Какая деятельность в дни церковных праздников под запретом?

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

«Помни день субботний», или, на языке обывателя, «в праздники работать нельзя», – самая, пожалуй, известная заповедь как в церковной среде, так и за её пределами. Как и полагается, среднестатистический человек мечется в этом вопросе между крайностями от «нельзя бриться в воскресенье» до «работать не грех, грех не работать».

Сознательная церковность, как ни парадоксально, здесь слабое подспорье. Помнится, учась в семинарии, был я библиотекарем и в мои обязанности, помимо всего прочего, входила ежегодная проверка библиотечного фонда. Проходила она летом, когда семинария была на каникулах, и для её успешного проведения требовалось собрать все книги, находящиеся на руках. Поскольку среди читателей было немало местных прихожан, оповещать их о необходимости сдачи литературы нужно было посредством объявлений. Так вот, в одно погожее апрельское воскресенье мы с товарищем занялись расклейкой объявлений. Под конец сего не самого увлекательного занятия, у самой последней доски объявлений, к нам подошли двое парней из лаврских прихожан и поинтересовались библиотекой и проверкой книг. Парни выслушали наш рассказ, а затем один из них, глядя, как мой товарищ лихо разрезает объявления, напечатанные по несколько штук на одном листе, заметил с укоризной: «И охота вам, хлопцы, в воскресенье ножницами резать»? Я уже собрался было вежливо улыбнуться в ответ на неуклюжую шутку, однако, встретившись глазами с собеседником, понял, что он и не думал шутить. Через секунду парни пошли своей дорогой, а мы отправились в семинарию. Тогда я так и не понял, что в наших действиях было не так, но по прошествии времени узнал, что много кто, особенно в сельской местности, пребывает в убеждении, что в воскресенья и праздники нельзя делать вполне себе простые и безобидные вещи: резать ножницами, бриться, стричь ногти, посещать парикмахерскую и даже, как это не смешно, мыться.

И это при том, что заповедь о дне субботнем не то чтобы понятна и проста, она элементарна и настолько ясно изложена, что даже ни в каких объяснениях не нуждается. Впрочем, если насущная необходимость есть, не грех будет и объяснить.

Итак, «шесть дней работай и делай всякие дела твои» (Ис. 20:9). С одной стороны, ко «всем делам» легко отнести вообще всякую деятельность, всякое действие и всякий поступок. Но, с другой, давайте обратим внимание на то, что «все дела» противопоставляются богоугодному проведению праздничного дня, следовательно, запрещаются они не в силу того, что сами по себе неуместны в конкретный день, а потому, что могут воспрепятствовать богоугодному проведению этого дня – молитве, чтению Писания, богомыслию, отвлекая, например, внимание, отнимая время или силы. Как раз одномоментное разрезание бумаги, одна пришитая пуговица или подкручивание нескольких гаек никак не помешают провести праздничный день богоугодно. Что действительно помешает, так это привычный, рутинный будничный труд, отнимающий силы и занимающий много времени. Любая работа, превращающая день покоя в рабочий день, безусловно, запрещена заповедью. Одновременно с этим нет и быть не может перечней или списков дел, какие в воскресные и праздничные дни делать можно, а какие нельзя, поэтому разговоры о том, что в праздники нельзя «резать» или «стучать», лишены всякого смысла.

Ну а как же домашние дела? Они, ведь, с одной стороны, отнимают уйму времени, а с другой, без них никак. Приготовление пищи, необходимая ежедневная уборка, прочие хлопоты по хозяйству. Всё это самая что ни на есть рутина для хозяйки. Здесь, думаю, нелишним будет вспомнить слова Господа: «Не отвязывает ли каждый из вас воле своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли его поить» (Лк. 13:15)? Заметьте, Христос говорит о привычной для его времени работе по хозяйству и даже в кругу фанатичных ревнителей субботы его слова звучат как речь о само собой разумеющихся вещах. Ещё бы – суббота субботой, а скотина нуждается в корме и водопое. Вот и ответ на вопрос о ежедневной домашней работе. Она необходима и потому заповедью не регламентируется. Но даже среди такого рода работы есть действия, которые некие до сих пор считают недопустимыми. Например, стирка. В убеждении, что стирать в праздники нельзя, живут многие и церковные, и нецерковные люди. На практике такое убеждение выглядит, как правило, забавно – незадачливый ревнитель в определённые дни упрямо не пользуется стиральной машиной, считая, по-видимому, что между стиркой по технологии позапрошлого века (на реке и со стиральными досками) и нажатием нескольких кнопок на стиральной машине нет никакой разницы. Между тем, если занятие не требует никакого труда и совершенно не отнимает времени, о каком нарушении заповеди может идти речь? О гигиенических процедурах, полагаю, даже говорить излишне. Чистить зубы принимать душ, бриться необходимо как минимум ежедневно, да и, согласитесь, человек, выглядящий в будние дни как новая копейка, а в воскресенье приходящий в храм небритым, вызывает по меньшей мере недоумение.

Однако и это ещё не всё. В жизни нередки ситуации, когда работа, продолжительная и утомительная, в воскресные и праздничные дни не просто не греховна, но и прямо обязательна. Речь идёт о помощи ближнему. Если ближний нуждается в помощи, возможности ждать до понедельника нет, а мы рядом, то не помочь нельзя. И если я вряд ли стану в воскресенье колоть дрова себе для камина, справедливо считая это грехом, то помочь с колкой дров престарелому соседу, который и топор-то в руках способен удержать только при хорошем самочувствии, случающемся у него три раза в месяц, я, как христианин, обязан хоть в воскресенье, хоть в праздник, хоть на Пасху.

Но не кажется ли вам, что мы, чем подробнее разбираем всяческие можно-нельзя, тем дальше уходим от главного? А главное это – Литургия. Будучи сердцевиной любого церковного празднования, Литургия исполняет собой праздничный день. И, рассуждая о том, чего нельзя и что можно, очень важно не забывать о том, что нужно. Ведь без участия в Литургии исполнить заповедь о дне субботнем нам не поможет даже полное бездействие. Да и сама заповедь о дне субботнем дана, чтобы «святить его», а не просто сидеть сложа руки, в ожидании от Бога награды за ничегонеделанье.

Какая деятельность в дни церковных праздников под запретом?

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Что православные люди в дни святых праздников не делают?

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» — так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

«Кто работает, тот молится» — так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.

Не стирают

В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Не моются

Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь

На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.

Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5

Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой

Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.

Что советуют священнослужители

Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.

Читайте также:  Идеи подарков мужчине - 150 идей, что подарить мужчине

Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.

Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.

Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.

В какие православные праздники нельзя работать и почему

Считается, что в праздничные православные дни работать нельзя, однако некоторые верующие считают, что Бог всегда поощрял труд, а значит, работа в праздники – не грех.

Для того чтобы ответить на вопрос «Можно ли работать в дни православных праздников?», необходимо обратиться к первоисточнику и заглянуть в Ветхий Завет.

Четвёртая заповедь Ветхого Завета – о чём в ней говорится

Руководствуясь данной заповедью, можно сделать вывод: шесть дней в неделю верующие должны трудиться, а седьмой отдать Господу, то есть посвятить молитве. Все хлопоты и повседневные заботы должны отойти на второй план, а мысли и деяния сосредоточены на посещении храма, изучении Слова Божьего, добрых поступках. Именно об этом сказал Бог Моисею на горе Синай.

Днём, которому отведено стать светлым или святым, стало воскресенье. В современном мире человек часто забывает о Ветхозаветной заповеди и продолжает заниматься рутинными делами, забывая о святости этого дня. Часто люди вынуждены работать по воскресеньям по причине непрерывности производства.

Кроме воскресенья есть и другие дни, когда нельзя работать, к ним относятся православные праздники. Почитание праздников и соблюдение правил – таково предписание Библии и устава церкви. Игнорирование правил приписывается к греху, а человека, который нарушил традиции православной веры непременно ждут наказания.

Большинство христиан воздерживаются от работы во время главных (двунадесятых) праздников.

Список православных праздников, во время которых нельзя работать

Существует несколько больших или главных праздников, когда запрещено выполнять любую физическую работу. К ним относятся:

  • Рождество, во время которого родился Сын Божий – 7 января.
  • Богоявление или Крещение Господне -19 января.
  • Сретенье Господне, когда встретился в храме Иерусалима Иисус Христос с Синеоном Богоприимцем.
  • Благовещение, извещение архангелом Михаилом пресвятой Девы Марии о Рождении Сына Божьего – 7 апреля.
  • Вербное Воскресенье, которое католики называют Пальмовым. За неделю до Пасхи Иисус Христос въехал в Иерусалим на ослике, приветствуемый жителями города.
  • Святая пасха – переходящий праздник, дата которого устанавливается по лунно- солнечному календарю. Это самый главный праздник православия – день, когда воскрес Иисус Христос.
  • Вознесение Господне.
  • Святая Троица.
  • Преображение Господне – празднуемое 19 августа.
  • Успенье Пресвятой Богородицы – 28 августа.
  • Рождество Девы Марии – 21 сентября.
  • Воздвижение Креста Господня – 27 сентября.
  • День ввода Пресвятой Богородицы в храм города Иерусалима – 4 декабря.

Все эти даты являются главными православными праздниками, во время которых следует оставить бренные дела и полностью посвятить время Божьей молитве, посещению храмом, отдыху.

Что запрещено делать в праздники

В народе существует несколько примет и поверий, которые якобы обязательно сбываются, если нарушить правила церковного закона.

В Рождество и последующие дни первой после праздника недели нельзя заниматься активным отдыхом, совершать походы, охотиться или ходить на рыбалку. Существует опасность несчастного случая. Рождественская неделя сам праздник – это, прежде всего, семейная атмосфера, встречи с родными и близкими людьми. Это время приятных встреч, неторопливых разговоров, отсутствие суеты.

Нельзя в этот период заниматься рукоделием или производственным трудом, связанным с такими видами работ как шитьё, вязание, плетение, прядение. Нити отводится роль символа судьбы, поэтому любое её завязывание, заплетание считается плохим знаком.

  • В Рождество лучше оставить все хозяйственные дела, такие как уборка или стирка. Выносить мусор до 14 января – значит подвергать себя испытаниям и невзгодам. Именно 14 числа весь мусор выносили на улицу и сжигали, чтобы зло и бесы не беспокоили семью весь год.
  • В Сретение не стоит покидать дом для осуществление дальней поездки. Это сулит не скорое возвращение домой и долгая задержка в пути по разным причинам.
  • В праздник Благовещения и в Вербное Воскресенье до самого вечера не следует заниматься домашними делами, копаться в земле. Именно в этот период начинают просыпаться змеи. В народе есть пословица, которая ярко отражает поведение этого периода «Птица гнёзд не вьёт, девка косу не плетёт».
  • Вся пасхальная неделя и сам праздник – есть воздержание от тяжёлого труда, можно заниматься лишь неотложными делами, требующими немедленного участия.
  • Вознесение – это один из самых больших праздников православия. Любая работа запрещена.
  • Троица почитается особенно, ведь именно в этот праздник Святой Дух снизошёл к апостолам и пообещал, что вернётся после того как произойдёт Его вознесение на небо. Это праздник особо отмечают христиане всей Земли, работать строго воспрещается.

Мнение служителей церкви

Во время праздников и воскресений правоверные люди обязаны не просто праздно проводить время, а с усердием молиться и ходить в храмы. В дни праздников необходимо не бездельничать, а читать Слово Божие, Библию, познавать истину, себя в покое и святости. Это единодушное мнение служителей православной церкви.

Про необходимость работы в праздничные дни священники говорят следующее: если вы не в состоянии отложить дела и вынуждены работать по графику или производственной необходимости, это не будет считаться грехом, главное, чтобы ваши мысли были направлены к Богу.

Ситуации бывают разные, жизнь человека порой требует корректив, возникает острая нужда в работе. В этом случае стоит попросить прощения у Господа во время молитвы.

Заключение

Известно, что со временем народные традиции видоизменяются или уходят в прошлое. Мы начинаем вести себя иначе, нежели предписывает нам устав церковной православной жизни, но это неправильно.

Пока мы помним догмы православия мы остаёмся настоящими христианами, но как только забываем о предписаниях церкви, превращаемся в путников, потерявших главные ориентиры.

В какие церковные праздники нельзя работать

С вопросом о том, можно ли работать в церковные праздники, сталкивалась каждая православная семья. Однозначного ответа найти очень сложно, кто-то говорит, что вообще трудиться нельзя, некоторые придерживаются мнения, что нельзя работать только до обеда. Все церковные праздники разделяются по степени важности, поэтому в первую очередь священнослужители рекомендуют обращать внимание на это.

  1. Четвертая заповедь
  2. Двунадесятые церковные праздники
  3. Список двунадесятых церковных праздников
  4. Великие церковные праздники
  5. Что нельзя делать
  6. Приметы

Четвертая заповедь

Четвертая заповедь Ветхого Завета учит нас трудиться шесть дней в неделю, а в субботний день отдыхать.

Как учил Господь Моисея на Синай-горе, человек должен проводить свою жизнь в труде и получать удовольствия от своего творения, а на седьмой день отдыхать душой и телом, думать о Создателе и молитвой очищаться от невольных грехов и пороков.

При создании мира Творец трудился шесть дней не покладая рук, а седьмой посвятил отдыху от трудов. Человек так же, подобно Господу, должен трудиться, как и он трудился. И отдыхать, как Создатель отдыхал. Любая работа должна быть направлена на созидание, а никак ни на разрушение, так как все люди являются творением Созидателя.

Если труд тебе в тягость, обрати внимание на обычные явления, которые окружают тебя. Солнце согревает нас своим теплом, вода циркулирует в земном пространстве и дает жизнь всему живому, растения и животные приспосабливаются к окружающему миру и дают потомство. Весь мир существует только благодаря бесконечному круговороту мелких и крупных дел. Праздность человека сделает его похожим на увядающее растение и приведет к погибели.

Даже твое тело трудится денно и нощно. Сердце бьется и работает, разгоняя кровь по жилам, легкие насыщают тело кислородом, почки и печень работают круглые сутки. Почему же рукам не дать поработать?

Нужно уметь трудиться не покладая рук, и научиться, чтобы работа приносили удовлетворение. Всякий труд, который человеку не в радость, в конце концов закончится крахом. Дело должно делаться с любовью, а не только ради принесения прибыли. Будет любовь к своему труду, будет и хороший доход.

Человек – это дитя Божье, его творение. Как дети берут пример со своих родителей, так и каждый из нас должен свою жизнь сделать подобной Божьей. Трудись шесть дней, получай удовольствие от своей работы, радуйся своему творению. И тогда труд будет не в тягость, и усталость принесет удовлетворение и успокоение.

В субботу, на седьмой день, забудь про дела свои и дай телу и душе отдых. Вспоминай Господа Бога своего, молись за своих близких, читай православные книги. И все в жизни придет в мир и гармонию, а в семье будет лад и спокойствие.

Двунадесятые церковные праздники

В церковном календаре существует двенадцать двунадесятых праздников. Это самые важные для христиан святые дни после Пасхи. В Богослужебном уставе они отмечаются красным крестом, обведенным в круг. В эти дни вспоминаются важные события из жития Христа и Святой Богородицы.

Большая часть двунадесятых праздников имеют точную дату и называются непереходящими. Некоторые праздники не имеют числа, и каждый год отмечаются в разную дату в зависимости от времени Пасхи.

Двунадесятые праздники подразделяют на Господские и Богородичные. Господские в православии имеют большее значение. Если они выпадают на воскресный день, то обычная литургия заменяется праздничной службой. Если же в воскресенье отмечается Богородичный праздник, тогда праздничное богослужение объединяют с воскресным, причем воскресная служба считается выше.

Большинству двунадесятых православных праздников предшествует предпразднество и завершает попразднество. В дни предпразднества христиане подготавливаются к святому дню, а в попразднество праздник продолжается. Последний день попразднества называется отдаянием, когда в храме при проведении литургии повторяются песнопения праздничного богослужения. Попразднество может продолжаться от 1 до 8 дней.

Список двунадесятых церковных праздников

ДатаНазвание праздникаПредшествующее событие
7 январяРождество ХристовоВ этот день в Вифлееме Иисус Христос явился на свет.
19 январяКрещение Господне или БогоявлениеВ этот день свершилось крещение Господа на реке Иордан. Обряд проводил Иоанн Креститель.
15 февраляСретение ГосподнеСороковой день после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Христа в храм Божий.
7 апреляБлаговещениеВ этот день дева Мария получила радостное известие от архангела Гавриила о скором рождении Христа.
Последнее предпасхальное воскресеньеВербное воскресеньеВ этот день вспоминается торжественный въезд Христа в Иерусалим. Символом праздника является вербная или пальмовая ветвь.
40-й день после ПасхиВознесение ГосподнеВ этот день Иисус во плоти взошел на небеса.
50-й день после ПасхиСвятая ТроицаВ этот день на Апостолов снизошел Святой Дух.
19 августаПреображение ГосподнеВ этот день во время молитвы на горе ученики Иисуса увидели, каким величием и славой обладает Господь.
28 августаУспение Пресвятой БогородицыВ этот день была погребена Святая Мария. Все апостолы явились в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей.

Великие церковные праздники

Кроме двенадцати двунадесятых праздников в церковном календаре отмечается еще семь великих дат.

ДатаНазвание праздникаПредшествующее событие
14 январяОбрезание ГосподнеПо установленному для всех мальчиков-младенцев Иерусалима на восьмой день после рождения Иисусу было сделано Обрезание.
День памяти св-го Василия ВеликогоВ этот день церковь вспоминает имя великого богослова и писателя Василия, которым были написаны многие молитвы и литургии, а также изобретен иконостас.
7 июляРождество Иоанна КрестителяВ этот день свершилось долгожданное рождение прославляемого лица Иоанна Крестителя, по иному называемого Предтечей.
12 июляПетров деньВ этот день почитается память двух апостолов, святых Петра и Павла, принявших мученическую смерть.
11 сентябряУсекновение главы Иоанна ПредтечиВеликий день, посвященный память Иоанна Крестителя, убиенного по приказу тетрарха Галилеи Ирода.
14 октябряПокров Пресвятой БогородицыВ этот день Богоматерь во время богослужения сошла с небес и во время всей службы держала над молящимися омофор.

В старообрядческих календарях выделяется еще два дня, когда почитается память святых:

8 мая и 26 сентября церковь чтит имя апостола Иоанна Богослова, а 25 сентября – Сергия Радонежского.

Что нельзя делать

Отвечая на вопрос, можно ли работать в церковные православные праздники, священнослужители не накладывают на труд в эти дни особого запрета. Если человеку по воле службы нужно выйти на работу или возникли непредвиденные обстоятельства, то греха не будет. Истинный христианин, вынужденный невольно работать в праздничный день, все равно мыслями будет с Богом, вспоминая и прославляя его.

Большим грехом станет бездельничанье в великий день. Если человек не посещает утреннее богослужение, не вспоминает в мыслях Господа Бога, не молится за своих ближних в церковный праздник, а предается праздному безделью, это нехорошо. Предаваться лени согласно церковным заповедям считается большим грехом.

Чтобы избежать неприятных последствий, работу по дому, которую можно отложить, лучше выполнить завтра или сделать накануне. Считается, что работа в православный праздник может стать причиной безденежья, болезней и неудач в жизни семьи.

Приметы

В зависимости от степени значимости праздника существует ряд примет, связанных с выполнением той или иной работы.

  • Издавна на Руси на Рождество Христово под особым запретом была охота и рыбалка, а также любые активные виды отдыха. Считалось, что велик риск несчастного случая.
  • На Рождество нельзя заниматься рукоделием, связанным с переплетением нити: шитьем, вязанием, вышивание. Считается, что нить – это символ жизни, поэтому переплетать и завязывать ее значит вносить изменения в свою жизнь. И не факт, что они будут хорошие.
  • Уборка дома и стирка на Рождество находится под запретом. Можно отложить эти дела до 14 января, когда выметается весь мусор из избы и сжигается во дворе. Таким образом, на весь год изгоняются злые духи.
  • На Вербное воскресенье и Благовещение работу по дому лучше отложить до вечера. Нельзя работать с землей, по старому поверью в этот день змеи выползают наружу.
  • В Пасхальную неделю можно выполнять только самые необходимые дела. На Пасху все дела стоит отложить и посвятить день молитвам и общению с Богом.
  • На Вознесение церковь работать не рекомендует. Согласно поговорке на Вознесенье люди не трудятся, а после праздника начинают работы в поле.
  • Существует примета, что если будешь мыться в бане в церковный праздник, то на том свете будешь пить воду.
Читайте также:  Лечение каланхоэ: рецепты на его основе

Какая деятельность в дни церковных праздников под запретом?

В православии существует 12 основных праздников, во главе с Пасхой, которые подразумевают строгие запреты. В эти дни людям запрещено заниматься обычными бытовыми делами и работать. В праздничные дни положено посещать церковь, молиться Богу, отдыхать и проводить время с родными и близкими людьми. Некоторые праздники являются ознаменованием начала или конца поста. Даты некоторых святых дней неизменны, другие считаются плавающими и высчитываются церковью каждый год в зависимости от дня празднования Пасхи.

Строгие православные праздники

Несмотря на то что современная церковь стала более мягкой и людям разрешено не так строго относиться к запретам, многие суеверия и приметы, связанные с православными торжествами, сохранились в народе до сих пор и строго соблюдаются.

Существует ряд определенных запретов в каждый церковный праздник. Считается, что соблюдение всех строгостей защитит от неудач, а Бог простит грехи и будет благосклонен, услышит все молитвы.

Торжества с переходящей датой

Главным православным праздником является Пасха, которую отмечают каждый год в разное время. Именно от этого праздника отсчитывается Вербное воскресенье, Вознесение Господне и День Святой Троицы.

  1. За неделю до пасхального торжества отмечается Вербное воскресенье — праздник, связанный с приходом Иисуса в священный город.
  2. Спустя 40 суток после Пасхи отмечается Вознесение господне — когда Иисус явился к своему отцу.
  3. Через 50 дней после основного торжества отмечается Троица — когда святой дух сошёл на апостолов.

Перед Пасхой соблюдается строгий пост, который длится 40 дней. Самыми строгими считаются 2 дня до Пасхи (Страстная пятница и суббота), в это время запрещено работать, готовить, убираться и мыться без острой необходимости.

В день главного праздника важно помнить – это дата для радости и веры в лучшее. Запрещено грустить, скорбеть и плакать, люди не должны ругаться и сквернословить.

  1. Нельзя быть скупым и жадным, нужно помогать бедным и нуждающимся.
  2. Запрещено ругаться, грустить, злиться.
  3. Возбраняется переедание и чрезмерное употребление алкоголя.
  4. Нельзя ездить на кладбище и скорбеть по умершим.
  5. Запрещена интимная близость.

Пасхальные яйца и куличи не должны выбрасываться. Излишки подают нищим или относятся на кладбище.

Когда будут праздники в 2019 году

В православном календаре собраны все основные праздники, которые верующие люди будут отмечать в 2019 году. Жирным выделены переходящие даты.

  • 28 апреля ‒ Пасха;
  • 7 января ‒ Рождество Христово;
  • 19 января ‒ Крещение Господне (Святое Богоявление);
  • 15 февраля ‒ Сретение Господне 7 апреля ‒ Благовещение Пресвятой Богородицы;
  • 21 апреля ‒ Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим);
  • 6 июня ‒ Вознесение Господне;
  • 16 июня ‒ День Святой Троицы (Пятидесятница);
  • 28 августа ‒ Успение Пресвятой Богородицы;
  • 21 сентября ‒ Рождество Пресвятой Богородицы;
  • 4 декабря ‒ Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • 12 июля ‒ Святых апостолов Петра и Павла;
  • 14 октября ‒ Покров Пресвятой Богородицы.

Каждый праздник отличается своими особенностями, но все они связаны тем, что в эти дни принято отдыхать физически и духовно, а не работать или заниматься бытом.

Что нельзя делать в церковные праздники

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» – так гласит одна из заповедей. Именно её и принято придерживаться во время церковных торжеств. Верующие считают, что работа, уборка и готовка — удел будней, а выходные и праздники созданы для отдыха и общения с Богом.

Что нельзя делать в церковные праздники:

  1. Не стоит ссориться и ругаться, а также использовать бранные слова. Сквернословие относится к одному из смертельных грехов. Вступая в ссору в святой день, человек оскверняет часть своей души.
  2. Запрещено стирать и убираться, так как эти дела отвлекают от молитвы, от Бога. Завершить бытовые приготовления к торжеству лучше за 1-2 дня.
  3. Нельзя мыться и топить баню. Такой запрет обусловлен поверьем, что на том свете душа будет вынуждена пить воду и страдать от этого.
  4. Женщинам запрещается шить, вышивать, вязать, так как заниматься рукоделием – выполнять трудоемкую работу, которая вредна для здоровья. Во время рукоделия женщины полностью погружаются в работу и совершенно не могут думать о Боге. Особенно важно соблюдать запрет в святочные недели.
  5. Нельзя мыть голову и расчесывать волосы, так как считается, что смываются удача и счастье.

До XX века на Руси были строгие запреты на любые дела в воскресенье или церковный праздник. Все люди должны были собираться в церкви и молиться Богу.

Мнение церкви о народных запретах

Существует множество профессий, работу которых невозможно остановить ни в святой, ни в календарный выходной. Современная церковь относится к запретам на работу более мягко, так как в XXI веке невозможно отказаться от многих дел.

Священники говорят, что во благо работать можно, но главное, перед или во время работы помолиться. В церковный праздник не нужно полностью отказываться от будничных дел, достаточно не ругаться, не злиться, не браниться.

Многие люди используют церковные запреты как оправдание для своей лени и проводят святые дни перед телевизором и с выпивкой. Такое поведение является тяжким грехом. Бог простит неотложную работу, а вот лень простить не сможет.

Церковные праздники нужны для очищения души и физического отдыха. Лучше проводить такие дни в благости, в единстве с семьей и Богом. Если нет возможности отменить работу, уборку, то следует просто помолиться и попросить прощения у Бога и покровителя святого дня. Работа во благо не считается греховным деянием и не возбраняется церковью.

В какие православные праздники нельзя работать

Почему нельзя работать в церковные праздники? И какие конкретно действия находятся под запретом, так как могут притянуть беду к нарушителю? Если вы до сих пор не знаете ответа на эти вопросы, тогда предлагаю найти их в сегодняшнем материале.

Что говорит нам Библия?

В четвёртой заповеди в Ветхом Завете обозначено, что верующий должен работать на протяжении 6 дней в неделю, а в последний, седьмой день – отдыхать от труда. Такой завет получил Моисей от Господа, когда общался с ним на священной горе Синай.

Бог учил пророка, что каждый из нас должен постоянно трудиться, получая радость от результата своей деятельности. Но на седьмые сутки следует давать себе телесный и душевный отдых, делать акцент на духовное, размышлять о Боге и усердно молиться.

Чем обусловлено данное правило? По той же Библии, Творец, создал наш мир за 6 дней, усердно работал не покладая рук, а на седьмой день он отдыхал от трудов. Человек же является твореньем Божьим, он должен брать пример с Создателя: работать как Он, и также отдыхать.

При этом важно заниматься только той работой, которая имеет созидательный характер, а не несёт разрушение. Ведь все мы – дети Созидателя.

Если вы от природы ленивы, боитесь или не любите работать, то задумайтесь вот о чём: весь мир вокруг нас существует исключительно благодаря не прекращающемуся круговороту различных дел. А проявляя праздность, человек уподобляется вянущему растению, которое вскоре погибнет.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Наш организм также трудится, причём 24 часа в сутки. Сердце ни на минуту не перестаёт биться и перекачивать кровь, лёгкие наполняют тело кислородом, аналогично работают и другие органы. Поэтому важно не бояться труда, уметь работать эффективно, обязательно делая работу в радость себе, а не только ради получения дохода. Ведь любая деятельность, не приносящая удовольствия, рано либо поздно приведёт к краху.

Но не забывать и соблюдать библейское предписание о необходимости воздержаться от работы каждый седьмой день недели, а ещё по праздничным дням. Каким именно – узнаем дальше.

В какие православные праздники нельзя работать

В церковном календаре все праздничные дни разделяются на две категории:

  1. Двунадесятые праздники.
  2. Великие праздники.

Начнём с первой категории. Всего существует 12 двунадесятых праздников и они представляют особую важность для верующих. По этим дням христиане вспоминают о значимых событиях из жизни Иисуса Христа и Девы Марии.

Преимущественно двунадесятые церковные праздники выпадают на фиксированные даты, тогда их называют непереходящие. Но у части праздничных дней дата ежегодно меняется, находясь в зависимости от наступления Пасхи.

Двунадесятые праздники делятся на Богородичные и Господские. Господские для православных имеют большее значение. При их выпадении на воскресенье традиционную службу в церкви заменяют праздничной литургией. Но когда в воскресный день наступает Богородичный праздник, то воскресное служение объединяют с праздничным, но первая служба считается более важной.

Давайте теперь рассмотрим все двунадесятые праздники в православии:

  1. Рождество Христово – празднуется 7 января в память о появлении на свет Спасителя.
  2. Крещение Господне (иначе Богоявление) – отмечается 19 января, в данный день Иисус Христос был окрещён Иоанном Крестителем в водах реки Иордан.
  3. Сретенье Господне – выпадает на 15 февраля. Это 40 сутки от даты Рождества, тогда Мария с Иосифом первый раз принесли младенца Иисуса в храм Господень.
  4. Благовещенье – празднуется 7 апреля в память о получении святой Девой Марией благой вести от своей беременности, которую принёс ангел Гавриил.
  5. Вербное воскресенье – приходится на последний воскресный день перед Пасхой. В данный день вспоминают о торжественном посещении Спасителем Иерусалима. Символ праздника – пальмовые и вербные веточки.
  6. Вознесенье Господне – приходится на 40 сутки после Пасхи. Память о восшествии Спасителя на небо.
  7. Святая Троица – выпадает на 50 сутки после Пасхи. Память о сошествии Святого Духа на последователей Христа.
  8. Преображенье Господне – дата праздника 19 августа. В данный день святые апостолы, молившиеся на горе, увидали величие и славу Христа.
  9. Успенье Пресвятой Богородицы – дата 28 августа. В данный день похоронили Матерь Божью. Все последователи Христа собрались на её похороны.
  10. Рождество Пресвятой Богородицы – приходится на 21 сентября.
  11. Воздвиженье Креста Господня – дата праздника 27 сентября. Отмечается в память об обретении креста, на котором был распят Иисус Христос.
  12. Введение во храм Пресвятой Богородицы – припадает на 4 декабря. Празднуется в память о посвящении маленькой Марии Господу, когда родители отдали её на воспитание первосвященникам.

Теперь поговорим о Великих праздниках. Их в церковном календаре насчитывается 6.

  1. Обрезанье Господне – припадает на 14 января. В этот день вспоминают о проведении традиционного для евреев обряда обрезания младенцу Иисусу на восьмые сутки после появления на свет.
  2. День святого Василия Великого – также отмечается 14 января. В данный праздник почитается память великого писателя, богослова Василия, который составил большое количество молитв, церковных служений, изобрёл иконостас.
  3. Рождество Иоанна Крестителя – празднуется 7 июля. В данную дату на свет появился младенец Иоанн Креститель (иначе его называют Предтеча), которому в будущем выпала честь совершить крещение самого Спасителя.
  4. Петров день – отмечается 12 июля в память о двух последователях Иисуса Христа – апостоле Петре и Павле, которые как мученики умерли за христианскую веру.
  5. Усекновение главы Иоанна Предтечи – празднуется 11 сентября в память о смерти Иоанна Крестителя, который был обезглавлен по приказу галилейского правителя Ирода.
  6. Покров Пресвятой Богородицы – приходится на 14 октября. В данный день Матерь Божья спустилась с небес и накрыла верующих своим омофором (покрывалом) на протяжении всего служения.

А если рассматривать старообрядческие календари, то к данному списку добавляется ещё 2 дня в память о святых людях:

  • Праздник Иоанна Богослова – выпадающий на 8 мая и на 26 сентября.
  • День памяти Сергия Радонежского – приходящийся на 25 сентября.

В данных списках не было праздника Пасхи, но только потому, что он стоит отдельно и является главным христианским праздником, на котором христианство и было основано. Естественно, работать в Светлое Воскресенье Христово также нельзя.

Перечисленные выше праздники – это и есть те особые дни в православном календаре, в которые стоит воздержаться от выполнения работы. Также есть даты памяти святых личностей. А каждый воскресный день тоже считается праздником, когда необходимо отправляться в церковь на службу, усердно молиться, заниматься своей духовной жизнью.

Можно ли работать в церковные праздники?

Этот вопрос имеет неоднозначный ответ: всё зависит от обстоятельств. Например, если человек по долгу службы вынужден работать в праздничный день (например, он врач или военный, или пожарный), то такая деятельность не считается за греховное занятие. К тому же думать о Господе можно не только в храме, но и из дома или любого другого места.

Однако, если острой необходимости трудиться у вас нет, но вы сознательно принимаете решение заняться грязной работой в праздник, то такое считается грехом.

Какие действия под запретом в праздники

Ещё со времён Киевской Руси после утверждения христианства появился запрет на выполнение домашних работ в дни православных праздников. За его соблюдением тщательно следили органы государственной власти. На праздники закрывались рынки, бани, людей мотивировали к посещению храма.

И хотя времена с тех пор сильно изменились, действия, которые нельзя совершать в религиозные праздники, остаются неизменными:

  • Нельзя заниматься уборкой в доме. Навести порядок нужно перед праздником, чтобы в жилище было чисто и уютно.
  • Нельзя стирать. Хотя в этом случае запрет неоднозначный: ведь если раньше процесс стирки одежды занимал у женщины практически весь день, то сегодня на нажатие кнопки на стиральной машинке уходит пару секунд. Но если это не срочно, то лучше воздержаться.
  • Нельзя женщинам заниматься рукоделием: шитьём, вышивкой, вязанием. И больше всего данный запрет относится к женщинам в положении, так как старинная примета гласит, что они могут «зашить» ротик или глазки будущему малышу.
  • Недопустимо сквернословить, осуждать других людей, делать зло и грешить любым иным образом – этот пункт даже не обсуждается.
  • Не стоит злоупотреблять с алкоголем и пищевыми удовольствиями. Ведь любой праздник призван напомнить человеку о необходимости духовного развития, о Боге.
Читайте также:  Какой диван лучше выбрать для ежедневного сна

Приметы, связанные с праздниками

Существует перечень примет, касающихся христианских праздников.

  1. На Параскеву Пятницу (10 ноября) – нельзя заниматься рукоделием, но женщине стоит похвастаться своими изделиями, изготовленными раньше, за прошлый год. Ведь Параскеву Пятницу считают покровительницей рукоделия.
  2. В день святого Ильи (2 августа) – под запрет попадает купание в природном водоёме. Считается, что оно представляет собой опасность.
  3. В день Василия (14 января) – нужно чтобы первым в жилище заходил мужчина, тогда в доме будет удача.
  4. В день памяти о смерти Иоанна Крестителя (11 сентября) – запрещается резать круглые фрукты и ягоды (такие как арбузы, тыквы), ведь святой был обезглавлен.
  5. А вот в день Святой Троицы, напротив, рекомендуется заняться посадкой редьки – считается, что тогда садоводы получат щедрый урожай. А ещё на Троицу хозяйки выпекают пироги.
  6. В Духов день (следующие сутки после Троицы) – традиционно отправляются на поиск травок, которые по поверьям обретают целебные свойства.

Можно подытожить, что запреты, связанные с выполнением работы по праздничным дням, не слишком строгие. В основном они касаются устаревшего жизненного уклада, когда та либо иная деятельность требовала намного большего времени и сил. Поэтому если у вас возникает острая потребность сделать в праздник какую-то бытовую задачу – выполните её, но так, чтобы она не пошла в ущерб духовному аспекту жизни.

Может ли православный христианин работать в праздничные и воскресные дни?

К сожалению, нередко в православной среде приходится слышать мнения о том, что верующие люди не должны работать в воскресные и праздничные дни. Т.е., если вы будете проводить время в праздности или, более того, грешить разного рода усладами (празднословить, смотреть телевизор, бродить по интернету, чревоугодничать и т.д. или просто ничего не делать), вас за это никто не осудит. Но только попробуйте сказать, что вы работали (пусть даже и после посещения богослужения) в воскресный и праздничный день, и вы узнаете, кто вы есть на самом деле!

На мой взгляд, подобные мнения о якобы существующем запрете на работу в воскресные и праздничные дни уходят своими корнями в язычество и обрядоверие, т.е. туда, куда православный человек даже и носа не должен показывать. Тем более, что на самом деле в Церкви нет, да и в принципе не может быть, подобных запретов.

Когда Церковь запрещает работать, а когда нет?

В церковном Предании есть только один запрет на работу в воскресенье, но даже и он не носит абсолютного характера. 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора говорит по этому поводу следующее: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу приздновати, но делати (т.е. работать, – прим.автора) им в сей день: а в день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа».

Все толкователи соборных постановлений единодушны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению. Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом: «…предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут! Как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Нет в Церкви также запретов на работу в какой-либо другой день. Мы чтим традиции православных праздников, когда люди принимают участие в праздничных богослужениях, а затем собираются дома (или в специально предназначенных для этого помещениях возле храма) за праздничным столом, ходят в гости друг к другу и т.д. Но было бы серьезной ошибкой приписывать этой традиции некое чуть ли не ритуальное значение, тем самым превращая ее в магический ритуал, запрещающий какую бы то ни было работу.

Если бы мы так поступили, то, в первую очередь, нас бы не поняли наши предшественники – первые христиане. Ибо с самых первых дней возникновения христианской Церкви «праздничное времяпрепровождение будоражило совесть христианина… И поэтому, если для евреев в субботу воспрещалась всякая работа, то христианское воскресение первоначально не подразумевало обязательный отдых» (1).

Не знаю, хорошо это или плохо, но наша жизнь устроена так, что даже в самые светлые праздничные и воскресные дни миллионы людей вынуждены идти на работу. И мы, т.е. те, кто отмечает воскресенье и праздники в Церкви, что называется, без зазрения совести пользуемся результатами их труда. Только представьте себе, что случится, если свои рабочие места в воскресенье и праздники покинут водители трамваев и маршруток, летчики и машинисты, если уйдут военные с боевого дежурства или врачи скорой помощи не захотят совершать экстренные выезды, а хирурги не будут проводить в эти дни срочные операции? Что произойдет, если в эти дни остановятся заводы, фабрики, доменные печи, пекарни, теплоэлектростанции и другие предприятия, обеспечивающие нам комфортную жизнь, в том числе и в праздничные дни? Все мы останемся без тепла, еды и т.д.!

Не будем уподобляться иудеям, или несколько слов о четвертой заповеди Десятисловия

Кстати, вы заметили, что приведенное выше каноническое правило запрещает бездельничать в субботу и тем самым уподобляться иудеям? А ведь многие православные христиане до сих пор уверены в том, что запрет, данный иудеям, распространяется и на христиан, и поэтому они экстраполируют его (т.е. заповедь о почитании субботнего дня и соответственно запрет на работу в субботу) на воскресные и праздничные дни, а нередко и будни церковного года.

И действительно, при поверхностном осмыслении этого ветхозаветного запрета проблема кажется простой и понятной: Бог сказал «Не работай!», значит работать (т.е. осуществлять хозяйственную деятельность) нельзя. Будешь работать – будешь наказан. Вот так страх наказания приводит некоторых христиан в недоумение: а как же быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев, поездов и самолетов, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и полицейские охраняющие мирную жизнь, и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но, как это было сказано выше, мы все же пользуемся плодами их труда. Разве это не лицемерие с нашей стороны? Получается, что мы сваливаем с себя вину на плечи других людей? Да и разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели с пользой для близких и для себя потрудиться?

Так, не умея, а часто просто не желая найти ответы на эти вопросы, мы нередко доводим ситуацию до абсурда, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд по благо – грехом. Более того, таким образом мы фактически превращаем христианство в язычество, в некую «белую магию православного обряда», в религиозную систему, где жизнь по заповедям Евангелия уходит на второй план, уступая место обрядоверию и уставщичеству. Именно оттуда «растут ноги» у многочисленных запретов на работу в те или иные дни церковного календаря, распространенные в околоцерковной среде.

Увы, но часто в своем увлечении ритуалистикой мы совершенно забываем о том, что четвертая заповедь была дана народу, который практически полностью забыл о Боге. Подумайте только: когда Моисей взошел на гору Синай, народ Израиля, оставшись без духовного руководства, тут же, не выдержав и 40 дней, уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых нам, христианам, сегодня можно только мечтать. Вот почему в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильского народа четвертая заповедь была нужна и более чем уместна. Ибо без нее евреи через одно-два поколения могли бы и вовсе забыть о том, к чему их готовил Господь. В этом смысле целесообразными являлись и суровые наказания за нарушение этой, да и других заповедей Десятисловия. По-другому просто и быть не могло: очень часто именно страх наказания и являлся тем «тормозом», который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере. Точно так же нередко страх наказания удерживает, например, и наших детей от непослушания родителям и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты. Они еще не могут совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон (предусматривающий и наказание за его нарушение) учит их различать, что такое грех, а что добродетель. Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24 )!

Но все это касается исключительно ветхого, еще не окрепшего душой человека. У христиан все по-другому. И, кстати, уже в Книге пророка Иеремии речь идет о том, что Господь постепенно подготавливал людей к принятию нового откровения, превосходящего ветхозаветный юридизм: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял из за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его…(Иер. 31:31-34).

И сегодня мы видим, что согласно этому Новому Завету, мы – христиане – уже вошли в вечную субботу, которая для нас есть Христос. Теперь Бог всегда с нами! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Именно поэтому в Новом Завете и идет речь о том, что «Никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим. 14:6). В том числе, в Новом Завете есть слова, которые кардинально меняют вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно и в субботы делать добро» (Мф. 12:12).

Странно, но нередко современные христиане ведут себя так, как будто они забыли о том, что теперь Бог всегда с нами. А ведь мы должны ходить в Церковь и жить церковной жизнью не потому, что Господь нас к этому обязал, а в силу острой необходимости жить с Богом, быть в Его Теле, жить Его жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение», совершаемое перед очами Божиими. Богослужение, включающее в себя не только посещение храма и частую молитву (которая, по заповеди апостола, вообще должна быть непрестанной), но и труд на благо своих близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Любой труд на благо уже есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен перед Творцом. Собственно, поэтому святые отцы всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д.. Забота о ближних (и не только родных) вообще должна стать насущной потребностью для каждого христианина. Вот почему все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не делают греха, но и творят угодное Богу!

Никогда в Церкви не запрещался необходимый и полезный труд, пусть бы даже он совершался и в праздники, и в воскресные дни. Так, например, святитель Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь по воскресеньям, отмечает: «Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого» (2).

Конечно, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные постановления стали причиной (т.е. звучали как отговорка) для непосещения богослужений. Но, все же, они четко указывают на то, что созидательный труд есть благо! Указывают на то, что человек, а тем более христианин, должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий нас мир: свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну наконец. Увы, но глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, т.е. на окружающую нас среду, состояние которой целиком зависит от нас самих, становится неприятно от мысли, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну и т .д.. В связи с этим нельзя не вспомнить слова апостола Иоанна о том, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа, Новый Закон – закон любви – должен быть начертан в наших сердцах, ибо «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). И разве этот закон может оправдать лень и безделие?

1. Адальбер-Гюстав Аман. Повседневная жизнь первых христиан 95-197 г.г. Москва. «Молодая гвардия». 2003 г., с.225, 232.
2. Добротолюбие. Т.5

Ссылка на основную публикацию