может появиться с началом школьной жизни, если ребенку сложно пережить разлуку с родителями. Это бывает связано с тем, что взрослый сам не в восторге был от школы, негативно о ней отзывался. Решение учебных задач вместо школьника приводит к потере ответственности за собственные поступки.

Проще справиться со страхом детей, которым с детства прививали некую самостоятельность. Проблемы одиночества проще переживаются в школе теми учениками, которые воспитывались в детском саду. Постепенно ребенок пытается подстроиться под окружающих.

Диагностика страхов у детей

Боязни в детском возрасте становятся основной причиной обращения к психологам и психотерапевтам. При диагностике детских страхов проводят клиническое собеседование. После налаживания контактов со специалистом, ребята не скрывают своих тревог. Для фиксации степени интенсивности расстройства применяют техники психодиагностики:

  1. Опросники, специально созданные для исследования детских фобий. Школьникам начальных классов вопросы задают с глазу на глаз. Подростки самостоятельно заполняют бланки тестов. Литературу подбирают с учетом возраста клиента.
  2. Проективные способы. Сюда входят рисованные тесты, сказки, методики своеобразного представления ситуаций, позволяя подобрать механизмы взаимодействия между ребенком и специалистом.

Лечение детских страхов

Оказание помощи страдающим от детских боязней основано на воссоздании уютной домашней атмосферы. Также применяются психотерапевтические техники. Они дают возможность проработать и осознать эмоциональный негатив.

Читайте также:  Идеальная разница в возрасте между детьми

Консультации семейного типа ориентированы на выявление причин детских страхов, выяснения особенностей отношений внутри семьи. Затем даются рекомендации по проведению дальнейшего лечения.

Психотерапевтические занятия проводятся персонально. Сначала обсуждаются боязни, затем они прорабатываются. Одним из популярных способов является сказкотерапия или техника с применением творческих возможностей ребенка.

Медикаментозное лечение фобий у детей включает в себя прием препаратов седативного и анксиолитинового плана. Терапия рекомендована при обострениях, методика лечения корректируется индивидуально.

Гипнотерапия — один из самых эффективных методов избавления от страхов детства. Подробнее о применяемых техниках узнайте на этом канале.

Советы психолога

Как бороться с детскими страхами? Прежде всего, необходимо понимать, что требовать от специалиста вылечить ребенка, не означает отсутствие работы над собой. В первую очередь родители должны переосмыслить свое поведение, понять ребенка и сделать соответствующие выводы.

С целью донесения полезных сведений психотерапевты создают специализированные уголки, в том числе в садах и школах. Там представлена информация, позволяющая ориентироваться в современном подходе к воспитанию подрастающего поколения, а также рекомендации, как бороться с детским страхом. Чем раньше начать лечение, тем быстрее ребенок станет полноценным членом общества, избавившись от навязчивых мыслей и идей. Запущенные случаи требуют персонального подхода, иначе могут проявляться во взрослой жизни.

Детские страхи в зависимости от возраста ребенка и как их побороть

У каждого из нас периодически бывает ощущение тревоги. Однако взрослому человеку легче с этим справиться, чем ребенку – детские страхи протекают несколько сложнее. У малыша нет знаний и опыта, которые могли бы рационализировать эти эмоции и снизить интенсивность беспокойства. Зачастую мы считаем пустяком то, что пугает ребенка, однако на детские страхи следует реагировать серьезнее.

Что такое детские страхи

В основе взрослого и детского страха находится врожденный инстинкт самосохранения. Психологами выделяются базовые угрозы, провоцирующие опасения – угрозы жизненным ценностям и непосредственно жизни человека.

Детские страхи – это ощущение, обычно не связанное с актуальной угрозой. В их основе лежит информация, полученная детьми от взрослых, и пропущенная через призму фантазий и воображения.

Зачастую детский страх провоцируют явления, которые обычно не вызывают переживаний у взрослых. Речь может идти о каких-либо героях сказок и так далее. Появление детских страхов может возникнуть из-за неких запретов, непонятных малышу или внушения со стороны сверстников.

В течении месяца детский страх обычно проходит, однако у некоторых индивидуумов он закрепляется в сознании. В таком случае психолог проводит специальные сеансы с малышом, применяя разные методы психокоррекции. Если вовремя не поработать с этими беспокойствами, то они могут остаться вплоть до взрослого возраста. Как пример, можно назвать страх высоты, темноты.

Причины появления детских страхов

Детский страх – это серьезная проблема, и ее провокатором могут стать несколько причин.

Запугивание

Старайтесь не запугивать малыша сказочными героями, применяя эту тактику, как метод воспитания. Развитое воображение ребенка может надолго поселить Бабу-Ягу или злого волка в уголках детского сознания.

Приобретенный опыт

Одна из самых распространенных и очевидных причин появления детского страха – это ранее пережитое волнительное событие. Примером может послужить множество рядовых ситуаций. Например, если малыш во время купания в бассейне нахлебался воды. В такой ситуации обычно пугается сам ребенок и его родители, активно демонстрирующие ему свои переживания. Это может спровоцировать боязнь воды в будущем.

Чрезмерная опека

Большинство родителей заботятся о детях, но некоторые проявляют чрезмерную опеку. С каждым годом это явление учащается. Пытаясь уберечь их от неприятностей и возможных угроз, затаившихся в современном мире, родители постоянно рассказывают сыну или дочери о том, что им стоит опасаться буквально всего. Эта информация делает детей боязливыми и замкнутыми.

Разговоры взрослых

Избегайте в присутствии малыша обсуждения различных зверских преступлений и масштабных катастроф. Иногда родителям, кажется, что чадо занято собственными делами и совсем не слышит их бесед, но зачастую это не так. Подобные разговоры могут оставить в неокрепшей психике ощущение того, что какие-то страшные события подстерегают его на каждом углу, и их никак невозможно избежать.

Виртуальная реальность

Серьезный прогресс отчасти стал большой проблемой человечества. Недостаток общения и отсутствие полезных увлечений оборачивается немалой вовлеченностью современных ребят в мир виртуальности. Компьютерные игры приходят на смену необходимому живому общению. Это оказывает существенное влияние на психику. В современном мире регулярное и качественное общение родителей со своим чадом – необходимость.

Беспокойство родителей

Родители, обладающие высоким уровнем тревожности, не могут не транслировать свои опасения малышу. Часто они или бабушки с дедушками делают подобные предостережения: «Не бегай – упадешь и сломаешь ногу», «Не смотри долго телевизор – ослепнешь», «Не ешь быстро – подавишься и задохнешься» и тому подобное. Обычно в детской памяти остается лишь вторая часть предостережения о том, что он находится в серьезной опасности. Он не понимает в полной мере, что конкретно ему угрожает, однако чувство беспокойства нарастает и не покидает его. Некоторые родители умудряются даже «передать по наследству» собственные страхи. Например, мама, которая боится темноты, будет всячески транслировать собственные опасения сыну или дочери. Постепенно ребенку передается это беспокойство.

Нарушение привязанности

Малыш, не ощущает безопасность в семье, если не видит надежной опоры в лице ближайшего взрослого и не испытывает уверенности в том, что родитель сможет встать на его защиту в любом случае. Это обстоятельство провоцирует немало детских страхов. Первая причина явления: нарушение привязанности. Чувство безопасности страдает, ребенку сложно доверять окружающему миру.

Агрессивные родители

В первую очередь, речь идет об агрессии по отношению к ребенку. Если мать занимает в семье лидирующую позицию и позволяет себе агрессию в отношении других членов семьи, то появление детских страхов практически неизбежно. Мать не воспринимается ребенком, как надежный объект, в любой момент готовый прийти на помощь, защитить. Базовое чувство безопасности страдает.

Конфликтная семья

Нестабильная эмоциональная атмосфера в семье, регулярные ссоры взрослых, непрекращающаяся агрессия между членами семьи, отсутствие поддержки и взаимопомощи, эмоциональная отчужденность – это причина нарастающих детских страхов. Ребенок постоянно находится в стрессе, что постепенно ведет к устойчивому страху.

Болезни

Неврозы или иные психические заболевания могут привести к возникновению страха у малыша. Лечением подобных заболеваний должны заниматься медики. Нередко детский страх является симптомом невроза, если он имеет патологический характер и не соответствует возрасту.

Чувство одиночества

Статистика гласит, что чаще всего страхам подвержены малыши, у которых нет сестер или братьев. Особенно часто проявляется страх одиночества.

Классификация детских страхов

Есть несколько вариантов, позволяющих классифицировать детские страхи. Простейшей и наиболее распространенной классификацией называют разделение детских страхов на два типа – социальные и природные. Сначала возникают природные страхи, базирующиеся на инстинкте самосохранения. Они проявляются уже с раннего возраста. Пример: страх смерти (себя и родителей), высоты, темноты, чудовищ, замкнутого пространства, внезапных звуков и так далее.

Социальные страхи появляются позже. Речь идет о страхе ситуаций социального характера. Пример: страх одиночества, наказания, опоздания, осуждения со стороны сверстников, некоторых людей и так далее.

Детские страхи также делимы на три группы.

Бредовые страхи

Причина этих страхов обычно неочевидна. Пример: ребенок боится принимать какой-то вид пищи, надевать куртку, ходить на горшок, купаться, завязывать шнурки, подходить к столу и так далее. Бредовые детские страхи могут быть проявлением отклонений психики или началом развития аутизма. Для выяснения причины обратитесь в специализированное медицинское учреждение.

Сверхценные страхи

Детские страхи, имеющие отношение к некоторым идеям. Первое время соответствуют некому реальному происшествию, но потом становятся настолько значимыми, что завладевают всеми мыслями ребенка.

Примеры: социальные страхи в виде заикания или боязни выходить к доске. Сверхценные страхи наиболее распространены – в 85-90% именно с ними приходится иметь дело психологам. Страхи приобретают хроническую форму и справиться с ними сложно. Обычно идут с раннего детства, проявляясь на последующем опыте и оказывая влияние на становление личности. Родители должны быть внимательны к детским переживаниям.

Навязчивые страхи

Детский страх, испытуемый при определенных обстоятельствах, вызывающих у ребенка панику. Это может быть страх неких животных, высоты, мест огромного скопления людей, открытых или закрытых пространств и так далее.

Чего боятся дети в разном возрасте

Детские страхи довольно разнообразны. Рассмотрим, какие из них преобладают в определенные возрастные периоды.

от 1 до 5 лет

Наиболее распространенные страхи у детей после года – боль (ребенок не единожды падал и знает, что такое ушиб), внезапное появление незнакомого человека, резки и громкие звуки. Малыш может впасть в панику, оставшись в комнате без близких людей. Ближе к двухлетнему возрасту, дети испытывают страх при виде собак или иных животных, завидев движущий транспорт. Такой детский страх преодолим, если познакомить чадо с упомянутыми явлениями с положительной стороны. При этом помните о разумном отношении и безопасности.

После двухлетнего возраста малыш боится родительского наказания. Он проявляет активность, периодически делает «пакости» в ответ на которые получает родительское замечания. Ему становится страшно получить возмездие за проступки, даже если раньше его не шлепали. Все, что действительно допустимо, лучше разрешать. Малыш формирует осознание себя, как личности, практикует свободу действий. Позвольте ему открыто демонстрировать свои чувства, желания, страхи. Невысказанные ощущения оборачиваются фобией.

Ближе к трем годам многие дети боятся темноты. Отметим естественность этого страх. Как известно, даже древние люди предпочитали не охотится в темноте, опасаясь стать добычей хищных животных. Отмечается возникновение первых страшных снов.

Стремитесь уменьшить подобные детские страхи? Будьте внимательны к режиму отхода ко сну. Ритуал укладывания должен быть спокойным и непринужденным. Хорошим решением будет оставить неподалеку от детской кроватки ночник с мягким светом. Укладывайте рядом с чадом и его любимую игрушку. Страх темноты можно побороть разными играми.

Пример: поиск «клада» с фонариком и прочее. Если сын или дочь рассказывают о том, что в комнате есть какие-то персонажи, то вместо отрицания их существования, подружитесь с ними. Пример: Баба-Яга. Расскажите, что теперь эта бабуля добрая, с ней можно дружить. Оставляйте на столе конфеты, и говорите, что это оставила Баба-Яга специально для малыша, потому что он ей нравится.

Распространенный детский страх – врачи. Многие ребята запоминают, что сначала медики доброжелательны и позитивны, но потом предлагают невкусные пилюли и ставят болезненные уколы. Приобретите «набор доктора» – пусть малыш сам побудет врачом в увлекательной игре. Предложите «полечить» игрушки. Заранее расскажите о том, что его ждет в поликлинике, насколько это полезно и как быстро пройдет.

В возрасте 3-5 лет малыши переходят на другой эмоциональный уровень. Прежние страхи могут не только сохраниться, но и усилиться. Появляются и новые опасения – более серьезные и глубокие. Достигнув трехлетнего возраста, малыш боится оказаться нелюбимым и отвергнутым со стороны мамы и папы. Происходит активное эмоциональное развитие, и в этом возрасте самые страшные слова для него: «Я не люблю тебя». Формируйте у чада чувство защищенности, собственного достоинства, безопасности. Акцентируйте на том, что любите его при любых обстоятельствах.

Повышенный уровень тревожности наблюдается у особо беспокойных родителей. Такие мамы и папы стремятся к отрицанию и запрету детских страхов, не зная как их побороть. Помните, что этим делу не поможешь, и боязнь боли, одиночества, темноты, транспорта и так далее – довольно распространенное явление, наблюдающееся у многих детей.

от 5 до 11 лет

В 5-6 лет впервые формируется страх смерти. Душевные возможности малыша достигают уровня, когда он приходит к осознанию скоротечности жизни. Он понимает, что однажды не станет близких людей, как и его самого. 50% детей подвергаются этой боязни, начав задавать вопросы, беспокоится и плакать. Не уходите от темы, полагая, что так вы отгораживаете кроху от травмирующих тем. Незакрытые вопросы – причина навязчивых мыслей, комплексов, нервозного состояния. Попробуйте простым и доступным языком объяснить чаду, что все мы увидимся в другом мире. Можно придумать и другие истории.

Старайтесь при ребенке не смотреть пугающие фильмы о катастрофах, авариях и прочих пугающих вещах. Подобные киноленты вызывают стойкий детский страх – ребенок опасается отпускать куда-либо родителей надолго и испытывает сильные переживания, когда их нет дома. Всегда рассказывайте, когда вы вернетесь, и если не успеваете, то найдите способ заранее предупредить об этом.

В возрасте 7-11 лет дети активно контактируют с окружающими людьми. Обычно речь идет о школе – учителях, сверстниках, друзьях. Дети боятся выглядеть «недостаточно хорошими», достойными, уважаемыми – даже перед своими родителями. В чем выражается страх? В боязни поступить неправильно, спровоцировать осуждение. В сознании ребенка формируются естественные чувства долга, ответственности, совести, и с этим связаны переживания. Некоторым школьникам боязно отвечать у доски. Они опасаются допустить ошибку. На первый план выдвигается самооценка.

Некоторые дети с опаской относятся к суевериям, веря в потусторонних существ, рок, судьбу. В их сознании появляются мысли о роковой предопределенности. Появляется вера в магию, сказки, и это происходит на более ощутимом возрасте, чем в три года. Десятилетнего ребенка легко убедить в существование вампиров, которых он будет бояться, даже если не скажет об этом напрямую. Причина таких явлений – повышенная внушаемость. После десяти лет ситуация будет понемногу приходить в норму. Для младшего школьного возраста также характерен страх смерти, относящийся к трагическим стечениям разных факторов.

от 11 до 16 лет

Ребенок боится, что другие узнают о его неблаговидных поступках, что родители испытают разочарование. Мистика и чудища уходят на второй план.

Наступает важный период в становлении мировоззрения, интересов, ценностей, социальной направленности, увлечений. Существенные изменения происходят в самооценке, напрямую зависящей от чувства самоуважения и уверенности в себе. На это существенно влияет контекст межличностных отношений.

С одной стороны подросток жаждет сохранить индивидуальность, а с другой – ощутить принадлежность к группе, соответствовать ее нормам. Это противоречие разрешается непросто, имея несколько вариантов: эгоцентризм и уход в себя с потерей контактов со сверстниками до слепого конформизма. Второй вариант предполагает отказ от личной свободы и потерю самостоятельности в своих суждениях.

Желание быть собой приводит к желанию самосовершенствования. Это неотделимо от беспокойства, детских страхов, тревоги. Подросток боится быть обезличенным, непринятым.

Обычно такой страх подразумевает страх изменений. Чувствительные, ранимые и впечатлительные подростки опасаются не только психических, но и физических несовершенств. Это может выражаться в нетерпимости к недостаткам окружающих или в маниакальных мыслях о собственной внешности («толстая фигура», «большой нос», «уродские волосы» и так далее).

У страха к изменениям имеются и физиологическое объяснение. Во время полового созревания отмечаются заметные сдвиги в деятельности организма. У девочек появляется менструация, а у мальчиков – поллюции. Период может характеризоваться уменьшением или увеличением массы тела, болезненными ощущениями, стремительным ростом.

Как узнать, что ребенок чего-то боится

Чтобы побороть детский страх, сначала нужно его выявить. Разумнее всего это сделать во время доверительного разговора с ребенком. Вы можете прямо спросить его, есть ли вещи, которые у него вызывают беспокойство. Это целесообразно уже после достижения ребенком возраста трех лет.

Маме или папе стоит мягко и неторопливо расспросить ребенка о каких-то беспокойствах. Не заостряйте внимание на каких-то отдельных из возможных детских страхов – это может привести к внушению и фиксации. Беседуя с малышом, подбадривайте его и хвалите. Обнаружив детский страх, демонстрируйте спокойствие и уверенность, ведь ребенок обязательно проанализирует ваше состояние, эмоции. Если он поймет, что его опасения вызывают у взрослого любые тревожные чувства, то он может начать беспокоится еще больше. Пусть ребенок опишет свой страх, расскажет, на что он похож, какие чувства вызывает, в каких ситуациях возникает, на что провоцирует.

Как бороться с детскими страхами: рекомендации психолога

Психологи не рекомендуют игнорировать детские страхи – с ними нужно бороться.

Возможные варианты:

  • Сочиняйте сказки. Довольно полезный метод. Сочините вместе сказку о детском страхе. Она должна непременно закончиться победой ключевого героя над страхом.
  • Рисуйте страх. Увлекательное и действенное занятие. Рисуя вместе то, чего боится ребенок, ведите доброжелательную беседу. Завершив дело, спокойно поговорите с малышом, объясните, что причин для волнений нет. После этого можно сжечь рисунок, акцентировав на том, что страх сгорает вместе с бумагой, и больше нет причин для волнений. Сожжение должно выглядеть ритуалом. Не прекращайте хвалить, подбадривать чадо, говоря о его смелости и отваге.
  • Игра. Побороть детский страх поможет игра или инсценировка. Психолог часто прибегают к этому методу. Как это происходит? Ребята в группе придумывают рассказы о своих страхах. Психолог помогает в проигрывании определенных сюжетов. Волнующую ситуацию можно проиграть и дома, но только в случае, если она не вызывает отрицательных эмоций у малыша.
Читайте также:  Как лучше всего назвать ребенка?

Главная задача родителей в преодолении детских страхов – находиться рядом с ним. Всегда будьте готовы выслушать чадо, успокоить его, помочь. Если вы полагаете, что детский страх приобрел хроническую форму, не игнорируйте ситуацию. Лучшим решением станет помощь детского психолога.

Детские страхи и как с ними бороться

Случается, что родители упорно игнорируют страх ребенка или, что ещё хуже, ругают и наказывают. Но приходит время и родители вынуждены заметить страх ребенка, потому что последствия страхов становятся слишком явными.

Нельзя допускать, чтобы ребенок впадал в сильный гнев, в большой страх или глубокую печаль.
Авиценна

Некоторые родители не придают значения страхам детей. Случается, что родители упорно игнорируют страх ребенка или, что ещё хуже, высмеивают его, ругают, наказывают. Но приходит время и родители вынуждены заметить страх ребенка, потому что последствия страхов становятся слишком явными (агрессивность, нарушение сна, заторможенность, неврозы). Только в этом случае помочь ребенку бывает уже намного сложнее.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, в противоположность таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.).

Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждении и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: “Не лезь – упадешь”, “Не трогай – обожжешься”, “Не гладь – укусит”, “Не выходи – там бабай” и т.д.

Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать “без нужды”, так, на всякий случай, то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.

Детские страхи, что делать:

  1. Никогда не пугайте детей ради послушания ничем и никем. В основе любого страха стоит страх смерти. Пугать чем-либо – значит пугать смертью! Когда придет время, вы постепенно познакомите ребенка с реальной опасностью, но не придумывайте мнимых и не существующих опасностей. Последствия таких запугиваний – мнительность, тревожность, пассивность, неоправданная осторожность, торможение развития инициативы.
  2. Никогда не стыдите ребенка за испытываемый страх. Проявление страха ребенка это, для родителей сигнал о помощи, а не повод для насмешек. Испытывая стыд за свой страх, ребенок научается скрывать его, но бесследно он никуда не уходит, а лишь усиливается. Если не помогать ребенку справиться со своим страхом, то страх завладеет психикой ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет грызть ногти, сосать палец и т.д. Показательно, что женщины лучше преодолевают страх, потому что над их страхами, над их болью в детстве никто не смеется, их страхи понимают, им их прощают и стараются объяснить природу страхов. Чего стоит сама фраза: «Не бойся, ты же мужик!»
  3. Не оставляйте ребенка в одиночестве в незнакомой и не понятной для него обстановке. Постепенное исследование неизвестного, безболезненно проходит только радом со статусным взрослым. В разном возрасте, в ответом на страх, являются различные реакции от призыва о помощи, до самостоятельной защиты. Однако если ребенка не научили адекватным реакциям, то скорей, всего на поведенческом уровне закрепятся самые ранние детские реакции – затаиться, спрятаться, не шевелиться. Ребенок без помощи родителей будет находиться в постоянном страхе и тревоге. Ни о каком познавании мира не может быть и речи.
  4. Никакой шоковой терапии. Ребенок сам не справится со страхом. Думать, что ребенок сможет сам пережить страх – большое заблуждение. Освоение нового навыка это рациональный процесс – «левополушарный», переживание это – «правополушарный» процесс. Пока будет существовать тревога, научить чему-либо качественно и без последствий невозможно. Например: моя знакомая очень хорошо плавает, но испытывает панику, когда вода попадает на волосы. Ее учили плавать, выбрасывая с лодки в воду, при этом пару раз она захлебывалась. Если вы хотите приучить ребенка засыпать самостоятельно, не игнорируйте его желание убедиться в том, что вы рядом, подходите к нему. Конечно, если игнорировать его крик, то он научиться засыпать самостоятельно, но это будет сон изможденного криком ребенка. Смелым от этого ребенок не вырастет, но этот страх он будет нести с собой всю жизнь.
  5. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого. Поэтому и пугается ребенок при громком, непонятном ему звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда они предстают перед ним в неизвестном образе.
  6. Развивайте своего ребенка. Ребенок боится всего неизведанного и непонятного, поэтому прикладывайте максимум усилий к тому, чтобы ребенок познавал этот мир. Чем больше он будет знать, и понимать, тем меньше у него будет поводов для страха. Но не пытайтесь в ребенка впихнуть те знания, к которым он еще не готов.
  7. Воспитывайте в детях оптимизм, уверенность и самостоятельность. Оградите ребенка от мрачной информации, давайте только ту, которую он может воспринимать в соответствии со своим возрастом. Смерти, похороны, катастрофы, болезни не должны быть предметом мыслей и обсуждений, пока ребенок к этому не готов.
  8. Если вы заметили проявления страха, очень хорошо помогает рисунок. На рисунке дети наделены большей силой и возможностями, что способствует переживанию страха. Если ребенок рисует неведомое чудовище, то себя он может нарисовать в доспехах и с мечом. Здесь родительская интуиция вам поможет, но не игнорируйте страхи – это важно.
  9. Игра очень сильный инструмент в работе со страхом. Ребенок может попробовать себя в разных ролях, даже в роли Бабы Яги, но самое главное он находится рядом с взрослым. В игре, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное.

Если взрослый помогает ребенку справиться со своим страхом, то ребенок обогащается новым опытом, становится свободным и раскрепощенным. Преодоление страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к большей доброте и оптимизму.

Дмитрий Телечкун, психолог, специалист по воспитанию Клуба родительского мастерства.

Новое видео:

Новое видео:

Как делать массаж при дакриоцистите у новорожденных

Массаж при дакриоцистите новорожденных является стандартным лечением такой патологии, благодаря которому удается восстановить отток слезы из глаза. Основной задачей при массаже является прорыв желатинозной пленки, которая вызывает скопление слезной жидкости и ее застой. Такую процедуру можно выполнять родителям в домашних условиях с соблюдением некоторых правил и рекомендаций врача.

Подготовка к процедуре

Массаж – это эффективная лечебная процедура, которая проводится на начальном этапе борьбы с дакриоциститом у детей. Важно разобраться в особенностях строения слезных путей у маленького ребенка. Нижний и верхний канал соединяются между собой и впадают в слезный мешочек, а из него жидкость через специальный проток поступает в носовую полость.

У здорового ребенка в органах зрения скапливается небольшое количество слезной жидкости, и она из слезного мешочка постепенно поступает в носовой проход. При развитии такой патологии, как дакриоцистит, проход затруднен или вовсе не возможен. Проведение массажа помогает улучшить движение слезы, ускорить рассасывание и прорвать желатинозную пленку. Все это значительно улучшает функционирование слезных канальцев, и восстанавливает отток слезной жидкости.

При выполнении массажа у новорожденных важно соблюдать некоторые правила, о которых на первом посещении обязательно рассказывает врач. Перед процедурой следует коротко подстричь ногти, иначе массажистка может повредить нежную кожу малыша. Кроме этого, следует заранее подготовить фурацилиновый и физиологический раствор, а также специальные капли, которые назначает офтальмолог. Для протирания глазок могут потребоваться стерильные ватные тампоны или диски.

Важно помнить о том, что массаж лица ребенка требует повышенной осторожности и не нужно прикладывать больших усилий. Кроме этого, ни в коем случае не разрешается давить на глазное яблоко.

Курс массажа при дакриоцистите составляет две недели и проводится несколько раз на протяжении суток перед кормлением ребенка. Процедура выполняется указательными пальцами толчкообразными движениями от уголков глаза до крыльев носа.

Первую процедуру обычно проводит врач-офтальмолог и наглядно показывает, как делать массаж при дакриоцистите. В последующем родители могут выполнять такую процедуру самостоятельно с соблюдением всех правил и назначений специалиста. Противопоказаниями к назначению массажа служат такие патологии органа зрения, как флегмона и водянка.

Методика проведения массажа

Перед процедурой следует в первую очередь хорошо вымыть руки и обработать их дезинфицирующим средством. Рекомендуется надеть стерильные перчатки, и делать массаж по определенной схеме (а еще лучше, посмотреть предварительно видео):

  1. В начале процедуры необходимо слегка надавить подушечкой указательного пальца на внутренний угол глаза, медленно поворачивая его при этом в сторону переносицы.
  2. После этого нужно аккуратно надавить на слезный мешок и это поможет вывести из него скопившуюся гнойно-слезную жидкость. Важно помнить о том, что выполнять такое движение необходимо крайне осторожно, поскольку хрящики и косточки у новорожденного довольно нежные.
  3. В воспаленный глаз следует закапать раствор фурацилина, который предварительно необходимо подогреть до комнатной температуры. Нужно аккуратно убрать вязкое отделяемое с гноем и следить за тем, чтобы оно не попало в другой глаз или ухо.
  4. Необходимо продолжить выполнять давящие и скользящие движения вдоль переносицы по слезным путям, в которых скопилась слизь и гнойный экссудат.
  5. Следует выполнить пальцами толчкообразные движения по слезному мешочку в направлении от внутреннего угла глаза вниз. Создается определенное давление, которое помогает прорвать эмбриональную пленку, что и является основной целью массажа.
  6. После этого следует возвратить палец в первоначальное положение и повторить движения еще несколько раз.
  7. Использовать витабакт.

Специалисты говорят о том, что лучше всего делать массаж ребенку при дакриоцистите во время плача, поскольку именно в этот момент он напрягает свои мышцы и облегчается отхождение желатинозной пробки.

В том случае, если слезный канал все еще закрыт, то благодаря массажу он прорывается и удастся вывести патологическое содержимое наружу.

При дакриоцистите у детей начинать делать массаж нужно как можно раньше, поскольку по мере взросления ребенка желатинозная пленка уплотняется, и процедура становится довольно болезненной. В самом начале своего развития такая патология глаза неопасна, но при отсутствии своевременного эффективного лечения она может перейти в хроническую форму с появлением яркой клинической картины. У пациента после любого непродолжительного плача или сна из глаза будет выделяться гнойный экссудат, а массаж придется делать более длительное время.

Что делать при неэффективности процедуры?

Медицинская практика показывает, что массаж не всегда является основным методом устранения такой патологии, как дакриоцистит. С его помощью избавиться от такого заболевания удается лишь в 10-15 % случаев. Обязательным условием для выздоровления ребенка является постоянный контроль лечащего врача и применение назначенных лекарственных препаратов.

Выделения из глаз ребенка направляются на бактериологическое исследование, и на основе полученных результатов определяется, необходимо ли применение антибактериальных глазных капель.

В том случае, если спустя две недели у ребенка отсутствуют какие-либо улучшения, то следует отказаться от дальнейшего проведения массажа, чтобы еще больше не усугубить ситуацию.

Единственным верным решением при такой патологии может стать зондирование слезного канала, то есть выполнение прокола пленки тончайшим зондом.

Такая операция выполняется в амбулаторных условиях и не вызывает боли у маленьких детей. Избежать образования удается благодаря массажу слезного канала, и делать его придется еще в течение недели после зондирования.

В ситуации, когда не удалось избавиться от дакриоцистита даже путем прокалывания зондом, причина закупорки слезного канала может скрываться в искривлении носовой перегородки. Кроме этого, спровоцировать такое патологическое состояние могут аномалии развития носослезного канала либо совершенно другие причины. В любом случае, офтальмолог проведет обследование ребенка и подберет методы дальнейшего лечения.

Чаще всего проблему с оттоком слез у новорожденных удается решить за несколько недель, но в некоторых случаях на это может потребоваться месяц. После того, как ребенку исполнится 3 месяца, массаж уже может быть неэффективен и избавиться от дакриоцистита получится лишь с помощью операции.

Массаж слезного канала у новорожденных — как массировать глаза грудничку

Слеза – важный элемент прочищения и предотвращения высыхания глазного яблока. Во внутреннем уголке века собирается водичка и стекает в нос. У младенцев может случиться закупорка слезного канала, это вызывает нагноение глазика и непроходимость капель жидкости. При таком диагнозе могут проводиться массаж слезного канала у новорожденных, медикаментозная терапия, зондирование или лазерная операция.

Обработка глаз у новорожденного

Причины появления дакриоцистита

У грудного ребенка слезная полость недоразвита. Увеличение канала в длину происходит по мере роста малыша. До момента рождения переход от глазика к носику у грудничка прикрыт маленькой пленочкой, она не позволяет внутриутробным водам попадать в дыхательные пути. В момент прохождения через родовые пути пленка разрывается, происходит открытие прохода для стекания слезы в носоглотку.

Важно! По статистическим данным, у 40% детей проход открывается в течение суток после появления на свет, у 8% – слеза застаивается на одном глазу, в у 1% – пленочка не исчезает на обоих глазах.

Норма и закупорка в слезном канале

До рождения вместо тонкой мембраны может образовываться толстая пленочка, она состоит из специального секрета и ненужных клеток. Разорваться пленка не может, канал достаточно сложно пробить. Поскольку слезная полость у новорожденного всего 8 мм, риск бактериального заражения глазного мешка велик.

Дакриоцистит проявляется в инфицировании слезного канала. Патология не передается по наследству и не зависит от пола младенца. Как правило, лечение изначально проводится в домашних условиях. В некоторых случаях сразу требуется хирургическое вмешательство:

  • полость отсутствует;
  • нарушено строение слезного мешка;
  • дефекты носа: врожденное сужение, искривление;
  • родовые травмы носоглотки.

Признаки закупорки слезных каналов

По истечению суток после рождения проявляется закупорка носослезного канала, в редких случаях дакриоцистит заметен позже.

Дакриоцистит у грудничка

Признаки закупорки:

  • глазное яблоко краснеет;
  • слезотечение и застой слезы;
  • отек глаза;
  • зеленое или белое гноение глазного мешка;
  • после сна у малыша слипаются реснички.

Обратите внимание! Новорожденные детки плачут без слез. Если на щечках видны капли при крике крохи, следует рассказать об этом врачу.

Особенности:

  • слезотечение то появляется, то исчезает;
  • покраснение, конъюнктивит встречаются не всегда, обычно проявляются после инфицирования;
  • чем сложнее состояние, чем сильнее отек.

При правильной и своевременной терапии симптомов может вовсе не быть. Гной свидетельствует о начале дакриоцистита и конъюнктивита. При надавливании на слезный мешок, в момент плача малыша и при долгом крике количество выделений увеличивается.

Признаки дакриоцистита:

  • выделение гноя;
  • гиперемия у внутреннего угла века;
  • слезотечение;
  • конъюнктивиты.

Обратите внимание! Если лечение будет отсутствовать, то бактерии размножаются очень быстро и растягивают слезной мешок. Эта проблема будет мешать крохе, постоянно увеличиваясь в размерах. В особо тяжелых случаях при осложнении дакриоцистита наступает флегмона или свищ.

Влияние массажа на носослезные каналы

Какой метод самый консервативный и щадящий при дакриоцистите у грудничка – массаж. После осмотра малыша офтальмолог выясняет тяжесть заболевания, какой метод воздействия следует применить, и сколько времени может занять терапия.

Массаж при дакриоцистите новорожденных – хороший способ, позволяющий предотвратить хронизацию процесса. При массировании железы закупорка канала устраняется, и жидкость легко выходит.

Польза массажа:

  • восстанавливается функция слезного канала;
  • снимается и блокируется воспалительный процесс;
  • происходит санация выведения слезы;
  • локально ускоряется кровообращение;
  • снимается отек;
  • регулируются отток лимфы и водно-электролитный баланс;
  • воздействие на нервные окончания создает успокоительный и расслабляющий эффект.

Важно! С помощью массажа можно быстро нормализовать кислородный обмен, происходит прорыв слезной пробки.

Как проводится массаж

Массаж глазного канала у новорожденного Евгений Комаровский считает самым щадящим и действенным способом лечения для детей до одного года. Доктор считает, что его вполне хватает.

Читайте также:  Польза и вред перепелиных яиц

Как проводить массаж

Показаниями к массажу слезного канала у грудничков выступают:

  • отеки нижнего века ближе к переносице;
  • в области глаз появляются гной и слизь;
  • долгое слезотечение;
  • появление желатинозной пробки, которая затрудняет отток жидкости.

Рекомендации и условия проведения

При проведении массажа носослезного канала у новорожденных необходимо соблюдать следующие условия:

  • Массировать следует мягко, без сильного нажима. Костный скелет на носике новорожденного еще не сформирован, пазухи состоят из хрящей.
  • Необходимо постоянно следить за состоянием младенца.
  • Вытекающий гной не должен попасть во второй глаз или ушко.
  • Перед массажем глаза у новорожденного проверяется сила надавливания пальца.
  • Чем старше малыш, тем болезненнее процедура.
  • В случае, если через 2 недели симптомы дакриоцистита не исчезли, необходимо снова обратиться к офтальмологу.
  • Иногда требуется дополнительная антибиотикотерапия.

Подготовка

Особой подготовки не требуется. Перед процедурой малышу не нужно вводить никаких обезболивающих препаратов. Медицинского оборудования также не потребуется.

Манипуляция производится на приеме у окулиста. Изначально он показывает, как правильно делать массаж у новорожденных при дакриоцистите.

Дома мама перед процедурой должна коротко остричь ногти и хорошенько вымыть руки с антибактериальным мылом или средством. Затем руки нужно согреть. На пальцы наносят крем или масло – так проще проводить манипуляцию.

Самыми популярными маслами считают:

  • вазелиновое;
  • облепиховое;
  • календулы.

Необходимо подготовить антисептическое средство (хорошо зарекомендовал себя раствор Фурацилина), крепко заваренный чай или ромашковый отвар, ватный диск или косметический спонж.

Перед началом массажа глазки малыша промываются:

  1. Взять тампон и обмакнуть в антисептике;
  2. Провести им мягким движением от наружного угла к переносице;
  3. Для каждого глаза – отдельный спонж.

Техника

В домашних условиях проводить массаж можно только после обучения у специалиста. Все тонкости в технике проведения оговаривает и показывает офтальмолог. В схеме нет ничего сложного. Главное – все рекомендации окулиста должны быть соблюдены.

Пошаговая инструкция:

  1. Вымыть руки мылом.
  2. Палец смазывается кремом или маслом, много наносить не стоит – это может вызвать раздражение.
  3. Манипуляция проводится мизинцем, указательным или средним пальцем.
  4. Найти слезный канал – располагается между внутренним углом века и бровью. Палец необходимо поставить выше внутреннего уголка.
  5. Легонько надавливая от угла глаза по направлению к крылу носика, делать скользящие движения. Всего 10 повторений.
  6. Движения должна быть направлены на то, чтобы разорвать мембрану и прорвать пробку.
  7. Массирование завершается спиралевидными движениями в обратную сторону. Пальцы рисуют спираль и одновременно легонько надавливают на кожу.
  8. Кроху укладывают на бок и повторяют пункты с 5-го по 7-й.
  9. Повторять манипуляцию можно 5-7 раз в сутки.

Обратите внимание! В процессе процедуры выделяются слезы, гной. Их стоит убирать чистыми ватными дисками или спонжем.

Нельзя касаться слизистой оболочки и оказывать дополнительного давления. Завершить процедуру следует закапыванием специальных капель (обычно это Альбуцид).

Обратите внимание! Эффект массажа усиливается за счет гимнастики для глаз. После проведения манипуляции в помещении не должно быть слишком яркого освещения.

Когда проведенные мероприятия не помогают, специалисты рекомендуют провести зондирование или операцию.

Зондирование носослезного канала

Ограничения

На зрительные органы нельзя воздействовать, если у ребенка началось гнойное воспаление, а слезные мешки закупорились. Такая патология возникает только в случае запущенной стадии дакриоцистита или при неправильной схеме лечения. Массаж начинают делать спустя 2 недели после рождения малыша.

У многих деток желатинозная пробка рассасывается самостоятельно, а воспалительный процесс проходит. Если улучшений на 14-й день не наблюдается, то прописываются лекарства, и назначается массаж.

Какие еще противопоказания:

  • лихорадка;
  • высокое внутричерепное или внутриглазное давление;
  • грипп;
  • абсцесс;
  • флегмона;

  • водянка;
  • конъюнктивит;
  • врожденное косоглазие.

Профилактика

Как таковых профилактических мер для того, чтобы избежать развития дакриоцистита, нет. Заболевание предотвращается регулярным массажем глазной области – процедура откроет забитые слезные протоки. У многих детей они открываются к одному году, что помогает предотвратить сильный разрыв и инфицирование.

После проведения массажа необходимо регулярно посещать офтальмолога и отоларинголога. Нельзя допускать травм у малыша, которые могут задеть веки и лицевой скелет. Любые возникающие ЛОР-заболевания стоит тщательным образом лечить, не допуская осложнений.

Обратите внимание! Если лечение запустить, то это чревато возникновением флегмоны, тромбофлебитом орбитальных вен, тромбозом кавернозного синуса и даже воспалением мозговых оболочек.

Рекомендации Комаровского

Евгений Олегович советует не заниматься самолечением: ни в коем случае не капать в глаза малышу средства с антибиотиками. Все препараты и лечение подбирает лечащий врач.

Если антибиотикотерапия необходима, то следует предварительно сдать анализ на бактериальный посев. Так можно будет подобрать средство, действующее против бактерий конкретного вида. Частоту закапывания регулирует врач.

Если сильных нагноений нет, доктор рекомендует начинать с теплых компрессов на веки новорожденного. Результативность процедуры, как указывает врач, будет намного выше.

Обратите внимание! Медицинский бинт и вата не должны применяться при массаже – в них много мелких ворсинок, которые могут попасть в глаза и усилить раздражение и воспаление. Для проведения процедуры годны только ватные тампоны или спонжи.

При своевременном лечении забитого слезного канала, если еще не смогло открыться гноение, прогноз всегда положительный. Изначально следует делать компрессы на глазки, прибегать к консервативным методам терапии. Зрительный эффект будет очевиден уже спустя 2 месяца. Если его не наблюдается, то применению подлежат бужирование или хирургическое вмешательство.

Видео

Массаж слезного канала для новорожденных и грудничков

  • О патологии
  • Характеристика массажа
  • Подготовка
    • Массажиста
    • Ребенка
  • Техника проведения
  • Курс лечения
  • Советы и рекомендации
  • Противопоказания
  • Отзывы

Около 5% малышей от рождения страдают дакриоциститом – возрастной или приобретенной закупоркой носослезного канала и воспалением слезного мешка. Одним из наиболее эффективных способов лечения такой патологии является особый массаж. Как его делать и на что обратить при этом внимание, мы расскажем в этой статье.

О патологии

Слезный мешочек накапливает выделяющиеся слезы. Они нужны не только для того, чтобы малыш мог производить на родителей более сильное впечатление при капризах, но и для естественной дезинфекции и защиты органов зрения. В норме избытки слез отходят по носослезному каналу, который соединяет слезный мешочек и полость носа. Именно поэтому карапузы шмыгают носиком во время плача.

Если этот канал бывает слишком узок, слезная жидкость не может беспрепятственно отходить и покидать слезный мешочек. Глазки такого ребенка выглядят слезящимися, нездоровыми. Тем временем в слезном мешке из-за отсутствия дренажной возможности начинают размножаться бактерии. За счет этого происходит воспаление, нагноение.

У новорожденных дакриоцистит отличается от заболевания, которое может развиться у детей более старшего возраста. Он больше физиологический, поскольку у грудничков непроходимость канала связана с его врожденной узостью. Нередко он проходит самостоятельно, но задача родителей – все-таки помочь крохе.

У детей, которые уже не считаются новорожденными по возрасту, а относятся к разряду грудничков (детский возраст до года), непроходимость носослезного канала может развиться во время гриппа, острой респираторной вирусной инфекции. Иногда такие неприятные симптомы являются последствием длительного насморка любого происхождения, а также наличия полипов в носу.

Дети, которые падали и травмировали носик, тоже нередко страдают дакриоциститом, поскольку расположение перегородки у них может нарушиться. Запущенный дакриоцистит опасен развитием абсцесса или флегмоны, которые потребуют серьезного хирургического лечения.

Характеристика массажа

Мама и папа вместе с доктором, к которому они, конечно же, обратятся, должны исключить другое довольно похожее заболевание – конъюнктивит. Только после этого принимается решение о назначении лечения и массаже глаз как неотъемлемой составляющей этой терапии.

Массаж слезного канала является назначением первой очереди. Он считается самым щадящим и правильным способом лечения детского дакриоцистита. Порой такие манипуляции называют дакриомассажем.

Доктор Евгений Комаровский, к мнению которого прислушиваются миллионы мам и бабушек во всем мире, настоятельно рекомендует мамам освоить эту несложную процедуру, ведь в большинстве случаев, если домашнее лечение проводится правильно, удается полностью избежать хирургического вмешательства.

Данный вид массажного воздействия относится к группе лечебного массажа. Его делают в кабинете офтальмолога, там же маме покажут основные приемы, чтобы проводить сеансы дома самостоятельно.

Массажные сеансы, если они проведены правильно, позволяют восстановить проходимость слезного канальца, расширить его, обеспечить достаточный дренаж слезному мешку, в результате чего работа его восстанавливается, а воспаление исчезает.

Подготовка

Массажиста

Самое сложное в процессе подготовки – наверняка усвоить, где у ребенка находится слезный канал. Для этого родительнице желательно задать этот вопрос доктору, который с удовольствием покажет наглядно и научит определять его местоположение. Предварительно маме рекомендуется поискать его у себя, и только потом приступать к поискам на ребенке. Искомый объект находится между уголками глаз и переносицей с двух сторон и вполне отчетливо прощупывается указательными пальцами рук.

Маме, которая собирается проводить массаж грудничку при закупорке слезных канальцев, нужно отказаться от маникюра – ногти должны быть коротко подстрижены и отполированы, на них не должно быть заусенцев, остатки лака с них следует тщательно удалить. Не должно быть ранок, ожогов и порезов на указательных и средних пальцах. Руки массажиста в обязательном порядке должны быть чистыми, иначе ситуация с воспалением может заметно усугубиться. После мытья с детским гипоаллергенным мылом обработайте руки антисептиком без содержания спирта, например, «Мирамистином».

Не стоит забывать и о необходимости согреть руки перед массажем – они должны быть теплыми, прикосновения не должны причинять малышу неприятных ощущений и дискомфорта.

Таким образом, массажисту для процедуры понадобятся:

  • «Мирамистин»;
  • детское мыло и горячая вода;
  • чистое полотенце для рук;
  • набор для маникюра.

Ребенка

Перед тем как приступить к массажу, нужно очистить глазки младенца, освободить их от застоявшейся слезной жидкости и гноя при гноении. Для этого ватный диск смачивают в теплом отваре ромашки или слабом растворе фурацилина (1: 5000).

Осторожными движениями от внешнего края глаза к переносице мама вычищает глазки, веки от гноя и скопившихся слез. Важно каждый глазик обрабатывать отдельным диском и не допускать движений в обратном направлении – от внутреннего краешка глаза к внешнему. Оптимально на одно движение тратить один диск, чтобы исключить распространение инфекции.

Таким образом очищают оба глаза. После этого считается, что младенец готов к началу массажных манипуляций.

Список того, что понадобится для подготовки малыша, выглядит так:

  • ватные диски;
  • теплый раствор фурацилина (отвар ромашки) для прочищения;
  • емкость для грязных дисков.

После очищения глаз следите за тем, чтобы ребенок не трогал их ручками.

Техника проведения

Массаж проводится на ровной и твердой поверхности, желательно на высоте рук мамы, чтобы ей не пришлось слишком низко нагибаться. Для этих целей оптимально подходят пеленальный столик или обычный стол, на который предварительно следует постелить пеленку и клеенку. Обратите внимание на наличие достаточно освещения массажного места – лучше всего, чтобы это было большое количество дневного света. В сумерках столь точный массаж проводить опасно.

Все вышеперечисленные вещества и материалы нужно расположить недалеко, на расстоянии вытянутой руки, чтобы маме не было необходимости отвлекаться, отворачиваться, чтобы взять чистый диск или выбросить загрязненный. Ребенок за доли секунды может упасть со стола и получить тяжелую травму головы, позвоночника, конечностей.

После очищения глаз мама переходит к основной части дакриомассажа. Указательными пальцами рук мама нащупывает слезный мешочек между краешком глаза и переносицей с двух сторон. Легкими вибрирующими движениями мама слегка надавливает на слезный мешочек, чтобы обеспечить отхождение гнойных масс, если они имеются.

Палец массажиста располагается чуть выше слезного мешка и начинает скользить вниз, к переносице. Достаточно 8-10 движений сверху вниз с легким вибрирующим нажатием непосредственно на слезный мешочек. Последнее движение делается в обратном направлении – снизу вверх.

Между движениями нежелательно допускать паузы. Движения должны быть достаточно быстрыми. Если все провести правильно, проходимость слезного канальца улучшится, восстановится, а сам канал станет шире.

О правильности действий может говорить появление гноя уже после первых нескольких движений. Если это произошло, маме следует остановить выполнение приема, взять чистый диск, смочить в антисептике, которым проводилось предварительное очищение глаз, удалить гной. После этого можно продолжить массаж.

Аналогично массируется и второй глаз. Массаж не считается болезненным, но ребенок может беспокоиться во время манипуляций, это вполне естественно и вызывать сильного беспокойства у родителей не должно. Особенно сильным может стать беспокойство на финальной стадии сеанса, когда мама, завершив массаж, закапает малышу в глазки медикаментозные препараты, назначенные офтальмологом. Если есть гной, обычно назначают капли с антибиотиками, если гноя нет, используют антисептические капли.

После закапывания в рекомендованной дозировке нужно подушечками больших пальцев сделать короткий (не более нескольких круговых движений, легких и без давления) массаж века, чтобы препарат лучше распределился по глазному яблоку и попал к слезным железам и слезному мешочку.

После массажа мама должна тщательно вымыть руки и снова обработать их «Мирамистином», и только потом продолжить общение с малышом.

Курс лечения

Дакриоцистит лечится довольно долго. Но если мама не будет лениться, то результаты могут появиться уже через несколько дней. В день следует проводить массаж вышеуказанным способом не менее 5-7 раз. Общая продолжительность курса – обычно две недели, но она может быть уменьшена или увеличена лечащим доктором в зависимости от динамики патологии.

Если у ребенка рецидивы воспаления возвращаются даже после курса лечения, массаж может быть профилактическим, но в этом случае его рекомендуется проводить 1-2 раза в день при появлении первых признаков начинающегося рецидива или ежедневно.

Советы и рекомендации

Некоторые полезные советы помогут проводить массаж правильно и не допускать осложнений:

  • Не используйте для обработки глаз спиртосодержащие жидкости, не делайте компрессов на глазки – это усилит воспаление.
  • Избегайте использовать для обработки обычную вату, даже ее стерильный вариант, или бинт. Легко отделяющиеся волокна этих материалов могут попасть в глазки и усугубить воспалительный процесс.
  • Не назначайте ребенку капли и мази в глаза самостоятельно. Конкретное средство должно быть рекомендовано педиатром или окулистом, иначе массаж с последующим применением несанкционированного лекарства может лишь навредить карапузу.
  • Если глазки не гноятся, то по согласованию с вашим лечащим доктором можно после очищения и перед массажем делать теплые компрессы на непродолжительное время (важно, чтобы нагноения при этом действительно не было! ).
  • Завершать каждый сеанс массажа закапыванием капель или закладыванием мази вовсе не обязательно. Соблюдайте кратность, рекомендованную врачом. Если капли назначены три раза в день, а массаж делается 7 раз, закапывайте капли через сеанс.
  • Даже если болен только один глаз, назначенные капли закапывают в оба глазика. А вот массировать при этом можно только один глаз, пораженный дакриоциститом.

Противопоказания

Массаж, который достаточно эффективно позволяет устранить закупорку слезных канальцев, противопоказан ребенку, если у него обнаруживается водянка слезного мешка. Также такое воздействие категорически противопоказано на стадиях, когда рядовой по сути дакриоцистит уже перешел в осложненные формы и имеется флегмона слезного мешочка или абсцесс.

Понятно, что устанавливать наличие таких осложнений должны не родители, а доктор. И это еще один аргумент в пользу предварительной консультации со специалистом.

Дакриомассаж не всегда желателен при некоторых анатомических отклонениях в строении органов зрения малыша. Такие отклонения бывают обычно врожденными, и о противопоказании к массажу в данном случае обязательно предупредит врач.

Отзывы

Родители, которые лечили дакриоцистит у грудничка или новорожденного массажем слезного канала, утверждают, что процедура это безопасная и довольно эффективная. Правда, на нее бывает сложно решиться, но это только поначалу.

Массажное воздействие в домашних условиях мамы называют отличной альтернативой хирургическому зондированию слезного канала. Тем не менее, многие родители на тематических форумах, посвященных здоровью деток, описывают, что курс лечения был довольно мучительным как для мамы-массажиста, так и для ребенка. Маме бывает довольно трудно выбрать правильную траекторию движений пальцев, а дети могут кричать и нервничать во время массажа.

Опытные мамы рекомендуют представить себе, что пальцы рисуют перевернутую запятую, именно это и будет правильной траекторией, а сам массаж делать перед каждым кормлением. Манипуляции с глазками крохи после кормления приводят к крику и обильному срыгиванию.

Отзывов тех, кому массаж помог справиться с проблемой без зондирования, значительно больше, чем отзывов тех, кому массажные процедуры не помогли и пришлось прибегать к помощи хирурга. Но, тем не менее, негативные отзывы тоже есть. С ними маме, запланировавшей такой массаж, обязательно следует ознакомиться, чтобы быть готовой к любому варианту развития событий.

Многие мамы отмечают, что очень важно соблюдать технику массажа и гигиену, иначе ребенку очень легко навредить, занести инфекцию, ухудшить его состояние, травмировать глазки.

О том, как правильно делать массаж слезного канала, расскажет и покажет доктор Комаровский в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Ссылка на основную публикацию