Когда происходит смена молочных зубов

Когда меняются молочные зубы

Молочные зубы получили свое название благодаря древнегрескому врачу Гиппократу, убежденному в том, они формируются из молока матери. А знали ли вы, что смена молочных зубов происходит не всегда? При отсутствии зачатков постоянных коронок человек может проходить с молочными всю жизнь, вплоть до старости.

Когда же в норме должны меняться зубы, от чего зависит этот процесс, какие могут быть отклонения, и как их не допустить – читайте в нашей статье.

Сроки смены молочных зубов

Факторы, влияющие на сроки:

  • Наследственность. Очень часто у ребят смена зубов проходит в такие же сроки, как у их родителей в детском возрасте.
  • инфекции, перенесенные ранее;
  • проблемы с обменом веществ. Нарушение метаболизма веществ возникает из-за рахита, фенилкетонурии и других заболеваний, влияющих на обменные процессы;
  • диспепсия – нарушения в работе желудка;
  • отсутствие зачатков коренных моляров. Подобные патологии возникают еще во внутриутробном периоде из-за патологий в ходе беременности.

Как меняются молочные зубы на постоянные

Когда меняются молочные зубы, их корни начинают постепенно рассасываться, уступая место новым.

Как запускается этот механизм?

  1. Все зачатки постоянных зубов отделены от молочных корней костной пластинкой. Когда зачаток коренного зуба начинает развиваться и увеличиваться в размерах, он оказывает давление на костную пластинку.
  2. В ходе этого процесса появляются остеокласты – клетки, растворяющие минеральную составляющую кости.
  3. Параллельно с «атакой» остеокластов извне зуб переживает внутренние изменения: его пульпа (сосудисто-нервная ткань) видоизменяется и прекращается в грануляционную ткань, в которой также присутствуют остеокласты.
  4. Таким образом, молочные корни снаружи и изнутри подвергаются воздействию остеокластов и рассасываются.
  5. Остается одна коронка: она начинает шататься и вскоре отпадает, поскольку ей просто нечем держаться за челюсть.

Нередко этот процесс сопровождается повышением температуры тела, общим недомоганием. Когда зубик «отрывается» от ряда, наблюдается небольшое кровотечение. В норме оно прекращается через 3-5 минут.

Порядок смены зубов

  1. Первыми выпадают центральные резцы – в шести-семилетнем возрасте.
  2. В семь-восемь лет наступает очередь боковых резцов.
  3. С девяти до одиннадцати лет – первые моляры, с девяти до двенадцати – нижние клыки.
  4. Позже всех – с десяти до двенадцати лет – выпадают верхние клыки, первые и вторые моляры обеих челюстей.

У большинства детей процесс смены молочных зубов коренными занимает пять-шесть лет и длится до тринадцати- или пятнадцатилетнего возраста.

Частые вопросы

Все ли 20 молочных зубов меняются?

Должны поменяться абсолютно все. Если какие-то из них не были заменены коренными, необходимо показаться стоматологу.

Как помочь ребенку при выпадении молочных зубов?

Важно обеспечить малышу полноценное питание: включить продукты, богатые кальцием, витамином Д, фтором, свежие овощи и фрукты. Также рекомендуется по максимуму исключить сладости. Большое значение следует придавать гигиене полости рта (в идеале – чистка после каждого приема пищи).

При кровотечении в месте выпавшего зубика ребенку нужно дать закусить стерильный ватный или марлевый тампон.

Когда необходима помощь стоматолога?

Без консультации или профессиональной помощи стоматолога не обойтись, если:

  • наблюдается повышенная отечность и боли в деснах;
  • коренные моляры уже показались, а «временные» еще не выпали. Их нужно удалить, иначе постоянные вырастут криво;
  • молочные выпали, но коренные еще не появились. В таких случаях они могут прорезаться криво.

Что делать, если зубы растут криво?

Записаться на прием к ортодонту и начать лечение. Неправильный прикус исправляют пластинками, брекетами, трейнерами.

Можно ли делать прививки, когда меняются молочные зубы?

Если у ребенка температура – нельзя. Если это никак не отражается на здоровье и самочувствии – можно.

Чтобы убедиться в том, что смена зубов у вашего ребенка проходит нормально, рекомендуем регулярно проходить профосмотры у детского стоматолога.

Рекомендуем также почитать материал о причинах воспаления десен у детей.

Особенности развития ребенка в 4 года

Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды. Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому. Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.

  • Физическое развитие четырехлетнего ребенка
  • Умственное и речевое развитие ребенка
  • Эмоциональное и социальное развитие ребенка
  • Режим и питание ребенка
  • Спортивные занятия с четырехлетним ребенком
  • Обучение языку и логическому мышлению
  • Творческое развитие ребенка

Особенности развития ребенка в 4 года

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

Дети самостоятельно чистят зубы

В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Ребенок знает уже приличное количество слов

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.

Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

Режим и питание ребенка

В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

  • Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
  • Рыбка, желательно морская
  • Крупы любые – 60-70 грамм
  • Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
  • Творожок – 50 г, молочко – 500 г
  • Овощи разные – 220-260 грамм
  • Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
  • Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.
Читайте также:  Воспаление лимфоузлов у детей

На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.

Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.

Обучение языку и логическому мышлению

В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать. Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда. Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.

Как должно происходить в 4 года умственное и физическое развитие ребенка

У многих детей в возрасте 4 лет происходит признание себя как личности, они внутренне ощущают себя взрослыми, способными запомнить и переработать множество информации, хорошо владеют речью, самостоятельно одеваются, кушают и убирают за собой игрушки. К тому же они все еще остаются маленькими, еще не дошкольники, но уже и не младенцы. В данный период от родителей требуется максимум терпения и деликатности, чтобы при необходимости корректировать его поведение и направлять дальнейшее развитие.

Ребенок в 4 года активный, любознательный, веселый

Особенности развития детей

В этом возрасте большую роль играет особенности детской психологии, учитывая которую взрослые могут грамотно выстраивать формирование способностей малыша. Развитие ребёнка в 4 года идет по разным направлениям.

Физическое развитие

Они становятся более самостоятельными, начинают одеваться без помощи взрослого. В норме ребенок 4 лет должен уметь нижеследующее, если у него пока не получается, тогда следует проводить корректирующие занятия.

В 4 года малыш должен много прыгать и бегать

  • ходить уверенным шагом, при этом не шаркая;
  • во время бега изменять темп и ускорение, сохраняя равновесие;
  • выдерживать бег на расстояние от 10 до 20 метров;
  • бегать на протяжении 1 минуты;
  • на протяжении 3-4 секунд стоять на одной ноге;
  • производить прыжки вперед от 2 до 3 метров;
  • прыгать на одной ноге;
  • спрыгивать с 20 сантиметровой высоты;
  • перешагивать через маленькие препятствия;
  • проползать через низкие предметы;
  • лазать по лесенкам на шведской стенке;
  • бросать и ловить мяч;
  • кататься на велосипеде;
  • не паниковать перед водой;
  • катать мяч;
  • держать равновесие на низкой скамейке.

В 4 года детей можно записывать в спортивную секцию

Социальное развитие

Ребенок 4 лет довольно любознателен, ему нравятся новые знакомства. Он уже в состоянии заводить тесное общение, первые шаги дружбы. Однако, у детей дружеские отношения как легко возникают, так и распадаются, причем без какой-либо причины. Дети данного возраста делят людей на хороших и плохих. Исходя из психических данных, было бы неплохо водить детей вместе играть во двор, к друг другу в гости. Пока у детей происходят совместные занятия и общение, у их мам тем временем появится свободное время.

В 4 года у детей появляются друзья

В данном периоде ребенок нуждается в похвале, уважении со стороны родителей, он стает обидчив на замечания.

Именно поэтому задача взрослого заключается в том, чтобы корректно подходить к формированию характера малыша. Сейчас он учится вежливому общению, вниманию, сочувствию, конечно, опираясь на пример взрослого.

Умения и навыки самообслуживания развивают родители и воспитатели

Обучение чтению

Ребенок 4 лет вполне может начинать осваивать чтение. Однако, начиная занятия дома, нужно ориентироваться на уровень его устной речи. Если у ребенка развернутая речь, и он хорошо слышит и произносит звуки, тогда можно начинать обучение.

Развитие речи в 4 года

Прежде всего, необходимо понимать, что у каждого малыша свой темп восприятия нового материала. Он способен грамотно выражать свои мысли, но на страничках букваря вполне может забуксовать. Не стоит здесь раздражаться, можно на небольшое время отложить занятия, возможно он психологически не готов к данным нагрузкам.

Совет: выученные буквы для лучшего запоминания можно нарисовать, слепить, приклеить на холодильник, чтобы они находились как можно чаще перед глазами.

Обучать дома можно по нескольким методикам. Очень популярна в настоящее время методика Жуковой. На страницах своего букваря она дает рекомендации родителям, на что лучше обратить внимание и предлагает метод перехода от простого к сложному.

Кубики Зайцева – эффективный способ обучения чтению

Не менее популярная методика Зайцева с его знаменитыми кубиками. Зайцев предлагает действовать, опираясь на ведущую для малыша деятельность – игру. Во время этих занятий дети меньше утомляются.

Родители сами могут выбрать методику для занятий, не важно традиционная она или основанная на современных подходах. Главное-ребенку должно быть интересно, веселые занятия располагают к дальнейшему интересу в обучении.

Как обучать математике ребенка 4 лет

Многие родители задумываются, как организовать занятия дома. Ведь, когда ему интересно, то урок проходит быстро и качественно. Во время обучения счету необязательно сидеть на месте. Можно проходить количественный счет составляя на кухне тарелки.

Дома хорошо закрепляется счет во время игры в магазин, для детей будет увлекателен процесс оплаты за игрушки.

Для детей 4 лет разработано много занятий, помогающих закрепить знания об геометрических фигурах. Для этого хорошо использовать вырезанные фигуры разного цвета и размера. Если во время работы с предметами попутно собирать картинки, то можно одновременно формировать воображение. Развивать будущего математика можно собирая сюжеты из новых элементов, например, солнце из 2 полуовалов, а прямоугольник из большого квадрата и 2 маленьких.

Развитие дома математических способностей происходит во время формирования представлений о понятиях «много» и «один», «больше» и «меньше».

Можно играть в «пчелок», прячущихся от медведя. Медведь – один, а пчелок – много. На полянку вылетела пчелка – одна, еще вылетела – стало две, еще – три. Сколько стало пчелок на полянке? Снова много.

Роль сюжетно-ролевых игр

Игра- это основной вид деятельности для детей 4 лет. В процессе игры происходит формирование дисциплинированности, внимания, воображения, ловкости. Основная фишка данного занятия заключается в том, что ребенок придумывает себе роль, и сам ее играет, это важно для дальнейшей его социализации. Он в игре прорабатывает полученные впечатления и знания. К сожалению, на сегодняшний день дошкольное времяпровождение вытесняет игру, на ее место приходят компьютеры, телевизоры, смартфоны.

Совет: для того, чтобы у детей легче происходил процесс социализации, нужно находить время на игру с ними.

Сюжетно-ролевая игра в повара

Пользуются спросом у детей ролевые игры в семью, где мама может исполнять роль дочки, а дочка-мамы. Кстати, для этой игры можно использовать кукол. Данная игра способна научить взаимопониманию, усвоению домашних правил.

Поможет справиться с боязнью врачей игра «Больница». Причем, в качестве пациентов могут выступать, как зверушки, так и родители. Неплохо вначале ведущую роль доктора вести взрослому, а потом постепенно устраняться, при этом наблюдая за ходом событий.

Аналогичным способом можно играть с малышом 4 лет и в «Накрывание ужина», «Большую уборку», «Детский сад». Кстати, внимательный родитель именно во время этих игр может узнать о том, что беспокоит малыша.

Развитие мелкой моторики

Занятия на развитие мелкой моторики у ребенка 4 лет – это залог на будущий интеллект крохи.

Известные психологи утверждают, что именно в пальчиках находится ум малыша. Если у него хорошая моторика, то тогда он имеет неплохо развитую речь, память. Такие дети лучше рассуждают, строят предложения. Слабо развитая моторика 4-леток может спровоцировать неподготовленность к письму или проблемам с речью.

Развитие моторики с помощью лепки

Для развития мелкой моторики можно использовать подручные материалы: шнурки, капсулы от «Киндер-сюрпризов», пуговицы, прищепки, рис, гречку. Хорошо развивают пальчики нанизывание бусин на проволоку, пирамиды на штырь, застегивание пуговиц, замочков, кнопочек, молнии.

Отдельно хотелось упомянуть про гимнастику для пальчиков. Вначале занятия можно похлопать в ладоши, причем задавая определенный темп и громкость, походить по столу указательным и средними пальчиками. Затем пусть большой пальчик поздоровается со всеми остальными по очереди. На данном моменте можно повторить и названия пальчиков. Данные занятия следует проводить ежедневно.

Пальчиковая гимнастика – упражнения

Хорошо развивает моторику лепка, рисование, обведение фигуры по точкам, в летний период-рисунок песком на пляже. Главное условие результативности – это регулярность занятий.

Знания об окружающем мире

Ребенок 4 лет должен уже многое знать о себе и об окружающем его мире. Давайте посмотрим, что он должен уметь и знать, может быть на что-то ушло от взрослого внимания.

В 4 года дети активно интересуются окружающим миром

  • знать свою фамилию, имя, отчество, имена мамы, папы, бабушки, дедушки, сестер и братьев;
  • называть свой возраст;
  • название города, в котором он живет, домашний адрес;
  • разбираться со временами года, когда летают бабочки, падает снег, когда на деревьях желтые листья, когда тает снег;
  • иметь представление об основных явлениях природы, какие осадки бывают в летний период, что выпадает зимой;
  • различать знакомые бытовые приборы и давать им характеристику: форма, цвет, предназначение;
  • различать фрукты от овощей;
  • различать домашних и диких животных;
  • называть животных и их детенышей.

В данном возрасте дети стремятся к самостоятельности, они жаждут все узнать. Основная задача родителей – это не препятствовать получению новых знаний, нужно давать им больше самостоятельности, поддерживать, не зацикливаться на неудачах. Иначе может вырасти неуверенная в себе личность.

Развитие ребенка в 4 года

Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?

Особенности возраста

  • Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
  • После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
  • Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
  • Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.
  • Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.
Читайте также:  Косоглазие у детей до года - что надо знать о причинах, как определить аномалию и как ее исправить (лечение)

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в 4-4,5 года умеют:

  • Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.
  • Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.
  • Прыгать вперед на обеих ногах.
  • Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).
  • Ходить по скамейке, удерживая равновесие.
  • Играть с мячом – бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.
  • Кататься на велосипеде.
  • Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.
  • Играть с другими детками в группе или в паре.
  • Правильно называть множественное число существительных.
  • Верно употреблять предлоги.
  • Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.
  • Заботиться о животном.
  • Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).
  • Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.
  • Помогать родителям в уборке.
  • Сдержанно вести себя на людях.
  • Знать некоторые буквы.
  • Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
  • Отличать живое и неживое.
  • Понимать сюжет мультфильма или спектакля.
  • Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
  • Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
  • Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
  • Раскрашивать рисунки без выхода за границы.
  • Соединять точки линией.
  • Нанизывать пуговицы и бусинки.
  • Знать времена года, явления погоды, а также части суток.
  • Определять пропавший предмет.
  • Пересказывать сказку.
  • Находить различия между двумя изображениями.
  • Складывать пазлы из 2-4 элементов.
  • Обобщать предметы в группы.
  • Находить одинаковые пары предметов.
  • Определять лишние предметы.
  • Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.
  • Пользоваться ножницами.

Рост и вес

По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:

Показатель

Среднее значение в 4 года

Границы нормы для мальчиков 4 лет

Границы нормы для девочек 4 лет

Ребенок отстает в развитии в 4 года. Признаки и действия

Ваш ребенок растет в своем темпе?
Кажется, в нем нет энергии, свойственной детям?
Вы переживаете, что что-то пошло не так в его развитии?

Четыре года – очень важный период. Кризис трех лет уже почти позади, а впереди ребенка ждет интенсивная подготовка к школе. В этом возрасте большинство детей говорит достаточно хорошо, интересуется окружающим миром, стремится к общению со сверстниками и взрослыми.

В их активном словаре около тысячи слов, и они уже умеют строить правильные, с точки зрения, грамматики, фразы. Четырехлетка уже в состоянии связно рассказать, что интересного произошло за день, поделиться впечатлениями об игре или мультфильме, подкрепляя свой рассказ жестикуляцией и мимикой.

На 4 года приходится интенсивное развитие речи, памяти, внимания, воображения, мышления. Уже можно заметить наклонности и таланты ребенка. Наибольший интерес у четырехлеток вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры со сверстниками, поскольку через них он общается и учится управлять своим телом.

Мальчики и девочки: есть ли отличия в развитии или нет?

Как правило, речь у девочек в возрасте четырех лет, более развита, чем у их сверстников-мальчиков. Они лучше выговаривают звуки и знают больше слов. Однако не следует принимать это явление за постоянную закономерность. Мальчики тоже используют в речи развернутые предложения и могут обладать неплохой дикцией.

В физическом отношении дети действительно отличаются. Мальчики обычно имеют более высокий рост, а их мускулатура лучше развита, чем у девочек, поэтому и вес их также немного больше, чем у ровесниц.

Когда нужно срочно идти к специалисту?

О том, что ваш ребенок отстает в развитии, указывают следующие признаки:

  • он не может прыгнуть в место, указанное взрослым, спрыгнуть со ступеньки, бросить мяч;
  • у него никак не получается научиться кататься на трехколесном велосипеде, удерживая ступни на педалях;
  • берет мелкие предметы, но не удерживает их;
  • избегает общения с детьми и взрослыми, которые не входят в круг семьи;
  • постоянно играет в одиночку в однотипные игры;
  • не может удержать в руке карандаш;
  • у него не получается построить башню или другую конструкцию более чем из четырех деталей строительного конструктора (кубиков, брусочков);
  • имеет скудный словарь и не может составить предложения из более чем двух-трех слов, даже если ему нужно выразить собственное желание или потребность;
  • речь состоит из нескольких слов, понятных только близким родственникам ребенка;
  • не задает вопросы, содержащие слова где, почему, куда, кто, что, когда, как и т. д.;
  • всегда сопротивляется, когда вы его просите одеться, вымыть ручки, покушать
  • или не может обслуживать себя вообще;
  • когда он спит в своей кроватке, то сон очень плохой, беспокойный, ребенок часто просыпается;
  • у малыша резко меняется настроение, он легко выходит из себя, устраивает бурные истерики, в ярости бросает и ломает предметы, мучает животных, младших детей. Вам требуется много времени, чтобы его утихомирить.

Если вы нашли более трех признаков отставания в развитии из приведенного списка, то нужна срочная помощь специалистов. Мы рекомендуем всегда внимательно присматриваться к своему ребенку: если он вдруг утратил хотя бы один из приобретенных навыков, то в его развитии происходит что-то очень нехорошее.

Что делать?

В первую очередь нужно установить причину отставания – это отправная точка для назначения грамотной терапии и составления индивидуальной коррекционной программы. Для этого вам нужно посетить нескольких детских специалистов.

  1. Невролог
    Обследование у этого врача – первое, что вы должны сделать. Если причина отставания в органическом поражении или незрелости структур ЦНС, то невролог подберет комплексную терапию, основанную на приеме медикаментов и лечебной физкультуре.
  2. Психолог
    Причиной отставания в развитии может быть соматический инфантилизм. Это явление не связано с каким-то физическим дефектом, а вызвано педагогической запущенностью, неблагополучной обстановкой в семье. Иными словами, по ряду причин ребенка мало и неправильно воспитывали, не уделяя достаточно времени его развитию. В результате он растет несамостоятельным, полностью зависящим от матери, у него нет интереса к учебе, познанию мира, общению. Этот диагноз обычно ставится в возрасте 3-4 года.

При возможности отдайте ребенка в коррекционный или дефектологический детский сад. Если отклонение в развитии выявлено в начальной форме, то после 2-3 лет в таком учреждении ребенок может догнать сверстников и пойти вместе с ними в обычную школу. В том случае, когда посещение детсада невозможно, обязательно ходите на занятия к детским специалистам и занимайтесь дома сами по индивидуальной коррекционной программе.

Самое главное в коррекции – не упустить время. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему догнать сверстников, тем хуже окажутся результаты занятий. Статистика показывает, что если, например, малыш не заговорил к пяти годам, то появление речи маловероятно. Поэтому не откладывайте визит к специалисту на неопределенное будущее, а запишитесь на консультацию прямо сегодня. Не жалейте сил и времени на занятия. Благополучие ребенка превыше всего.

Как должно происходить в 4 года умственное и физическое развитие ребенка

И. А. Галкина (к.пс.н.)

Возраст от трех до пяти лет называют средним дошкольным. По словам Л.С. Выготского, у детей в этот период складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение. Рассмотрим возрастные особенности развития ребенка от трех до пяти лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможные сложности и скорректировать их.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их крупная и мелкая моторика совершенствуется.
  • Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека, центр тяжести смещается вниз.
  • Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек — жировой. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. В этом возрасте важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес. В раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.
  • Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.
  • Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.
  • Совершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.
  • К четырем годам у ребенка уже должен быть весь комплект молочных зубов. Если их меньше двадцати, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Три года. Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, надевать обувь на липучках. В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки.

Четыре года. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходить задом наперед, прыгать в сторону, вперед и назад, чередовать бег с прыжками, перепрыгивать через невысокие препятствия, маршировать в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой / левой руки.

Пять лет. Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками, ездит на двухколесном велосипеде, катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет – важнейшая ступень в становлении ребенка. Данный период развития отличается быстрым усвоением информации, поэтому родителям стоит позаботиться об организации увлекательных занятий со своим малышом.

В возрасте трех лет ребенок взаимодействует с миром, опираясь только на полученные знания. Он вспоминает то, что было с ним в прошлом и на основании прошлого опыта принимает решения, подтверждая старые или приобретая новые умения. Память ребенка в этом периоде развития непроизвольная: запоминание информации и запечатление образов происходят сами собой. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки, диалоги из фильмов, сопереживают героям из книг и кино. К пяти годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Внимание становится произвольным – ребенок в четыре-пять лет, если его просить постоянно говорить вслух то, что он держит в поле внимания, то он будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, загадки).

К четырем-пяти годам формируются математические понятия и навыки счета. Дети используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы, научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток. Различают правую и левую руку.

Совершенствуется воображение ребенка, к четырем-пяти годам воображение настолько развито, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий. Он постепенно научается замещать в воображении реальные предметы и ситуации воображаемыми, особенно эта способность развивается к шести-семи годам.

С четырех-пяти лет дети начинают мыслить образами. Ребенок легко запоминает, воспроизводит полученную информацию и активно расширяет свои знания об окружающем мире. Такой скачок в развитии ребенка происходит за счет развитие речи и творческого мышления.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В возрасте трех-пяти лет продолжается активное освоение речи: значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей. Расширяется употребление предлогов, используются формы повелительного наклонения глаголов, предложения становятся сложносочиненным. Ребенок способен пересказать небольшую сказку, составить рассказ по картине, совершенствуется диалоговая речь: он поддерживает беседу, задает вопросы и правильно отвечает на них. В целом речь становится более выразительной, контекстной, т.е. ребенок способен описать ситуацию так, что она понятна без непосредственного восприятия этой ситуации. Период четырех-пяти лет – это пик сензитивного периода развития речи, и при условии сформированности произношения родного языка, отсутствии логопедических проблем ребенку можно рекомендовать начинать освоение иностранного языка.

В норме ребенок четырех – пяти лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то следует обратиться за помощью к логопеду. Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, – возможно, он не слышит их.

Для того, чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, нужно чаще с ним разговаривать. И важно, чтобы контакт как можно чаще был обоюдный, то есть в форме диалога. Родителям не стоит ограничиваться простейшими темами, уже можно обсуждать мультфильмы и прочитанные книги, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет – важнейшая ступень в становлении ребенка как личности. В этом возрасте формируется долговременная память. Малыш уже воспринимает себя как отдельную неповторимую личность, а чувства и эмоции складываются в воспоминания детства и свой уникальный опыт. В данном возрасте у ребенка зарождаются и активно развиваются такие черты характера, как самоуважение, ценность собственной личности, чувство достоинства.

Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок четырех – пяти лет оценивает себя более реалистично, чем в трехлетнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка является группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают зеркалом – сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает определить собственные качества.

В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако имеет значение не столько одноразовый успех, сколько устойчивость успехов. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности. У него формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.

После трех лет ребенок начинает видеть себя со стороны и осознавать свою половую принадлежность. Это тоже необходимо учитывать родителям, чтобы вовремя привить необходимые женские и мужские образцы поведения.

ИГРЫ И ИГРУШКИ

Игра для ребенка – это ведущая деятельность. Со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается, но на самом деле он выполняет важную работу. В игре дети реализуют свое стремление к самостоятельности, учатся терпению, настойчивости, общаться со сверстниками, контролировать свое поведение, а также развивают волю, воображение, мышление и нравственные установки.

В играх дети уже придерживаются определенных правил и строго их контролируют, заранее продумывают сюжет игры и разделяют между собой роли. Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте очень важна, но ребенок должен уметь играть не только в компании, но и в одиночестве – когда задействована только его фантазия. Малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить одного, и он не будет испытывать чувства тревоги. Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начинаете с ним игру, увлекаете его, потом на несколько минут выходите из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один и привыкает к тому, что постоянное присутствие взрослого необязательно.

Для того, чтобы развивать различные стороны интеллекта ребенка, необходимо, чтобы и игрушки были разные: игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки создает из сырого песка. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин и глина. Почаще занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, аппликацией и т.д. Эти занятия развивают творческое мышление и творческие способности ребенка.

Средний дошкольный возраст является важной ступенью развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. Задача родителей – как можно больше расширять кругозор ребенка. Этот возраст можно назвать возрастом “интеллектуального голода” – малыш хочет знать обо всем и задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Очень важно на них отвечать и формировать у малыша правильные ценности. Делая это в игровой форме в этот период, вы сможете заложить основы нравственного развития, которые в более поздние годы обязательно принесут свои плоды.

Для того чтобы развитие ребенка в возрасте от 3 до 5 лет прошло успешно, важно не только правильное воспитание детей родителями, но желательно также посещение детьми и специальных занятий, проводимых опытными психологами. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть дополнительная общеразвивающая программа «Психологические развивающие занятия», которая рассчитана на детей этого возраста. Об этой программе мы расскажем во второй части нашей статьи.

Особенности детей четвертого года жизни
статья по теме

Умения и навыки детей четвертого года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_detey_chetvyortogo_goda_zhizni.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности детей четвёртого года жизни.

Как правило, человек помнит себя с трёх лет. А в четвёртый год жизни ребёнок вступает уже осознавая свою индивидуальность, своё Я.

Если он раньше держался за руку мамы, то теперь он высвобождает руку и делает первые шаги в самостоятельность, а родителям нужно поддерживать и укреплять эту самостоятельность ребёнка.

В четыре года пришло время узнать свои права и обязанности, а также права других людей. Если воспитание неправильное, то как раз в этот период закрепляется эгоизм, требовательность к другим без требования к себе.

Это время, когда правильное воспитание решает, каким человеком ему быть. Видите, уважаемые родители, какой это важный этап в жизни вашего малыша!

В данной статье перечислим лишь некоторые навыки четырехлетнего ребенка при условии его нормального развития, и отсутствия каких-либо серьезных заболеваний. Большинство из этих умений формируются с помощью обучения со стороны взрослых людей (чаще всего родителей).

Умственное развитие ребенка в четыре года характеризуется тем, что он, как правило, уже умеет следующее:

– умеет считать до десяти (иногда и более того);

– знает свой адрес (место жительства);

– малыш способен к пересказу событий из реальной жизни или из сказки, которую ему читала мама перед сном;

– он также уже знает некоторые антонимы и различает их между собой (грустный – веселый, большой – маленький и так далее);

– ориентируется и не путает между собой времена: будущее, прошедшее, настоящее;
– использует в своей речи предложения, состоящие из 5 и более слов;

– хорошо выговаривает буквы «Р», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» и другие буквы русского алфавита; если же с произношением каких-либо букв у ребенка есть трудности, тогда сходите с ним к логопеду, который будет с ним заниматься с целью устранения возникших проблем в речи.

Чем ближе ребенок становится к своему пятому дню рождения, тем больше становится его словарный запас, он составляет уже около 3000 слов.

Напоминаем родителям вновь и вновь, что ребенок самостоятельно не может научиться тому, чего еще совсем не умеет. Это значит, что с ним необходимо заниматься, учить всему, разговаривать, помогая в чем-либо, заодно и подсказывать или показывать, как совершать то или иное действие. Родители – главные источники знаний для ребенка. Но это, конечно же, не значит, что никто другой не может повлиять на него, научить его чему-то. Этому всячески нужно способствовать. Бабушка или дедушка так или иначе тоже могут поспособствовать правильному развитию ребенка. Например, рассказывая и показывая растения, выращенные в огороде, в саду. Ребенок может наблюдать и слушать одновременно в тот момент, когда бабушка будет закрывать варения и соления. Он может сделать много новых открытий для себя. Согласитесь, здорово чему-то удивляться в первый раз! Так что это тоже бесценный опыт и поэтому не стоит лишать ребенка позитивных эмоций и новых познаний.

Также хочется напомнить, что ваш малыш индивидуален во всем! Не стоит исключать того, что ребенок будет более преуспевать, чем его сверстники, либо же наоборот, немного отставать от ровесников по уровню своих знаний и способностей. Если же наблюдается явное отставание в развитии (как физическом, так и психическом), тогда стоит задуматься и обратиться к профессионалам (психологу, логопеду, неврологу).

Уже в раннем периоде жизни ваш ребёнок был знаком с понятиями “надо и нельзя”, но четырёхлетнему вы должны теперь разъяснять, почему “нельзя” и почему “надо”.

У четырёхлетнего ребёнка большую часть его речи составляют вопросы. Этот натиск вопросов свидетельствует о возросшей любознательности ребёнка. Чтобы стимулировать умственное развитие малыша, родители должны отвечать на все вопросы вдумчиво и серьёзно. Чем глубже ответы, тем глубже ум ребёнка.

Таким образом, интеллектуальное развитие четырёхлетнего ребёнка зависит более всего от качества ответов на его вопросы, хотя и игра по-прежнему важна.

Начинайте загадывать ребёнку простые загадки и не спешите подсказывать отгадку, пусть подумает сам. Потом с помощью наводящих вопросов вы подведёте малыша к отгадке. Вслед за первой задайте вторую однотипную загадку. Так вы научите своего малыша отгадывать загадки, что будет способствовать умственному развитию. Также учите ребёнка из ряда предметов выделять лишнее и доказывать своё мнение.

Четырёхлетнему под силу овладеть и некоторыми математическими представлениями . Ребёнок этого возраста различает понятия один-много – мало ; определяет величину контрастных предметов с помощью слов: длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, лёгкий-тяжёлый ; ориентируется в пространстве: спереди-сзади, далеко-близко, наверху-внизу, под-над ; во времени: утро-вечер, день-ночь . Все понятия отрабатываются в играх и в быту.

В дидактических играх у ребёнка развивается умение узнавать форму, цвет, величину : красный кубик, большая машина, круглое яблоко.

Хочу обратить ваше внимание на чтение . Книгам в этот период жизни ребёнка нужно уделять много внимания. Книга должна стать постоянным элементом в жизни ребёнка. Создайте все условия, чтобы ребёнок мог самостоятельно рассматривать книги, узнавать на иллюстрациях знакомых героев. Нужно каждый день читать ребёнку подходящую его возрасту книгу, задавать простые вопросы, вызывать эмоциональный отклик на читаемое художественное произведение. Если в доме не будет достаточно красиво оформленных книг, ребёнок не полюбит чтение.

В заключение хочу поговорить о воспитании вежливости . В четыре года ребёнок уже вполне вежлив, к старшим обращается на “Вы”, использует в речи “вежливые” слова. Вы должны терпеливо объяснять ребёнку, что перебивать говорящего невежливо, учите терпеливо ждать своей очереди. Поэтому за столом первая тарелка – пожилому человеку, вторая – папе, вернувшемуся с работы, а третья – ему, маленькому. По времени разница мизерная, аппетит не пропадёт, а уважение к старости и труду будет проявлено.

Ссылка на основную публикацию