Секреты идеального макияжа, о которых должна знать каждая девушка

12 правил идеального макияжа

Здравствуйте, милые читательницы нашего блога! Всем известно, что макияж может творить чудеса. Он способен как украсить женщину, так и испортить ее. Чтобы не допустить второго, следует знать правила макияжа.

  1. Пошаговая инструкция
  2. 1. Естественность
  3. 2. База под макияж
  4. 3. Подберите тональную основу
  5. 4. Избегайте эффекта маски
  6. 5. Аккуратнее с румянами
  7. 6. Брови должны быть естественными
  8. 7. Не используйте перламутровые тени
  9. 8. Избегайте черной подводки
  10. 9. Карандаш-контур для губ не должен выходить за сам контур ваших губ
  11. 10. Выбирайте один акцент в макияже
  12. 11. Обратите внимание на свой цветотип
  13. 12. Продумывайте макияж ко всему вашему образу
  14. Профессиональные секреты макияжа от визажиста

Пошаговая инструкция

Правила макияжа состоят из того, как наносить то или иное средство, в какой последовательности и из основных современных тенденций.

Мы будем идти от основного – кожа лица, и постепенно пробираться к завершающему этапу – губы. Начнем.

1. Естественность

Первое правило, это естественность в макияже. Не злоупотребляйте тушью, тональным кремом, яркими тенями и помадами – все это должно ложиться равномерно без комков.

2. База под макияж

Самое важное, что мы должны сделать, это подготовить нашу кожу к нанесению макияжа.

Сейчас есть множество средств для нанесения перед тональным кремом. Но одно единственное правило, которое вы должны усвоить, это то, что ваша кожа лица должна быть защищенной и достаточно увлажненной.

Это касается любого типа кожи. Кожа подвержена преждевременному старению, если не защищена от внешних факторов.

И прыщики часто у нас могут появиться от того, что мы забиваем поры тональной основой и пылью, при этом не достаточно тщательно очищаем лицо.

3. Подберите тональную основу

Старайтесь подбирать тональную основу тон в тон подходящую к вашей коже. Если такой в мире не существует, попробуйте смешивать два оттенка.

Это лучше чем белая шея и темное лицо. И еще, в любом случае, тщательно растушевывайте тональный крем в области подбородка, шеи, ушей. Желательно шею еще припудрить пудрой, чтобы цвета слились и легли равномерно.

4. Избегайте эффекта маски

Слишком большое количество тональной основы или пудры пересушивает кожу, и мы становимся похожи на запеченное яблоко, видны все морщинки, выглядим мы при этом на 5 лет старше своего возраста.

Чтобы избежать подобных проблем позаботьтесь об увлажнении кожи. Уделяйте особое внимание зонам вокруг лаз.

Также при нанесении пудры слегка встряхните кисточку, чтобы убрать лишний слой пудры и слегка взмахните кистью на лбу, носике и подбородке.

5. Аккуратнее с румянами

Также хотим обратить ваше внимание, что тоже самое стоит проделать с кистью при нанесение румян.

Часто девушки допускают одну и ту же ошибку – яркие румяна. Мало того, что это визуально прибавляет вам лет, так еще и не естественно выглядит.

Румянец должен быть легким и ненавязчивым. Ели вы желаете сильно выделить скулы, то сделайте это с помощью темных, коричневых румян или тонального крема.

6. Брови должны быть естественными

Сейчас в моде широкие брови, но это не значит, что их необходимо обильно дорисовывать.

Избегайте тонких линий, проведенных карандашом. Лучше слегка припудрить их тенями на тон светлее или на тон темнее ваших волос.

Чтобы добиться максимально естественного вида прорисуйте самым темным цветом внешнюю линию брови и сойдите на нет, приближаясь к переносице.

7. Не используйте перламутровые тени

Правило макияжа номер 7: если вам не 18 лучше избегайте перламутровых теней – они подсвечивают лицо там, где это абсолютно не выгодно. Из-за этого могут выделяться мелкие морщинки, прыщики и прочие недостатки кожи.

8. Избегайте черной подводки

Вообще карандаши и подводки черного цвета мало кому идут – они визуально уменьшают глаза.

Поэтому вы должны быть с большими глазами и зимнего цветотипа – именно таким девушкам идет кардинально черный цвет.

Если вы таковой не являетесь — главными цветами в вашей косметичке должны быть синий, зеленый, коричневый.

Также не стоит подводить карандашом нижнее веко, если это ровная черна полоса. Это уменьшает глаза, прибавляет возраст, вычурно смотрится днем – лучше его слегка растушевать.

9. Карандаш-контур для губ не должен выходить за сам контур ваших губ

Часто хочется с помощью карандаша увеличить губы, но если делать это не умело, то смотрится вульгарно, устарело и неаккуратно. Мало кто делает это умело, поэтому лучше избегать подобных приемов.

10. Выбирайте один акцент в макияже

Это должны быть либо губы, либо глаза. В противном случае вы перегружаете лицо, и рядом сидящий человек не увидит в результате ни красоты ваших глаз, ни красоты губ.

Будут только доступны взгляду красная помада и зеленые тени – все! А вашей индивидуальности никто не заметит.

11. Обратите внимание на свой цветотип

Кто вы – зима, лето, весна, осень? Вычислите это. Разберитесь, какие косметические бренды выпускают продукцию именно подходящую вашему типу внешности.

Обычно они придерживаются одной линии, теплой или холодной. И пользуйтесь только теми тонами, которые вам действительно идут.

Ни в коем случае не смешивайте тона по типу теплая оранжевая помада и серебристо-голубые тени.

12. Продумывайте макияж ко всему вашему образу

Это поможет вам выглядеть естественней, гармоничней и привлекательней.

Также не забывайте, что все должно быть по случаю и макияж в том числе. Яркие краски в ночной клуб, постельные оттенки в офис, чувственность и романтика на свидание.

Профессиональные секреты макияжа от визажиста

Телевизажист канала СТБ Елена Мельник поделилась своими профессиональными правилами и рассказала, как быстро и легко сделать макияж в стиле nude, который уже давно завоевал популярность не только на подиумах и обложках модных журналов, но и в повседневной жизни миллионов женщин.

Эффект чистого лица, сияющего свежестью и красотой, идеально подходит для летнего макияжа.

Дорогие девушки, надеемся, что данная статья предостережет вас от ошибок и неприятных ситуаций. Желаем вам покорять всех вокруг и оставаться в прекрасном настроении!

8 секретов идеального макияжа, о которых должна знать каждая женщина!

От Masterweb

Для современной женщины макияж — это важный ежедневный ритуал. Хорошо выполненный, он может преобразить облик женщины до неузнаваемости. Конечно, это вовсе не значит, что вы должны накладывать на лицо горы грима. Но если знать некоторые тонкости макияжа, то можно всего за несколько минут и взмахов кисточки превратиться из заспанного существа в прекрасный цветок!

1. Используйте консилеры разных оттенков для контурирования лица

Прежде всего, нанесите основу под макияж. Растушуйте ее, а затем нанесите консилер. Его используют для того, чтобы скрыть недостатки кожи: пигментацию или черные круги. Консилер следует наносить с помощью губки; так он ляжет тонким и ровным слоем.

Если вы хотите просто выровнять цвет лица и убрать темные круги под глазами, нанесите консилер под глаза в форме треугольника сужающегося к низу. Если вы хотите сделать контуринг, используйте консилеры разных оттенков.

2. Контуринг сделает ваш носик более узким и острым

Если правильно контурировать нос, он будет выглядеть меньше и аккуратней. Используйте темные цвета для крыльев носа и прорисуйте светлую линию по центру.

3. Как подчеркнуть брови

Если природа не одарила вас густыми и яркими бровями — не беда. Сперва придайте бровям нужный контур с помощью карандаша. Начините снизу, а потом прорисуйте верхнюю дугу. После этого аккуратно прорисуйте центр и растушуйте карандаш. Старайтесь выбирать натуральные оттенки, максимально близкие к вашему цвету волос.

4. Выразительные глаза

Чтобы зрительно увеличить глаза и придать взгляду глубину, используйте хайлайтер. Нанесите его на внутреннюю часть века сверху, и на внешнюю снизу, затем под бровь. Всего пару штрихов, а разница очевидна!

5. Как рисовать стрелки

Нарисовать одинаковые и ровные стрелки — извечная женская проблема. Чего только не рекомендуют на просторах Интернета — от использования транспортира и ложки до накладных стрелок. Но если вооружиться хорошей подводкой, то идеальную стрелку вполне возможно нарисовать без дополнительных приспособлений.

Просто прорисуйте нижнюю часть стрелки, затем верхнюю, прорисуйте средину и центр. Секрет удачных стрелок в том, чтобы визуально продолжать естественную форму глаза.

6. Расчесывайте ресницы

Комки туши на ресницах еще никого не украсили. Поэтому вооружитесь щеточкой для ресниц и обязательно расчешите ресницы после того, как накрасили их тушью.

7. Для пухлых губ

Чтобы губы казались полнее, прорисуйте центральную часть белым карандашом. Затем растушуйте и нанесите бесцветный блеск.

8. Для эффектного макияжа губ

Чтобы помада лучше ложилась, нанесите на губы увлажняющий бальзам. Если вы прорисовываете контур карандашом, выбирайте оттенок, одинаковый с цветом помады. Вторую линию за контуром губ можно прорисовать белым карандашом, это зрительно увеличит губы.

И, конечно же, всегда помните о том, что макияж должен быть уместным: для работы и встречи с друзьями подойдет нюд, а для вечеринки можно выбирать более смелые решения.

Надеемся, вы почерпнете что-то новое из наших советов, чтобы всегда выглядеть неотразимой!

25 бьюти-правил, которые должна знать каждая девушка

Хитрости и секреты красоты от кончиков волос до кончиков ногтей.

Профессионала от любителя отличает знание маленьких хитростей. Зачем наносить увлажняющий крем поверх тонального? Как продлить жизнь маникюра? Можно ли смешивать ароматы?

1. Лето — не время для слоеного пирога на лице. Но и отказываться от самосовершенствования с помощью косметики не обязательно. Используя одно многофункциональное средство, можно убить как минимум трех зайцев. BB или CC-крем на 100% справятся с обязанностями праймера, тональной основы и санскрина.

2. Всегда наносите косметику на увлажненную кожу. Даже если вы используете крем утром, а макияж делаете днем или вечером, нанесите крем еще раз и подождите, пока он полностью впитается. Если недостаток гидратации отражается на коже шелушением, то избыток крема грозит жирным блеском и «поплывшим» мейк-апом.

3. Чтобы найти свой оттенок тонального средства, нанесите несколько вариантов на линию подбородка. Сравните оттенки при естественном освещении. Берите тот, который окажется ближе всего к цвету кожи на шее.

4. Не бойтесь скульптурирования овала лица, просто подберите подходящие средства и научитесь ими пользоваться. Современные продукты для контуринга смотрятся максимально естественно. Главное – подобрать оттенок шейдинга без оранжевого подтона и тщательно растушевать.

Читайте также: 30 ЖЕНСКИХ ХИТРОСТЕЙ

5. Чтобы избавить кожу от тусклой матовости, придать лицу влажный, но не сальный блеск, да и просто освежить макияж, используйте следующий трюк: нанесите увлажняющий флюид поверх тонального крема на область лба, подбородка, носа и скул. Делайте это похлопывающими движениями.

6. Выдавили из тюбика слишком много крема для лица или для глаз? Просто вотрите остатки в кутикулу.

7. Текстуру любого тонального крема можно сделать легче и светлее, если смешать его с вашим обычным увлажняющим продуктом. Или темнее, добавив жидкий бронзатор или более темный оттенок тональной основы.

8. Кремовые текстуры наносите поверх тонального средства, компактные и рассыпчатые — на пудру, иначе они могут скататься или лечь неровно. Особенно это касается бронзирующих пудр и румян.

Читайте также:  Как добиться блеска волос в домашних условиях?

9. У консилера для области вокруг глаз должна быть кремовая консистенция, чтобы не подчеркивать морщинки. Корректор для несовершенств (воспалений, покраснений, пигментации), наоборот, должен быть слегка суховатым и нежирным, чтобы оставаться в одном месте весь положенный срок.

10. Наносите консилер под глаза, выделив область в форме треугольника, а не полукруга. Три вершины этого треугольника — уголки глаза и точка под зрачком на орбитальной косточке. Так маскировка будет смотреться более естественно.

11. Не знаете, куда наносить румяна и где эти самые «яблочки» щек? Мысленно прочертите вертикальную линию от зрачка вниз. Другой ориентир: приложите вертикально два пальца к крыльям носа. В эту зону румяна попадать не должны.

12. Иногда даже самый стойкий карандаш для глаз не держится на месте. Если вы перепробовали множество производителей, но так и не нашли подходящий вариант, сделайте выбор в пользу жидких подводок (особенно с пометкой waterproof). Они высыхают сразу после нанесения и остаются на веках, даже если тереть глаза или купаться.

13. Чтобы подобрать розовую помаду, нанесите на губы вертикальные полоски трех разных вариантов оттенка. Подходит тот, который наиболее совпадает с цветом десен.

14. При выборе красной помады ориентируйтесь на два основных момента. Первый — тон кожи. Если у вас есть теплый оттенок, смело выбирайте помады с оранжевым подтоном, в то время как прохладным тонам подходят красно-малиновые оттенки. Нейтральный красный, в котором теплого и холодного пигмента поровну, идет всем. Второй нюанс, который следует учитывать, — помада должна визуально делать зубы белее, а не желтее.

15. Чтобы определить, холодный у вас тон кожи или теплый, посмотрите на запястье. Если вены голубые или сиреневые, у вас первый тип. Если темные, коричневатые — второй.

16. Обычно эксперты в один голос рекомендуют отказаться от косметики в спортзале. Однако, если с «голым» лицом вы чувствуете себя некомфортно и вместо выполнения выпадов с гантелями рассматриваете себя в зеркало, не удаляйте косметику полностью. Тушь для ресниц, подведенные брови и консилер под глазами вам не помешают. А вот тональному крему и пудре не место на тренировке: смешиваясь с потом, они забивают поры.

17. Не наносите мерцающую косметику на области с морщинками: они станут еще заметнее.

18. С помощью туши вполне возможно скорректировать форму глаз. Чтобы сделать их больше и круглее, накрасьте верхние ресницы по направлению к бровям и не забудьте пройтись щеточкой по нижним. Чтобы придать глазам миндалевидный, кошачий разрез, накрасьте верхние ресницы по направлению к вискам, а нижние не красьте вовсе.

19. Часто тени выглядят яркими в упаковке и едва заметны на коже. Исправит ситуацию белый карандаш для глаз. Нужно заштриховать им всю поверхность века, а сверху нанести тени. Кстати, такой прием работает и с лаками для ногтей: на белой основе любой цвет становится сочнее.

20. Прорисовывая форму бровей, не стремитесь к полной симметрии: брови — сестры, но не близнецы.

21. Если у вас волосы жирного или смешанного типа, не наносите кондиционер на корни: от этого пряди потеряют объем. Распределяйте средство на область от ушей до кончиков.

22. После использования кондиционера для волос промойте локоны прохладной водой, чтобы закрыть волосяные кутикулы и продлить эффект средства.

23. Чтобы лак для ногтей продержался дольше, обязательно обезжиривайте ногтевую пластину до нанесения лака (для этого есть специальные средства), а затем каждые два дня наносите свежий слой топового покрытия поверх предыдущего.

24. Чтобы лак высох быстрее, после нанесения окуните кончики пальцев в холодную воду. Фен, наоборот, делу не поможет, к тому же сделает цвет тусклым.

25. Не бойтесь смешивать духи. Это самый простой и доступный способ создать свою уникальную композицию. Ирис и альдегиды добавят суровости, гурманские ноты — сладости. Хотите сделать аромат более теплым? Добавьте к нему согревающие ноты кожи, уда, амбры, специй. Если же не хватает свежести, берите зелень и цитрусы.

5 секретов красоты, о которых должна знать каждая женщина

Быть уверенной в себе и гордо идти по жизни, несмотря ни на что – вот то, что необходимо, чтобы чувствовать себя лучше. Но каждая женщина также скажет, что не менее важным, стоя перед зеркалом, является необходимость чувствовать себя красивой. Когда женщина нравится самой себе в зеркале – это главное, что помогает ей быть уверенной в себе!

Чтобы выглядеть хорошо, не обязательно тратить большие суммы, и это вовсе не так сложно, как может иногда показаться. Эксперты уверены, что необходимо всего лишь уделять себе внимание и знать несколько секретов, которые помогут не только сохранить физическую красоту, но и позволят хорошо себя чувствовать морально. Много времени и денег для этого вовсе не нужно.

Мы предлагаем вам ознакомиться с этими секретами. Те, кто не знаком с ними, поймут, насколько несложно им следовать.

Секрет красоты №1: Оцените значение увлажнителей

Не важно, какой тип кожи у вас – сухая, нормальная или жирная. Если вы хотели бы приобрести хороший продукт для защиты вашей кожи, потратьте деньги на хорошее увлажняющее средство.

“Иногда достаточно пользоваться хорошим увлажнителем и мягким очищающим средством. Это поможет вам продлить молодость вашей кожи”, – говорит профессор Университета Нью-Йорка Рода Наринс (Rhoda Narins), президент Американской Ассоциации Хирургов-Дерматологов. Если кожа сухая, то значительно выделяются морщины и кожа быстрее стареет.

Если вам 20-30 лет, врачи утверждают, что увлажнители дадут ту защиту, которая вам необходима, чтобы предотвратить преждевременное старение. В 20 лет и немного после 30 увлажняющие средства являются самыми важными из всех продуктов по уходу за кожей.

Что же на самом деле означает “хороший увлажнитель”? Дерматолог Чарльз Клатчфилд (Charles E. Crutchfield) говорит: “Это должен быть продукт, который обеспечивает бережным увлажнением, который будет удерживать влагу к клетках кожи, который поможет коже самой давать влажность. Какой именно тип увлажнителя вам следует выбрать, зависит от вашего типа кожи”.

Если кожа нормальная или сухая, обратите внимание на увлажнители, которые содержат альфа-оксикислоты. Они помогают коже самостоятельно производить влажность. Если кожа очень сухая, эксперты предлагают продукты, использующие технологию “пористой эмульсии”. Эта технология использует микроскопические шарики, которые смешаны с влагой и водой и постепенно высвобождают влагу в течение дня, поэтому увлажнение происходит постоянно.

Если ваша кожа жирная, ищите легкий и мягкий увлажнитель, но ни в кое случае не отказывайтесь от него вообще. Жир – это не влага и даже если ваша кожа очень жирная, ей все равно требуется увлажняющее средство.

Секрет красоты №2: Солнцезащитный крем – лучший способ продлить молодость кожи

Прежде чем прибегать к пластической хирургии и тратить большие деньги на кремы против старения, лучше защитите кожу с помощью солнцезащитного крема.

Это средство не только помогает снизить риск развития рака, но также является секретом молодости. Эксперты говорят, что причина заключается в том, что когда солнцезащитное средство защищает кожу от вредных лучей, оно также не дает коже быстро стареть.

“Солнце влияет на выработку кожей коллагена, без которого она не может естественным образом поддерживать гладкость, влагу, молодость и предотвращать появление морщин”, – говорит пластический хирург Дэррик Антелль (Darrick Antell). Если находится постоянно под солнечными лучами, на коже появятся морщины гораздо раньше срока.

Без защиты от солнца достаточно несколько минут каждый день находиться под прямыми солнечными лучами в течение нескольких лет, чтобы увидеть изменения, которые будут заметны на коже, как утверждает Американская Академия Дерматологии. Это также будет способствовать не только быстрому появлению морщин, но и веснушек, возрастных пятен и “звёздочек” от вен. Кожа сама может выглядеть грубой и жесткой или отвислой и ослабленной – и все из-за солнца.

Солнцезащитные кремы помогают защититься от вредных лучей, и даже если вы много времени проводите на солнце, ваша кожа будет прекрасно защищена от преждевременного старения.

Клатчфилд советует выбрать солнцезащитный крем типа SPF 15 и выше. Солнце разрушает эффективность крема в течение дня, поэтому если вы собираетесь проводить много времени под прямыми солнечными лучами, накладывайте крем каждые несколько часов.

Еще один вариант: используйте солнцезащитный крем прежде, чем наложить тональный, а затем наложите легкую прозрачную минеральную пудру для дополнительной защиты в течение дня. Некоторые виды пудры содержат натуральные солнцезащитные компоненты.

Секрет красоты №3: Выбирайте очистительное средство с умом

Если вы предпочитаете использовать для очищения кожи мыло с водой, вам следует еще раз подумать. Дерматологи советуют использовать самое мягкое средства для очищения и при этом использовать его очень экономно.

“Если у вас есть огромное искушение мыть лицо несколько раз в день (если у вас, к примеру, очень жирная кожа), это не только не поможет вам добиться желаемого результата, если вы используете очень жесткое средство, такое как мыло, но и нанесет серьезный урон вашей коже”, – говорит Клатчфилд.

Очищение лица очень часто – более двух раз в день – может повредить натуральный липидный барьер, защитный покров, который помогает коже быть здоровой.

“Когда защита теряется и барьер разрушается, кожа становится сухой, поэтому она уязвима к появлению трещин, шелушений, зуда, жжения, болезненных ощущений”, – говорит Клатчфилд. Это также означает, что вы будете выглядеть старше.

Выход прост – очищайте кожу не более двух раз в день и выбирайте очистительное средство с умом.

Секрет красоты №4: Используйте правильные аксессуары для нанесения косметики

Вы можете иметь самые лучшие в мире тени для век, самый дорогостоящий тональный крем, самые лучшие румяна.

Но если у вас нет правильных аксессуаров для их нанесения, пользы от них будет мало.

Что значит правильные принадлежности? Кисточки должны быть очень мягкими и приятными на ощупь.

Они должны быть изготовлены из такого материала, который будет гладко скользить по поверхности вашей кожи. Если вы опускаете кисточку в тени, и они падают до того, как вы поднесете кисть к глазам, это неправильная кисточка, считают эксперты.

Секрет красоты №5: Меняйте прическу и макияж каждые 2 года

Если на встрече выпускников кто-то, с кем вы не виделись долгие годы, воскликнет “Ты совсем не изменилась!”, срочно бегите в ближайшую парикмахерскую!

Эксперты утверждают, что если вы не помните, когда у вас была другая прическа или когда вы иначе наносили макияж, это значит, что уже пришло время что-то изменить.

“В идеале вам следует менять имидж, включая прическу и макияж, не реже одного раза в два года, а может, и чаще, если мода поменяется коренным образом”, – говорит стилист Ник Чавез (Nick Chavez). “Если ваш имидж меняется, вы всегда будете выглядеть моложе и более современно.Ничто так не старит женщину, как та же самая прическа и макияж в течение долгого времени“.

Читайте также:  Домашняя тренировка для красивых ягодиц

Если вы совсем не знаете, что же нового придумать, всегда можно посоветоваться со специалистами, которые подскажут, что модно в новом сезоне и что может подойти лично вам.

Что такое телесный комфорт?

АРШИНОВ
Сергей Иванович

Врач психотерапевт
Санатория-профилактория
“Лесной”

(4862)36-07-30
8 920 286 69 42

«Как его жизнь скрутила!» – восклицаем мы порой, увидев приятеля, попавшего в полосу неудач. И действительно. Плечи опущены, сутулится, движения скованы или, наоборот, суетливы. Весь вид такого человека выдаёт и духовный, и телесный дискомфорт. И это только один из примеров отражения духовного состояния, состояния здоровья и эмоциональной сферы в осанке и динамике человека, сопровождающихся телесным дискомфортом. Телесный дискомфорт очень распространен в настоящее время. Вас может беспокоить боль, тяжесть, стянутость, распирание, усталость, ползание мурашек, чувство онемения, жар или чувство холода, нарушение подвижности, чувство неудовлетворенности, уныние или раздражение и т. д.. Список неприятных ощущений можно продолжить, их очень много. Телесный дискомфорт может возникать остро или постепенно, в разное время и в разных участках тела, может быть связан с самыми разными ситуациями и может быть даже таким, что человек не в состоянии его описать. Любой желает жить и чувствовать себя хорошо. Что же означает жить? Жить – значит иметь возможность легко одновременно думать, чувствовать, дышать и двигаться. Движения даны человеку не только для перемещения, но и для выражения себя в жизни, для самоутверждения. С помощью движений мы достигаем свои цели в жизни, выражаем свои эмоции, подчеркиваем свою индивидуальность. Если же тело напряжено, в нем есть боль, то человек не может использовать свое тело должным образом. Любое напряжение, любая боль, плохое настроение, сдерживание по каким – то причинам своих эмоций приводят со временем к дискомфорту. Этот дискомфорт вначале расценивается человеком как принятые им специфические черты характера, привычки. Но привычки не обязательно правильны. Многие трудности со здоровьем возникают в связи с целым комплексом плохих привычек. Плохие привычки (неправильная осанка, походка, неправильные позы во время отдыха или работы) закрепляются при многократном повторении действий. Со временем это может приводить к серьезным расстройствам здоровья и трудностям в конкретных жизненных ситуациях. Сначала возникает хроническое мышечное напряжение, затем развивается болезнь, которая поражает какой-то участок тела, а через некоторое время и весь организм. Это происходит, потому что человек – единое целое. Он не состоит из частей. Один дефект в теле обязательно разрушает весь организм, поэтому лечение отдельного заболевания может приносить лишь временное облегчение. Например, что происходит с человеком, который боится или тревожится? Такой человек надевает маску «мужественности», – спина напряжена, грудная клетка раздута, живот втянут, шея напряжена, голова втянута в плечи. Так возникает хроническое мышечное напряжение во всех перечисленных участках тела с болевыми явлениями, что постепенно приводит к развитию таких заболеваний, как остеохондроз, артриты и артрозы, хронические бронхиты, частые простудные заболевания, заболевания сердечнососудистой и пищеварительной систем, мочеполовой сферы и т.д. Напряженные мышцы также снижают уровень энергетики тела. В целом очень важно иметь послушное тело, что автоматически дарует нам хорошее настроение и здоровье. Добиться этого можно с помощью специфической работы с телом. Производится дозированная по времени и силе нагрузка на мышцы и связочный аппарат. Внешне это может напоминать лечебную гимнастику, но это не так. На самом деле, работая с мышцами, мы восстанавливаем способность мозга быстро и адекватно контролировать движения и работу всех внутренних органов, обучаемся позитивному мышлению, умению владеть своим телом, чувствами – на подсознательном уровне. Через мышцы восстанавливаем и улучшаем деятельность нервной системы и уже через нее восстанавливаем и улучшаем состояние тела. Человек обучается бессознательно управлять состоянием своего здоровья.

С помощью данной методики достигаются следующие важные цели: 1. Восстановление приятного мышечного тонуса, подвижного позвоночника и суставов. 2. Восстановление чувства удовлетворения своим телом в покое и движении, в быту и на работе, в отдыхе и в любви. 3. Восстановление способности своим телом выражать свои эмоции, желания и быть способным их свободно реализовывать.

Методика относится к телесной психотерапии, не требует обязательного изложения своих жизненных трудностей. В ней оказывается лечебное воздействие на мышцы и связочный аппарат, восстанавливается и улучшается психическая и физическая выносливость, восстанавливается подвижность позвоночника и суставов, улучшается осанка, походка, обретается уверенность в себе. Методика способствует активации защитных сил организма. Применяется в комплексном лечении заболеваний нервной системы (остеохондрозы, нейропатии, постинсультные и посттравматические состояния и т.д.), опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиозы, артрозы, артрозопатии и т.д.), заболеваний органов и систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой и т.д.), для лечения повышенной утомляемости (астенического синдрома), вегето-сосудистой дистонии, невротических расстройств, тревожных и депрессивных состояний. Лечение проводится в группе или индивидуально под руководством врача психотерапевта. Пациент выполняет упражнения в заданном темпе и ритме, обращая внимание на свои ощущения. На то, какие они и как меняются. Ощущения пациента анализируются и интерпретируются. Таким образом, пациент узнает, почему он испытывает болезненные или другие дискомфортные ощущения и как восстановить комфорт. В течение лечебного курса, шаг за шагом, пациент осознает, какое именно состояние его тела и ума является для него комфортным, как его сохранять и развивать. Все разученные под руководством врача упражнения можно в дальнейшем выполнять самостоятельно в домашних условиях.

Что такое телесный комфорт?

Сотрудник Центра, психолог Ксения Басырова, чтобы описать телесный комфорт и его противоположность, поставила эксперимент на себе. К каким выводам подтолкнула автора избыточная тренировка?

«Комфорт в теле — это как?» — задали мне странный вопрос в редакторском отделе. Я задумалась. А когда мне нужно подумать, я отправляюсь на пробежку. Но перед этим еще интересуюсь мнением домашних.

«Вы, психологи, вечно усложняете! Комфорт — это когда ничего не болит!» — ответили мне.

Этот вариант меня не устроил. Комфорт — не только отсутствие боли, как и дискомфорт — не только боль. Голод, возбуждение, эмоции, etc. — мы живем в теле, поэтому все наши неудовлетворенные потребности переживаются как телесный дискомфорт.

Так что же такое телесный комфорт? Он вообще достижим?

Я не знаю другого способа рассказать про тело, кроме как самой пережить некий телесный опыт. Это и определило формат моего нехитрого эксперимента: я решила добавить два километра к своей обычной беговой дистанции. И побежала, внимательно прислушиваясь к реакциям тела.

Тело включалось неохотно. Завтрак был неподходящим — сейчас я это явственно ощутила. К тому же, я плохо размялась, и ленивые мышцы не торопились приходить в тонус.

Первый километр я бежала под горой, в тени. На открытых участках тела мне было прохладно, а под ветровкой я стремительно нагревалась. Но мое дыхание было ровным, и я испытывала удовольствие от того, как хорошо справляется сердце, как чутко я выбрала темп.

Мышцы становились все послушней. Трекер ободряюще отмечал мои успехи каждый километр. Я обнаружила, что одной лишь заменой куртки на более легкую я заметно улучшила свой темп.

«Становлюсь ли я лучше?»

Когда я пробежала свою обычную дистанцию и не остановилась, ощущения достаточно быстро стали меняться. Усталость нарастала, пришла жажда, пробежка определенно переставала быть томной.

Я стала бежать более порывисто. Удовольствие от движения сменялось сомнительным удовольствием от похвалы моего робо-тренера из кармана куртки. Еще через километр я поняла, что моему телу много, хотя я могу пробежать еще. Дыхание стало сбиваться, правое колено заныло.

А я думала о комфорте.

Том самом, который презирается теми, кто живет идеей «нужно каждый день становиться лучше себя вчерашнего».

Становлюсь ли я сейчас лучше от того, что не останавливаюсь?

И в чем заключается это «лучше»? Становлюсь ли я здоровее? Вряд ли. Мое тело недвусмысленно сообщало мне об этом: пульс был высоким, колено побаливало, мысли путались. Ради здоровья мне хватило бы и половины дистанции.

«Окей, но ведь спорт — это для красоты! Если не выжимать из себя все соки, красивого тела не видать!».

Давайте оставим за скобками весьма дискуссионную идею однозначности красоты и будем практичны: избыточные тренировки долго выносить невозможно! В то же время комфортные тренировки остаются с нами на годы, а значит, в долгосрочной перспективе у меня больше шансов хорошо выглядеть, тренируясь умеренно и в удовольствие.

К слову сказать, когда я была подростком, я бегала по четырнадцать километров в день — семь утром и семь вечером. Я испытывала тревогу и злость, если что-то вмешивалось в мои планы. Однажды я бегала даже с высокой температурой — и узнала об этом, лишь вернувшись домой. Мне было четырнадцать. Тем не менее, мое увлечение бегом было социально одобряемым. Окружающие громко восхищались моей «силой воли». Тогда это было для меня очень важным.

Одобрительное подбадривание робо-тренера в кармане сейчас напоминало те голоса…

Результаты «преодоления себя»

Наконец, пробежка закончилась. Я чувствовала усталость и разбитость вместо обычного прилива сил. Я тяжело дышала. Немного кружилась голова. Очень хотелось пить. Не хотелось делать растяжку, бродить вокруг озера — а ведь это едва ли не любимая часть моего спортивного досуга.

Я купила сок. Он оказался shugar free, и мне пришлось высыпать в него два пакетика сахара, чтобы получить то, о чем просило тело — глюкозу.

Я сидела на солнышке, восстанавливая дыхание. Сахар делал свое дело — я оживала. Это было очень приятное чувство — дать себе ровно то, в чем я нуждаюсь. Это было как взять на руки встревоженного младенца, без слов понимая, хочет он сейчас есть, пить или нуждается в тепле любящего взрослого.

Телесный комфорт постепенно возвращался, но все равно это было не то приятное состояние, ради которого я обычно бегаю.

Усталость сопровождала меня до вечера.

Да, я могла похвалить себя, что пробежала значительно больше обычного. Но это было не важно. Важно было, что мне не хватало энергии на статью, на игру с дочкой, на встречу с подругой.

Я вспоминала ситуации, когда надевала слишком узкое платье на вечеринку, чтобы выглядеть сногсшибательно — и весь вечер беспокоилась о том, как выглядит мой живот (который начинал болеть от напряжения) вместо того, чтобы получать удовольствие от происходящего. Или, кстати, заметить, что не происходит ничего стоящего — и уйти.

Итак, я должна признать, что телесный комфорт — это и правда просто, как пирог:

Это когда я занимаюсь спортом, почувствовав потребность в движении.

Когда останавливаю тренировку, почувствовав боль.

Когда одежда мне впору, и мне в ней удобно.

Когда я даю себе отдых, если устала.

Когда сплю достаточно.

Телесный комфорт — это когда в моем желудке тепло и приятно, потому что я выбрала ту еду, которую действительно хотела, в тот момент, когда была голодна; съела столько, сколько было нужно, и остановилась в тот момент, когда почувствовала насыщение.

Читайте также:  Как бороться с вросшими волосами

Прислушиваться к себе не очень сложно — сигналы тела достаточно громкие и часто однозначны. Это просто навык. Его можно тренировать. Или, напротив, игнорировать эти сигналы.

А что выберете вы?

Эта статья интерактивная. Если она вызвала у Вас отклик, желание задать вопросы или возразить — пишите комментарии здесь и под анонсами в наших соцсетях! Обсудим разные точки зрения в прямом эфире «Как научиться чувствовать тело?» с Маргаритой Шановой 25 января 2018 года!

Телесно-ориентированная психотерапия: работа с телом для душевного комфорта

Эта практика помогает избавиться от груза прошлого и в буквальном смысле расправить плечи.

Однажды, когда я только начинала пробовать свои силы в психотерапии, ко мне на занятие пришли подростки. «Здравствуйте, – сказали они, – мы на аэробику к психиатру». Забавно, но именно так молодые люди восприняли программу, основанную на использовании методов телесно-ориентированной психотерапии. С тех пор мы с коллегами в шутку называем свои занятия психиатрической аэробикой.

А между тем телесно-ориентированная психотерапия – одно из наиболее эффективных направлений в современной психотерапии. Своими истоками она восходит к позднему психоанализу, а ее родоначальником стал ученик Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх. Для Райха работа с телом стала одним из способов вернуть своим пациентам душевное равновесие и комфорт. Он ввел понятие защитной «брони», или «панциря», характера – совокупности защитных механизмов, которые блокируют переживание той или иной эмоции. «Броня» формируется по мере взросления, когда мы учимся вести себя в соответствии с требованиями общества.

В результате нам приходится подавлять свои первичные – инстинктивные – порывы. Однако их энергия никуда не девается – мы просто загоняем её внутрь себя, уплотняя свой панцирь. В дальнейшем с помощью брони мы как бы гасим тревогу, связанную с внешними и внутренними проявлениями, которые вызывают страх. Броня характера позволяет нам оставаться в социальноприемлемых рамках, но при этом мы часто перестаем чувствовать контакт со своим внутренним «я», всё беднее проявляем свои эмоции, что, в конечном итоге, лишает нас возможности получать удовольствие от жизни и работы. В результате исследований Райх пришел к заключению, что панцирь имеет не только психологическую, но и физиологическую основу. Другими словами, он существует не только на уровне психики, но и на уровне тела, где проявляется в постоянном мышечном напряжении – зажимах. Наша физическая оболочка – это надежное хранилище самых разнообразных и часто противоречивых переживаний. Тело, так же как и мозг, хранит в себе опыт, который мы получаем в течение жизни.

Взять для сравнения тело ребенка и тело взрослого. Ребенок расслаблен, его движения непосредственны и естественны. Взрослый же более напряжен, плюс ко всему у него уже готов целый набор выработанных движений-привычек: походка, поза, жестикуляция… Они-то и задаются мышечным панцирем, с годами становящимся все жестче и жестче.

Связь тела и души неразрывна. Так, пребывая в хорошем настроении, мы или расслаблены, или находимся в состоянии приятной активности – нам хорошо и душевно, и физически. При плохом настроении мы обычно напряжены, что особенно заметно по лицу. Отсюда дискомфорт и физический, и психологический. И наоборот – если мы плохо себя чувствуем, то и на душе покоя нет; если же с телом всё в порядке, душа спокойна. Таким образом, повлияв на тело, можно по­влиять и на душу.

Райх выделил семь телесных уровней (поясов), на которых формируется мышечный панцирь: уровень глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Метод Райха, получивший название характероаналитической вегетотерапии, предполагает постепенную проработку всех уровней сверху вниз; считается, что каждый следующий (тот, что ниже) сдерживает более глубокие и значимые незавершенные эмоциональные переживания. Проработка с помощью особых манипуляций (сам Райх использовал массаж) и специальных упражнений дает возможность заново пережить недопережитый опыт, навсегда избавиться от связанного с ним эмо­цио­наль­но­го негатива и восстановить свободное течение энергии в теле. Вообще, Райх был неутомимым исследователем, для него не существовало формальных запретов и рамок.

Долгое время проработав в Австрии, в 1939 году он получил приглашение от Американского психосоматического движения. К тому моменту Райх создал свою лабораторию «оргонной энергии» (этим термином он определял универсальную энергию, которая движет объектами во вселенной и одновременно является биоэнергией живых существ). По словам самого Райха, ему удалось сконструировать так называемый оргонный аккумулятор – устрой­ство, генерирующее оргонную энергию. Исследования показали, что больные, пользовавшиеся аккумуляторами, волшебным образом излечивались от своих – порой серьезных – недугов. Но, несмотря на успешность практики, деятельность Райха оказалась под запретом. Из-за нарушения судебного постановления, запрещающего производство оргонных аккумуляторов, Райх был осужден. Он умер от сердечного приступа в федеральной тюрьме США.

Биоэнергетика А. Лоуэна

Эстафету развития телесно-ориентированной психотерапии перенял американский психотерапевт Александр Лоуэн, создавший биоэнергетическую концепцию. В биоэнергетике Лоуэна, в отличие от вегетотерапии Райха, работа строится не на проработке одного за другим поясов мышечного панциря, а варьируется в зависимости от информации, которую терапевт получает, исследуя физическое и психическое состояние клиента.

Классическая сессия Лоуэна начиналась с дыхательных упражнений, выполнявшихся в положении стоя или сидя, откинувшись на спинку стула. Он также активно прибегал к методу напряженных поз, при которых происходил активный выброс адреналина и возникало мышечное напряжение. Мышечное напряжение влияет на подвижность, поэтому в напряженном состоянии можно обнаружить, какие участки тела скованы, а какие свободны. Основная напряженная поза, которую использовал Лоуэн, это арка (дуга), прогиб назад в положении стоя. Если при выполнении позы можно провести воображаемую перпендикулярную линию от точки между лопатками до точки между стопами, то энергия в теле перемещается свободно. Если же тело жесткое или, наоборот, слишком гибкое, то добиться правильного положения в арке практически невозможно. Эта поза помогает обнаружить заблокированные зоны в теле, в которых происходит накопление энергии. А вот высвободить ее позволяет массаж этих областей или надавливание на них.

В своей книге «Язык тела» Лоуэн приводит следующий пример. Как-то к нему на сеанс пришла молодая женщина, мать двоих детей. Она была хорошей хозяйкой, но жаловалась на раздражительность и на то, что отношения с мужем не приносят радости. Выразиться конкретнее она не могла, но чувствовала, что терапия может ей помочь. Вот как Лоуэн описывает ее внеш­ность: «Она была невысока ростом, с изящной фигурой, но слишком большой для ее комплекции головой и крупным выразительным лицом. Живые глаза, прямой небольшой нос, немного неправильной формы рот и тяжелая нижняя челюсть. Коротковатая шея соединяла голову с хрупким телом, вполне пропорциональным, если не считать слишком узких плеч. У нее была кукольная внешность. Плечи были не только узкими, но и напряженно выдвинутыми вперед, так что при ходьбе казалось, будто руки болтаются на искусственных шарнирах. Такое же впечатление оставляли и ноги».

Оказалось, что женщина была единственным ребенком в семье. Мать хотела, чтобы девочка всегда и всем нравилась, и внушала дочери, что, если та не будет милой, нежной и ласковой, ее никто не полюбит. В результате девочка превратилась в куколку с ангельской внешностью и покладистым характером. Она всячески подавляла гнев и раздражение. Все это, как диагностировал Лоуэн, привело к тому, что грудная клетка, спина и таз стали жесткими, а сжатые челюсти, по его мнению, свидетельствовали о намерении женщины всегда во что бы то ни стало оставаться пай-девочкой.

Анализ также показал, что, выполняя свои повседневные дела (с ними она, кстати, прекрасно справлялась), пациентка направляла всю свою энергию на то, чтобы сделать всё правильно и нигде не ошибиться. На первом же сеансе Лоуэну удалось заставить ее расслабить челюсти. Как только это произошло, женщина разрыдалась: обида и напряжение, сдерживаемые крепко стиснутыми зубами, вырвались наружу. Затем с помощью специальных упражнений он помог ей освободить и подавляемый годами гнев. «С каждым сеансом кукла оживала, – пишет Лоуэн, – соответственно менялась и наружность пациентки. Руки и ноги окрепли, плечи расширились и распрямились, в лице появились черты зрелой женственности. Жалобы, с которыми женщина приходила ко мне, прекратились».

Плачь, плачь, танцуй, танцуй

Танцевально-двигательная терапия – это исследование своего тела и «я», а также своих стереотипов и взаимоотношений с окружающими через танец и движение. Развитие этого направления связывают с такими танцовщиками, как Фредерик Мэтиас Александер, Рудольф фон Лабан, Айседора Дункан, Мэри Вигман и др. Главным для них было выражение неповторимой индивидуальности танцующего, непосредственная эмоциональная жизнь человеческой личности. На тренингах по танцетерапии большое внимание уделяется характеру движений. Дело в том, что в движении, как и во всем остальном, есть что-то, чего мы не можем принять. Так, достаточно часто женщины подсознательно считают для себя неприемлемыми «мужские» – резкие и сильные движения, а мужчины – «женские» – плавные и медленные. Вместе с тем источник нашей силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти. Преодолев этот страх и приняв то, что раньше казалось чуждым, мы освобождаемся от ограничений и стереотипности поведения. А это, в свою очередь, дает нам более мощный ресурс для преодоления жизненных трудностей.

Танцетерапия – это не выполнение формальных танцевальных па, а естественный, спонтанный поток движений. Она идеально подходит тем, кто по каким-то причинам не в состоянии выразить свои эмоции иначе. Более того, считается, что самопроизвольный танец стимулирует энергетические каналы, а потому высвобождает заблокированную энергию и способствует ее равномерному течению по всему организму. Самое главное – чувствовать себя в танце свободно и раскрепощенно, так, чтобы ощутить релаксацию в движении. В этом случае танец будет воздействовать не только на мышцы, но и на сознание, полностью преображая эмоциональную и духовную сферы танцующего.

Все ровно

Еще одно направление в телесно-ориентированной психотерапии – это рольфинг, или структурная ин­те­гра­ция. Оно носит имя своей основоположницы Иды Рольф, биохимика и физиолога. Рольф считала, что телу необходимо вернуть ровность и симметрию. Основные методы структурной интеграции – массаж и растягивание. По мнению Рольф, расслабление соединительной ткани больше, чем что-либо другое, выталкивает на поверхность воспоминания раннего травмирующего опыта, пережить который очень важно. При этом можно его вербализировать, но нельзя зацикливаться на его анализе. В результате человек возвращает себе утраченное душевное спокойствие.

Найти и обезвредить

Итак, телесно-ориентированная психотерапия задействует множество методов и техник, но общим в них является работа с телом. Ее можно назвать гомеопатическим методом работы с психологическими проблемами через активное взаимодействие тела с внешней средой, к которой относятся как психотерапевт, так и подручные средства психотерапии. Когда через ощущения в теле мы понимаем, что происходит с нашей психикой, осознание становится более конкретным, материальным, что позволяет быстрее обнаружить проблему и справиться с ней.

Ссылка на основную публикацию