Упражнения для глаз при близорукости

Лучшие упражнения для глаз при близорукости. Восстанавливаем зрение

  • Основные моменты
  • Основные методики упражнений для глаз
  • Классический аккомодотренинг
  • Система Бэйтса, Жданова
  • Упражнения для глаз по системе Корбетт
    • Дополнительный комплекс упражнений по Корбетт
  • Комплекс упражнений по Р. С. Агарвалу
    • Основные принципы
    • Основные виды близорукости по Агарвалу
  • Комплекс упражнений для глаз Уиндолфа
  • Полезное видео
  • Вместо послесловия

Миопия или близорукость — самый распространённый в мире дефект, вызываемый аномалией рефракции на сетчатке глаза. Одной из самых распространённых причин этого явления, принято считать увеличенное глазное яблоко, из-за которого изображение, поступающее в глаз, формируется перед сетчаткой, в результате чего отдалённые предметы имеют размытый и нечеткий вид.

Основные моменты

Способствуют развитию миопии генетические болезни, ослабление мышц глаз и другие факторы, включая склероз хрусталика у пожилых людей, его смещением при травме, каратоконусом и аккомодационным спазмом.

Офтальмологи различают три степени миопии — от слабой в пределах трёх диоптрий, до высокой в 6, 15 и даже 30 диоптрий. Довольно часто проблема начинает прогрессировать и в данном случае рекомендуется оперативное вмешательство.

Решение проблемы близорукости лежит сразу в нескольких, формально независимых плоскостях — это ношение контактных линз или очков, рефракционная хирургия, а также осуществление специальных комплексов упражнений для глаз, нормализирующих в среднесрочной перспективе отдельные параметры зрения.

Основные методики упражнений для глаз

Методик альтернативного безоперационного улучшения состояния зрения при близорукости достаточно много, однако далеко не всегда они эффективны, поскольку существенно зависят от состояния самого пациента, индивидуальной восприимчивости зрительных мышц к определенным действиям.

Классический аккомодотренинг

Данная система упражнений обычно рекомендуется офтальмологами как простая, функциональная и безопасная терапия проблем со зрением. Основные её направления — это релаксация пояска хрусталика, раскачка аккомодационных резервов и цилиарной мышцы, а также поддержка оптимального зрительного режима на протяжении дня.

  1. Из положения сидя делайте как можно более быстро, активные мигательные действия в течение нескольких мин.
  2. Встаньте, рассредоточьте взгляд, направив его в «бесконечность». Поднимите руку с вытянутым средним пальцем и расположите её перед носом. Переведите взгляд и сосредоточьтесь на конце пальца (в течение пяти сек.), потом опускайте руку и вновь рассредоточьте взгляд. Сделайте пятнадцать таких циклов в течение одного подхода не прерываясь.
  3. Из стоячей позы поднимите руку к глазам и поднесите палец близко к носу. Сосредоточьте взгляд на конце в течение пяти секунд и начинайте приближать его к носу до того, пока изображение не будет раздваиваться. Делать повторно упражнение необходимо десять раз, не останавливаясь для передышки.
  4. Сядьте на стул, сильно зажмурьтесь и держите веки плотно сомкнутыми на протяжении пяти секунд, после чего откройте глаза, несколько секунд посидите в расслабленном состоянии и повторите мероприятие. Количество подходов — от восьми до десяти.
  5. Встаньте, поднимите левую руку к лицу, согнув в локтевом суставе. Поверните указательный палец к потолку и поставьте его напротив носа на расстоянии в два сантиметра. Прикройте правый глаз ладошкой, и мониторьте кончик пальца глазом, концентрируясь на нём в течение пяти сек., после чего опустите левую руку и поднимите правую, совершив зеркально аналогичные действия для правого глаза. Третий этап — это концентрация на пальце любой руки с двумя открытыми глазами. Всю описанную методику необходимо повторить 10–12 раз за один подход.
  6. В сидячем положении прикройте глаза и давите сверху на веки двумя пальцами рук, массируя область глаз около двадцати сек.
  7. В положении стоя приподнимайте правую руку к лицу, установите указательный палец напротив носа и медленно опускайте его вниз к поясу, всё время, концентрируя взгляд на конце, после чего так же медленно поднимайте палец, не снижая концентрации. Всего шесть подходов.
  8. Встаньте, направьте взгляд перед собой и из этого положения, не вращая глазами/головой переводите взгляд как можно глубже влево, вправо, вверх и вниз. Повторять процедуру нужно десять раз в один заход.

Система Бэйтса, Жданова

Вышеозначенная система предназначена для коррективной комплексной терапии при лечении дальнозоркости, близорукости и астигматизма.

  1. Посмотрите на буквы в таблице или же книге с максимально удобной для вас дистанции. Ненадолго прикройте глаза и представьте на том же месте тот же объект. Через минуту откройте глаза. Повторите мероприятие десять раз. Оптимальным «виртуальным» шаблоном будет инсталляция изображения тёмного цвета, в максимальном контрасте. Чем более черным оно будет, тем проще вспоминать объект.
  2. Визуально представьте для себя максимально широкую палитру цветов с как можно более яркой интенсивностью. Каждый из цветов радуги виртуально визуализируйте на пару секунд, резко переключаясь на новый цвет и так до конца спектра. После окончания спектра, повторите упражнение вновь. Делать его необходимо на протяжении десяти минут, при этом медленно про себя считая до ста. Данный комплекс называется пальминг, и проводить его оптимально в свободное время, перед сном либо в процессе снятия усталости либо же психического напряжения. Согласно Бейтсу, упражнение улучшает зрение и расслабляет психику.
  3. Попробуйте мысленно представить себе максимально красивый цветок как единую концепцию. Второй этап — детализация. Постепенно расширяйте собственные представления о виртуальном цветке, различными деталями: стебельками, листиками, лепестками. Третий этап — окружающее цветок пространство в виде земли, небольшой травы, ползающих насекомых. Все представляемые вами элементы с объектами, должны виртуально быть очень чёткими и «создаваться» без напряжения. Такое упражнение совмещайте в вышеописанным пальмингом.
  4. Возьмите себе классическую таблицу Сивцева (стандартная проверка зрения) и разместите её на расстоянии пяти метров от себя. Область размещения должна быть хорошо освещена. Теперь внимательно прочитайте те строки, которые вы можете разглядеть без усилий и прищуривания. Запомните саму небольшую по размеру прочитанную букву и параллельно с вышеописанным пальмингом, представляйте её в своём воображении, делая написанное максимально тёмным. После процедуры откройте глаза и гляньте на эту же букву в таблице — если вы производили пальминг качественно и правильно всё делали, она в реальности станет чётче. Такое упражнение стоит провести несколько раз, каждый раз «обрабатывая» самые маленькие буквы, которые вы можете рассмотреть без усилий.
  5. Одним из вариационных упражнений Бейтса, принято считать вспоминание мелких цифр и букв. Суть его в следующем: сначала вы рассматриваем таблицу Сивцева с самыми крупными буквами, запоминаем их и пытаемся представить начертанное в маленьких размерах максимально тёмного цвета. Всю процедуру необходимо проходить с закрытыми глазами, несколько минут.

Упражнения для глаз по системе Корбетт

М. Д. Корбетт создала собственный комплекс-тренинг для максимально эффективной борьбы с близорукостью. В её упражнениях нам также необходимо будет пользоваться проверочной таблицей Сивцева, а сутью является запоминание и узнавание букв, в результате чего напряжение при их рассматривании в дальнейшем, значительно снижается.

Первый пункт — правильный моральный настрой. Не воспринимайте имеющуюся у вас таблицу как проверочный шаблон для зрения, используйте её лишь как механизм для получения результата. Если вы не можете найти таблицу Сивцова или вам неудобно её использовать, то сделать такой инструмент можно самостоятельно: для этого вам понадобится стандартных размеров лист А3, несколько старых журналов или газет и терпение. Вверху вашей самодельной таблицы приклейте слово с высотой букв пять сантиметров, после чего отступите на 2 сантиметра ниже и приклейте уже предложение с буквами меньшего размера и там до самой нижней строи, где высота каждой буквы будет не более чем один сантиметр.

Перед занятиями, Корбетт рекомендует сначала размять мышцы шеи, выполняя неторопливые повороты головы с прикрытыми глазами, после чего произвести пальминг, описанный выше в системе Бейтса.

Далее вам понадобится два варианта проверочных таблиц — классическая большая, которую мы размещаем в двух метрах от себя под источником хорошего яркого освещения, а также ручной вариант, подносимый непосредственно к глазам.

Поднесите мини-таблицу поближе до того расстояния, пока сможете без труда прочесть все буквы. Прочтите первую строчку и отдалите написанное от себя, читая с максимального расстояния вытянутой руки. Повторите процедуру несколько раз, после чего быстро взгляните на ту же строчку в большой таблице. Остановитесь, закройте глаза, совершите пару поворотов головы в разные стороны и максимально успокойте дыхание. Начните все вышеописанные процедуры вновь, но уже со второй строчкой. Оптимально дойти до последней строчки, однако не перенапрягайте глаза: если чувствуете дискомфорт, то необходимо остановить занятие.

После несколькодневных циклов вы сможете чётко увидеть всю большую таблицу, поэтому её необходимо теперь отодвинуть дальше от себя на 0,5–1 метр и далее проводить вышеописанные мероприятия. В том случае, если острота зрения у левого и правого глаза существенно отличается, то лучше проводить занятия с каждым глазом по отдельности, завязывая временно не используемый плотной светонепроникающей повязкой и устанавливая большую проверочную таблицу дальше или ближе в зависимости от силы зрения отдельного зрачка.

Дополнительный комплекс упражнений по Корбетт

Основная суть дополнительного комплекса заключается не столько в улучшении зрения, сколько в его центрировании. Для правильного настроя и визуализации, обозначьте на таблице мёткую запоминающуюся фразу.

Саму таблицу стоит, как и раньше, повесить в нескольких метрах от себя на прекрасно освещенном участке, прочитать с близкого расстояния вышеозначенную фразу, запомнить её, после чего выполнить соляризацию с пальмингом.

Теперь отходите от таблицы на комфортное для глаз расстояние, с которого видна первая верхняя строчка. Сконцентрируйтесь на первой букве, после чего переводите взгляд на белое межпространство между буквами сначала справа, а потом слева от искомой, мимоходом скользя по ней взглядом: таким образом, вы как бы притираетесь к букве. После нескольких минут делайте аналогичное упражнение со следующими буквами.

Последний этап — это попытки рассмотреть белый фон за буквой. Необходимо мысленно проникнуть сквозь написанное и рассматривать первичную поверхность, при этом черная буква или цифра начнет, словно исчезать или же сдвигаться вбок — это так называемое, челночное движение. После мероприятия закрывайте глаза и мысленно повторяйте вышеописанную процедуру, расслабляя себя между подходами пальмингом и проходя от буквы к букве, от строки к строке до самого конца. На весь полный цикл вам понадобится около получаса, поэтому обязательно запланируйте свободный коридор для упражнений, улучшающих работу аккомодационной мышцы и адаптирующих хрусталик глаза к активной работе.

Кстати, во время пальминга постарайтесь вспоминать знакомые вам слова, которые начинаются на букву, с которой вы на данный момент тренируетесь. Через несколько полных циклов горизонтальные строки будут отчётливо видны. В качестве дополнительного релакса к вышеописанным упражнениям, непосредственно после окончания комплекса, возьмите в руки яркий резиновый мяч небольших размеров, и пять минут активно поиграйте с ним, бросая в потолок, пол или стены, попутно ловя его обеими руками и внимательно следя за траекторией движений.

Комплекс упражнений по Р. С. Агарвалу

Р. С. Агарвал в своей методике восстановления зрения использовал десятки классических древних индийский рецептов коррекции глаз из медицинских трактатов мудрецов данного народа.

Основные принципы

  1. Устранение. Каждому человеку, имеющему проблемы со зрением, необходимо научиться децентрализировать усилия при разглядывании любого объекта. В процессе чтения, шитья, письма и т. д. не нужно напрягать зрение, оно должно быть пассивным. Добившись этого, вы значительно снизите нагрузку на аккомодационные мышцы глаза и соответственно, сделаете первый шаг к хорошему зрению.
  2. Стимуляция. Важный принцип, соблюдая который, можно улучшить чувствительность сетчатки глаза, а также нормализовать кровообращение в глазных капиллярах. Стимулировать глаза можно глубоким дыханием, ярким солнечным светом, чтением мелких шрифтов при очень хорошем освещении.
  3. Расслабление. Без расслабления невозможно нормализовать остроту зрения. При этом к данному принципу применяется двойственное значение — расслаблять нужно как сами глаза, так и психику, используя раскачивания и перемещения глазных яблок, пальминг, отрешенный взгляд на природу и чистые поверхности с отсутствующей концентрацией на объектах.

Основные виды близорукости по Агарвалу

  1. Быстроизлечимые. Обычно это небольшие аномалии рефракции зрачка, спазмы аккомодационной мышцы, перенапряжения глаз в сочетании с головной болью. Такие состояния можно очень быстро нейтрализовать классическим приёмами пальминга, частым морганием, обычными процедурами чтения проверочных таблиц с крупным и мелким шрифтом.
  2. Трудноизлечимые. Обычно сюда относят первые стадии глаукомы, средние или тяжелые рефракционные аномалии, раннюю катаракту, косоглазие и амблиопию. Такую близорукость можно вылечить интенсивными тренировками, используя комбинированные методы Бейтса, Агарвала и Корбетт, уделяя им значительную часть свободного времени.
  3. Частично неизлечимые. Включают в себя поздние запущенные стадии глаукомы, атрофии зрительного нерва, исключительные случаи глубоких аномалий рефракции, комплексные миопии с дегенеративным разрушением сетчатки и макулы. В данных случаях вышеописанные методы могут использоваться при одобрении лечащего врача в составе комплексной послеоперационной терапии, предназначенной для качественного восстановления зрительных функций после их исправления хирургическими методами.

Агарвал описывает сходные с Бейтсом методы расслабления, пальминга, перемещения/раскачивания, мысленной индукции на мелкий черных буквах, однако рекомендует активно включать в комплекс упражнений также игры с использованием ярких шаров, скорочтение, сборку паззлов, составление головоломок, вышивание, а также длительные прогулки на природе.

При всём этом, как классические упражнения, так и дополнительные «игры», нужно организовывать таким образом, чтобы их выполнение не было формальным и превратилось в один из ответственных этапов жизни на пути к выздоровлению и чёткому зрению. Усердие, самоконтроль, а также регулярные упражнения помогут сравнительно быстро обрести желанный результат, даже при сильной близорукости.

Комплекс упражнений для глаз Уиндолфа

Современная система американского глазного специалиста, С. Уиндолфа, предназначена для создания условий правильной фокусировки глаз в процессе рассмотрения предметов на любом расстоянии и исправлении аккомодационных реакций мышц органа. Немаловажную роль в процессе корректировки играет расслабляющие мероприятия.

Уиндолф перед началом занятий, а не после них, рекомендует хорошо расслабить мышцы глаз. Сделать это можно при помощи яркого предмета — например, конфеты в красочной обертке, шарика или игрушки максимально контрастной расцветки. Вышеозначенный предмет нужно поместить перед глазами на вытянутой руке и вскользь глядя на него, часто моргать, прикрывать веки и вскользь фиксировать взгляд, стремясь к получению максимально чёткого изображения.

Далее производим манипуляции с тем же предметом: мысленно уменьшаем его размеры, не напрягаясь и стараясь как бы «втягивать глаза», сжимая мышцы органа зрения и отдавая тот же мысленный приказ им оттягивать глазные яблоки назад, не переставая попутно фиксировать взгляд на центре объекта и периодически активно моргать.

Конечно, первое же занятие вряд ли принесёт положительные результаты, а вышеописанные манипуляции проводить будет достаточно сложно. Однако не падайте духом! Уже во втором цикле вы научитесь ощущать натяжение мышц, возможно в районе глаз появятся не слишком приятные ощущение — их пугаться не стоит, поскольку лёгкая боль и переутомление означает, что комплекс работает эффективно и аккомодационные мышцы начали взаимодействовать с глазами. При проведении регулярных ежедневных упражнений, на которые необходимо выделить около получаса свободного времени, неприятные ощущения вскоре исчезнут, обычно это происходит уже на четвертой-пятой тренировке.

Полезное видео

Упражнения Жданова для глаз

Вместо послесловия

Если есть возможность и свободное время, комбинируйте различные методы борьбы с близорукостью, выбирайте оптимальные нагрузки и временные интервалы занятий, подбирайте удачные соотношения методов и затраченных сил.

Следует понимать, что в запущенной форме сама по себе близорукость не исчезнет: зачастую могут понадобиться и иные мероприятия, вплоть до оперативного вмешательства, а вышеуказанные упражнения придётся применять в качестве комплексной вторичной терапии при восстановлении качестве зрения.

Читайте также:  Секс при климаксе, или особенности половой жизни после менопаузы

При отсутствии противопоказаний и согласии лечащего врача-офтальмолога, занимайтесь ежедневными тренировками, и приобретенная или врождённая близорукость начнёт постепенно исчезать. Высшее благо — острое зрение, а также возможность без очков чётко рассмотреть любой объект вне зависимости от расстояния до него. Берегите глаза и собственное здоровье!

Внутриутробное развитие

Внутриутробное развитие человека длится около 270 дней. Это время, за которое из оплодотворенной яйцеклетки развивается ребенок, готовый к жизни вне материнского организма. Конечно, и новорожденный малыш еще не является самостоятельным – ему требуются постоянная забота матери, специальная пища и условия. Однако за время внутриутробного развития человек достигает определенного уровня, который позволяет поддерживать температуру его тела и постоянство внутренней среды.

Этапы внутриутробного развития

Внутриутробное развитие является единым процессом, который идет согласно генетической программе нашего вида. За это время будущий малыш проходит несколько важных этапов формирования. Значение каждого из них сложно переоценить. В настоящее время ученые выделяют три этапа внутриутробного развития человека.

Первый из них носит название предэмбрионального и длится всего около двух недель. Началом внутриутробного развития является момент оплодотворения созревшей яйцеклетки. В стандартном менструальном цикле это событие происходит в ближайшие сутки после овуляции, то есть на 14-15 день. Далее в течение двух недель происходит многократное дробление оплодотворенной яйцеклетки, постепенное продвижение ее по фаллопиевой трубе к полости матки и внедрение в эндометрий, формирование плодных оболочек. Этот этап внутриутробного развития протекает отдельно от организма матери. Питание зародыш получает из внутренних запасов. Первые питательные вещества оплодотворенная яйцеклетка получает только на 6-7 день предэмбрионального развития уже после имплантации. Данный этап является критическим для зародыша. В первые дни становится понятно, насколько генетически полноценной оказалась оплодотворенная яйцеклетка. Более четверти всех беременностей прерываются на этом сроке именно из-за нежизнеспособности самого зародыша или неблагоприятного гормонального фона материнского организма.

Второй этап внутриутробного развития называется эмбриональным. Его продолжительность составляет 7-9 недель, начиная с 14 дня после оплодотворения. За это время зародыш из нескольких клеток превращается в сложный многоклеточный организм. Малыш в своем внутриутробном развитии повторяет все ступени эволюционного становления нашего вида. В этот период образуются и даже начинают функционировать зачатки всех важнейших органов и систем ребенка, происходит формирование костей скелета, туловища, головы, верхних и нижних конечностей. Кроме того, претерпевают изменения и внешние оболочки эмбриона. Из простейшего трофобласта формируется важнейший орган беременности – плацента. Ее роль заключается в обеспечении ребенка питательными веществами и кислородом из крови матери. Полноценно функционирующая плацента выполняет еще и барьерную функцию. Она разделяет кровоток матери и ребенка, препятствует проникновению вредных веществ, вирусов, многих иммунных факторов к эмбриону. В завершении этого этапа внутриутробного развития малыш уже имеет похожий на новорожденного силуэт и начинает именоваться плодом.

Следующий этап внутриутробного развития называется плодным. Он начинается после 12-14 недели беременности и должен завершиться появлением на свет новорожденного ребенка. Это время характеризуется стабильной работой плаценты, быстрым ростом малыша, дальнейшим совершенствованием органов и тканей. Плодный этап должен обеспечить становление функциональных систем, которые будут поддерживать самостоятельную жизнь ребенка после рождения. В последние месяцы до рождения особенно интенсивно накапливается жировая клетчатка, дозревают ферментные системы организма, развиваются кости скелета.

Внутриутробное развитие в норме завершается в сроки с 38 по 42 недели беременности. Когда именно появится на свет малыш, зависит и от его индивидуальных особенностей, и от организма матери.

Внутриутробное развитие по неделям

Внутриутробное развитие по неделям изучено достаточно хорошо. Акушеры, врачи ультразвуковой диагностики, генетики пользуются имеющейся информацией для контроля развития малыша в течение всей беременности. Внутриутробное развитие по неделям часто очень интересует и будущую маму. Читая о том, какие изменения происходят с ребенком, женщина чувствует еще большую связь с ним. Внутриутробное развитие отличается большой стабильностью, особенно на начальных этапах. Это значит, что только после 28 недели у плодов появляются существенные различия в размерах и степени функциональной готовности органов и систем. Раньше этого срока малыши разных мам выглядят и развиваются примерно одинаково. Так, например, на 5 неделе у всех эмбрионов происходит закладка печени, поджелудочной железы, сердца и верхних дыхательных путей. Уже с 6 недели внутриутробного развития у малыша будет биться сердце. На 9 неделе у ребенка интенсивно развивается головной мозг. С 10 недели закладываются молочные зубы и формируются наружные половые органы. Генетический пол малыша определяется еще при зачатии, но только к 3 месяцу эмбрионы начинают приобретать явные внешние отличия. На 11 неделе внутриутробного развития активно развиваются пальчики эмбриона, закладывается радужка глаз, определяющая их цвет. В сроке около 4 месяцев у плода появляются ногти, активно функционирует мочевой пузырь, идет перистальтика кишечника. С 26 недели внутриутробного развития малыш начинает прекрасно слышать не только звуки материнского тела, но и окружающего мира. С 30 недели зрачки ребенка начинают правильно реагировать на свет и темноту. К 33 неделе в легких должен начать активно образовываться сурфактант – особое вещество, помогающее человеку дышать. В дальнейшие недели внутриутробного развития активно совершенствуется нервная система, и ребенок продолжает готовиться к скорому появлению на свет.

Правильное внутриутробное развитие

Правильное внутриутробное развитие обеспечивается генетикой человека. Этот процесс защищен массой механизмов, но и они иногда дают сбои. Далеко не все зависит от будущих родителей. Однако подготовка к беременности, соблюдение режима дня, правильное питание будущей мамы, спокойный психологический фон тоже во многом определяют здоровье малыша. Считается, что, еще не родившись, ребенок воспринимает эмоции матери, реагирует на них. Немаловажным является и медицинское наблюдение женщины. Врач может оценить внутриутробное развитие ребенка и дать все необходимые рекомендации.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

I. Внутриутробное развитие

1. Основные этапы внутриутробного развития, их последовательность и общая характеристика

Во внутриутробном развитии человека условно выделяют три периода:

· Период имплантации длится от момента оплодотворения до 2 недель. Для этого периода характерно быстрое планомерное дробление оплодотворенной яйцеклетки, продвижение ее по маточной трубе к полости матки; имплантация (прикрепление зародыша и внедрение в слизистую оболочку матки) на 6–7-й день после оплодотворения и дальнейшее формирование плодных оболочек, создающих необходимые условия для развития зародыша. Они обеспечивают питание (трофобласт), создают жидкую среду обитания и механическую защиту (жидкость плодного пузыря).

· Эмбриональный период длится с 3-й по 10–12-ю недели беременности. В этот период образуются зачатки всех важнейших органов и систем будущего малыша, происходит формирование туловища, головы, конечностей. Идет развитие плаценты — важнейший орган беременности, разделяющий два кровотока (матери и плода) и обеспечивающий обмен веществ между матерью и плодом, защиту его от инфекционных и других вредных факторов, от иммунной системы матери. В конце этого периода эмбрион становится плодом, имеющим похожую на ребенка конфигурацию.

· Плодный период начинается с 3-го месяца беременности и заканчивается рождением ребенка. Питание и обмен веществ плода осуществляется через плаценту. Происходит быстрый рост плода, формирование тканей, развитие органов и систем из их зачатков, формирование и становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнь плода в утробе матери и ребенка после рождения.

После 28-й недели беременности у плода начинает формироваться запас ценных веществ, необходимых в первое время после рождения — соли кальция, железа, меди, витамин В12 и др. Происходит созревание сурфактанта, обеспечивающего нормальную функцию легких.

Последовательность событий: оплодотворение-зигота- (дробление-морула-бластоциста-гаструла) – дифференцировка (органогенез).

2. Поясните понятия: что такое плюрипотентность и полипотентность, детерминация, морфогенез, гомейозисные гены? Каково значение гибели клеток в эмбриогенезе?

Плюрипотентность – способность дифференцироваться во все типы клеток, кроме внешних эмбриональных тканей.

Полипотентность (стволовые клетки) – способность клеток живых организмов изменяться (дифференцироваться) особым образом (то есть получать специализацию и далее развиваться как обычная клетка).

Детерминация — это процесс определения пути, направления, программы развития материала эмбриональных зачатков с образованием специализированных тканей.

Морфогенез – формирование пространственной организации организма и его частей (возникновение и развитие органов, систем и частей тела организмов как в индивидуальном, в историческом, или эволюционном, развитии).

Гомейозисные (гомеотические) гены – это гены, от которых зависит специфика развития сегментов, определяющая план строения тела.

Клеточная гибель — широко распространенное явление как в эмбриогенезе, так и в эмбриональном гистогенезе. Как правило, в развитии зародыша и тканей гибель клеток протекает по типу апоптоза. Примерами программированной гибели являются гибель эпителиоцитов в межпальцевых промежутках, гибель клеток по краю срастающихся небных перегородок. Программированная гибель клеток хвоста происходит при метаморфозе личинки лягушки. Это примеры морфогенетической гибели. В эмбриональном гистогенезе также наблюдается гибель клеток, например при развитии нервной ткани, скелетной мышечной ткани и др. Это примеры гистогенетической гибели. В дефинитивном организме путем апоптоза погибают лимфоциты при их селекции в тимусе, клетки оболочек фолликулов яичников в процессе их отбора для овуляции и др.

3. Периоды пренатального развития, их продолжительность.

Пренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. Через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются. Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга.

К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики.

Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека.

В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат.

Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок.

К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность.

Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения.

Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом.

Мейоз — особый тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки. При мейозе число хромосом в дочерних клетках уменьшается вдвое.
Процесс мейоза состоит из двух последовательных клеточных делений — мейоза I (первое деление) и мейоза II (второе деление). В результате первого деления мейоза, называемого редукционным, образуются клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом. Второе деление мейоза заканчивается образованием половых клеток.

Профаза I – спирализация двойных хромосом, их укорачивание. Коньюгация, распадется ядерная оболочка, исчезает ядрышко, образуются нити веретена.
Метафаза I — расположение в экваториальной плоскости клетки гомологичных хромосом, лежащих парами. Анафаза I, во время которой целые гомологичные хромосомы, каждая состоящая из двух хроматид, отходят к противоположным полюсам клетки. Телофаза I, во время которой образуются две клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом.
Далее следует второе мейотическое деление (мейоз II). Из каждой исходной клетки возникают четыре клетки с гаплоидным набором хромосом.

Биологическое значение мейоза

Благодаря мейозу зрелые половые клетки получают гаплоидное (n) число хромосом, при оплодотворении же восстанавливается свойственное данному виду диплоидное (2n) число. Обеспечивается постоянных для каждого вида полных диплоидный набор хромосом и постоянное количество ДНК. Определяются закономерности наследственной передачи признака от родителей потомству- наследственной изменчивости.

5. Сперматозоид. Строение, функционирование. Капацитация.

Зрелый сперматозоид имеет длину до 50—60 мкм и состоит из головки, шейки и хвостовой части. Головка сперматозоида содержит ядро, окруженное тонким слоем протоплазмы. Шейка имеет протоплазму, содержащую видоизмененную центросому, которая способствует процессу дробления оплодотворенной яйцеклетки. Хвостик состоит из протоплазмы и выполняет двигательные функции. В результате колебательных движений хвостовой части сперматозоиды способны совершать самостоятельные движения в половом тракте женщины со скоростью 2—3 мм/мин. Способность к движениям сперматозоиды получают после их контакта с секретом семенных пузырьков и предстательной железы. Такая смесь носит название семенной жидкости, или спермы.

Капацитация – процесс, при котором сперматозоид приобретает способность к оплодотворению яицеклетки. (Т. е. окончательное созревание в женских половых путях).

1.Основные этапы внутриутробного развития, их последовательность и общая характеристика.

Эмбриогенез человека – это часть его индивидуального развития, онтогенеза. Он тесно связан с прогенезом (образованием половых клеток и ранним постэмбриональным развитием.

Эмбриология человека изучает процесс развития человека, начиная с оплодотворения и до рождения. Эмбриогенез человека, продолжающийся в среднем 280 суток, подразделяется на три периода: начальный (первая неделя развития), зародышевый (вторая-восьмая недели), и плодный (с девятой недели до рождения ребенка).

В процессе эмбриогенеза можно выделить следующие основные стадии:

слияние женской и мужской половых клеток. В результате образуется новый одноклеточный организм-зигота.

2. Дробление. Серия быстро следующих друг за другом делений зиготы. Эта стадия заканчивается образованием многоклеточного зародыша, имеющего у человека форму пузырька-бластоцисты, соответствующей бластуле других позвоночных.

3. Гаструляция. В результате деления, дифференцировки, взаимодействия и перемещения клеток зародыш становится многослойным. Появляются зародышевые листки эктодерма, энтодерма и мезодерма, несущие в себе накладки различных тканей и органов.

4. Гистогенез, органогенез, системогенез. В ходе дифференцировки зародышевых листков образуются зачатки тканей, формирующие органы и системы организма человека.

2.Поясните понятия: что такое плюрипотентность и полипотентность, детерминация, морфогенез, гомеозисные гены? Каково значение гибели клеток в эмбриогенезе.

Плюрипотентность — способность к дифференцировке разных тканей разных зародышевых листков.

Полипотентность — способность генома стволовых клеток взрослого организма изменять профиль дифференцировки при трансплантации в новую ткань реципиента.

Детерминация– определение пути развития. Клеточная система выбирает один из многих путей развития.

Морфогенез-формирование пространственной организации организма и его частей. Клетка «знает» свое место и дифференцируется в соответствии со своим положением Создается морфогенетическое поле-зона, в пределах которой клетки обмениваются сигналами позиционной информации и дифференцируются, помня о своем исходном назначении.В ходе морфогенеза происходят: пролиферация, межклеточное взаимодействие, индукция, миграция, гибель клеток.

Гомеозисные гены детерминируют процессы роста и дифференцировки. Мутации в гомеозисных генах могут вызвать превращение одной части тела в другую. Гомеозисными мутантами называются такие организмы, у которых на месте органа развивается орган другого типа. Гомеозисные гены контролируют работу других генов и определяют превращение внешне неразличимых участков зародыша или определённого органа (ткани, участка тела).

Апоптоз– программированная клеточная смерть. Естественный процесс массовой гибели клеток в ходе эмбрионального развития, гистогенеза и морфогенеза. Например пальцы конечностей формируются при условии апоптоза.Организмы с обширными дефектами, обусловленными нарушениями апоптоза, погибают ещё на ранних стадиях онтогенеза. Патологические процессы развиваются в случае подавления или усиления апоптоза. При недостаточности апоптоза прогрессируют аутоиммунные процессы и злокачественные новообразования. При усилении апоптоза возникают аплазии и дегенеративные процессы, а также некоторые уродства с дефектами тканей.

Читайте также:  Разгрузочный день на зеленом чае

Дата добавления: 2015-05-09 ; Просмотров: 8108 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Здоровый человек и его окружение Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности
учебно-методический материал

Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности

Закономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде.

Период новорожденности

Пограничные состояния новорожденных

Патронаж новорожденного

Недоношенный ребёнок

Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения

Основные проблемы периода новорожденноcти

Скачать:

ВложениеРазмер
lektsiya_5_teoriya.docx25.93 КБ
lektsiya_6_teoriya.docx58.81 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 5. Внутриутробный период и период новорожденности

1.Закономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде

Продолжительность внутриутробного периода составляет X лунных месяцев, 40 недель, (280 дней), считая с первого дня последнего менструального цикла женщины до начала родовой деятельности.

  • Роды ранее 38 недель – преждевременные (недоношенная беременность).
  • Роды после 42 недель – запоздавшие (переношенная беременность).

Условно беременность делится на 3 триместра:

  • 1 – 3 месяц 1-й триместр,
  • 4 – 6 месяц 2-й триместр,
  • 7 – 9месяц 3-й триместр.

В внутриутробном периоде развития выделяют два этапа:

Эмбриональный – начинается с оплодотворения яйцеклетки и имплантации (внедрения) образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. При этом только 50— 70 % оплодотворенных яйцеклеток продолжают дальнейшее развитие; именно в это время происходит закладка и формирование тканей внутренних органов и систем, наблюдаются наиболее высокие темпы их развития. На этом этапе зародыш превращается в плод.

В случае воздействия эндогенных и экзогенных факторов (болезни женщины, вредные факторы среды обитания и т.д.) — особенно в сроки от 3 до 7 нед — возможно формирование тяжелых пороков развития или даже гибель зародыша. Если повреждающий фактор действует кратковременно, происходит поражение тех органов, которые в этот момент растут и развиваются наиболее интенсивно. При длительном воздействии формируются сложные, комбинированные пороки развития многих органов. В конце этого периода формируется плацента и завершается формирование большинства органов (за исключением центральной нервной и эндокринной систем, развивающихся позднее).

Плацентарный – происходит дальнейший рост и развитие всех тканей, органов и систем, нарастание массы и длины тела плода. Начинают функционировать кроветворные органы (печень, селезенка, позднее — костный мозг). С 9-й недели беременности до рождения у плода функционирует плацентарное кровообращение, которое и обеспечивает его быстрый рост и развитие за счет поступления питательных веществ и кислорода из организма матери. Плод может самостоятельно активизировать поступление питательных веществ и кислорода от материнского организма повышением двигательной активности, что ощущается матерью как шевеление плода.

Плацента выполняет следующие функции:

  • дыхательную,
  • трофическую,
  • барьерную,
  • выделительную,
  • внутрисекреторную функции,
  • объединяет и взаиморегулирует функциональные системы матери и плода.

Плацента имеет материнскую и плодовую поверхности, на которой расположены сосуды, радиально расходящиеся от пуповины.

Пуповина – представляет собой шнуровидное образование, в котором проходят одна вена и две артерии. По вене к плоду притекает артериальная кровь, по артериям венозная кровь течет от плода к плаценте. Кровь матери и ребенка может иметь разную групповую и резус-принадлежность. Когда беременность протекает без осложнений, кровь матери и плода нигде не смешивается.

Во время плацентарного периода воздействие повреждающих факторов : могут вызвать пороки развития в тех органах и системах, формирование которых не завершилось к 3-му месяцу беременности

Факторы риска оказывающие воздействие на рост и развитие:

  • соматические заболевания матери (эндокринные, ССЗ, почек, печени),
  • инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, краснуха, туберкулёз, СПИД)
  • наличие очагов хронической инфекции,
  • возраст родителей (мать старше 35 лет),
  • наследственная предрасположенность,
  • осложнения беременности,
  • употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение (токсическое воздействие),
  • действие химических веществ (лаки, краски, растворители),
  • приема лекарственных препаратов, пищевых добавок без назначения или консультаций врача,
  • неблагоприятное воздействие ряда факторов внешней среды,
  • экологическое неблагополучие в районе проживания беременной,
  • вредные производственные условия – контакт с агрессивными химическими веществами, подъем тяжестей, длительное стояние на ногах, работа, связанная с вибрацией, облучением, перегреванием или переохлаждением,
  • социальная незащищенность,
  • психо – эмоциональнве нагрузки (при длительных стрессовых состояниях в крови матери повышается количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребёнка)

Внутриутробный период очень важен не только для физического развития плода, но и для его интеллектуального, эмоционального, психологического развития. Установлено, что дети в этом периоде хорошо слышат, могут различать отдельные слова и понятия, узнают голоса родителей, а также людей, входящих в ближайшее окружение будущей мамы, дифференцируя мужские и женские голоса, реагируют на них вспышками радости, при этом плод отличает интонацию, реагируя на нервную и встревоженную речь учащением сердцебиения, которое приходит в норму при размеренной и спокойной интонации. Плод может запоминать события, происходящие во внешней жизни, и реакцию на них родителей, а также стихи и колыбельные. В памяти плода фиксируется и язык, на котором говорят окружающие, и впоследствии ребенок легко усваивает язык своего окружения, даже если он попадает в другую языковую среду.

Антенатальная охрана – это комплекс мероприятий социально-медицинского, профилактического, лечебного характера, направленных на создание оптимальных условий для внутриутробного развития эмбриона и плода, предупреждение у него врожденных заболеваний и повреждений, а также внутриутробной гибели плода.

При контакте с беременной женщиной необходимо выяснить:

• характер и режим питания;

• режим ее двигательной активности;

• перенесенные заболевания до беременности и заболевания во время беременности, их сроки;

• наличие у нее вредных привычек (употребление наркотиков, алкоголя, курение);

• состояние ее здоровья, осуществляется ли контроль за течением ее беременности.

При выявлении во время опроса (сбора анамнеза) проблем, связанных с риском для здоровья матери и плода, необходимо провести инструктаж беременной, её обучение или дать соответствующие рекомендации.

Первоочередной задачей деятельности медицинской сестры является содействие обеспечению оптимального функционирования организма женщины в период беременности с учетом изменившихся потребностей:

  • в дыхании,
  • поступлении питательных веществ,
  • витаминов,
  • минералов,
  • двигательной активности, с учетом особенностей в удовлетворении физиологических потребностей,
  • социальных контактов,
  • переоценке своего места и роли в семье и обществе, ибо удовлетворение потребностей беременной женщины будет способствовать антенатальной охране эмбриона и плода, так как плод удовлетворяет свои потребности в дыхании, питательных веществах, выделении через организм матери.

Следует уделять внимание удовлетворению потребностей беременной в адекватном питании, двигательной активности, соблюдению необходимого баланса между трудовой деятельностью и отдыхом, т.е. необходимо вести речь об оптимальном режиме дня, предусматривающем время для прогулок на свежем воздухе, для приема пищи, достаточное количество времени для сна. Потребность во сне в период беременности несколько возрастает, беременная должна спать не менее 8 ч в сутки,

Питание беременной должно быть сбалансированным, содержащим достаточное количество белков, углеводов, минеральных веществ, витаминов, соответствующее физиологическим потребностям организма женщины во время беременности.

Дородовые патронажи – это метод активного динамического наблюдения, направлены на выявление и устранения влияния факторов риска по определённой схеме:

Патронаж – регулярное оказание лечебно – профилактической помощи на дому.

1 (первичный) дородовый патронаж – проводится участковой медсестрой детской поликлиники после постановки на учёт в ЖК.

Цель: выявление факторов риска беременной и определение групп риска, составление индивидуального плана наблюдения за беременной, информирование женщины о влиянии питания, образа жизни, создание положительного эмоционального настроя.

2 (вторичный) дородовый патронаж проводится перед оформлением декретного отпуска (30 – 32 нед) или на 30 – 38 неделе беременности.

Цель: оценка состояния беременной, результат выполнения данных ей рекомендаций, прогноз отклонений в поздних сроках беременности, подготовка семьи к рождению ребёнка (информация о первых признаках родовой деятельности, подготовка комнаты для ребёнка, мебели, белья, предметах ухода, обучение правилам подготовки молочных желёз к кормлению).

Группы риска беременных женщин:

1.Женщины до 18 лет, и первородящие старше 30лет.

2.Женщины с массой тела менее 45 кг и более 90кг.

3. Женщины, имевшие свыше 5 беременностей.

4. Женщины с угрозой преждевременных и запаздывающих родов (в т.ч. имеющие недоношенные и переношенные беременности).

5. Женщины с многоплодной беременностью.

6. Женщины с отягощённым акушерским анамнезом (аьорты, выкидыши, мёртворожденные, узкий таз, рубей на матке).

7 Женщины с экстрагенитальной патологией (сахарный диабет, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, порок сердца).

8. Женщины с социальнымифакторами риска (многодетные, одинокие, малообеспеченные).

9. Женщины с профессиональными вредностями.

10. Женщины с вредными привычками (алкоголь, наркотики, табакокурение).

11. Женщины перенесшие в ходе беременности острые инфекции.

12. Женщины с резус – отрицательной кровью, особенно при 2 –й и последующей беременности.

13. Женщины студентки, учащиеся.

14. Женщины с наследственными заболеваниями.

При подсчёте пренатальных факторов риска выявляют:

  • Группы высокого риска – требуют динамического наблюдения в условиях перинатальных центров.
  • Группы среднего риска – необходимо наблюдение и обследование с привлечением узких специалистов городского уровня.
  • Группы низкого риска – обычное наблюдение с усилением профилактической работы.

Литература для подготовки лекции:

1.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО – Москва: Авторская академия, 2016г.

2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО- Москва: Авторская академия, 2016г.

3.Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие /Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О. В. Фурса, 14 издание, Ростов – на – Дону «Феникс» 2016г.

Предварительный просмотр:

Лекция 6. Внутриутробный период и период новорожденности

Внеутробная жизнь человека начинается от момента перевязки пуповины. Ребенок вступает в период новорожденности. С момента рождения, прекращения плацентарного кровообращения начинают функционировать легкие. Первый крик ребенка — это его первый вдох. Частота дыхания у новорожденного 40—60 в минуту, дыхание поверхностное; частота и глубина очень быстро могут меняться.

Во время периода новорожденности происходит адаптация организма ребенка к внеутробному существованию. Продолжается этот период 28 дней.

  • ранний неонатальный (от рождения до 7-го дня жизни)
  • поздний неонатальный (с 8-го по 28-й дни жизни).

В это время начинает функционировать большой и малый круг кровообращения (закрываются артериальный проток и овальное отверстие — пути внутриутробной гемодинамики), наступает обратное развитие сосудов пуповины.

Ребенок переходит на энтеральное питание. Начинает образовываться и выделяться моча. Все системы организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия,

Доношенным новорожденным – считается ребенок, родившийся в срок (на 38—40-й неделе беременности) и функционально зрелый. Масса тела доношенного новорожденного колеблется от 2500 до 5000 г, составляя в среднем 3000— 3500 г; длина колеблется от 45 до 57 см.

Признаки морфологической зрелости:

  • хорошо развит подкожный жировой слой,
  • кожа эластичная, розовая с нежным пушковым покровом (лануго) на плечах и спине,
  • длина головы составляет ¼ длины туловища,
  • волосы на голове могут быть длиной до 2 см,
  • ушные раковины упругие, ногти плотные, выступают за края пальцев,
  • пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком,
  • У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые,
  • Наличие первородной смазки в естественных складках.

Признаки функциональной зрелости:

  • Флексорная поза (физиологический гипертонус мышц – сгибателей конечностей) – руки и ноги согнуты, приведены к животу, кисти сжаты в кулачки,
  • Активно реагирует на внешние раздражители при осмотре,
  • Крик ребенка громкий,
  • Удерживает постоянную температуру тела(при адекватной температуры окружающей среды),
  • мышечный тонус и движения достаточной силы (совершает хаотичные движения конечностями),
  • хорошо выражен сосательный и глотательный рефлексы и другие безусловные рефлексы,
  • устойчивый и правильный ритм сердцебиения и дыхания (ЧСС 120 – 140 ударов в мин, ЧДД 40 – 60 дыханий в минуту)
  • удерживает пищу в желудке.

Для оценки состояния новорожденного пользуются шкалой Апгар. Оценка производится на 1-й и 5-й минутах жизни после рождения ребенка и складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков: сердцебиения, дыхания, мышечного тонуса, рефлекторной возбудимости, окраски кожи с целью определения адаптационных возможностей ребёнка к внеутробному существованию.

  • При хорошем состоянии новорожденного оценка по Апгар составляет 8—10 баллов,
  • При удовлетворительном состоянии 6—7 баллов
  • ниже 6 — тяжелое.

Шкала Вирджинии Апгар- в динамике позволяет определить компенсаторные возможности организма ребёнка.

Сразу после рождения, ребёнка выкладывают на живот к матери, затем производят первичный туалет новорожденного и через 10 – 20 минут после рождения прикладывают к груди (первое кормление).

Первый туалет новорожденного:

  • Отсасывание слизи из верхних дыхательных путей , сначала из ротовой полости, затем из носовых ходов электроотсосом или резиновой грушей после рождения головки,
  • Профилактика гонобленнореи – проводят путём 3-х кратного закапывания с интервалом 10 минут – 20% раствора сульыацил –натрия (альбуцида) или 2% раствор нитрата серебра по 1 – 2 капли закапывают в каждый глаз, а девочкам ещё на слизистую половых губ,
    обработка и перевязка пуповины (после прекращения её пульсации),
  • Туалет кожных покровов стерильным растительным маслом,
  • Антропометрия – измерение массы, роста, окружности головы, окружности грудной клетки (масса доношенного новорожденного в среднем 3000 – 3500кг, рост 50 – 55 см, окружность головы 32 – 34 см, окружность груди 32 – 33 см.).

В родзале доношенный новорождённый находится 2 часа, потом его переводят в детское отделение. Температура в палате новорожленных должна быть 22 – 25 градусов.

Преимущества раннего прикладывания к груди:

  • Происходит «созревание» молочной железы,
  • Уменьшаются случаи мастита и рака молочной железы,
  • Ускоряется послеродовое сокращение матки,
  • Возникает особая эмоциональная связь между матерью и ребёнком (импринтинг),
    молозиво (грудное молоко в первые 2 – 3 дня после родов) содержит большое количество белка. Витаминов и минеральных солей, что отвечает потребностям ребёнка в первые дни жизни, когда он может высосать только 10 – 20 мл за одно кормление (объём желудка 30 – 35 мл),
  • В молозиве повышенное количество иммуноглобулинов, они защищают малыша от инфекции,
  • Стимулирует деятельность кишечника – подготавливает его к усвоению зрелого молока.

Первородный стул ребёнка – меконий, вязкий, скудный, имеет тёмно – зелёный цвет (оливковый).

Суточная потребность доношенного ребёнка в грудном молоке в первые 10 дней жизни рассчитывается по формуле Финкельштейна:

V сут =n * 70 (80), где n – количество дней жизни

70, 80 – суточный объём молока,

  • в 1-й день жизни ребёнка – 70, если масса ребёнка ниже 3200,
  • 80, если масса равна или более 3200

После 10дней жизни V сут составляет 1/5 от его массы.

Состояние новорожденного оценивается по шкале Вирджинии Апгар по пяти наиболее важным клиническим признакам на 1-й и 5-й минутах жизни новорожденного, что в динамике позволяет определить компенсаторные возможности организма ребенка.

Развитие плода: фетальный период

Период с начала 3-го месяца до конца внутриутробного развития называется плодовым, или фетальным периодом. В этот период происходит созревание тканей и органов, быстрый рост тела. В течение этого периода возникает немного пороков развития, но могут случаться деформации и разрушения. С целью диагностики врожденных пороков используют пренатальный скрининг. Кроме того, в этот период могут осуществляться вредные воздействия на ЦНС, может иметь последствия в виде расстройств поведения, неспособности к обучению и снижение интеллекта.

Особенности изменений плода в фетальном периоде

Увеличение роста плода особенно заметно на 3-5-м месяцах беременности, а массы тела — в последние два месяца. В начале третьего месяца рост головы замедляется, а рост тела ускоряется. На третьем месяце размер головы составляет половину длины тела в сидячем положении (теменно-копчикового размера), на пятом месяце — треть длины тела в стоячем положении (теменно-пяточного размера), а при рождении — 1 / 4 этой длины.

На третьем месяце развитие лица плода становится подобным человеческому. Глаза смещаются с боковой на вентральную поверхность, уши приближаются к своей окончательной позиции. Конечности достигают своей необходимой длины относительно остального тела, хотя нижние конечности остаются короткими и менее развитыми, чем верхние. До 12-й недели в длинных костях и черепе появляются первичные центры окостенения. Внешние половые органы до 12-й недели достигают такого развития, что пол плода можно определить при ультразвуковом исследовании. На 6-й неделе петли кишки вызывают выбухание пупочного канатика («пупочная грыжа»), но до 12-й недели они втягиваются в брюшную полость. Мышечные движения плода слабые и еще не ощущаются матерью.

Увеличение длины и массы тела плода в фетальном периоде

Возраст, нед.Теменно – копчиковый размер , смМасса тела , г
9-125-810-45
13-169-1460-200
17-2015-19250-450
21-2420-23500-820
25-2824-27900-1300
29-3228-30900-1300
33-3631-342200-2900
37-3835-363000-3400

В течение четвертого и пятого месяцев плод быстро растет в длину и в конце первой половины внутриутробной жизни его копчиковой-теменной размер составляет 15 см, а масса плода не достигает 500 г. Плод покрывается нежным волосами — лануго, появляются брови и волосы на голове. Начиная с 20 нед, а иногда и раньше, движения плода четко различаются матерью.

Во второй половине фетального периода масса плода значительно увеличивается, особенно в течение последних двух с половиной месяцев, когда плод набирает массу 50% от массы при рождении.

На 6-м месяце кожа плода имеет красноватый цвет и морщины в связи с нехваткой соединительной ткани. Дыхательная и нервная системы и их координация недостаточно развиты.

В течение последних двух месяцев плод приобретает выраженные округлые контуры вследствие отложения подкожного жира. Кожа покрывается беловатым жировым веществом, которое состоит из продуктов секреции сальных желез.

В конце девятого месяца головка плода имеет наибольшие размеры из всех частей тела, что является важным в связи с тем, что она обычно первой проходит через родильный канал. Масса плода превышает 3000-3400 г, длина от макушки до пят — более 50 см. Половые органы хорошо развиты, яички опущены в мошонку.

Клинические корреляции

Рождение плода происходит примерно через 266 суток, или 38 недель после оплодотворения. Ооцит является способным к оплодотворению в течение 12 ч после овуляции, тогда как сперматозоиды сохраняют эту способность в течение 6 суток. Так что большинство беременностей наступает в одну из шести суток, предшествующих овуляции.

Вычисление гестационного возраста плода проводится с первого дня последней нормальной менструации. Этот метод является достаточно точным при 28-дневном менструальном цикле, но при нерегулярных циклах возможны существенные ошибки. Так, время между овуляцией и следующей менструацией достаточно постоянное (14 ± 1 сутки), но время между овуляцией и предварительной менструацией может сильно варьировать. Кроме того, беременная может иметь маточное кровотечение примерно через 14 дней после оплодотворения в результате эрозивной активности имплантированной бластоцисты.

Большинство родов происходит в промежутке 10-14 дней от удержанного срока. Плоды, которые рождаются раньше срока родов, считаются незрелыми, а плоды, которые рождаются позже этого срока — перезрелыми.

Большую роль в определении гестационного возраста плода играет ультразвуковое исследование, которое обеспечивает точные измерения (ошибка 1-2 суток) теменно-копчикового размера в период от 7 до 14 нед развития. В промежутке между 16 и 30 нед развития для оценки гестационного возраста измеряют бипариетальный размер (диаметр) головки, окружность головки и живота и длину бедра. Точное измерение гестационного возраста имеет большое значение для акушерской тактики (недоношенность, переношенность, задержка роста плода, многоплодная беременность и др.).

Задержка внутриутробного развития (ЗВУР) плода характеризуется 10% и более дефицитом массы плода по отношению к ожидаемой в данном гестационном возрасте. Встречается с частотой 1:10 новорожденных; такие дети имеют высокий риск аномалий развития, неврологических расстройств, аспирации мекония, гипогликемии, гипокальциемии, синдрома дыхательных расстройств (РДС-синдрома). Причинами ЗВУР могут быть хромосомные аномалии (10%), тератогены, внутриутробные инфекции (ТОКСН-инфекции: краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, герпес и др.), материнские гипертензивные расстройства, плацентарная недостаточность, употребление матерью алкоголя, табака, наркотиков и т.п.

Основным стимулятором роста до и после рождения является инсулиноподобный фактор роста-1 (ИСР-1), который имеет митогенное и анаболическое действие. Уровень ИСР-1, продуцируемый эмбриональными тканями, коррелирует с ростом плода. Мутации гена ИСР-1 приводят к задержке внутриутробного роста, задержка роста продолжается и после рождения.

Постнатальный рост, в отличие от пренатального, зависит от действия гормона роста. Гормон роста связывается с соответствующим рецептором, который активирует путь сигнальной трансдукции, следствием чего является синтез и секреция ИСР-1. Мутации гена, кодирующего синтез гормона роста, приводят к карликовости Лярона, характеризующейся задержкой роста, гипоплазией средней части лица, ограниченным разгибанием локтей, голубыми склерами. Такие индивиды обычно не ЗВУР при рождении, так как продукция ИСР-1 во время эмбрионального развития не зависит от гормона роста.

Периоды внутриутробного развития

На протяжении первого месяца после оплодотворения яицеклеткн почти все органы плода только начинают закладываться, и лишь в последующие 2-3 мес можно обнаружить основные признаки различных органов. После 4 мес гестации основные органы плода по преимуществу уже не отличаются от органов новорожденного, однако развитие клеток органов еще не завершилось, и требуется еще около 5 мес гестации для их полного развития. Даже после рождения отдельные органы, особенно нервная система, почки и печень не сформированы, что более подробно будет рассмотрено в данной главе.

а) Система кровообращение. Сердце человека начинает биться приблизительно на 4 нед после оплодотворения яйцеклетки, частота сокращении в это время составляет приблизительно 65 уд/мин. Частота сердцебиений возрастает приблизительно до 140 уд/мин непосредственно к моменту рождения.

б) Формирование клеток крови. Содержащие ядра красные клетки крови начина ют образовываться в фабрицневои сумке и мезотелиалыюм слое плаценты приблизительно на 3 нед внутриутробного разит ни. Неделей позже (на 4-5 нед) мезенхима плода и эндотелии ею кровеносных сосудов образуют безъядерные красные клетки крови. Затем на 6 нед образование красных клеток крови перемещается в печень, а на 3 мес гестацни селезенка и другие лимфоидные ткани начинают формировать белые клетки крови. По прошествии 3 мес гестации костный мозг постепенно становится главным источником красных клеток крови и большинства белых клеток, кроме лимфоцитов и плазматических клеток, продолжающих образовываться лимфоидной тканью.

Рост плода

в) Дыхательная система. В течение внутриутробного периода легочное дыхание у плода отсутствует, т.к. амниотическая жидкость не содержит воздуха. Однако попытки дыхательных движений плода наблюдаются в конце первого триместра беременности, тактильные стимулы и асфиксия плода являются особенно мощными стимулами таких попыток дыхательных движений.

В течение последних 3-4 мес беременности дыхательные движения плода по непонятной причине практически отсутствуют, и легкие пребывают почти в полностью спавшемся состоянии. Торможение дыхательных движений на протяжении последних месяцев внутриутробной жизни предупреждает заполнение легких околоплодной жидкостью и поступление мекония, выделяемого желудочно-кишечным трактом плода в амниотическую жидкость. Более того, альвеолярный эпителий легких плода продуцирует небольшое количество жидкости, поступающей в легкие, и таким образом к моменту рождения в легких присутствует только эта чистая жидкость.

г) Нервная система. Большинство рефлексов плода обеспечиваются спинным мозгом и даже стволом мозга. Рефлексы представлены между 3 и 4 мес беременности, однако рефлекторные ответы, осуществляемые при участии коры больших полушарий, находятся в зачаточном состоянии даже на момент рождения ребенка. Миелинизация некоторых проводящих путей мозга полностью завершается только к первому году постнатального периода.

д) Желудочно-кишечный тракт. В середине беременности в желудочно-кишечный тракт плода начинает поступать и всасываться большое количество амниотической жидкости и к последним 2-3 мес беременности желудочно-кишечный тракт плода функционально приближается к желудочно-кишечному тракту новорожденного. К этому времени в желудочно-кишечном тракте постоянно образуется небольшое количество мекония, который через анальное отверстие поступает в околоплодную жидкость. Меконий состоит из веществ, содержащихся в амниотической жидкости, проглоченной плодом, частично — из слизи и других остатков, экскретируемых слизистой и железами желудочно-кишечного тракта.

е) Почки. Почки плода начинают экскретировать мочу на протяжении второго триместра беременности. Моча плода состоит на 70-80% из амниотической жидкости. У почек с нарушениями развития экскреторная функция значительно снижена. Они не в состоянии продуцировать амниотическую жидкость, и ее количество значительно снижается (маловодие), что может привести к гибели плода.

Хотя почки плода способны образовывать мочу, управление функциями почек еще недостаточно для регуляции объема внеклеточной жидкости, электролитного баланса и особенно — кислотно-щелочного равновесия. Эти функции почек практически отсутствуют до последнего периода внутриутробной жизни и не достигают полного развития еще на протяжении нескольких месяцев после рождения.

Периоды внутриутробного развития.

При созревании половых клеток происходят два быстро следующих друг за другом деления (мейоза), в результате которых число хромосом сокращается вдвое. Таким образом, и мужская, и женская зародышевые клетки имеют половинный набор хромосом.

Развитие нового организма начинается с момента оплодотворения, это слияние мужской и женской половых клеток – гамет, в результате, которого образуется зигота (оплодотворенная яйцеклетка). Яйцеклетка является самой крупной клеткой человеческого тела, она примерно в 200 раз больше клетки среднего размера. Она настолько большая, что ее можно разглядеть даже невооруженным глазом. У яйцеклетки имеется мембрана – блестящая оболочка. Внутри мембраны имеется жидкость, в которой расположена еще одна круглая сфера называемая женским протоядром, содержащая 22+1 хромосому половину хромосом, необходимых для создания человеческого тела. Внутри блестящей оболочки есть два полярных тельца.

Оплодотворение совершается в расширении женского яйцевода, когда сперматозоид достигает яйцеклетки. Установлено, что зачатие возможно при наличии вокруг яйцеклетки нескольких сотен сперматозоидов. Причем 11-13 из них должны работать в содружестве, чтобы обеспечить одному сперматозоиду возможность проникнуть через блестящую мембрану внутрь яйцеклетки. Мужская половая клетка – зрелый сперматозоид – состоит из головки, средней части (связующего отдела) и хвоста, сокращения которого обеспечивают его движение. Скорость движения сперматозоида 2-3 мм/мин. Окончательное созревание и накапливание сперматозоидов происходит в придатке яичка и семенных пузырьках.

Сперматозоиды благодаря своему органу движения – жгутику (хвосту) – продвигаются в полость матки, затем к маточным трубам и в одной из них встречаются со зрелой яйцеклеткой. Здесь сперматозоид (один из множества) благодаря выделению протеолитического фермента внедряется в яйцеклетку и оплодотворяет ее.

В процессе оплодотворения следует различать два основных этапа:

· Проникновение сперматозоида через оболочки яйцеклетки. Когда маленький сперматозоид, несущий 22+1 хромосому, проникает внутрь, он устремляется к женскому ядру. При этом его хвост отпадает и просто растворяется, а крошечная головка увеличивается, приобретая форму и размер женского ядра. Вслед за проникновением сперматозоида начинаются физико-химические изменения в поверхностном слое цитоплазмы яйцеклетки и образование оболочки оплодотворения. После ее образования другие сперматозоиды не могут проникнуть в яйцо.

· Слияние ядер обеих клеток. Мужское ядро продолжает проникать в женское, и когда они становятся единым целым, появляется человеческая зигота – первая клетка будущего организма. При слиянии ядер вновь образуется диплоидный набор хромосом.

Процесс индивидуального развития организма называют онтогенезом. Различают эмбриональное или внутриутробное развитие и постнатальное развитие – развитие после рождения ребенка.

Внутриутробный этап длится от момента зачатия и до рождения и длится в среднем 280 дней или 40 акушерских недель. Выделяют несколько фаз внутриутробного периода.

1. Фаза эмбрионального развития –до 12 недель беременности.

1) Предимплантационный период, или герминалъный,собственно зародышевый. Он начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией бластоцисты в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя.

После оплодотворения маленькие полярные тельца начинают перемещаться по периметру блестящей оболочки. Одно идет вверх и становится северным полюсом, а другое – вниз и становится южным полюсом. Затем появляется трубка, проходящая через центр клетки. Хромосомы делятся пополам, половина из них выстраивается вдоль трубки с одной стороны, другая половина – с другой.

В этот период в зиготе с диплоидным набором хромосом начинается дробление, которое похоже на митоз, однако в отличие от него клетки после деления не расходятся, а продолжают соприкасаться друг с другом и называются бластомерами. Размер образующихся клеток меньше материнских, поэтому на первых этапах размер зародыша не превышает размер зиготы. Вначале кариокинетическое деление происходит синхронно: 2-4-8-16. Когда клетки поделятся девять раз, достигается средний размер клеток тела человека, т. е. до этого момента рост эмбриона шел внутрь. Далее это клеточное скопление начинает растягиваться и его внутреннее содержимое начинает выворачиваться наружу, становясь пустотелой сферой. Затем северный полюс начинает опускаться через все пространство внутрь, двигаясь вниз к южному полюсу, а южный полюс поднимается через все это пространство, встречаясь с северным полюсом. Таким образом, формируется трубка (из одного конца трубки в дальнейшем формируется рот, из другого – анальное отверстие). В дальнейшем деление становится асинхронным, делящиеся клетки распространяются за пределы блестящей оболочки и образуется скопление клеток – морула, из которого, формируется бластоциста.

На поверхности зародыша бластомеры дробятся быстрее, из них образуется трофобласт, а из внутренней части клеток развивается эмбриобласт или зародышевый узелок, дающий в последующем начало всему развивающемуся организму и внезародышевым органам.

В этот период нет как таковой связи между эмбрионом и органами репродуктивной системы матери, однако воздействие тератогенных факторов может привести к гибели зародыша и прерыванию беременности.

2) Имплантационный период(1-2 нед.) длится около 2 суток. В этот период на поверхности трофобласта формируются выросты (первичные ворсины), которые вначале покрывают всю поверхность зародыша и не имеют кровеносных сосудов. Клетки трофобласта вырабатывают ферментоподобные вещества, благодаря которым он расплавляет набухшие, гормонально подготовленные ткани слизистой оболочки матки, внедряясь в нее. Слизистая оболочка сильно разрастается и вскоре замыкается над зародышем. В момент имплантации вокруг зародыша происходит тканевой распад, продукты которого служат для него питательной средой. После имплантации зародыш быстро растет и развивается, наружную оболочку зародыша с этого времени называют ворсистой оболочкой, или хорионом – это первичный орган взаимосвязи с материнским организмом. Между ворсинками и слизистой оболочкой матки образуется межворсинчатое пространство. В нем находятся продукты тканевого распада, и циркулирует материнская кровь, излившаяся из разрушенных сосудов слизистой оболочки. Из этой крови зародыш получает все необходимые питательные вещества.

В этот период зародыш очень уязвим к воздействию неблагоприятных внешних факторов, которые могут привести в данном случае к развитию грубой патологии, тяжелых пороков и явиться причиной прерывания беременности.

Период имплантации принято считать первым критическим периодом беременности.

3) Эмбриональный период, или органогенез (3-7 нед.). Длится 5-6 недель. Важнейшей его особенностью является закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка. Происходит активное деление клеток, поэтому воздействие тератогенных факторов (экзогенных и эндогенных) вызывает эмбриопатии – грубые анатомические и диспластические пороки развития. Причем поражаются те системы органов, которые в момент воздействия фактора активно делились и количество пораженных систем зависит от продолжительности тератогенного воздействия. Это второй критический периодвнутриутробного развития.

Дата добавления: 2016-05-11 ; просмотров: 1297 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию