Зрение, слух, обоняние и осязание новорожденного в первый месяц

Развитие ребенка в 6 месяцев через осязание, слух, взгляд — объясняем по полочкам

&nbsp &nbspЗрение, слух, осязание и обоняние являются для малыша главными источниками информации в процессе познавания мира. Благодаря им окружающее ребёнка пространство раскрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Но происходит всё это постепенно.

Особенности развития речи у детей первого года жизни

Давно доказано, что малыш понимает человеческую речь гораздо раньше, чем сам начинает говорить. Поэтому общаться, разговаривать с ним нужно начинать как можно раньше, лучше еще до появления его на свет. Еще находясь в утробе матери, ребенок уже может различать голоса своих родителей и положительно отзывается на них. Он тонко чувствует интонации, перемены настроения в разговоре и реагирует учащением сердечных сокращений на беспокойство или раздражение матери.

Для того чтобы развивать речевые способности у еще не родившегося ребенка, нужно как можно чаще обращаться к нему, разговаривать, рассказывать стишки и петь песенки. Если произошла какая-то неприятность и будущая мать расстроилась, надо погладить живот и ласково объяснить малышу, что все хорошо. Это поможет успокоиться обоим.

В первый месяц жизни малыш не произносит никаких звуков, а только плачет, если ему что-то не нравится. Но уже со второго месяца развитие речи у новорожденного начинается с гуления, то есть с произношения долгих гласных «а», «о», «у» вначале отдельно, а затем в сочетании с гортанными согласными. И получаются такие «слова», как «гууу» и «агуу». Гуление – это основная особенность развития речи детей раннего возраста, обязательная стадия речевого становления ребенка. В этот период он запоминает, какие движения нужно сделать губами, языком и горлом, чтобы получить тот или иной звук. Если мать малыша положительно реагирует на гуление, слушает, повторяет за ним звуки и сама отвечает на том же «языке», то гуление становится более активным и разнообразным. В ходе такого развития речи детей раннего возраста малыш начинает выражать свои эмоции.

Примерно к полугоду появляется лепет, когда малыш начинает произносить отдельные слоги («ма-ма-ма», «да-да-да» и др.). Иногда родители воспринимают эти звуки как первые слова, но на самом деле ребенок произносит их еще неосознанно, он просто тренирует свой речевой аппарат. К 9-10-ти месяцам ребенок имеет уже довольно внушительный пассивный словарный запас, т. е. он понимает, о чем идет речь, но самостоятельно воспроизвести это слово пока не может. Так, он находит глазами и показывает предметы и близких людей, которых ему называют. К году ребенок может произносить до 10 слов.

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания — это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Резкие и слишком громкие звуки могут напугать малыша. Громкие возгласы, шум или крики способны довести его до плача и судорожных движений. Все же в первые месяцы у ребенка повышенная чувствительность, поэтому в доме нужно поддерживать умеренную тишину, избегать шума и грохота, а с малышом разговаривать спокойно и ласково улыбаться (подробнее в статье: как проходит развитие ребенка в первый месяц?).

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

ВозрастСлуховое развитие
До 5 недельПри громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: почему дети часто моргают глазами и что это значит?). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяцаИщет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцевПрислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцевНаучается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцевУмеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух — доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: когда ребенок начинает разговаривать и произносить первые слова?);
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Доверить обследование малыша лучше специалисту, который сможет поставить точный диагноз или успокоит чрезмерно мнительных родителей

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного. Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности;
  • увлечение алкоголем и наркотиками;
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды. Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили.

Этапы развития зрения, слуха и осязания новорожденного ребенка

До 3-х месяцев малыш, кажется, только и делает, что ест и спит. Но и в этот период, когда он сыт, доволен жизнью и еще не спит, можно постараться развлечь его, одновременно развивая его зрение, слух и осязание ребенка.

Для развития зрения у новорожденного, ему необходимы игрушки. Но их не должно быть много. Лучше, если они будут достаточно крупные и выполненные в одном или нескольких цветах, но не пестрящие всеми цветами радуги. Новые игрушки следует показывать ребенку по одной, четко их называя. На этом этапе развития зрения новорожденного очень привлекает человеческое лицо, поэтому взрослому можно немножко погримасничать: зажмуриваться и открывать глаза, высовывать язык, хмурить брови. Ребенка это очень забавляет, а спустя какое-то время он будет пытаться повторить мимику взрослого.

Слух малыша развит еще до рождения, но и после необходимо уделять его развитию достаточное внимание. Многие родители замечают, что малыши очень любят слушать классическую музыку. Причем уже на втором месяце жизни ребенок чувствует настроение мелодии. На этом этапе развития слуха новорожденный при грустной мелодии затихает, а слыша веселую музыку, начинает «танцевать», размахивая ручками и ножками. Можно легонько стучать иногда по поверхности стола, бокалу или любому твердому предмету, чтобы малыш понимал, что разные предметы издают разные звуки, а позже пытался найти источник звука, не зная, какой предмет его издает. Для развития слуха у новорожденного очень полезно петь малышу песни, причем не только тихие колыбельные, но и веселые громкие песенки. Во время прогулки нужно обращать внимание малыша на голоса животных и птиц, звук работающего мотора автомобиля, вой сирены. Ведь для развития малыша очень важно, чтобы его слуховые впечатления были разнообразными и интересными.

В первое время после рождения очень большое значение для ребенка имеет осязание. Ведь в материнской утробе он привык всем телом ощущать мягкие и теплые объятия матки. Поэтому после рождения он воспринимает мир в том числе и через прикосновения.

Для развития осязания детям можно давать потрогать не только игрушки, но и разные ткани, стену дома, ствол дерева, посуду, пуговицы на одежде. Малыш не только запомнит, какие они на ощупь, но и разовьет мелкую моторику, пытаясь ухватить непослушными еще пальчиками интересующий его предмет. Осязание активно развивается и во время массажа, особенно если после традиционных приемов поглаживать малыша перышком или легонько покатать массажным резиновым «ежиком».

Цветовое восприятие формируется у ребенка постепенно. Поначалу мир для малыша двухцветный. Красный цвет начинает восприниматься одним из первых. Только к 4-м месяцам ребенок способен различать все цвета.

Рекомендации для нормального развития зрения у ребёнка

&nbsp &nbsp1. В помещении, где находится ребёнок, должно быть хорошее освещение. Это способствует нормальному развитию цветового восприятия у малыша.

&nbsp &nbsp2. Игрушки, которые рассматривает ребёнок, должны быть больших размеров и ярких цветов.

&nbsp &nbsp3. Не рекомендуется располагать игрушки ближе, чем на расстоянии 30 — 40 см от глаз ребёнка. Иначе существует риск развития косоглазия у ребёнка.

&nbsp &nbsp4. Нельзя держать игрушки всё время перед лицом ребёнка. Постоянная фиксация взгляда на них способствует бустрому утомлению глаз малыша. Рекомендуется вывешивать их на 20 — 25 мин, с перерывом в 20 — 30 мин.

Рекомендации для нормального развития слухового восприятия у ребёнка

&nbsp &nbsp1. Надо как можно чаще разговаривать с ребёнком, петь ему песенки, рассказывать стишки, сказки.

&nbsp &nbsp2. Нужно использовать в речи различные интонации

&nbsp &nbsp3. Во время бодрствования ребёнка включать на 5 — 10 мин спокойную тихую музыку.

&nbsp &nbsp4. Вешать над кроваткой крохи звучащие игрушки: погремушки, колокольчики и т.д. Эти игрушки не должны издавать слишком громких звуков, чтобы малыш не пугался и не раздражался.

Обоняние и осязание

Аналогично предпочтению определенных узоров и звуков ваш ребенок очень разборчив и в отношении запахов и вкусовых ощущений. Он глубоко вдыхает, чтобы уловить слабый запах молока, ванили или бананов, но отворачивает нос от запаха спиртного или уксуса. К концу первой недели жизни кормящийся грудью младенец будет поворачиваться к бюстгальтерной прокладке своей матери и игнорировать прокладки других кормящих матерей. Эта способность, напоминающая радиолокацию, помогает ему сориентироваться в нужном направлении во время кормления и предостерегает о потенциально вредных для него веществах.
Ваш ребенок в равной мере чувствителен к тактильным ощущениям и к тому, как вы обращаетесь с ним. Он будет прижиматься к мягкой фланелевой или сатиновой ткани, но станет отстраняться от грубой мешковины или шероховатой наждачной бумаги. Нежно погладьте его ладонью, и он расслабится и притихнет. Если грубо взять ребенка на руки, то он скорее всего обидится и начнет плакать. А если взять его нежно и медленно покачать, он становится тихим и внимательным. Когда берешь ребенка на руки, поглаживаешь, качаешь и обнимаешь, он успокаивается, если был чем-то расстроен, и становится энергичнее, если был сонлив. К тому же это ясно говорит ему о вашей любви и нежности к нему. Задолго до того, как ребенок начнет понимать произносимые вами слова, он будет распознавать ваши чувства и настроения по характеру вашего прикосновения к нему.

Этапы развития обоняния и осязания к концу рассматриваемого периода

  • Предпочитает сладкие запахи.
  • Избегает горьких и кислых запахов.
  • Узнает запах грудного молока своей матери.
  • Ощущению шероховатого предпочитает прикосновение к мягкому.
  • Не любит грубого или резкого обращения.

Осязание. Формирование осязания у ребёнка.

&nbsp &nbspОсязание дополняет информацию, которую малыш получает от органов зрения и слуха.

&nbsp &nbspУ детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Почти всю информацию о внешнем мире ребёнок после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период ещё недостаточно развиты.

&nbsp &nbspИменно телесный контакт с окружающим миром позволяет ребёнку испытывать новые ощущения, чувствовать своё тело. Руки мамы способны передать младенцу спокойствие. Ребёнку очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному ребёнку, что его мама рядом и всё хорошо.

&nbsp &nbspЕсли прикоснуться к ресничкам, щёчкам или ушкам 2-х-3-х-месячного ребёнка, он не просто зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет их тереть. Это так называемая реакция кожного сосредоточения. Начиная с 4-х месяцев её можно вызвать, прикасаясь к животику и ладоням малыша.

&nbsp &nbspПриблизительно в 5 месяцев ребёнок начинает проявлять интерес к лицу матери, изучая его с помощью касаний. Во время кормления грудью ребёнок не только с интересом разглядывает маму, но и трогает её ручками.

&nbsp &nbspС 5-ти месяцев ребёнок может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом познаёт их уже не только ручками, но и ртом. Приблизительно в это время малыш начинает исследовать своё тело, ощупывая его и прикасаясь к самому себе ручками.

Рекомендации для нормального развития тактильного восприятия у ребёнка

&nbsp &nbsp1. Не надо надевать на ребёнка распашонки с зашитыми рукавами во время его бодрствования.

&nbsp &nbsp2. Не надо пеленать малыша с ручками, если он не спит.

&nbsp &nbsp3. Предлагать малышу игрушки с различными структурами поверхности (пушистые, шершавые, жёсткие, шуршащие и т.д.).

&nbsp &nbsp4. Не ограничивать телесный контакт мамы с малышом. Как можно чаще дотрагиваться до ребёнка, поглаживать его.

Эмоции. Формирование эмоций у ребёнка

&nbsp &nbsp1 месяц

&nbsp &nbspЭмоции маленького ребёнка непроизвольны: ведь он ещё не руководит своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими. Эмоциональное развитие ребёнка зависит непосредственно от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям надо стараться как можно больше уделять внимания ребёнку, поощряя его выражать свои эмоции.

&nbsp &nbspПервыми эмоциональными реакциями ребёнка являются: хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают ребёнку приспособиться к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы. Иногда на личике малыша можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная — так называемая физиологическая улыбка. В 1,5 — 2 месяца у ребёнка появляется первая осознанная улыбка: малыш радуется, глядя на взрослого.

&nbsp &nbsp2 — 3 месяца

&nbsp &nbspС 3-х месяцев движения и эмоции малыша собираются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая получила название «комплекс оживления». Когда взрослый наклоняется к маленькому ребёнку, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит.

&nbsp &nbspКомплекс оживления выполняет две функции:

&nbsp &nbsp- служит средством общения (причём функция общения в этот период развития становится для ребёнка главной).

&nbsp &nbsp4 — 6 месяцев

&nbsp &nbspВ 4 месяца малыш начинает громко и заразительно смеяться, а также реагирует на щекотания.

&nbsp &nbspНа 5-ом месяце малыш открывает для себя, что окружающие люди могут быть разными: есть близкие, родные, а есть и чужие, незнакомые. В присутствии незнакомого человека ребёнок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, может заплакать. Однако если чужой человек показывает своё доброе отношение к ребёнку, разговаривает с ним и улыбается, то настороженное внимание сменяется на улыбку. p>&nbsp &nbspКроме того, в таком возрасте ребёнок неуютно себя чувствует в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности малыш нуждается в присутствии мамы.

&nbsp &nbsp7 месяцев и старше

&nbsp &nbspУже к 7 — 9-ти месяцам эмоции ребёнка становятся ещё более сложными. С их помощью ребёнок выражает гнев, печаль, радость.

&nbsp &nbspВ это же время начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией ребёнок внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы или других близких людей — именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения.

&nbsp &nbspВо втором полугодии малыш пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Таким образом у ребёнка формируется образ самого себя.

Читайте также:  Лучшие гадания на варениках - способы, значение начинки, расшифровка

&nbsp &nbspВ промежутке между 7-м и 11-м месяцами появляется так называемый «страх расставания» — грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

&nbsp &nbspДля того чтобы ребёнок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств ребёнка (слух, зрение, осязание, обоняние) были тоже достаточно развитыми. А развиваются эти органы чувств в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и плотнее взаимодействие ребёнка с близкими людьми, тем больше информации ребёнок получает. А это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Рекомендации для нормального эмоционального развития у ребёнка

&nbsp &nbsp1. Рекомендуется создать спокойную атмосферу в семейном кругу.

&nbsp &nbsp2. Обязательно реагировать на плач ребёнка — подойти к нему, взять на руки, поговорить, пожалеть и т.д.

&nbsp &nbsp3. В период бодрствования ребёнка стараться как можно чаще разговаривать с ним, улыбаться ему.

&nbsp &nbsp4. Реагировать надо не только на отрицательные, но и на положительные эмоции крохи.

&nbsp &nbsp вперёд>>> Нравится статья? Поделись с подругами и друзьями!

Слух, зрение и другие органы чувств у новорожденного: что нужно знать родителям

Что умеет новорожденный, как развиваются у него органы чувств: что он слышит, видит и чувствует в первый месяц жизни, читайте в нашей статье.

Новорожденные детки так трогательно беззащитны! Эти сопящие комочки, на первый взгляд, не осознают окружающий мир, ничего не видят и не слышат. Возможно вам кажется, что младенец не делает ничего, кроме того, чтобы есть, спать, плакать, пачкать подгузник. Но это только на первый взгляд!

Если вы присмотритесь, то заметите, что ребенок реагирует на свет, шум и прикосновение и поймете, что его органы чувств весьма активны. Развитие ребёнка до года происходит очень бурно, и вас ждёт много открытий! Читайте ниже, как младенец видит и познаёт окружающий мир.

Что видит новорожденный?

Глаза младенцев чувствительны к яркому свету, поэтому они скорее откроют их в темном помещении, нежели в ярком и светлом. Не волнуйтесь, если глаза вашего ребенка иногда немного косят или расходятся. Это является нормой до тех пор, пока зрение ребенка не нормализуется, а глазные мышцы не окрепнут.

Обеспечьте приятный интерьер для ребенка. Малыши больше всего любят смотреть на человеческие лица, яркие цвета, контрастные узоры и предметы в движении.

Что слышит новорожденный?

После появления на свет, звуки внешнего мира поступают громко и ясно. Ребенка может поразить наповал неожиданный лай собаки или успокоить жужжание сушилки для белья и гул пылесоса.

Обратите внимание на то, как новорожденный реагирует на ваш голос. Человеческие голоса, особенно мамы и папы, являются любимой музыкой ребенка. Он уже знает, что этот голос связан с едой, телом и нежными прикосновениями.

Если ребенок плачет в кроватке, просто обратите внимание на то, как быстро он успокаивается, услышав ваш голос. Ребенок всегда очень внимательно слушает, когда вы говорите или поете любящим тоном.

Часто для младенцев перед выпиской проводится скрининг органов слуха. Если вашему ребенку в силу причин его не сделали, очень важно это исправить в течение первого месяца жизни.

Большинство младенцев, рожденных с потерей слуха, могут быть диагностированы благодаря скринингу.

Может ли новорожденный слышать запах или чувствовать вкус?

Новорожденные могут ощущать вкус и запах, и всегда отдают предпочтение сладкому. Например, новорожденный будет с удовольствием сосать из бутылочки подслащенную воду, но откажется или расплачется, если дашь ему горьковатую или кисловатую. По тому же принципу, малыш повернется на вкусный запах, и отвернется от неприятного.

И хотя сладкое находится в фаворе, вкусовые предпочтения у ребенка будут продолжать развиваться в течение первого года жизни. На самом деле, исследования показывают, что диета матери может влиять на то, какой вкус имеет ее молоко.

Эти первые ароматы могут помочь сформировать вкусовые предпочтения в дальнейшем. Например, у мамы, которая во время кормления питалась острой пищей, вероятно, вырастет малыш, любящий острую пищу.

Но пока что обойдемся грудным молоком или смесью.

Почему так важны прикосновения для новорожденного?

Тактильный контакт для новорожденного очень важен. С каждым касанием он узнает о жизни и о том, что его окружает.

В утробе матери ребенок находится в тепле и безопасности, а после рождения впервые сталкиваются с чувством холода, твердой поверхностью кроватки или швов на одежде. Убедитесь, что для вашего ребенка наш мир представляется спокойным местом, обеспечив его множеством мягкой одежды и одеял, нежных поцелуев, утешительных объятий и лаской.

Нужно ли волноваться?

Если вы хотите убедиться, что органы чувств ребенка исправно работают, можете провести несколько ненаучных экспериментов.

Когда вокруг тихо и ничего не отвлекает, смотрит ли ваш малыш на лицо или игрушку? Если глаза ребенка косят большем, чем на несколько мгновений, проконсультируйтесь с врачом. Также сообщите врачу, если глаза ребенка кажутся затуманенными или покрытыми пеленой, или если вы заметили необычные движения глаз.

Большинство новорожденных замирает на секунду, если неожиданно слышат шум поблизости. Другие способы проверить, что ребенок хорошо слышит: успокаивается ли малыш, если слышит ваш голоc? Поворачивается ли он на звук погремушки? Реагирует ли на колыбельные и на музыку в целом?

Даже, если ребенку проводили осмотр органов слуха, проконсультируйтесь с врачом, если у вас возникают опасения и подозрения. Чем раньше выявлена проблема, тем быстрее и лучше она устранена.

Восприятие мира младенцем

&nbsp &nbspЗрение, слух, осязание и обоняние являются для малыша главными источниками информации в процессе познавания мира. Благодаря им окружающее ребёнка пространство раскрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Но происходит всё это постепенно.

Зрение. Формирование зрения у ребёнка

&nbsp &nbspК моменту рождения зрение у ребёнка ещё недостаточно развито. Это обусловлено тем, что нервные центры головного мозга, где замыкаются концы всех анализаторов, не закончили своё формирование. Они совершенствуются по мере роста ребёнка (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

&nbsp &nbsp1 месяц

&nbsp &nbspНоворожденный ребёнок видит окружающий его мир не так, как видят взрослые. Однако утверждение, будто бы ребёнок воспринимает всё вверх ногами, учёные давно опровергли. В первые 3 – 5 дней после рождения глаза малыша ещё не способны полноценно работать: только лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

&nbsp &nbspК концу 1 – ой недели жизни малыш начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он ещё не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз из-за слабости глазных мышц.

&nbsp &nbspУже через 10 – 14 дней после рождения малыш способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20 – 40 см от его лица. Зрачки ребёнка при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

&nbsp &nbspК 4 – ой неделе жизни кроха уже может 5 – 10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет. Чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

&nbsp &nbsp2 месяца

&nbsp &nbspУ малыша начинает развиваться так называемое предметное зрение. Ребёнок уже способен длительное время сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40 – 50 см над его грудью, в течение 20 – 25 с. К концу 2 – го месяца жизни движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребёнок длительное время следит за движущимся предметом, поворачивая при этом голову.

&nbsp &nbspЗрительная система малыша к этому времени позволяет ему воспринимать объёмность, трёхмерность предметов.

&nbsp &nbsp3 месяца

&nbsp &nbspВ 3 месяца младенец может фиксировать свое внимание на объекте лёжа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Ребёнок внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

&nbsp &nbspВ возрасте 3 – 4 месяца малыш начинает различать основные цвета: сначала жёлтый, потом красный, а после зелёный и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, которые расположены в сетчатке глаза и отвечают за восприятие цветов. У новорожденного ребёнка цветовое зрение есть, но оно пока плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

&nbsp &nbspВ первые месяцы после рождения ребёнок лучше всего воспринимает чёрно-белое изображение предметов.

&nbsp &nbsp4 – 5 месяцев

&nbsp &nbspЗрительное восприятие ребёнка постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев малыш начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется при виде лица члена семьи – и, наоборот, настораживается или даже плачет, глядя на незнакомого человека.

&nbsp &nbspК концу 4-го месяца жизни ребёнок способен различать плоские и объёмные предметы. Кроха уже почти точно оценивает расстояние до предмета, когда тянется за ним. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Малыш учится рассматривать объекты и классифицировать их как знаковые или незнаковые.

&nbsp &nbsp6 месяцев

&nbsp &nbspК 6-ти месяцам у ребёнка развивается острое детальное зрение. Поэтому особенное внимание в этот период кроха начинает уделять именно маленьким предметам.

&nbsp &nbspНачиная с 6-ти месяцев ребёнок уверенно различает близких и чужих людей. Он теперь осознаёт, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

&nbsp &nbsp7 месяцев и старше

&nbsp &nbspВ возрасте 7-ми месяцев ребёнок может связать предмет с его названием. После 7-ми месяцев зрительный анализатор практически завершает своё формирование. В дальнейшем у ребёнка меняется только острота зрения: так к концу первого года жизни острота зрения составляет 1/3 – 1/2 от взрослой нормы и достигает 100% к 3 – 4 годам.

Рекомендации для нормального развития зрения у ребёнка

&nbsp &nbsp1. В помещении, где находится ребёнок, должно быть хорошее освещение. Это способствует нормальному развитию цветового восприятия у малыша.

&nbsp &nbsp2. Игрушки, которые рассматривает ребёнок, должны быть больших размеров и ярких цветов.

&nbsp &nbsp3. Не рекомендуется располагать игрушки ближе, чем на расстоянии 30 – 40 см от глаз ребёнка. Иначе существует риск развития косоглазия у ребёнка.

&nbsp &nbsp4. Нельзя держать игрушки всё время перед лицом ребёнка. Постоянная фиксация взгляда на них способствует бустрому утомлению глаз малыша. Рекомендуется вывешивать их на 20 – 25 мин, с перерывом в 20 – 30 мин.

Слух. Формирование слуха у ребёнка

&nbsp &nbsp1 месяц

&nbsp &nbspСлух ребёнка формируется полностью к концу первого месяца жизни. Но понимать и воспринимать всё то, что он слышит, ребёнок начинает чуточку позже.

&nbsp &nbspС первых недель жизни новорожденный ребёнок реагирует на громкий резкий звук. Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Такая реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что родившегося на свет ребёнка. На 3-ей неделе жизни кроха начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает прекращение движения у ребёнка – он замирает и замолкает) длится короткое время, всего 5 – 10 с.

&nbsp &nbsp2 – 3 месяца

&nbsp &nbspЕсли в течение первого месяца жизни малыш просто прислушивается к различным звукам и замирает, то со второго месяца ребёнок начинает постепенно ориентироваться в пространстве звуков. Он пытается определить, где располагается источник звука, поворачивает в его сторону голову, стремясь найти его взглядом.

&nbsp &nbsp4 месяца

&nbsp &nbspРебёнок в 4 месяца жизни вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, чётко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии (тихо слушает колыбельную песенку и оживляется, когда слышит танцевальную).

&nbsp &nbsp5 месяцев

&nbsp &nbspВ 5 месяцев малыш начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному на них отзывается. На ласковую речь – улыбается, оживляется, а на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких ему людей от голосов незнакомцев.

&nbsp &nbsp6 – 7 месяцев

&nbsp &nbspВ возрасте 6 – 7-ми месяцев ребёнок уже знает своё имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает голову, улыбается, тянется к папе или маме.

&nbsp &nbsp8 – 9 месяцев

&nbsp &nbspВ 9 месяцев малыш начинает подражать услышанным звукам. Он уже понимает обращённую к нему простую речь и откликается на неё. Например, при просьбе “дай” находит и даёт знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово “нельзя”.

&nbsp &nbsp10 – 12 месяцев

&nbsp &nbspВ этом возрасте ребёнок способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

Рекомендации для нормального развития слухового восприятия у ребёнка

&nbsp &nbsp1. Надо как можно чаще разговаривать с ребёнком, петь ему песенки, рассказывать стишки, сказки.

&nbsp &nbsp2. Нужно использовать в речи различные интонации

&nbsp &nbsp3. Во время бодрствования ребёнка включать на 5 – 10 мин спокойную тихую музыку.

&nbsp &nbsp4. Вешать над кроваткой крохи звучащие игрушки: погремушки, колокольчики и т.д. Эти игрушки не должны издавать слишком громких звуков, чтобы малыш не пугался и не раздражался.

Осязание. Формирование осязания у ребёнка.

&nbsp &nbspОсязание дополняет информацию, которую малыш получает от органов зрения и слуха.

&nbsp &nbspУ детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Почти всю информацию о внешнем мире ребёнок после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период ещё недостаточно развиты.

&nbsp &nbspИменно телесный контакт с окружающим миром позволяет ребёнку испытывать новые ощущения, чувствовать своё тело. Руки мамы способны передать младенцу спокойствие. Ребёнку очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному ребёнку, что его мама рядом и всё хорошо.

&nbsp &nbspЕсли прикоснуться к ресничкам, щёчкам или ушкам 2-х-3-х-месячного ребёнка, он не просто зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет их тереть. Это так называемая реакция кожного сосредоточения. Начиная с 4-х месяцев её можно вызвать, прикасаясь к животику и ладоням малыша.

&nbsp &nbspПриблизительно в 5 месяцев ребёнок начинает проявлять интерес к лицу матери, изучая его с помощью касаний. Во время кормления грудью ребёнок не только с интересом разглядывает маму, но и трогает её ручками.

&nbsp &nbspС 5-ти месяцев ребёнок может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом познаёт их уже не только ручками, но и ртом. Приблизительно в это время малыш начинает исследовать своё тело, ощупывая его и прикасаясь к самому себе ручками.

Обоняние. Формирование обоняния у ребёнка

&nbsp &nbspУже в возрасте 2-х месяцев у детишек прекрасно развито обоняние. Малыш использует его как средство общения с мамой (её запах словно сигнал для ребёнка – “мама здесь”). Ребёнок быстро успокаивается и засыпает, когда чувствует рядом родной запах.

&nbsp &nbspВ возрасте 2 – 3 месяца младенец уже способен выражать своё отношение к приятным и неприятным запахам. На приятные запахи он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, а на неприятные запахи – гримасой недовольствия и чиханием.

&nbsp &nbspПосле полугода с введением прикорма ребёнок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

Рекомендации для нормального развития тактильного восприятия у ребёнка

&nbsp &nbsp1. Не надо надевать на ребёнка распашонки с зашитыми рукавами во время его бодрствования.

&nbsp &nbsp2. Не надо пеленать малыша с ручками, если он не спит.

&nbsp &nbsp3. Предлагать малышу игрушки с различными структурами поверхности (пушистые, шершавые, жёсткие, шуршащие и т.д.).

&nbsp &nbsp4. Не ограничивать телесный контакт мамы с малышом. Как можно чаще дотрагиваться до ребёнка, поглаживать его.

Эмоции. Формирование эмоций у ребёнка

&nbsp &nbsp1 месяц

&nbsp &nbspЭмоции маленького ребёнка непроизвольны: ведь он ещё не руководит своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими. Эмоциональное развитие ребёнка зависит непосредственно от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям надо стараться как можно больше уделять внимания ребёнку, поощряя его выражать свои эмоции.

Читайте также:  Версаче донателла - талантливая наследница модного бренда

&nbsp &nbspПервыми эмоциональными реакциями ребёнка являются: хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают ребёнку приспособиться к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы. Иногда на личике малыша можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – так называемая физиологическая улыбка. В 1,5 – 2 месяца у ребёнка появляется первая осознанная улыбка: малыш радуется, глядя на взрослого.

&nbsp &nbsp2 – 3 месяца

&nbsp &nbspС 3-х месяцев движения и эмоции малыша собираются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая получила название “комплекс оживления”. Когда взрослый наклоняется к маленькому ребёнку, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит.

&nbsp &nbspКомплекс оживления выполняет две функции:

&nbsp &nbsp- служит средством общения (причём функция общения в этот период развития становится для ребёнка главной).

&nbsp &nbsp4 – 6 месяцев

&nbsp &nbspВ 4 месяца малыш начинает громко и заразительно смеяться, а также реагирует на щекотания.

&nbsp &nbspНа 5-ом месяце малыш открывает для себя, что окружающие люди могут быть разными: есть близкие, родные, а есть и чужие, незнакомые. В присутствии незнакомого человека ребёнок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, может заплакать. Однако если чужой человек показывает своё доброе отношение к ребёнку, разговаривает с ним и улыбается, то настороженное внимание сменяется на улыбку. p>&nbsp &nbspКроме того, в таком возрасте ребёнок неуютно себя чувствует в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности малыш нуждается в присутствии мамы.

&nbsp &nbsp7 месяцев и старше

&nbsp &nbspУже к 7 – 9-ти месяцам эмоции ребёнка становятся ещё более сложными. С их помощью ребёнок выражает гнев, печаль, радость.

&nbsp &nbspВ это же время начинает формироваться “социальная ссылка”: при столкновении с незнакомой ситуацией ребёнок внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы или других близких людей – именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения.

&nbsp &nbspВо втором полугодии малыш пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Таким образом у ребёнка формируется образ самого себя.

&nbsp &nbspВ промежутке между 7-м и 11-м месяцами появляется так называемый “страх расставания” – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

&nbsp &nbspДля того чтобы ребёнок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств ребёнка (слух, зрение, осязание, обоняние) были тоже достаточно развитыми. А развиваются эти органы чувств в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и плотнее взаимодействие ребёнка с близкими людьми, тем больше информации ребёнок получает. А это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Рекомендации для нормального эмоционального развития у ребёнка

&nbsp &nbsp1. Рекомендуется создать спокойную атмосферу в семейном кругу.

&nbsp &nbsp2. Обязательно реагировать на плач ребёнка – подойти к нему, взять на руки, поговорить, пожалеть и т.д.

&nbsp &nbsp3. В период бодрствования ребёнка стараться как можно чаще разговаривать с ним, улыбаться ему.

&nbsp &nbsp4. Реагировать надо не только на отрицательные, но и на положительные эмоции крохи.
&nbsp &nbsp вперёд>>>

Нравится статья? Поделись с подругами и друзьями!

Зрение, слух, обоняние и осязание новорожденного в первый месяц

В первый месяц жизни зрительное восприятие младенца претерпевает много изменений. Он рождается с периферическим зрением (способностью видеть находящееся сбоку) и постепенно приобретает умение точно фокусировать взгляд на одной точке в центре поля своего зрения. Ему нравится смотреть на предметы, которые находятся перед ним на расстоянии 20,3-38,1 см. Но к концу первого месяца он на короткое время сможет фокусировать свой взгляд на предметах на расстоянии до 91,4 см.
Одновременно он научится сопровождать взглядом движущиеся предметы. Вы можете помочь ему развить эту способность игрой в слежение. Например, поверните ребенка лицом к себе и медленно поворачивайте свою голову из стороны в сторону или водите перед ним сверху вниз либо из стороны в сторону узорчатый предмет (только обязательно в пределах фокуса его зрения). Поначалу он сможет сопровождать взглядом только крупные предметы, которые будут медленно перемещаться в очень ограниченных пределах, но довольно скоро научится следить даже за маленькими, быстро движущимися предметами.
Сразу после рождения младенец очень чувствителен к яркому свету, и зрачки у него сужены для ограничения попадающего в глаза света. В двухнедельном возрасте зрачки начинают расширяться и он уже способен различать более широкий диапазон светлых и темных оттенков. Вместе с дальнейшим развитием сетчатки (слоя светочувствительных клеток на дне глазного яблока) улучшается и его зрительное восприятие.
Чем контрастнее узор, тем больше он привлекает внимание ребенка. Поэтому ему нравится рассматривать черно-белые рисунки и контрастные узоры типа резко отличающихся по цвету полос, концентрических окружностей, клеточек и очень упрощенно изображенных лиц.
Если показать младенцу три одинаковые игрушки – синюю, желтую и красную, – то он скорее всего дольше всего будет рассматривать красную, хотя никто до сих пор не знает почему. Что же привлекает новорожденных – сам красный цвет или его яркость? Нам известно, что цветовое зрение окончательно развивается только к концу четвертого месяца жизни, поэтому если вы покажете своему младенцу два сходных цвета – например зеленый и бирюзовый, – то он, вероятнее всего, не увидит между ними разницы.

Его внимание особенно привлекают черно-белые рисунки или контрастные узоры типа резко отличающихся по цвету полос, концентрических окружностей, клеточек и очень упрощенно изображенных лиц.

Ребенку нравится рассматривать предметы, которые находятся перед ним на расстоянии от 2,3 до 38,1 см.

Этапы развития зрения к концу рассматриваемого периода

  • Фокусирование взгляда на расстоянии 20,3-30,4 см.
  • Взгляд блуждает, иногда косят глаза.
  • Предпочитает черно-белые или контрастные узоры.
  • Всем другим рисункам предпочитает человеческое лицо.

Вскоре после рождения у вашего ребенка могли проверять остроту слуха. В действительности Американская академия педиатрии рекомендует проводить скрининговый тест на остроту слуха всем новорожденным до выписки из больницы с сообщением его результатов родителям.
Если у вашего ребенка со слухом все в порядке, то на протяжении первого месяца жизни он будет внимательно прислушиваться к человеческим голосам, особенно к обращенному к нему звонкому сюсюканью. Если вы будете обращаться к нему, он будет поворачивать головку, чтобы отыскать вас, и прислушиваться к звучанию различных слогов и слов. Внимательно наблюдая за ним, вы можете даже увидеть, как в такт с вашей речью едва заметно двигаются его ручки и ножки.
Ваш младенец будет также чувствителен к различным уровням шума. Если пощелкать возле его уха пальцами или зайти с ним в шумную, заполненную людьми комнату, он может «отключиться», перестать реагировать, как будто вообще ничего не слышит. Или же он может оказаться настолько чувствительным, что испугается, расплачется и всем телом начнет отстраняться от шума. (Очень чувствительные дети плачут также от яркого света.) А когда негромко задребезжит детская погремушка или заиграет тихая музыка, он насторожится, начнет поворачивать свою головку и глазами искать источник этого интересного звука.
Ваш ребенок не только хорошо слышит – даже в этом возрасте он запоминает некоторые услышанные звуки. Некоторым матерям, которые на последних стадиях беременности неоднократно вслух читали какую-нибудь одну и ту же сказку, кажется, будто их дети узнают ее при прочтении – они затихают и выглядят более внимательными. Попробуйте несколько дней подряд читать свой любимый детский рассказ ребенку вслух, когда он бодр и внимателен. Пропустите день или два и «нова прочитайте его. Посмотрите, не узнает ли ребенок рассказ?

Этапы развития слуха к концу рассматриваемого периода

  • Завершение развития слуха.
  • Узнает некоторые звуки.
  • Может поворачивать головку по направлению к знакомым звукам и голосам.

Обоняние и осязание

Аналогично предпочтению определенных узоров и звуков ваш ребенок очень разборчив и в отношении запахов и вкусовых ощущений. Он глубоко вдыхает, чтобы уловить слабый запах молока, ванили или бананов, но отворачивает нос от запаха спиртного или уксуса. К концу первой недели жизни кормящийся грудью младенец будет поворачиваться к бюстгальтерной прокладке своей матери и игнорировать прокладки других кормящих матерей. Эта способность, напоминающая радиолокацию, помогает ему сориентироваться в нужном направлении во время кормления и предостерегает о потенциально вредных для него веществах.
Ваш ребенок в равной мере чувствителен к тактильным ощущениям и к тому, как вы обращаетесь с ним. Он будет прижиматься к мягкой фланелевой или сатиновой ткани, но станет отстраняться от грубой мешковины или шероховатой наждачной бумаги. Нежно погладьте его ладонью, и он расслабится и притихнет. Если грубо взять ребенка на руки, то он скорее всего обидится и начнет плакать. А если взять его нежно и медленно покачать, он становится тихим и внимательным. Когда берешь ребенка на руки, поглаживаешь, качаешь и обнимаешь, он успокаивается, если был чем-то расстроен, и становится энергичнее, если был сонлив. К тому же это ясно говорит ему о вашей любви и нежности к нему. Задолго до того, как ребенок начнет понимать произносимые вами слова, он будет распознавать ваши чувства и настроения по характеру вашего прикосновения к нему.

Этапы развития обоняния и осязания к концу рассматриваемого периода

  • Предпочитает сладкие запахи.
  • Избегает горьких и кислых запахов.
  • Узнает запах грудного молока своей матери.
  • Ощущению шероховатого предпочитает прикосновение к мягкому.
  • Не любит грубого или резкого обращения.

Новорожденный: зрение, слух, осязание и обоняние

Зрение, слух, осязание и обоняние являются для ребенка главными источниками информации в процессе познания мира.

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.

Зрение ребенка: 6 месяцев

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование. В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

Осязание ребенка

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Читайте также:  Освящение куличей, яиц и творожных пасох – обязательно ли?

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения.
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

Эмоции ребенка

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

1 месяц жизни

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления». Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит. Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие. В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать. Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты. А развиваются они в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

первый месяц жизни ребенка (внешность,развитие,движения, глаза, слух, обоняние, животик, мочеиспускание, сон)

Первый месяц жизни ребенка

Первый месяц жизни грудного ребенка соответствует периоду новорожденности, или неонатальному. Он очень важен для формирования полноценного организма. Также это период адаптации ребенка к окружающей среде, поэтому от того, как ваш малыш приспособится к жизни, зависит его будущее здоровье.

После рождения головка ребенка не идеально круглая, поскольку кости черепа новорожденного более пластичны, чем у взрослого человека, и способны деформироваться во время прохождения родовых путей. Поскольку кости черепа новорожденного не соединены между собой так прочно, как у взрослого человека, головка может приспосабливаться к сжатию в процессе родов, и при этом не происходит травмы.

Посередине головы ближе ко лбу находится один из самых больших «мягких участков», которые называют родничками. Это место надежно защищено покрывающей его соединительной тканью, и вы можете надавливать на него без боязни повредить. По мере роста ребенка края костей сходятся и полностью закрывают это место. У большинства детей закрытие родничков происходит между 6 и 18 месяцами. У ребенка, находящегося в спокойном состоянии, особенно в сидячем положении, родничок виден как небольшое углубление. Когда ребенок плачет, мягкий участок напрягается, и если вы внимательно приглядитесь, то увидите, как родничок пульсирует в одном ритме с пульсом. Все это совершенно нормально.

Есть еще один мягкий участок, ближе к задней части головы, который называется задним родничком. Он гораздо меньше, закрывается вскоре после рождения, и у многих детей его трудно обнаружить. Нередко головка ребенка бывает слегка заостренной. Иногда давление во время родов вызывает отечность кожи, так называемую родовую опухоль. Если давление чрезмерно велико, могут повреждаться глубокие ткани, что приводит к образованию кефалогематомы с одной стороны черепа. Это локализированная кровяная киста (скопление крови), образующаяся во время родов между черепом и волосистой частью кожи головы, не опасная. Кровь исчезает в течение пары месяцев, и всегда проходит. После этого отек может уплотниться или кальцифицироваться, образовав костное уплотнение, заметно выступающее за естественные контуры черепа, но через 3-4 месяца это также проходит.

На протяжении первого месяца жизни грудной ребенок набирает в массе в среднем 600 г . Но, уважаемые мамы, не воспринимайте это безапелляционно! Каждый ребенок, даже на первом месяце жизни, — это уже индивидуальность, которая имеет свои темпы развития. Поэтому, если ваш малыш набирает в массе меньше или больше этой цифры, и чувствует себя он неплохо (высасывает свою норму молока, не проявляет никаких признаков заболеваний), то оснований для волнения абсолютно нет. Другие показатели физического развития в течение первого месяца также изменяются: рост увеличивается в среднем на 3 см , объем головы и груди — на 1,3- 1,5 см .

Движения и рефлексы

У новорожденного ребенка движения в большинстве своем являются некоординированными. Ручки у него согнуты в локтевых суставах, ножки — в коленях, кулачки сжаты. Это проявления физиологического гипертонуса (повышенного тонуса) мышц-сгибателей. Гипертонус исчезает к 3-4 месяцу жизни малыша. Внимательно наблюдайте за движениями ребенка, так как в этот возрастной период он фактически ими общается. О погрешностях в уходе дитя способно сообщить лишь плачем и усиленной двигательной активностью. Доказано, что, ощущая боль, грудной ребенок отводит большой палец на руках и, наоборот, сгибает пальцы ног. При вздутии живота он чрезмерно двигает ножками. О появлении неприятных ощущений в ухе свидетельствует то, что ребенок активно крутит головкой. Научитесь «читать» язык движений своего малыша — и вы ему очень поможете.

Но новорожденный ребенок обладает и определенными скоординированными образцами поведения, так называемыми рефлексами, которые управляются нижними центрами головного мозга. Соответствующая стимуляция автоматически вызывает эти рефлекторные реакции, например, ребенок автоматически реагирует на яркий свет и громкий шум. Если погладить щечку новорожденного, он повернет ротик в сторону коснувшегося его предмета, будь то палец или, как было запланировано природой, сосок материнской груди. Это происходит автоматически и служит для того, чтобы помочь ребенку найти источник питания до того, как он научится добывать пищу. Рефлекс запускается, если что-нибудь коснется губ, внутренней поверхности ротовой полости или мягкого неба.

У ребенка имеются и другие довольно хорошо известные рефлексы. Если ребенок напуган громким криком, или внезапным шумом, или же внезапным изменением положения тела, начинается характерное движение ручками и ножками. Сначала они разводятся, затем поднимаются вверх и соединяются. Ладони раскрываются, а затем крепко сжимаются в кулаки, словно ребенок пытается ухватиться за что-то, чтобы не упасть; и ножки выполняют примерно ту же последовательность движений. Помимо этого голова ребенка прогибается вниз и вперед. Этот рефлекс известен как «реакция на испуг», или рефлекс Моро по фамилии невролога, который первым описал его.

Следующий рефлекс — хватательный. Если нажать пальцем на ладонь ребенка или на возвышение подошвы стопы, пальцы кисти и стопы согнутся, словно пытаясь схватить давящий предмет. Зачастую захват рук настолько сильный, что ребенка можно поднять из кроватки. Если погладить подошву стопы, стопа поднимется, пальцы стопы разойдутся веером, а большой палец поднимется. Это рефлекс Бабинского, также в честь врача, который первым описал его.

Помимо этих рефлексов, большинство из которых исчезает по истечении трех месяцев, по мере того как ребенок растет, у него появляется все больше и больше произвольных движений, имеются и те, которые остаются и выполняют жизненно важные функции. Дыхательный рефлекс включается через несколько секунд после рождения; ребенок моргает или закрывает глаза, если свет слишком яркий; реагирует на запахи и отдергивает руку, почувствовав боль. Ребенок так же рефлекторно испытывает чувство голода и потребность мочеиспускания и дефекации, и все три эти рефлекса со временем становятся все более и более произвольными.

Они полностью сформированы сразу после рождения. Цвет глаз, точнее радужки, всегда голубой по причине отсутствия в радужке меланина, естественного пигмента организма. Если в дальнейшем цвет глаз должен будет поменяться, меланин будет вырабатываться по мере роста ребенка и постоянный цвет глаз установится к тому времени, когда ребенку будет около полугода. Тем не менее, у некоторых детей, особенно с темной кожей, глаза имеют светло-коричневый цвет с самого рождения.

Новорожденные видят гораздо больше, чем мы привыкли думать, но все равно зрение еще неполноценно. Малыши видят нечетко, не способны концентрировать взгляд, у большинства из них наблюдается косоглазость. Иногда можно заметить подергивание глазных яблок из стороны в сторону (нистагм). Все это нормальные явления для новорожденного ребенка, и объясняется незрелостью этих органов. И еще: обратите внимание, что ваш малыш плачет без слез. Они появятся с 3-4 недели жизни. Отметьте себе время появления слезинок. Это первое важное достижение в развитии малыша.

Иногда утром вы можете заметить «закисание» глаз. Это происходит по причине попадания инфекции. Поэтому желательно посоветоваться со своим врачом и промывать глазные щели ребенка отваром ромашки, чаем. Такие симптомы могут также быть обусловлены непроходимостью слезного канала, что нуждается в лечении у детского окулиста.

Новорожденный ребенок воспринимает шум, реагируя на него замиранием. Он не умеет еще определять, откуда он исходит, и не поворачивает головы на звук. Но, услышав ваш голос, словно замирает, прислушиваясь, и успокаивается, если перед этим кричал. Проследите и сделайте вывод, что малыш действительно слышит.

Уже с рождения дитя способно по запаху узнавать маму. В нашей практике встречались малыши, которые категорически отказывались от груди другой женщины и брали лишь «свою», то есть мамину грудь. Именно поэтому совет: не пользуйтесь резкими духами, так как малыш может воспринять вас как чужого человека и даже отказаться от кормления. Важную роль в развитии обоняния играет частый насморк. В таких случаях слизистая носовой полости утончается и перестает воспринимать раздражители, малыш может отказаться от кормления.

Насморк у новорожденного редко проявляется слизистыми отделениями. Это, как правило, отек слизистой оболочки. Поэтому, если у вашего малыша насморк, нужно перед каждым кормлением закапывать нос раствором сосудосуживающих капель.

Характер стула новорожденного зависит от характера вскармливания. При естественном вскармливании стул мягкий, кашицеобразный, кисловатого запаха, желто-золотистого цвета. Количество, у разных детей бывает разным: от 3 до 6 раз в сутки, но не больше 7 (сколько кормлений — столько раз и стул). И лишь если у малыша 8 и больше раз или же даже 7, но жидкого характера, со слизью или примесью непереваренной пищи (в виде беловатых крупинок), предупредите своего участкового врача о нарушениях.

При искусственном вскармливании стул густой, вязкий, светло-желтого или коричневатого цвета, запах у него острый, неприятный, гнилостный. Частота будет меньшей — 1-3 раза в сутки. Если ребенок вскармливается адаптированными смесями, то характеристики стула будут приближаться к таким, которые бывают при естественном вскармливании.

О запоре у малыша свидетельствует стул один раз в двое суток, часто после применения клизмы или газоотводной трубки.

Помните, что первые 2 дня грудной ребенок мочится очень мало — всего 2-4 раза. Это физиологическая норма, так как идет приспособление выделительной системы к новым условиям существования. Часто на пеленке после мочеиспускания вы можете найти красное пятно, будто от ржавой воды. Это также нормальное проявление «мочекислого инфаркта почек» со значительным выделением солей — уратов. На 5-6 день моча уже будет прозрачной, дитя станет мочиться до 20-25 раз в сутки. Если частота мочеиспусканий 6 и меньше, — подумайте, достаточно ли молока получает ваш малыш.

Заметьте, 95% детей, которые родились доношенными в физиологических родах, спят хорошо. Но с 7-10 дня от рождения сон становится не таким глубоким и чередуется с периодами бодрствования. Поэтому надо сориентироваться в биоритмах ребенка, чтобы своевременно (а именно в период бодрствования) планировать его кормление, пеленание, купание. Соблюдение режима имеет исключительное значение.

Не волнуйтесь, если иногда ребенок пропускает время кормления. Когда такое случается редко, то это не означает, что ребенок заболел. Наоборот, если ребенок засыпает тяжело, а сон его неспокойный, — это должно быть основанием для тревоги.

Грудной ребенок нуждается в покое, удобстве и чистом воздухе. Поэтому комната, где стоит кроватка, должна быть уютной, без сквозняков, источников дополнительного шума (телевизор, радио). Учитывая неспособность малыша хорошо регулировать процессы теплопродукции и теплоотдачи, он может очень легко перегреться и даже получить тепловой шок. По этой же причине проконтролируйте, или не слишком закутан ребенок.

Здоровый грудной ребенок в кроватке должен лежать на боку. Но для предупреждения деформации головки необходимо каждый раз менять положение, чередуя правую сторону и левую. Кроватка должна иметь матрац, на который ложится клеенка, а на нее — простыня. Никакой подушки, особенно пуховой, не нужно. Во-первых, это опасность для ребенка: перегрева, возможность удушения, аллергизация пухом и т.п. Во-вторых, когда грудной ребенок спит без подушки, это помогает формировать нормальные физиологические изгибы позвоночника. Для накрывания можно воспользоваться шерстяным одеяльцем по размеру детской кроватки. Пуховое одеяло необходимо лишь зимой во время прогулок на улице.

Свежий воздух необходим малышу особенно во время сна. Поэтому, если есть возможность, на время дневного сна сделайте прогулку в парк, лес, в место, где было бы чем дышать. В худшем случае эту проблему помогут решить веранда, балкон, двор или же комната с открытой форточкой.

Чихание, зевание, содрогание во время сна — абсолютно нормальные явления для новорожденного. Конечно, если они не являются весьма выраженными и не сопровождаются признаками заболевания.

Ссылка на основную публикацию