Освящение куличей, яиц и творожных пасох – обязательно ли?

ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

Популярные публикации

Последние комментарии

КОГДА СВЯТЯТ КУЛИЧИ И ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА: ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА.

Время, когда святят куличи в разных храмах, отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в субботу, в другом – рано утром в воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды.

Поэтому перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы.

Когда положено святить куличи по правилам?

Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее. Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

Однако освящать продукты в Великую Субботу тоже допустимо. Обряд проводится в субботу вечером, на вечерней службе.

После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Святить куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящать продукты накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь. А утро уже проходило дома, потому что после уборки в Чистый Четверг, молитвенного и телесного подвига в Страстную Пятницу, приготовлений в Великую Субботу силы на всенощную оставались не у всех.

Какую еду можно освящать на Пасху.

Куличи, творожные пасхи, яйца, мясо и вино – вот продукты, которые по обычаю приносятся в церковь для освящения. Необязательно приносить много продуктов, так как освящение мяса и вина, скоромной пищи, носит символический характер. Таким образом разрешается закончить пост. Но разговление начинается либо яйцами, либо кусочком кулича или пасхи. Поэтому нести в церковь нужно в первую очередь именно эти продукты.

Необязательно приносить всю выпечку, которая была приготовлена накануне. Достаточно одного или двух куличей. Первый съедают во время утреней трапезы, разделяя между членами семьи, второй хранится еще неделю и даже больше, может быть, до следующей Пасхи. Но так сейчас поступают очень редко. Даже самый лучший кулич постепенно черствеет, поэтому его стараются съесть поскорее, пока он свежий. Крашеные яйца стоит принести все, ведь их дарят, дают на обмен, чаще сохраняют на память о празднике.

Другие продукты несут в церковь, если это позволяет достаток. При этом следует помнить, что не все прихожане могут позволить себе приобрести хорошее вино и мясные продукты даже на праздник. Поэтому добрым делом будет угостить других прихожан в церкви после службы частью принесенных продуктов, или оставить для тех, кто остается на специально организованную при церкви трапезу. Также следует поинтересоваться заранее, какие продукты можно было бы принести в церковь вместе с куличами. Некоторые священники не позволяют ставить мясо и вино, даже если церковная традиция не имеет ничего против.

Помимо куличей и творожных пасок, можно выставлять другую выпечку: пирожки, булочки, печенье, пасхальный сладкий хлеб, пирог. Можно освятить сладости и фрукты.

Запрещенных продуктов в списке получается немного. В первую очередь, не стоит пытаться принести водку и другие спиртные напитки кроме вина. Вино, кстати, необязательно должно быть красным. Но белое вино признается далеко не во всех церквях.

Приходить на освящение куличей лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда. Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Освящение куличей, яиц и творожных пасх – обязательно ли?

Речь не о магии, а о благодарности Богу

Протоиерей Александр Агейкин

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, — это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасх.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, — это становится неправильным.

Но содержание не может существовать без формы. Это общефилософская истина.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасх, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасх, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасх полагается после ночной пасхальной службы.

Читайте также:  Штраф за обгон : под знак, на пешеходном переходе

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, ни пасх. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа.

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…

Клин православный

ХрамБлагочиниеСтатьи Вопросы священнику

Войти через uID

Форма входа

Воскресная школа
Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах

Рождество Христово

7 января –
Рождество Христово

–>

Богослужения
Храм иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”

Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Из церковной жизни
Церковные Таинства
Духовное просвещение
Здоровье душевное и телесное
Литература, искусство
Церковь и общество
Видео

Актуально
  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жить по воле Божией
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к бабушке-целительнице, чтобы снять сглаз, если она снимает его молитвами?
  • Привороты
  • Как отличить ученого от лжеученого, научную работу от псевдонаучной?
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений
  • Имена Божии

Предстоящие события
Главная » Статьи » Как мы веруем

Зачем мы освящаем куличи и пасхи?

Автор: Татьяна Балашова

– Отец Борис, почему принято освящать праздничную пасхальную снедь – куличи, пасхи, крашеные яйца?

– Давайте начнем издалека. Мы знаем, что в праздник Преображения освящаются земные плоды, в первую очередь, – виноград, яблоки и др. Зачем? Чтобы эти яблоки и виноград стали святее? Нет, конечно. Давайте подумаем. Мы ведь приносим Богу те плоды, которые Господь дал нам произрастить, так? Сажает-то человек, а произращает Бог. И вот эти плоды мы приносим Ему, посвящаем Ему, и потом принимаем от Него это как радость праздника, как некое благословение Божие на наши жизненные труды.

Известно, что в древности люди приносили в церковь просфоры, которые пекли сами, и они использовались в богослужении для совершения Таинства Евхаристии. Но это – хлеб, который используется в богослужении, это приношение Богу. Но ведь наша жизнь проходит не только в храме, но и дома, и на работе.

В храме мы радуемся и причащаемся Небесного Хлеба – Тела и Крови Христовой, принимаем Христа в свое сердце и в свое тело. Эта радость касается и наших душ, и наших тел. Поэтому вполне закономерно в дни великих праздников делается праздничная трапеза. И в праздник Пасхи нас интересует не изобилие разных деликатесов на столе. Есть ли таковые, нет ли – это не принципиально. Вопрос в другом. Смотрите, хлеб символичен – это тот продукт, без которого человек не мог существовать: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь…” В древнем мире хлеб был всегда символом жизни, питания. Но хлеб-то мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем. А кулич – это не просто хлеб для питания нашего, но хлеб радости праздника, который мы употребляем дома, во время агапы, праздничной домашней трапезы. Делаем этот хлеб сдобным и красивым, ведь это хлеб величайшего праздника. Украшенные куличи, сладкие творожные пасхи, крашеные яички – понятно, что все это освящается молитвой…

Кулич традиционен с глубочайшей древности, как и крашеные яички, и творожная пасха, которая в разных местах может иметь другое название. Да и кулич в некоторых местностях именуется по-другому. Например, в Украине кулич называется пасхой, а творожная пасха – сырной пасхой. Но смысл в употреблении их один и тот же – это отражение нашей радости.

В первые века христианства люди совершали Литургию, молились, причащались, а потом начиналась агапа – вечеря любви, на которой собирались после праздника, сидели за столом, вкушали пищу в радости и веселии. Сейчас наши праздничные пасхальные трапезы – это продолжение праздника за столом, в домашних и семейных условиях. Так что кулич вполне можно назвать хлебом радости – радости, принесенной от Бога в нашу земную жизнь.

Почему же все-таки мы освящаем пасхальные кушания? Чтобы на нашей пище и на нас пребывало благословение Божие. И прежде всего мы освящаем пищу, кропим святой водой, чтобы освятить нашу трапезу.

– А почему символом праздника Пасхи является и яйцо?

– Яйцо очень символично, потому что, с одной стороны, содержит в себе еще нераскрывшуюся жизнь. Но, с другой стороны, яйцо и символ Воскресения – как Христос, лежащий во гробе, которого не может сдержать гробовая пещера, и Он выходит наружу. Эта трапеза освящена тысячелетними традициями. Она есть во всех христианских странах, хотя в разных странах формы могут различаться.

– Каким образом может происходить освящение куличей, пасхи и яиц в разных храмах?

– Куличи, яички и пасхи освящаются в храмах. Бывает, что в храме очень тесно, много народу, тогда освящение проходит на улице. Расставляются столы, проходит священник, окропляет принесенную снедь святой водой. Но, конечно, если есть такая возможность, очень хорошо, когда освящение куличей и прочего проходит в храме, а не просто люди пришли к церкви и освятили их. Почему? Потому что намного лучше, если люди придут не просто, чтобы покропили яички, а к Богу, в храм, прося Его благословения.

Они пришли, взяли свечку, вошли в храм, зажгли ее. Вот куличик со свечкой. Это значит что? Молитвенное возношение к Богу. Вот Плащаница, которая стоит посреди храма. Люди с молитвой прикладываются к изображению мертвого Христа, Который умер за наши грехи и Который потом Воскреснет, Воскресение Которого мы и будем праздновать.

После этого они подходят к священнику, окропляются и их приношения, и они сами.

Что получается: люди пришли в храм с молитвой, приложились к святыне, предстали пред Божиим престолом с теми своими дарами, которые нужно освятить. Люди малоцерковные, освящая свои куличи таким образом, в какой-то степени приобщаются своим сердцем к святыне, потому что мало кто подойдет равнодушным к изображению умершего Христа. И очень хорошо, если в храме есть возможность провести освящение именно таким образом. В нашем храме мы стараемся идти именно этим путем.

– Есть ли смысл брать с собой детей на освящение куличей?

Если мы хотим, чтобы пасхальная радость коснулась детей, то дети должны участвовать и в приготовлении Пасхи, в том числе и молитвенном: и в богослужении пасхальном, и в праздничной пасхальной трапезе. Поэтому это очень нужно и важно и очень полезно для детей.

Фото: Татьяна Балашова

О приготовлении пасхальных кушаний рассказывается в статьях Проверенные рецепты куличей и Приготовление пасхи

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

До скольки освящают куличи в субботу. Освящение куличей, яиц и творожных пасох – обязательно ли?

Протоиерей Александр Борисов: «Пусть алкоголь подождет дома»

В православном мире Пасха является главным праздником в году, «торжеством из торжеств». Но поскольку российское общество не набожно, а еще несколько десятилетий назад было и вовсе безбожным, мы еще только учимся праздновать Воскресение Христово. Как правильно себя вести в Пасху, когда приходить на службу и прекращать Великий пост, чего нельзя делать в этот день, а что — необходимо? Об этом мы спросили у настоятеля Храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, протоиерея Александра Борисова.

– Когда начинают освящать куличи и яйца?

В субботу, начиная с 12.00 и примерно до 9 часов вечера. Но можно это сделать и в последующие дни после богослужений: и в воскресенье, и в понедельник, и во вторник.

Но самое главное в Пасху – не освящение кулича и яиц. Нужно быть в храме, молиться, помнить о событиях, связанных с Воскресением Христовым.

– Во сколько нужно прийти на пасхальное богослужение?

Оно начинается в полночь с субботы на воскресенье Крестным ходом. Желательно прийти заранее — часов в 11 вечера. Но ведь не все могут прийти ночью, поэтому в большинстве храмов совершается две или три Литургии. В нашем храме вторая начинается в 7 утра в воскресенье, а третья — в 10 утра.

– В котором часу прекращается пост и можно садиться за праздничный стол?

После окончания Божественной Литургии и причащения. Обычно служба заканчивается в 4 часа утра. Поскольку общественный транспорт в это время еще не ходит, то люди могут сесть прямо в храме, по-студенчески, и угостить друг друга едой и водой, которую принесли с собой.

Алкоголь в храм приносить не нужно. Пусть он подождет дома. Но дома — можно, если знать меру.

– Может ли человек участвовать в Крестном ходе, если он не трезв?

Такое бывает, но это не желательно. Это — неуважение к празднику. Так же как неприлично приходить на свадьбу уже выпившим. Поднимать бокал нужно вместе со всеми, когда положено.

– Для тех, кто не приходит на ночную службу, пост в 4 часа не заканчивается?

Конечно, он продолжается до окончания той Литургии, на которой побывал и причастился прихожанин.

– А могут ли не крещеные люди освящать куличи и яйца?

Могут, конечно, и освящать, и участвовать в богослужении. Не крещеным не полагается только причащаться.

– Пасха в этот раз совпала с Днем космонавтики.

Между церковью и наукой, освоением космоса нет противоречий.

– Чего нельзя делать православным в Пасху?

Нельзя сквернословить, ругаться, ссориться, драться. Нельзя напиваться. Дурные поступки не нужно совершать и в обычные дни, но омрачать ими светлый праздник — тем более.

– А что православный обязательно должен сделать в Пасху, помимо участия в службе?

Поздравить родных и знакомых. Навестить родителей или хотя бы позвонить им. Простить все обиды. Радоваться!

В Страстную субботу, 15 апреля, во всех церквях будут проходить всенощные службы перед главным событием – праздником Светлого Христова Воскресения.

После всенощной батюшка начинает освящать куличи и яйца в корзинках в четыре часа утра, а заканчивает как правило, когда люди перестают уже приходить.

Творожный кулич (Пасочка) является для христиан обрядовым блюдом, приготовляемым 2-мя различными способами:

  • холодным из подготовленного специальным способом творога с добавленными наполнителями, которые формуются в специальной формочке в виде усеченной пирамиды, и
  • горячим (в смысле заварным).

Рецептов очень много на нашем сайте, хотя каждая православная хозяйка имеет, бесспорно, свой фирменный.

Где и во сколько будут святить куличи в 2017 году в Москве – 15 или 16 апреля

Точный график освящения пасхальных корзинок в московских храмах приведен в таблице и заранее уточнить в каждой конкретной церкви при необходимости.

Пасхальная всенощная литургия длится всю ночь, и примерно в 4 часа утра происходит пасхальный крестный ход, затем священники переоблачаются из темных одеяний в светлые и провозглашают слова: «Христос Воскресе!», на которые верующие отвечают: «Воистину Воскресе!»

И лишь после этого происходит обряд освящения продуктов для праздничного стола.

Пасхой заканчивается 6-недельный Великий пост. Верующие причащаются, вкушая куличи, яйца и прочие продукты, освященные в церкви.

Расписание богослужений в Москве на Пасху в православных церквях и храмах показывает, что освящать куличи и яйца будут в субботу 15 апреля после утренней Литургии.

Когда святить куличи на Пасху 2017

Подготовка к Пасхе для каждого христианина не менее важна, чем сам праздник. Ведь до этого момента верующим нужно успеть сделать очень многое. За сорок восемь дней до Великого праздника начинается пост, во время которого каждый человек должен успеть покаяться в своих грехах, исповедоваться, причаститься, а также очиститься духовно и телесно.
Самой трудной неделей считается Страстная седмица, ведь это время особенно строгого поста, когда почти всю неделю можно есть только сырую пищу без масла. А вообще можно только пить воду. Однако, при этом у людей полно забот: нужно прибраться в чистый четверг, сходить в храм в пятницу, а также проснуться рано утром в субботу, напечь куличей, покрасить яйца и приготовить праздничные блюда. Когда хозяйки справятся с этой работой, то должны будут собрать корзинку и отправиться с ней в храм. Все эти действия люди совершают из года в год, но многие до сих пор точно не знают, когда святить куличи на Пасху, когда нужно приходить в храм и когда можно съесть первое яйцо.

Освящение куличей в храмах
Так получилось, что в последнее время в каждом храме устанавливаются свои правила. Поэтому прихожанам лучше заранее поинтересоваться,
когда святить куличи на Пасху 2017. Ведь в разных церквях этот обряд совершают в разные дни. Где-то освещение еды происходит еще в Великую субботу, где-то в ночь перед Пасхой, а где-то – рано утром в воскресенье.
Бывает и так, что в храмах, куда приходит на Пасху огромное количество людей, освящают куличи в течение всего дня и ночи. Поэтому лучше всего верующим спросить у священнослужителей в храме, когда необходимо будет принести еду на освящение.

Освящение пищи по церковным правилам

Все обряды в церквях совершаются по определенным канонам, и Пасхальная служба не исключение. Правда в некоторых случаях допускается небольшое отклонение.
По правилам, которым следуют служители церкви уже много-много лет, в ночь с субботы на воскресенье начинается служба с песнопениями. И длится она до самого утра. Но освящение еды, которую приносят верующие, проводят обычно в четыре часа утра, когда наступил уже праздничный день.
Но это не значит, что нельзя освящать еду вечером в субботу. Этот день также имеет огромное значение, священники уже выходят к прихожанам в белых одеждах, а хор поет радостные песни, потому что все предчувствуют Воскрешение Спасителя. Именно поэтому допускается освящение куличей и в субботу. Причем, в некоторых храмах это правило ввели еще очень давно.
А все потому, что наши предки рассуждали логически. Если хозяйкам приходится рано вставать в субботу, весь день работать, печь и готовить, то понятно, что им будет трудно выстоять всенощную службу. Поэтому еду относили в храм вечером. Однако, самые религиозные люди, по-прежнему считают, что освящение пищи должно проводиться только после того, как человек отстоит всю ночную службу.


Советы для тех, кто пойдет в храм с едой
Пасха такой же Великий праздник, как и Рождеству, поэтому тем, кто собирается пойти с едой в храм впервые, стоит готовиться к огромному скоплению людей. Особенно непросто жителям больших городов, возле столов для освящения пищи часто начинается настоящая давка. Поэтому лучше всего прийти в церковь как можно раньше. Так можно будет чувствовать себя спокойно, ведь если даже время освящения поменяется, не придется бежать в церковь, сломя голову.
Также, следуя традициям, стоит позаботиться о том, чтобы найти для продуктов хорошую емкость, или корзинку. Именно корзинки считаются самыми удобными, ведь все что там есть – на виду. Если нет желания показывать содержание корзинки другим прихожанам, можно закрыть корзинку вышитой салфеткой. Сейчас в магазинах продается огромное количество различных емкостей, куда также можно будет сложить пасхальный набор продуктов. Но стоит учитывать, что коробочки должны быть компактными, ведь нужно постараться, чтобы места на столе для освящения хватило всем.
празднуется 16 апреля, а значит, оправиться с корзинкой в храм можно будет уже 15 апреля вечером. Считается, что люди, которые достойно пройдут все испытания постом, а также отстоят всенощную, получат благословение Господа на долгое время.

В Великую субботу к храмам текут потоки людей с пакетами, узелками, в которых яства для пасхального стола. Когда начинают освящать куличи и яйца на Пасху 2017? Освящение пасхальной пищи начинается в субботу, с 12.00 и примерно до 9 часов вечера. Но можно это сделать и в последующие дни после богослужений: и в воскресенье, и в понедельник, и во вторник.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Что можно святить на Пасху?

Не забывайте, что собрать пасхальную корзину нужно правильно и есть продукты, которые нести в церковь на освящение категорически запрещается.

Главными атрибутами Пасхи являются кршенки — крашеные яйца, куличи, пасхи – и соль (считается, что потом такая соль будет освящать всю еду), а также кагор и свечи.

Это тот набор, который одобряют священнослужители: яйца символизируют победу жизни над смертью, кулич – тело Христа и полноту жизни, пасха – райскую жизнь, соль – связь Бога с народом, достаток и смысл жизни, кагор – кровь Христа.

Кроме вышеперечисленных обязательных продуктов в пасхальную корзинку для освящения также кладут овощи, в частности хрен, как символ прочности и силы духа, а также фрукты, зелень. Церковь не приветствует крепкий алкоголь в пасхальной корзинке, но допускает Кагор.

Что нельзя святить на Пасху?

Самый первый запрет на крепкий алкоголь, так как в церкви не место пьяным, да и напиваться «за здоровье Христа» — не лучшая идея, поэтому водку с коньяком оставляем дома.

Деньги и прочие материальные ценности на освящение также лучше не носить. Горожане любят посвятить ключи от дома и машины, кошельки или купюры, но церковь такого не жалует.

Кровянка. Если же в вашей церкви соглашаются освятить мясную продукцию, то эта колбаса вообще не признается православными служителями в качестве годной к употреблению.

Верующим также следует помнить, что традиционное обжорство на Пасху также церковью не приветствуется. Еды нужно освятить немного – она предназначена для более легкого выхода с Великого поста, а остальное рекомендуется раздать неимущим.

Что должно быть на пасхальном столе?

После Пасхальной службы дается разрешение на все виды пищи. Только, конечно, все должно быть в меру. Если человек держал пост, то не нужно сразу переедать: это может быть опасно для здоровья. Все должно быть в меру, особенно это касается алкоголя.

За пасхальный стол садятся после службы – в четыре часа утра или уже воскресным днем. Вся семья, включая детей, помолившись, садится за стол и вкушает освященную пищу. Праздник продолжается в течение сорока дней, особенно торжественно отмечаясь в первые две недели после дня Воскресения Христова.

Запомните, на Пасху нельзя сквернословить, ругаться, ссориться, драться. Нельзя напиваться. Дурные поступки не нужно совершать и в обычные дни, но омрачать ими светлый праздник – тем более.

Существует достаточно старая традиция, по которой выпекать куличи нужно в чистый четверг или страстную пятницу, а потом нести их святить в церковь. Об этой традиции знают практически все, но совсем не каждый знает, в какое время это делается и что можно святить на Пасху . Ведь помимо куличей и яиц освещать можно и другие продукты.

Когда святить куличи в 2017 году

Каждый год, всех интересует вопрос: когда можно святить куличи, и когда святить яйца. Вообще в разных церквях пасхальная служба проводится в разное время. Например, в одном вы можете освятить свои куличи в субботу, а в другом в воскресенье или вообще целых два раза. Поэтому перед тем как отправляться в храм узнайте о времени службы.

Существует определенный канон, по которому проводится пасхальная служба и отклоняться от него нельзя, разве что только совсем незначительно. Служба проходит с песнопениями характерными именно для Пасхи и продолжается она всю ночь. А уже в четыре утра люди могут освятить принесенные продукты. Именно с них и стоит начинать завтрак, а я уже потом можно есть все остальное.

Те, кто не имеет возможности освятить куличи рано утром в воскресенье, могут сделать это в субботу. В этот день священник уже надевает белую одежду, потому что суббота канун праздника. Такая традиция – святить куличи накануне праздника появилась еще давно. Люди выпекали куличи в пятницу или в субботу утром, а потом относили их в храм.

Для того чтобы освятить куличи вам нужно отправиться в храм в то время когда там будет проходить служба. Точно время лучше всего узнать у служителей. Принесите с собой продукты, которые хотите освятить и поставьте их на специальный столик. Он предназначен именно для куличей. В кулич можно поставить зажженную заранее свечу. Затем священник прочитывает молитву и освещает куличи святой водой.

Теперь вы знаете, когда святить куличи и яйца, но так же, не забывайте о том, что на Пасху можно святить и другие продукты.

Что можно святить на Пасху

Обычно люди приносят на освещение только куличи и яйца, но на самом деле освящать можно и многие другие продукты. Например, мясо, вино, творожные пасхи. Не стоит сразу нести много продуктов – это совершенно ненужные действия. А вот кулич и яйца должны присутствовать обязательно, потому что именно этими продуктами завершается пост. Не несите все, что вы испекли – для освещения хватит всего одного или двух куличей. Освещенный кулич нужно съесть утром, причем его делят на части между всеми членами семьи. А вот окрашенные яйца лучше всего принести все. Ведь существует традиция, по которой их нужно раздавать другим родственникам и знакомым, поэтому они должны быть все освещены.

Если у вас достаточно средств, то вы можете принести и другие более дорогие продукты. Но помните, что не у всех пришедших тоже есть такая возможность. Поэтому будет правильным угостить других некоторыми продуктами, из тех, что вы принесли. Не несите на освещение спиртные напитки. Церковь признает только вино и то красное. Не в каждом храме священник согласен признать и освятить белое вино. Так же стоит заранее приходить на службу, потому что народу собирается достаточно много и становится проблематичным добраться до специального столика, на который нужно выложить ваши продукты.

Вам также может быть интересно:

Понравилось?

Нажмите на кнопку, если статья Вам понравилась, это поможет нам развивать проект. Спасибо!

Откуда взялась традиция освящать на Пасху яйца, куличи, творожные пасхи

И не только, еще мясные продукты, вино, другие праздничные яства. Причем, слово “освящать” здесь использовано неточно, на самом деле речь идет о благословении пищи: ни яйца, ни куличи с творожными пасхами, ни буженина с колбасой и вином не становятся освященными, и уж тем более священными. Но почему в Великую субботу – последний день Страстной недели – принято приносить эти продукты в храм, и после Божественной литургии священники с молитвой окропляют столы со снедью святой водой?

Начнем с яиц. По преданию, одна из учениц Иисуса, которую Он, согласно Евангелию, исцелил от одержимости, изгнав из нее семь бесов, Мария Магдалина после Воскресения Христа бесстрашно пришла к римскому императору Тиберию и преподнесла ему в дар красное яйцо. Преподнесла со словами самой главной вести на этом и том свете: “Христос Воскрес!”.

Почему в подарок яйцо? Символ жизни, которая до поры до времени сокрыта под скорлупой – гробницы ли, нашей греховности, богословы толкуют образ по-разному. Почему красное? Символ Крови Христа, пролитой за нас. И символ царской власти. Повторюсь, Евангелие ничего не сообщает об отважном поступке Марии из Магдалы. Отважном, потому что Тиберий был императором, в правление которого распяли Христа, Тиберий умел подавлять смуты и знал, что делать с несогласными. Поэтому поступок Марии Магдалины означал бесстрашное исповедование веры: “Христос Воскресе!”. Правда, историки о событии молчат. Молчат о традиции красить яйца и святые отцы – святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, иные христианские духовные авторитеты того времени. Хотя, похоже, в V-VI веках яйца к Пасхе уже красили. И почему-то душа народная так охотно подхватила этот обычай и несет его сквозь века. Почему? Может, дело в том, что нам хочется, чтобы Светлое Воскресение Христово было отмечено и в бытовой части нашей жизни? Мы жаждем освятить благой вестью все пространство своей жизни, лишний раз ощутить Христово присутствие в нашем мире!

Теперь про творожные пасхи и куличи. С начала Великого поста, а это за сорок восемь дней до Пасхи, верующие отказывались от этих непостных, скоромных продуктов. Скоромными называются продукты от теплокровных животных (птиц и млекопитающих), то есть мясо, молоко, их производные, яйца. И теперь, после Пасхального богослужения верующие могут разговеться.

Это слово, за десятилетия атеизма сохраненное для нас русской литературой, означает то, что верующие могут по прошествии поста впервые поесть скоромную пищу. На эти продукты – праздничную творожную пасху, на куличи, на мясное и яйца и берется благословение, или, как говорят в народе, “их освящают”.

Но почему кулич? У хлеба особая роль в христианстве. Хлебом, сошедшим с небес и дающим жизнь миру, назвал Себя Сам Спаситель. Подобно тому, как потребляя хлеб в пищу, люди утоляют голод и поддерживают жизненные силы, так приобщаясь через веру ко Христу, люди освобождаются от духовного голода, приобщаются к духовной жизни, наследуют вечную жизнь. В главном Таинстве христиан – Таинстве Евхаристии (Причащения) хлеб незримо, таинственным образом (отсюда слово “таинство”) прелагается (претворяется, пресуществляется) в Тело Христово. Сохраняя внешний вид хлеба, это уже Тело Христово, не символ Тела, а именно Само Тело. Так что хлеб в христианстве – больше, чем основной продукт питания.

По преданию, после Своего воскресения Христос приходил к апостолам во время их трапез. Подчеркивая, что Христа ждут, центральное место за столом оставляли незанятым, а на столе выкладывали хлеб, предназначенный для Спасителя. Со временем возникла традиция в праздник Воскресения Христова оставлять хлеб в храме – по-гречески такой хлеб назывался “артос”. Оставляли артос на особом столе – так, как это делали апостолы. В течение всей Светлой недели – недели, следующей за Пасхой, артос берут с собой во время крестного хода и обносят его вокруг храма, а в субботу Светлой недели после благословения кусочки артоса раздаются верующим. Постепенно появился обычай иметь свой артос и дома. Таким хлебом стал кулич, это слово тоже имеет греческое происхождение – от слова kollikion, в переводе “круглый хлеб”. Сейчас кулич – это высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Кстати, греческий kollikion вошел и в европейские языки: есть и испанский kulich, и французский koulitch. Священники учат: “Ставя на пасхальный стол кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь”.

Творожная пасха. В Требнике – в церковной книге, где записаны правила богослужения, упоминается “млеко огустевшее”, то есть творог, которому на Пасху придают форму усеченной пирамиды. Пирамида символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения Христа. Поэтому на верхней стороне творожной пасхи есть буквы “ХВ”, означающие приветствие “Христос Воскрес!”. На боковых сторонах специальной формы для творожной пасхи, пасочницы, по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Иисуса Христа.

Так что всем нам знакомые пасхальные угощения – крашеные яйца, куличи и творожные пасхи несут в себе главную новость мироздания – “Христос Воскрес!”. И именно эта весть – основная в праздник Пасхи.

Пасха 2019: когда святить куличи и яйца

Давать домашним животным освященные продукты нее советуют

26.04.2019 в 17:58, просмотров: 18845

В 2019 году православная Пасха выпадает на 28 апреля, однако к этому дню все приготовления должны быть закончены. Молитвы на освящение мясных и молочных продуктов, куличей, яиц, читаются в храмах днём в Великую субботу, то есть 27 апреля. Однако подавать их к столу можно только после ночной — с субботы на воскресенье — службы.

День Великой Субботы православным рекомендуют провести в молитве: богослужения в храмах идут очень плотно, одно за другим. Также в этот день необходимо закончить все приготовления: испечь куличи и покрасить яйца (если не успели раньше), чтобы отнести их на освящение в храм. Сделать это заранее не получится: традиция святить куличи и яйца в Великую субботу связана с необходимостью успеть вовремя подать их к столу, но не допустить слишком раннего разговления.

– В субботу утром совершается литургия, во время которой читаются две молитвы. Одна — на освящение огустевшего млека, то есть творожной пасхи и сыра. В этой же молитве мы просим об освящении яиц. Вторая молитва — на освящение мяса. Именно после чтения этой молитвы можно освящаться пасхальные яства, которые принесли прихожане. Вино тоже можно освятить. Если кто-то не успел утром в субботу освятить свою снедь, то можно сделать это вплоть до позднего вечера, – рассказал «МК» протоиерей Всеволод Чаплин. Он порекомендовал освящать куличи и яйца в храмах в центре Москвы: там меньше прихожан, чем на окраинах в спальных районах, значит, меньше будут очереди.

Сразу после поста нельзя есть сметану повышенной жирности

Что же касается самой пасхальной трапезы, то рекомендации священнослужителей и медиков тут сходятся: не стоит воспринимать Пасху как «праздник живота» и стараться за один раз наверстать всё упущенное в течение Великого поста. Одно-два крашеных яичка, кусочек окорока и немножко творожной пасхи — вполне достаточно, чтобы разговеться. Не следует забывать, что пост — это серьёзное испытание для организма, так что неправильное окончание его чревато не только грехом обжорства, но и проблемами со здоровьем. Подробнее об этом «МК» рассказала врач-диетолог Елена Соломатина:

– За время поста, тем более он был длительный, наша пищеварительная и ферментная система перешла над другой режим питания. В любом случае мы больше употребляли углеводов, больше клетчатки. Все то, что переваривало животные жиры, все это сейчас дремлет. И если сейчас давать в большом количестве животный белок, то можно столкнуться с неприятностями, а некоторые, у кого есть хронические заболевания, могут столкнуться с приступами панкреатита.

Поэтому выходить из поста надо плавно, соблюдая тот же режим питания, что был и во время поста, но потихонечку добавляя продукты животного происхождения, прежде всего легко усваиваемые. Такие, как кисломолочные (простокваша, кефир, нежирный творог). На следующий день или через день можно есть рыбу, потом птицу, и только потом уже мясо. И то лучше начать с молодого мяса, телятины. Важно брать не жирные продукты, вроде сметаны повышенной жирности, а то может и желчный пузырь не справиться, и поджелудочная. И так поэтапно и постепенно можно вернуться к обычному режиму. А не так: «Пост закончился, ура, можно есть яйца в неограниченном количестве!». В это время возрастает нагрузка на стационары и приемные покои поликлиник. И надо помнить, что это у нас закончились праздники, а организм живет по своему календарю.

– Начинается сезон шашлыков, и все-таки когда можно вводить в рацион уже тяжелое мясо?

– Здесь индивидуально. Кто-то молодой и крепкий, а кто-то нет. Конечно, лучше через несколько дней. А до этого подготовить организм по алгоритму, который я выше назвала. И уже ко второму мая можно вводить мясо в виде шашлыка. Но опять же не обязательно есть баранину, а можно ту же рыбу или птицу. И опять же не наедаться, а есть с овощами и жидкостью. Людям, которые постились, лучше сделать шашлык на вертикальных шампурах, и корочку с мяса срезать. Или по крайней мере равномерно пропекать шашлык. Но, во-первых, не есть его на голодный желудок, а во-вторых, не наедаться каких-то колбасок или майонезных салатов. Все-таки нужен щадящий режим. Можно съесть в этот день обволакивающую кашку или легкий салатик. На майские праздники люди в основном употребляют алкоголь.

– Когда и в каких количествах его можно начинать пить алкоголь?

Пить лучше поменьше. Но есть уж пьете, то градус лучше не повышать. А под шашлыки хорошо подойдет красное сухое вино, пол-бокала. Но выпивать его надо не залпом, а под шашлычок. У нас чем длительнее поступает алкоголь, то меньше вероятность, что он нанесет вред. Ферменты печени — алкогольдегидрогиназа — не могут сразу выработаться. Немножко съели, немножко выпили, немножко погуляли.

Скорлупу — сжечь, кошке яйцо не давать

Много споров разгорается вокруг того, что нужно делать после застолья: можно ли выбрасывать скорлупу от крашеных яиц или обёртки от куличей в мусор? Или лучше положить их к иконам? Здесь, по мнению специалиста, в сознании людей снова смешались принципы веры и так называемое «бытовое христианство».

– У нас есть убеждение, что выбрасывать еду — это плохо. Это пришло к нам из голодных лет, послевоенных и советских. Кажется, что дело в этом запрете. Однако есть скорлупу вряд ли кто-то собирается. Скорлупа от крашеных яиц — это немного другая история, – объясняет священник Филипп Ильяшенко. – Если мы освятили свою снедь с любовью и молитвой, то ничему из нее, в том числе скорлупе от яиц, не место на помойке. Святыню выкидывать нельзя. Поэтому было бы правильно эту скорлупу сжечь или закопать. Кто-то кладёт немного скорлупы в ладанку. Это актуально только для освященных яиц — если вы их просто покрасили, то выбрасывайте очистки смело.

Ссылаясь на эти же аргументы, священники отговаривают прихожан от соблазна угостить кусочком пасхального окорока любимую собаку, а четвертинкой крашеного яйца поделиться с кошкой. Если продукты были освящены, нужно воспринимать их как святыню, к которой животные не имеют никакого отношения.

Ссылка на основную публикацию