Как жить со свекровью под общей крышей?

Как наладить отношения со свекровью и отстоять свою семью

Автор: Мария Кравчук

Отношения невестки и свекрови во многих семьях напоминает извечную борьбу добра и зла. Причем каждая из них считает себя «добром». Почему мама мужчины и его жена соперничают? Как общаться со свекровью, чтобы не испортить отношения с мужем? Можно ли найти с ней общий язык без компромисса с собственной гордостью? В этой статье я разберу самые часты проблемы во взаимоотношениях свекрови и снохи, с которыми сталкиваются женщины, их причины и способы решения.

Свекровь VS Невестка — почему возникает соперничество?

Свекровь — очень многих знакомых мне замужних женщин от этого слова буквально передергивает. И когда я спрашиваю, почему девушка ненавидит маму мужа, ответы бывают самые разные:

  • Она постоянно лезет со своими советами;
  • Свекровь считает себя главной в нашей семье;
  • Она манипулирует своим сыном, постоянно требует от него внимания и помощи;
  • Настраивает против меня;
  • Муж во всем с ней советуется и часто игнорирует мое мнение;
  • Свекровь мне абсолютно не помогает.

Нередко женщина не может толком объяснить, почему не переносит свою свекровь. Она просто бесит ее — своим присутствием, разговорами, самим существованием. Какой бы ни была формальная причина, настоящая основа проблемы — соперничество между двумя женщинами, которые тайно или открыто воюют за мужчину.

Почему так происходит?

Она родила и вырастила сына. Только она знает, чего ей это стоило:

  • Она пожертвовала фигурой, а, возможно, и здоровьем. Единицам женщин после родов удается сохранить идеальные формы, избежать растяжек на коже. У многих после рождения ребенка возникают заболевания, к которым была предрасположенность, но до родов они «дремали».
  • Жила с нелюбимым мужчиной, чтобы у сына была полная семья.
  • Отказалась от личной жизни, растила сыночка в одиночку, чтобы отдавать ему все свое внимание и любовь, чтобы ему не пришлось жить с отчимом.
  • Во всем себе отказывала, чтобы обеспечить его, выучить в хорошем ВУЗе, помочь устроиться в жизни.
  • Не построила карьеру, которую могла. Не стала знаменитой балериной (актрисой, певицей), хотя ей пророчили славу и успех. Она выбрала сына, выбрала быть рядом с ним.

И что, все это было ради того, чтобы в какой-то момент он встретил девушку, женился и забыл о ней, о своей драгоценной мамочке? Она ему жизнь посвятила, а он ей «спасибо-до свидания»? Все ее старания были ради какой-то жены? Это не справедливо.

Я выбрала этого мужчину и хочу прожить с ним всю жизнь. Хочу построить семью, в которой мне будет комфортно. Хочу быть единственной любимой женщиной для своего мужа. Он должен заботиться обо мне и наших детях. Не хочу ни с кем делить его внимание, любовь и заботу.

    1. Мне не нравится, что он часто общается с мамой, как маленький мальчик, что муж защищает свою мать;
    2. Меня не устраивает, что он прислушивается к ее советам;
    3. Я злюсь, когда муж рассказывает маме о нас и наших отношениях;
    4. Она считает меня недостойной партией ее сыночку;
    5. Свекровь изначально была против наших отношений, я это чувствую;
    6. Меня бесит, что она считает себя главной в нашей семье — в моей семье!
    7. Мой муж — взрослый мужчина, но ведет себя как маменькин сынок. И в этом виновата свекровь, она его не отпускает.

То есть, каждая из женщин считает мужчину своим по праву и не готова уступать сопернице.

Почему взрослый мужчина остается «маменькиным сыночком»

История моей клиентки.

«Мы с мужем женаты уже 16 лет. У нас двое детей, свой дом, небольшой семейный бизнес. Мы практически никогда не ссоримся по бытовым вопрос или из-за финансов. У нас одинаковые взгляды на воспитание детей. Единственная причина конфликтов — свекровь. Она живет отдельно, но незримо постоянно находится с нами.
Муж, который может быть суровым и строгим с кем-угодно, с мамой ведет себя как пятилетний мальчик. Никогда ни в чем не может ей отказать или поступить наперекор. Когда я пытаюсь поднять эту тему, он всегда находит оправдание. Последняя ситуация: мы долго обдумывали и наконец решили перебраться жить в другую область, где можно расширить бизнес. Даже выбрали дом, а свой выставили на продажу. Я всеми силами старалась скрыть от свекрови наши планы и с трудом убедила в этом мужа. Решили поставить ее перед фактом уже после переезда.

До сих пор не знаю, как она узнала об этом, но закатила мужу страшную истерику. Назвала его предателем и упрекнула, что он хочет бросить ее одну. В результате я оказалась перед выбором: либо мы приезжаем и забираем свекровь с собой, либо остаемся жить здесь. Я понимаю, что жизнь со свекровью в одном доме будет адом, в котором рано или поздно наша семья «сгорит».

Злит то, что помимо моего мужа у нее еще двое сыновей. Но вот такие близкие и зависимые отношения у свекрови только с моим мужем. Его братья общаются с матерью только на семейных праздниках и иногда звонят, если им от нее что-то нужно. Не знаю, как убрать свекровь из нашей жизни. Но понимаю, что, если заставлю мужа выбирать между ей и мной, он выберет мать».

Почему между матерью и взрослым сыном отношения остаются настолько близкими? Чем она удерживает мужчину, который давно должен быть самостоятельным? Вот несколько самых частых вариантов.

  • Мужчина воспринимает мать как лучшего друга. То есть еще с детства мама сформировала с ребенком настолько доверительные отношения, что, даже став взрослым, он чувствует, что может доверять только ей. Он может говорить с ней на любые темы — делиться планами, обсуждать девушек, жаловаться на жизнь. И мама всегда все понимает, никогда не осуждает, всячески поддерживает.
  • Мать — авторитет. Свекровь сильная, успешная и бесконечно уверенная в себе женщина. Она всегда дает действительно мудрые советы, практически никогда не ошибается, у нее потрясающее стратегическое мышление. Благодаря этим качествам в семье даже мужчины ее считали главной. В глазах сына она абсолютный авторитет. Он прислушивается к ее советам, потому что «мама всегда права». И он не раз убеждался в этом на собственном опыте.
  • Мужчиной руководит установка «я всем обязан маме». Ее фундамент — чувство вины, которое мать формировала в нем с самого детства. Как она это делала? Бессознательно и очень завуалированно с помощью фраз, подобных этим:
    — «Сыночек, я всем ради тебя пожертвовала, а ты такой неблагодарный — плохо учишься в школе, не помогаешь по дому»;
    — «Знаешь, почему я не стала известной пианисткой? Потому что музыкантам мало платили, а мне нужно было тебя кормить и одевать»;
    — «Да я всю жизнь с отцом твоим, алкоголиком, жила, чтоб тебя безотцовщиной не называли, а ты…».
  • Мужчина финансово зависит от матери. Например, мать владеет компанией и сын в ней работает. В перспективе, бизнес должен перейти к сыну, если он будет «хорошо себя вести». Или мама чиновник, влиятельный человек. Благодаря своей должности или связям, она помогает сыну раскручивать бизнес или постоянно вытаскивает из всяких переделок. Если сынок не будет ее слушать, мама перестанет помогать, давать деньги, решать его проблемы.

Во всех этих сценариях свекровь сильно влияет на мужа. И перерезать эту психологическую пуповину, связывающую их, жене очень сложно. Для этого нужно заставить мужчину осознать проблему, понять, что такая привязанность к маме в его возрасте — это не правильно. Но сделать это нужно очень осторожно и мудро. Не стоит идти на открытый конфликт со свекровью, ставить мужа перед выбором, прямо указывать на недостатки свекрови. В первую очередь, нужно понять, на чем основывается его зависимости от мамы, и только потом определять тактику своего поведения. В этом вопросе будет очень полезна помощь психолога.

Проблемы в отношениях со свекровью — почему они возникают?

Отношения с родителями мужа, и особенно с его мамой, могут быть натянутыми, даже если сын не зависит от них психологически и финансово. Он не звонит матери каждый день, не посвящает в свою жизнь, не советуется по всем вопросам, не ставит ее интересы выше интересов жены и детей. Часто сама невестка провоцирует конфликт со свекровью. Обычно это происходит в следующих ситуациях.

У невестки завышенные требования к свекрови

Как-то приятельница жаловалась мне: «Не люблю свекровь. А за что я должна ее любить? Она пенсионерка, сидит дома, днями с подругами своими соседям кости перемывает. А я половину зарплаты няне отдаю. А могла бы с детьми сидеть, ведь ее же внуки! А сколько раз мы просили ее продать «двушку» в центре. За эти деньги мы две «однушки» в спальном районе купили бы. В одной пусть жила бы, а вторую сдавать можно было бы. Так нет, уперлась же: поликлиника рядом, привыкла она там жить…».
Я едва сдержала себя, чтобы не включить психолога и не начать объяснять ей, почему свекровь ей ничего не должна: ни нянчить ее детей, ни переезжать из дома, в котором прожила всю жизнь. И что она должна быть благодарна ей уже за то, что свекровь не лезет в их семью.

Сноха не уважает маму мужа

Случай из моей практики. Нина пришла на консультацию с просьбой помочь ей наладить отношения с невесткой. «Полгода назад сын привел в дом девушку, Ксюшу, и сказала, что они будут жить у нас. Буквально с первого дня Ксения начала вживаться в роль хозяйки дома. Нет, она не готовила, не убирала, не стирала. Ксюша раздавала всем задания: «Нина Дмитриевна, приготовьте на ужин картофель «По селянски». Только чтоб он был горячий, когда мы вернемся. Часикам к восьми». «Нина Дмитриевна, у Жени (сына) порвались ботинки, отнесите в мастерскую». «Сегодня ко мне с ночевкой приедет сестра, приготовьте ей спальное место».

Чувствую, что больше такого хамского отношения к себе не вынесу. Нужно либо наладить отношения со снохой, установить какие-то правила общения, объяснить, что я не прислуга. Либо выпроводить ее из дома. Но боюсь, что в этом случае, потеряю сына».

Думаете, это единичная ситуация? Нет. Невестки достаточно часто стараются поставить свекровь на место, показать, кто в семье главный и кому принадлежит муж. Ничего хорошего из этого не получается. Свекровь, как минимум, родила и воспитала твоего мужчину, она приложила немало усилий, чтобы он стал таким, какой есть. И хотя бы за это она заслуживает уважительного отношения.

Должна ли невестка называть свекровь мамой

Нет, невестка не обязана этого делать. Только, если у нее есть желание или внутренняя потребность в этом. Не раз слышала от своих клиенток, что их отношения со свекрухой и свекром доброжелательнее и теплее, чем с родителями. И они с удовольствием называют их мамой и папой.

Но бывают ситуации, когда мать мужа сама против, чтобы сноха называла ее мамой. Их позиция — «Я мама только для своего ребенка». Понятно, что этим они показывают свое неприятие невестки. А под ним может скрываться зависть или ревность свекрови к невестке.

Должен ли муж защищать жену от свекрови

Такая необходимость чаще всего появляется, если свекровь живет вместе с сыном и невесткой. И обычно ссоры возникают из-за каких-то бытовых вопросов. Свекрови не нравится, как его жена ведет хозяйство — плохо моет посуду, не так готовит, тратит много денег на «всякую чепуху». Или мама мужа считает, что сноха неправильно воспитывает ребенка — слабо одевает на прогулку, много носит на руках, таскает с собой в магазин, а там зараза всякая.

Причин для упреков можно найти множество. В одних случаях свекровь свое недовольство высказывает невестке, в других жалуется сыну на непутевую жену. Мужчина оказывается между двух огней — с одной стороны жена требует защитить её от нападок матери, с другой, ну не хочет он ссориться с мамой. Как обычно в такой ситуации поступают мужчины?

  1. Пускают все на самотек — «Женщины, разбирайтесь сами» — и умывают руки;
  2. Заступаются за жену — «Не лезь в нашу семью, сами разберемся»;
  3. Становятся на сторону матери — «Прислушалась бы, мать жизнь прожила, наверняка, побольше тебя соображает».

Понятно, что такие реакции никак не улучшают отношения снохи и свекрови. Причем первый и третий вариант — прямой путь к разводу. Жена воспринимает такую реакцию как предательство мужа. Вот почему нельзя жить со свекровью, если со стороны супруга нет поддержки.

Как правильно поступить мужчине, если между его женой и мамой конфликт, а возможности жить отдельно нет? Он должен:

  • Организовать мирные переговоры между «враждующими сторонами», и дать им прямо высказать все свои претензии и, где возможно, предложить компромиссные решения;
  • Четко обозначить вопросы, в решении которых мать не должна участвовать, — как им воспитывать детей, как проводить досуг, на что тратить деньги и т.д.;
  • Постараться примирить жену и маму.

Если установить мир в семье не получается, задача мужа найти способ обеспечить семью отдельным жильем.

Как общаться со свекровью, чтобы не обижать ее и не унижать себя

Это возможно при следующих условиях:

  • Мама мужа и его жена относятся друг к другу с уважением;
  • Мать принимает выбор сына, независимо от того, нравится ей невестка или нет;
  • Женщины не пытаются манипулировать мужчиной, чтобы настроить его против соперницы.

Как же разговаривать со свекровью, чтобы не испортить отношения с ней и мужем?

  1. Не старайтесь показывать свое превосходство, даже если понимаете, что ее интеллектуальные способности явно ниже ваших. Например, вместо: «Что за бред Вы несете, Галина Семеновна? Кто Вам сказал такую глупость?», можно сказать: «Галина Семеновна, возможно, раньше это работало, но сейчас так не делают».
  2. Не спорьте, если знаете, что свекровь никогда не признает своих ошибок и не слушает мнение других. Мудрость вам в помощь — соглашайтесь и переводите разговор на другую тему. «Горчичники — лучшее средство от простуды? Интересно. При удобном случае попробую. Кстати, как вы вчера сходили в театр».
  3. Не жалуйтесь свекрови на мужа. Как бы хорошо она к вам не относилась, сын все равно роднее и ближе.
  4. Не обсуждайте с ней ваши взаимоотношения с мужем, особенно не рассказывайте о ссорах. Пусть считает, что у вас все идеально, и думает, как повезло ее сыну с женой.
  5. Почаще хвалите при ней мужа. Для нее это будет бальзам на душу. «Ох, Сережка такой молодец! Представляете, сам заказал нам новую кухню, в которой ну все до мелочей продумано». «Лешу повысили на работе, наконец-то. Он давно заслужил это повышение! На нем-то почти вся компания держится».
  6. Благодарность свекрови за мужа — очень хороший способ установить с ней доброжелательные отношения. Но звучать она должна очень искренне.

Завоевать доверие и уважение свекрови — это очень мудрый и стратегически верный ход для жены. Для многих мужчин важно, чтобы у его жены и мамы были хорошие отношения. А еще лучше, чтобы они стали почти подругами. Тогда ему не придется выслушивать их жалобы друг на друга, разруливать конфликты и выбирать между двумя самыми важными женщинами в его жизни.

Если вы поругались со свекровью, не складываются отношения с родителями мужа, а вам очень хочется наладить их, но не знаете как, напишите мне. На консультации мы подробно разберем вашу ситуацию, найдем настоящие причины конфликтов и отыщем способ их устранить.

Вербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение

Вербальное или невербальное — что это и какой вид общения важнее

Люди не могут существовать без общения. Передаём друг другу знания и предположения, факты и слухи, страхи и сомнения, чувства и эмоции. Принято считать, что существует всего 2 способа передачи информации: невербальный и вербальный. Первый предполагает, что доступны все каналы коммуникации, а во втором случае мы пользуемся только речью и письмами.

  • Речевое. Общение происходит с помощью слов (монологов и диалогов).
  • Письменное. Слова написанные (напечатанные).
  • Внутреннее. Это наши мысли, внутренний диалог.
Читайте также:  Кризис в семейных отношениях: как бороться

Своему происхождению термин обязан латинскому слову «verbalis», которое переводится на русский язык, как «словесно».

Соответственно, все другие коммуникации считаются «невербальными». К ним относят:

  • Поза, жест, мимика лица. Те, кто умеет в них разбираться — могут вынести сразу правильное мнение о говорящем.
  • Визуальное (зрительное) восприятие, когда мы видим внешность, пол, возраст.
  • Акустическое. Оценка тембра голоса, правильность речи, яркость выражений, паузы, громкость, слова-паразиты, кашель и пр.
  • Тактильное. Большое значение имеют прикосновения. Одно показывают дружеские намерения, а другие вызывают опаску.
  • Запах. Одни привлекают к себе, а другие, наоборот, способны оттолкнуть.
  • Движения. Излишняя жестикуляция может утомить. Но если пользоваться в меру, то возможно добиться большего расположения к своей персоне. Политиков, артистов, дипломатов искусству жестов учат специальные тренеры.
  • Личное пространство. Согласитесь, что не каждому понравится, когда во время разговора его держат за пуговицу рубашки или бесцеремонно похлопывают по плечу.

Что же это такое?

Как мы уже написали выше, обмен какой-либо информацией с помощью устной и письменной речи называют «вербальным общением». Смысл от обмена словами (в живом разговоре или письменным общением) не меняется. Мы усваиваем принятую информацию, накапливаем её и осознаём.

Оно характеризуется однозначностью и точностью формулировок, которые исключают двоякое трактование.

Исследователи вывели несколько разновидностей:

  • Обмен знаниями с целью повышения образования.
  • Передача информации, которую собеседник считает важной.
  • Выражение своих эмоций, мыслей, страхов, опасений, желаний и пр.
  • Служащее для налаживания контактов.
  • Необходимое для накопления информации.

Как можно понять, многие функции тесно переплетены между собой.

Значение

Кроме обычных фраз немалую роль играют мимика, жесты и интонация, с помощью которых можно понять искренность говорящего. И сделать выводы о его правдивых выражениях. Может стоит отнестись к ним крайне скептически?

Подобные взаимоотношения являются важным инструментом, для отношений между собеседниками. Если уметь им пользоваться, то можно добиться больших успехов в курьере и в личной жизни. Многие учатся красиво говорить, кратко и лаконично излагать свои мысли, пополняют словарный запас. Самым правильным способом улучшить коммуникативные навыки является чтение книг.

Основные правила

С грамотным человеком всегда приятно иметь дело. Своими знаниями мы вызываем к себе уважение и доверие. Не зря же хорошие ораторы добиваются больших успехов в жизни. Прислушайтесь к нашим нескольким полезным советам.

  • В разговоре всегда уважайте своего собеседника. Дайте ему возможность высказать свою точку зрения.
  • Избегайте совершенно бесполезных споров, переходов на личности, выяснения отношений. Как говорят в народе: «Спор ради спора».
  • Будьте логичны и последовательны в разговоре. Не меняйте свои первоначальные высказывания.
  • Нет нужды обильно усиливать свою речь специфическими терминами, цитатами великих, пошлыми анекдотами. Многим это не по нраву.
  • Старайтесь говорить только правду. Ложь легко вычислить.
  • Не забывайте про национальность, вероисповедание, субкультуру, возраст и социальный статус собеседника. Нарушив этикет можно легко обидеть человека.
  • Научитесь ни в коем случае не перебивать других.

Тут уже возможно сделать некоторые выводы. Развивать в себе подобные навыки не только можно, но и крайне необходимо. Всё вместе взятое пригодится как на работе, так и в личной жизни.

Предлагаем Вашему вниманию бесплатный вебинар:

Вербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

Существует два основных канала коммуникации между людьми: вербальный и невербальный. Первый подразумевает передачу информации при помощи речи, второй – всеми остальными доступными способами. Мы уже обсуждали невербальное общение, сегодня же поговорим о вербальном. Мы выясним, что оно собой представляет, каким бывает и какое значение имеет для нас.

Что такое вербальное общение?

Вербальное общение – это обмен информацией при помощи устной или письменной речи. Проще говоря, это словесное общение, смысл которого не меняется, независимо от того, разговаривают собеседники вживую или обмениваются текстовыми сообщениями. Вербальная коммуникация осуществляется исключительно при помощи слов: сказанных, написанных или напечатанных. Активная жестикуляция, мимика, многозначительные покашливания и особенности интонации относятся уже к невербальному общению.

Вербальная коммуникация отличается от невербальной гораздо более высокой точностью и однозначностью, поскольку человек всегда может подобрать формулировки, исключающие возможность двоякого трактования. Все мысли, передаваемые вербальным путём, выражаются исключительно словами. Поэтому для такого способа общения необходимо, чтобы собеседники достаточно хорошо владели одним и тем же языком.

Виды вербального общения

Словами можно передавать не только «сухую» информацию, но и рассказывать о своих эмоциях, переживаниях, желаниях, намерениях и многих других вещах. Поэтому исследователи, стараясь дать более точный ответ на вопрос о том, что такое вербальное общение и какую роль оно играет в нашей жизни, выделили несколько его разновидностей:

  1. Познавательное. Передача новых знаний с образовательной целью.
  2. Коммуникационное. Обмен любой информацией, которую собеседники считают важной.
  3. Эмоциональное. Информирование о собственных эмоциях, желаниях, опасениях, страхах и прочих чувствах.
  4. Аккумулятивное. Накопление и хранение важной информации.
  5. Конструктивное. Чёткое и однозначное выражение своих мыслей.
  6. Контактоустанавливающее. Первичное установление связи между людьми, налаживание контакта.
  7. Этническое. Объединение народа посредством единого языка общения.

Как следует из перечисленных определений, каждый вид вербального общения выполняет определенную функцию, и довольно части эти функции совмещаются между собой.

Значение вербального общения

Наверняка вы слышали утверждение, что на невербальное общение приходится до 93% всей передаваемой информации. Действительно, в определенных ситуациях жесты, мимика и интонация имеют гораздо большее значение, чем всё, что произносится при этом вслух. Но важно учитывать, что невербальные механизмы передают в основном сопутствующую информацию: отношение к собеседнику или предмету разговора, сомнения, иронию, скепсис или одобрение.

Но если необходимо что-то объяснить, грамотно и последовательно изложив все факты, основным каналом становится вербальное общение. При этом важно строить фразы максимально однозначно, избегая сленга и эмоциональных высказываний, чтобы избежать неоднозначного понимания.

Вербальное общение – это важнейший инструмент для выстраивания взаимопонимания с другими людьми. Умение пользоваться данным инструментом позволяет стать более успешным как в карьере, так и в личной жизни. Поэтому каждый человек, заинтересованный в успехе, должен работать над собой: учиться грамотно говорить и слушать, работать над своими манерами, пополнять словарный запас и как можно больше читать. И главное – никогда не прекращать совершенствоваться в данном направлении.

Взаимодействие вербального и невербального общения

Общение для каждого из нас имеет огромное значение. Независимо от того, является человек интровертом или экстравертом, ему необходимы близкие люди, с которыми он может делиться мыслями, идеями и переживаниями. Взаимодействуя с социумом и нашими близкими, мы используем как вербальные, так и невербальные методы коммуникации.

Для однозначного понимания того, что такое вербальное общение, достаточно знать что это всегда общение посредством слов. И неважно, каким образом эти слова закодированы. Это может быть обычный текст, иероглифы, шрифт Брайля или даже язык жестов. Если информация передаётся в виде предложений, построенных из слов, речь идёт о вербальном общении.

Устная или письменная речь представляет собой основной и наиболее универсальный инструмент взаимодействия, позволяющий передать любое количество информации. Словами можно выразить чувства и описать любые явления, при этом их совершенно не обязательно приукрашивать эмоциональными жестами и мимикой.

В то же время обойтись без невербальной коммуникации в общении довольно сложно. Неважно, речь идёт о личном разговоре или о деловом, существенная часть информации всегда передаётся по дополнительным каналам. Вербальные и невербальные средства при любом общении работают одновременно, и полностью разделить их практически невозможно.

Даже в переписке, если мы хорошо знаем собеседника, мы часто без лишних слов понимаем друг друга. Смайлики или их отсутствие, точки и многоточия, специфические словечки и паузы между ответами порой могут сказать нам гораздо больше, чем то, что собеседник выразил словами.

Важнейшее отличие вербального и невербального общения заключается в том, что первый вид коммуникации мы контролируем полностью, тщательно подбирая слова и грамотно выстраивая фразы. В то же время невербальный канал общения часто выдаёт мысли, которые мы не хотели бы озвучивать. И даже если речь идёт о сознательных жестах, они всё равно подчиняются эмоциям и сильно зависят от настроения.

Правила вербального общения

Если вы хотите стать успешным собеседником, который может всегда добиваться большего за счёт грамотного общения, вам необходимо уделить внимание развитию вербальных навыков. В частности, важно приучить себя соблюдать следующие правила:

  • Всегда демонстрировать доброжелательность к собеседнику и не забывать использовать речевые обороты, выражающие уважение.
  • Не стремиться навязать собственную точку зрения. Если становится очевидным расхождение взглядов в определенном вопросе, всегда можно найти способ избежать спора или навязывания мнения.
  • В разговоре важно всегда быть последовательным и логичным. Высказывания не должны противоречить сказанному ранее.
  • Рассказывая что-то другому человеку, важно помнить, что он может недостаточно хорошо знать все обстоятельства. Поэтому важно избегать неоднозначных высказываний, которые он может понять неправильно.
  • Все фразы должны быть краткими, емкими и однозначными. Нельзя перегружать свою речь сложными составными предложениями.
  • Важно всегда говорить правду, не приукрашивая и не преувеличивая. Кроме того, лучше избегать недостоверной или неточной информации.
  • При построении фраз желательно учитывать принадлежность собеседника к определенной субкультуре, его национальность, социальный статус, возраст и прочие особенности. Иначе можно обидеть человека и даже не заметить этого.

Ещё один важный навык вербального общения – умение не перебивать собеседника. Необходимо позволить ему высказаться, после чего, сделав небольшую паузу, медленно и уверенно озвучить собственные мысли.

Заключение

Вербальное общение – это основной канал обмена информацией. Оно позволяет передавать всё: знания и предположения, факты и домыслы, страхи и сомнения, чувства и эмоции. Обмениваясь информацией, можно обойтись без невербальных каналов коммуникации, а вот без вербальных обойтись практически невозможно. И от того, насколько хорошо у человека развита способность к вербальному общению, часто зависит то, насколько он будет успешен в карьере и личной жизни.

Вербальное общение — что это в психологии

Даже находясь в отдалении друг от друга, люди общаются. Есть несколько способов высказать собственную мысль и ознакомиться с чужой. В психологии это называется вербальное и невербальное общение. Первое из них – наиболее доступное и понятное окружающим.

Вербальное общение в психологии

Разговаривают и глухонемые, но посредством жестов. Высказаться можно с помощью изменения положения тела, мимики лица, взглядом. Все это способы невербального контакта.

Вербальное общение это передача и получение информации посредством речи (не важно, устная она или письменная). Язык жестов понимают далеко не все люди, а вот знаковая система с использованием слов доступна большинству.

Человек еще ребёнком учится общаться, пользуясь речью, как самым доступным и понятным способом выразить свои желания и донести до собеседника важную информацию. Высказанные вслух фразы более очевидны, чем попытки что-то объяснить жестами. Сила слова помогает собеседникам услышать и понять друг друга.

Формирование навыков общения

Без вербального общения человек ощущает себя замкнутым в «скорлупе одиночества». Отсутствие коммуникативных навыков не даст возможности познавать мир, совершенствоваться и достигать определенных высот.

У речи имеется ряд особенностей, позволяющих людям взаимодействовать друг с другом. Эти характеристики подчеркивают значимость общения.

Составляющие вербального общения

НаименованиеОсобенности
ОбщаяДаже общаясь на расстоянии (по телефону), можно по голосу, интонации, сказанным фразам получить некоторую информацию о собеседнике: пол, примерный возраст, темперамент, состояние здоровья и т.п.
ЛичностнаяЛюбая беседа вызывает эмоции, настраивая на положительный контакт, либо провоцирует негодование. С одними хочется общаться, с иными лучше сразу прервать разговор
ЭмоциональнаяОбщение – способ самовыражения, возможность для гармоничного развития. Добывать информацию можно из книг, учебников, телевидения. Получать эмоции, находить отклик на собственные чувства и мысли помогает взаимное общение

Общие предпочтения у окружающих людей или разные взгляды на жизнь – это не мешает им контактировать друг с другом. Речь помогает выстроить отношения (семейные, соседские, производственные) и является инструментом для достижения собственных целей.

Как используется вербальное общение

Вербальную речь называют знаковой системой общения, при которой не теряется смысл переданного или полученного сообщения. Основана она на двух принципах:

  1. совокупности слов конкретного языка (это лексика);
  2. правилах создания единиц речи (синтаксис).

В психологии речь и мышление неотделимы, ведь первое является формой существования второго. Когда люди общаются между собой, происходит это по такой схеме:

  • говорящий мысленно подбирает определенные слова;
  • пользуясь правилами лексики и синтаксиса, формирует из них фразы;
  • только потом произносит их вслух;
  • собеседник, услышав сказанное, декодирует информацию для мысленного восприятия и создает в голове собственные образы.

Обратите внимание! Даже при четкой передаче информации возможны искажения и смысловые потери, которые составляют порядка 60%.

Если предложение было составлено по правилам грамматики, сложностей в общении не возникнет. Но только в том случае, когда люди говорят на понятном друг другу языке.

Как достучаться до собеседника

Это же относится к письменной речи. Чтобы получить информацию из печатных изданий (или хотя бы прочитать sms), человек должен владеть данным языком. Чтобы изложить свои мысли на бумаге (напечатать текст на клавиатуре), нужно не только уметь говорить, но и писать.

Сказанные или написанные слова помогают анализировать предметы, события и явления, находить в них основные и второстепенные признаки. Голые, конкретные факты присущи деловой речи. Для эмоционального контакта нужны вербальные дополнительные средства:

  • модуляция голоса, интонация, паузы, ритмика в устной речи;
  • размашистость почерка и угол наклона, сила нажима и направление строк в письме.

Эти выразительные характеристики позволяют понять, как сам корреспондент относится к сообщению и человеку, с которым общается.

Виды вербального общения

Вербальные средства общения это речь, которая в действии делится на 2 типа: «говорю-слушаю», «пишу-читаю». Иными словами, речь разделяют на устную и письменную. Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на составляющие.

Виды речи

НаименованиеОпределение
Устная
ДиалогХарактерна последовательная смена ролей общающихся индивидуумов, в речи которых присутствует определенный смысл. Обмениваясь фразами, собеседники дают понять друг другу, что понимают суть сказанного реципиентом
МонологДлительное высказывание одного человека, не прерываемого другими (пример – лекция, доклад, агитационное выступление, презентация товара и т.п.)
Письменная
НепосредственнаяПереписка в реальном времени осуществляется посредством смс-сообщений, обменом записок на уроке и т.п.
ОтсроченнаяОбщение с помощью бумажных или электронных писем

Письменная форма коммуникаций

Есть еще один вид речи – дактильная, которой пользуются слепые и глухонемые люди. Применяемые в ней знаки представляют собой ручную азбуку, заменяющую привычные буквы.

Устную и письменную речь относят к разряду внешней, существование которой нереально без внутренней речи. Она формируется в голове человека перед тем, как индивид озвучит ее или напишет.

Язык и его функции

Язык не просто выражает мысли и чувства людей. Невозможно представить ни один жизненный аспект, где бы ни применялась речь.

Функции языка

НаименованиеОпределение
КоммуникативнаяОбеспечивает взаимодействие людей, позволяя полноценно общаться с себе подобными
АккумулятивнаяВозможность накапливать и хранить знания, передавая их потомкам (записные книжки, конспекты, художественная и научная литература)
ПознавательнаяЯзык помогает получать знания из книг, фильмов, научных трактатов, лекций и т.п.
КонструктивнаяДает возможность облечь мысль в доступную, понятную другим осознанную форму в виде письменного или словесного выражения
ЭтническаяОбъединяет людей не только в группы одной национальности. Посредством языка возможно общение между народами всего мира
ЭмоциональнаяС помощью слов можно донести до собеседника свои чувства и эмоции

Чтобы успешно использовать функции языка в собственной жизни, человек должен научиться общаться и выстраивать отношения. На умение разговаривать оказывают влияние знание собственного и иностранного языков, правила постановки речи, а также психический аспект. Некоторым людям в общении мешает боязнь контакта с другими индивидуумами. Бездействие только усугубляет ситуацию.

Правила вербального общения

Чтобы добиться желаемого результата в развитии отношений, следует взять во внимание некоторые моменты и применить их на практике:

  • необходимо проявлять доброжелательность и уважение к собеседнику;
  • не навязывать свою точку зрения в обсуждаемых вопросах и тактично обходить «острые углы»;
  • соблюдать логику в высказываниях и последовательность в разговоре;
  • строить разговор на кратких репликах и оптимальном количестве информации;
  • преподносить правдивые сведения, соответствующие предмету разговора;
  • учитывать в общении национальность, социальный статус и отношение собеседника к субкультуре.

В диалоге важно соблюдение очередности высказываний. Человек, без причины перебивающий говорящего, подчеркивает таким поведением низкий уровень собственной речевой культуры.

Как сделать вербальное общение эффективным

Благодаря общению, люди сосуществуют в этом мире, добиваясь определенных высот в жизни. Чтобы коммуникации дали положительные результаты, и окружающие захотели общаться с конкретным человеком, необходимо придерживаться ряда принципов:

  • Своим вниманием и заинтересованностью вызывать сильное желание у оппонента к общению.
  • Искренне и честно оценивать людей и события.
  • Не жаловаться, не осуждать и не критиковать.
  • Проявлять интерес к собеседнику, говорить о вещах, важных для него.
  • Научиться не только четко излагать свою мысль, но и внимательно слушать речь оппонента.

Важно! Мысль, неумело выраженная, может быть истолкована неправильно. Но и невнимательное слушание искажает смысл принимаемой информации. Умение говорить и слушать – 2 составляющие коммуникативного общения.

Интерес к собеседнику

  • Важно не только то, что говорят, но и как произносят слова. Для собеседника эмоции и паравербальные сигналы (артикуляция, скорость, тональность и сопровождающие звуки), присутствующие в речи, могут значить больше, чем сказанные фразы.

Есть люди, которые умеют четко мыслить, но не способны сформулировать фразы в устной речи. Другие неплохо говорят, но в письменную форму облекают слова с трудом. Или наоборот – красиво излагают на бумаге, но в устном общении косноязычны.

Чтобы добиться гармонии во всех вариантах вербальной речи, нужно совершенствовать свои способности, преодолевая психологические барьеры.

Что общего между языками

Человек по жизни пользуется двумя типами общения. Невербальный язык – это не прерогатива глухонемых. Его можно назвать внешним проявлением деятельности мозга. Не начав еще произносить фразы вслух, индивид мимикой лица, позой тела, взглядом может невольно намекнуть о ходе своих мыслей.

Но собеседник может неправильно интерпретировать подобные сигналы, или индивидуум преднамеренно искажает информацию, передаваемую языком тела. Чтобы понять партнера и получить более полные сведения, для анализа необходим еще речевой контакт.

Невербальные и вербальные средства общения несут определенную информацию, передаваемую собеседнику, и являются способом организации обратной связи. При этом язык тела может дополнять вербальное сообщение, усиливая его, или, наоборот, противоречить сказанному.

Интонация, тембр и ритмика голоса – это элементы невербального языка. В то же время данные характеристики являются составляющей словесного общения. С их помощью легко изменить смысл сказанной фразы. Но остальные знаки тела, если их не контролировать, неосознанно «развенчают» ложность высказывания.

Словесная речь и язык тела в гармонии

Чтобы общение не утомляло партнера, оба языка должны быть уравновешены. Монотонность, безэмоциональность речи, чрезмерная жестикуляция мешают в восприятии информации и способны оттолкнуть собеседника.

Недопонимание приводит не только к разочарованию в отношениях, но и к серьезным конфликтам. Проявляется это на любом уровне: в семье, бизнесе, деловом общении, усложняя тем самым жизнь. Научившись владеть языком тела и словесным, приведя оба вида общения в гармонию, человек добьется больших успехов на любом поприще.

Видео

Вербальное и невербальное общение

Вербальное и невербальное общение – это как бы две стороны одного и того же процесса. С помощью языка и речи можно сказать многое, но есть такие моменты, которые лучше всего передаются именно языком тела. Знание возможностей разных форм общения позволяет многое. К примеру, добиваться расположения других людей, предугадывать последствия своих действий и их влияние на окружающих.

Что такое вербальное общение

Человеческая членораздельная речь – особая информационная система, недоступная большинству животных, но ставшая основным средством общения для людей. Понятия «язык» и «речь» кажутся синонимами, хотя наука их всё-таки разграничивает. Язык – это конкретный набор знаков и правил их согласования и сочетания. А речь – сама способность передавать информацию звуковым (и письменным) способом, а также конкретное звучащее «произведение» (разговор, выступление и др.).

Вербальное общение может производиться путём взаимного обмена информацией, и тогда это диалог. А может производиться и в форме монолога – выступления одного лица. При этом факт общения всегда осознаётся всеми его сторонами. То есть чтобы что-то сказать словами, нужно очень этого захотеть. Это составляет одно из главных различий вербального и невербального общения.

Что такое невербальное общение

При этом «внеречевое общение» зачастую происходит неосознанно для одного или всех участников коммуникации. «Язык тела» способен выдавать даже то, что мы бы не хотели обнаруживать в себе. И реакция на невербальное сообщение тоже нередко происходит неосознанно. Между тем есть смысл научиться распознавать внеречевые сигналы, чтобы сделать процесс общения более эффективным.

Чаще всего оба средства общения задействованы одновременно. Многие люди при разговоре склонны жестикулировать, подкрепляя руками и гримасами свои слова и уточняя их смысл. В некоторых культурах жестикуляция считается дурным тоном, однако даже там полностью избавиться от этой «вредной привычки» не удаётся.

Способы невербального общения

Наиболее востребованными невербальными инструментами общения являются жесты и мимика. Руки и лицо – наиболее «эмоциональные» части тела, и наиболее подвижные, вследствие чего они обладают большей выразительностью при разговоре. Выражение эмоций – пожалуй, главное содержание «разговора» при жестикулировании. Вербальное общение далеко не всегда способно передавать эмоциональную составляющую информации, причём в разных «звуковых» языках эта способность различается. В этом случае подключаются руки и лицо. Особенно если разговор ведётся «горячими» и чувственными людьми.

Дополнительные способы невербального общения – это позы, а также прикосновения. Такие телодвижения также могут многое рассказать о человеке, его мыслях и отношении к происходящему.

Даже расстояние между собеседниками может многое сказать об участниках разговора.

Так, существуют виды предельно допустимого расстояния в зависимости от обстоятельств беседы:

  • Интимное расстояние – до полуметра. Так разговаривают собеседники, которые в максимальной степени доверяют друг другу, готовы поделиться самым сокровенным. В частности, очень близко друг к другу стоят влюблённые. Лучшие друзья тоже общаются на максимально близкой дистанции. На таком расстоянии возможны телесные контакты, прикосновения, которые тоже отражают максимально близкие, доверительные и интимные отношения.
  • Межличностное расстояние – от полуметра до 1,2 метра. На такой дистанции ведут дружескую беседу обычные друзья, приятели, близкие знакомые. Здесь также могут допускаться прикосновения, хотя и невозможны такие сильные телесные контакты, как в первом случае.
  • Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 метров. Оно предназначается для неформального взаимодействия в обществе, во время деловой встречи. Чем расстояние больше, тем разговор более формальный. Само собой, что прикосновения на таком расстоянии уже невозможны.
  • Публичное расстояние – более 3,7 метров. Это наиболее подходящее расстояние для лектора, выступающего перед большой группой людей.

Расстояние при разговоре также зависит от пола, возраста, особенностей личности человека. Так, маленьким детям наиболее комфортно общаться на близком расстоянии, а подростки предпочитают отстраняться. Женщина предпочитает более близкую дистанцию, независимо от пола её собеседника. Уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояния, а тревожные люди стремятся быть подальше от собеседников. Властные люди склонны сокращать расстояние при разговоре, напирать – отсюда, видимо, и происходит слово «наезд».

Визуальный контакт – тоже важный источник информации. Зрение для человека является главным органом чувств, с его помощью мы стремимся получить максимум информации о предмете, который нам интересен. Поэтому долгий зрительный контакт означает восхищение собеседником, если взгляд при этом спокойный. Пристальный взгляд с приподнятыми бровями означает ожидание. А навязчивый, пристальный взгляд с несколько тревожным выражением означает возмущение. Если же человек «закатывает» глаза, отводит в сторону, всячески избегает зрительного контакта, то это означает, что собеседник ему неприятен.

Жесты и позы рассказывают о чувствах и установках людей. Важны их манера сидеть, стоять, расположение рук. Например, позитивное расположение распознаётся, когда собеседник сидит с немного наклонённым вперёд корпусом, рука при этом немного касается щеки. Критичность выражается характерным жестом: одна рука находится у подбородка, указательный палец вытянут вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть первой. При недоверии собеседник прикрывает рот ладонью. Превосходство выражается сидячим положением, одна нога положена на другую, руки закинуты за голову, глаза чуть закрыты. При неодобрении человек «стряхивает ворсинки», расправляет одежду или отряхивает её, движения его судорожные, неспокойные.

Потирание подбородка, лба, переносицы являются известными показателями сосредоточенности. Глаза при этом могут быть закрыты. Раскинутые руки, прямая голова, расслабленный корпус говорят об открытости собеседника.

Важное значение имеет и мимика. Она может рассказать и о мыслях человека, и о его чувствах, при этом разные половины лица несут разную информацию. Как известно, за интеллект отвечает левое полушарие мозга, которое управляет правой стороной лица; правое полушарие мозга отвечает за эмоции и управляет левой половиной лица.

Гнев выражают широко открытые глаза, при этом взгляд «прищурен», зубы сжаты, а углы губ опущены. Поднятые брови и приоткрытый рот означают, что человек удивлён. Сведённые брови, растянутые губы с отведёнными вниз уголками говорят, что собеседник напуган. Спокойный взгляд с приподнятыми уголками губ – собеседник счастлив. Опущенные губы и «угасший» взгляд свидетельствуют о печали.

Свой пласт информации несут даже интонация и тембр голоса. Так, растянутое произношение слов и монотонная интонация характерны для высокомерного человека. Чёткая, уверенная речь и высокий тон голоса говорят об энтузиазме, приподнятости. Низкий тон голоса и понижение громкости к концу предложения свидетельствуют об усталости; так же передаётся и взволнованность, но речь при этом более быстрая, высказывания отрывистые. Если в речи много пауз, собеседник покашливает, делает ошибки в словах – значит, он демонстрирует неуверенность.

Роль и важность средств общения для человека

Общение само по себе является одним из главных атрибутов человеческой жизнедеятельности. И важными являются все средства: как вербальное общение, так и невербальное. Каждое средство выражает свою «долю» информации, и умение считывать разные «коды» помогает оценить ситуацию в целом.

Внеречевое общение, в частности, становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой. Для таких целей разработаны различные языки жестов. Любопытно, что в Новой Зеландии местный язык жестов имеет статус официального языка; на этом языке англоязычное белое население общается с маори – коренным народом, представители которого далеко не всегда соглашаются учить английский язык.

Что же касается обычных ситуаций, то важность внеречевой «части» разговора показал австрийский писатель Алан Пиз; он утверждает, что только семь процентов информации мы получаем из речевого компонента общения, а остальное мы воспринимаем через невербальные сигналы. Исследователи также заметили, что в последние годы роль внеречевого общения существенно возросла. Одной из причин тому может быть осторожность: собеседник вполне может солгать, скрыть информацию, и установить его истинные намерения можно только посредством «считывания» жестов и мимики. Повышенная толерантность также не позволяет людям применять эмоционально окрашенные выражения в речи, и тогда на помощь приходят невербальные сигналы.

Распознавание лжи – одно из самых важных умений. Эффект строится на том, что большинство людей не управляет своими эмоциями, поэтому они могут не соответствовать сказанным словам. Слова могут обмануть, но их жестовое «сопровождение» на такое не способно. Если, конечно, собеседник не научился владеть собой и использовать мимику и жесты, чтобы дополнительно запутать того, с кем он разговаривает.

Чтобы научиться распознавать внеречевую информацию, может потребоваться довольно длительное время. Ведь существуют не только всем известные и понятные сигналы, которые отражены даже во фразеологии («головою поник», «стоит разинув рот» и др.), но и довольно тонкие и неочевидные знаки.

Американский писатель Джулиус Фаст как-то описал любопытный случай. В одной школе училась девочка из Пуэрто-Рико, которую однажды директор застал среди компании курящих сверстниц. Все эти девушки отличались наглым и недисциплинированным поведением, кроме этой пуэрто-риканской девушки. Тем не менее директор решил её наказать, потому что уличил её, как он считал, в «подозрительном поведении»: при разговоре она старательно отводила глаза. Спас девушку местный учитель испанского, который объяснил директору, что в Пуэрто-Рико воспитанные девочки никогда не смотрят взрослым людям в глаза, что является знаком уважения.

Очевидно, что язык жестов, мимики, интонаций имеет более древнее происхождение, чем «обычный человеческий» язык. Действительно, членораздельная речь – довольно сложное явление, требующее не только развитого речевого аппарата, но и необходимого уровня абстрактного мышления. А вот невербальная коммуникация широко доступна животным. От них, по-видимому, нам и досталась большая часть внеречевых сигналов.

У животных позы, интонации голосовых выкриков, мимика выражают отношения превосходства и подчинения, выбор партнёра для спаривания, дружеское расположение или вражду и другую информацию. Часто обмен угрожающими позами и выкриками помогает избежать драки, которая может быть невыгодна обеим сторонам. Наиболее богатой системой жестов, поз и мимики обладают, конечно же, приматы, однако и у многих других животных существуют свои наборы сигналов.

Внеречевое общение даже позволяет контактировать с братьями нашими меньшими. Положение хвоста кошки или собаки может многое рассказать о настроении животного в данный момент. Пристальный взгляд для собак и кошек является зловещим сигналом, особенно если смотреть им прямо в глаза.

Вербальное общение

Вербальное общение – это коммуникативное обоюдно направленное действие, совершающееся между одним индивидом, несколькими субъектами или более, которое предполагает трансляцию информации разнообразной направленности и ее прием. При вербальном коммуникативном взаимодействии в качестве механизма коммуникации используется речь, которая представлена языковыми системами и подразделяется на письменную и устную. Важнейшим требованием к вербальной коммуникации является четкость произношения, ясность содержания, доступность изложение мысли.

Вербальное общение может вызывать ответное положительное или негативное эмоциональное реагирование. Именно поэтому каждому индивиду просто необходимо знать и грамотно применять правила, нормы и приемы речевого взаимодействия. Для эффективности коммуникаций и успешности в жизнедеятельности любому человеку следует овладеть искусством риторики.

Вербальное и невербальное общение

Как известно, человеческий индивид существо социальное. То есть субъект, никогда не сможет стать личностью без социума. Взаимодействие субъектов с социумом происходит посредством инструментов общения (коммуникации), которое бывает речевым и невербальным.

Вербальные и невербальные средства общения обеспечивают коммуникативное взаимодействие индивидов во всем мире. Хотя у человека первична мысль, но для ее выражения и понимания другими индивидами необходим такой инструмент вербального общения как речь, которая обличает мысли в слова. Ведь для индивида явление или понятие начинает существовать только при условии приобретения им определения или названия.

Наиболее универсальным средством общения между людьми является язык, который представляет собой основную систему, кодирующую информацию, и важный инструмент коммуникации.

С помощью слов человек делает понятным значение событий и смысл явлений, выражает собственные мысли, чувства, позиции и мировоззрение. Личность, ее язык и сознание неразделимы. Однако при этом абсолютное большинство людей к языку относится так, как к воздуху, т.е. использует его, не замечая. Язык довольно часто обгоняет мысли или не подчиняется им.

Во время коммуникационного взаимодействия людей на каждом его этапе возникают барьеры, которые препятствуют эффективности общения. Часто на пути к взаимопониманию становится использование одинаковых слов, жестов и других коммуникационных инструментов для определения совершенно разных явлений, вещей, предметов. Такие барьеры появляются вследствие социально-культурных различий, психологических и других факторов. Индивидуальные расхождения в человеческих потребностях и системе их ценностей часто не дают возможности найти общий язык даже при обсуждении универсальных тем.

Нарушения процесса коммуникационного человеческого взаимодействия вызывают ошибки, промахи или сбои в шифровании информации, недоучет мировоззренческих, профессиональных, идеологических, религиозных, политических, возрастных и половых отличий.

Кроме этого, для человеческих коммуникаций неимоверно важны следующие факторы: контекст и подтекст, стиль. Так, например, неожиданное фамильярное обращение или развязное поведение может свести к нулю всю информационную насыщенность беседы.

Однако большая часть информации о партнере по коммуникации передается не с помощью вербальных инструментов, а при помощи невербальных средств. То есть представление об истинных чувствах собеседника и его намерениях субъекты черпают не из его речи, а при непосредственном наблюдении за деталями и манерой его поведения. Другими словами, межличностное коммуникационное взаимодействие, главным образом, осуществляется благодаря целому комплексу невербальных инструментов – мимике и жестам, символическим коммуникативным знакам, пространственным и временным границам, интонационным и ритмическим характеристикам речи.

Как правило, невербальные коммуникации являются следствием не сознательной манеры поведения, а подсознательных побуждений. Вербальные механизмы общения довольно трудно подделать, именно поэтому доверять им следует больше, чем словесным формулировкам.

Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникационного взаимодействия людей воспринимаются одновременно (одномоментно), их следует рассматривать в качестве единого комплекса. Кроме того, жесты без использования речи не всегда бывают состоятельными, а речь без мимики пуста.

Виды вербального общения

К вербальному общению относится внешне направленная речь, которая в свою очередь подразделяется на письменную и устную, и внутренне направленная речь. Устная речь может быть диалогической или монологической. Внутренняя речь проявляется при подготовке к устной беседе или, особенно, к письменной речи. Письменная речь бывает непосредственной и отсроченной. Непосредственная речь происходит при обмене записками, например, на совещании или лекции, а отсроченная – при обмене письмами, когда для получения ответа может пройти довольно длительное время. Условия общения при письменной речи строго опосредованы текстом.

Также своеобразной формой словесной коммуникации считается дактильная речь. К ней относится ручная азбука, которая является заменой устной речи и служит для взаимодействия глухих или слепых лиц между собой и людьми, знакомыми с дактилологией. Знаки дактильной речи заменяют буквы и напоминают буквы печатного шрифта.

Обратная связь влияет на точность понимания человеком, воспринимающим информацию, смысла высказываний говорящего. Обратная связь устанавливается только при условии, что коммуникатор и реципиент будут попеременно меняться местами. Задача реципиента заключается в том, чтобы при помощи своих высказываний дать понять коммуникатору, как он воспринял смысл информации. Отсюда следует, что диалоговая речь является последовательной сменой ролей коммуникативного взаимодействия беседующих, в процессе которой обнаруживается смысл речевого высказывания. А монологическая речь, наоборот, может длиться довольно долго при этом, не прерываясь репликами других беседующих. Она требует предварительной подготовки от говорящего. К монологической речи относят лекции, доклады и т.д.

Важными составляющими коммуникативного аспекта общения являются умения точно, четко выражать собственные мысли и умение слушать. Так как нечеткое формулирование мыслей ведет к неверному толкованию произнесенного. А неумелое слушание трансформирует смысл транслируемой информации.

К вербальному общению относится также всем известный вид взаимодействия – разговор, собеседование, диспут и дискуссия, спор, собрание и др.

Разговором называют вербальный обмен мыслями, мнениями, знаниями, сведениями. Разговор (беседа) предполагает наличие двух и больше участников, задачей которых является в непринужденной обстановке высказывать собственные мысли и соображения по заданной теме. Участники беседы могут задавать друг другу вопросы с целью ознакомления с позицией собеседника или прояснения непонятных моментов, возникших в ходе обсуждения. Разговор особенно эффективен при возникновении необходимости прояснения какого-либо вопроса или освещения проблемы. Собеседование представляет собой специально организованный разговор на общественные, профессиональные или научные темы. Диспутом называют публичное обсуждение или спор на общественно важную либо научную тематику. Дискуссией называют публичный спор, результатом которого являются выяснение и соотнесение различных точек зрения, позиций, поиск и выявление верного мнения, нахождение нужного решения спорного вопроса. Спором называют процесс обмена противоположными воззрениями. То есть он обозначает всякое столкновение позиций, разногласия в убеждениях и взглядах, своеобразную борьбу, при которой каждый из участников отстаивает собственную правоту.

Также словесное общение подразделяется на вербальное деловое общение и межличностное. Межличностное общение осуществляется между несколькими индивидами, результатом его является возникновение психологического контакта и определенного отношения между общающимися. Вербальное деловое общение представляет собой сложный многосторонний процесс вырабатывания в профессиональной сфере контактов между людьми.

Особенности вербального общения

Главной особенностью вербального общения считается то, что такая коммуникация свойственна только человеку. Вербальное общение в качестве непременного условия предполагает овладение языком. Благодаря своему коммуникативному потенциалу оно намного богаче всех видов невербальной коммуникации, хотя при этом не в состоянии целиком его заменить. Формирование вербальных коммуникаций первоначально обязательно опирается на несловесные средства коммуникации.

Основным компонентом коммуникации являются слова, которые были взяты сами по себе. Вербальное взаимодействие считается наиболее универсальным способом трансляции мысли. Любое сообщение, построенное при помощи несловесной знаковой системы, можно расшифровать или перевести на словесный человеческий язык. Так, например, красный свет светофора можно перевести как «проезд запрещен» или «остановитесь».

Вербальный аспект коммуникации обладает сложной многоуровневой структурой и может выступать в разных стилистических вариациях: диалект, разговорный и литературный язык и т.п. Успешной или неудачной реализации коммуникативного акта способствуют все речевые компоненты или другие характеристики. Человек в процессе общения из широкого набора всевозможных инструментов речевого взаимодействия выбирает такие инструменты, которые кажутся ему наиболее соответствующими для формулирования и выражения собственных мыслей в конкретной ситуации. Это называется социально значимым выбором. Такой процесс бесконечен в своем многообразии.

Слова в речевом коммуникативном взаимодействии не являются обычными знаками, служащими для названия предметов или явлений. В вербальной коммуникации создаются и формируются целые словесные комплексы, системы идей, религий, мифов, характерных определенному социуму или культуре.

То, как субъект говорит, может сформировать представление у другого участника взаимодействия, о том, кем такой субъект является на самом деле. Такое чаще проявляется, когда коммуникатор играет установленную социальную роль, например, руководитель компании, директор школы, капитан команды и т.п. Мимика, внешний вид, интонации будут соответствовать статусу социальной роли говорящего и его представлению о такой роли.

Выбор словесных инструментов способствует созданию и постижению некоторых социальных ситуаций. Так, например, комплимент не всегда будет указывать на то, что человек хорошо выглядит, он может просто являться своеобразным «коммуникативным ходом».

Результативность и эффективность вербального взаимодействия во многом обусловлена уровнем овладения коммуникатором ораторским искусством и его личностными качественными характеристиками. Сегодня грамотное владение речью считается важнейшей составляющей профессиональной реализации личности.

При помощи речи совершается не просто движение сообщений, но и взаимодействие участников коммуникационного процесса, которые особым образом влияют друг на друга, направляют, ориентируют друг друга. Другими словами, они стремятся к достижению определенной трансформации поведения.

Несмотря на то, что речь является универсальным инструментом коммуникативного взаимодействия, она приобретает смысл только при включении в деятельность. Речь обязательно должна дополняться употреблением неречевых знаковых систем для результативности взаимодействия. Коммуникативный процесс будет неполным, если не использовать невербальные средства.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Вербальные и невербальные средства общения

Учат выражать свои мысли с помощью слов, в школе обучают письму, грамоте. Но речь и текст – не единственно возможные для нас способы передать информацию. Самый первый в нашей жизни, естественный и простой способ выражения мыслей, – с помощью жестов и языка тела. На протяжении всей жизни мы успешно совмещаем два этих способа коммуникации: вербальное и невербальное общение.

Что такое вербальное общение

Вербальное общение – самый привычный для человека способ передачи и получения информации с помощью устной или письменной речи. Такая коммуникация происходит между двумя или более людьми. Для воспроизведения речи человек обладает четкой дикцией, определенным словарным запасом и знаниями о правилах общения.

Важную роль в процессе коммуникации человека посредством вербальной связи играют лексика и синтаксис. Первое подразумевает некоторую совокупность слов, принадлежащих определенному языку. Второе диктует правила формирования мысли.

Вербальное взаимодействие имеет две важные функции:

  1. Сигнификативную. С помощью слов человек может представить любое описание, иметь представление о любой получаемой информации. Словарный запас помогает человеку проводить анализ получаемой информации, выстраивать связи между объектами, о которых поступает информация, и распределять степень значимости (главное, второстепенное).
  2. Коммуникативную. Ее задача – в передаче отношения к получаемой или воспроизводимой информации. При разговоре это выражается с помощью пауз, акцентов, интонации голоса. В письме – аккуратностью написания, расставленными знаками препинания и направления текста.

Несмотря на большую степень значимости вербального общения в жизни человека, оно имеет ряд недостатков:

  • невозможность сформулировать свою мысль четко и донести ее;
  • сложности восприятия чужого повествования;
  • превратное понимание полученной информации;
  • многозначность одних и тех же слов;
  • языковые сложности между носителями разных культур, религий, возрастов и т. д.

Ученые считают, что вербальные коммуникации занимают минимальное, с точки зрения важности, место в навыках взаимодействия человека. Количественный показатель полезности составляет всего 15 % по сравнению с невербальными навыками. Им наука выделила 85 % значимости.

Как объяснить понятие «невербальное общение»

Невербальные коммуникации представляют собой взаимодействие между индивидуумами без применения слов, языковых способов связи. Для передачи мыслей, эмоций человек в таком случае активно применяет язык тела: жесты, мимику, позу, визуальное воздействие. Невербальные коммуникации могут быть неосознанными, к ним относятся перечисленные выше способы передачи информации и специальные. Ко вторым относятся: язык для слабослышащих, глухонемых и азбука Морзе.

Язык тела помогает человеку создавать связь между собеседниками, придавать словам смысл и выражать эмоции, скрытые в тексте. Особенность такой коммуникации в честности. Человек, не знающий психологию такого общения, не способен управлять своими эмоциями и языком тела. Все невербальные знаки имеют свой характер: задумчивый, открытый, неуверенный, доброжелательный, воинственный, сомневающийся и другие.

Важно! Понимание возможных невербальных знаков дает человеку преимущество перед собеседником.

Обладая такими знаниями, оратор может завладеть вниманием публики и настроить на свою точку зрения. Бизнесмены и менеджеры на важных переговорах, с помощью языка тела оппонента, принимают решение о его честности и правильности выполняемых действий.

В разговоре поза, жесты, язык тела имеет первостепенное значение. Ученые выяснили, что при различиях словесной информации и визуальной, воспринимаемой человеком, в подсознании останется именно последняя. С помощью невербального общения собеседник может убедить в своей правоте или подвергнуть свои слова сомнению.

К элементам визуальной взаимосвязи относят:

  • манера держаться (движения, действия в той или иной ситуации);
  • эмоциональный подтекст (движения руками, выражение лица);
  • телесный контакт (касания, рукопожатие, объятия);
  • визуальный контакт (изменение зрачков, пристальность, длительность);
  • движения (походка, расположение при нахождении на одном месте);
  • реакции (отклик на какие-то события).

Виды вербального и невербального общения

Вербальные и невербальные средства общения относятся к способам передачи информации. Каждый из них, в свою очередь, имеет широкое деление на виды.

Вербальная коммуникация предполагает изложение информации с помощью слов, которое делится на устное изложение и письменную речь. Каждая из них, в свою очередь, имеет подвиды. К устной речи относятся:

  1. Диалог (обмен информацией между одним и более людей). Он включает в себя:
    • беседа – обмен информацией в процессе просто естественного общения;
    • интервью – диалоговый процесс с целью получения определенной профессиональной информации;
    • спор – словесный обмен информацией с целью выяснения ситуации, обсуждения конфликта;
    • дебаты – рассуждения перед аудиторией с целью получения единой позиции по той или иной сложной ситуации;
    • полемика – спор с использованием различных научных мнений.
  2. Монолог – непрерывное выступление одного человека. К нему относятся:
    • доклад – заранее подготовленная информация, основанная на публицистических, научных материалах;
    • лекция – всестороннее освещение определенной проблемы специалистом;
    • выступление – небольшое представление заранее подготовленной информации на определенную тему
    • сообщение – небольшая аналитическая сводка, содержащая подкреплённую фактами информацию.

Письменная вербальная речь делится на:

  • Моментальную (передача текстовой информации сразу после написания с последующим скорым ответом).
  • Отсроченную (ответная информация бывает получена после значительного промежутка времени или не приходит совсем).

Стоит отметить! В особую категорию вербального общения можно выделить тактильную форму связи. Такая коммуникация характерна для людей с отсутствием слуха или зрения. В момент передачи информации они пользуются «ручным алфавитом».

И вербальное, и невербальное общение изучает психология, позволяющая с помощью видовых категорий правильно оценить коммуникацию. В результате многолетних исследований есть общепринятые способы трактовки тех или иных форм передачи информации.

Невербальное общение также имеет ряд собственных видов коммуникации. К ним относят:

  • кинесика – совокупность движений тела (жесты, позы, мимика, взгляды);
  • тактильные поступки – способы прикосновения к собеседнику;
  • сенсорика – восприятие собеседника с точки зрения органов чувств (запахи, вкусы, сочетания цветов, тепловые ощущения);
  • проксемика – общение с учетом зоны комфорта (интимной, личной, социальной или общественной);
  • хронемика – применение временных категорий при общении;
  • паравербальная связь – передача определенных ритмов при общении (ритм голоса, интонации).

Особенности вербального общения

Вербальный способ общения характерен исключительно для человеческой культуры. Только люди могут выражать свои мысли с помощью слов. Именно это и является главной отличительной чертой такой взаимосвязи. Кроме нее, можно выделить:

  1. многообразие стилей (деловой, разговорный, научный, художественный и другие);
  2. исключительность (словами можно описать любую знаковую систему);
  3. способность рассказать о человеке (культура, уровень знаний, воспитание, характер);
  4. закрепление выражений, фраз за определенными культурами, социальными группами (фашизм, коммунизм, нигилизм, демократия);
  5. необходимость для реализации в жизни (отсутствие вербальных навыков общения может стать непреодолимым препятствием в личном и профессиональном росте).

Особенности невербального общения

Главная особенность невербальной взаимосвязи заключается в сложности контроля над собственными движениями телом, руками, мимикой и другими важными элементами такого общения. Среди других особенностей невербальных коммуникаций отмечают:

  • двойственность сигналов (есть знаки тела, мимические движения, которые приняты во всем мире, другие будут отличаться, в зависимости от культуры населения);
  • правдивость (невозможно скрыть полностью все сигналы, отражающие настоящие эмоции);
  • создание крепкой взаимосвязи между собеседниками (общая картинка помогает людям собрать полное представление о человеке, сформировать свое отношение к нему);
  • усиление смысла слов при вербальном общении;
  • возможность объяснить сформированную мысль до появления подходящих словесных описаний.

Как вербальное и невербальное общение помогает в повседневной жизни

Вербальное и невербальное взаимодействие – неотъемлемые части друг друга. Только совокупность этих форм коммуникации дает нам полную картинку о получаемой информации. Для эффективного взаимодействия с окружающими необходимо обладать навыками в обеих этих областях.

Вербальное и невербальное общение кратко дают составить впечатление о человеке через несколько минут после начала коммуникации. Уровень владения устной и письменной речью расскажет о культуре и уровне интеллекта личности. Жесты и мимика дадут знать об эмоциональном состоянии и отношении к ситуации.

Для выступления на публике недостаточно хорошо подготовить выступление. Оратор должен обладать навыками воздействия на публику. Существуют определенные техники построения речи, которые позволяют заинтересовать аудиторию. Но одних только слов недостаточно. Выступающий должен уметь держать себя на публике, делать определенные жесты, выполнять движения, привлекающие внимания, заманивать интонациями голоса.

Неотъемлемыми знаниями высшего руководства любых компаний являются вербальные и невербальные средства делового общения. Во многих странах не только директора компаний, но и обычные менеджеры должны знать, как ведет себя человек в момент обыкновенного общения, на собеседовании и при принятии важных решений.

С помощью жестов в процессе разговора человек может пытаться объяснить вещи, сложно воспроизводимые словами. Собеседник чаще всего отлично понимает то, что ему хотели передать. Пытаясь разговаривать с иностранцами, не обладая достаточным количеством словарного запаса, люди увеличивают тембр голоса и активно жестикулируют при общении. На математических занятиях, объясняя, какую-то функцию, лектор может сопровождать слова рисунком в воздухе, для него это способ визуализировать слова, для аудитории – небольшая помощь в понимании.

В заключение

Человек ежедневно прибегает к различным формам и способам связи. Это наша естественная потребность. Вербальные и невербальные средства общения кратко дают возможность составить определенное мнение о собеседнике, выступающем или оппоненте уже с первых минут коммуникации. Невозможно выделить какой-то один, самый важный способ передачи информации. Обе формы общения информативны и полноценно дополняют друг друга.

Ссылка на основную публикацию