Азбука автоледи: сигналы, подаваемые водителями транспортных средств
Как Вы можете во время движения на машине «сказать» что-то водителям соседних машин (предупредить, поблагодарить, извиниться, попросить и т.п.)? Ведь Ваши слова до их слуха не долетают.
Кроме того, другие водители могут Вам что-то “сообщать”. И чтобы их понять, нужно знать язык условных сигналов (знаков) водителей.
Знание таких условных сигналов помогает повысить безопасность на дороге. Грамотное использование этих знаков создает доброжелательную обстановку т.к. помогает предупредить и избежать штрафов, ДТП; извиниться, сгладив ошибку; поблагодарить и т.д.
Вот «перевод» основных условных знаков водителей:
СИГНАЛЫ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ
1. Моргание дальним светом.
а) Если стоят сотрудники ГИБДД или камера фото – видеофиксации, то для предупреждения встречных водителей принято моргнуть дальним светом (как правило, 2 раза, но кто-то моргает 1 раз). Встречные водители смогут заранее снизить скорость, пристегнуться и избежать неприятностей с ГИБДД. Точно так же Вас могут предупредить. В этом случае необходимо поблагодарить моргнувшего дальним светом водителя – поднимите раскрытую ладонь в знак благодарности.
б) Также поморгать дальним могут, если впереди какая-то опасность и надо быть осторожным и готовым затормозить и остановиться. Поэтому лучше снизить скорость и быть бдительным.
в) Если, например, в плотном потоке у Вас есть возможность пропустить поворачивающего водителя, или выезжающего со стоянки, а водитель не решается ехать, т.к. по ПДД не имеет преимущества, то нужно однократно моргнуть ему дальним светом (показывая, что Вы его пропускаете). Только в этом случае обязательно дождитесь, пока этот водитель проедет, даже если он моментально не отреагировал на Ваш «выстрел» дальним светом.
г) Если Вас догоняет сзади транспортное средство и моргает дальним светом, то водитель просит Вас уступить ему дорогу. При этом у него может быть включен левый поворотник. Если есть возможность безопасно перестроиться, то лучше не мешать и свернуть на другую полосу (ВАЖНО! При этом необходимо быть очень внимательным, и не создать помех другим водителям). Таким сигналом могут пользоваться автоподставщики, когда один едет в слепой зоне (его не видно в зеркала), а второй сзади моргает дальним светом («дай проехать»). Некоторые водители спешат сразу перестроиться, и могут задеть автомобиль, находящийся в слепой зоне (даже если не заденут, автоподставщики находят способы убедить, что ДТП было). Поэтому будьте бдительны.
д) Чтобы попросить едущего впереди водителя остановиться, применяется сигнал – включить правый поворотник и моргнуть дальним светом.
2. Моргание аварийкой.
а) Чтобы поблагодарить другого водителя, если он Вас пропустил, или как-то ещё помог – нужно моргнуть аварийкой (оптимально – от 1 до 3 раз). Если по каким-то причинам аварийкой не получается моргнуть, можно поочередно включить поворотники. Если другой водитель после этого кратковременно моргнул дальним светом или чуть нажал на клаксон – это означает «пожалуйста».
б) Если Вы случайно подрезали или ещё как-то помешали другому водителю, то чтобы сгладить вину и не допустить возможное раздражение этого водителя, поморгайте ему аварийкой, чтобы извиниться. Исходя из смысла происходящего на дороге, будет понятно, поблагодарили Вы или извинились.
в) Если впереди затор (особенно это актуально на скоростных трассах), то для предупреждения водителей, едущих сзади (чтобы они успели своевременно затормозить), можно включить аварийку (выключить, когда водитель сзади остановится). Горящие стоп-сигналы и аварийка подскажут водителю сзади, что надо снижать скорость и останавливаться. Точно также Вас может предупредить водитель спереди. Примечание автора! Не буду спорить с этим распространенным среди водителей сигналом. Но лично я думаю, что на дорогах с одной полосой в каждом направлении в таком случае водитель сзади (если он не в курсе, что Вы ему показываете) может всё-таки поехать обгонять. Поэтому более безопасно одновременно с торможением включить не аварийку, а левый поворотник. Так водитель сзади поймет, что обгонять нельзя, надо тормозить и останавливаться. Подумайте над моим мнением, и решите сами, как правильно действовать.
г) Если в темное время суток водитель сзади Вас не выключил дальний свет, и Вас слепит в зеркала, то включите на некоторое время аварийку. Это подскажет водителю сзади, что надо переключиться на ближний свет. После того, как тот водитель выключит дальний свет, можно моргнуть ему аварийкой в знак благодарности.
3. Сигналы поворотниками (кроме официальных сигналов при перестроениях и поворотах)
а) Если Вы догоняете попутное транспортное средство, а его водитель поморгал правым поворотником (а сам продолжает ехать прямо), это значит, что встречная полоса свободна для обгона. Только не начинайте обгон вслепую. Всё равно будьте бдительны и самостоятельно оценивайте ситуацию. А обогнав, поблагодарите подсказавшего водителя аварийкой (смотрите пункт 2).
б) Если Вы догоняете попутное транспортное средство и собираетесь обогнать, а его водитель поморгал левым поворотником, это значит, что обгонять нельзя, встречная полоса не свободна.
4. Стоп-сигналы
Если Вы едете позади транспортного средства, и у него несколько раз подряд кратковременно загорелись стоп-сигналы, а водитель не замедлился, то это может служить для Вас сигналом «слишком близко прижался, держи дистанцию».
СИГНАЛЫ РУКАМИ
1. Если другой водитель пальцем в воздухе начертил круг и показывает вниз на колесо вашего автомобиля, это значит, что спустило колесо.
2. Жест, когда другой водитель хлопает ладонью по воздуху, означает, что открыт багажник.
3. Если другой водитель медленно сверху вниз опустил ладонь, то говорит «снизь скорость» (возможно впереди ДПС, или какая-то опасность).
4. Как уже говорилось выше, поднятая вверх раскрытая ладонь – это знак благодарности (обычно применяется для того, чтобы сказать «спасибо» встречным водителям). Такой жест используется также как приветствие (когда знакомые здороваются на дороге).
5. Также жесты могут быть по ситуации. Например, если другой водитель показывает на низ Вашего авто, лучше остановиться и осмотреть машину (в том числе и заглянуть под днище). Если показывают на дверь, то, возможно она не докрыта, или в ней что-то застряло.
6. Жест «резкое раскрытие сомкнутых пальцев ладони» (похожий на мигнувшую лампочку) означает «включи фары» (например, бывает, что водитель в сумерках привыкает к небольшой темноте и забывает включить фары; или водитель забыл включить ближний свет при движении).
7. Если водителю грузовика показывают кукиш, это значит, что между задними (спаренными) колесами застрял камень (такой камень может быть опасен для автомобилей, едущих позади грузовика).
Теперь Вы сможете «разговаривать» с водителями соседних авто и понимать, что Вам «сказали». Это очень полезно, и придает большей уверенности и безопасности за рулем!
Главное помните, что всё хорошо в меру, и пользоваться этими условными знаками надо при необходимости и максимально понятно.
Сразу скажу, что из всех перечисленных условных знаков наиболее знакомы водителям:
– моргание аварийкой для благодарности и извинений;
– моргание дальним – “пропускаю”, “впереди ДПС”, “впереди опасность”;
– моргание правым поворотником – “можно обгонять”;
– моргание левым поворотником – “нельзя обгонять”;
– поднятие раскрытой ладони – знак приветствия или благодарности.
Также будьте бдительны, когда Вам что-то пытаются показать другие водители. Мы порой прямые слова не совсем понимаем, и значение условных синалов тоже иногда понять сложно. Но в большинстве случаев всё можно понять.
Негласная азбука водителя
Когда едешь на пассажирском сидении, а рядом – уверенный надёжный водитель, чувствуешь себя очень комфортно: и расслабиться можно, и поспать, и полюбоваться пейзажами за окошком. Но стоит сесть за руль, как восприятие мира мгновенно меняется.
Когда едешь на пассажирском сидении, а рядом – уверенный надёжный водитель, чувствуешь себя очень комфортно: и расслабиться можно, и поспать, и полюбоваться пейзажами за окошком. Но стоит сесть за руль, как восприятие мира мгновенно меняется. Уже не до пейзажей.
Загородная дорога, впереди длинномер, важный такой, неторопливый. И зачем-то подаёт сигнал левым поворотником. Ну, если левым – наверное, показывает, что там свободно, можно обогнать. Выходишь на встречку – а на тебя летит джип, превышая все возможные скоростные пределы. Прячешься обратно и соображаешь: что же это значит? Может, водитель фуры так странно шутит?
На самом деле дальнобойщики стараются хоть как-нибудь помочь «младшим братьям» избежать аварий. Для того, чтобы старания более опытных водителей не обернулись трагедией, стоит запомнить несколько пунктов простой водительской этики.
Дорога – будь она городская или загородная – особенный мир. Это знает каждый водитель и пешеход. В этом мире действует своё законодательство – Правила Дорожного Движения. Но кроме них существует негласная «азбука сигналов», которую следует знать и использовать.
Мне сверху видно всё!
Водители длинномеров на трассах обычно подают сигналы поворотниками. Им видно дорогу гораздо лучше, чем маленьким легковушкам. Левый поворотник означает: «Подожди, впереди встречка летит, обгонять нельзя!» Правый, соответственно – «можно ехать, свободно». Путать эти сигналы не стоит – можно оказаться в непростой ситуации. Чтобы было легко запомнить, обращаемся к логике: если водитель подаёт левый поворотник, он по каким-то причинам собирается уходить влево, а по ПДД обгонять в этом случае нельзя. Если же поворотник правый – кто знает, может, фура собирается остановиться на обочине, путь свободен.
Важное правило хорошего тона: когда в темноте водитель длинномера идёт на обгон легковой машины, ему не видно, обогнал он её или нет. В этом случае стоит мигнуть ему дальним светом, это будет означать: «Можешь завершать обгон, всё отлично!» В благодарность от фуры ты наверняка получишь звуковой сигнал. Нет ничего приятнее, чем услышать такое «спасибо»!
Поехали за мной!
Для легковушек на трассе тоже есть простое, но важное правило. Если впереди тебя машина ушла на обгон, но левый поворотник не выключает – можете смело нестись вслед за ней, встречного потока не наблюдается. Если же сигнал с левого сразу сменился на правый – то лучше подождать и разведать обстановку самостоятельно. Когда позади идущий автомобиль показывает правый поворотник и мигает дальним светом – он просит вас остановиться по какой-то причине.
Правильное использование языка поворотников позволит избежать аварий и недоразумений. И, уж конечно, жуткое раздражение вызывают водители, которые не выключают сигналы поворота после завершения манёвра, накликая на себя гнев соседних машин.
Самый известный сигнал – это, конечно, мигание дальним светом встречному потоку: мол, сбавь скорость, будь готов, впереди притаились стражи порядка на дорогах. Как вариант – серьёзная авария на твоей стороне проезжей части, не хватало ещё и тебе к ней присоединиться. Или – разные другие проблемы, которые лучше встретить на небольшой скорости. Так как этот условный сигнал знают все, включая пассажиров, то его сложно пропустить: половина встречки будет весело подмигивать тебе. Не забудь их поблагодарить – просто махни рукой – понял, уже почти 60 км/ч.
Когда весело рассекаешь воздух по левому ряду, а впереди плетётся «тормоз», и скорость у него в два раза меньше твоей – можешь подать один длинный сигнал дальним светом: «Пропусти, я несусь!» По ПДД водители обязаны пропускать таких бегунов, но всё-таки часто приходится напоминать об этом условным сигналом.
Водитель сбоку подаёт длинный сигнал дальним – он требует, чтобы вы притормозили и пропустили, так как он уж очень торопится. Лучше его пропустить: кто знает, может, это не просто лихачество, а необходимость.
Если едешь по городу с приличной скоростью, а со встречки налево поворачивает автомобиль, то стоит так же мигнуть ему дальним: «Я не успею затормозить, подожди, дай проеду!» Такое предупреждение и аварию предотвратит, и не напугает никого, потому что оно бесшумное.
Замечено, что когда на проезжей части длинная пробка и прямо в неё с прилегающей территории выезжает авто – ему обязательно нужно будет повернуть налево. Водитель отчаянно мигает фарами: мол, пропустите же наконец, я один и маленький! Водители понимающе останавливаются, а некоторые коротко мигают в ответ. На языке автомобиля это означает «Проезжай!»
Как-то раз у меня была ситуация: я поворачивала налево из дворов и ждала, когда все проедут. Справа перед поворотом затормозила «ГАЗель» и один раз коротко мигнула дальним. Сначала я не поняла и даже возмутилась: чего это он мигает, проезжал бы скорее, мне из-за него ничего не видно. Оказалось, он меня пропускает, потому что сам собирался поворачивать направо, а моё авто ему мешало. С тех пор больше не пугаюсь таких сигналов и сама ими пользуюсь.
Сам по себе звуковой сигнал может принести гораздо меньше пользы, чем в сочетании со световыми знаками. В соответствии с Правилами Дорожного Движения, в городе звуковой сигнал разрешено подавать только для предотвращения аварии. Однако есть маленькая хитрость, которую знают все. Звуковым сигналом можно ругаться. Переходит пешеход дорогу в неположенном месте – а ты его возьми и напугай коротким «Бип!» Или со среднего ряда водитель вдруг вздумал поворачивать налево. Напомните ему, что так делать нельзя. Впрочем, из опыта поколений ясно: использование клаксона редко помогает в наведении порядка на дорогах. Не стоит этим способом злоупотреблять.
В этой азбуке сигналов есть место и для благодарности. Если тебя пропустили, не задели, предупредили – включи на пару секунд аварийку. Это и будет твое «большое спасибо». Сейчас такой способ поблагодарить всё чаще используется на наших дорогах, всё больше водителей знают о нём. Кстати, если до кнопки аварийки тянуться далеко, можно включить попеременно правый и левый сигналы поворотников. Это тоже выражение благодарности.
К знакам на дороге следует относиться с особым вниманием. Некоторые из них – не всем известные – можно понять интуитивно. Когда в пробке впереди стоящий автомобиль несколько раз нажал на тормоз, возможно, он советует тебе держать дистанцию. А если автомобиль перед тобой не выключает аварийку и не сбавляет скорость – это не означает его горячую благодарность. Проверьте, не включен ли у вас дальний свет, например.
Неумелое, неграмотное использование световых и звуковых сигналов создаёт непредсказуемую обстановку на дороге. Но если пользоваться этими достаточно распространёнными знаками и не выдумывать своих дополнительных – то ездить будет безопаснее и приятнее. Такая азбука приветствуется всеми, в том числе сотрудниками ДПС. Вежливость там, где её, в общем-то, не ждёшь – особенно приятна. Попробуй применять эту нехитрую этику на дороге. Тебя пропустили – ты поблагодарила в ответ, и у обоих водителей душа поёт!
Азбука автоледи – сигналы, подаваемые водителями транспортных средств
Если вы водите автомобиль, то конечно не раз сталкивались с тем, что водители подают друг другу различные «таинственные» знаки – мигают фарами, сигналят, жестикулируют. Возможно, вам даже приходилось сталкиваться с ситуацией, когда эти знаки предназначались вам. Всегда ли вы их понимали?
Что такое водительская азбука и как расшифровать сигналы, подаваемые водителями транспортных средств?
Немного истории
Теперь уже нельзя сказать наверняка откуда взялась эта традиция общения на дороге. Однако, легенда по этому поводу существует.
Лет сорок назад, в одной из советских газет вышла интересная статья. Один из работников ГАИ с возмущением рассказывал о нравах, царящих на «диком Западе» – местные водители предупреждали друг друга о полицейских «засадах» и постах, подавая сигналы фарами.
Не очень понятно, какую реакцию хотел вызвать своим рассказом сотрудник ГАИ. Но эффект от этой публикации, безусловно, был – идея очень понравилась водителям бывшего Советского Союза и стала распространяться с неимоверной скоростью. Вскоре уже абсолютное большинство водителей в той или иной мере стали использовать этот способ общения.
Автомобильная азбука сегодня
Постепенно сигнальная азбука пополнялась новыми знаками. Сегодня, знать хотя бы ее азы уже считается признаком хорошего тона. Такие сигналы могут очень помочь на дороге. И не стоит думать, что они нужны только злостным нарушителям правил дорожного движения, которые хотят избежать «праведного гнева» сотрудников ГИБДД.
Очень часто специальные знаки используют для совершенно других, благородных целей. Зная сигнальную азбуку можно, без слов, сообщить об опасности, поблагодарить или выразить неодобрение, попросить о помощи в трудной ситуации, указать на поломки, которые не видны самому водителю, но заметны «со стороны».
Знание сигнальной азбуки открывает путь в своеобразное «братство автомобилистов». Водители, «говорящие» на языке сигналов, лучше понимают друг друга. «Тайное знание» объединяет их, поэтому они становятся более вежливыми и дружелюбными. А значит и обстановка на дороге – более безопасной.
Конечно, все тайные сигналы водителей выучить достаточно сложно. Да, может быть, и не надо. Большинство из них используют водители-дальнобойщики – у них вся жизнь на колесах. Они достаточно часто попадают в разные тяжелые ситуации на дороге – работа у них такая. Но и в условиях города автомобилиста могут поджидать разные неприятности.
Допустим, вы заметили, что у машины, которая едет рядом с вами, спущено колесо. Как предупредить водителя? Высовываться в окно и громко кричать – не всегда удобно, да и небезопасно. Вот в такой, и еще во многих других, ситуациях и приходит на помощь сигнальная азбука. Поэтому запомнить ее основы будет полезно любому автомобилисту. Начнем учить?
Сигналы фарами
Одно – два коротких «подмигивания» дальним светом на перекрестке или в «пробке» означает, что вас готовы пропустить. Такой сигнал подается как «коллегам»-водителям, так пешеходам. Этот знак очень удобен, когда, например, автомобилю нужно повернуть, а затор на дороге не дает ему возможность сделать маневр.
Два-три коротких «подмигивания» дальним светом. Это, пожалуй, самый часто применяемый на дорогах сигнал. Он означает «Внимание!». Таким образом водители предупреждают друг друга о притаившейся «засаде» сотрудников ГИБДД или о какой-то опасности, подстерегающей впереди. Это может быть открытый люк, ДТП, «провал» на дороге.
Несколько длинных «подмигиваний» дальним светом сзади, «в спину». Этот сигнал означает, что вас просят уступить дорогу. Если у вас есть такая возможность – сделайте это. Вдруг, и правда, человек очень спешит.
Правда, с этим сигналом, нужно обращаться крайне осторожно – его часто используют для «подстав». Сзади «подмигивают» – просят пропустить, а справа вам уже подставили дорогую «иномарку» с заранее подготовленным «материальным ущербом». К сожалению, такие ситуации не редкость. Если решили не пропускать – нажмите на тормоз так, чтобы сработали «стоп-сигналы». Но, при этом, тормозить не надо. Как правило, помогает – отстают.
Встречные автомобили часто «подмигивают» фарами. Это значит, что у вас что-то не так со светом. Может быть, вы ослепляете водителей.
Сигналы поворотниками и аварийной сигнализацией
Сигналы поворотниками используют, как правило, дальнобойщики. Но некоторые из них полезно знать и водителям легковых автомобилей.
Например, если на загородной дороге вы едете за фурой или автобусом, прежде чем начать обгон посмотрите, не подает ли водитель вам знаки. Если у фуры мигает правый поворотник – значит можно начинать маневр. Если левый – обгонять нельзя.
«Подмигивание» автомобильной сигнализацией означает благодарность или извинения. Но если вы заметили, что обогнавшая вас машина так и не выключила «аварийку», то это не значит что ее хозяин благодарен вам «очень-очень». Проверьте, может быть у вас просто включен дальний свет.
Сигналы жестами
Сигналы водителей руками тоже могут рассказать очень о многом. Если, конечно, знать, как их расшифровывать.
Если вы заметили, что водители резко распрямляют пальцы, делая вам знаки, похожие на мигание лампочки, значит пора включить фары. Для того чтобы «рассказать» об открывшемся багажнике, водители хлопают ладонью по воздуху. Если кто-то из водителей указывает рукой на дверь вашего автомобиля, значит она у вас неплотно закрыта или зажат ремень безопасности. Если вы заметили, что у какого-то автомобиля спущена шина, вы можете подать сигнал, сделав круговое движение кистью руки, а затем, указать вниз.
Если водитель проезжающей машины указывает рукой на обочину, адресуя этот сигнал вам, то следует остановиться. Это значит, что ваша машина неисправна. Часто этот знак сопровождается миганием фар или коротким звуковым сигналом. Поднятая, или вытянутая вперед ладонь – знак благодарности.
Сигналы предметами
Такие сигналы применяются при вынужденной остановке на обочине. Они дают проезжающим мимо водителям понять, какая именно вам требуется помощь. Как правило, такие знаки понятны и без объяснений.
Если вы возьмете в руку канистру – значит у вас закончился бензин. Если трос – нуждаетесь в буксировке. Если ключ, значит у вас нет подходящего – а может быть и совсем никакого, кроме этого несчастного ключа – инструмента.
Вот, в общих чертах, и вся автомобильная азбука. Не так уж и сложно, правда?
Что еще следует знать? Далеко не все сотрудники ГИБДД признают и «уважают» такой способ общения водителей. Например, за «неуставное подмигивания» дальним светом вас могут оштрафовать. Поэтому использовать этот сигнал или нет – решать вам.
Даже если вы сами не будете пользоваться этими знаками, их знание поможет вам лучше понимать других водителей, а значит и контролировать дорожную ситуацию. И может быть, в какой-то момент, спасет от неприятностей.
И потом, так приятно чувствовать себя членом «тайного братства» – особенно, если вы авто-ЛЕДИ..
Сигналы рукой в ПДД
Добрый день, уважаемый читатель.
При маневрировании транспортных средств водители должны подавать специальные сигналы. Если автомобиль технически исправен, то такие сигналы подаются с помощью поворотников.
Если же поворотники не работают или они вообще не предусмотрены конструкцией (например, на велосипеде), то приходится подавать сигналы рукой.
В этой статье рассмотрены сигналы, которые водитель может подавать руками:
Сигналы рукой в правилах дорожного движения
Сигналы, подаваемые рукой, описаны во втором абзаце пункта 8.1 правил дорожного движения:
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Всего существуют 3 вида сигналов:
- левого поворота (разворота);
- правого поворота;
- торможения.
Рассмотрим несколько изображений, позволяющих понять, как должен подаваться тот или иной сигнал:
Сигнал | Значение |
Поворот налево или разворот | |
Поворот направо | |
Торможение |
В каких случаях водитель должен подавать сигналы рукой?
Рассмотрим первый абзац пункта 8.1 ПДД:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналы поворота должны подаваться в следующих случаях:
- перед началом движения;
- перед перестроением;
- перед поворотом или разворотом;
- перед остановкой.
Сигналы рукой заменяют сигналы поворота. Они должны использоваться, если сигналы поворота неисправны или вообще отсутствуют на транспортном средстве.
Например, поворотники не устанавливаются на велосипеды и некоторые мопеды.
Обратите внимание, правила дорожного движения не обязывают водителя подавать сигнал торможения. То есть сам сигнал рукой в правилах описан, а ситуации, в которых он должен использоваться, – нет.
В какой момент подается сигнал рукой?
Обратимся к пункту 8.2 Правил:
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Начать подачу сигнала рукой нужно заблаговременно, чтобы другие участники дорожного движения успели понять, какой маневр Вы запланировали.
Прекратить подачу сигнала разрешается непосредственно перед началом маневра, то есть перед тем, как поворачивать руль.
Примечание. Не стоит подавать сигнал рукой во время поворота, т.к. управлять транспортным средством только одной рукой неудобно и это может привести к ДТП.
Какой рукой лучше подавать сигнал поворота?
Выше речь шла о том, что каждому из сигналов поворота соответствуют 2 жеста. Разберемся, какой жест лучше использовать в той или иной ситуации.
На велосипеде, мотоцикле, мопеде
При управлении двухколесным транспортным средством имеет смысл использовать сигналы, которые подаются вытянутой рукой:
Другим участникам движения гораздо проще понять такие сигналы. В то время как рука, согнутая в локте, некоторых водителей вводит в ступор.
На автомобиле или автобусе
При управлении транспортным средством с кабиной дело обстоит по-другому. Водитель не может подавать сигналы правой рукой, т.к. он попросту не дотягивается до правого окна через весь салон. Поэтому остается использовать сигналы, подающиеся левой рукой:
Примечание. Если автомобиль имеет правый руль, то все сигналы подаются правой рукой через правое окно.
Штраф за неподачу сигнала рукой
Нарушитель | Штраф | Статья КоАП |
Водитель мопеда, мотоцикла, автомобиля, автобуса | предупреждение или 500 рублей | 12.14 ч.1 |
Велосипедист или возчик | 800 рублей | 12.29 ч.2 |
В заключение хочу отметить, что сигналы поворота нужно подавать не для того, чтобы избежать штрафов, а для того, чтобы предупредить других участников дорожного движения о своих маневрах.
Азбука световой сигнализации водителей
Так сказать, официальные световые сигналы, подаваемые автомобилем, водители обязаны знать наизусть и понимать значение каждого еще с учебной скамьи автошколы. Но на сегодняшний день в автомобильном сообществе выработался немаленький перечень своего рода неформального сленга, пришедшего к нам из зарубежной практики. Некоторые из неформальных «слов» азбуки световой сигнализации уже знакомы украинским водителям, хотя, наверняка, есть и такие, значения которых известны еще не всем.
Поэтому, чтобы как говорят, на дорогах не возникало «непоняток» – расскажем значения каждого из таких неформальных световых сигналов.
Разделим их на несколько категорий, в зависимости от того – какими видами световых приборов они подаются. Это:
– сигналы головной светотехникой;
– сигналы указателями поворотов;
– стоп-сигналы.
Начнем, с сигналов, которые подают с помощью передней оптики. Сначала самые легкие, значения которых должны быть понятны многим…
Сигналы головной светотехникой
Один-два длинных cигнала дальним светом фар от автомобиля, который приближается к вам сзади по полосе.
Он означает – мол, «Уступите полосу! Тороплюсь!». Но помните, что в любом случае его смысл – просьба, а не требование! Поэтому, если вам не уступают дорогу, это не повод тут же устраивать «разборки». Вполне возможно, что у едущего впереди есть на то свои причины – например, он скоро будет поворачивать налево, впереди много другого транспорта и легко промчать не получится, уйти вправо нет возможности.
Один-два коротких сигнала дальним светом фар, но уже поданные автомобилем, едущим вам навстречу. Значение у него уже другое – «Внимание, впереди опасность!» или «Впереди, полиция».
Этот прием из азбуки световой сигнализации используют у нас давно. А используется он в случаях, если впереди есть какая-то опасность для встречного автомобиля (ДТП, препятствие с ограниченной видимостью и пр.). Кроме того, с помощью этого же сигнала водители предупреждали друг-дуга о том, что впереди в засаде сидели гаишники с радаром или высматривали другие нарушения ПДД. Полностью применим он и в отношении современной полиции.
Один-два коротких сигнала дальним светом фар, но поданные в плотном городском движении могут иметь уже другое значение. В частности, если он подается автомобилем, который подъезжает по главной дороге, едет навстречу в пробке или движется сзади по соседней полосе – то такой сигнал информирует о том, что мол – «Вижу, проезжай, пропускаю!».
Обычно он используется в ситуациях, когда по правилам водитель пропускать не обязан, но хочет помочь коллеге, поворачивающему налево, выезжающему со стоянки, со второстепенной дороги или при необходимости перестроиться на другую полосу движения в плотном потоке.
Подтвердить, что вы заметили сигнал, нужно кивком головы или поднятой рукой. За предоставленную возможность совершить маневр принято благодарить (кивком головы, поднятой рукой или кратковременным включением «аварийки»).
Длительное включение дальнего света фар
водителем автомобиля, который подъезжает со второстепенной дороги, выезда со дворов в городской пробке или просто – едет вам навстречу.
Такой сигнал означает просьбу – мол, «Пропустите, пожалуйста!». С его помощью водители просят предоставить преимущество в движении если они находятся в неудобном или опасном для себя положении.
Сигналы указателями поворотов
Два-три мигания аварийной сигнализацией – обозначают знак благодарности – мол, «Спасибо!». Сигнал передается тем, кто пропустил вас впереди себя или притормозил, дав вам возможность безопасно перестроиться.
Если вас не поблагодарили, не обижайтесь – на машине может не работать «аварийка» либо человек просто не знает, что так принято и не знает азбуки световой сигнализации.
Кстати, за городом на ваше «Спасибо» «аварийкой» водители крупных грузовиков в ответ могут подать звуковой сигнал – мол, «Да не за что!».
Включение «аварийки» во время движения или при резком торможении означает – «Всем, внимание! Впереди опасность!». На такой сигнал, водители других автомобилей, особенно, едущих сзади, должны отреагировать снижением скорости, а если он был подан одновременно с резким торможением – то остальным также в свою очередь нужно срочно тормозить!
Кстати, многие современные автомобили оборудованы целым комплексом систем безопасности, которые при резком торможении в том числе автоматически активируют включение аварийной световой сигнализации. То есть фактически самостоятельно без участия водителя сигнализируют всем окружающим водителям об опасности.
Кроме сигналов «аварийкой» водители могут общаться между собой с помощью боковых указателей поворотов, причем подаваемые ими сигналы могут иметь разные значения.
Два-три мигания правым поворотом на загородной трассе, которые подаются для транспортных средств, едущих сзади означают – «Дорога на встречной полосе свободна. Можете меня обгонять!».
Водитель сигналит в случае, если не может или не хочет ехать быстрее. В ситуации, когда идущий сзади автомобиль пытается вас обогнать, а встречные машины мешают, сигнал об освобождении встречной полосы подается одновременно со смещением вправо. Такой сигнал, чаще всего подают водители большегрузных «фур», которые «высоко сидят, далеко глядят» и понимают, что для обгона грузовика нужно больше места, а из-за такого громили водители сзади едущих легковушек не видят дорогу далеко вперед перед обгоняемым.
В момент выхода коллеги на обгон «тихоход» даже может немного притормозить, чтобы позволить своему коллеге быстрее совершить ему маневр и безопасно вернуться на свою полосу. После обгона принято благодарить («аварийкой» или поднятой в окне рукой).
Два-три мигания левым поворотом в подобной ситуации на загородной трассе, когда в поле зрения нет каких либо перекрестков с возможностью левого поворота означает для автомобилей, едущих сзади, противоположный сигнал – мол, «Обгонять меня нельзя! Встречная полоса занята!».
Опять-таки, чаще всего подают такие водители крупных грузовиков. Им из высокой кабины дорогу видно далеко вперед, и если встречная полоса занята, он предупреждает об опасности. Как правило, если на встречке появится свободное место – они об этом подскажут миганием правого указателя поворота. А вы в ответ не забудьте поблагодарить своего коллегу соответствующим световым сигналом.
Включенный левый указатель поворота на загородной магистрали, который подал автомобиль, быстро приближающийся к вам сзади, но при этом ему по сути левее уходить некуда (там находится разделительный отбойник, зеленый газон и тому подобное).
Такой сигнал означает – «Я хочу тебя обогнать! Уйти вправо и дай мне дорогу». Подобный световой прием очень распространен на скоростных автострадах в Европе, а вот у нас пока встречается не так часто. По сути, он равноценен одному-двум миганиям дальним светом, впереди едущему автомобилю, но при этом он больше воспринимается, как просьба и не так раздражает окружающих.
Стоп-сигналы
Одно-два коротких мигания «стопами» – означает для сзади едущих автомобилей следующее – мол, «Уважаемый, вы слишком близко подъехали, а я сейчас буду тормозить! Увеличьте дистанцию, иначе въедете мне в багажник!».
Так, например, можно сделать на трассе, когда вы собираетесь тормозить перед препятствием, которое сзади едущий автомобиль может не видеть. Кроме того, иногда, таким образом, отпугивают водителей, не соблюдающих дистанцию и ездящих «на хвосте».
Такой же сигнал одно-два коротких мигания «стопами» часто используют водители буксирующего автомобиля.
Таким образом они предупреждают коллег, которых тянут на буксире о предстоящем торможении или о необходимости начинать торможение (например, на спуске), чтобы сохранить трос в натянутом состоянии. После такого сигнала водитель буксируемого авто должен первым начать торможение.
В завершении отметим – мы надеемся, что наше детальное толкование азбуки световой сигнализации поможет вам стать более коммуникабельным на дороге, сделает ваше общение с другими водителями проще и понятнее, а также – повысить безопасность ваших поездок.
Видеоверсию нашего материала об азбуке световой сигнализации вы можете посмотреть, перейдя по этой ссылке.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сигналы подаваемые водителями транспортных средств
Добрый день, уважаемый читатель.
При маневрировании транспортных средств водители должны подавать специальные сигналы. Если автомобиль технически исправен, то такие сигналы подаются с помощью поворотников.
Если же поворотники не работают или они вообще не предусмотрены конструкцией (например, на велосипеде), то приходится подавать сигналы рукой.
В этой статье рассмотрены сигналы, которые водитель может подавать руками:
Немного истории
Теперь уже нельзя сказать наверняка откуда взялась эта традиция общения на дороге. Однако, легенда по этому поводу существует.
Лет сорок назад, в одной из советских газет вышла интересная статья. Один из работников ГАИ с возмущением рассказывал о нравах, царящих на «диком Западе» — местные водители предупреждали друг друга о полицейских «засадах» и постах, подавая сигналы фарами.
Не очень понятно, какую реакцию хотел вызвать своим рассказом сотрудник ГАИ. Но эффект от этой публикации, безусловно, был — идея очень понравилась водителям бывшего Советского Союза и стала распространяться с неимоверной скоростью. Вскоре уже абсолютное большинство водителей в той или иной мере стали использовать этот способ общения.
Сигналы рукой в правилах дорожного движения
Сигналы, подаваемые рукой, описаны во втором абзаце пункта 8.1 правил дорожного движения:
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Всего существуют 3 вида сигналов:
- левого поворота (разворота);
- правого поворота;
- торможения.
Рассмотрим несколько изображений, позволяющих понять, как должен подаваться тот или иной сигнал:
Автомобильная азбука сегодня
Постепенно сигнальная азбука пополнялась новыми знаками. Сегодня, знать хотя бы ее азы уже считается признаком хорошего тона. Такие сигналы могут очень помочь на дороге. И не стоит думать, что они нужны только злостным нарушителям правил дорожного движения, которые хотят избежать «праведного гнева» сотрудников ГИБДД.
Очень часто специальные знаки используют для совершенно других, благородных целей. Зная сигнальную азбуку можно, без слов, сообщить об опасности, поблагодарить или выразить неодобрение, попросить о помощи в трудной ситуации, указать на поломки, которые не видны самому водителю, но заметны «со стороны».
Знание сигнальной азбуки открывает путь в своеобразное «братство автомобилистов». Водители, «говорящие» на языке сигналов, лучше понимают друг друга. «Тайное знание» объединяет их, поэтому они становятся более вежливыми и дружелюбными. А значит и обстановка на дороге — более безопасной.
Конечно, все тайные сигналы водителей выучить достаточно сложно. Да, может быть, и не надо. Большинство из них используют водители-дальнобойщики — у них вся жизнь на колесах. Они достаточно часто попадают в разные тяжелые ситуации на дороге — работа у них такая. Но и в условиях города автомобилиста могут поджидать разные неприятности.
Допустим, вы заметили, что у машины, которая едет рядом с вами, спущено колесо. Как предупредить водителя? Высовываться в окно и громко кричать — не всегда удобно, да и небезопасно. Вот в такой, и еще во многих других, ситуациях и приходит на помощь сигнальная азбука. Поэтому запомнить ее основы будет полезно любому автомобилисту. Начнем учить?
В каких случаях водитель должен подавать сигналы рукой?
Рассмотрим первый абзац пункта 8.1 ПДД:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналы поворота должны подаваться в следующих случаях:
- перед началом движения;
- перед перестроением;
- перед поворотом или разворотом;
- перед остановкой.
Сигналы рукой заменяют сигналы поворота. Они должны использоваться, если сигналы поворота неисправны или вообще отсутствуют на транспортном средстве.
Например, поворотники не устанавливаются на велосипеды и некоторые мопеды.
Обратите внимание, правила дорожного движения не обязывают водителя подавать сигнал торможения. То есть сам сигнал рукой в правилах описан, а ситуации, в которых он должен использоваться, — нет.
Самые популярные знаки из «азбуки водителей» – это световые сигналы
Сигналы дальним светом:
Короткие многократные моргание фарами используются для того, чтобы пропустить, например, машину в плотном потоке или на неурегулированном перекрестке, а также, чтобы «сказать» пешеходу о том, что Вы его пропускаете. Если машина движущаяся по «встречке» мигает Вам дальним светом, это означает, что впереди пост дорожной полиции, либо предупреждает о сложной дорожной обстановке, требующей повышенной концентрации (ДТП, ведутся дорожные). В таких ситуациях рекомендуется снизить скорость. Краткий сигнал дальним светом в темное время суток от авто едущего навстречу указывает на то, что Вы не выключили дальний свет, и он слепит других водителей – необходимо переключится на ближний свет. Мигание дальним светом в потоке, идущем за Вами – говорит о том, что водитель просит пропустить его. Во время обгона в темное время суток Вашего транспортного средства крупногабаритным транспортом, не забудьте подмигнуть его водителю дальним светом перед завершением обгона. Этим Вы не только поможете ему определить момент окончания маневра, но и обезопасите себя от столкновения.
Зачастую краткий сигнал «аварийкой» обозначает спасибо. Например, если во время обгона Вам уступили дорогу, пропустили на выезде с парковки или при перестроении из ряда в ряд. Также «аварийку» можно использовать для извинений, если Вы во время движения допустили незначительную ошибку – например, не пропустили кого-то из участников движения, где требовали этого правила или «подрезали» другую машину. Но есть одно очень значимое правило – если Вы водитель-новичок или ученик, и еще не владеете вождением в совершенстве, то не стоит отвлекаться на поиски «аварийки» в салоне. В знак благодарности и извинения на дороге можете поочередно включить сначала левый, а потом правый «поворот» – аналогично сигналу «аварийкой». Находясь в заторе, краткие нажатие аварийки или тормоза говорят о том, что не соблюдена дистанция.
В вечернее время, включенная автомобильная сигнализация, после обгона Вашего автомобиля, сигнализирует о том, что у Вас включен дальний свет, который слепит других участников дорожного движения – необходимо переключиться на ближний свет. Также включением аварийной автосигнализации водитель может оповещать других участников дорожного движения о поломке своего транспортного средства, а также о возможной опасности впереди. Иногда «аварийку» используют в случаях, когда необходимо припарковаться, чтобы привлечь внимание к машине и ее зрительно лучше было видно, либо при выезде с парковочного места. Особенно этот метод хорош, при сдаче назад. Не стоит злоупотреблять «аварийкой» при остановках в неположенном месте – так как помимо возможных проблем с полицией можно услышать в свой адрес пару неприятных фраз или лишится зеркал. Аварийная автосигнализация не дает приоритета при движении, а существует для передачи той или иной информации другим участникам движения.
Передача информации поворотниками:
Кроме привычных знаков – поворот влево или вправо, включенные поворотники передают и другую информацию. Такой способ передачи информации зачастую используют крупногабаритные грузовики, фуры. Следуя по трассе, водители грузовиков иногда помогают осуществлять обгон своего транспортного средства – для этого они включают либо правый поворотник, указывая, что обгон можно осуществить, либо левый поворотник – указывая, что обгон проводить запрещено. Естественно, слепо доверять такой информации не стоит и, при совершении любого действия по трассе, обязательно удостоверьтесь в безопасности такового. Включенный «левый поворотник» у транспортного средства, движущегося в крайнем левом ряду, информирует водителя едущего впереди автомобиля о том, что он препятствует обгону, поэтому необходимо принять немного правее и дать возможность на обгон. Если едущей за Вами машиной включен правый «поворотник» при этом она периодически моргает дальним светом, это значит, что Вас просят остановиться у обочины.
Сигналы фарами
Одно — два коротких «подмигивания» дальним светом на перекрестке или в «пробке» означает, что вас готовы пропустить. Такой сигнал подается как «коллегам»-водителям, так пешеходам. Этот знак очень удобен, когда, например, автомобилю нужно повернуть, а затор на дороге не дает ему возможность сделать маневр.
Два-три коротких «подмигивания» дальним светом. Это, пожалуй, самый часто применяемый на дорогах сигнал. Он означает «Внимание!». Таким образом водители предупреждают друг друга о притаившейся «засаде» сотрудников ГИБДД или о какой-то опасности, подстерегающей впереди. Это может быть открытый люк, ДТП, «провал» на дороге.
Несколько длинных «подмигиваний» дальним светом сзади, «в спину». Этот сигнал означает, что вас просят уступить дорогу. Если у вас есть такая возможность — сделайте это. Вдруг, и правда, человек очень спешит.
Правда, с этим сигналом, нужно обращаться крайне осторожно — его часто используют для «подстав». Сзади «подмигивают» — просят пропустить, а справа вам уже подставили дорогую «иномарку» с заранее подготовленным «материальным ущербом». К сожалению, такие ситуации не редкость. Если решили не пропускать — нажмите на тормоз так, чтобы сработали «стоп-сигналы». Но, при этом, тормозить не надо. Как правило, помогает — отстают.
Встречные автомобили часто «подмигивают» фарами. Это значит, что у вас что-то не так со светом. Может быть, вы ослепляете водителей.
В какой момент подается сигнал рукой?
Обратимся к пункту 8.2 Правил:
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Начать подачу сигнала рукой нужно заблаговременно, чтобы другие участники дорожного движения успели понять, какой маневр Вы запланировали.
Прекратить подачу сигнала разрешается непосредственно перед началом маневра, то есть перед тем, как поворачивать руль.
Примечание. Не стоит подавать сигнал рукой во время поворота, т.к. управлять транспортным средством только одной рукой неудобно и это может привести к ДТП.
Какой рукой лучше подавать сигнал поворота?
Выше речь шла о том, что каждому из сигналов поворота соответствуют 2 жеста. Разберемся, какой жест лучше использовать в той или иной ситуации.
На велосипеде, мотоцикле, мопеде
При управлении двухколесным транспортным средством имеет смысл использовать сигналы, которые подаются вытянутой рукой:
Другим участникам движения гораздо проще понять такие сигналы. В то время как рука, согнутая в локте, некоторых водителей вводит в ступор.
На автомобиле или автобусе
При управлении транспортным средством с кабиной дело обстоит по-другому. Водитель не может подавать сигналы правой рукой, т.к. он попросту не дотягивается до правого окна через весь салон. Поэтому остается использовать сигналы, подающиеся левой рукой:
Примечание. Если автомобиль имеет правый руль, то все сигналы подаются правой рукой через правое окно.
Штраф за неподачу сигнала рукой
Нарушитель | Штраф | Статья КоАП |
Водитель мопеда, мотоцикла, автомобиля, автобуса | предупреждение или 500 рублей | 12.14 ч.1 |
Велосипедист или возчик | 800 рублей | 12.29 ч.2 |
В заключение хочу отметить, что сигналы поворота нужно подавать не для того, чтобы избежать штрафов, а для того, чтобы предупредить других участников дорожного движения о своих маневрах.