Симптомы, причины и лечение гастрита у детей

Гастрит у детей

Гастрит – воспалительное заболевание, органом-мишенью которого выступает слизистая оболочка желудка. Диагностикой и лечением патологии занимается гастроэнтеролог.

О заболевании

Гастрит – одно из наиболее распространенных заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), которое встречается чаще у детей, начиная со школьного возраста. Болезнь характеризуется образованием очага воспаления в слизистой желудка. Так появляется характерная клиническая симптоматика, которая может быть спровоцирована как внешними, так и внутренними причинами.

Патология может протекать остро или хронически. Опасность заболевания заключается в нарушении функции пищеварения и возможном развитии серьезных осложнений, которые ухудшают качество жизни больного. При отсутствии лечения гастрит из детского возраста переходит во взрослую жизнь.

Симптомы гастрита

Патогенетической основой гастрита является воспаление слизистой оболочки желудка. Из-за этого развивается локальный отек с нарушением функции. Снижается секреция ферментов и ухудшается пищеварение. Параллельно возникает ряд характерных клинических признаков:

  • болевые ощущения в животе («под ложечкой»). Усиливаются, когда ребенок голоден, т.к. наблюдается дополнительная секреция желудочного сока, что раздражает слизистую оболочку;
  • ухудшение аппетита;
  • раздражительность;
  • формирование белого налета на языке;
  • отрыжка кислым или тухлым с неприятным запахом изо рта;
  • тошнота, рвота – эти симптомы характерны для тяжелого течения заболевания.

Из-за нарушения нормального процесса пищеварения и снижения аппетита ребенок начинает меньше есть. Наблюдается нехватка витаминов и минералов, что сопровождается вторичными симптомами – бледность кожи, ухудшение качества волос, ногтей. При длительном отсутствии адекватного питания ребенок начинает терять в весе, развивается анемия, снижается артериальное давление, увеличивается частота сердечных сокращений (ЧСС).

В случае присоединения бактериальной инфекции (флегмонозный гастрит) появляется высокая лихорадка (до 39-40 о С) с выраженным ухудшением состояния маленького пациента. Такие больные требуют немедленной госпитализации.

Причины гастрита

Наиболее распространенной причиной гастрита являются погрешности в питании. Употребление слишком острой, жирной, горячей, грубой пищи ведет к механическому и химическому раздражению слизистой оболочки желудка ребенка, что сопровождается возникновением типичных признаков болезни. Стоит отметить, что если такое нарушение диеты носит эпизодический характер, болезнь может не успеть развиться.

Кроме алиментарного (пищевого) аспекта, в этиологии гастрита важную роль играют патогенные микроорганизмы. Чаще всего причиной болезни выступают бактерии, которые проникают в желудок ребенка с некачественной едой (пищевое отравление). Похожий эффект возникает при употреблении агрессивных медикаментов, алкоголя или наркотических средств.

Важной эндогенной причиной гастрита у детей выступает бактерия Helicobacter Pylori. Возбудитель в норме обитает в пилорической части желудка, а при наличии соответствующих условий для своего размножения, поражает всю поверхность слизистой оболочки органа. Бактерия выделяет агрессивные токсины, которые раздражают внутренний слой желудка и провоцируют неадекватную секрецию соляной кислоты. Результатом такого явления выступает развитие гастрита.

Дополнительными провоцирующими факторами считаются:

  • наследственная предрасположенность;
  • нерегулярное употребление пищи;
  • употребление большого количества фаст-фуда, снеков (чипсы, сухарики), газированные напитки;
  • хронические заболевания других органов ЖКТ в стадии обострения (холецистит, панкреатит);
  • сезонное ослабление иммунной защиты;
  • бесконтрольное употребление медикаментов (жаропонижающие, антибиотики, гормональные средства).

Диагностика гастрита

«СМ-Доктор» – медицинский центр, гастроэнтерологи которого имеют многолетний успешный опыт раннего выявления и лечения гастритов любой этиологии у детей в возрасте от 0 до 18 лет. Собственная лаборатория и современное диагностическое оборудование гарантирует выявление первопричины воспаления в желудке в кратчайшие сроки.

Диагностику гастрита гастроэнтеролог начинает со сбора анамнеза заболевания и анализа жалоб пациента. После этого специалист пальпирует живот и проводит полноценное физикальное обследование. Для подтверждения окончательного диагноза врач назначает следующие вспомогательные тесты и процедуры:

  • фиброэзофагогастродуоденоскопия (ФЭГД) – эндоскопическая методика, которая позволяет визуально оценить состояние слизистой оболочки желудка и выявить зону повреждения;
  • рН-метрия – методика для оценки кислотности содержимого желудка;
  • общие клинические анализы (крови, мочи).

Для выявления наличия H. Pylori врач может назначить уреазный дыхательный тест или специализированное серологическое исследование крови (определяет концентрацию антител к соответствующему возбудителю). Положительные результаты этих тестов влияют на выбор метода лечения пациента.

Лечение гастрита

Гастрит – заболевание ЖКТ, ключевым аспектом лечения которого остается диета. Ребенок должен есть часто, но дробными порциями. Временно исключается жареная, жирная еда, копчености, острые приправы, маринады. Вся пища должна быть проварена или пропарена. Рекомендуется кормить ребенка пюреобразными блюдами для минимизации механического раздражения слизистой оболочки желудка.

Медикаментозная коррекция самочувствия малыша достигается с помощью следующих групп препаратов:

  • ингибиторы протонной помпы (Пантопразол, Омепразол), которые снижают кислотность;
  • обволакивающие препараты – Альмагель, Гевискон;
  • антибиотики (Метронидазол, Кларитромицин) используются при выявлении H. Pylori или других патогенных бактерий.

В случае развития серьезных осложнений (кровотечение, перфорация и другие) может потребоваться оперативное вмешательство. Профилактика гастрита любой этиологии предусматривает употребление хорошо термически обработанной пищи дробными порциями. Рекомендуется не злоупотреблять фаст-фудом. Но главное – регулярное полноценное питание. Гастрит часто еще называют «болезнью студентов» из-за постоянных перекусов всухомятку.

«СМ-Доктор» – передовой медицинский центр, который предоставляет полный пакет диагностических и терапевтических услуг пациентам с разными формами гастрита. Чем раньше ребенок начнет получать адекватное лечение, тем быстрее он вылечиться.

Как научить ребенка читать быстро и правильно: в домашних условиях

Многие родители считают, что если их ребенок плохо читает, то успеха в учебе ему не достичь. Действительно, эта наука не всем детям дается с легкостью, и родители ломают голову, как помочь своим малышам хорошо овладеть чтением или даже научиться скорочтению.

На самом деле, проблема плохой техники чтения относится не только к детям, но и ко взрослым. В младшей школе, когда ребенка учат читать, и потом, регулярно контролируют технику чтения, родители могут отслеживать, как продвигаются результаты. В средней и старшей школе контролем техники чтения уже никто не занимается. И когда ребенок решает поступать в ВУЗ, оказывается, что обрабатывать большие объемы информации он просто не в состоянии.

Скорочтение – это умение читать про себя несколько тысяч слов за минуту, понимая прочитанный материал и запоминая его. Необходимость в таких навыках возникает, как правило, уже у взрослых людей, но и детям она может очень пригодиться. Эффективные упражнения, которые развивают память, внимание и расширяют угол зрения, позволяют осилить науку скорочтения взрослым людям уже за 10-12 занятий, а детям – за 20-25.

С какого возраста вообще нужно начинать обучение чтению

Иногда родители считают, что обучать ребенка чтению необходимо как можно раньше. Чуть ли не с года, а то и с 6 месяцев, они показывают своим детям напечатанные на бумаге крупными буквами различные слова и проговаривают их вслух. Родители считают, что у ребенка сработает комбинация зрительной слуховой памяти, и он запомнит «выученные» слова. Однако большинство специалистов доказывают, что оптимальный период для начала обучения приходится на 5-6 лет. До этого времени и нервная система ребенка и другие мозговые структуры, которые будут участвовать в процессе чтения, еще недостаточно сформированы и готовы к пониманию и овладению грамотой.

Раннее обучение чтению, к сожалению, не означает, что ребенок станет вундеркиндом или 100% будет отличником в школе. Другими словами, положительного эффекта на дальнейшую успеваемость ребенка он не даст, и даже может навредить. Времени на обучение, как и усилий, будет затрачено больше, а результат будет таким, каким он должен быть, не зависимо от того, как рано ребенок освоил азбуку.

Немаловажным фактором является и состояние звукового анализа, звукового восприятия. Ребенок должен уметь выделать звуки речи на слух. С самого начала обучения родители должны делать акцент на то, что при чтении мы пользуемся звуками (а не буквами), что они бывают разными, и ребенок должен чувствовать разницу между ними. Следует учить его делить слово на слоги. Все это необходимо для того, чтобы грамотно овладеть чтением и потом учиться читать быстро и правильно.

Для чего обучаться скорочтению

В наше время люди сталкиваются с таким объемом информации, что «переварить» ее едва ли под силу каждому. В среднем взрослый человек может читать около 300 знаков в минуту. Это очень мало и именно поэтому появляются различные методики, обучающие скоростному чтению литературы.

Если начать освоение этих методик еще в детском возрасте, то можно достаточно хорошо развить память и внимание, что окажет положительное влияние на успеваемость в школе и ВУЗе.

Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков. Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых.

Тема скорочтения является достаточно актуальной среди тех, кто заботится о своем интеллектуальном развитии. Аналитическое чтение с высоким качеством усвоенного материала и с минимальными затратами и усилиями, к сожалению, в нашей стране не получило большой популярности. Между тем, существуют специальные курсы методики, которые позволяют осилить науку скорочтения как взрослым, так и детям.

Прежде чем гововить о методике скорочтения, следует понимать, что данный навык напрямую связан с такими сложными психическими процессами, как внимание, память, мышление и эмоции. Механизмы этих процессов человеком, к сожалению, до конца не изучены, но можно сравнить человеческий мозг с компьютерными программами.

Существуют такие программы, которые человек нарабатывает в течение всей жизни, это условные рефлексы и стереотипы.

Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и в способности логически мыслить, воспринимать различную информацию, развивать память и внимание, уметь концентрироваться на главном. Все это даст хорошее подспорье при освоении новых профессий в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.

Методики обучения быстрому чтению

Все методики освоения скорочтения имеют физические границы применения их на практике. Все они имеют возрастные различия: одни направлены на развитие детей 5-8 лет, другие больше подойдут подросткам, третьи – вообще разработаны для совершенствования умения быстро читать родителей.

Все техники и методики включают в себя комплексы упражнений, направленных на улучшение памяти, внимания, концентрации, развитие слуховой, зрительной памяти, развитие логического мышления, повышения уровня интеллекта ребенка и прочее.

Представленные далее упражнения помогут ребенку не просто научиться быстро читать, но и запоминать, понимать прочитанное, развить в себе умение быстро переключаться с одного вида мозговой деятельности на другой, развивать смысловую, слуховую, зрительную, образную виды памяти и много другое.

Упражнения для развития быстроты чтения

Все упражнения для развития скорочтения направлены на тренировку памяти, внимания, ритма и расширения поля зрения. Трудности, из-за которых дети медленно читают, существуют и у взрослых.

  1. Упражнения для подавления внешней артикуляции.
    На скорость чтения вслух должна отличаться от скорости чтения «про себя». Но у многих детей и те, и другие результаты, как правило, одинаковы. Это происходит из-за того, что во время чтения «про себя» они мысленно проговаривают слова.
    При выполнении упражнения для подавления внешней артикуляции ребенку рекомендуют читать, держа в зубах карандаш. При выполнении второго упражнения ребенок прикладывает к губам палец и читает, стараясь не шевелить губами. Через 3-5 минут палец убирается. Если ребенок сам или родители замечают, что губы снова начинают шевелиться, нужно снова приложить палец к губам.
  2. Упражнения для подавления внутренней артикуляции.
    Они рекомендованы подросткам, которые при чтении проговаривают слова мысленно:

  • Чтение плюс счет. Выполняя это упражнение нужно читать и мысленно считать «про себя». В начале, конечно, ребенок не сможет запоминать то, о чем он прочитал, и это абсолютно нормальная реакция мозга. Но со временем его внимание и память смогут разграничивать чтение и счет. Занимаясь над повышением техники чтения необходимо все упражнения доводить до автоматизма. Мгновенного результата не получится, заниматься следует систематически.
  • Чтение плюс пение. Принцип выполнения такого упражнения аналогичен предыдущему: при чтении нужно стараться мысленно пропевать какую-то песню или читать стих. Если делать это сложно, можно читая, напевать какой-то мотив вслух. Это также способствует подавлению внутренней артикуляции.
  • Чтение плюс стук. Так как речь очень ритмична, при чтении необходимо выстукивать аритмичный рисунок. Выполняя упражнение важно не сбиваться с ритма. Лучше всего, начиная заниматься по предложенным упражнениям, взять интересную книгу с увлекательным сюжетом. Тогда при чтении стук уйдет на второй план. Упражнение тренирует внимание, умение переключаться с одной информации на другую и выполнение одновременно несколько действий.
  • Упражнение для тренировки чтения вслух – «буксир». Упражнение выполняется вместе с одним из родителей. Темп и ритм чтению задает родитель и требует от ребенка не отставать от него. Сам процесс чтения напоминает внешне чтение хором с хорошим темпом.
  • Ищем лишнее. Это упражнение направлено на поиск необходимых букв в тексте, без его прочтения. Продвигаясь от слова к слову, необходимо зачеркивать, подчеркивать или еще как-то выделять определенные буквы, причем делать это нужно с достаточной скоростью.
    Выполняя упражнение, ребенок тренирует память, держа в уме информацию, какую букву и как нужно отметить в тексте, т.е. он учится концентрироваться на определенной информации. На начальных этапах, можно совсем отказаться от выполнения упражнения на скорость, чтобы ребенок концентрировался только на качестве результата, и усложнять требования постепенно.
  • Ищем нужное. Выполняя это упражнение, необходимо бегло просматривать текст и искать нужное слово, выделяя его каким-либо образом (подчеркивание, зачеркивание и прочее).
  • Упражнениедля расширения поля зрения. Берется числовая таблица с 15-ю ячейками и с числами от 1 до 20 (т.е. 5 из них пропущено).
    Выполняя упражнение, ребенок должен быстро определить каких именно чисел в таблице не хватает. Постепенно число ячеек можно увеличивать. Упражнение также тренирует внимание и память, так как ребенку нужно не только удерживать перед глазами таблицу, но и помнить, какие цифры он уже нашел, а какие еще нужно найти.
  • Анаграммы. Это игровое упражнение, в котором в ячейках таблицы зашифрованы слова, т.е. буквы переставлены местами. Оно тренирует быстроту восприятия, скорость мышления и развитие логики.
  • Существуют упражнения, которые позволяют увеличить технику чтения до феноменальных результатов.

    Цель чтения также бывает разной. Если нужно бегло просмотреть текст, чтобы выбрать книгу с более подходящей, насыщенной для чего-то информацией, то можно развивать скорочтение и с помощью других упражнений. Забегая наперед, следует отметить, что они больше подойдут подросткам, которые, например, готовятся к экзаменам и хотят выучить большее количество информации за меньшее время.

    • Упражнение «Шторки», основано на методе предугадывание, предвосхищения событий. Из листа формата А5 (по формату книги), нужно вырезать большой усеченный треугольник. Этот лист наложить на печатную страницу так, чтобы края строчек были закрыты, и попытаться прочитать ее так, насколько позволяет получившийся трафарет. Затем нужно попробовать пересказать прочитанное, чтобы оценить, насколько получилось уловить смысл прочитанного, ну а в конце, сравнить с оригиналом. Такое упражнение позволит тренировать внимание, память, логику и мышление.
    • Упражнение для подростков «Чтение на горизонтали». Здесь необходимо уходить от чтения по словам, а стараться воспринимать по 2-3 слова одновременно. Для этого берется текст и простым карандашом по нему прочерчиваются вертикальные линии, которые делят текст на 2-3 части. Читать текст нужно фрагментами, пытаясь понять одновременно смысл нескольких слов.
    • Упражнение для подростков «Чтение на вертикали». Выполняется аналогично предыдущему, с отличием того, что линии нужно проводить горизонтальные. Цель этого упражнения заключается в том, чтобы подросток учился воспринимать всю строчку целиком, не водя глазами вправо и влево.

    Для достижения лучших результатов необходимо ежедневно тренироваться и учить как можно больше стихов и скороговорок.

    Вместо заключения

    Чтобы помочь ребенку в изучении школьного материала. Необходимо развивать в нем навыки скорочтения. Для этого необходимо взять на заметку все вышеперечисленные упражнения и старательно их выполнять с ребенком. Ведь этот метод дает возможность не только экономить время при чтении, но эффективно усваивать информацию.

    Как правильно и быстро научить ребенка читать

    Ребенку 5 лет. Как научить читать по слогам

    • Когда учить ребенка читать?
    • Учим различать звуки в словах
    • Учим ребенка делить слова на слоги
    • Как выучить с ребенком буквы
    • Как научить ребенка читать по слогам
    • Читаем предложениями
    • 7 советов тем, кто учит ребенка читать
    Читайте также:  Ребенок не берет грудь

    Почти все дети сегодня идут в первый класс, уже умея читать. И научить читать ребенка 5 или 6 лет родители считают чуть ли не обязательным. Кто-то полагается на занятия в детском саду или на “развивалках”, кто-то — на подготовку к школе. А как научить ребенка читать в домашних условиях? Надо ли учить читать по слогам? Как это сделать правильно и быстро? Об особенностях обучения чтению дошкольников – в статье от Центра начального образования ГК “Просвещение”.

    Когда учить ребенка читать?

    Когда начинать? Один ребенок уже в три года знает весь алфавит, а другой только к пяти годам начинает проявлять интерес к книгам. Дело не в возрасте, а в готовности ребенка к освоению грамоты. Основные показатели такой готовности:

    • ребенок говорит отдельными предложениями;
    • внятно произносит большинство звуков;
    • может последовательно рассказать, как он провел день в детском саду или в гостях у бабушки;
    • ориентируется в пространстве, знает понятия “влево”, “вправо”, “вверх”, “вниз”;
    • удерживает внимание, может заниматься одним делом (рисовать, лепить, собирать конструктор и др.) 10–15 минут.

    Обучение ребенка чтению следует начинать не с букв, а со звуков. Именно звуки он слышит с рождения, а буквы — это средство записи звуков. Научившись различать звуки в произносимых словах, сливать звуки в слоги, делить слова на слоги, ребенок легко овладеет чтением.

    Учим различать звуки в словах

    Обучение чтению дошкольников начинается с того, что мы учим ребенка различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие. Гласные не встречают на своем пути преград, они образуются только голосом, их можно пропеть, протянуть. Понаблюдайте, как ведут себя зубы и губы при произнесении звука. Если ставят преграду, это согласный.

    Чтобы услышать ударный звук в слове, его нужно произнести с удивлением или вопросительно либо “позвать” этим словом: барабан! зонтик? кошка!

    Особенность восприятия ребенка 4–5 лет в том, что ему все нужно потрогать, разобрать и сложить заново, чтобы понять. Этого же принципа следует придерживаться и при изучении звуков.

    Разбирайте с ребенком слова на звуки буквально. Пусть гласными звуками будут красные, а согласными — синие кубики (без надписей). Стройте из них домики для слов. Произнесите слово “сок” сами, затем пусть произнесет его ребенок. Послушайте звуки, понаблюдайте, как ведут себя губы, зубы, в какой момент они смыкаются.

    Произнесите первый звук — гласный он или согласный? Выложите первый кубик. Произнесите второй звук — гласный он или согласный? Выложите второй кубик и “прочтите” схему. Все ли звуки “выстроились”? Произнесите третий звук и достройте схему. “Прочтите” схему, проверьте, все ли звуки на месте? При составлении схемы слов, состоящих из двух слогов, обозначьте ударение. Дальше добавляем обозначение твердых и мягких звуков.

    При изучении звуков учитывайте особенность русского языка: написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому предлагайте сначала такие слова, в которых каждый звук стоит в сильной позиции, т.е. хорошо слышится при произнесении. Для гласных это позиция под ударением, гласный “у” всегда хорошо слышен. Подойдут односложные слова (в один слог) с непарным согласным на конце или двусложные (в два слога) с гласным “у” без ударения или с “ы” в конце слова. Например, односложные: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двусложные: лисы, музей, парус и др.

    Освоив раскладывание таких слов на слоги, можно переходить к двусложным и трехсложным словам, написание которых совпадает с произношением, например: пила, нос, кот, жираф, кошка, бабушка, салют и др. В слове “нос” на конце слышим звук “с” и пишем букву “с”, в отличие от слова “дуб”, при произнесении которого слышим звук “п”, но пишем букву “б”.

    Только позже можно предлагать слова, написание и произношение которых не совпадает: мороз, семья, дуб, вода, леса.

    Учим ребенка делить слова на слоги

    Прежде чем ребенок начнет осваивать грамоту, научите его делить слова на слоги. Произносите слова, отхлопывая количество слогов. В русском языке в слове столько слогов, сколько гласных: са-мо-лет, ка-ран-даш — 3 гласных, 3 слога; у-жи — 2 гласных, 2 слога; спорт — 1 гласный, 1 слог, 1 хлопок.

    Поиграйте в “Закончи слово”. Вы кидаете ребенку мяч, называя первый слог слова, например, “ма”. Ребенок возвращает мяч, назвав окончание, например, “ша”. Произнесите слово полностью: Ма-ша. Загадывайте окончания слов, меняйтесь с ребенком местами.

    Как выучить с ребенком буквы

    После того как ребенок научился различать звуки, из которых состоят слова, переходим от звуков к буквам.

    Как правило, с изучением алфавита сложностей не возникает. Дети охотно запоминают буквы, вспоминают их название. Можно использовать буквы-магниты, буквы-наклейки, буквы, изготовленные из различных материалов — шершавые, гладкие, мягкие. Разместите их на специальной доске, планшете, выделите пространство на стене детской, на холодильнике, на шкафах.

    Собирайте копилку для каждой буквы: это могут быть предметы, название которых начинается на эту букву. Переберите игрушки, наверняка найдутся подходящие предметы: “А” — ангелочек, апельсин, “Я” — яблоко, “К” — кубик, карандаш, “Б” — бульдозер, банан. Отхлопывайте слоги, произнося слова. Предлагайте ребенку предметы и вместе обсуждайте, будет ли эта буква с ним “дружить”. Самому ребенку подобрать нужное слово еще сложно, но проявленную инициативу обязательно поддержите, помня о принципе: делать вместе, но не вместо.

    Рассмотрите букву. На что она похожа? Из каких деталей состоит? Пофантазируйте с ребенком вместе: “В” похожа на очки, “Е” на щетку. На что похожа буква “М”? Рассмотрите рисунки, на которых “спрятались” буквы. Складывайте буквы из крупы, пуговиц, лепите из пластилина, глины, рисуйте разными цветами. Задача — научить ребенка распознавать графический облик букв, соотносить со звуком, который они обозначают.

    Изучать буквы в алфавитном порядке не рекомендуют. В настоящее время сложилось две основных принципа изучения алфавита.

    Частотный (В.Г. Горецкий). Сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных.

    Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин). Звуки изучаются парами, в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные “А” — “Я”, “О” — “Е”, парные согласные: “С” — “З”, “Д” — “Т” и т.д.

    Как научить ребенка читать по слогам

    Какой бы последовательности вы ни придерживались, знакомя ребенка с гласными буквами, расскажите, что эти буквы не только обозначают гласный звук, но и подсказывают, как читать согласный, стоящий перед ними.

    Изучив несколько букв, например, “А”, “И”, “О”, “Е”, “М”, “Н”, “Л”, “С”, “К”, пробуйте прочитывать слоги и короткие слова. Прежде чем прочитать слог, посмотрите на букву, обозначающую гласный. Какую работу она выполняет: смягчает согласный или указывает на его твердость?

    Сравните согласные звуки в словах “КОТ” и “КИТ”. Какой звук обозначает буква “К” в том и другом слове? Какая буква подсказывает, что “К” произносится мягко? Рассуждайте вместе с ребенком: в слове “КОТ” буква “О” обозначает гласный звук “О”, он не смягчает согласный, поэтому произносим твердый звук “К”. В слове “КИТ” буква “И” указывает на мягкость, произносим звук “К” мягко.

    При прочтении слов ориентируйте ребенка на гласный. Гласные, обозначающие мягкость предшествующего согласного: “Я”, “Е”, “Ё”, “Ю”, “И”. Дальше предложите слова с буквой “Ь” в конце слова, он тоже указывает на мягкость, но сам не произносится: КОНЬ, ЛОСЬ, ГУСЬ. Освоив принцип слияния согласного с гласным, способы обозначения мягкости на письме, ребенок сможет прочитать любое слово, зная, какой звук обозначает та или иная буква.

    Принцип усложнения слов для чтения тот же, что и при изучении звуков: от односложных слов с четко слышимыми звуками — к словам, написание которых совпадает со звучанием, и словам, написание и звучание которых не совпадает.

    Задержитесь на этом этапе. Не спешите переходить к чтению предложений и текста. Поиграйте со словами. Собирайте слова из карточек со слогами, находите “лишние” слова по разным основаниям, например, самое короткое/длинное, по количеству слогов, по значению — СТОЛ, ЛОЖКА, КРОВАТЬ и т.д. Предлагайте слова, которые отличаются одним звуком: ЛУК — ЛЮК, ударением: ЗÁМОК — ЗАМÓК, находите в слове спрятавшиеся слова: НОСоРОГ, пеСОК, буЛАВКА и подобные. Читайте словесные горки: первое слово состоит из двух букв, второе из трех и так далее. Такие игровые задания помогут закрепить навык слогового чтения и подготовят к чтению сложных и новых слов.

    Читаем предложениями

    Освоив чтение слов, переходите к предложениям, а затем к небольшим текстам. Есть специальные издания для начинающих читать детей. Важно, чтобы чтение доставляло удовольствие ребенку, было сложным, но выполнимым.

    Какие трудности чаще всего возникают на этом этапе?

    Звукослияние. Если ребенок произносит каждый звук по отдельности, но слитно произнести не получается, нарисуйте дорожку, по краям напишите две буквы слога. Поставьте пальчик ребенка на первый звук, тяните его, пока “бежите” по дорожке до второго. Протяните вместе с ребенком звуки, покажите, как они сливаются в слово.

    Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Чтобы не сформировать привычку несколько раз прочитывать и проговаривать слово, внимательно наблюдайте, как читает ребенок. Не торопитесь переходить от слогового чтения к чтению словами, иначе ребенок привыкнет сначала читать про себя по слогам, а затем вслух прочитывать целым словом.

    Антиципация. Так называется смысловая догадка, умение предполагать логику текста. Очень полезное умение, но на первых этапах обучения чтению приводит к ошибкам. Ребенок, торопясь прочитать слово и получить одобрение, “опускает” окончания, прочитав только первый слог, “додумывает” слово. Чтобы преодолеть такие ошибки, предложите игры со словами, например, почитать “тарабарские” стихи — набор рифмующихся сочетаний звуков. И вновь не “подгоняйте” ребенка в овладении навыком чтения. Это длительный и сложный процесс.

    Старайтесь сразу ориентировать ребенка на осмысленное чтение. Перед чтением рассмотрите иллюстрации, прочитайте заголовок, предположите, о чем этот текст, задайте вопросы. Во время чтения задавайте уточняющие вопросы на понимание уже прочитанного, проясняйте значение новых слов. После прочтения обсудите, о ком прочитали, что он/она делают. Нарисуйте, разыграйте прочитанные истории.

    Для преодоления медленного чтения развивайте у ребенка память, внимание. Играйте со словами и в слова, расширяйте словарный запас. Успешность обучения чтению определяется развитостью мышления, памяти и речи, сформированной мотивацией.

    Как научить ребенка читать бегло?

    Когда малыш впервые переступает порог школы, он думает об увлекательных приключениях, которые ждут его впереди. Однако многие родители в этот момент с горечью осознают, что беззаботное детство их чада закончилось, а теперь им вместе придется до ночи корпеть над домашними заданиями и книгами, чтобы своевременно выполнить все задания учителя.

    Пессимистические мысли еще никому не помогали! Задайтесь вопросом «как научить ребенка читать бегло», вооружитесь советами опытных педагогов и вместе со своей крохой покорите новые вершины!

    Причины медленного чтения

    Успешнее и лучше читающего малыша только ребенок, который проглатывает напечатанные слова быстро и осмысленно. Однако без правильных и регулярных тренировок малышу никак не удастся успевать на уроках.

    Существует много причин медленного чтения. Перечислим самые распространенные из них:

    • Отсутствие усидчивости – проблемы с концентрацией внимания мешают тому, чтобы в ребенке проснулся интерес к чтению.
    • Низкий уровень оперативной памяти – малыш берется за рассказ, но уже через 5 минут не может даже назвать имена главных героев.
    • Возложение ответственности за формирование у ребенка навыка чтения только на учителя – читая и рассказывая детям новую информацию на уроке литературы, учитель просто физически не может уделить время и внимание каждому малышу.
    • Ограниченный словарный запас – ученик не понимает смысла прочитанного, поэтому не получает удовольствия от времяпровождения с книгой.
    • Недостаточная практика – в ребенке не просыпается желание взяться за книгу, чтению он уделяет время только при выполнении домашнего задания.
    • Неразвитость артикуляционного аппарата – проблемы с произношением могут быть причиной неудачи в соблюдении норм техники чтения.
    • Наличие нейрологического нарушения (дислексии) – трудностей с распознаванием букв и слов. Чтобы такому ребенку чтение давалось наравне со сверстниками, ему придется прилагать больше усилий и заручиться поддержкой родителей и опытного специалиста.

    Обучение и скорочтение: типичные ошибки взрослых

    Всем заботливым родителям хочется, чтобы их чадо опережало сверстников в развитии или хотя бы соответствовало нормам. Иногда взрослые самостоятельно берутся за обучение чтению, чем допускают маленькие, но серьезные ошибки, которые только отодвигают детей назад.

    Типичные ошибки взрослых:

    • Обучение малышей названию, а не произношению буквы. Если ребенок будет говорить «мэ» вместо звука «м», то ему будет сложно читать даже простые слова.
    • Перечисление букв вместо прочтения слогов. Иногда родители рано начинают радоваться успехам своих детей. Они не замечают, как их чадо просто перечисляет буквы вместо соединения их в слоги. Так, между произношением «м, а, м, а» и «ма-ма» есть существенная разница, которую нужно вовремя заметить.
    • Неправильная установка. «Прочти этот текст – и потом будешь свободен», «если прочитаешь вот этот абзац – дам поиграть на телефоне» и подобные выражения снижают у ребенка интерес к чтению.
    • Чрезмерно длительные занятия. Редкие и долгие уроки утомят и ребенка, и взрослого. Лучше часто читать краткие тексты, чем подолгу страдать над одним текстом раз в 1-2 недели.
    • Угрозы и требования. «Тебе уже 7 лет, ты должен это знать», «а твоя подруга Маша уже прочитала этот текст» – это фразы, которые формируют у малыша комплекс неполноценности. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Никогда не забывайте об этом!

    Первые попытки сформировать у ребенка навыки чтения не всегда бывают успешными, но, читая о типичных ошибках взрослых, родитель научится обходить опасности.

    Пять принципов быстрого чтения

    Долгое просиживание за учебниками раздражает и малышей, и родителей. Взрослым кажется, что ребенок просто оттягивает момент и пытается увильнуть от выполнения задания. Школьник уверен: родители требуют от него невозможного. В этой ситуации нужно не только восстановить взаимопонимание, но и найти способ эффективного выполнения заданий.

    Быстро проглатывать книжные страницы и превратить чтение в увлекательное занятие позволит овладение следующими пятью принципами:

    • Концентрация внимания. Сложно не заметить одну важную деталь: с интересной книгой ребенок справляется гораздо лучше и быстрее, чем со скучным учебником. Игра «Концентрация» позволит тренировать внимание малыша, чтобы он не отвлекался во время выполнения домашних заданий.
    • Подавление привычки проговаривать текст. Молчаливое чтение помогает быстрее справляться с книжными страницами.
    • Совершенствование способности держать несколько абзацев перед глазами. Научите малыша понимать структуру текста и читать его «по диагонали» – и ваш ребенок будет не только быстро проглатывать книжные страницы, но и успешно справляться с игровыми видами спорта, в которых нужен «зоркий глаз».
    • Управление информацией. Объясните малышу, что ему не нужно запоминать весь текст, слово в слово. Поиграйте с ним в детектива и разыщите полезную информацию во всем массиве напечатанных слов.
    • Развитие памяти. Скорочтение позволит вашему ребенку справляться с учебниками в 2-3 раза быстрее, чем его сверстники. Однако без способности запомнить прочитанное, навык будет бесполезным. Игры «Следопыт» или «Буквенный охват» помогут тренировать память, чтобы ребенку хорошо удавалось и чтение, и воспроизведение информации из текста.

    Введите эти принципы в ваш ежедневный рацион питания новыми знаниями – и выполнение домашних заданий больше не будет долгим и изнурительным процессом для школьника.

    Мотивация при обучении технике чтения

    Будем откровенными: у младшеклассника мало шансов по-настоящему влюбиться в чтение. Самые интересные книги ему пока «не по зубам» из-за их большого объема и обилия незнакомых слов. На этом этапе главная задача родителей – выработать у малыша тягу к новым знаниям и желание поскорее научиться читать.

    • Найдите для малыша интересную книгу с краткими текстами – оцените по достоинству роль сборника стихов и анекдотов, детских энциклопедий и комиксов.
    • Читайте ребенку вслух. Договоритесь, что малышу нужно проговорить одно-два предложения из напечатанного текста, а вы озвучите целую страницу.
    • Используйте внешнюю мотивацию.
    • Не давайте ребенку толстую книгу без картинок или с маленьким шрифтом. Лучше отдать предпочтение тексту, который оформлен красочными иллюстрациями или четко разделен на абзацы. Интересная литература позволит пробудить интерес к чтению и превратить его в желанный процесс.
    • Не считайте книгу наказанием – избегайте фразы «ну если тебе нечем заняться, сейчас будем читать» и ей подобных формулировок. Неправильная установка закрепит ребенка во мнении, что чтение – это долго, неприятно и неинтересно.
    • Не предлагайте сладости, компьютерные игры и другие конкретные награды. Иначе ребенок будет считать чтение противным делом, которое просто надо пережить, чтобы получить желаемое.
    • Не смотрите вместе со своим чадом фильм или мультфильм до знакомства с произведением.
    • Читайте сами, и с упоением пересказывайте новую информацию малышу. Ваш ребенок заразится вашим примером и тоже захочет провести время за книгой.
    Читайте также:  Самые молодые мамы в мире

    Чтобы возродить в ребенке интерес к чтению, нужно прилагать к этому регулярные усилия. Главная задача родителя – сделать так, чтобы малышу нравилось проводить время с книгой в руках. Не ругайте свое чадо, не сравнивайте его с одногодками и не превращайте занятия в наказание за какой-то проступок.

    Не вынуждайте читать детей, а стимулируйте их интерес к знаниям. Купите им красочную книгу, перескажите свою любимую сказку, пообещайте потом посмотреть фильм о любимых героях. Чтение должно быть не отчаянной попыткой привести в порядок домашнее задание. Превратите его в увлекательный процесс, к которому захочется возвращаться снова и снова.

    Как научить ребенка читать

    Многие школы уже в первом классе рады видеть в своих рядах детей, которые уже умеют читать. Но, как научить ребенка читать, если сам он пока не проявляет интереса к книгам? Да еще и не отбить при этом любовь к чтению… Такие вопросы часто встают перед родителями. Если ребенок не ходит в детский сад или на курсы подготовки к школе, не отчаивайтесь — научить ребенка читать можно самостоятельно. Мы собрали насколько способов, которые помогут вам это сделать, но для начала обсудим, как определить, что ребенок уже готов к обучению.

    Готов ли ребенок к обучению чтению

    Молодые родители стали в современном мире заложниками теории раннего развития. В три года коммерческие центры рекомендуют уметь читать, писать, защитить свою первую диссертацию… Не стоит торопить события. Психологи утверждают, что слишком раннее начало обучения может подавить в ребенке творческое начало. Малышам надо дать время, чтобы изучить окружающий мир, поэтому торопиться с обучением чтению не стоит.

    Вот, что говорит о своевременном развитии педагог Ася Штейн:

    Есть очень много всевозможных методик, которые преследуют разные цели. И есть очень разные дети. Мне кажется, речь должна идти не о раннем, а о своевременном развитии.

    Что значит своевременное? Это когда конкретный ребенок, а не какой-то среднестатистический, оговорённый стандартами, физически и психологически готов, дозрел до восприятия данного конкретного навыка или какой-то информации. Не так важно, чем при развитии этого навыка пользоваться — кубиками, карточками, рамочками, традиционными игрушками и традиционными азбуками. Важно, чтобы вокруг ребенка была развивающая среда, чтобы то, что он видит вокруг себя, чуть-чуть опережало будущие потребности.

    Например, возможно, скоро ребёнок дозреет до того, чтобы начать спрашивать про буквы. Но он станет про них спрашивать, если будет знать что это такое, понимать, например, что с их помощью читают книжки.

    Если этих букв или любого другого развивающего материала ребёнок видеть не будет, он просто не сможет начать осваивать какой-то навык тогда, когда будет к нему готов. То есть, я бы говорила не о каком-то стимулировании развития, а о создании активно развивающей среды…

    ..В норме дети начинают читать в возрасте от четырёх до девяти лет, в зависимости от типа восприятия, от особенностей личности, от уровня двигательной активности и еще от очень многих причин. Если у ребенка нет логопедических проблем, он все равно научится читать. Причем, научится именно тогда, когда будет к этому готов, даже если с ним специально не занимались.

    Опоздать или не опоздать – эти категории сюда не подходят.

    Когда начинать учить читать

    Как же определить, что ребенок уже готов учиться читать?

    • Ваш ребенок свободно говорит сложными предложениями и понимает то, что читаете ему вы. У него нет трудностей в понимании речи.
    • Ребенок хорошо различает звуки и не путает разные слова с похожим звучанием, например «род» и «рот».
    • У ребенка нет трудностей в выражении своих потребностей.
    • Ребенок различает «право» и «лево», «верх» и «низ». В противном случае вам будет сложно просить «прочитай мне верхнюю строчку» и «какая буква справа?».
    • В 5 или 6 лет нормально уметь читать простые слова большими буквами — МАМА, ПАПА, ДОМ, КОТ. Не надо начинать уроки чтения с романа-эпопеи «Война и мир».

    Если у ребенка пока есть проблемы с речью, лучше не торопиться учить его читать, а позаниматься с логопедом. Нет ничего постыдного в том, чтобы признать существующие трудности и помочь с ними справиться. Не стоит сравнивать ребенка с его сверстниками даже, если они с трех лет цитируют наизусть поэмы Некрасова. Сравнивать ребенка мысленно можно только с ним самим в прошлом. Вы увидите, что он растет и развивается в своем темпе. Ему трудно, но он старается!

    Как научить ребенка читать: популярные методики

    Кубики Зайцева

    Одна из самых известных методик — кубики Зайцева: это 52 кубика, благодаря которым процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.

    • В качестве приложения к кубика идут таблицы, на которых также есть слоги. Но их предлагается не читать, а пропевать.
    • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
    • По этой методике обучение чтению обычно проходит быстро и легко для ребенка, но, судя по отзывам, у нее есть и минусы — в школе у ребенка возникают трудности с разбором слова по составу, а при чтении дети могут «глотать окончания». Связано ли это с кубиками Зайцева напрямую — вопрос открытый.

    Метод Монтессори

    Метод Монтессори предпочитают сторонники раннего развития.

    • Дети сначала учатся писать, а потом уже называть букву или слог. И не просто писать, а выводить пальцем по песку или крупе, штриховать букву, обводить…
    • Придется заготовить много материала, вырезать буквы из бумаги, убирать крупу, что довольно энергозатратно для родителей. Зато весело для детей!

    Динамические кубики Чаплыгина

    • В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.
    • Плюсы методики в том, что в работу вовлечена мелкая моторика, которая тоже играет важную роль в развитии ребенка.

    «Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

    • В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.
    • По «Складушкам» часто учат совсем маленьких детей, их можно использовать с трех лет, но создатель методики не рекомендует торопить развитие ребенка, стоит ориентироваться на его готовность к обучению.
    • «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

    Карточки Домана

    Карточки Домана — одна из самых необычных методик. Ребенок учится читать не буквы и слоги, а все слово целиком.

    • Родители называют слово и 1-2 секунды показывают ребенку карточку с этим словом. Визуально ребенок его запоминает. Занимаются даже с совсем маленькими детьми. У теории Домана есть сторонники и противники. Обучение чтению проходит обычно быстро, но часто дети не знают отдельные буквы, а читают действительно — целыми словами. Незнакомые слова прочитать им трудно.
    • Глен Доман выступал против «проверок», запомнил ли ребенок увиденное и считал, что это снизит у детей интерес к обучению.

    Простые правила успешного обучения

    • Начните с малого и учите ребенка читать в игровой форме. На детской площадке можно показывать буквы, нарисованные палочкой на песке, дома — пальчиком ребенка с помощью специальных «пальчиковых» красок можно выводить буквы его ручкой.
    • Замечательно, если ребенок видит родителей с книгой (непонятно, зачем учиться тому, что не любят сами взрослые. Тем более, самые значимые взрослые — родители). Очень помогает традиция семейного вечернего чтения. Рано или поздно ребенку самому станет интересно, как научиться читать.
    • Начинайте уроки чтения с простых слов, где повторяются слоги: ма — ма, па — па, дя — дя.
    • Азбуки и Буквари — это очень сложный путь, они, скорее, научат ребенка буквам и звукам, чем чтению. Авторские буквари в этом смысле полезнее классических. Многие учатся читать по книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой.
    • Обходитесь без насилия, не надо заставлять ребенка. Пытайтесь его заинтересовать.
    • Педагог и писатель Ирина Лукьянова напоминает: «Важно помнить, что у любого ребенка есть определенные периоды возрастного развития и у каждого такого периода — свои задачи, которые маленький человек в этот момент должен выполнить. Любые предлагаемые взрослыми задания должны согласовываться с задачами его ближайшего развития, помогать справиться с тем, что ему сейчас положено по возрасту. сли положено ребёнку по возрасту познавать материальную среду, значит, нужно вместе с ним осваивать мир на ощупь: копаться в песке, плюхаться в воде, осваивать текстуры и фактуры, перебирать крупу, разбираться в соотношениях веса, тяжести, кусачести, выяснять, что может обжечь, что не может… Ребенок учится понимать свое место в предметном мире – значит, мы будем ему помогать и обеспечивать ему богатую впечатлениями и ощущениями среду».

    Как быстро и правильно научить ребенка читать: 11 эффективных советов

    Всестороннее развитие ребенка – мечта каждого родителя. В погоне за формированием интеллектуальных способностей малыша, его навыков и умений взрослые иногда прибегают к изнуряющим занятиям, отдавая дошкольника в разнообразные кружки, полностью занимая его досуг. Конечно, развивать ребенка надо. Но переусердствовать не обязательно – не стоит лишать ребенка детства. Но все же некоторые умения крохе нужно прививать, например, те, которые помогут подготовить его к школе. Одним из главных и обязательных навыков на сегодняшний день считается чтение. Но как быстро и правильно научить ребенка читать и при этом заинтересовать его новой деятельностью?

    А готов ли ребенок к чтению?

    Учить малыша читать нужно тогда, когда он к этому будет готов. Тогда вся информация будет восприниматься им легко, правильно и быстро. Использовать для этого можно разные методики. Так, научить чтению можно с помощью методов Тюленева или Домана, кубиков Зайцева или букв Марии Монтессори. Эти методики и приспособления помогут обучить малыша основам чтения в домашних условиях. Кроме того, взрослые могут записать ребенка в специальный кружок, где дошкольником будут заниматься опытные преподаватели, и ребенок с ними быстро научится читать, правильно выговаривая буквы и не путая слог. Но как понять, что кроха готов к обучению? Ведь заставить обучаться насильно его не получится – так мы рискуем навсегда отбить желание учить домашние задания.

    Ребенок готов освоить чтение, если он:

    • свободно разговаривает;
    • умеет быстро и правильно составлять предложения;
    • знает и понимает значения простых слов;
    • не имеет проблем с произношением;
    • имеет хороший слух;
    • знает базовые направления (вверх, вниз, влево, вправо);
    • легко определяет, где в слове находится звук – вначале, в середине или в конце.

    Педагоги и психологи советуют родителям следующее: чтобы научить ребенка хорошо читать, начинать занятия лучше с возраста в 5 лет. Ребенок в 5 лет прекрасно усваивает знаковые системы, хорошо улавливает и запоминает новую информацию и успешно использует ее в дальнейшем. Но обучить дошкольника чтению можно и в более раннем возрасте, если у него есть к этому способность.

    Могут ли занятия быть веселыми?

    Давно известно, что ребенок легче обучается, если заниматься с ним в игровой форме. Этот же принцип действует и для обучения навыкам чтения. Ребенка очень важно заинтересовать деятельностью, и тогда труды дадут желаемые результаты.

    Быстрый способ научить дошкольника читать – совсем не тот, о котором знает старшее поколение. Эта методика давно устарела, ведь в процессе приходится заставлять малыша заниматься по скучной схеме: кроха изо дня в день учится рисовать крючки и палочки, читает букварь. Согласитесь, это достаточно скучно. В будущем такие занятия быстро надоедают, интерес к учебе пропадает. Поэтому так важно заинтересовать дошкольника занятиями, чтобы каждый урок вызывал положительные эмоции и желание читать, писать, рассказывать и т.д.

    В процессе обучения важно задействовать и зрительный, и слуховой аппарат. Только так мозг ребенка будет воспринимать информацию в полной мере. Чтобы научить малыша читать, используйте игровой метод обучения: показывайте яркую наглядность (картинки, игрушки, предметы), четко проговаривайте название букв, рисуйте, лепите, выкладывайте буквы и слова из спичек, фасолин и т.д. Сделайте занятия по максимуму интересными, не скучными и легкими, и они запомнятся ребенку.

    Для первых занятий хватит 5-10 минут. Постепенно время уроков можно увеличивать, но они не должны длиться более получаса. В первую очередь разучите с ребенком буквы. Далее познакомьте дошкольника с таким понятием, как «слог». Когда малыш научиться составлять слог, обучить его чтению будет проще.

    Учим алфавит для детей: веселые обучающие игры и уроки — читайте тут.

    Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы, тут https://jliza.ru/razvitie-slovarnogo-zapasa-detej.html.

    11 правил эффективного обучения чтению

    Существует ли быстрый способ обучения чтению? Вопрос спорный. Все зависит от такого, насколько хорошо ребенок усваивает информацию. Но все же можно определить порядок правил, с помощью которых обучение пройдет эффективнее.

    1. Ребенка нельзя заставить – его нужно заинтересовать. Если вы попытаетесь заставить малыша обучаться чтению, вы получите абсолютно противоположный результат. Насильно привить любовь к литературе невозможно, а вот вызвать интерес вполне реально. Для этого можно пойти на такие хитрости: больше читайте ребенку интересные книги, раскладывайте их по дому, читайте сами в присутствии детей. Поскольку малыши всегда хотят быть похожими на своих родителей, ваш ребенок обязательно захочет, чтоб вы научили его читать тоже.
    2. Рациональней обучить сначала звуки, и лишь потом – буквы. Ребенок дошкольного возраста плохо понимает, чем отличаются звуки от букв и тем более для них непонятно то, что, например, звук «К» и буква «КА» – это одно и то же. Чтобы окончательно ребенок не запутался, сначала его обучают звукам.
    3. Слог в приоритете. Обучая малыша чтению, старайтесь научить его читать сразу слоги или целое слово – они усваиваются легче, чем отдельные буквы. Просите, чтобы ребенок в слове показал конкретную букву, из отдельных слогов составлял слова.
    4. «Повторенье – мать ученья». Эта поговорка актуальна всегда. К чтению она тоже имеет самое прямое отношение: всегда повторяйте пройденный материал. Так он запомнится лучше. Но так как любой ребенок против подобных проверок, будьте хитрее – проверяйте знания в игровой форме.
    5. Всегда начинайте с простого материала, постепенно усложняя его (сначала нужно научить выговаривать звуки, а затем читать слоги и слова).
    6. Начинайте с простых слов: сначала читайте слова с одинаковыми слогами (ма-ма, ба-ба), далее – слова по форме «слог+буква» (ма-к, ро-т, пе-с), знакомьте с простыми предложениями (мама мыла раму), а вот буквы «й», «ь» и «ъ» оставьте напоследок.
    7. Быстрый способ обучиться чтению – учиться везде, даже во время прогулки (можно читать рекламные щиты или искать на них знакомые буквы) или поездки.
    8. Играйте в игры, где необходимо знание букв, звуков и слогов.
    9. Чтобы научить ребенка читать, его нужно заинтересовать. Расскажите, зачем нужно уметь читать, мотивируйте кроху.
    10. Читайте с дошкольником вслух. Малыш должен слышать то, что он читает. Чтобы выработать у дошкольника быстрый темп чтения, пусть читает вслух на время. Для мотивации за каждый новый успех преподносите своему чаду небольшое поощрение.
    11. Регулярность занятий. Старайтесь ежедневно, хоть понемногу, читать с ребенком, даже если он уже отлично освоил этот навык.
    Читайте также:  Порок сердца - это смертельно на самом деле?

    Главное – относитесь к ребенку с пониманием и терпением. Будьте доброжелательны, улыбчивы, в меру настойчивы. Не стоит кричать и срываться на крохе, если у него что-то не получается. Лучше отвлекитесь от занятия, займите кроху интересной физкультминуткой. После короткого отдыха можно повторить попытку освоить сложный материал.

    Приступать к занятиям нужно в хорошем расположении духа, причем это касается как настроения взрослого, так и настроения малыша. Такие уроки не дадут желаемого результата, к тому же негативно отразятся на дальнейшем развитии крохи. Помните, что процесс обучения чтению – сложный и многогранный. Быстро усвоить все нюансы техники невозможно. Поэтому не торопите свое чадо – у каждого малыша вырабатывается собственный темп познания основ чтения.

    Обучение вашего ребёнка чтению

    «Стоит ли учить ребёнка читать до школы и как это сделать правильно?»- это одни из самых распространённых вопросов родителей. На сегодняшний день, во всем цивилизованном мире, специалисты в области детской педагогической психологией говорят, сходятся во мнение, что такое обучение весьма желательно. Но следует придерживаться основных правил, о которых мы сегодня и поговорим.

    Не секрет, что в последние годы наблюдается повышенное ускорение развития детей (акселерация). Зачастую, малыши, ещё не научившись говорить, с интуитивной лёгкостью ориентируются в родительских планшетах и смартфонах, запуская свои любимые мультики. Сегодня дети начинают раньше говорить, они более смышлёные и податливые к обучению, чем их родители в таком же возрасте.

    Часто интерес ребенка к гаджетам можно обратить на пользу. Например, выбрав качественное обучающее приложение, в котором ребенок сможет пройти все этапы обучения чтению от букв, слогов и слов до целых фраз в интерактивной форме и на основе четкой методики. Играя, дети учатся читать без скуки, а родителям не нужно думать, как мотивировать ребенка к занятиям.

    Школьная программа усложняется с каждым годом, сегодня первоклашки изучают больший объем предметов, чем ещё каких-то 15-20 лет назад. Неподготовленного малыша, с гибкой детской психикой, такой объем материала может привести к стрессу и нервному срыву. Это может выражаться различными симптомами: от психологических: беспокойства, тревоги, агрессии и до физических: снижение аппетита, вялость и даже энурез.

    Если с ребёнком не работать вне школы, то это может привести и к отказу от обучения, вследствие резкого спада интереса к постиганию новых знаний. Психика ребёнка не справляется с резко возросшим уровнем новой информации, ведь её нужно понять, усвоить и двигаться дальше. А «обучение» этот навык, который развивается только со временем.
    Именно поэтому, с ребёнком крайне важно заниматься до школы, приучать его не только к такому понятию как «занятия», но и помогать ему получать и усваивать новую информацию.

    Обучение чтению – один из таких базовых и крайне важных навыков. Способность вашего ребёнка быстро читать и усваивать прочитанное, является краеугольным навыком его дальнейшей успешности.

    Но как же научить ребёнка читать? И какой методики придерживаться- их ведь существуют десятки?

    Как ни парадоксально звучит, но основы для успешного обучения чтению, закладываются родителями еще в раннем детстве- во время игр. Именно во время игр у ребенка развивается чувство ритма, способность ориентироваться в пространстве и улавливать новые звуки. Это все будет нужно, когда мы начнём учиться читать по слогам. А до этого- танцы, догонялки, мяч, различные музыкальные инструменты, заучивание стишков и новых звуков – первый шаг к обучению чтения вашего чада.

    На прогулке слушайте окружающий мир, вслушивайтесь вместе с ребёнком в звуки, повторяйте их, объясняйте их источник происхождения. Такие игры очень развивают фонематический слух, который является ключевым в способности улавливать и различать новые слова и звуки. Когда ребёнок станет постарше, к 4-5 годам, просите его распознать и воспроизвести звук в конце слова или начале. Это тот этап, когда ребёнок начнёт понимать, что слова можно разбивать на звуки.

    Следующий этап – это соединение звуков в слоги и именно тут вы столкнётесь с множеством методик. Но все они делятся всего на несколько типов.

    На постсоветском пространстве преобладают:

    • Обучение чтению слогов: выучиваются слоги и читаются
    • Буквенное сложение: выучивают буквы и начинают их складывать в слоги
    • Звуко-буквенная методика Даниила Эльконина – обучение ребёнка распознавать звуки в словах и соотносить их с буквами. Это самая официально признанная и распространённая методика, именно этот способ применяется в школе, и все буквари построены на это данной системе.

    На западе также популярен и метод Гленна Домана- с раннего возраста ребёнку показывают карточки со словами, которые он запоминает целиком, путём многократных показов.

    Почему же метод Эльконина считается лучшим и получил официально признание и применяется в обучении уже около ста лет?

    Для ребёнка с самого детства свойственно воспринимать звуки и реагировать на них. Поэтому более естественным будет начинать учить звуки, а не целые слова или символы.

    Это также отвечает главному принципу не травмирующей, обучающей педагогики: обучение должно происходить от простого к сложному.

    При методе Домана ребёнок заучивает слова, как попугай, не анализируя их и не раскладывая. Вследствие этого возникает затруднение в понимании смысла текста или прочтении новых, не выученных ранее, слов.

    При слоговом обучении возникает чрезмерная нагрузка на психику ребёнка, поскольку он начинает сразу заучивать непонятные символы, которые сразу нужно соотнести со звуками.

    Какой способ дошкольного обучения чтению выбрать- решать только вам, мы ознакомили вас с плюсами и минусами основных направлений в детской педагогике.

    Но родители всегда должны помнить самую важную мысль: если ваш ребёнок продвигается в обучении медленнее, чем вам хотелось бы, то не стоит его торопить. Каждый ребёнок развивается по своему «расписанию», ему нужно оказывать поддержку, а не подталкивать и торопить. Ибо поспешными действиями и давлением можно очень сильно навредить детской психике и привить страх или нежелание к обучению на всю жизнь. И только при понимании этого из вашего ребёнка вырастет любознательный и грамотный человек.

    Учим ребёнка читать: обзор методик и прочие важные моменты

    Ещё несколько десятилетий назад многие малыши приходили в первый класс, что называется, «с чистого листа». Учитель обучал их чтению, письму, математике и прочим премудростям. Сегодня же взрослые стараются отправить ребёнка в школу уже подготовленным, умеющим читать, чтобы не разочаровать педагога, а также не ударить лицом в грязь перед другими родителями. И если одни мамы и папы надеются в этом деле на воспитателей детского сада, то другие с раннего возраста начинают сами опробовать на своём чаде различные методики.

    Плюсы и минусы домашнего обучения чтению будущих первоклассников

    Сегодня многие учителя заверяют, что необязательно до школы обучать ребёнка чтению («к февралю, когда традиционно отмечается праздник букваря, в первом классе будут читать все»). Однако дошкольное освоение этой «науки» всё же имеет свои плюсы:

    1. Малышу будет легче адаптироваться к школе. Это особенно важно, если ребёнок по натуре стеснительный, медлительный. Умение читать придаст ему уверенности в себе.
    2. Когда учитель будет проверять технику чтения, у ребёнка явно будет не худший результат.
    3. Лучше будет успеваемость и по другим предметам — ведь школьник сможет сам прочитать задание в учебнике, а не ждать, когда это сделает педагог или мама.
    4. Соответственно, домашние задания будут выполняться быстрее.

    У читающего ребёнка адаптация к школе проходит быстрее, ведь он чувствует себя более уверенно

    Между тем дошкольное обучение чтению может иметь и свои недостатки:

    1. Если родители проявляют излишнее рвение, ученику будет неинтересно на уроке (учитель читает с остальными детьми по слогам, а он уже умеет это делать бегло, поэтому сидит и скучает).
    2. На домашних занятиях родители часто не особо разграничивают понятия «буква» и «звук». Из-за этого в школе могут возникнуть проблемы. А как известно, переучивать ребёнка всегда сложнее, чем обучать чему-то с нуля.

    Если к школе малыш умеет очень хорошо читать, ему может быть попросту скучно на уроке

    В каком возрасте правильно начинать обучение чтению

    Некоторые родители полагают, что учить малыша читать нужно как можно раньше, чуть ли не в годовалом возрасте. Они уверены, что таким образом воспитают вундеркинда, который и в дальнейшем будет быстро осваивать все науки.

    Такой подход имеет своих сторонников и среди специалистов. К примеру, Н. А. Зайцев, автор одноимённых обучающих кубиков, считает, что целесообразно обучать чтению уже двухлетних малышей. А Глеб Доман, создатель уже другой методики раннего развития, уверен, что годовалого кроху проще научить читать, чем шестилетку. П. Тюленев, разработавший методику МИР, рассуждает в этом плане ещё более радикально, полагая, что читать малыш должен начать ранее, чем ходить.

    Поразительно, но некоторые специалисты полагают, что читать малыш может научиться раньше, чем ходить

    Почему год и два ещё неподходящий возраст, чтобы научить малыша читать

    Между тем большинство педагогов, психологов не приветствуют столь раннего обучения ребёнка чтению. Причины на это следующие:

    1. Сильное умственное напряжение. Происходит приток крови к коре головного мозга, за счёт чего ухудшается кровоснабжение центров пищеварения, дыхания. Это чревато спазмом сосудов, что способно породить целый ряд заболеваний.
    2. Опасность для зрения. До 5–6 лет зрительная мышца только формируется, и нагрузки на неё в этот период могут спровоцировать развитие близорукости.
    3. Психологические проблемы. Дети, которых очень рано обучали чтению, часто имеют трудности в общении со сверстниками, процессе адаптации к детскому садику. Родители упускают время, когда самое важное — формировать у малыша навыки поведения в обществе, умение строить отношения с другими людьми. Трудности с социализацией способны выливаться и в неврологические патологии (нервные тики, заикание, навязчивые движения и пр.).
    4. Ребёнок учится читать, однако не осознаёт смысла прочитанного. Буквы превращаются в некие символы, которые вместе образуют слово.

    Раннее обучение чтению — это ещё и нагрузка на глаза, ведь зрительная мышца до 5–6 лет ещё только формируется

    Настоящая беда всех вундеркиндов — неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять своё место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам — вот цена, которую приходится платить ребёнку в будущем за амбиции взрослых.

    Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого учёного доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

    Ирина Иванова, психолог

    http://pozdnyakova.org/kogda-nachinat-uchit-rebenka-chitat/

    Когда ребёнку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребёнка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить — залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. Вспомните знаменитых вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдали различными комплексами, неуверенностью, депрессиями, порождёнными неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Впрочем, и малыши, которых не обучали 5 языкам с рождения, а просто учили читать с 2–3 лет — переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.

    Ирина Карпенко, семейный психолог

    https://aif.ru/health/children/28501

    Нужно понимать, что мнение о том, что необходимо учить дошкольника читать в раннем возрасте, сегодня подпитывается маркетологами. Ведь их цель — продавать самые разные обучающие пособия, комплексы, в то время как крохе больше всего нужна заботливая семья, любовь, общение, а не развивающие занятия.

    В дошкольных учреждениях работа по обучению малышей чтению обычно начинается в старшей группе, которую посещают воспитанники шестого года жизни. Поэтому и родителям лучше всего начинать домашние занятия именно в этом возрасте.

    Признаки, что ваш дошкольник готов начать учиться

    Однако каждый ребёнок индивидуален, и более точно определить готовность к обучению чтению помогут следующие признаки:

    1. Дошкольник хорошо говорит предложениями (из 4–5 слов), имеет богатый словарный запас (более 5000 слов), понимает значение всего сказанного (а не просто повторяет за взрослыми).
    2. У мальчика или девочки развит фонематический слух: ребёнок различает почти все звуки на слух (к примеру, в словах «шар» и «жар»), может подбирать слова на нужную букву (первую или последнюю).
    3. Нет серьёзных логопедических проблем: почти все звуки малыш произносит правильно (за исключением сложных для артикуляции Р и Л).
    4. Ребёнок хорошо ориентируется в пространстве: знает, что такое «право-лево» и «верх-низ». Ведь это необходимо для чтения текста.
    5. Отсутствуют проблемы со слухом.

    Ребёнок готов к обучению чтению, если уже хорошо умеет строить фразы, имеет богатый словарный запас

    Все указанные параметры большинство детей имеют примерно к 5,5–6 годам — именно тогда и целесообразно приступать к обучению. Между тем стоит учитывать и такой момент, как темперамент ребёнка, его усидчивость (кто-то всё схватывает на лету, а кому-то нужно объяснить несколько раз). Поэтому с одним ребёнком можно заниматься чтением уже в пять лет, а кому-то лучше подождать до шести.

    Очень мудрая фраза — всему своё время. Иногда бывает, что ребёнок сначала отказывается заниматься чтением, а через некоторое время сам проявляет интерес к этой науке. Так было и с моим сыном. В 4 года я пыталась научить его читать — писала отдельные буквы и побуждала соединять их в слоги. Обучающий процесс шёл тяжело, мальчик нервничал, не особо понимал, что я от него хочу. Мне хватило ума отказаться от данной затеи. Миновал год, и пятилетний малыш в один прекрасный день сам подошёл ко мне и сообщил, что уже умеет писать слова. Я очень удивилась, когда он написал своё первое слово «танк», а следом и другие. Потом я снова предложила сыночку почитать букварь — и теперь уже обучение пошло, что называется, как по маслу. Спустя месяц ребёнок довольно прилично читал.

    Многих родителей интересует конкретный срок, в течение которого можно научить малыша читать. Здесь опять-таки всё индивидуально. Кому-то достаточно и пары недель, другому же ребёнку понадобится несколько месяцев.

    Как заинтересовать малыша чтением

    Чтобы домашнее обучение было успешным, главное — мотивировать малыша, суметь вызвать у него интерес к чтению. Рекомендации здесь будут следующими:

      Конечно же, с раннего возраста (буквально с рождения) читать крохе книги, показывать яркие картинки, беседовать по содержанию сказок и рассказов. Полюбив книгу, ребёнок сам захочет научиться её читать.

    Буквально с рождения крохе нужно постоянно читать книжки, демонстрируя при этом красочные картинки

    На улице нужно постоянно привлекать внимание ребёнка к красочным вывескам, рекламным баннерам

    Детей всегда привлекают интерактивные пособия — такой плакат поможет запомнить буквы

    Замечательная идея — купить или испечь печенье в виде букв русского алфавита

    Можно приобрести домино, где буква соединяется с картинкой (И-индюк, Д-девочка, Л-лиса и т. д.) — это также стимулирует интерес к чтению

    Ссылка на основную публикацию